Сообщение джаз сообщение 20 века

Обновлено: 04.07.2024

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Джаз - потрясающая музыка, живая, непрестанно развивающаяcя, вобравшая ритмический гений Африки, сокровища тысячелетнего искусства игры на барабанах, ритуальных, обрядовых песнопений. Добавьте хоровое и сольное пение баптистских, протестантских церквей - противоположные вещи слились воедино, подарив миру удивительное искусство! История джаза необычна, динамична, наполнена удивительными событиями, которые повлияли на мировой музыкальный процесс.

Что такое джаз?

  • полиритмия, основанная на синкопированных ритмах,
  • бит - регулярная пульсация,
  • свинг - отклонение от бита, комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры,
  • импровизационность,
  • красочный гармонический и тембровый ряд.

Это направление музыки возникло в начале двадцатого века в результате синтеза африканской и европейской культур как искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько исполнителей, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией.

Дальнейшее развитие нового музыкального направления происходило за счёт освоения композиторами новых ритмических, гармонических моделей.

Кроме особой выразительной роли ритма были унаследованы другие черты африканской музыки - трактовка всех инструментов как ударных, ритмических; преобладание разговорных интонаций в пении, подражание разговорной речи при игре на гитаре, фортепиано, ударных инструментах.

История возникновения джаза

Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.

Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской, которая претерпела серьёзные изменения, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. Поэтому всемирная история джаза неотделима от истории американского джаза.

История развития джаза

В 20-е годы были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов ("скэт"). Значительное место занял блюз. Позднее оба этапа — новоорлеанский, чикагский — объединяются термином "диксиленд".

В американском джазе 20-х годов возникла стройная система, получившая название "свинг". Для свинга характерно появление нового типа оркестра — биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации, перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала.

Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов — секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), "медной" секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).

Появилась сольная импровизация, основанная на "квадрате" ("хорусе"). "Квадрат" — это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме, исполняемая на фоне того же, что и основная тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты.

В 30-е годы стал популярен американский блюз, получила распространение песенная форма из 32 тактов. В свинге начал широко применяется "рифф" — двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист.

Среди первых биг-бэндов — оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов - Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратился к крупным циклическим формам, основанным на негритянском, латиноамериканском фольклоре.

Американский джаз 30-х годов коммерциализировался. Поэтому в среде любителей и знатоков истории происхождения джаза возникло движение за возрождение более ранних, подлинных стилей. Решающую роль сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х годов, отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде, аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.

Этот стиль, открывающий современную эпоху, получил название "боп" или "бибоп". Эксперименты талантливых американских музыкантов и исполнителей джаза— Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Телониуса Монка и других — фактически положили начало развитию самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.

С конца 40-х до середины 60-х годов развитие происходило в двух направлениях. Первое включало стили "cool" - "прохладный", и "west coast" - “западное побережье”. Для них характерно широкое использование опыта классической и современной серьезной музыки - развитые концертные формы, полифония. Второе направление включало стили "хардбоп" - "горячий", "энергичный" и близкий ему “soul-jazz" (в переводе с английского "soul" — "душа"), сочетавшие принципы старого бибопа с традициями негритянского фольклора, темпераментные ритмы и интонации спиричуэлов.

Оба этих направления имеют много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также свинговать вальсовые и более сложные размеры.

Были предприняты попытки создания произведений крупной формы - симфоджаз. Например "Рапсодия в блюзовых тонах" Дж. Гершвина, ряд сочинений И.Ф. Стравинского. С середины 50-х гг. эксперименты по соединению принципов джаза и современной музыки вновь получили распространение, уже под названием "третье течение", также и у русских исполнителей ("Концерт для оркестра" А.Я. Эшпая, произведения М.М. Кажлаева, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром Р.К. Щедрина, 1-я симфония А.Г. Шнитке). Вообще, история появления джаза богата на эксперименты, тесно переплетается с развитием классической музыки, ее новаторских направлений.

С начала 60-х гг. начинаются активные эксперименты со спонтанной импровизацией, не ограниченной даже конкретной музыкальной темой - Freejazz. Однако еще большее значение получает ладовый принцип: каждый раз заново выбирается ряд звуков — лад, а не четко различимые квадраты. В поисках таких ладов музыканты обращается к культурам Азии, Африки, Европы и др. В 70-е гг. приходят электроинструменты и ритмы молодежной рок-музыки, основанной на более мелком, чем ранее, дроблении такта. Этот стиль получает сначала название "fusion", т.е. "сплав".

Говоря кратко, история джаза - это повествование о поиске, единении, смелых экспериментах, горячей любви к музыке.

История советского джаза

Российским музыкантам и любителям музыки безусловно любопытна история возникновения джаза в советском союзе.

В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 году Леонид Утесов организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив "Tea-джаз". Стиль "диксиленд" и "свинг" практиковался в оркестрах А.В. Варламова, Н.Г. Минха, А.Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. начинают развиваться небольшие любительских коллективы ("Восьмерка ЦДРИ", "Ленинградский диксиленд"). В них получили путевку в жизнь многие видные исполнители.

В 70-е годы начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки.

С 1973 года пианист Л.А. Чижик стал выступать с "вечерами джазовой импровизации". Регулярно выступают ансамбли под руководством И. Брил, "Арсенал", "Аллегро", "Каданс" (Москва), квинтет Д.С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа), оркестр О.Л. Лундстрема, коллективов К.А. Орбеляна, А.А. Кролла ("Современник").

Джаз в современном мире

Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится "всемирной музыкой" (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс "Warmdaddy" Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.

Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.

К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.

Нам еще предстоит насладится сотнями прекрасных концертов и смелых экспериментов, стать свидетелями зарождения новых направлений и стилей - эта повесть еще не дописана до конца!

воспитывался на традициях западноевропейской концертной музыки.

Сегодня джаз имеет приверженцев и исполнителей во всех частях света,

проник в ку льтуру всех стран. Справедливо сказать, что джаз – это всемирная

Джаз (англ. j azz) сложился в южных штатах США на рубеж е XIX – XX

веков в результате синтеза европейской и африканской музыкальной культуры.

Носителями африканской культуры выступали американские негры – потомки

рабов, вывезенных из Африки. Это проявилось в обрядовых плясках, рабочих

песнях, духовных гимнах – спиричуэлс, лирических блюзах и рэгтаймах,

госпелсах (негритянских псалмах) возникших на протяжении XVIII – XX веков

в процессе ассимиляции неграми культуры белого населения США.

Основные черты джаза — основополагающая роль ритма, регулярная

порождающие ощущение волнообразного движения ( swing), импровизационное

начало и т. д. Джазом также называют оркестр, состоящий преимущественно из

духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенных для исполнения

Джаз является по преимуществу исполнительским искусством. Впервые

это слово появилось в 1913 г. в одной из сан-францисских газет, в 1915 г. вошло

в название джазового оркестра Т. Брауна, выступавшего в Чикаго, а в 1917 г.

появилось на грампластинке, записанной знаменитым новоорлеанским

менее не вызывает никакого сомнения. Что оно имело довольно вульгарный

смысл в то время, когда его стали применять к этому виду музыки –

приблизительно в 1915 г. Следует подчеркнуть, что первоначально это название

музыке дали белые, показывая свое к ней пренебрежительное отношение.

тромбона и рит м-секции (это могли быть банджо или гитара, т уба или

контрабас), интерпретировавший мелодии спиричуэлс, рэгтаймов, блюзов и

популярных песен. Исполнение представляло собой коллективную

полифоническую импровизацию. Позднее коллективная импровизация

сохранялась лишь во вступительных и заключительных эпизодах, а в остальных

солировал один голос, поддержанный ритм-секцией и несложным аккордовым

В Европе XVIII в., ког да и мпровизация являлась обычной чертой

музыкального исполнения, импровизировал только один музыкант (или певец).

В джазе, при условии определенного согласия даже восемь музыкантов могут

импровизировать одновременно. Именно это происходило в самом раннем

Блюз является самой важной и влиятельной из всех афро-американских

идиом для джаза. Блюз, используемый в джазе, не обязательно отражает грусть

или печаль. Эта форма представляет собой соединение элементов традиций

Африки и Е вропы. Блюз поется с мелодической спонтанностью и с высокой

эмоциональностью. В начале 20-х годов, а возможно и раньше блюз стал не

Подлинный рэгтайм появился в конце 1890-х годов. Он сразу же стал

популярным и подвергся всевозможным видам упрощения. В основе своей

рэгтайм был музыкой для исполнения на инструментах, им еющих клавиатуру,

подобной клавиатуре пианино. Не вызывает сом нения тот факт, что танец

на жем анные манеры белых южан) предшествовал рэгтайму, поэтому должна

Различают так называемые нью-орлеанский и чикагский стиль джаза.

Уроженцы Нью-Орлеана создали наиболее известные ансамбли и произведения

джаза. Ранний джаз обычно исполнялся маленькими оркестрами от 5 до 8

инструментов и отличался определенным инструментальным стилем. В джаз

проникают чувства, отсюда больший эмоциональный подъем и глубина. В

своей завершающей фазе центр развития джаза перемещается в Чикаго. Его

виднейшими представителями стали трубачи Джо Кинг Оливер и Луи

Армстронг, кларнетисты Дж. Доддс и Дж. Нуи, пианист и композитор Джелли

Ролл Мортон, гитарист Дж. Сент-Сир и ударник Уоррен Бэби Доддс.

Исполнение пьес одним из первых джазовых коллективов – Original

Dixieland Jazz-Band – в 1917 году было записано на грампластинки, а с 1923

года начинается систематическая грамзапись джазовых пьес.

Широкие круги публики США познакомились с джазом сразу после

окончания первой мировой войны. Его техника была подхвачена большим

числом исполнителей и наложила отпечаток на всю развлекательную музыку

Однако начиная с 20-х и до середины 30-х годов было принято

испытывали влияние джаза в ритмическом, мелодическом и тональном плане.

Симфоджаз (англ. simphojazz) - стилевая разновидность джаза в

сочетании с легкожанровой симфонической музыкой. Впервые этот термин

употребил в 1920- х годах известный американский дирижер Пол Уайтм ен. В

Однако тот же Уайтмен стал инициатором создания и первым исполнителем

симфонической музыки оказалось на редкость органичным. Были попытки

воссоздать подобный синтез в новом качестве и в более позднее время.

К началу 30-х годов на смену нью-орлеанскому и чикагскому джазу

включавшими 3-4 саксофона, 3 трубы, 3 тромбона и ритм-секцию. Термин

в котором сильно чувствовалось его влияние. Увеличение состава заставило

перейти к исполнению предварительно созданных аранжировок, записанных на

ноты или разучиваемых прямо на слух по непосредственным указаниям автора.

Дюк Эллингтон, У. Чик Уэбб, Дж. Ландсфорд. В каждом из них сочетался

талант руководителя оркестра, аранжировщика, композитора и

инструменталиста. Вслед за ними появились оркестры Б. Гудмена, Г. Миллера и

других, которые заимствовали технические достижения негритянских

развивать жанры камерного и концертного джаза. Выступая в составе

небольших ансамблей, они создают серию пьес, адресованных в равной мере

как танцующей публике, так и сравнительно узкому кругу слушат елей-

знатоков. Эллингтон записал со своим оркестром сю иту «Реминисценция в

Решающий перелом наступил в начале 40-х годов, когда группа

музыкантов возглавили новое направление джаза, назвав его

(англ. modern jazz — современный джаз) – этим термином принято обозначать

стили и направ ления джаза, возникшие после господства свинг а. Бибоп

утверждал окончательный разрыв джаза с областью развлекательной м узыки. В

художественном отношении он открыл дорогу сам остоятельному развитию

джаза как одной из ветвей современного музыкального искусства.

В 40-х годах самым популярным оркестром был оркестр Гленна

Миллера. Тем не менее честь подлинного творчества в джазе в эти годы

принадлежит Дюку Эллингтону, который, по словам одного критика, выпускал

cool jazz), характеризуемого умеренной звучностью, прозрачностью красок и

отсутствием резких динамических контрастов. Возникновение этого

направления связано с деятельностью трубача М. Дейвиса. В дальнейшем

В джазе 40 – 50-х годов гармонический язык становится все более и

сложные популярные мелодии. В то же время они продолжают выражать

традиционную сущность блюза. И музыка сохраняла и расширяла ж изненность

Самые важные события в истории джаза концент рируются вокруг

композиторов, которые синтезируют музыку и придают ей общие формы, а

затем вокруг отдельных музыкантов, изобретательных солистов, которые

периодически обновляют джазовый словарь. Порой эти этапы

взаимозаменяются, от синтеза Мортона – к нововведениям Армстронга, от

Со второй половины ХХ века увеличивается количество самых

различных художественных концепций и манер исполнения джазовой м узыки.

Заметный вклад в усовершенствование техники джазовой композиции был

Эта тенденция привела к созданию развернутых пьес для смешанных составов

оркестров, включавших академических оркестрантов и джазовых

импровизаторов. Это еще более углубило разрыв между дж азом и областью

развлекательной м узыки и окончательно оттолкнуло от него широкие круги

В поисках подходящего заменителя танцующая м олодежь начала

and-blues), сочетающему экспрессивное вокальное исполнение в блюзовом

стиле с энергичным аккомпанементом ударных и репликами электрогитары или

50 - 60-х годов, оказавшего большое влияние на сочинение и исполнение

популярностью в США в конце 30-х годов (на сам ом деле они гораздо старше),

вариант одной из ветвей негритянской духовной музыки.

Другая тенденция джаза конца 60 - начала 70-х годов обусловлена

возрастанием интереса к фольклору и профессиональному музыкальному

искусству Азии и Африки. Появляется ряд пьес разных авторов, построенных

на м атериале народных напевов и танцев Ганы, Нигерии, Судана, Египта и

В конце 60-х годов в США сложился жанр джазовой музыки с

использованием традиционного рока, под влиянием негритянского музыканта

Майлза Дэвиса и его учеников, пытавшихся сделать свою музыку более ясной и

популярным в середине 1970-х годов. Позднее джаз-рок распался на несколько

более специф ических форм, часть его адептов вернулась к традиционному

джазу, некоторые пришли к откровенной поп-музыке и лишь немногие

продолжали искать пути для более глубокого взаимопроникновения джаза и

рока. Современные формы джаз-рока более известны как фьюжн.

На протяжении десятилетий развитие джаза носило по преимуществу

стихийный характер и в значительной м ере определялось случайным стечением

обстоятельств. Оставаясь прежде всего феноменом афро- американской

культуры, система музыкального языка джаза и принципы его исполнительства

постепенно приобретают интернациональный характер. Джаз способен с

легкостью ассим илировать художественные элементы л юбой музыкальной

культуры, сохраняя при этом свою самобытность и целостность.

Появление джаза в Европе в конце 1910-х годов сразу же привлекло

внимание передовых композиторов. Отдельные элементы структ уры,

интонационно-ритмические обороты и приемы использовали в своих

произведениях К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский, М. Равель, К. Вейль и другие.

Автор: Лаер Виктория

Руководитель: Логинова Татьяна Артёмовна

Должность руководителя: учитель музыки

Место работы руководителя: МБОУ "Знаменская СОШ"

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Исследовательская работа

Краткое описание работы: проектная работа о истории возникновения джаза и об основных стилях и направления джазовой музыки

  1. 1.Глава 1: Становление классического джаза ……………………………4

1.2. История возникновения джаза………………….………………. 5

1.3. Характерные черты джазовой музыки……………………………7

1.4. Основные стили и направления джазовой музыки………………8

1.5. Известные исполнители джаза…………………………………. 13

Список используемых источников. ……………………….….……….20

Приложение 2 Портреты известных джазовых исполнителей (на эл.н.)..22

Приложение 3 Аудио запись джазовой музыки разных стилей(на эл.н.).23

В наше время, когда человек, вооруженный достижениями науки и техники, научился распространять информацию по всему земному шару с легкостью ветра, гоняющего листья по лужайке, трудно кого-либо удивить тем, что идеи той или иной культуры неожиданно обнаруживаются в другом, далеком от нее районе мира. И повсеместное распространение за какие-нибудь шестьдесят - семьдесят лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не самый поразительный факт нового времени. Для нашей страны это очень важное искусство. Особенно сегодня: мы учимся демократии, учимся быть свободными. А джаз и есть воплощение свободы. Это та музыка, где ты остаешься самим собой, но при этом всегда слушаешь другого и пытаешься понять его. Это музыка, которая объединяет, не мешая при этом твоей индивидуальности. Возможно, джаз и есть та модель поведения человека в обществе, к которой всем нам надо стремиться.
Актуальность нашей работы в том, что, не смотря на то, что джаз зародился в начале 20 века и был популярен в прошлом веке, в наши дни он также актуален и востребован и является творческим самовыражением музыкантов.

В ходе работы нами была, выдвинула гипотеза: Несмотря на то, что джаз зародился в начале XX века и был
популярен в прошлом веке, в наши дни он также актуален и востребован.
Цель нашей работы: исследование истории и распространения джаза, его особенностями, джазовыми разновидностями и музыкантами.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были поставлены следующие задачи:

Объект исследования: джаз как форма музыкального искусства.

Предмет исследования: история возникновения и жанрово-стилистические особенности джаза.

Методы исследования:

- Изучение литературных источников;

- Анкетирование учащихся, работников школы.

Основная часть

Глава I. Становление классического джаза

1.1Что такое джаз?

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Но истоки джаза следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Объединение негритянского населения привело к создании единой музыкальной культуры.

Джаз появился в Америке, родился между миллионами встреч и контактов. Это гимн во славу человечества, он говорит обо всех сторонах жизни людей. Джаз богат традициями, имеет глубокие корни.

Особенность стиля джаз — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — это импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остается легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе.

Джаз — это не только определенный вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

1.2 История развития джаза.

После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северовосточные провинции США. Но его широкому распространению, конечно, не могло способствовать только закрытие одного увеселительного квартала. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис. В Мемфисе в XIX веке зародился рэгтайм, откуда потом в период 1890—1903 он распространился по всему североамериканскому континенту. С другой стороны представления менестрелей, с их пёстрой мозаикой всевозможных музыкальных течений афроамериканского фольклора от джиги до рэгтайма, быстро распространились повсюду и подготовили почву для прихода джаза.

Распространение джаза.

Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры во главе с Бэйси, Эллингтоном, Вуди Германом и многими другими часто гастролировали и записывали пластинки в течение нескольких следующих десятилетий. Их музыка постепенно преображалась под влиянием новых течений. Такие группы, как ансамбли во главе с Бойдом Райберном, Сан Ра, Оливером Нельсоном и др. исследовали новые понятия в гармонии, инструментовках и импровизационной свободе. Сегодня биг-бенды являются стандартом в джазовом образовании. Репертуарные оркестры типа джазового оркестра Линкольн-Центра, Джазового оркестра Карнеги-Холл, Смитсоновский оркестр шедевров джаза и Чикагского джазового ансамбля регулярно играют оригинальные аранжировки биг-бэндовских композиций.

1.3 Характерные черты джазовой музыки.

Джаз является особой разновидностью музыки, в которой соединены американская музыка предыдущих столетий, африканские ритмы, светские, рабочие и обрядные песни.

Джаз отличает определенные особенности:

  • ритм;
  • импровизация;
  • полиритмия.

Свою гармоничность он получил вследствие европейского влияния. Джаз основан на особом ритме африканского происхождения. Этот стиль охватывает инструментальные и вокальные направления. Джаз существует благодаря использованию музыкальных инструментов, которым в обычной музыке отведено второстепенное значение. Джазовые музыканты должны обладать способностями к импровизации в соло и оркестре.

Основным признаком джаза является свобода ритма, которая пробуждает у исполнителей чувство легкости, расслабленности, свободы и беспрерывного движения вперед. Как в классических произведениях, так и у такого рода музыки имеется свой размер, ритм, который носит название свинг. Для этого направления очень важна постоянная пульсация.

У джаза имеются свой характерный репертуар и необычные формы. К главным относятся блюз и баллада, служащие неким основанием для всевозможных музыкальных версий.

Такое направление музыки – это творчество тех, кто ее исполняет. Именно специфика и самобытность музыканта составляет ее основу. Лишь по нотам выучить его не представляется возможным. Этот жанр целиком зависит от творчества и воодушевления исполнителя на момент игры, который вкладывает в произведение свои эмоции и душу.

К основным характерным чертам этой музыки относится:

  • гармоничность;
  • мелодичность;
  • ритмичность.

Благодаря импровизации каждый раз создается новое произведение. Никогда в жизни два произведения, исполненные разными музыкантами, не будут звучать одинаково. В противном случае оркестры попытаются скопировать друг друга.

Этот современный стиль обладает многими чертами африканской музыки. Одной из них является то, что каждый инструмент может выступать как ударный. При исполнении джазовых композиций используются известные разговорные тона. Еще одной позаимствованной чертой является то, что игра на инструментах копирует разговор. Этот род профессионального музыкального искусства, со временем очень меняющийся, не имеет строгих границ. Он полностью открыт для влияния исполнителей.

1.4Основные стили и направления джазовой музыки

После того, как сформировался сам джаз, начался непрерывный процесс его развития и видоизменения, повлекший появление различных направлений. В настоящее время их насчитывается около тридцати. Я расскажу о некоторых из них.

Свинг. Оркестровый стиль джаза 1920-30 годов, вылился непосредственно из чикагской школы и исполнялся биг-бендами ( The Glenn Miller Orchestra, The Original Dixieland Jazz Band). Для него характерно преобладание западной музыки. В составе оркестров появились отдельные секции саксофонов, труб и тромбонов; банджо заменяет гитара, тубу и сазофон – контрабас. Музыка отдаляется от коллективной импровизации, музыканты играют строго придерживаясь заранее расписанных партитур. Характерным приемом стало взаимодействие ритм-секции с мелодическими инструментами. Представители этого направления: Бенни Гудмен, Дюк Эллингтон (“Creole Love Call”, “The Mooche”), Флетчер Хендерсон (“When Buddha Smiles”), Benny Goodman And His Orchestra, King Oliver’s Creole Jazz Band.

Мейнстрим. Включает в себя три течения: Страйд (северо-восточный джаз), стиль Канзас-сити и джаз Западного побережья. После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху биг-бендов, когда музыку больших оркестров на сцене стали теснить маленькие джазовые ансамбли, свинговая музыка продолжала звучать. Многие знаменитые свинговые солисты после концертных выступлений в болл-румах, любили поиграть в своё удовольствие на спонтанно устраиваемых джемах в небольших клубах на 52-й улице в Нью-Йорке. Сами руководители биг-бэндов — Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Бенни Гудмен, Джек Тигарден, Гарри Джеймс, Джин Крупа, будучи изначально солистами, а не только дирижёрами, тоже искали возможности поиграть отдельно от своего большого коллектива, в малом составе. Стиль этого направления клубного джаза конца 1930-х получил с началом подъёма бибопа название мейнстрим, или главное течение. Вновь возникнув как свободный стиль в конце 1970-1980-х, мейнстрим впитал в себя элементы кул-джаза, бибопа и хардбопа.

Фьюжн. Объединил в себе элементы практически всех существующих на тот момент музыкальных течений. Наиболее активное его развитие началось в 70-е годы. Фьюжн представляет собой систематизированный инструментальный стиль, который отличают сложные тактовые размеры, ритм, удлиненные композиции и отсутствие вокала. Этот стиль рассчитан на менее широкие массы, нежели соул и является его полной противоположностью. Во главе этого течения стоят Ларри Корэлл и группа Eleventh, Тони Уильямс и Lifetime (“Bobby Truck Tricks”).

Фри-джаз. Free jazz (фри-джаз), в буквальном переводе с английского — свободный джаз. Этот стиль современной музыки характеризуется отходом от классических принципов тональной организации материала, блюзовой последовательности в аккордах, ритмов свинга. Определяющий акцент сдвигается на свободную групповую импровизацию. Благодаря разнообразию выразительных средств, музыка в стиле Free jazz отличается чувственностью и интеллектуальностью. Основа свободного джазового стиля была заложена во второй половине 50-х годов прошлого века пианистом Сесилом Тейлором и саксофонистом Орнеттом Коулменом. Свою руку к формированию особенностей приложили и Сан Ра, Арчи Шепп, Артур Дойл, Бартон Грин и поздний Джон Колтрейн.

Для фри-джаза практически стерты границы между шумом и музыкальным звуком. Его исполнители считают, что практически каждый звук может стать частью композиции, даже если на первый взгляд он не имеет к ней никакого отношения. Для этого нужно лишь специально творчески подойти к его обработке и вплести в импровизацию. Подобный подход используют и современные академические авангардисты, что роднит между собой эти два стиля.

Бибоп. Бибо́п (боп) (англ. Bebop). Джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов 20 века и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии. Кроме всего прочего, отличительной чертой всех бибоперов стала эпатажная манера поведения.

Хард-боп. Хард-боп (англ. - твёрдый, жёсткий боп) - разновидность джаза, возникшая в 50-е гг. ХХ в. из бопа. Отличается экспрессивной, жестокой ритмикой, опорой на блюз. Относится к стилям современного джаза. Примерно в то же самое время, когда прохладный джаз пустил корни на Западном Побережье, джазовые музыканты из Детройта, Филадельфии и Нью-Йорка начали разрабатывать более твёрдые, тяжёлые вариации старой формулы бибопа, получившие название Хард-боп или Твёрдый бибоп. Близко напоминая традиционный бибоп в его агрессивности и технических требованиях, хард-боп 1950-х и 1960-х меньше основывался на стандартных песенных формах и стал уделять больше внимания элементам блюза и ритмическому драйву. Зажигательное солирование или мастерство импровизации вместе с сильным чувством гармонии являлись свойствами первостепенной важности для исполнителей на духовых инструментах, в секции ритма более заметным стало участие барабанов и фортепиано, а бас приобрёл более текучее, фанковое чувство.(взято из источника "Музыкальная литература" Коломиец Марией)

1.5Известные исполнители джаза

Новое музыкальное направление, названное джазом, зародилось на рубеже XIX и XX веков в результате слияния европейской музыкальной культуры с африканской. Ему свойственна импровизация, экспрессивность и особый тип ритмики. В самом начале ХХ века начали создаваться новые музыкальные ансамбли, именуемые джаз-бендами. В их состав входили духовые (труба, кларнет тромбон), контрабас, фортепиано и ударные инструменты. Известные джазисты, благодаря своему таланту импровизации и умению тонко чувствовать музыку, дали толчок к формированию множества музыкальных направлений. Джаз стал первоисточником многих современных жанров. Итак, чьё исполнение джазовых композиций заставляло сердце слушателя замирать в экстазе?

Луи Армстронг - для многих ценителей музыки именно его имя ассоциируется с джазом. Ослепительный талант музыканта завораживал с первых минут выступления. Сливаясь воедино с музыкальным инструментом – трубой – он повергал в эйфорию своих слушателей. Луи Армстронг прошёл нелёгкий путь от проворного мальчугана из небогатой семьи до знаменитого Короля джаза.

Майлс Дейвис - американский трубач, которого сравнивают с художником Пикассо. Его музыка оказала большое влияние на формирование музыки 20 века. Дейвис – это многогранность стилей в джазе, широта интересов и доступность для разновозрастной аудитории.


1.6 Джаз в СССР И России

Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга и зачинателем белорусского джаза. Важную роль в популяризации и освоении стиля свинг сыграли также московские коллективы 30-х и 40-х гг., которыми руководили Александр Цфасман и Александр Варламов. Джаз-оркестр Всесоюзного радио п/у А. Варламова принял участие в первой советской телепередаче. Единственным составом, сохранившимся с той поры, оказался оркестр Олега Лундстрема. Этот широко известный ныне биг-бэнд принадлежал к числу немногих и лучших джазовых ансамблей русской диаспоры, выступая в 1935—1947 гг. в Китае.

В 50-е и 60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО). Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чье творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Николай Капустин, Борис Матвеев и др.

В ходе исследовательской работы было проведено анкетирование среди учащихся и работников школы, с целью, узнать насколько хорошо они знают, что такое джаз. Всего приняло участие в анкетирование 36 человек из них 18 учащихся 7-8 классов и 18 взрослых.

Оказалось, что хотя джаз зародился в начале прошлого века, взрослые и современные школьники довольно много о нём знают. Результаты анкетирования представлены в таблице 1 и диаграмме (рисунок 1) .

Цель исследования: охарактеризовать джаз, как наиболее сложный музыкальный стиль ХХ века.

ВложениеРазмер
referat.docx 59.9 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Министерство образования и наук Челябинской области ГБПОУ

Рахмангулова Альбина Рашитовна

ДЖАЗ – ЯВЛЕНИЕ XX ВЕКА

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ДЖАЗА

1.1. История развития джаза

1.2. Основные течения джаза

1.3. Джаз в России и в современном мире

Выводы по I главе

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность проблемы исследования, в наше время, когда человек, вооруженный достижениями науки и техники, научился распространять информацию по всему земному шару с легкостью ветра, трудно кого-либо удивить тем, что идеи той или иной культуры неожиданно обнаруживаются в другом, далеком от нее районе мира. И повсеместное распространение за какие-нибудь шестьдесят - семьдесят лет такого уникального явления, как джаз, едва ли не самый поразительный факт нового времени .

На сегодняшний день джаз имеет все большее проникновение в мировую культуру. Приобретает все более активное значение в развитии современных музыкантов. Постоянное развитие джаза за 100 лет привели к тому, что даже вчерашний его характеристик не может быть полностью применен сегодня. Сфера культуры не успевает выпускать все больше качественных передач и запускать известные джазовые стандарты на радио. Несмотря на то, что молодое поколение подвержено сильному влиянию действующих, на данный момент, принципов и взглядов, о том, что попса – это самое что ни на есть модное и профессиональное, джаз имеет своих продвиженцев и тем более достойную историю .

Цель исследования : охарактеризовать джаз, как наиболее сложный музыкальный стиль ХХ века.

2. Изучить истоки зарождения джазовой культуры;

3. Рассмотреть становление джаза, как музыкального стиля;

4. Проанализировать пути распространения джаза в мире.

При написании реферата, нами были использованы теоретические методы – анализ литературы, обобщение и систематизации литературы, метод сравнения.

ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОГО ДЖАЗА

1.1 История развития джаза

Появившееся в начале XX века слово jazz стало обозначать тип новой,

зазвучавшей тогда впервые музыки, а также оркестр, который эту музыку

исполнял. Что же это за музыка и как она появилась?

Джаз возник в США среди угнетенного, бесправного негритянского населения, среди потомков черных рабов, когда-то насильно увезенных со своей родины.

В начале XVII века прибыли в Америку первые невольничьи корабли с живым грузом. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях. Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке [1, с.15].

Джаз – результат 300-летнего смешивания на американской земле двух великих музыкальных традиций - европейской и западно-африканской. И хотя в отношении музыкальной культуры преобладающую роль здесь сыграла именно европейская традиция, но те качества, которые сделали джаз столь характерной и легко распознаваемой музыкой, несомненно, ведут свое происхождение из Западной Африки.

Работорговцы, которые за несколько веков вывезли из Африки сотни тысяч афроамериканцев, не могли, предвидеть, что созданная потомками этих рабов музыка своей красотой и оригинальностью покорит мир и распространится почти на всех континентах.

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель.

Т орговля африканскими рабами – одна из самых мрачных страниц в истории белой цивилизации. Похищенных с берегов Западной Африки афроамериканцев сотнями загоняли в трюмы и везли в таких условиях, что половина гибла в пути. Оставшихся в живых продавали на рынках рабов американского континента, а затем использовали для тяжелых работ на обширных плантациях Юга, при осушении дельты Миссисипи, на строительстве плотин, портов, набережных.

Пение – то немногое, что осталось у народа, лишенного материальной, физической и моральной свободы. Закончив трудовой день, негры собирались в поле или на берегу реки и начинали петь, ритмически аккомпанируя себе ударами палок по ящикам, пустым бидонам, по всему, что оказывалось под рукой, а то и просто хлопая в ладоши.

У первых, переселенных в Америку рабов эти песни и ритмы еще мало чем отличались от африканского пения и африканского там-тама. Со временем память об африканской музыке стиралась, чему значительно способствовало то, что миссионеры, обращая рабов в христианство, обучали их религиозным гимнам европейского происхождения. Однако афроамериканцы пели эти мелодии по-своему. Фактически это уже были спиричуэлс, то есть негритянские религиозные песни.

После окончания гражданской войны 1861-1865 годов в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Оставшиеся от них инструменты попали в лавки старьевщиков, где продавались за бесценок. Оттуда-то негры, наконец, смогли получить настоящие музыкальные инструменты. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры. Угольщики, каменщики, плотники, разносчики в свободное время собирались и играли для собственного удовольствия. Играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах [2, c.36].

Чернокожие музыканты играли марши, танцы. Играли, подражая манере исполнения спиричуэлс и блюзов – их национальной вокальной музыки. На своих трубах, кларнетах, тромбонах они воспроизводили особенности негритянского пения, его ритмическую свободу. Нот они не знали, музыкальные школы белых были закрыты для них. Играли по слуху, учась у опытных музыкантов, прислушиваясь к их советам, перенимая их приемы. Так же по слуху сочиняли.

В результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка – джаз.

Джаз – это вид музыкального искусства, возникший из сочетания черт европейской и африканской культур (на базе импровизации, неровного ритма и темпа), оркестр из духовых, ударных и шумовых инструментов, играющий такую музыку.

1.2 Основные течения джаза

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов – африканских ритмов и европейской гармонии. Необходимость объединения жителей Нового Света привела к объединению множества традиций и к созданию единой культуры. Результатом проходивших процессов смешения стало сначала появление рэгтайма, блюза и протоджаза, а затем и джаза в общепринятом понимании.

При этом традиционным принято считать новоорлеанский джаз. Этим термином обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в 1900-1917 годах, а также новоорлеанских музыкантов, которые играли в Чикаго и записывали свои пластинки с 1917-го и на протяжении всех 1920-х годов.

Достаточно быстро из регионального фольклорного жанра джаз начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США. Наряду с Новым Орлеаном большое значение в его развитии сыграли такие города, как Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис.

Всё большее количество людей начало увлекаться джазом и, как следствие, стало появляться всё больше различных поджанров [6, c. 28].

Жанр музыки, оформившийся в конце 19-го – начале 20-го веков в США на основе ритмов лирических песен афроамериканцев – блюз, это жалоба, крик протеста, исторгнутый из негритянской души сначала рабством, а затем продолжающимся угнетением. Музыка блюза тосклива, но не слишком, ибо негр не любит стенать над собой. Он поет блюз не для того, чтобы расчувствоваться и отяжелеть от своего страдания, от своих несчастий, а чтобы освободиться от них.

Еще один специфический жанр афро-американского музицирования, сложившийся к концу XIX века – рэгтайм.

Десятилетие с середины 30-х до середины же 40-х годов, время бурного расцвета биг-бэндов и малых, камерных ансамблей, игравших в стиле свинг, обычно именуется эрой свинга. Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов и сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов, как правило, чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определённые партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как звуки биг-бэнда (the big band sound).

Биг-бэнды достигли пика славы в середине 1930-х. Эта музыка стала источником повального увлечения свинговыми танцами. Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры часто гастролировали и записывали пластинки в течение нескольких следующих десятилетий. Их музыка постепенно преображалась под влиянием новых течений. Сегодня биг-бэнды являются стандартом в джазовом образовании. Репертуарные оркестры регулярно играют оригинальные аранжировки биг-бэндовских композиций.

В конце 1940-х и начале 1950-х годов началось развитие менее яростного, более гладкого подхода к импровизации. Результатом стал отрешённый и однородно-плоский звук, опирающийся на эмоциональную охлаждённость, получивший название кул-джаз.

Музыканты сосредоточились на инструментальной окраске и замедленности движения, на застывшей гармонии, которая создавала иллюзию простора. Диссонанс также играл некоторую роль в их музыке, но отличался при этом смягчённым, приглушённым характером. Формат кул-джаза оставлял пространство для несколько больших по составу ансамблей типа нонетов и тентетов. Некоторые аранжировщики экспериментировали с изменённой инструментовкой, включая конусообразные медные духовые, например валторну и тубу.

Исполнители, захваченные движением кул-джаза, в 1950-е много работали в студиях звукозаписи Лос-Анджелеса, поэтому позднее это направление начали называть – джаз Западного побережья [2, c. 84].

Начиная с конца 1950-х в области подхода к мелодии и импровизации были развёрнуты новые эксперименты. В частности, музыканты для формирования мелодий вместо аккордов стали использовать небольшое количество специфических ладов. Результатом стала гармонически статичная, построенная почти исключительно на мелодии форма джаза – ладовый (модальный) джаз. Солисты иногда рисковали, отступая от заданной тональности, но это и создавало острое ощущение напряжённости и освобождения. Применялись и различные темпы (от медленного до быстрого), но в целом музыка имела непостоянный, извилистый характер, её отличало чувство неторопливости. Для создания более экзотического эффекта исполнители в качестве модальной основы для своей музыки иногда использовали неевропейские гаммы, например индийские, арабские или африканские. Неопределённый тональный центр модального джаза стал неким стартовым фундаментом для фри-джазовых взлётов тех экспериментаторов, которые пришли на следующем этапе джазовой истории.

Пожалуй, очень неординарным периодом развития джаза можно назвать конец 1950-х-1960-е, когда музыканты экспериментировали не только с общим настроением мелодии, но и с её структурой, ритмикой и тональностью.

Одно из самых спорных движений в истории джаза – фри-джаз. Хотя его элементы существовали в пределах музыкальной структуры задолго до появления самого термина, как самостоятельный стиль это направление оформилось только к концу 1950-х. Среди новшеств – отказ от последовательности аккордов, что позволяло музыке двигаться в любом направлении. Другое фундаментальное изменение было найдено в области ритмики: свинг был или пересмотрен, или игнорировался в целом – другими словами, пульсация, метр и грув больше не являлись существенным элементом в этом прочтении джаза. Ещё один ключевой компонент был связан с атональностью: теперь музыкальное изречение больше не строилось на обычной тональной системе, а пронзительные, лающие, конвульсивные ноты полностью заполнили этот новый звуковой мир. Но свободный джаз и сегодня продолжает существовать как жизнеспособная форма выражения и фактически уже не является тем спорным стилем, каким он был на заре своего возникновения [4, c.115].

1.3 Джаз в России и в современном мире

Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз – это действительно мировая музыка.

До России волна этого нового увлечения почти не докатывалась. Лишь хоровая капелла негритянских студентов университета Фиска с колоссальным успехом объехавшая полмира, попала к нам. В 1873 году негритянские спиричуэлс впервые прозвучали в Петербурге в исполнении этого ансамбля.

В 1914 году саксофоновая группа огромного придворного симфонического оркестра состояла из семи человек, в их числе были А. Козлов, Н. Бавурин, Н. Мещанчук-Чабан, имена которых встретятся впоследствии в составах первых советских джаз-оркестров [3, c.5].

Для популяризации джаза в эти годы много сделали Леонид Варпаховский (в Москве) и Юлий Мейтус (в Харькове), организовавшие джазовые ансамбли.

Важную роль в популяризации и освоении стиля свинг сыграли также московские коллективы 30-х и 40-х гг., которыми руководили Александр Цфасман и Александр Варламов. Джаз-оркестр Всесоюзного радио под управлением А. Варламова принял участие в первой советской телепередаче. Единственным составом, сохранившимся с той поры, оказался оркестр Олега Лундстрема. Этот широко известный ныне биг-бэнд принадлежал к числу немногих и лучших джазовых ансамблей русской диаспоры, выступая в 1935-1947 гг. в Китае.

Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чьё творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всем многообразии его стилистики (Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик и др.).

Значение джаза огромно и занимает, чуть ли не первое место среди остальных себе подобных. Тысячи людей собираются и слушают его шумными компаниями и в одиночестве, в гостях и дома. Музыка помогает человеку размышлять о совершённых поступках, раздумывать над превратностями судьбы и, главное, оставаться самим собой. Можно быть меломаном, а можно просто любить хорошую музыку.

Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых музыкантов, таких, как например Кен Вандермарк, фриджазовый авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт.

Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и в то же время участвует в записи с другим великим авангардистом, барабанщиком Полом Мотианом. Аналогично, другие легенды джаза, относящиеся к различным джазовым мирам могут встречаться под одним знаменем, как это было например при совместной записи Элвина Джонса, саксофониста Дьюи Редмана и пианиста Сесила Тэйлора[7, c. 204].

Много сегодня в джазе музыкантов, сохраняющих верность старым формам. У них тоже есть свои поклонники и слушатели. Это, например, молодые пианисты Брэйд Мелдоа, Бенни Грин и Джекки Террассон, саксофонисты Дэвид Санчес и Джошуа Редман.

Популярными у многочисленной аудитории слушателей и коммерчески успешными формами современного джаза являются также Soul-Jazz, Jazz-Funk, Crossover Jazz, Соntemporary Jazz, Smooth Jazz.

Нет смысла гадать как будет дальше развиваться джаз. Джон Фелл, видный джазовый авторитет, заявлял, что джаз сегодня настолько переплетается с другой музыкой, что сохраниться как самостоятельное явление вряд ли сможет. Будущее джаза в его прошлом: необходимо оглянуться назад, переосмыслить все достижения и увидеть дальнейший путь[1, c.285].

Выводы по первой главе

Джаз несопоставим ни с одним классическим музыкальным жанром, чье развитие совершалось веками. Это талантливое детище негритянского народа, проделал невиданный путь: возникнув в замкнутой социальной среде, будучи поначалу бытовой, он щедро, чуть ли не каждое десятилетие, рождал все новые и новые формы, преобразил музыкальный быт современного мира и, наконец, стал в наши дни явлением поистине интернациональным, без которого уже невозможно представить культуру XX века.

Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Джаз – искусство ХХ века. В джазе отражается свобода, техничность, бесконечное движение, поиск, присущий XX веку и веку XXI.

На сегодняшний день джаз имеет все большее проникновение в мировую культуру. Приобретает все более активное значение в развитии современных музыкантов. Постоянное развитие джаза за 100 лет привели к тому, что даже вчерашний его характеристик не может быть полностью применен сегодня.

Стили и жанры, появившиеся на ранней стадии развития джаза, привели к появлению целого вида музыкального искусства, ставшего наиболее творчески направленным в музыке ХХ-го века. Джаз стал, в свою очередь, источником идей и методов, активно действующих, практически, на все остальные виды музыки от популярной и коммерческой до академической музыки нашего века.

Цель реферата, которую мы сформулировали в начале, работы была достигнута, поставленные задачи были решены.

В дальнейшем мы планируем рассмотреть влияние джаза на развитие творческого мышления у детей среднего школьного возраста.

Читайте также: