Сообщение огонь вред и польза

Обновлено: 02.07.2024


Огонь — это удивительная сила природы, он приносит столько добра и столько зла. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. Древние люди поклонялись огню, так как не умели его зажигать. У них не было ни спичек, ни свечек, ни лампочек. Поэтому день и ночь кто-нибудь стерег огонь, чтобы он не погас. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня.

С незапамятных времён огонь был спутником человека, верно служил ему: согревал защищал от диких животных, помогал готовить пищу. И сегодня в праздники и в будни он согревает и кормит нас.

Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним.

Сила у огня большая — пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать коварным врагом. Огонь — враг, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.

Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд — новый пожар.

Пожар — не случайность, а результат легкомыслия и беспечности. Где же та грань, когда огонь перестаёт быть другом и становится врагом человека.

Пожар – это неконтролируемый процесс горения определенных материалов, сопровождаемый выделением тепла и дыма. В состав дыма входит углекислый газ, который понижает содержание кислорода в воздухе, без которого человек не может дышать. При горении также выделяются другие вещества, оказывающие отравляющее действие на организм человека. Поэтому многие люди гибнут во время пожара от отравления продуктами горения. Чтобы не случались пожары, надо знать причины их возникновения.

Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное — уносят человеческие жизни. От одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара — знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Не балуйтесь дома со спичками, зажигалками. Это — одна из причин пожаров.

− Не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизоры, светильники и др. Уходя из дома, не забудьте их выключить.

− Не забывайте выключать газовую плиту. Если почувствуете запах газа, не зажигайте спичек и не включайте свет. Срочно проветрите квартиру.

− Не сушите белье над плитой. Оно может загореться.

− Фейерверки, свечи, бенгальские огни зажигайте подальше от елки, лучше вообще вне дома.

Чтобы не случилось пожара, нужно аккуратно обращаться с огнем. Для этого существуют определенные правила:

− Нельзя без взрослых брать спички, подходить к зажженному огню.

− Если видишь много дыма и огня, звони 01 (если рядом нет взрослых).

− Если загорелась бумага, ткань, скорее заливай водой или набрось что-нибудь плотное, например одеяло.

Но нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, обогреватель, то нельзя выливать на него воду, только накрывать плотной тканью. Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры. Необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении — закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу — внизу дыма меньше.

Если огонь сразу не погас, надо немедленно убегать из дома в безопасное место. Но сначала надо плотно закрыть дверь в ту комнату, где горит. Огонь, запертый в комнате, без притока воздуха может затухнуть сам по себе. И только после этого сообщить о пожаре соседям и позвонить в пожарную часть по телефону 01.

  1. причину вызова (что горит).
  2. точный адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код).
  3. свою фамилию и номер телефона.
  4. Обязательно запомните фамилию и номер дежурного, принявшего ваш вызов.
  5. Вас могут спросить, как лучше подъехать к дому и сколько в нем подъездов. Подготовьтесь к ответу на эти вопросы. А если нету телефона, беги к соседям.
  6. В наше время для каждого здания, где бывает много людей, разрабатывают специальный план, на котором показано, как надо спасаться, то есть в какие двери выбегать.

Большая часть неприятностей в жилище или в лесу возникает по неосторожности, рассеянности, а порой и по незнанию и связями с пожарами, ожогами, воздействием электрического тока, отравлениями. Знание опасностей, выполнение простейших правил обращения с огнём — залог нашей безопасности.

Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения, внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.

Основные термины (генерируются автоматически): огонь, пожар, пожарная безопасность, Земля, дом, жизнь, спичка.

Ну, обо всём по порядку.


Деревня Щекурья находится в пяти километрах к западу от п. Саранпауль. Стоит она на берегу кристально чистой реки Щекурья, которая берёт своё начало в Уральских горах. Население составляет 99 человек. Крупные объекты – это школа-детский сад, клуб, и магазин. Добраться до деревни не просто, потому, как надо сначала преодолеть переправу по реке Ятрия. А преодолеть её можно либо на деревянной лодке, либо на автомобиле Урал. Мы выбрали второй вариант, получив разрешение, оправились в деревню на пожарном автомобиле в составе 3караула.

Управлял автомобилем опытный водитель Бондаренко Александр.


Старшим по караулу был командир отделения Меров Алексей, пожарный Бабиков Михаил, мастер ГДЗС Алексеенко Владимир. Вот таким составом мы добрались до Щекурьи.

Небольшая деревенька встретила нас зелёнными улочками, ароматами цветов и звонким смехом ребятишек, которые уже собрались в назначенный час возле деревенского клуба. А пока мы до них добирались, ребятишки, ожидая нас, играли в спортивную игру волейбол.







Счастливые и уставшие юные жители деревни Щекурья на деле показали: они теперь знают, что спичками баловаться нельзя, как действовать в случае возникновения пожара и как оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. А взрослым хочется напомнить. Не оставляйте своих детей без присмотра. Ведь самое дорогое, что у нас есть – ЭТО НАШИ ДЕТИ.

Огромную благодарность хочется выразить старосте деревни Щекурья Кустышеву Владимиру Павловичу и заведующему деревенским клубом Хатанзееву Владиславу Алексеевичу, а так же 3 караулу ПЧ п. Саранпауль в помощи в организации мероприятия.


Статью подготовили: Инструктора противопожарной профилактике филиала по Берёзовскому району М.В. Керцер и О.А. Кирунец.

Красноперова Дарья Константиновна

ВложениеРазмер
ogon.doc 1001 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное среднее учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

ул. Ленина 13. тел.:4-02-01

Районный конкурс проектно- исследовательских

Руководитель : учитель начальных классов

Красноперова Дарья Константиновна

2.Пожарным каждый может стать………………………………………………………8

3.Какое значение имело открытие огня…………………………………………………10

4. Как люди научились добывать огонь. 10

5. Когда люди научились пользоваться огнем. 10

IV. Используемая литература………………………………………………13

Мы живем в современном мире, где все быстро изменяется, развивается. Но, к сожалению, в нашей глобальной цивилизации, сегодня не исчезают проблемы и беды от детских шалостей с огнем. Поэтому нам особенно важно исследовать, понять, осмыслить данную проблему, как можно больше узнать об огне, причинах пожаров и подготовить рекомендации как избежать беды.

На факультативе по изучению основ безопасности и жизнедеятельности нам рассказали очень интересную тему – Огонь- судья беспечности людей. Особенно нас заинтересовал факт, того, что в последнее время дети чаще погибают от неосторожного обращения с огнем.

Мы выбирали темы для исследований, предлагали все новые и новые темы для одноклассников. Нам так понравилась эта работа, что мы захотели продолжить ее дома.

Захотелось оформить наше творчество в информационный сборник, так как считаем, что эта работа способствовала нашему творческому развитию, просветительству наших одноклассников и учащихся.

Исходя из этого, была определена цель и задачи:

Цель исследования : подготовить информационный сборник.

-собрать информацию из различных источников.

-узнать историю возникновения огня, о его пользе и вреде.

-провести конкурс творческих работ на тему об огне.

-сделать вывод о проделанной работе.

Для реализации задач мы придумали план работы над проектом:

1 .Экскурсия в пожарную часть п.Пионерский.

А)Знакомство с содержанием работы пожарных.

Б)Экскурссия на пожарный водоем, во время работы пожарных.

2.Найти информацию в книгах, интернете на тему исследования.

3.Провести опрос учеников.

4.Найти загадки па выбранную тему

5. Провести конкурс творческих работ.

6.Подвести итоги работы.

7.Подготовить сборник материалов.

Формы и методы исследования:

  1. Работа с литературными источниками: подбор и редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.
  2. Компьютерный набор текста, редактирование материала, фотоматериалов и иллюстраций.
  3. Социальное исследование.
  4. Экскурсия.
  5. Интервью.
  6. Оформление информационного сборника.
  7. Оформление презентации.

В холе работы была выдвинута гипотеза:

-Допустим, что огонь нам враг и от него одни беды.

-Предположим, что огонь необходим для человека.

-Возможно, представив информационный сборник ученикам школы, мы поможем избежать беды.

I.Общие сведения об огне.

1. Что мы знаем об огне . ………………………………………………………………………………………………… . Огонь бывает разный

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Что же такое огонь? Как сообщает нам интернет-почемучка «Огонь сопровождает процесс горения, поэтому давайте сначала рассмотрим, что такое горение . Существует такой вид взаимодействия между веществами, который называется окисление, или окислительная химическая реакция. При этом горючее вещество вступает в реакцию с веществом, которое называют окислителем. Одним из таких веществ-окислителей является газ кислород, который содержится в воздухе. Горение - это реакция окисления горючих материалов, которая протекает интенсивно, бурно, с выделением большого количества тепла и света. А огонь является фазой процесса горения. Огонь - это та область пространства, в которой вещества, взаимодействующие в процессе горения, и продукты горения представляют собой поток раскаленных газов. Пламя обычно направлено вверх, потому что горячие газы всегда стремятся подняться вверх.

Огонь — давний друг человека. Он обеспечивает людей теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Он нужен в домах, школах, заводах, фермах. Огонь плавит руду, помогая человеку получать металл. С помощью огня летают реактивные лайнеры, космические корабли. Люди склоняют головы перед Вечным огнем у памятников героев. А Олимпийский огонь, который зажигают от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены. Все это добрый огонь.

А без доброго огня

Обойтись нельзя ни дня.

Он надежно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен

И за то ему почет.

Что ребятам греет ужин.

Режет сталь и хлеб печет.

Но случается, что огонь из верного друга превращается в беспощадного врага, уничтожающего в считанные минуты все на своем пути.

Злой огонь — огонь пожара.

Злой огонь — огонь войны.

От безжалостного жара

Дни темны, поля черны.

Жители земного шара,

Граждане любой страны

Злой огонь гасить должны!

Очень опасны костры вблизи строений, может загореться сарай, дом. А костер в лесу может привести к большому пожару. И вот последствия: деревья с обуглившимися стволами, птице гнездо не свить, уходит зверь. Дикое место. Поэтому, не случайно в жаркий период лета запрещено посещать лес, а тем более разводить костры, Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой — сжечь миллион деревьев.

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра,

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер,

И, сыпля искры, посреди поляны

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег.

Кусты спалил, в зеленый лес вошел,

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

В. Шефнер. Лесной пожар

Значительную часть своей жизни и человек проводит в домашних условиях — дома, в квартире. Заглянем в любую квартиру: мы найдем десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользование большую опасность. Это электрические нагревательные и осветительные приборы (плиты, плитки, чайники, утюги, настольные лампы, телевизоры). А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. А печи, газовые плиты… Поэтому не оставляйте без присмотра утюг, плитку, другие приборы, следите за своими родными и друзьями и напоминайте им об этом.

Ленту гладила Анюта и увидела подруг.

Отвлеклась на три минуты и забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки.

Вот что значит три минутки:

Ленты нет, кругом угар- чуть не сделался пожар!

Пожарным каждый может стать .

лестницы, лошади, т.е. необходимое для тушения пожара.

А теперь этим занимается специальная служба пожарных. На смену лошадям пришли машины со специальные сиренами и приспособлениями, облегчающими быструю борьбу с огнем. В Москве возвышается скульптурная композиция "Подвиг пожарного". Рядом со взрослыми, среди тех, кто удостоился высокой награды — медали "За отвагу на пожаре", немало и ребят. Расскажем о двух из них.

Толя Якимов, живущий в селе Чигири Благовещенского района Амурской области, возвращался из школы. Приближаясь к своему дому, увидел дым, взметнувшийся над крышей. А в доме четыре младших сестренки и шестимесячный брат Вова.

Дверь была заперта. Толя бросился к окну, выбил стекло.

Проникнув в горящий дом, мальчик схватил на руки маленького Вову и через окно передал кому-то из подоспевших односельчан. А сам, глотнув свежего воздуха, вернулся обратно. Стал звать сестренок, отозвались двое. Толя подвел перепуганных девочек к окну, помог им выбраться. Потом вернулся за остальными, но, наглотавшись дыма, потерял сознание.

На выручку подоспел односельчанин Н. Воропаев. Он вынес из дома Толю и двух оставшихся там младших сестер. Всем детям была оказана медицинская помощь.

Толе Якимову за самоотверженное поведение вручили на торжественной линейке в школе медаль "За отвагу на пожаре".

Медали "За отвагу на пожаре" была удостоена девятилетняя Света Бумагина из деревни Замараево, Шадринского района Курганской области.

". Неведомо каким путем в руки двух малышей попали спички. Играя во дворе, они подожгли солому. Огонь распространился, охватил надворную постройку, перекинулся на дом. Испуганные дети убежали, оставив дома семимесячную сестренку

Пожар заметили игравшие неподалеку ребята. Света Бумагина кинулась к горящему дому. Крыльцо и сени были охвачены огнем но девочке удалось все же проскочить внутрь. Обратно Света выбиралась ползком, прижимая к себе укутанную в одеяло малышку.

Весть о смелом поступке девочки облетела деревню. Ею восхищались и стар и млад. И на вопрос как же она не побоялась войти в горящий дом, Света отвечала: "Боялась. Но там же девочка была. Я не могла ее оставить. "

Какое значение имело открытие огня?

Трудно представить себе человека без огня. Возможно, первые люди были привычны к внешней температуре: они жили в пещерах и приспособили свою жизнь к солнечному свету. Открытие огня внесло огромные изменения в жизнь древних людей. С помощью огня они освещали свои жилища, отпугивали опасных зверей; используя его тепло, они защищались от холода и готовили пищу. Значительно позже благодаря огню они стали обрабатывать металл и делать различные орудия. Кроме, того, огонь способствовал налаживанию более тесных отношений между различными группами людей, как, например, на ритуальных праздниках.

Как люди научились добывать огонь?

Хотя человек всегда знал о существовании огня, который может возникать в природе естественным образом, людям потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться самостоятельно добывать огонь и использовать его. В конце концов люди обнаружили, что если долго тереть друг о друга две деревянные палочки, то они в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два камня, то иногда появляются искры. Это открытие было одним из самых важных в истории человечества. Оно позволило человеку самому добывать огонь тогда, когда ему нужно, чтобы с помощью этого огня согреться, отпугнуть хищных зверей или приготовить пищу.

Способы получения огня развивались и совершенствовались: вслед за палочками люди научились использовать кремень, а спустя много тысяч лет — фосфор, с помощью которого огонь можно зажечь очень быстро. Умение добывать огонь позволило развиваться новым технологиям во многих областях человеческой деятельности: приготовление и хранение пищи, обработка металлов, изготовление стекла и керамики, обработка кожи, освещение, отопление и многое другое.

Когда люди научились пользоваться огнем?

Ученые считают, что добывать огонь начал еще человек прямоходящий. Произошло это около полумиллиона лет назад. (До этого времени люди умели лишь поддерживать огонь, возникавший в результате лесных пожаров: если пламя угасало, они не могли снова зажечь его и оставались без огня. Однако со временем они обнаружили, что, если долго тереть друг о друга две веточки, они сильно нагреваются и в конце концов загораются, а если ударить друг о друга два куска кремня, то можно высечь искры, с помощью которых можно поджечь сухую траву и листья.

Получить огонь путем трения - большое искусство. Для этого нужны специальные породы дерева, которых может и не оказаться под рукой. Для нас гораздо важнее другое - показать переход механической энергии (шагов) в тепло. Переход механической энергии в тепловую можно наблюдать во многих случаях. Например, когда пилят ножовкой дерево (или металл), и ножовка и дерево нагреваются. Если с силой потереть пальцем о стол, то очень скоро пальцу станет горячо. Нагреваются тела и от удара. Если по куску металла долго стучать молотком, и металл и молоток нагреваются. Если в темноте ударить друг о друга два камня, можно увидеть искры. Эти искры - мелкие осколки камня, разогретые докрасна. Современные спички тоже зажигаются от трения, только нам проще, чем первобытным людям, так как кончик спички покрыт веществом, которое загорается даже от легкого трения. Вернемся к добыванию огня путем трения. Почти наверняка вы сможете добиться того, чтобы от палочки, которая трется о дощечку, повалил густой дым. Это будет доказательством того, что при трении тела нагреваются.

Еще огонь может возникнуть в результате грозы. Сильные ветры внутри грозовых туч сталкиваются друг с другом, и от этого образуются электрические заряды. Они разряжаются ослепительной вспышкой электричества - молнией. И если молния попадет в дерево или дом, может возникнуть пожар.

Проделав огромную работу, выполнив поставленные задачи наши гипотезы подтвердились. Мы предположили, что огонь может быть для нас врагом и от него может пострадать каждый. Но, как выяснили, происходит это чаще всего по вине самого человека.

Мы убедились, что огонь для нас друг и необходим для человека.

По результатам опроса учеников мы заметили, что не все соблюдают правила безопасности. (Приложение 1, стр 14 ).

В связи с этим мы считаем, что нужно распространять больше информации последствиях пожаров. Потому мы решили составить сборник из найденной нами информации, составить памятку (Приложение №3 с.16 ). Подобрали загадки (приложение №2 с.15).

Огонь является нашим другом, а если мы забудем правила безопасности, то тогда огонь может превратиться в нашего врага. И он будет беспощаден.


Знаете ли вы, что не все лесные пожары плохие? Это так! Иногда сотрудники лесного хозяйства целенаправленно устраивают лесной пожар. Они делают это с целью управления лесными ресурсами и строго контролируют распространение огня.

Многие люди не понимают, что огонь является естественной частью жизненного цикла леса. Время от времени другие растения могут расти в лесу и мешать росту хороших деревьев. В связи с этим, животным сложно найти пищу и места для обитания.

Огонь может сжигать эти нежелательные растения и освобождать больше места для желаемых деревьев. Это, в свою очередь, облегчает животным поиск мест обитания и пищи. На самом деле, семена некоторых из наиболее полезных деревьев лиственных пород нуждаются в огне, чтобы взломать их кожуру, прежде чем они смогут укорениться и стать дерево.

Иногда эти необходимые пожары происходят естественным образом. Например, во время грозы молния может попасть в лесную подстилку и начать лесной пожар, который сожжет часть нежелательного подлеска. К сожалению, эти лесные пожары также могут сжечь и хорошие деревья, а иногда они распространяются в населенные пункты, поскольку являются неконтролируемыми.


В то же время, районы, которые необходимо очистить подлежат целенаправленному поджогу. Во время управляемого сжигания сотрудники лесного хозяйства внимательно следят за огнем и тушат его, когда исчезают нежелательные растения. Они держат огонь под контролем, чтобы он не сжигал хорошие деревья.

Таким образом, контролируемый поджог способен предотвратить будущие пожары. Во время следующей грозы молния может нанести удар, но если не будет накопленного подлеска, лесной пожар никогда не распространится угрожающими масштабами.

Целенаправленные поджоги могут также спасать деревья от болезней и заражения насекомыми. Инвазивные виды растений иногда забивают местные деревья. Поэтому поджог может устранить болезни, и насекомых, которые там встречаются, и тем самым улучшить общее состояние деревьев в лесу.

Контролируемые лесные пожары обычно требуют специального разрешения и должны выполняться работниками лесного хозяйства или пожарными. При этом огонь необходимо строго контролировать, чтобы не допустить разрушительного лесного пожара.

Читайте также: