Сообщение быстрота как физическое качество какими упражнениями ее можно развивать

Обновлено: 05.07.2024

Факторы, определяющие быстроту. Методика развития простой двигательной реакции: создание "внезапных" условий, моторная и психорегулирующая тренировка. Техническая подготовка скоростных упражнений. Методические приемы для повышения привычной скорости.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.05.2012
Размер файла 11,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСЕКОЙ КУЛЬТУРЫ СПОРТА И ТУРИЗМА

Кафедра теории и методики лёгкой атлетики

Смоленск, 2012 г.

Быстрота как физическое качество

Быстрота - способность человека к выполнению действий в минимальный (кратчайший) промежуток времени. Профессор А.Д. Новиков считал быстротой способность к максимальным по интенсивности движениям. В настоящее время в литературе наиболее распространено определение быстроты как комплекса функциональных свойств человека, определяющих преимущественно скоростные характеристики движений.

Быстрота проявляется в следующих 3-х формах, несвязанных или слабо связанных между собой:

- в скорости двигательной реакции;

- в скорости одиночного движения;

- в частоте (темпе) движений.

Психофизиологические механизмы этих проявлений существенно различаются. Поэтому занимающийся может хорошо стартовать (за счет высоких показателей двигательной реакции), но не обладать при этом высокой скоростью во время бега. Способность увеличивать скорость во время стартового разгона при беге на короткие дистанции также не является гарантом высокой дистанционной скорости спортсмена. Различие характеристики скоростных движений обусловливает отсутствие переноса быстроты с одного упражнения на другое. Перенос быстроты наблюдается только в координационно сложных движениях; причем с ростом спортивного мастерства он уменьшается (как и при переносе других физических качеств).

К основным факторам, определяющим быстроту, относятся: подвижность нервных процессов; скорость и частота эффекторных импульсов, их концентрированная направленность; морфологическая структура мышц; скорость протекания возбуждения в механизмах энергетического обеспечения двигательной деятельности; быстрота сокращения мышц, обусловленная интенсивностью распада химических веществ; деятельность анализаторных систем, мышечная сила; эластические свойства мышц. Все указанные факторы раздельно рассматривать можно только условно; в целостном двигательном акте они связаны между собой и с деятельностью всех органов и систем организма.

Двигательные реакции. Различают простые и сложные двигательные реакции. Простые реакции - это ответное действие на заранее обусловленный, но внезапно появляющийся сигнал. Классическим примером в активной двигательной деятельности является начало движения стартующего на зрительный или звуковой сигнал. Сложная реакция характеризуется неопределенностью раздражителя и неопределенностью ответного действия. Большинство сложных реакций наблюдается в спортивных играх и единоборствах. Различают реакции выбора: когда необходимо выполнить действие только на один определенный сигнал из нескольких (по заданию или в единоборстве изменить свои действия при изменении обстановки или поведения соперника) и РДО (в спортивных играх: увидеть мяч, определить его пространственно-временные характеристики, выбрать ответное действие, начать выполнение).

Латентное время простой двигательной реакции зависит от характера раздражителя: на звуковой сигнал оно меньше, чем на зрительный (у спортсмена на звук 0,05-0,16 с, а на свет - 0,10-0,20 с). Простые реакции обладают переносом: быстрая реакция на сигнал в одной ситуации является гарантией быстрого реагирования этого человека и в других ситуациях, также быстрее им освоятся и сложные реакции. Сложные реакции обладают большей специфичностью. Перенос быстроты двигательной реакции идет только в одном направлении, т.е. развитием быстроты реакции нельзя увеличить быстроту движений.

Измеряются двигательные реакции секундомером или специальными датчиками с точностью до сотых долей секунды. Основным средством воспитания скоростных способностей человека (всех форм быстроты) являются скоростные и скоростно-силовые упражнения: спортивно-игровые упражнения, упражнения в единоборствах, циклические упражнения максимальной мощности (бег на 30, 60, 100 м, эстафеты 4х100 м, плавание до 50 м; ныряние в длину до 40 м и в глубину до 5 м - совершенствуют анаэробные энергетические механизмы мышечной деятельности), упражнения, направленные на развитие взрывной и динамической (быстрой) силы. Главное методическое требование: выполнение движений с максимальной скоростью и амплитудой.

Быстрота и методы ее воспитания

быстрота упражнение тренировка методика

Методика развития простой двигательной реакции.

I-й этап: сенсорная методика - создание “внезапных” условий. Используется повторный метод на внезапно появляющийся сигнал или команду: выполняется действие на условный раздражитель. Соревновательный метод (с выбыванием) и игровой эферективны, т.к. позволяют создать высокий эмоциональный фон и психологическую концентрацию внимания занимающихся. Эта методика дает положительные результаты в течение 1-1,5 месяца занятий, в дальнейшем быстрота реакции стабилизируется.

На 2-ом этапе используется сенсорно-моторная методика. Суть ее основана на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать микроинтервалы времени - порядка десятых и сотых долей секунды. Возможность спортсмена управлять двигательной скоростью способствует ее улучшению (действие с максимальной скоростью - способность оценивать интервалы времени - способность управлять скоростью).

3-й этап - моторная и психорегулирующая тренировка. Внимание направлено на предстоящее движение (моторный тип реакции) и быстрота реагирования выше, чем при концентрации внимания на сигнал (сенсорный тип реакции). Затем происходит поиск мысленного образа, связанного с ощущением легкости и быстроты в процессе реагирования.

Методика развития сложной двигательной реакции.

Время РДО составляет 0,25-I с (простой 0,1-0,2) и основную долю этого времени занимает фиксация движущегося предмета глазами. Умение увидеть предмет и оценить его направление, скорость полета тренируется следующими методическими приемами: увеличением скорости движущегося объекта и внезапностью появления, уменьшением размеров ДО (полезны игры с теннисным мячом), уменьшением размеров игровой площадки или дистанции в единоборстве, использованием технических устройств и тренажеров.

Выбор ответного действия тренируют, следуя педагогическому правилу “от простого к сложному”, т.е. путем постепенного изменения обстановки. (Пр.: вратаря учат противостоять 1 нападающему, затем 2-м нападающим, затем 3-м и т.д., т.е. увеличивают число возможных ситуаций).

Постепенное подведение спортсмена к реальной обстановке целесообразно сочетать с развитием координационных способностей, воспитанием его тактического мышления. Совершенствование сложной реакции может осуществляться и с помощью ТСО, с заложенной программой различных ситуаций.

Методика развития быстроты движений (быстроты, одиночного движения и частоты движений).

Основным средством развития быстроты являются скоростные упражнения, которые выполняются с максимальной скоростью. Они должны удовлетворять следующим требованиям в процессе учебно-тренировочного занятия:

- быть высоко интенсивными (не ниже 88% от максимальной скорости);

- техника этих упражнений должна быть освоена настолько, чтобы их можно было выполнять на предельных скоростях, волевые усилия при этом направлены не на способ, а на скорость выполнения;

- длительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась (у квалифицированных спортсменов продолжительность составляет 20-22 с; при большей длительности воспитывается скоростная выносливость - 200 м).

Техническая подготовка скоростных упражнений включает:

- овладение техникой на малых скоростях (и до “максимума”: способствует формированию межмышечной координации и снижению тормозящего эффекта мышц- антагонистов);

- овладение техникой на околомаксимальных (субмаксимальных) скоростях. Их называют управляемыми, т.к. спортсмен бежит на 9/10 силы;

- овладение техникой на максимальных скоростях.

Основные методы развития быстроты.

Повторный метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный. Паузы между повторным выполнением упражнений должны обеспечить относительно полное восстановление (следует помнить, что в течение первой трети восстановительного периода восстанавливается 70% работоспособности, во 2-й трети - еще 25%, а в 3-й - лишь 5%. Так, период восстановления после пробегания 100 м - 12 минут; можно повторить через 8 минут).

Обычно повторение упражнений объединяют в серии (серийно-интервальный метод стандартного упражнения). Интервалы отдыха между сериями увеличивают до полного восстановления. Если серию повторить в фазе утомления, то развивается скоростная выносливость. При дальнейшем прогрессирующем утомлении и снижении скорости повторная работа способствует развитию общей выносливости.

Объединение упражнений в серии способствует увеличению объема работы. Если интенсивность работы от серии к серии возрастает, то это - повторно-прогрессирующий метод (увеличение количества повторений или мощности выполняемых упражнений). Целесообразно также сочетать упражнения общего, регионального и локального воздействия - это также способствует сохранению оперативной работоспособности и увеличению объема работы.

Интервалы отдыха между повторениями не должны быть затяжными, в этом случае снижается возбудимость ЦНС. Для поддержания оптимальной возбудимости целесообразно в паузы выполнять упражнения незначительной интенсивности на те же группы мышц (при скоростном беге в паузе - медленный бег и спокойная ходьба).

Переменный метод представляет собой относительно ритмичное чередование упражнений с высокой интенсивностью и с меньшей интенсивностью, т.е. с варьирующими ускорениями. Наращивание скорости, поддержание ее и замедление позволяют эффективно овладеть умением развивать максимальную скорость свободно, без лишних напряжений.

Использование игрового и соревновательного метода на учебно-тренировочных занятиях повышает эмоциональное состояние занимающихся и создает лучшие условия для реализации их скоростных возможностей.

Многократное повторение упражнений в стандартных условиях ведет к образованию динамического стереотипа и стабилизации их временных характеристик - скорости и частоты. Образуется “скоростной барьер: стабилизируется скорость и прекращается совершенствование скоростных возможностей. С начинающими спортсменами главным направлением предупреждения появления скоростного барьера является ОФП и отсутствие ранней специализации. В последующем целесообразно осуществлять широкую вариантность используемых упражнений. Также рекомендуются следующие методические приемы для повышения привычной скорости:

- создание облегченных условий (способствует достижению такой частоты движений, которая в обычных условиях для индивидуума невозможна: бег “под гору”, по ветру, буксирование в плавании или гимнастическими лонжами, гонка за мотоциклом, уменьшение веса снаряда), вызывает у спортсмена новые ощущения, психическую настроенность, дает ему возможность приобрести “чувство более высокой скорости”;

- упрощение структуры движений (рывок штанги без фиксации, прыжок в высоту без преодоления планки и т.п.);

- создание усложненных условий или использование эффекта “ускоряющего последействия“ (выполнение упражнения после предшествующего выполнения того же движения с отягощением: бег или прыжки с утяжеленным поясом, толчок утяжеленного ядра или бег по песку; а затем выполнение упражнения в обычных условиях создает чувство более быстрого и легкого выполнения движения);

- сенсорная активизация скоростных движений (бег за лидером, использование свето- и звуколидеров);

- использование эффекта “разгона” (бег с ходу, предварительные движения в метаниях);

- “сужение” пространственно-временных характеристик выполняемых упражнений (уменьшение размеров площадки, укорочение дистанции или размеров препятствий, сокращение времени игры).

С целью предупреждения образования скоростного барьера в тренировке квалифицированных спортсменов периодически уменьшается объем скоростных упражнений в избранном виде спорта, увеличивается удельный вес скоростно-силовых и силовых упражнений. Если же скоростной барьер все же наступил, то в этом случае прекращается на определенное время выполнение данного упражнения. Тем самым добиваются угасания, “забывания” характеристик сложившегося стереотипа. Временные характеристики (скоростной барьер) угасают раньше пространственных (техника движений). Таким образом, повышая уровень развития скоростно-силовых качеств в период угасания временных характеристик, добиваются в последующем роста спортивных результатов.

Методика воспитания скоростно-силовых способностей.

Существует определенная зависимость между силой и скоростью. При незначительных внешних сопротивлениях рост силы практически не сказывается на результатах. В зоне больших внешних сопротивлений (при предельных скоростях приходится преодолевать вес, инерцию тела, сопротивление среды) рост силы приводит к увеличению скорости движений.
Скоростные упражнения характеризуются значительными мышечными напряжениями. Следовательно, увеличения скорости в движениях можно добиться:

1) путем увеличения максимальной скорости (в течение 4-х десятилетий мировые достижения в беге на 100 м превысили 3%);

2) путем увеличения максимальной силы (за тот же период мировые рекорды в тяжелой атлетике превысили 35%).

Нетрудно сделать вывод, что тесные связи объединяют воспитание скоростных и скоростно-силовых способностей. Скоростно-силовые упражнения следует применять с собственно силовыми, т.к. воздействие в скоростных упражнениях кратковременно и не может существенно повысить уровень максимальной силы. Рекомендуемое число занятий в неделю - 1-2; серий в одном занятии - 2-4 при отдыхе между ними 10-15 мин.; в серии 5-10 повторений.

Установлены следующие величины отягощений в комплексах силовых упражнений для развития скоростно-силовых способностей:

- для преимущественного развития скоростных способностей 30-50% от максимального (прирост до 18%);

- для преимущественного развития силовых способностей 70-90% от максимального (прирост до 19%);

- для пропорционального развития скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей отягощения 50-70% от max (обеспечивает устойчивое сохранение скоростно-силовых способностей).

Эффективно комплексное применение упражнений скоростной и силовой подготовки на одном занятии и в системе смежных занятий. Так, последовательное выполнение в комплексе упражнений с отягощением 30% и 90% от максимального наиболее действенно для развития “взрывной силы”. Упражнения ударно-реактивного воздействия также способствуют развитию взрывной силы. В завершение данного вопроса надо отметить, что наиболее благоприятен для развития быстроты движений у школьников возраст 12-13 лет для мальчиков и 11-12 лет для девочек. В младшем школьном возрасте следует использовать естественные движения с кратковременными быстрыми перемещениями и локальные упражнения: вбегание в “круг” и выбегание, эстафеты с бегом, броски и ловля мяча, подвижные игры и др. В среднем школьном возрасте должны использоваться скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, метания, переменные ускорения в беге, скоростные игры. В старшем школьном возрасте применяют скоростные упражнения (дистанция бега увеличивается до 80-100 м), скоростно-силовые упражнения, упражнения для развития скоростной выносливости, спортивные игры и эстафеты.

Подобные документы

Быстрота движения как физическое качество человека, критерии и меры ее измерения. Исследование скоростных способностей человека, понятие "реакции в спорте". Методы и основы воспитания скоростных способностей. Этапы развития быстроты двигательной реакции.

курсовая работа [42,2 K], добавлен 25.01.2010

Быстрота двигательной реакции как сенсомоторная реакция, характеризующаяся минимальным временем от подачи какого-либо сигнала до начала выполнения движения. Факторы, определяющие уровень проявления скоростных способностей и методика их развития.

курсовая работа [51,1 K], добавлен 06.01.2017

Рассмотрение упражнений для развития силы и быстроты как главных физических качеств работников электротехнических служб. Характеристика скорости простой (латентная, моторная) и сложной двигательной реакции, одиночного, сложного движения и их частоты.

реферат [19,2 K], добавлен 01.03.2010

Быстрота как физическое качество человека, формы ее проявления. Целенаправленные воздействия и занятия разными видами спорта, которые оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей человека. Комплекс упражнений для развития быстроты.

курсовая работа [65,0 K], добавлен 21.07.2015

Физические качества и двигательные способности. Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Проявление форм быстроты и скорости движений. Задачи развития скоростных способностей. Методика развития скоростных способностей.

курсовая работа [41,3 K], добавлен 28.06.2011

Факторы, влияющие на развитие быстроты, задачи развития скоростных способностей. Воспитание быстроты простой и сложной двигательной реакции. Тесты для определения уровня развития скоростных способностей. Координация движений при скоростной работе.

лекция [261,4 K], добавлен 10.06.2011

Характеристика скоростных способностей и методика их воспитания. Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Простые и сложные двигательные реакции. Быстрота торможения, скоростная выносливость, реакции на движущийся объект.

БЫСТРОТА КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО И МЕТОДЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ.

В соответствии с современными представлениями быстрота понимается как специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энергозатрат. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС).

Быстрота - способность человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью - характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный (скрытый) период двигательной реакции.

При развитии быстроты решают 2 основные задачи: увеличение частоты движений; увеличение скорости простых движений.

Простые двигательные реакции - это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни человека они имеют большой значение, например при упражнении механизмами. Человек, обладающий быстрой реакцией в определенных условиях, приобретает способность быстро реагировать на сигналы и в других, непрерывных и более сложных условиях. Это очень важно, особенно при возникновении внезапной опасности.

Большое значение в жизни человека отводится сложным двигательным реакциям. Основные из них - реакции на движущийся объект и реакции выбора. В первом случае основную часть времени занимает фиксирование движущего предмета глазами, во втором - нахождение из нескольких возможных вариантов наилучший способ действия или ответа на сигнал. Быстрота реакции в основном зависит от типа нервной системы и является качеством, наследуемым от родителей, но и ее можно развить с помощью физических упражнений или подвижных игр.

Поскольку сократительная способность мышц к 20 годам улучшается и с помощью физических упражнений и игр еще более развивается частота, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений может быть увеличена.

Таким образом, в основе быстроты как физического качества лежат сила и подвижность нервных процессов, которые могут совершенствоваться под влиянием занятий физическими упражнениями и играми. Но развитие быстроты тесно связанно с развитием других физических качеств. Однако отдельные ее проявления мало зависят друг от друга, поэтому необходимо специально работать над всеми ее составляющими.

Развивать быстроту лучше всего в детском и подростковом возрасте, когда скоростные качества лучше совершенствуются в процессе выполнения игровых упражнений. Для развития этих качеств полезны старты из различных исходных положений (на 10-30 метров), эстафеты. Скоростно-силовые упражнения (бег, прыжки) рекомендуется включать в занятия с 12-15 лет. В более младшем возрасте эти качества можно развивать с помощью подвижных игр и соревнований. Обычно на них отводят до 50% общего времени. Не менее важна и такая задача физического воспитания детей и подростков, как формирование способности выполнять скоростную работу в течение длительного времени.

Быстрота наиболее тесно связана с такими физическими качествами, как сила и гибкость, а наименее - с выносливостью. В комплекс показателей быстроты входят: стартовая скорость, быстрота бега, быстрота оценки сложившейся на поле ситуации, быстрота тактического мышления.

Для развития скоростных способностей используют упражнения, которые должны соответствовать, по меньшей мере, трем основным критериям:

• возможности выполнения с максимальной скоростью;

• освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения;

• во время тренировки не должно происходить снижение скорости выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае начинается работа над развитием выносливости.

Упражнения на развитие быстроты выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным для восстановления (1-2 мин). Для развития этого качества подбирайте упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10-15 с. Такие упражнения советуем вам включать в тренировку сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили. Если же мышцы не разогреты, то при выполнении упражнений на быстроту могут произойти их разрывы, вызывающие болевые ощущения. И еще один совет. Подбирайте хорошо освоенные и знакомые упражнения. В противном случае вы не сможете выполнять их на предельной скорости, так как все внимание будет сосредоточено на технике самих упражнений.

Для развитие быстроты используют следующие методы.

Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с около предельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. - 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).

Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т.п

Метод круговой тренировки Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы

Игровой метод Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.

Соревновательный метод Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.

Особенно рекомендуется последний - соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений

Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения.

Особо важную роль в тренировке, направленной на развитие быстроты одиночных движений, играет срочная информация о достигнутых результатах.

Сопоставление объективных показателей быстроты, частоты движений, времени выполнения позволяет спортсменам улучшать эти параметры и делать правильные выводы об эффективности тренировки

Упражнения, способствующие развитию быстроты, не следует выполнять в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому их рекомендуется включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое.

Используя упражнения с отягощениями, направленные в основном на развитие силы, нельзя забывать о быстроте их выполнения, иначе может снизиться быстрота движения.

2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека М.: ФиС, 1987. 144 с.

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 331 с.

4. Виленский М.Я., Зайцев А.И., Ильинич В.И. и др. Физическая культура студента: учебник для студентов высш. учеб. заведений; под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. 448 с.

ВложениеРазмер
bystrota_kak_fizicheskoe_kachestvo_i_metody_ee_razvitiya-statya.docx 16.85 КБ

Предварительный просмотр:

БЫСТРОТА КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО И МЕТОДЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ.

В соответствии с современными представлениями быстрота понимается как специфическая двигательная способность человека к высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц и не требующих больших энергозатрат. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС).

Быстрота - способность человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью - характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный (скрытый) период двигательной реакции.

При развитии быстроты решают 2 основные задачи: увеличение частоты движений; увеличение скорости простых движений.

Простые двигательные реакции - это ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В жизни человека они имеют большой значение, например при упражнении механизмами. Человек, обладающий быстрой реакцией в определенных условиях, приобретает способность быстро реагировать на сигналы и в других, непрерывных и более сложных условиях. Это очень важно, особенно при возникновении внезапной опасности.

Большое значение в жизни человека отводится сложным двигательным реакциям. Основные из них - реакции на движущийся объект и реакции выбора. В первом случае основную часть времени занимает фиксирование движущего предмета глазами, во втором - нахождение из нескольких возможных вариантов наилучший способ действия или ответа на сигнал. Быстрота реакции в основном зависит от типа нервной системы и является качеством, наследуемым от родителей, но и ее можно развить с помощью физических упражнений или подвижных игр.

Поскольку сократительная способность мышц к 20 годам улучшается и с помощью физических упражнений и игр еще более развивается частота, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений может быть увеличена.

Таким образом, в основе быстроты как физического качества лежат сила и подвижность нервных процессов, которые могут совершенствоваться под влиянием занятий физическими упражнениями и играми. Но развитие быстроты тесно связанно с развитием других физических качеств. Однако отдельные ее проявления мало зависят друг от друга, поэтому необходимо специально работать над всеми ее составляющими.

Развивать быстроту лучше всего в детском и подростковом возрасте, когда скоростные качества лучше совершенствуются в процессе выполнения игровых упражнений. Для развития этих качеств полезны старты из различных исходных положений (на 10-30 метров), эстафеты. Скоростно-силовые упражнения (бег, прыжки) рекомендуется включать в занятия с 12-15 лет. В более младшем возрасте эти качества можно развивать с помощью подвижных игр и соревнований. Обычно на них отводят до 50% общего времени. Не менее важна и такая задача физического воспитания детей и подростков, как формирование способности выполнять скоростную работу в течение длительного времени.

Быстрота наиболее тесно связана с такими физическими качествами, как сила и гибкость, а наименее - с выносливостью. В комплекс показателей быстроты входят: стартовая скорость, быстрота бега, быстрота оценки сложившейся на поле ситуации, быстрота тактического мышления.

Для развития скоростных способностей используют упражнения, которые должны соответствовать, по меньшей мере, трем основным критериям:

• возможности выполнения с максимальной скоростью;

• освоенность упражнения должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения;

• во время тренировки не должно происходить снижение скорости выполнения упражнений. Снижение скорости движений свидетельствует о необходимости прекратить тренировку этого качества и о том, что в данном случае начинается работа над развитием выносливости.

Упражнения на развитие быстроты выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным для восстановления (1-2 мин). Для развития этого качества подбирайте упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10-15 с. Такие упражнения советуем вам включать в тренировку сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили. Если же мышцы не разогреты, то при выполнении упражнений на быстроту могут произойти их разрывы, вызывающие болевые ощущения. И еще один совет. Подбирайте хорошо освоенные и знакомые упражнения. В противном случае вы не сможете выполнять их на предельной скорости, так как все внимание будет сосредоточено на технике самих упражнений.

Для развитие быстроты используют следующие методы.

Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с около предельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. - 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).

Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т.п

Метод круговой тренировки Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы

Игровой метод Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.

Соревновательный метод Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.

Особенно рекомендуется последний - соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений

Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания или игры В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения.

Особо важную роль в тренировке, направленной на развитие быстроты одиночных движений, играет срочная информация о достигнутых результатах.

Сопоставление объективных показателей быстроты, частоты движений, времени выполнения позволяет спортсменам улучшать эти параметры и делать правильные выводы об эффективности тренировки

Упражнения, способствующие развитию быстроты, не следует выполнять в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому их рекомендуется включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое.

Используя упражнения с отягощениями, направленные в основном на развитие силы, нельзя забывать о быстроте их выполнения, иначе может снизиться быстрота движения.

2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека М.: ФиС, 1987. 144 с.

3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1988. 331 с.

4. Виленский М.Я., Зайцев А.И., Ильинич В.И. и др. Физическая культура студента: учебник для студентов высш. учеб. заведений; под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. 448 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки на уроках физической культуры

Жизнь требует улучшения физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ. Упражнения комплексов круговой тренировки, как правило, хорошо увязываются с материалом уроков, учебных тем, спос.

Гибкость - как физическое качество и методика её развития.

Общее понятие о физическом качестве - гибкость; результаты тестов и методика развития гибкости.


Доклад: "Развитие физических качеств учащихся методом круговой тренировки"

Основная задача использования метода круговой тренировки на уроке – эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуаль.

Намечена цель проведения мастер-класса по физической культуре.

План урока в соответствии с ФГОС.


Гибкость как физическое качество и методика ее развития

Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Быстрота и методика ее развития

Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Быстрота является комплексным двигательным качеством человека.

Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений.

Быстрота определяется:

-по количеству движений за установленное время незагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;

-по времени преодоления установленного расстояния (например, бега на 20, 30 м);

-по скорости выполнения однократного движения в сложном действии, например отталкивания в прыжках, движения плечевого пояса и руки в метаниях, удара в боксе, начального движения бегуна на короткие дистанции, движений гимнаста и др.

Все проявления быстроты эффективно развиваются при игре в баскетбол. Можно также порекомендовать ручной мяч, настольный теннис, подвижные игры с быстро меняющейся игровой ситуацией и быстрым передвижением.

Развитие такого качества, как быстрота зависит от лабильности нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах, согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частом чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения техническими приемами.

Наиболее успешно быстрота развивается в 10-12-летнем возрасте. Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно. Как известно, чем меньше внешнее сопротивление движениям, тем они быстрее. Уменьшить вес снаряда, установленный правилами соревнований, нельзя. Также невозможно уменьшить вес тела без вреда для здоровья. Но можно увеличить силу. Возросшая сила позволит спортсмену легче преодолевать внешнее сопротивление, а значит, и быстрее выполнять движения.

Повысить уровень быстроты движений за счет силы мышц можно прежде всего посредством улучшения способности проявлять очень большие мышечные усилия. Только эта способность и совершенная нервно-мышечная координация позволяют спортсмену выполнять мощные движения, проявлять взрывные усилия. Без этого невозможны достижения, например в легкой атлетике (барьерный бег, прыжки, метание и др.) Для выполнения движений, увеличивающих силу соответствующих групп мышц должны быть использованы, главным образом, упражнения, сходные по своей структуре с техникой избранного вида спорта. Например, для развития быстроты у бегунов – бег по наклонной дорожке вверх, поднимание груза, положенного на бедро и др. Особенность силовой подготовки, имеющей целью развитие быстроты, состоит также в том, что при этом используются динамические упражнения, т.е. упражнения с малым и средним весом, выполняемые с большой скоростью и амплитудой, упражнения баллистического характера (метания, выпрыгивания с отягощением). Эти упражнения должны сочетаться с такими, которые обеспечивают развитие общей и максимальной силы. Используя упражнения с отягощениями, направленные в основном на развитие силы, нельзя забывать о быстроте их выполнения, иначе может снизиться быстрота движений.

Важное значение для воспитания быстроты и повышения скорости движений имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Те из них, которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильно действующим средством, вызывающим быстрое утомление. Это же относится и к упражнениям, направленным на повышение скорости движений. Поэтому упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, должны применяться часто, но в относительно небольшом объеме. Длительность интервалов отдыха обусловлена степенью возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с ликвидацией кислородного долга.

Отдых между повторными выполнениями тренировочных упражнений должен обеспечить готовность повторить ту же работу, не снижая быстроты. При длительных интервалах отдыха быстрота движений снижается. Видимо, это объясняется изменением состояния центральной нервной системы, уменьшением возбудимости нервных клеток коры головного мозга, а также снижением температуры тела, повышающейся во время разминки и предыдущей работы. Продолжительность отдыха зависит от вида упражнений, состояния спортсмена, его подготовленности, условий тренировки. Обычно интервал отдыха определяется субъективно по моменту готовности к выполнению упражнения.

Упражнения, требующие значительной быстроты при интенсивности, не достигающей предельной, выполнять лучше чаще. Нагрузка в любом занятии должна быть такой, чтобы к следующему занятию спортсмен полностью отдохнул.

Таким образом, для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения:

-развивающие быстроту ответной реакции;

-способствующие возможно более быстрому выполнению движений;

-облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения.

Выполняют их в максимально быстром темпе. Для этого используются повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением амплитуды движения до максимальной. Очень полезны упражнения в облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и т.п.

Методы развития быстроты

Повторный метод.

Выполнять упражнения с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. – 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).

Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т.п.

Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.

Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.

Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.

Особенно рекомендуется последний – соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.

Для тренировки быстроты реакции, необходимой нам в самых разнообразных жизненных ситуациях, можно предложить множество упражнений. Например, вы вытягиваете вперед руку с выпрямленной в вертикальной плоскости ладонью, а другой человек держит за верхний конец 30-40-сантиметровую линейку таким образом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром вашей ладони (на расстоянии 1-2 см от нее). Затем он неожиданно для вас отпускает линейку, а вы должны как можно быстрее схватить ее (предплечье должно оставаться неподвижным). При этом расстояние, которое линейка успела пролететь, будет характеризовать вашу быстроту реакции.

Мы рассмотрели пример с так называемой простой реакцией. В жизни же нам приходится проявлять быстроту сложной реакции, когда мы заранее не знаем, как нам придется реагировать на то или иное неожиданное изменение обстановки. Соответственно и тренируется такая быстрота упражнениями, в которых в зависимости от сигнала человеку приходится выбирать ответное действие минимум из двух вариантов. Модель такой ситуации – широко известная игра: один человек выставляет ладони открытыми кверху, а партнер накрывает их своими. Задача первого – быстро ударить любой своей рукой по тыльной стороне любой ладони соперника. У того более сложная задача – уловить, какой из четырех возможных вариантов начал выполнять партнер, и в зависимости от этого успеть отдернуть одну или другую руку. Игра эта отлично тренирует быстроту реакции и быстроту движений рук в том объеме, в каком она проявляется в игровых действиях.

Упражнения для развития быстроты:

-Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу.

-Прыжки через скакалку (частота вращения максимальная).

-Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками.

-Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления.

-движения и резкими остановками способствуют развитию быстроты перемещения.

-Имитационные упражнения с акцентированно быстрым выполнением какого-то отдельного движения.

-Быстрые перемещения, характерные для волейбола, баскетбола и др., с последующей имитацией или выполнением технического приема.

-Различные сочетания имитационных упражнений, выполняемых в разной последовательности.

Начинать развитие быстроты следует с выполнения упражнений равномерным методом, со средней интенсивностью: как только развивается способность контроля за движениями, применять метод переменных и повторно-переменных упражнений; наибольшая скорость (интенсивность) движений на этой стадии – 80-85 % от максимальных возможностей.

В процессе упражнений в циклических видах спорта нагрузку на организм следует регулировать по показателям частоты дыхания и пульса, а также руководствуясь возможностями занимающегося поддерживать скорость первых попыток и сохранять правильную координацию движений; перерывы для отдыха между отдельными повторениями должны быть такой длительности, чтобы частота дыхания приближалась к норме и вместе с тем не прошло возбуждение от предыдущего упражнения. Длительность перерыва для отдыха от одного повторения к другому на протяжении одного занятия должна постепенно увеличиваться.

Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты, предъявляет высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому их могут применять только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди. Резкие напряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и мышечных волокон. В старшем и пожилом возрастах в силу высоких требований, предъявляемых к организму, упражнения для развития быстроты следует применять весьма осторожно и ограниченно.

Быстрота – это одно из основных качеств, степень развития которого говорит о физической подготовке человека. Но она не является единственной двигательной возможностью, которая определяет уровень его физического развития. Наряду с ним большое значение имеют выносливость, ловкость и сила. Они не заложены природой с рождения, их нужно развивать.

быстрота это

Определение термина

Быстрота - это умение человека за определенный временной промежуток сделать максимальное число движений. Развить ее можно при помощи простых по координации физических упражнений, выполняемых на предельной скорости.

Это качество по-разному проявляет себя в совершаемых физических действиях. Двигательная деятельность человека постоянно привлекает его к мгновенному и точному реагированию на предвидимые или неожиданные раздражители. Например, такие профессии, как авиатор, телефонист, радиодиспетчер, таксист требуют мгновенной реакции на изменяющиеся обстоятельства.

Из вышесказанного следует вывод, что быстрота – это совокупность эргономичных характеристик человека, позволяющих ему выполнять упражнения или действия в кратчайший срок в условиях сложившихся обстоятельств.

быстрота и ловкость

Физическая быстрота

Это человеческое качество характеризуется молниеносной реакцией на конкретный призыв, а также скоростью сокращения мышц во время осуществления двигательного действия.

Оценить быстроту общего действия можно рассматривая совокупность его основных параметров:

  • скорость двигательных реакций;
  • быстроту обособленных одиночных движений;
  • темп движений.

Двигательная реакция – это процесс от момента оценки информации, толкающей к осуществлению деятельности, до старта ответного движения. Роль информации играет предварительно определенная ситуация, производящая призыв к действию.

Время двигательной реакции

По-другому время двигательной реакции можно именовать латентным периодом. То есть это пауза, имеющая разный временной отрезок, между восприятием раздражителя до начала принятия решения в отношении него.

Быстрота реакции же, в свою очередь, определяется временем, которое идет от момента действия внешнего раздражителя до реакции организма на него.

Раздражителей может быть несколько либо один. В первом варианте они могут возникать синхронно или поэтапно. Но в разнообразных ситуациях в голове человека будут рождаться новые реакции, легкие и непростые.

Примером первой станет старт в беге, стрельба на время по мишеням, бросание мяча по свистку. На примере бегуна, чем меньше будет временной отрезок с момента подачи сигнала к действию до точки его начала, тем выше будет уровень быстроты его простой реакции.

Причем у спортсменов латентное время простой реакции меньше, чем у людей, не имеющих специальной подготовки. Работая с ней, человек использует комплекс врожденных анализаторов - это восприятие при помощи зрения, слуха и других органов чувств.

развитие быстроты

В качестве примера можно привести игру хоккеиста, который, увидев движущуюся шайбу, должен проанализировать ее скорость, траекторию, проработать мысленно тактику, согласно которой будет действовать, и суметь ее воплотить в действительность.

Быстрота и частота движения

При одиночных движениях быстрота – это умение совершать их буквально со скоростью света. Это выпады, производимые боксером, удары по мячу, к примеру. И чем выше уровень натренированности, тем меньшую напряжённость испытывает спортсмен, делая упражнение. Следовательно, скорость движения будет также больше.

сила выносливость быстрота

Частота движений - это выполнение определенных заданий с максимальным усилием за установленное время. Она подразумевает темп, но его нельзя назвать скоростью, они близки по значению, но не идентичны. К примеру, если поднимать ногу на разную высоту, опуская в одном темпе, скорость не будет одинаковой.

Рассмотрев разновидности быстроты, можно сделать вывод, что во многих двигательных процессах человека подразумевается комплексное сочетание вышеперечисленных типов.

Развитие быстроты, средства для этого

Быстрота - не врожденное качество, его можно развить. К средствам относятся общеукрепляющие и специальные комплексы упражнений. Последние делятся на три вида:

  1. Циклические (выполняются повторно, с увеличением частоты). Пример: работа на велотренажёре.
  2. Ациклические упражнения (с применением большей скорости) - боксерские удары.
  3. Смешанные - футбол, баскетбол.

Общим требованием к выполнению упражнений является использование предельной скорости. В связи с этим задания должны быть простыми.

Методы развития быстроты

Главным условием тренировок является повторение и максимальная скорость выполнения отрабатываемого движения. При этом выделяют пять основных методов тренировок:

  1. Повторения. Упражнения необходимо делать на максимально выжатой скорости, по зрительному сигналу, на быстроту. Задание выполняется с интервалом в 5–10 сек;
  2. Использование ускорений.
  3. Чередование преумножения, удержания и приостановки скорости при выполнении заданий
  4. Задание выполняют одновременно несколько участников, при этом один явно сильнее другого.
  5. Игровой метод. Проведение эстафет, различных подвижных, спортивных игр.
  6. Состязательный. Задания выполняются посредством соревнований на предельной скорости.

Первый метод является ведущим, а ключевым средством – челночный бег.

быстрота человека

Другие показатели физической подготовленности

Развитые физические качества человека гарантируют здоровую жизнедеятельность организма. К ним относятся сила, выносливость, быстрота.

Так, сила выражается умением человека противодействовать внешним факторам при помощи мышечной массы. А выносливость дает возможность выдержать заданную физическую нагрузку в течение максимального отрезка времени.

О ловкости

Ловкость - способность, позволяющая мгновенно перестраивать работу двигательного аппарата, согласно меняющейся обстановке. Это сложнейшее качество, проявляющееся в постоянном освоении непростых координированных движений. Причем с возникшей задачей нужно справляться экономично и находчиво, мгновенно и с точностью.

физическая быстрота

Ловкость напрямую зависит от комплекса развитых физических качеств - силы, выносливости и быстроты. Потому что постоянно меняющаяся обстановка требует высокой скорости обработки информации, программирования ответных решений.

В результате увеличения подвижности нервных процессов, происходит быстрое включение в работу мышц, тем самым обеспечивая скорые переходы от сокращения к расслаблению.

Быстрота и ловкость, те качества, которые можно развивать только посредством усиленных тренировок, и формируются они в процессе всей последующей жизни. Самым благоприятным периодом для восприятия и усвоения новых двигательных действий считается возраст от 10–11 лет.

Развивать ловкость необходимо систематично, то есть тренировки пропускать нельзя. А чем лучше развита двигательная система, сила и мышечная структура, тем больше быстрота.

Сила заключается в развитых мышцах

Быстроту можно совершенствовать, сформировав крепкую мышечную массу и повысив способность приложения максимальных сил в кратчайшее время. Помогут силовые упражнения с увеличением тяги.

быстрота реакции

Сделать быстроту движений более высокой можно улучшив эластичность мышц, при помощи специального комплекса упражнений.

Важно быстрые движения производить легко и непринужденно, не напрягая мышцы, когда они должны находиться в состоянии покоя. Этого можно достичь путем многократного повторения специальных упражнений со скоростью около 80% от максимума. Полученный опыт закрепится, станет безупречным и не будет поддаваться наружным, мешающим факторам среды.

Быстрота человека развивается путем самосовершенствования. Зачастую тренировочный процесс приостанавливается, потому что не используется нужная методика и средства, от которых зависит развитие двигательного качества. Это способствует выработке и закреплению доведенных до автоматизма движений, которые запоминает мозг. В этом случае рост быстроты приостанавливается, когда уровень других качеств, продолжает расти.

Чтобы этого не случилось, нужно неоднократно производить упражнения, не забывая о значительном проявлении волевых характеристик.

Физические качества необходимо развивать. Во-первых, это здоровье, прекрасный заряд бодрости на весь день, а во-вторых, хорошее эмоциональное состояние. Конечно же, стать быстрым и ловким сразу не получится, это тяжелый труд. Тренировочный процесс нельзя прерывать на долгое время. Систематизация повторяемых действий приведет к достижению желаемой цели. Главное - не останавливаться на полпути.

Читайте также: