Сообщение древние образы в современных народных игрушках

Обновлено: 05.07.2024

В рамках урока раскрыты особенности народных промыслов Хлуднево, Каргополь, Филимоново, Дымково. Формы игрушек, элементы росписи глиняных игрушек разных народных промыслов и их символическое значение.

  • сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Хлуднёвская, Филимоновская, Каргопольская, Дымковская), традициях формы и элементов росписи.

На уроке мы узнаем:

  • характерные для того или иного народного промысла основные элементы орнамента и особенности цветового решения.

мы научимся:

  • сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
  • сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Глоссарий по теме урока:

Игрушка – особый вид народного творчества.

Деревня Хлуднево – центр народного промысла хлуднёвской игрушки.

Рогаль – мифическое существо, похожее на чёртика, образ домового, который живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Деревня Филимоново - центр производства Филимоновской игрушки.

Каргопольскй район - центр производства Каргопольской игрушки.

Дымково - центр производства Дымковской игрушки.

Обязательная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал

С давних времён к нам пришла замечательная профессия – игрушечных дел мастер. Русская народная игрушка – особый вид творчества. Русская народная игрушка проста, но очень выразительна. Раньше изготовлением и росписью игрушек занимались только женщины, позже изготовление игрушек стало самостоятельным ремеслом.

Русские народные игрушки имели особое значение и силу. В образе игрушки живут красочные птицы, весёлые животные, добродушные люди. Яркие цвета и пронзительный свист охраняли людей от зла.

Игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны, сложившуюся веками роспись. Познакомимся с игрушками поближе.

В начале 19 века в деревне Хлуднёво Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) игрушку лепили из глины. По названию деревни игрушку стали называть хлуднёвской.

Городская ярмарка, шум, веселье, раздолье. Раздаётся пронзительный свист – это ребятишки дуют в весёлые игрушки- свистульки: глиняные коньки, петушки и другие диковинки.

Хлуднёвская игрушка имеет особенности. Мастера расписывали не всю игрушку, а только отдельные элементы: только перья на крыльях и хвостах птиц или фрагменты очертаний туловища животных, схематическое изображение элементов одежды на фигурках людей. Ещё мастера использовали чередующиеся полоски разных цветов.

Чаще всего при росписи игрушки использовали: параллельные тонкие полоски; ромбы; круги; точки; спирали; знак солнца; изображения древа жизни знак неба. Основными цветами были: ярко — зеленый; синий; желтый; оранжевый; розовый; ярко — красный; малиновый; черный.

Среди хлуднёвских глиняных игрушек мы видим множество различных птиц – это петухи и курицы, утки, жаворонки, кукушки, соловьи, гуси и голуби.

Ещё одна особенность – это сказочный образ Рогаля. Люди верили, что Рогаль – это добрый домовой, он живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Филимоновскую игрушку изготавливают в деревне Филимоново Тульской области. Глина из которой лепят игрушки мягкая и податливая, и игрушки получаются стройные и изящные, удлинённой формы, что делает её особенной. Статные мужички, женщины с ребёнком на руках, различные животные и даже фантастические существа.

Игрушечные образы создаются с особым значением: всадник или конь символизируют Велеса (бог солнца), петушок - главный хранитель дома; баран, коза и олень – защита от злых духов; курочка или уточка - благополучие. Большое семейное счастье символизировала барыня-берегиня, прообраз– богини Мокошь. Её изображали с младенцем в правой руке и с утицей под левой. Для росписи филимоновской игрушки мастера использовали малиново- красный, жёлтый и изумрудно- зелёный и другие цвета.

В Каргопольском районе Архангельской области живёт каргопольская глиняная игрушка.

Какие же они каргопольские игрушки? В отличии от филимоновской каргопольская игрушка имеет приземистую фигуру, коротенькие руки и ноги, у мужичков большая голова и чуть сплющенное лицо и борода как лопата. Глиняная баба с младенцем на руках, с птицей или пирогами символизирует древний образ богини матери. Известная каргопольская игрушечница Ульяна Бабкина придумала удивительный образ –полкана. Полкан – это бравый генерал с туловищем коня; бородатый богатырь - защитник от всяческих сил зла. Расписывали каргопольские игрушки приглушёнными тонами, несложными узорами, с использованием солярных знаков: большие огненно-красные круги, кресты, а также символы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. Каждая игрушка имеет свой собственный орнамент, свою символику. Женщина олицетворяет образ Земли, плодородия и кормилицы. Медведь — символ хозяина леса, олень или баран — символ неба и солнца. Мир каргопольской игрушки это глиняный мир, где живут добро и волшебство.

Дымковские свистульки родились в Дымковской слободе, рядом с городом Вятки (сегодня - Киров).

Вятка с давних времён славилась шумными ярмарками и базарами, где дымковские свистульки были главным развлечением. Крестьяне лепили щеголих в красочных нарядах, нянек с детьми, лихих всадников, важных индюков, и даже целые житейские истории.

Главными образами дымковской игрушки считают: важного индюка; барыню — изящную горожанку, часто рядом с ней изображали ребятишек; барашка с позолоченными рогами; лошадь в ярко-голубых цветах; прогуливающийся кавалер или всадник на коне. Дымковская игрушка отличается плавностью и округлостью силуэта; имеет много лепных деталей. Наряд горожанки украшали различные косички, воланы и жгутики, образ которой составлялся из разных, соединённых в определённом порядке, тщательно примазанных деталей. Дымковская игрушка - яркая, выразительная, колоритная. Мастера наносили роспись прямо на поверхность обожжённой глины.

Роспись разных игрушек не похожа одна на другую.

Чередующиеся дужные полосы красно-малинового, желтого и зелёного цветов филимоновской игрушки.

Дымковскую игрушку расписывали кругами, овалами, клеточками, полосками и волнистыми линиями, точками, используя в основном жёлтый и синий, малиново красный и зелёный, чёрный цвета. Яркие цвета сочетались с мягкими и приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.

Каргопольская игрушка отличается своей выразительностью. По забелённой известью поверхности инструментом — мазилочкой наносится простой и ясный узор из кругов, лучистых крестов, овалов, напоминающих своей формой семена хлебных злаков, колосья, веточки деревьев, росчерки линий.

Используя традиционные наборы декоративных элементов, мастерицы создавали яркое, весёлое и волшебное искусство.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1.Название задания. Хлудневская игрушка.

Текст задания. Выберите изображения хлудневской игрушки.


1.


2.


3.


4.


5.


6.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2.Название задания. Глиняные народные игрушки.

Текст задания. Установите соответствие между изображением глиняных народных игрушек и их названиям.

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,— это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради — они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Присмотрись к современным народным игрушкам — и ты заметишь, что в них живут те же образы. Это Конь, Птица, Баба. Какой смысл выражают эти образы, ты уже знаешь. В них живут память народа, его древние традиции.


У. Бабкина. Двуглавый конь. Каргополь. 1970-е гг.

Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.


М. Самошенкова. Баба с птицами. Калужская обл., 1978 г.

Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древние знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.


М. Самошенкова. Птица. Калужская обл., 1977 г.

С филимоновской игрушкой ты, наверное, встречался уже не раз. Деревня Филимоново в Тульской области — знаменитый центр производства этих игрушек. Никто уже не помнит, когда здесь впервые стали делать замечательные игрушки. Но и сегодня этот промысел живет, а с ним продолжает жить прекрасное искусство народных умельцев.

Со старинной крестьянской традицией связан филимоновский промысел. Жива эта традиция и в игрушках современных мастеров — всмотрись в образы игрушек, их орнамент, пластику.


Птицы. Филимоновская игрушка. 1970-е гг.

У филимоновских игрушек вытянутые пропорции, мягкие очертания формы, они выглядят стройными, изящными. Эти игрушки вылеплены из вязкой, податливой белой, с синеватым оттенком глины.

Филимоновские игрушки почти всегда со свистом.

Высокие стройные крестьянки часто что-то держат в руках: ребенка или курицу со свистком. Мужские фигурки под стать им: статные, длинноногие, чуть смешные.

Разнообразны и животные-свистульки: коники, коровки, бараны, олени-растопырки, птицы-курицы, петухи и какие-то совершенно невиданные, фантастические существа. Обрати внимание, какая у них шея, голова, туловище, ноги.

Любимые цвета филимоновских игрушек—малиново-красный, желтый и изумрудно-зеленый. Расписывают игрушки, как и раньше, куриным перышком.


Каргопольские мужички

Это каргопольская глиняная игрушка. Ее родина — Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.

Посмотри, как по-детски наивно решены приземистые фигурки людей и животных. Они кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Крепкие деревенские бабы и мужики рождают добрую усмешку: большеголовые, с короткими руками и ногами, с чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в бороду-лопату. Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини-матери в северной народной вышивке.

Конь-Полкан, или Полихан, был одним из любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.


Полкан. Каргопольская игрушка

Деревенская мастерица создала свой мир глиняной сказки, где живут добрый, крепкий люд и такие же добродушные звери и птицы. Эти образы навеяны не только сказкой, но и самой жизнью.


Роспись игрушки мастером

Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушенных тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца — большие огненно-красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

Среди русских глиняных игрушек самые знаменитые, пожалуй, дымковские. Родились они в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров).


Катание. Дымковская игрушка

Рассмотри внимательно форму игрушек. Она монолитна, а силуэт фигурок отличается мягкой плавностью и округлостью. Как много здесь лепных деталей: изящных оборок, воланов, косичек, жгутиков! Они делают фигурки более выразительными.

Игрушку составляют из отдельных частей, соединяя их в определенной последовательности, как это показано на рисунке.


Так лепят дымковскую игрушку

А теперь внимательно рассмотри декор игрушек.

Какие элементы росписи, кроме радужных полос, можно увидеть в их декоре? Попытайся дать им образные названия.

Перед тем как украсить дымковскую игрушку, мастерицы белили фигурки мелом, разведенным на молоке.

Обрати внимание на основные элементы геометрического орнамента дымковской игрушки (круги, овалы, клетки, полоски, точки), на то, как они выстраиваются в узор, на яркость красок. В росписи используют желтый и синий, малиново-красный и зеленый, белый в фоне и черный цвета.



Роспись народных глиняных игрушек

Яркие цвета дополняют мягкими, приглушенными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым. Эти цвета и составляют палитру игрушек.

Посмотри, как выразительна роспись каргопольской игрушки, которая сохраняет прочную связь с древними мотивами.

Каждая мастерица, пользуясь традиционным для данного промысла набором декоративных элементов и цветов, всегда привносит элемент творчества в это яркое, веселое искусство.


Детские работы. Глина, роспись

Задания

  1. Попробуй создать из глины или пластилина свой образ игрушки. Можешь сделать ее похожей на каргопольскую, филимоновскую или дымковскую. Вспомни, в чем своеобразие формы каждой из них.

Постарайся форму игрушки сделать выразительной по пластике, с гладкой поверхностью, подготовленной для украшения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ

ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творч.

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна по своему замыслу. Она доступна детскому восприятию. Это знакомые детям сказочные образы, люди и животные, выполненные из дерева или глины. Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит и для украшения быта. В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным. Особо знамениты дымковские, каргопольские и филимоновские игрушки.

Игрушке столько же лет, сколько и человечеству. Образы коня, птицы, бабы были.

Игрушке столько же лет, сколько и человечеству. Образы коня, птицы, бабы были известны в эпоху палеолита. Правда, тогда они имели магический смысл – оберегали, охраняли человека от таинственных сил природы.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы, они были уч.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы, они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. Присмотрись к современным народным игрушкам - и ты заметишь, что в них живут те же образы - это конь, птица, баба. В них живут память народа, его древние традиции.

Это каргопольская глиняная игрушка. Ее родина — Русский Север, Каргопольский.

Это каргопольская глиняная игрушка. Ее родина — Русский Север, Каргопольский район Архангельской области.

Дымковская игрушка Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластич.

Дымковская игрушка Все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны и расписаны традиционным орнаментом.

Филимоновская игрушка все филимоновские игрушки – свистульки.

Филимоновская игрушка все филимоновские игрушки – свистульки.

Детская игрушка на протяжении сотен лет сопутствует предкам осетин. Игрушки и.

Детская игрушка на протяжении сотен лет сопутствует предкам осетин. Игрушки изготавливали из дерева, из кожи, из глины, из лоскутков ткани, из войлока, из шерсти и даже из теста. Кожаная уточка

Наиболее распространённой игрушкой была тряпичная кукла. Тряпичные куклы имел.

Наиболее распространённой игрушкой была тряпичная кукла. Тряпичные куклы имелись в каждой семье, где были дети. Самодельные куклы представляли собой стилизованные человекообразные фигурки. Тряпичные куклы по технике изготовления можно условно разбить на два вида. Куклы на деревянном каркасе (Къæцæлын чындз) и войлочные куклы (Нымæтын чындз). М. Туганов.

Более тщательно каркасные куклы изготовлялись в осетинских семьях взрослыми.

Более тщательно каркасные куклы изготовлялись в осетинских семьях взрослыми. Без преувеличения их можно назвать подлинными шедеврами прикладного искусства осетин. Добротно сшитые из кусочков отработанных тканей, украшенные орнаментальными мотивами вышивок, куклы эти занимали определённое место в эстетике традиционного быта.

Изящные по характеру изготовления и богато декорированные образцы кукол могл.

Изящные по характеру изготовления и богато декорированные образцы кукол могла изготовить не каждая женщина, а лишь известная своим рукоделием мастерица.

Ещё большей популярностью у детей пользовались войлочные куклы. Изготавливали.

Ещё большей популярностью у детей пользовались войлочные куклы. Изготавливали их кройкой из остатков войлока и шерсти, которые снаружи обшивались подручными разноцветными лоскутками. В детских играх эти куклы пользовались большим успехом, так как отсутствие жесткой основы из дерева позволяло кукле садиться, двигать руками и ногами, нагибаться. Они тщательно, с большой любовью отделывались декоративными средствами. Изготовлялись и куклы – парни. Они были игрушками и для девочек и для мальчиков.

Изготавливались игрушки и из теста. К празднику Нового года изготовляли фигур.

Куклы в жизни осетин играли важную роль. Они выполняли обрядово – магические.

Куклы в жизни осетин играли важную роль. Они выполняли обрядово – магические функции и являлись развлекательными атрибутами.

Кукла как развлечение применялась больше в кругу женского досуга. Одной из св.

Также у осетин были и куклы-дергунчики. Такой своеобразный кукольный театр св.

В наше время создавала свои прекрасные декоративные керамические скульптурки.

В наше время создавала свои прекрасные декоративные керамические скульптурки – Национальные женские типы О. Г. Малтызова. Тема сельской женщины – осетинки – излюбленная в творчестве Малтызовой. Художник – декоратор зорко всматривается в народные костюмы, в облик осетинской женщины, девушки. В одной мы узнаём старую свекровь с недовольным лицом. Кажется, ещё минута и раздастся её сердитый голос. Другая фигура – олицетворение хозяйственности и домовитости. Надменно подняты брови у третьей – чувствуется: горда и несговорчива.

Ольга Малтызова.

Сегодня народная кукла украшает выставочные залы нашей республики и является.

Сегодня народная кукла украшает выставочные залы нашей республики и является очень популярным сувениром.

Древние образы в современных народных игрушках

3. Пройти тест . (Кнопка в конце, откроется в новой вкладке, можно подсматривать ).

4. Отправлять ничего не надо! Я всё увижу автоматически!

Глиняная игрушка пришла к нам из очень далёкого времени. Игрушки в давние времена предназначались не для забавы.

Они имели таинственный смысл : оберегали от злых духов, призывали добрых богов послать большой урожай, защитить, уберечь от несчастья .
Игрушку лепили и расписывали строго по правилам .


Фигурки из глины обязательно украшались узорами. Во всех этих узорах скрыт особый смысл , который мы теперь не всегда можем понять. Это не просто крестики , кружочки или четырёхугольники, а древнейшие символы, которые мастер должен был хорошо знать.

Дымковская игрушка

Самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой.

Ласково называют эти игрушки-дымка.

Они отличаются пышностью форм, богатством отделки, обилием декоративных деталей.


Всем нравятся живые, праздничные куклы-барыни, козлы, петухи с расписными хвостами.

Характерной чертой дымковской игрушки стали пышные воротники, оборки, яркий геометрический орнамент .

Роспись дымковской игрушки необычайно нарядна. На белом фоне сверкают малиновый, синий ,зелёный, жёлто-оранжевый цвет. На юбках барынь, туловищах животных, хвостах петухов- непременно орнамент.

Узоры неповторимы, но составлены всегда из одних и тех же символов : кругов, прямых и волнистых линий, точек и небольших овалов , похожих на зёрна. Все эти символы перешли к нам от наших далёких предков.


Каргопольская игрушка

Древний русский город Каргополь находится в Архангельской области.

Для каргопольских игрушек характерна очень условная обобщённая передача образа.

Формы игрушки передают лишь самое главное, деталей почти нет.

Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая – белая, черная.



Образ Полкана – один из самых интересных в местной игрушке. Это фантастическое существо, полуконь- получеловек, пришедшее из народных легенд и преданий. В нем сохранилась древняя основа мифологического образа, на которую наслоились сказочно-бытовые черты. Полкан – крестьянский богатырь, являющий собой образ тихой несокрушимой силы народной.


Характерным является и очеловечивание животных. Медведи, барашки, козлы едут в санях, работают в кузнице.

Филимоновская игрушка

В Тульской области вблизи от старинного городка Одоева на высоком берегу реки Уны расположилась деревня Филимоново. Гончарным ремеслом занимались мужчины, а из остатков глины женщины лепили весёлые игрушки-свистульки.

Свистулька- очень древняя игрушка. Считалось, что если посвистеть дома ,то мелодия свистульки выгонит злых духов из жилища. Свистульки часто вешали на шею детям , это был и поющий оберег и забавная игрушка. Роспись филимоновской игрушки очень смелая.


Основной узор – это причудливые полоски жёлтых , лиловых, зелёных цветов

Олень – символ удачного и счастливого брака, тепла и плодородия.


Конь-слуга Солнца. Конь был важным символом плодородия. Древние славяне считали, что впряжённый конь возил по небу Бога-Солнца и приносил людям его благодать.



Именно особенности глины предали столь необычный вид фигуркам: у них вытянутые шеи, удлиненные пропорции. Дело в том, что жирная глина при сушке оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не просохнет. А поправляя, он ее невольно вытягивает – так и родился филимоновский стиль, который не спутаешь с другими.


Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа.

Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (дымковской, филимоновской)

Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего.

Читайте также: