Сообщение что такое текст 7 класс русский язык

Обновлено: 06.07.2024

Текст - это два или несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу и объединены общей темой. Текст всегда имеет тему и главную мысль.

Тема текста - это то, о чём написан текст. Главная мысль - это самое главное, что хотел сказать автор своим текстом. То, что он хотел донести до читателя и для чего написан текст.

Текст обычно имеет заголовок. Заголовок указывает на то, о чём будет говориться в тексте. Если у текста нет заголовка, то его можно озаглавить.

Количество предложений в тексте не ограничено и зависит от его цели и желания автора.

Существуют даже однофразовые тексты - например, пословицы ( Ученье - свет, а неученье - тьма. )

Предложения в тексте могут объединяться в:

  • главы (раздел книги или статьи)
  • параграфы (подразделения текста внутри главы, обозначается значком §)
  • абзацы (красная строка, отступ в начале строки или текст между двумя такими отступами)

По типу речи тексты бывают: текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование.

По стилю речи тексты бывают: разговорный, художественный, научный, официально-деловой, публицистический.

Текст - это предложения, связанные между собой по смыслу. С помощью текста мы может передавать содержание чего-либо. Тексты бывают : повествовательные, научные, текст-рассуждения, текст-описания. Стандартные тексты состоят из вступления, основной мысли/аргументов и заключительной части. С помощью текста мы можем опысывать события, рассказывать о содержании книг, давать характеристику или приводить какие-либо научные факты. Мы встречаемся с текстами ежедневно. В школе нас учат верно их составлять, на примере изложений и сочинений.
Очень важно уметь правильно с помощью текста представлять информацию, чтобы быть грамотным человеком.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок развития
речи в 7 классе
"Текст"

Какой темой они объединены?
Можно ли их назвать текстом? Почему?
Что такое текст?

Сформулируйте тему урока.

©
Урок развития
речи в 7 классе
"Текст"

Упражнение 50.
Расположите предложения так, чтобы получился текст.
По каким признакам объединили предложения?
Как они связаны между собой? Определите тему и основную мысль.
На сколько частей можно поделить текст?
Озаглавьте . Что получилось? Текст!

Подготовьтесь отвечать на вопросы
1. Что такое текст? Назовите признаки текста.
Текст – это несколько предложений, связанных между собой темой и основной мыслью. Предложения соединяются друг с другом по смыслу и грамматически.
2. Укажите ключевые слова (словосочетания) в определении текста.
Тема текста
Основная мысль текста
Связь предложений
3.Какие виды связи предложений в тексте ты знаешь?
Цепная и параллельная

Виды связи предложений в тексте
цепная
параллельная

Средства связи предложений в тексте
лексические
морфологические
- повтор слова
- синонимы
- антонимы
- описательный оборот
- местоимения
- союзы и частицы
Задание:
В тексте упражнения 51 укажите вид связи предложений и средства связи.

Типы речи
Повествование
Описание
Рассуждение
Что произошло?
Несколько рисунков
(фотографий)
глаголы
Какой?
Один рисунок
(фотография)
прилагательные
Почему?
Нет рисунков,
фотографий.
наречия

Упражнение 52 . Определить тип речи
Определите, какие типы речи использованы в тексте.
Какой тип речи ведущий? Почему?
Определите тему и основную мысль текста.
Озаглавьте текст и разделите его на абзацы.
Аргументируйте свой ответ.

Упражнение 52 . Определить тип речи
Любопытный медвежонок
Набрел я на поляну в тайге. От лесного пожара она выгорела, но на черной земле уже росли блестящие листики брусники. На краю были заросли малины.
Собрал я малину, а впереди какой-то зверь шёл, шуршал в листьях. Я решил узнать, что это за зверь. Сел на пенёк и стал тихонько посвистывать. Зверь сначала остановился и замер, а потом стал ко мне подкрадываться. Он думал, что я его не вижу, а верхушки малиновых кустов шевелятся и его выдают.
Я сразу узнал, что это медвежонок. Тогда я щепкой стал поскрипывать о пенёк, чтобы привлечь его внимание. Кусты раздвинулись, и я увидел черный нос и два глаза. Тут я услышал, как в малиннике сучья трещать. «Шутки плохи, — подумал я. — Медведице разве объяснишь, что я только поиграть с ним хотел.
Повествование – ведущий тип речи в этом тексте

Тест
1.Укажите средства связи 2 и 3 предложений в тексте:

(1)Где-то за лугом раздавались голоса. (2)Они становились то ближе, то удалялись, превращаясь в сплошной гул. (3)Гул этот долго стоял над деревней.

а) синонимы
б) повторяющиеся слова
в) местоимения

Тест
2.Укажите средства связи 1 и 2 предложений в тексте:

(1)Прямо над дверью в избушку висел пук длинной сухой травы. (2)Она издавала сладкий запах с привкусом мяты. (3)Считается, что эта трава отгоняет от жилища злых духов.

а) синонимы
б) повторяющиеся слова
в) местоимения

Тест
3.Укажите средства связи 1 и 2 предложений в тексте:

(1)Далеко был слышен стук колес проезжавшего поезда. (2)Стук этот затихал по мере того, как поезд подъезжал к станции. (3)Затем он снова набирал силу.

а) повторяющиеся слова
б) синонимы
в) местоимения

Тест
4.Укажите, какой текст является повествованием.

а)Перед нами сидел маленький пушистый рыженький котенок. Чуть заметные светло-желтые полоски пересекали его крошечное тельце. Глаза у котенка были синие.

б)Светлые блики лунного света играли на воде. Часто в этих бликах появлялись маленькие рыбки, которые выпрыгивали из воды. Их прыжок был так стремителен, что в отдельности было невозможно разглядеть каждую рыбку. Вместе же они создавали необыкновенное зрелище.

Тест
5.Укажите стиль речи текста.

Ветер – перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем.
(Энциклопедический словарь)

а) художественный
б) научный
в) официально-деловой

Домашняя работа
§ 7, упр. 51:
Озаглавить текст
Списать, разделив текст на абзацы
Выделить и объяснить орфограммы
Указать падеж выделенных слов
Выполнить разборы № 3, 4
Знать материал классной работы

Проверка домашнего задания – упражнения 51
Тихая осень
За Доном в лесу прижилась тихая, ласковая осень. С шелестом падали с тополей сухие листья4. Кусты шиповника стояли, будто объятые пламенем, и красные ягоды в редкой листве их пылали, как огненные язычки. Горький, всепобеждающий запах (им. п.) сопревшей дубовой коры заполнил лес (вин. п.).
Ежевичник — густой и хваткий — опутывал землю; под сплетением ползучих ветвей его искусно прятались от солнца дымчато-сизые, зрелые кисти ежевики.
На мертвой траве в тени до полудня лежала роса, блестела посеребренная ею паутина. Только деловитое постукивание дятла да щебетание дроздов-рябинников нарушали тишину.

Проверка д/з
(В) те-ни́1– 2 слога
т — [т'] — согл., глух., мягк.
е — [и] — глас., безуд.
н — [н'] — согл., звон., мягк.
и — [и́] — глас., уд.
4 б., 4 зв.
Тишину 3 — сущ.
I. Нарушали (что?) тишину
ОГЗ - предмет
Н.ф. — тишина;
II. Пост.: нариц., неодуш., ж.р., 1 скл.;
непост.: в вин. п., в ед.ч.
III. Нарушали (что?) тишину.

Проверка д/з
С шелестом падали с тополей сухие листья4.
Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., не осложнено.

2.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 7класс. – М.: ВАКО, 2006

Краткое описание документа:

Презентация представляет собой опорный и иллюстративный материал к уроку развития речи в 7 классе по УМК Баранова М.Т., Ладыженской Т.А. и др. Задачи урока - повторить понятие о тексте, его признаки и типы речи.

С одной стороны, каждый для себя понимает, что такое текст. С другой – дать определение этому, казалось бы, очевидному понятию довольно трудно.

Рукописный текст

Сегодня вплотную поговорим об этом феномене, дадим определение и приведем ряд лингвистических характеристик. Также в этой статье рассмотрим классификацию, строение, анализ текстов.

Что такое текст? Узкое и широкое понимание

Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д.

Вопрос

Языковедческая трактовка – довольно узкая. Лингвистический взгляд отражает имманентное прочтение феномена (это как?), которое также называют философски нагруженным.

В данном случае текст воспринимается как автономная действительность, в нем ищут собственную внутреннюю структуру (что это такое?).

Существует другой подход – репрезентативный, ещё более узкий.

Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый вариант отражения внешней реальности.

То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором – её нет.

Писатель

Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или сказанное. Как то, что состоит из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать значительно шире.

Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как определенный текст, даже если в нем не вычленить абзацев или высказываний.

Яркий пример этого – текст какого-то города: канва информации, истории, традиций, географических и прочих особенностей, описывающая особенности конкретной топографической точки.

Если же вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для ученика 3 класса, то данное видео придется кстати:

Признаки

Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.

Анализ текста

Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.

Существует три типа научного анализа текста:

  1. историко-литературный,
  2. лингвистический,
  3. идейный (лингвопоэтический).

Анализ

В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:

  1. Определение темы.
  2. Вычленение проблемы.
  3. Формулирование идеи.
  4. Соотнесение с литературным родом и жанром.
  5. Указание на пространственные и временные характеристики.
  6. Построение основных точек сюжета (составление плана текста). Выделение конфликта. .
  7. Структурирование системы образов (герои, их портреты, психология, действия, монологи (это что?), диалоги (что это?)…).

Лингвистический анализ подразумевает также:

  1. трактовку неочевидных по смыслу лексем, высказываний;
  2. определение стиля текста, отражение его строфики;
  3. стилистическое описание – на всех уровнях языка (лексика, специфическое словообразование, синтаксис);
  4. указание на примененные тропы и фигуры.

Стихотворение

С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.

Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Тема, главная мысль. Вроде бы люди используют слова русского языка, но почему-то одни тексты читаешь с удовольствием, а после прочтения других задаёшься вопросом — что это было?

Текст, его основная и дополнительная информация. Тезисы. Функциональные разновидности языка.

Планируемые результаты обучения 1) личностные сохранять доброжелательное отношение к собеседнику; 2) предметные знать основные признаки текста, определять тему и основную мысль текста; уметь составлять тезисный план текста, анализировать готовые тексты, составлять свои тексты; 3) метапредметные понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, высказывать свое мнение, осуществлять деятельность в соответствии с планом, оценивать результаты своей деятельности.

1. Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

3. Орфографический диктант.

Безветренный, призадуматься, родственный, грузчик, аптекарский, преодолеть, нелепый, пол­-этажа, каблучок, светло-серый, не теплый, а холодный, встречей, сварщик, юный, полгалереи, непри­ятель, северо-запад, невежда, пришить, стеклянный, врач, белорусско-русский.

4. Изучение новой темы.

На доске записаны понятия: тема, рассуждение, композиция, завершенность, подтема, официально-деловой, связность, последовательность, повествование, средства связи, основная мысль, ключевые предложения, публицистический, описание.

Композиция, завершённость, подтема, связность, последовательность, средства связи, основная мысль, ключевые предложения

Рассуждение, повествование, описание

2. Актуализация опорных знаний по теме.

— Что такое текст?

— Как определить тему и основную мысль текста?

— По каким признакам мы отли­чаем текст от набора предложений?

— Назвать основные признаки текста. (Тематическое единство, связ­ность, последовательность, завершенность.)

— Какая связь предложений называется цепной? (Соединение пред­ложений последовательное: первое связано со вторым, второес тре­тьим и т. д.)

— Какая связь предложений называется параллельной? (Все предложе­ния не соединены последовательно, а дополняют первое предложение.)

· Какие типы речи вы знаете? (Повествование = что произошло? Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?).

· С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.)

— Назовите еще раз признаки текста. Дополните свой ответ информацией из упр. 32.

1. Информативность . Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

2. Связность. Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.

3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

4. Завершенность. Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.

Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

5. Членимость. Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

6. Ситуативность. Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

5. Закрепление.

1.Выполнение упражнения 33 (коллективно).

Прочитать текст, ответить на вопросы.

2.Выполнение упражнения 34, 35.

Чтение материала учебника.

Тезисы — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в нем, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Тезисы — один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

Как составлять тезисы?

Тезисы составляются так.

1. После предварительного ознакомления книжный текст читают вторично.

2. При этом разбивают текст (с помощью плана или без него – подчеркиванием) на ряд отрывков.

3. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте книги. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения.

Это и будут тезисы. Умело составленные тезисы вытекают один из другого.

Тезисы непременно следует нумеровать: так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь следует пропускать строку, отделяя один тезис от другого, - так облегчается пользование ими.

3. Выполнение упражнения 36 (по вариантам).

6. Подведение итогов урока.

— Что такое текст? Тема текста? Основная мысль текста?

— Назовите основные признаки текста.

— Что такое подтема текста?

— Назовите типы речи, виды и основные средства связи.

  • Какую роль в тексте играют ключевые предложения?

7. Рефлексивный этап.

8. Домашнее задание: пар.5, упр.36 задание 6 – письменно.

Читайте также: