Сообщение что такое научная речь

Обновлено: 30.06.2024

Научная речь.
Научная речь — это один из видов книжной речи, который
используется в научных трудах, учебниках, выступлениях на на-
учные темы.
Задачи научной речи — сообщить сведения, имеющие позна-
вательный характер.
Высказывание в научной речи обычно бывает точным, дока-
зательным, обобщенным.
В научной речи используются специальные термины, поня-
тия, определения.
В такой речи отсутствует авторская оценка.
Научная речь может использоваться в разных речевых си-
туациях.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим" . Т.В. Жеребило . 2010 .

Смотреть что такое "научная речь" в других словарях:

речь — ед. Процесс говорения, деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива. Р. автологическая. Речь, в которой отсутствуют тропы. Р. внешняя. В теории речевой коммуникации: процесс речевой… … Учебный словарь стилистических терминов

Научная картина мира — (сокр. НКМ) одно из основополагающих понятий в естествознании особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий. Будучи целостной системой представлений об общих свойствах и… … Википедия

речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… … Толковый словарь Дмитриева

речь — и; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… … Энциклопедический словарь

Научная этика — Научная этика в современной науке это совокупность официально опубликованных правил, нарушение которых ведёт к административному разбирательству. Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными… … Википедия

научная революция — Общая характеристика Отрезок времени примерно от даты публикации работы Николая Коперника Об обращениях небесных сфер (De Revolutionibus), т.е. с 1543 г., до деятельности Исаака Ньютона, сочинение которого Математические начала натуральной… … Западная философия от истоков до наших дней

речь — и; мн. ре/чи, е/й; ж. см. тж. речевой, речуга 1) Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью … Словарь многих выражений

Научная фантастика — 2000 год в представлении Альбера Робида Научная фантастик … Википедия

Речь Посполитая, образование государства — В конце XV начале XVI в. Польша являлась одной из сильнейших держав в Центральной и Восточной Европе. Политическое укрепление Польши было обусловлено экономическим подъёмом XIV XV вв. и стояло в тесной связи с успешным исходом борьбы с основным… … Всемирная история. Энциклопедия

Речь художественная — языковая форма выражения образного содержания произведений словесного искусства (см. Поэзия и проза). Художественная выразительность образа (см. Художественный образ) зависит от мотивированности в конкретном контексте использованных… … Большая советская энциклопедия


При написании дипломной или курсовой работы настоятельно рекомендуется придерживаться научного стиля речи. Ознакомившись с материалом представленной ниже статьи, вы узнаете об особенностях, присущих данному способу повествования, а также основных правилах написания текста научным стилем.

Сколько стоит учебная работа на заказ?

Специалисты компании Курсар оказывают информационно-консультационные услуги. Результат такой работы не является готовым научным трудом. Сервис не несет ответственности за дальнейшее использование предоставленного материала третьим лицам. Публичная оферта

Научный стиль речи — это раз­но­вид­ность рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­рая при­ме­ня­ет­ся в сфе­ре нау­ки с исполь­зо­ва­ни­ем тер­ми­нов, абстракт­ных слов и слож­ных син­так­си­че­ских конструкций.

Узнаем, что такое науч­ный стиль в рус­ском язы­ке, опре­де­лим его зада­чу, сти­ле­вые чер­ты, жан­ры и язы­ко­вые сред­ства. Приведем при­ме­ры тек­стов науч­но­го сти­ля речи.

Что такое научный стиль?

Нау́чный стиль — функ­ци­о­наль­ный стиль речи лите­ра­тур­но­го язы­ка, кото­ро­му при­сущ ряд осо­бен­но­стей: пред­ва­ри­тель­ное обду­мы­ва­ние выска­зы­ва­ния, моно­ло­ги­че­ский харак­тер, стро­гий отбор язы­ко­вых средств, тяго­те­ние к нор­ми­ро­ван­ной речи.

Научный стиль явля­ет­ся одной из раз­но­вид­но­стей книж­ных сти­лей рус­ско­го язы­ка. Он при­над­ле­жит сфе­ре науч­ных иссле­до­ва­ний и фор­му­ли­ро­ва­нию их резуль­та­тов. Эта раз­но­вид­ность лите­ра­тур­но­го язы­ка исполь­зу­ет­ся в тру­дах учё­ных и иссле­до­ва­те­лей в какой-либо обла­сти знаний.

Основная зада­ча науч­но­го сти­ля — сооб­щить точ­ные све­де­ния, про­ана­ли­зи­ро­вать их, объ­яс­нить причинно-следственные свя­зи, обоб­щить резуль­та­ты исследований.

Обычная фор­ма реа­ли­за­ции иссле­ду­е­мо­го сти­ля — это монолог.

Научный стиль речи

Языку нау­ки харак­тер­ны сле­ду­ю­щие сти­ле­вые черты:

  • объ­ек­тив­ность изложения;
  • под­чёрк­ну­тая логичность;
  • точ­ность формулировок;
  • дока­за­тель­ность.

Пример научного стиля речи

Основные признаки научного стиля речи

Самой общей спе­ци­фи­че­ской чер­той это­го сти­ля речи явля­ет­ся логич­ность изло­же­ния.

Этим каче­ством долж­но обла­дать любое связ­ное выска­зы­ва­ние. Но науч­ный текст отли­ча­ет­ся под­черк­ну­той, стро­гой логич­но­стью. Все части в нем жест­ко свя­за­ны по смыс­лу и рас­по­ла­га­ют­ся стро­го после­до­ва­тель­но; выво­ды выте­ка­ют из фак­тов, изла­га­е­мых в тек­сте. Это осу­ществ­ля­ет­ся сред­ства­ми, типич­ны­ми для науч­ной речи: связь пред­ло­же­ний при помо­щи повто­ря­ю­щих­ся суще­стви­тель­ных, часто в соче­та­нии с ука­за­тель­ным местоимением.

На после­до­ва­тель­ность раз­ви­тия мыс­ли ука­зы­ва­ют и наре­чия: сна­ча­ла, преж­де все­го, потом, затем, далее; а так­же ввод­ные сло­ва: во-первых, во-вторых, в-третьих, нако­нец, итак, сле­до­ва­тель­но, наобо­рот; сою­зы: так как, пото­му что, что­бы, поэто­му. Преобладание союз­ной свя­зи под­чер­ки­ва­ет боль­шую связь меж­ду предложениями.

Другим типич­ным при­зна­ком науч­но­го сти­ля речи явля­ет­ся точ­ность.

Смысловая точ­ность (одно­знач­ность) дости­га­ет­ся тща­тель­ным под­бо­ром слов, исполь­зо­ва­ни­ем слов в их пря­мом зна­че­нии, широ­ким упо­треб­ле­ни­ем тер­ми­нов и спе­ци­аль­ной лек­си­ки. В науч­ном сти­ле счи­та­ет­ся нор­мой повто­ре­ние клю­че­вых слов.

Отвлеченность и обоб­щен­ность непре­мен­но про­ни­зы­ва­ют каж­дый науч­ный текст.

В науч­ной лите­ра­ту­ре широ­ко исполь­зу­ют­ся абстракт­ные поня­тия, кото­рые труд­но пред­ста­вить, уви­деть, ощу­тить. В таких текстах часто встре­ча­ют­ся сло­ва с отвле­чен­ным зна­че­ни­ем, напри­мер: пусто­та, ско­рость, вре­мя, сила, коли­че­ство, каче­ство, закон, чис­ло, пре­дел; неред­ко исполь­зу­ют­ся фор­му­лы, сим­во­лы, услов­ные обо­зна­че­ния, гра­фи­ки, таб­ли­цы, диа­грам­мы, схе­мы, чертежи.

Жанры научного стиля

Научный стиль реа­ли­зу­ет­ся в сле­ду­ю­щих жанрах:

  • дис­сер­та­ция
  • науч­ный доклад, статья;
  • моно­гра­фия
  • анно­та­ция
  • тези­сы
  • лек­ция ;
  • энцик­ло­пе­дия, учеб­ник, спра­воч­ник и пр.

Языковые средства научного стиля

Для это­го книж­но­го сти­ля харак­тер­но пред­ва­ри­тель­ное обду­мы­ва­ние изла­га­е­мо­го мате­ри­а­ла, стро­гий отбор язы­ко­вых средств, соблю­де­ние лек­си­че­ских, мор­фо­ло­ги­че­ских и син­так­си­че­ских норм рус­ско­го язы­ка. С этой точ­ки зре­ния науч­ный стиль — это нор­ма­тив­ный язык нау­ки.

Языковые осо­бен­но­сти науч­но­го стиля

Общенаучная лек­си­ка, а так­же книж­ная (но не вы­сокая) лек­си­ка абстракт­но­го значения.

Медицина: диа­гноз, нар­коз, ото­ла­рин­го­ло­гия, рецепт.

Философия: агно­сти­цизм, ба­зис, диа­лек­ти­ка, материя.

Число, систе­ма, функ­ция, про­цесс, эле­мент, пред­став­лять, рас­смат­ри­вать, являть­ся, заключаться.

Уровень язы­ка: морфология

Уровень язы­ка: синтаксис

Синтаксис научного стиля

Рассмотрим подроб­нее осо­бен­но­сти средств науч­но­го сти­ля на раз­ных уров­нях языка.

Особенности средств научного стиля

Научный стиль тре­бу­ет точ­но­сти в изло­же­нии мате­ри­а­ла, поэто­му сло­ва упо­треб­ля­ют­ся в пря­мом зна­че­нии. Для науч­но­го сти­ля речи харак­тер­но исполь­зо­ва­ние мно­же­ства тер­ми­нов и одно­знач­ных слов.

В текстах пре­об­ла­да­ют абстракт­ные име­на суще­стви­тель­ные. В соот­вет­ствии с обла­стью при­ме­не­ния (мате­ма­ти­ка, меди­ци­на, пси­хо­ло­гия, линг­ви­сти­ка и пр.) отме­тим суще­ствен­ные отли­чия в тер­ми­но­ло­гии тек­стов науч­но­го сти­ля, но основ­ные сти­ле­вые чер­ты оста­ют­ся неизменными.

Разговорная лек­си­ка отсут­ству­ет. Эмоционально окра­шен­ные и экс­прес­сив­ные сло­ва упо­треб­ля­ют­ся редко.

Уже дока­за­но, что лекар­ствен­ные свой­ства золо­то­го уса обу­слов­ле­ны содер­жа­ни­ем в нем вита­ми­нов, фла­во­но­и­дов, сте­ро­и­дов и ряда мик­ро­эле­мен­тов (желе­за, хро­ма, меди). Эти веще­ства ока­зы­ва­ют анти­бак­те­ри­аль­ное и обще­укреп­ля­ю­щее дей­ствие, поэто­му пре­па­ра­ты из золо­то­го уса полез­но при­ни­мать не толь­ко для лече­ния, но и для про­фи­лак­ти­ки забо­ле­ва­ний. Например, при­ем отва­ра кал­ли­зии в осенне-зимний пери­од помо­га­ет убе­речь­ся от про­студ­ных забо­ле­ва­ний и гриппа.

Пример научного стиля

В обла­сти мор­фо­ло­гии науч­но­го сти­ля речи отме­тим сле­ду­ю­щие харак­тер­ные черты:

  • исполь­зо­ва­ние един­ствен­но­го чис­ла имен суще­стви­тель­ных в зна­че­нии мно­же­ствен­но­го при обо­зна­че­нии цело­го клас­са пред­ме­тов с ука­за­ни­ем их харак­тер­ных признаков.

Ель евро­пей­ская — это веч­но­зе­ле­ное хвой­ное дере­во из семей­ства сос­но­вых. В бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях ель вырас­та­ет в высо­ту до 50 м. Продолжительность жиз­ни ели состав­ля­ет триста-четыреста лет.

    при­об­ре­та­ют фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла (высо­ко­проч­ные ста­ли, сма­зоч­ные мас­ла);
  • упо­треб­ле­ние гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида 3 лица насто­я­ще­го вре­ме­ни (счи­та­ет­ся, пола­га­ют, утвер­жда­ют); ;
  • состав­ные пред­ло­ги и сою­зы (в свя­зи с, из-за того что, вви­ду того что, бла­го­да­ря тому что).

Отметим такую нема­ло­важ­ную осо­бен­ность, что в науч­ной лите­ра­ту­ре пред­по­чти­те­лен выбор боль­шо­го коли­че­ства имен суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных, уточ­ня­ю­щих и рас­ши­ря­ю­щих их зна­че­ние, чем глаголов.

Для син­так­си­са науч­но­го сти­ля харак­тер­ны признаки:

  • пря­мой поря­док слов в предложении;
  • пре­об­ла­да­ние слож­ных предложений;
  • исполь­зо­ва­ние ввод­ных слов и конструкций.

Подстили научного стиля

В зави­си­мо­сти от задач тек­ста раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие раз­но­вид­но­сти науч­но­го стиля:

  • научно-популярный
  • научно-деловой
  • научно-технический
  • научно-публицистический
  • учебно-научный.

Научно-популярный стиль

Эта раз­но­вид­ность науч­но­го сти­ля исполь­зу­ет­ся для попу­ля­ри­за­ции науч­ных откры­тий и дости­же­ний. Авторы научно-популярного сти­ля в увле­ка­тель­ной и зани­ма­тель­ной фор­ме повест­ву­ют о кос­мо­се и зага­доч­ных пла­не­тах, о жиз­ни живот­ных и рас­те­ний, о тай­нах морей и оке­а­нов, то есть обо всём, что инте­ре­су­ет любо­зна­тель­ных читателей.

Научно-популярный стиль сохра­ня­ет основ­ные осо­бен­но­сти науч­но­го сти­ля. В нем исполь­зу­ют­ся тер­ми­ны, отвле­чен­ные суще­стви­тель­ные. У гла­го­лов пре­об­ла­да­ют фор­мы тре­тье­го лица един­ствен­но­го чис­ла. Но в отли­чие от дру­гих видов науч­но­го сти­ля в тек­сте упо­треб­ля­ет­ся раз­го­вор­ная и эмоционально-экспрессивная лек­си­ка. Для ожив­ле­ния повест­во­ва­ния исполь­зу­ют­ся образ­ные сред­ства (эпи­те­ты, срав­не­ния, раз­лич­ные виды повто­ров), а моно­лог ино­гда при­об­ре­та­ет чер­ты диалога.

Пример научно-популярного стиля

Учебно-научная речь - разновидность научной речи, имеющая особую сферу применения: она используется в процессе передачи и усвоения знаний, то есть в процессе обучения. Имея общие с научной речью основные признаки, учебно-научная речь обладает и рядом особенностей, главная из которых - обучающая направленность высказывания. Чтобы овладеть законами выражения мысли в учебно-научной речи, необходимо хорошо знать коммуникативные ситуации, в которые попадает человек в разные периоды жизни в связи с тем или иным этапом своего воспитания и обучения. За каждой коммуникативной ситуацией закреплены наиболее типичные, распространенные, частотные языковые средства. Для успешного общения в учебной сфере необходимо знание минимума элементарных моделей предложений, без которых невозможно обучение.

· Например, при определении предмета используются такие языковые формулы, как: что есть что; что - это что; что называется чем.

· Введение термина осуществляется с помощью следующих клише: что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.

· Принадлежность предмета к классу определяется с помощью формул: что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу чего.

· Классификация предметов может быть произведена с использованием таких выражений: что делится на что; что разделяют на что; что различается и чем.

· Возникновение предмета или явления описывается такие формы речи: что образуется из чего; что развивается из чего; кто создает что; кто конструирует что; кто изготовляет что.

Приведем пример учебно-научного текста.

Гроза - атмосферное явление, вызываемое бурным скоплением водяного пара и сопровождаемое электрическими разрядами.

Образование грозы связано с развитием сильных токов воздуха и мощных кучевых облаков и сопровождается внезапными и обильными осадками.

1. теоретическое (научное) положение (правило, определение и т.п.);

2. доказательная часть - пример;

3. объяснение примера.

Языковой пример - это начало доказательной части ответа, на основании которой можно судить об истинных знаниях учащегося.

Объяснение примера - это его анализ, который производится для того, чтобы разъяснить, прокомментировать, доказать выдвинутое положение. Объяснение примера показывает, насколько сознательно усвоен материал, как учащийся соотносит общее и частное и умеет доказывать выдвинутое положение, что характеризует степень овладения учебно-научным стилем изложения. Существует два типа объяснений примеров:

· объяснение-пояснение, комментирующее выдвигаемое положение;

· объяснение-толкование, раскрывающее существо рассматриваемого положения.

Часто в одном ответе используются различные типы и способы объяснений, но важно, чтобы при этом не нарушались требования к качеству объяснения примера:

· соответствие теоретическому положению и приведенному примеру;

· подведение данного частного случая под общее положение.

· Ответ-анализ формирует умение строить рассуждение от общего к частному. В основе такого ответа лежит описательная характеристика, в нем указываются признаки, свойства, части описываемого предмета, раскрывается содержание понятия. В таком ответе обязательно используются определения понятия, которые комментируются, поясняются примерами, дополняются какими-либо сведениями. Отбор материала к ответу подчинен задаче - назвать предмет, описать его признаки. Последовательность работы над составлением устного ответа-анализа следующая:

o сформулировать правило;

o подобрать примеры;

o прокомментировать (объяснить) примеры.

Приведем пример ответа-анализа.

Вычитание можно проверить сложением.

Найдем разность: 96-75=21

· Ответ-обобщение формирует умение назвать предмет, описать его признаки, подобрать соответствующие языковые средства для решения этих задач. Подобные ответы используются тогда, когда требуется создание обобщающих формулировок, например, при ответах на такие вопросы: "Каковы правила постановки знаков препинания в конце предложения?", "На основании каких признаков слова распределяются по частям речи?". Ответы на подобные вопросы строятся на выделении каких-либо признаков, принадлежащих группе явлений, языковых категорий. В результате их рассмотрения формулируется вывод-обобщение.

· Ответ-группировка требует систематизации и обобщения знаний. Такие ответы формируют умение выделить какие-либо признаки предмета и сделать вывод-обобщение, подобрав соответствующие языковые средства, умение систематизировать признаки, используя соответствующие языковые средства и речевые конструкции. Приведем пример ответа-группировки.

· От перестановки множителей произведение не изменяется.

· Известно, что умножение - это сумма одинаковых слагаемых. Первое предложение можно записать так: 2+2+2+2=8, а второе предложение - 4+4=8. Сумма не изменилась. Воспользовавшись определением умножения, мы увидели, что от перестановки множителей произведение не изменилось.

Овладение нормами учебно-научной речи приводит и к овладению существенными для научного общения смысло-речевыми категориями, такими, например, как согласие, несогласие, сомнение, уверенность, неуверенность, комментирование, аргументирование, оценка выдвинутых аргументов, разъяснение или защита точки зрения, дополнение мысли отвечающего (говорящего), утверждение, отрицание и пр.

Список литературы

1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М., 1978.

2. Блюменау Д.И. Проблемы свертывания научной информации. - М., 1982.

3. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. - М., 1976.

4. Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М., 1991.

6. Гринев С.В. Введение в терминоведение. - М., 1993.

7. Кожин А.А., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.

8. Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. - Пермь, 1966.

9. Кузнецова Л.М. Пособие по обучению конспектированию: На материале общественно-политической литературы. - М., 1980.

10. Метс Н.А., Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. - М., 1981.

11. Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. - М., 1976.

12. Митрофанова О.Д. Язык научно-технической литературы. - М., 1973.

13. Разинкина Н.М. О понятии стереотипа в языке научной литературы (К постановке вопроса) // Научная литература: Язык, стиль, жанры. - М., 1985.

14. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя. Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1990.

15. Сенкевич М.П. Научные стили. - М., 1967.

16. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений. - М., 1984.

17. Славгородская Л.В. Научный диалог. - Л., 1986.

18. Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов. - М., 1975.

19. Терминология и культура речи. - М., 1981.

20. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. - М., 1977.

Читайте также: