Сообщение дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных в творчестве а с пушкина

Обновлено: 25.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Учитель русского языка и литературы:

Масякина Светлана Григорьевна

Название предмета: литература.

УМК: Литература 8 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин

Уровень обучения: базовый.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Место урока в системе уроков по теме: урок формирования новых знаний.

Техническое обеспечение урока: ноутбук, проектор.

Содержание урока:

I .Организационный момент.

II .Актуализация знаний.

-Дайте характеристику лирике как роду литературы.

-Какие стихотворения А.С.Пушкина вы знаете?

III . Работа по теме урока.

1.Слово учителя:

-Какое впечатление оказало на вас стихотворение? Меняется ли настроение во время прочтения? (Начало звучит печально, конец-оптимистично).

3.Слово учителя:

4.Работа в паре (анализ 1 строфы стихотворения)

Первая строфа стихотворения несёт в себе определенный смысл.

Задание: прочитайте выразительно 1 строфу стихотворения и заполните таблицу.

Подчеркивает настроение героя

Выразительное описание природы.

Обращения подчеркивают одиночество героя.

Вывод: в первой строфе стихотворения мы видим гармонию человека и природы. Поэт одинок, с ним только неодушевленные предметы.

Мотив одиночества звучит и во второй, и в третьей строфе:

Печален я: со мною друга нет…

Далее в последующих строфах Пушкин рассказывает о друзьях-лицеистах: А.А.Дельвиге, И.И.Пущине, В.К.Кюхельбекере, А.М.Горчакове, Ф.Ф.Матюшкине. Вспоминает об ушедшем в мир иной Н.А.Корсакове.

6. Беседа по стихотворению

-Возникает ли с третьей строфы ощущение, что Пушкин не один? Почему? (Звучит много вопросов к друзьям, поэт как будто бы ожидает ответа).

-Кто из лицеистов тоже не смог побывать на встрече?

-Кто из друзей посетил Пушкина в Михайловском?

-Как сложилась судьба бывших лицеистов?

-Как после этого меняется настроение героя?

-За кого звучат тосты? (За наставников, за царя, за лицей).

-Как поменялось настроение в конце стихотворения?

-Так что же для А.С.Пушкина значила дружба?

Следует обратить внимание учащихся на разноплановость стихотворения:

1. Зарисовка природы.

2.Отклик на десятилетие восстания декабристов.

9. Групповая работа

Задание: пользуясь справочными материалами, дать определения средствам художественной выразительности и найти их в стихотворении.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Цель исследования Понять, что же такое настоящая дружба. Какое место занимает дружба в жизни и в творчестве А. С. Пушкина Изменилось ли с течением лет отношение Пушкина к лицейскому братству.

Основной метод исследования: анализ, анкетирование, изучение литературы по данной теме. Практическая значимость моей работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы на уроках литературы, а также во внеурочное время.

Вывод Пушкинская лирика дружбы, несмотря на разделяющие нас столетия, продолжает волновать нас, живущих в 21 веке, а жизненный его пример, внутренняя крепость, с которой Пушки противостоял ударам судьбы, являются одним из лучших образцов для подражания каждому новому поколению. Исследовав стихотворения А. С. Пушкина, мы поняли, что дружба для поэта это одна из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжёлые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов. Стихотворения А.С. Пушкина напоминают нам, что дружба – величайшая цель в жизни человека, а настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогают встать на верный путь. И в 21 веке мы такие же, какими были царскосельские лицеисты. Нам хочется, чтобы и наша школьная дружба продолжалась всю жизнь. Мы поняли, что настоящий друг будет с тобой не только в радости, но и в горести. Дружба – это то, что защитит нас от превратностей судьбы. Иметь настоящих друзей – это великое счастье. А дружить – значит не только брать, сколько отдавать, помогать, самому сохранять верность и преданность друзьям. Этому учит нас лирика А. С. Пушкина.

Читайте также: