Сообщение древнее государство бохай

Обновлено: 03.05.2024

Ландшафты жизни

Цветущий и просвещённый Бохай. Первое государственное образование на русском Дальнем Востоке dergachev_va 29 апреля, 2015

В средневековье Бохай считался просвещенным государством и его называли Цветущим. Королевство с пятью столицами (см. карту) занимало часть современного российского Приморья севернее озера Ханка, славилось своими учеными, философами и поэтами. В исторических источниках сообщается, что в государстве существовал закон, по которому совершеннолетним юношам знатного происхождения запрещалось жениться, пока они не овладеют грамотой и искусством стрельбы из лука. Этот знаменательный факт указывает на наличие обязательной общеобразовательной системы, которая появилась в Европе через тысячелетие. Существуют также сведения, что у бохайцев была собственная письменность.

Население Бохая занималось земледелием, скотоводством, охотой, морским и рыбным промыслами. Кони, пушнина, шкуры животных, вяленая рыба, мед, кедровые орехи, морская капуста, лекарственные растения, женьшень и агат экспортировались в Китай, Японию и другие страны. Были развиты ремесленные производства металла и металлообработки, изготовление ювелирных изделий и фарфоровой посуды, кровельной черепицы и кирпича, ткачество и др.


http://rezerv.narod.ru/history/9-bohai-my1.jpg
Это первое на российском Дальнем Востоке государственное образование исповедовало буддизм. А по археологическим исследованиям, отдельные артефакты буддизма на Амуре относятся к эпохе распространения этой религии в Китае и Корее (I–IV вв.). Об этом свидетельствует находка статуэтки Будды в погребениях Корсаковского могильника на острове Уссурийском. Правда, неизвестно, в какой форме буддизм практиковался в Приморье и Приамурье в добохайский период.

Два буддийских храма были обнаружены в долине среднего течения реки Чапигоу в 3—4 км к югу-западу от села Кроуновки Славянского района Приморского края. Остатки первого храма, раскопанного в течение 1958—1959 гг., находились на вершине сопки Копыто на правом берегу реки. Остатки второго храма раскопаны в 1960 году у северного подножья сопки Абрикосовой, расположенной на противоположном левом берегу к северо-западу от сопки Копыто.

Литература
Государство Бохай (698‑926 гг.) и племена Дальнего Востока России. — М.: Наука, 1994.
Шавкунов Э. В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. М., Наука, 1968.

Канал ФКИ, в рамках исторической части своего контента, представляет небольшую статью о древнем государстве на территории Дальнего Востока нашей страны. Называлось это государство Бохай и располагалось на территории части современной Северной Кореи, восточной Маньчжурии и российского южного Приморья.

Обо всем по порядку. Начнем наше повествование с 4 века нашей эры. В это время, на территории современной Маньчжурии появляются многочисленные племена мохэ. Мохэ стали предками всех современных тунгусо-маньчжурских народов (маньчжуров, эвенков, эвенов, нанайцев, орочей и т.д.).

Эти люди были сильными и воинственными. Они держали лошадей и воевали в конном строю. В тоже время, мохэ были земледельцами, выращивали пшеницу и просо. Они умели работать с железом, было развито гончарное дело.

Постепенно мохэ стали расселятся во всех направлениях. На севере они стали селиться в среднем течении реки Амур и в низовьях его крупных притоков Уссури и Сунгари. На юге владения мохэ соприкасались с китайским государством Северная Вэй. Известны контакты мохэ и Вэй. Племена мохэ совершали набеги на протокорейское государство Когуре в интересах китайского государства.

В течении нескольких следующих веков племена мохэ укрепляются и занимают все новые и новые территории. В 7 веке известно восемь крупных племен мохэ, представляющих собой независимые политические единицы.

Племена (или племенные союзы) мохэ продолжают укрепляться. Они находятся на разных стадиях общественного развития. В тех из них, что находятся южнее, начинает происходить социальное расслоение, выделение знати и воинского сословия.

Предпосылкой образования государства Бохай являлось дальнейшее развитие и усложнение хозяйственных навыков и связей у части племен мохэ и окрестных народов восточной Маньчжурии, севера Кореи и Приморья. В то же время, в 618 году в Китае устанавливается деятельная династия Тан. Империя Тан начинает завоевательные войны против всех своих соседей, в том числе и к северу от Великой Китайской Стены.

В 669 году, после серии длительных войн, империя Тан сокрушает государство Когуре, занимавшее ряд территорий современной Маньчжурии и Северной Кореи. Китайцы подчиняют себе и часть племен мохэ (племя сумо мохэ).

Через тридцать лет, воспользовавшись бунтом народа киданей, сумо мохэ и часть когуресцев поднимают бунт против Империи Тан. Китайцам удалось разбить киданей, но восставшие когуресцы и мохэ сумели отойти на восток и закрепиться там, вырвавшись из Империи. Так возникло государство Бохай.

Титульность мохэ в Бохае вовсе не говорила о мирных отношениях Бохая с другими мохэсскими племенами. В начале 8 века, Бохай отправляет несколько экспедиций на север и временно включает в орбиту своего государства многочисленное племя хэйшуй мохэ, расширяя сферу влияния до среднего течения Амура.

Кроме войн и замирений с главной державой Дальнего Востока, империей Тан, Бохай взаимодействовал и с другими дальневосточными государствами. Это были торговые, культурные и иные связи с корейским государством Силла, протояпонскими государствами и пр.

Перейдем к внутреннему устройству Бохайской державы. Бохай представлял собой типичную дальневосточную державу, всю полноту власти в которой осуществлял правитель – монарх (по-китайски ван). Правитель располагал обширным и крепким чиновничьим аппаратом. Высшие чиновничьи должности занимали представители самых знатных семей.

Большинство жителей Бохая проживало в деревнях и занималось сельским хозяйством, выращиванием риса, пшеницы, проса и т.п., разведением лошадей, свиней и др. скота. Имелись в Бохае относительно крупные города, ремесленные центры и другие населенные пункты, которые нельзя назвать деревенским поселениями.

Бохайцы умели работать с железом и бронзой, овладели гончарным ремеслом, ткачеством. Было налажено производство кирпича и черепицы. Одна из пяти столиц Бохайского государства располагалась на территории современного Хасанского района Приморского края, недалеко от поселка городского типа Краскино.

Археологи обнаружили здесь укрепленной городище, в котором кроме оборонительных укреплений, хозяйственных и жилых построек был обнаружен буддийский храм. Буддизм был популярен в верхах общества, среди городского населения. Подавляющее большинство мохэ, населяющих Бохай, исповедовало местные анимистические культы природы и животных, шаманизм.

Довольно развитая, даже по меркам ведущих государств региона, Бохайская держава просуществовала более двухсот лет. В начале 10 века кидани в западной Маньчжурии основывают государство, известное в историографии как Империя Ляо. Ляо нападает на Бохай. Более двадцати лет продолжается война бохайцев с киданями. В конце концов Бохай был полностью покорен захватчиками. Лишь на территории Приморья какое-то время существует осколок Бохайского государства.

Развитие местных народов было перервано. Мохэ еще отомстят через несколько столетий. Произошедший от мохэ народ чжурчжэней, поднимет восстание против Ляо. Кидани будут сметены, а на их месте образуется мощнейшее чжурчжэньское государство Цзинь. Цзинь начнет тотальное наступление на Китай. Однако, это уже совсем другая история.


Прощай, первобытный коммунизм

Рассвет государственности

Бохай — слово не наше, но величественное и веет от него силой и красотой. Если хорошо покопаться в памяти,
то перед взором встают музейные изваяния и смутные даты: средние века, плюс-минус пара столетий. Попробуем навести резкость на портрет этого раннего государства, которое в период расцвета восточным своим крылом охватывало территорию Приморья от р. Туманган до среднего течения р. Уссури на северо-востоке (см. карту).
Раннее государство, чем оно было для вошедших в негоплемен? В бохайском случае, как и во всех других — образование государства означало централизацию власти, узаконивание неравенства, возникновение частной собственности на власть, а через нее — ограничение доступа на распределение материальных благ. В культурном отношении образование Бохая для Северо-Восточного Китая и Приморья означало превращение варварства в цивилизацию: началась повсеместная урбанизация, развитие ремесел, торговли и сельского хозяйства. В мировоззрении людей, образовавших государство Бохай, тоже произошел переворот — распространялась китайская письменность, философия, буддизм. И конечно, в процессе цивилизационной плавки шло формирование бохайского этноса. За право гордиться вливанием бохайской крови в генофонд своих народов нынче спорят Корея и Китай. Мы не спорим, хотя на территории Приморья, возможно, до сих пор живут потомки, несущие в себе бохайские гены.

Жили-были племена



Вассальная преданность мохэ

В 668 году воины китайской империи Тан захватили столицу Когурё, в районе современного Пхеньяна, но обнаружили, что карать придется и вассалов Когурё — мохэ, стойких и бесстрашных воинов. Покончив с Когурё, китайцы воспользовались старым как мир методом — переселили непокорных поближе, вероятно, в те времена в Китае еще был в дефиците трудовой ресурс. Когурёская знать и преданные им бывшие вассалы-мохэ в большом количестве были отправлены на север Китая, где в результате образовалась масса мохэсского населения (вместе с ранее бежавшими сюда мохэ).

Исход

Вероятно, мохэ были гораздо более воинственны, чем евреи в египетском плену, — вместо тысячелетней покорности они воспользовались первым удобным случаем, чтобы совершить свой исход. В 696 году на севере Танской империи вспыхнуло страшное восстание киданей, и мохэ с когурёсцами бежали. Вместо Моисея им были два мохэсских вождя: Цици Чжунсян и Цисы Биюй, которые указали на Восток, и народ ушел за ними. Беглецы обосновались где-то в долине
р. Ляохэ. В отличие от истории с древними евреями и фараоном, танская императрица не сразу послала карательное войско вслед за когурёсцами и мохэ. Китайская дипломатия была куда более утонченной: У-Цзэтянь послала вдогонку вождям почетные титулы гунов владений (князей).
Но один из мятежных вождей, Цисы Биюй, имел наглость титула не принять. Императрице ничего не оставалось, как организовать против него поход. Вождь проиграл сражение, был схвачен и казнен. Второй вождь был стар и умер. Так бы и не образовалось великого Бохая, если бы не его сын — Да Цзочжун. Он сплотил оставшихся, дал сражение в районе хребта Тяньмэньлин (никто не знает, где это) и выиграл. Отпраздновав победу, беглецы ушли еще дальше на Восток, обосновались возле горы Дунмоушань, в верхнем течении современной р. Муданьцзян, построили город и в 698 году провозгласили государство — Чжэнь. Если бы не благоприятные внешнеполитические условия (кидани снова усилились, а еще более могучий тюркский каганат подчинил их себе), танские войска уничтожили бы мятежников, а так — проход в Маньчжурию для китайцев был перекрыт тюрками и киданями. Тем временем умерла китайская императрица, и новый император попытался наладить отношения с молодым государством.

Умиротворение варваров

Слуга трех господ — никому не слуга

Да Цзожун хорошо спланировал свою тактику среди сильных соседей: он признал себя и новое государство вассалом Китая, Тюрского каганата и Силла (государства, оставшегося на Корейском полуострове после разгрома Когурё). Фактически это давало независимость, вассалитет признавался только тогда, когда это было выгодно. А внук человека, выведшего будущих бохайцев с территории Китая, после смерти своего отца Да Цзожуна сделал такое, что вообще редко делалось в Восточной Азии.
В 719 году, в момент вступления на престол, Да Уи провозгласил новое летоисчисление, по собственному, а не китайскому календарю. Это было открытой заявкой на независимость. Новое государство, расположившись в долинах двух рек — Муданьцзяна и Тумангана, ловко пользовалось своей отдаленностью от Танской империи и расстановкой сил на восточно-азиатской арене. Китай признал Да Уи, подтвердил его титул и право наследования бохайского престола.



Расцвет Бохая

Как Бохай стал королевством

Первый расцвет Бохая продолжился и при третьем правителе Да Циньмао (737—793 годы). При его правлении посольские миссии в Китай совершались регулярно, а одна из них доставила к императорскому двору в качестве изысканного дара 11 японских танцовщиц.
Да Циньмао был достойным Внуком Неба, так он себя именовал в отношениях с соседями, и это было претензией на статус Бохая как империи.
В сложный момент китайской истории, когда в непосредственной близости от Бохая один китайский генерал-губернатор, Ань Лушань, собрал 150-ти тысячное войско и учинил грандиозный мятеж, завоевав крупнейшие столицы, Бохай к мятежу не присоединился. А когда в Бохай прибыл посол от наместника Сына Неба с просьбой о выделении 40 000 всадников для борьбы с мятежниками, правитель Бохая войско никуда не послал, чем парадоксальным образом оказал поддержку императору (Да Циньмао как будто предвидел, что наместник, запросивший войско, замышлял недоброе и присоединился к мятежу). После подавления восстания, через долгих девять лет, за неварварскую дальновидность и неприсоединение к мятежникам император Китая пожаловал Да Циньмао титул вана (короля). Так Бохай стал королевством.

Японо-бохайская дружба

Есть все основания полагать, что для Бохая морскими воротами в средневековый АТР служил порт, расположенный на территории Приморья, у современного п. Краскино. Посольства в Японию были часты и многочисленны настолько, что японской стороне пришлось строить специальные подворья для приема бохайских миссий, достигавших иногда тысячи и более персон. За всю историю Бохая известно 34 посольства в Японию и 13 ответных посольств. Бохайцы в Японию везли богатые дары, такие же, какие составляли содержание даннических миссий в танский Китай. Предметом подношений и меновой торговли были ценные минералы, медь, железо, знаменитые на всю восточную Азию лошади и узорчатые меха. А также рис, сливы, груши, морская капуста, соевый соус, шелк, полотно, олени, шкуры тигров, леопардов, медведей, тюленей, диких котов, дикоросы, лекарственные травы, корни, мускус, морепродукты, перья орлов и фазанов. Торговые обмены, в которых участвовала региональная элита, были очень важны, но еще более важным для японцев было участие бохайцев в налаживании производства железа.
Первоначально бохайские посольства носили военно-политический характер, например, сначала государства образовали союз против Тан, затем против древнекорейского государства Силла.
Постепенно акцент во взаимоотношениях смещался в сторону культуры. Считается, что китайский лунный календарь был завезен в Японию бохайцами. Куньи шубы, привозимые из Бохая, служили образцом высокой моды. Приезжавшие бохайские послы были выдающимися поэтами, художниками, при японском дворе устраивались поэтические диспуты, спортивные соревнования. Японский император написал стихотворение о том, как он наблюдал игру в поло (команда бохайского посольства и японская команда играла в поло на конях, с клюшками гоняя мяч).
В отношениях с Японией бохайские правители иногда безуспешно пытались взять тон более высокой стороны, именовать себя Внуком Неба, а отношения с японским императором интерпретировать как отношения дяди и племянника. Но в целом, во времена расцвета Бохая отношения между странами характеризовались как отношения братьев.

Департамент Честности, Мудрости, Справедливости

Бохай в государственном устройстве творчески преобразовал модель срединной империи: так же были учреждены система из пяти столиц, областей, округов и уездов. Государственный аппарат копировал систему китайского чиновничества, только со своими, несколько более романтичными названиями. Высшим органом власти были три палаты, возглавлявшиеся сановниками (сянами). Одна палата занималась военной стратегией и политикой, вторая — внешней
и внутренней политикой и решениями государя. Третья палата ведала текущими делами, под ней находились 12 ведомств, делившиеся на равные группы — шесть левых ведомств и шесть правых. Каждой группе полагались три департамента
во главе с канцлерами. Левой шестерке подчинялись департаменты Верности, Гуманности и Справедливости. Правой — департаменты Мудрости, Этикета и Честности.
Если судить по китайским аналогам, то департамент Верности составляли чиновники, вершившие судьбы других чиновников, здесь присваивались ранги и производились назначения. В департаменте Справедливости занимались составлением и соблюдением государственных ритуалов, жертвоприношениями и данью. Департамент Гуманности был высшим финансовым органом страны, распределял государственные земли, следил за налогами и амбарами. Департамент Мудрости отвечал за войска, их снабжение, за назначение и отставку военачальников, за точность карт гор и рек, за охрану границ. Департамент Этикета соответствовал танскому департаменту наказаний и ведал законами, тюрьмами, судом и пытками. Департамент Честности странным образом занимался транспортом, водным хозяйством, строительством и ремесленниками королевства.
Кроме палат, ведомств и департаментов еще имелись конфуцианское училище для аристократии, административный совет по вопросам культуры (так мы сказали бы теперь, но тогда он отвечал за учет картин, книг, написание текстов поздравлений и памятных надписей). Еще имелись приказы и бюро, включая экзотические, было, например, бюро, целиком занимавшееся приказами по гарему, его бытом и охраной и приказ, ведавший едой и вином королевского стола.

Фиолетовый, красный зеленый

Карательная война

Последнее переселение

Во 926 году Бохай был преобразован в полузависимое, вассальное государство Дуньдань (Восточное кидань), во главе которого стал старший сын Абаоцзи. Правителю Дундани были пожалованы титул короля и собственный девиз правления. Ежегодная дань в размере пятидесяти тысяч кусков тонкого полотна и тысячи породистых бохайских лошадей должна была давать автономию, но автономия оказалась насквозь фальшивой. Такое униженное положение не устраивало бохайцев. Они постоянно восставали, знать и простой люд во множестве бежали в Корё. Кидани в ответ один за другим организовывали карательные операции. Отчаянное сопротивление бохайцев и борьба за власть, предпринятая их киданьским королем Туюем, перворожденным наследником Абаоцзи, совсем измотали младшего сына Абаоцзи, сидевшего на киданьском престоле. В конце концов было разработано и осуществлено масштабное переселение бохайцев
в бассейн р. Ляохэ, чтобы не допустить их услиления и сэкономить большие силы, уходившие на подавление непокорного народа. Бохайцы с территории Приморья были вывезены в последнюю очередь.
Огромным бедствием для народа стало это переселение. Раскиданные по всей империи киданей, бохайцы еще долго сохраняли свой язык, обычаи и материальную культуру. После уничтожения киданей, бохайцы вошли составной частью в чжурчжэньскую империю Цзинь, но и там оставались бохайцами. У чжурчжэней было установлено: бохайцев судить по ханьским законам, а чжурчжэней по чжурчжэньским.
И после гибели империи Чжурчжэней, во времена монгольского владычества бохайцев рассматривали как отдельный народ.
Но через два столетия бохайцы все же оказались растворены в окружающих их народах.
Так и закончилась славная и трагичная история крепкого духом народа Бохай.







Воспользовавшись набегами соседей на Китай и имея крупную дружину, оставшуюся от отца, Цзожун в 698 г. провозглашает себя королём независимого государства Чжень и берёт себе фамилию Да.


Китай сразу не признал новое государство, но в 705 г. в Чжень было направлено дипломатическое посольство. В 713 г. китайский император издал указ о присвоении Да Цзожуну титула удельного (вассального) князя Бохай и ряда высоких званий. Из этого вытекало, что Цзожун своё высокое положение получил из рук китайского императора. Многие учёные считают странным, от чего это китайцы подарили недавним своим врагам область Бохай, расположенную недалеко от столицы империи. Скорее всего, мохэсцы захватили эту область, а уже затем Сын Неба издал указ о дарении области, чтобы как-то сгладить свои неудачи. С этого же времени в средневековых летописях мохэское государство стало именоваться по-новому - Бóхай. А мохэские племена, проживавшие на территории Бохая, стали называть бохайцами.

Да Цзожун укрепил свою армию и расширил владения. В годы его правления с Бохаем начали считаться соседи. В 719 г. первый бохайский король умирает. Новым королём стал его сын Да Уи.

Получив в наследство крепкую армию, новый король продолжает покорение соседних земель. Но здесь Уи сталкивается с родственными хэйшуй-мохэ. Вожди хэйшуй, желали сохранить свою независимость, но понимали, что их дружины слабее бохайской армии. Поэтому они усиленно разыскивают союзников для отпора бохайцам. В то же время Китай, уже не раз испытывавший мощь бохайской армии, решил применить тактику "бей варваров руками варваров". Для этого надо было Бохай втянуть в войну с кем-либо из соседей. Неудивительно, что Китай и хэйшуй в скором времени оказались союзниками.

Бохай также усиленно ищет союзников и посланное в 727 г. в Японию посольство на следующий год привезло известие о поддержке японцами бохайцев. Начинается длительная война, закончившаяся чрез несколько лет поражением хэйшуй.

В самом начале этой войны, главнокомандующий бохайской армией Мэнъи, брат короля, перебежал на сторону врага и скрылся в Китае. Да Уи потребовал у китайского императора выдачи изменника, но ни чего не поучил. Тогда специальный отряд бохайцев проник на территорию Китая, нашёл убежище Мэнъи, устроил покушение, но неудачное. После ряда переговоров Уи решил наказать китайцев за укрывательство предателя и в 733 г. бохайский флот [ 1 ] напал на крупнейший китайский порт Дэнчжоу. Именного из этого города велась китайцами торговля с восточными соседями и здесь же находились главные силы военного флота империи. Дэнчжоу был разгромлен и разграблен бохайцами, пострадал и китайский флот.

В 738 г. Да Уи умер. За время правления первых королей Бохай стал мощным государством, с которым считались все соседи, в том числе могущественный Китай. О дальнейшей истории Бохая известно очень мало, так как Да Уи присвоил себе титул Сына Неба, за что китайский император очень обиделся на бохайцев и приказал не писать о них в государственных летописях.

Новым бохайским королём стал сын Да Уи – Циньмао. Он правил более полувека. Соседи теперь уже не покушались на Бохай и поэтому Да Циньмао занялся обустройством страны. Он ввёл систему пяти столиц, наместники в которых управляли покорёнными землями. Вся страна была разделена на области и районы. Была разработана система чиновничества, вместо племенных вождей. Чиновники были разделены на 8 рангов, каждый из которых имел свои знаки отличия и цвет одежды.

Во внешней политике Циньмао также изменил положение Бохая. Ему удалось наладить отношения Бохая с Китаем и Силла, но осложнились дела с Японией. Некоторые учёные считают, что он поддерживал китайского полководца Ань Лушаня, который поднял восстание против императора в 755 г. В те же времена Циньмао переносит свою резиденцию из Верхней столицы в Восточную. В 794 г. король умер.

Бохай явился первым государством, в состав которого вошли земли Приморья. Это было мощное тунгусское государство, на два столетия ставшее заслоном китайским захватническим планам на северо-востоке, что в итоге позволило сформироваться современным народностям современного российского Дальнего Востока. Бохайская культура оказала влияние на культуры многих соседей .


Покорители Бохая

Бохай был разгромлен киданями. Кидани – монголоязычные племена, издревле являлись северо-западными соседями мохэ. Их племена вели кочевой образ жизни в маньчжурских и монгольских степях. Энергичный вождь Амбагянь постепенно создаёт мощный союз племён и в 916 г. провозглашает себя императором. Империя неоднократно меняла название, наиболее известное из которых – Ляо.

Скотоводство не давало всех необходимых продуктов. Поэтому кидани начинают грабить, а затем покорять земледельцев. Мощная киданьская армия покоряет окрестные земли. В образовавшейся киданьской империи сами кидани составили лишь пятую часть населения, остальные были покорённым населением, среди которых преобладали китайцы и бохайцы.

Во главе империи стоял род Елюй (по-киданьски – Шели). Император являлся единоличным правителем. Вторым по мощи и богатству был род Сяо, из которого вышли все киданьские императрицы. Представители родов Елюй и Сяо вступали в брак только между собой. Императорский престол предавался по наследству, но были и перевороты.

В стране имелось пять столиц, как в Бохае. Император поочерёдно жил во всех столицах, осуществляя, таким образом, надзор за наместниками. Правительство состояло из шести министерств. В Ляо были Академия наук, департамент государственной историографии и другие государственные органы. Знатного человека за преступления могли перевести в простолюдины, а богатый простолюдин мог купить чиновничью должность. Жизнь простых кочевников не была трудной. Свободные кочевники составляли основу киданьской армии, поэтому правительство о них заботилось. Ляо успешно развивалось, пока чжурчжэньский вождь Агуда не начал войну против киданей, которая закончилась разгромом Ляо в 1125 г.




[ 1 ] Существует предположение, что к бохайцам примкнули многочисленные пираты.

Бохай (кит. 渤海 ) или Пархэ (кор. 발해 ) (698—926), — первое государство тунгусо-маньчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края, и в северной части Корейского полуострова. В 926 году Бохай был завоёван киданями.

Содержание

Предпосылки образования

Главной причиной возникновения бохайского государства явилось наличие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) у наиболее развитых мохэских племен. Однако непосредственным толчком к объединению мохэсцев в единый союз, а затем в государство, послужило военное давление со стороны соседей — сначала Когурё и тюрок, а затем китайской империи Тан. В первой половине VII века китайцы начали активные завоевательные войны против народов Центральной Азии, Маньчжурии и Кореи. В 630 г. был уничтожен Первый каганат кочевников тюрков, в 668 г. древнекорейское государство Когурё.

История

После падения Когурё его южные территории отошли к Объединённому Силла, а в северных территориях мохэсец, Да Цзожун (в корейском чтении Дэ Чжо-ёнъ), смог нанести поражение китайским войскам и в 698 году основал новое государство. Большую часть населения Бохая составляли представители племени Мальгаль (Мохэ), они же составляли часть правящей верхушки, другую часть составляли когурёсцы.

Поначалу государство называлось Чжэнь, в 705 году были налажены мирные отношения с китайской империей Тан, но в 713 году, после послания титулатуры от танского Китая, государство стало известно под названием Бохай.

В то же время, не будучи в силах покорить Бохай военным путем, Китай не мог как-либо существенно влиять на внутреннюю и внешнюю политику этого государства. Бохай ни разу не откликнулся на требования Китая о военной помощи в его войнах с соседями. Бохайские правители поддерживали самостоятельные политические и торговые отношения с Японией с (727 г.), Силла (с 698 г.) и тюркским каганатом (с 699 г.) и даже позволяли себе такую недопустимую для вассального государства в Восточной Азии вольность, как собственную систему летоисчисления. Все это свидетельствует о фактической независимости бохайского королевства. В 732—735 гг. Бохай даже воевал с Китаем. Преемники Да Цзожуна значительно расширили территории королевства и подняли его международный престиж среди дальневосточных стран. Наиболее выдающимися бохайскими правителями были Да Циньмао (737—793 гг.), при котором сложилась система пяти столиц, и Да Жэньсю (818—830 гг.), в годы правления которого Бохай достиг наивысшего расцвета и даже хэйшуй мохэ были покорены бохайцами. Страна стала общепризнанным центром культуры и просвещения.

Расцвета государство достигло к IX веку — тогда его территории простирались на обширных пространствах современной Маньчжурии, Приморского края и севера Корейского полуострова.

После двадцатилетнего сопротивления натиску киданей государство Бохай всё же пало в 926 году. На его месте кидани создали вассальное государство Дундань. Многие бохайцы были насильно переселены на территорию киданей. Но оставшееся бохайское население в течение длительного времени продолжало борьбу. Оно поднимало восстания, бежало в Корё, создало ряд своих государств — Поздний Бохай, Динъань, Осасонъ.

Имя правителя в китайском чтении Имя правителя в корейском чтении Годы правлений

Да Цзожун (Гао-ван) Дэ Чжо Ёнъ (Гованъ) 698—719

Да Уи (У-ван) Дэ Му Е (Муванъ) 719—737

Да Циньмао (Вэнь-ван) Дэ Хым Му (Мунванъ) 737—793

Да Юаньи Дэ Вон Ы (Пхеванъ) 793—794

Да Хуаюй (Чэн-ван) Дэ Хва Ё (Сонъванъ) 794—795

Да Сунлинь (Кан-ван) Дэ Сун Лин (Канъванъ) 795—808

Да Юаньюй (Дин-ван) Дэ Вон Ю (Чонванъ) 808—812

Да Яньи (Си-ван) Дэ Он Ы (Хыванъ) 812—817

Да Минчжун (Цзянь-ван) Дэ Мён Чхун (Канванъ) 817—818

Да Жэньсю (Сюань-ван) Дэ Ин Су (Сонванъ) 818—831

Да Ичжэнь Дэ И Чжин 831—858

Да Цяньхуан Дэ Гон Хван 858—872

Да Сюаньси Дэ Хён Сок 872—894

Да Вэйцзе Дэ Ви Хэ 894—907(?)

Да Иньчжуань (Мо-ван) Дэ Ин Сон (Мальванъ) 907(?)-926

Государственное устройство и культура

Административно территория Бохая делилась на 5 провинций, в государстве было 5 столиц.

На культуру Бохай очень сильное влияние оказал танский Китай, государственное устройство было также очень похоже. В правительстве работали три советника и шесть министров. Столиц было пять, одной из самых важных был город Сангён- Верхняя столица.

Одним из главных памятников, сохранившихся до наших дней, является мавзолей принцессы Чон Хё.

Читайте также: