Сообщение брянский край в 18 веке

Обновлено: 03.07.2024

И если бы человек, уехавший из Брянска в 1750 году, вернулся сюда через полвека, он бы нашел все те же узкие кривые улицы, по которым весною и осенью можно было пройти только на ходулях, все те же подслеповатые домишки обывателей они топились обычно по-курному и были столь тесны, что, когда магистрату приходилось размещать на постой солдат или работных людей, больше одного человека поселить в таком доме не удавалось Увидел бы все те же нарядные церкви и грязные, вонючие кабаки — Завальский, Соляной, Лубянский, Стрелецкий, Кузнечный, Карпиловский, Морской, Кананыховский. Как и полвека назад, сонный город оживал только в дни ярмарок да церковных праздников Тогда улицы наполнялись своим и приезжим народом, звонили колокола, настежь распахнуты были двери кабаков. До поздней ночи в разных концах города раздавались хриплые голоса подвыпивших гуляк. Редкий такой праздник не заканчивался массовой дракой между слободами.





Брянский край, как и вся страна, продолжал большую часть столетия оставаться аграрным. Подавляющее большинство его населения продол­жало заниматься сельским хозяйством, и, как во всей России, сельскохо­зяйственное производство здесь развивалось традиционно - по старине. Брянские крестьяне по-прежнему выращивали в основном рожь (сеяли в сентябре), овес (в июле) и технические культуры - лен и коноплю. Другие зерновые и бобовые - пшеница, ячмень, горох и просо (в мае) - не поль­зовались популярностью. Овощи и фрукты разводили в основном поме­щики и монашествующие.

Из нововведений следует отметить массовое внедрение по указу Пе­тра 1 для уборки зерновых кос-литовок и грабель среди брянских кре­стьян, а также освоение ими методов выращивания картофеля, табака и сахарной свеклы.

Из-за природных катаклизмов больше тре­ти XVIII века приходилось на неурожайные годы, когда крестьяне голодали. В благополучные, уро­жайные годы селяне, используя трехполье, полу­чали в лучшем случае в три раза больше продо­вольствия, чем высаживали семян.

Скотоводство также было слабо развито. Разводили лошадей, коров, овец, свиней, гусей, кур, уток, редко - коз и индеек.

Важное значение в жизни сельского насе­ления имело изготовление конопляного масла и пеньки, бортничество, рыбная ловля и лесные промыслы. Последние состояли, главным обра­зом, в вырубке, разработке, вывозке и отправке леса и лесных изделий. Промысел этот присущ Карачевскому, частично Севскому, преимущественно же Трубчевскому и Брянскому уездам. Так­же выжигали древесный уголь, золу, добывали смолу, деготь, скипидар, изготовляли сани, телеги, посуду.

На водоплавающую и другие виды лесной (боровой) дичи охотились как крестьяне, так и мещане, для которых охота, как и рыбная ловля и со­бирательство лесных грибов, ягод, орехов, съедобных и лекарственных трав и корней, были важным подспорьем в их продовольственном обе­спечении. Для брянских помещиков охота была спортом и удовольствием, причем многие из них предавались ей с фанатическим усердием.

В XVIII веке в брянских лесах еще процветало бортничество (борто­вое пчеловодство). Мед был основным сладким продуктом в рационе на­селения края, так как сахар был слишком дорог и доступен лишь для эли­ты общества. Воск использовался для освещения церковных и казенных помещений, а также богатых домов. И мед, и воск тоже шли на продажу.

op

Уникальность этнической истории Брянской земли заключается в том, что фактически во все исторические периоды на её территории проходили различные этнические процессы, население подвергалось этническим воздействиям, ассимилируясь одно другим и создавая свою местную самобытную культуру.

Данная территория является местом, где во все времена соприкасались племена и народы — носители разных культур, что освящается в изданных в последнее время научных трудах по истории заселения края. Результатом различных влияний и было формирование местных традиций, которые отражали различные этапы развития тех или иных элементов культуры населения на протяжении веков. Изучая современную народную культуру, мы можем наблюдать, например, элементы декора жилища, воплотившие некоторые мифологические представления славянских племен, заселявших Брянщину еще в глубокой древности; мотивы вышивки, восходящие к языческим временам и др.

Освоение славянами среднего Подесенья, частью которого была и Брянская земля, проходило волнообразно, причем движение этих волн объясняется не только увеличением численности племен и, соответственно, потребностью жизнеобеспечения за счёт новых территорий, но и внешними причинами.

img3

Двигавшиеся в южной половине Восточно-европейской равнины во II-IX вв. мощные миграционные потоки неоднократно захлестывали и древнеславянские племена, вынуждая их оставлять территорию прежнего пребывания и искать более спокойные места. Переселившись в конце II — первой половины III вв. нашей эры с низовьев р. Вислы в северо-западное Причерноморье готские племена проходили через места, издавна связанные с венедами — теми славянскими племенами, которые позже стали основой формирования западнославянских народов. Какая-то часть венедов под давлением готов вынуждена была передвигаться на север, к среднему течению р. Неман, где венеды потеснили кривичей. От р. Неман через северо-запад современной Белоруссии в бассейн верховья Днепра — таков вероятный путь кривичей, которые в начале VIII в. появились на севере будущей Брянщины.

Зона расселения кривичей на Брянщине ограничивалась бассейном рек Габьи и Снопоти. Продвижение кривичей на юг, как по правому, так и по левому берегу р. Десны, шло достаточно равномерно и остановилось примерно на линии междуречья рр. Сещи и Белизны (правые притоки Десны) — левый берег р. Ветьмы (левый приток р. Десны). [25, с.23]

Еще одна волна славянских переселенцев в среднее Подесенье могла появиться в конце IV — начале V вв. н. э., когда из-за нашествия гуннов некоторые славянские племена лесостепной зоны Приднепровья искали спасения в придеснянских лесах. Нашествия аваров в конце VI — начале VII вв. явилось причиной нового переселения славянских племён из лесостепных районов на север, северо-восток. По-видимому, именно в это время, юг Брянщины был занят частью северян, основная масса которых расселялась несколько южнее. Наконец, последняя, наиболее значительная волна славянских переселенцев нахлынула на территорию среднего Подесенья, в бассейн р. Ипути и другие прилегающие места в VIII-IX веках. Это были племена вятичей и радимичей. Если кривичи прибыли на Брянщину с севера, северяне — с юга, то радимичи и вятичи, вероятнее всего, с юго-запада.

В летописях часто упоминается о происхождении радимичей и вятичей от ляхов (поляков), объясняющееся тем, что эти племена когда-то проживали вблизи территории, где позднее возникло Польское государство.

Таким образом, в X — середине XII веков край был заселён представителями шести этнокультурных групп, причём для северян Подесенье являлось главным центром расселения. Наиболее пёстрым в этнокультурном плане являлась северная часть края, где проживали племена радимичей, вятичей, кривичей, племена балтов — голядь и частично финно-угорские племена.

XI-XII века отмечены созданием на территории края удельных княжеств. Наиболее крупные из них — Вщижское, Брянское, Трубчевское. Долгое время княжества находились на окраине славянских земель, соприкасаясь с землями кочевых народов, воспринимая элементы культуры степных районов. Оседали на территории края и половецкие племена. Одним из мест возможного расселения половецкого племени являлась территория г. Карачева и близлежащих поселений, расположенных в пойме р. Снежеть. Что косвенно подтверждается анализом антропологических черт населения района.

В 1-й половине XIV в. Брянский край являлся ареной острого политического и военного соперничества между различными князьями. В этой борьбе князья часто обращались за помощью к татарам, что приводило к разорению края.

Политическая нестабильность в Брянском княжестве завершилась установлением чужеземного господства: утвердилась власть литовских князей. В XIV в. Великое княжество Литовское объединяло литовские и русские земли. Но жизнь людей под властью литовских феодалов не оказала существенного влияния на формирование культуры края. Русский язык был государственным наравне с литовским, при этом все делопроизводство и законодательство велось только на русском языке. Не было ущемления прав русского населения по этническим или религиозным мотивам.

img20

История Брянщины во 2-й половине XIV в. не богата внутренними или внешними политическими событиями. Развитие шло сравнительно спокойно, что способствовало хозяйственному освоению населением земель края, появлению новых городов и селений.

В XVI в. Брянщина была возвращена в состав Русского государства.

В начале XVII в. Брянский край входит в состав Северской земли, занимавшей в Русском государстве пограничное юго-западное положение.

Особое положение занимала территория запада края. Эта часть его в XVII в. входила в состав Украины. Здесь сочеталась полковосотенная система административного управления с органами государственной власти — магистратов и ратуш. Территория входила в состав Стародубского полка, разделённого на 10 сотен. Структура населения края была сложной в сословном отношении.

slide_2

Особый статус получали города, имевшие грамоты по магдебургскому праву. Магдебургское право давало определённые налоговые льготы и распространялось в основном на посадских людей, составлявших примерно половину населения города. Оно не давалось казакам, которые тоже занимались ремёслами, промыслами и торговлей, т.е. видами производственной деятельности, бывшими привилегиями мещан и находившимися в ведомстве магистрата. Это часто создавало острые конфликтные ситуации в городах.

Особое внимание следует обратить на старообрядцев, проживающих и в настоящее время на территории края. Сведения о появлении первых раскольников здесь относятся к концу XVII века. Как показали исследования этнографов, в результате обособленности быта старообрядцев, они сохранили подлинно народные формы традиционной культуры.

В XVIII в. началась промышленная разработка полезных ископаемых края. Строились рудни — шахты, вокруг которых образовывались новые поселения. Основным занятием поселян была работа на этих разработках. Так, в 1672 г. была построена рудня Унеча, положившая начало посёлку.

Таким образом, в течении XVI-XIX вв. население Брянщины было не однородно в сословном, конфессиональном и социальном отношениях. Такая дифференциация не могла на сказаться на многих сторонах культуры ее населения.

Этнографы в составе населения южнорусского региона выделяют отдельные этнографические группы. Одной из них является полехи — жители Полесья. Состав населения Полесья очень сложный. По мнению историков, на данной территории могли сохраниться и потомки древнего населения домонгольского периода, сохраняя свою культуру, язык и обычаи.

История заселения края и его пограничное положение способствовало сохранению в культуре полехов как основных южнорусских особенностей, так и белорусско-украинских компонентов.

С 20-х годов XX века начал изменяться внешний облик поселений. В соответствии с проектными планами советских архитекторов в них стал выделяться технический и культурный центр, менялась планировка, уничтожались культовые сооружения, старинные здания, а вместе с ними часто погибал и домовой декор. Большой урон нанесла и Великая Отечественная война. Боевые действия дважды проходили на территории края: в 1941 г. и при освобождении Брянщины в 1943 г.

Исходя из истории Брянщины и путей развития её населения, рассматривая местную материальную культуру, можно выделить влияние следующих факторов:

Брянск - Стародавний (31)

Приведённые выше исторические материалы свидетельствуют о сложной истории формирования населения края. Здесь развивались культурные традиции, сохранявшие элементы, возникшие в разные эпохи. Наряду с общерусскими чертами, в этой культуре появились локальные варианты, характерные для Украины и Белоруссии и отличающиеся друг от друга некоторым своеобразием.

Таким образом, подводя итоги отметим следующее:

— по богатству и значимости памятников истории, культуры, археологии Брянская область является одной из интереснейших территорий России (под государственной охраной состоит 2209 памятников, из них 41 памятник истории и архитектуры общероссийского значения). В число исторических населенных мест России по Брянской области внесено десять городов — Брянск, Дятьково, Карачев, Клинцы, Мглин, Новозыбков, Почеп, Севск, Стародуб, Трубчевск и села Красный Рог, Овстуг и Вщиж.

— в настоящее время на территории Брянской области зафиксировано 1094 памятника археологии. Из них: 190 городищ и детинцев древнерусских городов, 535 селищ и поселений, 103 стоянки и местонахождения, 266 курганных групп и бескурганных могильников. Из общего количества — 568 находятся на госохране (из них 35 общероссийского значения), 526 — вновь выявленные. Паспортизировано 778 памятников.

Несмотря на то, что брянская земля во все далекие годы своего существования неоднократно подвергалась набегам многочисленных врагов и захватчиков, сам город Брянск за всю свою долгую историю почти всегда оставался российским городом. Он и ныне является центром области, которая граничит с республиками, а государствами — Украиной и Белоруссией.

История основания города Брянск

История города Брянск насчитывает более 1000 лет. В далеком 985 году на высоких холмах возле Десны в районе нынешнего Чашина кургана было основано первое поселение. В те время Брянск, называли — Дебрянск. Так как, в округе тогда простирались настоящие практически непролазные лесные дебри.

По мнению историков, в этих дебрях и жил Соловей-разбойник.

Позже, поселение было перенесено на Покровскую гору. Где был построена с крепость, с которой и началось основное развитие города.

История Брянска до 13 века

Брянск в первые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 году. Изначально город входил в состав Черниговского княжества, но как только татаро-монголы захватили Чернигов с Новгород-Северскоим, Роман переехал в Брянск, куда ордынцы не решились сунуться, видимо, испугавшись непреодолимых дебрей. Отважный воин, умный политик и дипломат, князь Роман Брянский не позволил ордынцам и литовцам захватить свою территорию, умудрившись даже малость прибрать новых земель.

История Брянска в 13 — 15 века

В 13 веке Брянск становится центром одноименного княжества. Здешние купцы торговали с западными странами, на продажу шли меха, мед, воск, кожа и оружие. За кордоном покупали шелка, сукно, мыло, краску и украшения. Торговали даже и с Ордой, откуда привозили соль, ткани и лошадей. Славились своими поделками и местные ремесленники.


В середине ХIII века Роман повелел начать постройку Свенского монастыря на месте, где согласно легенде ослепший князь сумел прозреть, когда помолился Киево-Печерской иконе Божьей Матери. Место, где был заложен монастырь, было наиболее подходящим для отражения от набегов врагов с южного направления. Монастырь долго использовался помимо прочего в качестве крепости, служил защитой от польско-литовских захватчиков и набегов крымских татар. В XIV веке Ольгерду все же удалось занять город, подчинив его Великому Литовскому княжеству.

История Брянска в 16 — 18 века

С присоединением Брянска с окрестностями к Москве в 1501 г., город стал процветать. Возле стен Свенского монастыря регулярно проводилась одноименная ярмарка, на которую стекались купцы и покупатели со всей Руси.

При Петре I в Брянске заложили первые каравеллы. В городе ходит легенда, что пригородное село Супонево получило свое название после того, как на этом месте под конем Петра лопнула супонь, которую сумел быстро починить местный житель.

Накануне Полтавской битвы с высоких стен Свенского монастыря царь Петр наблюдал за передвижением армии шведского короля Карла. Возле монастыря до сих пор сохранились дуб и домик, нареченные именем Петра. С высокого холма открывается великолепная панорама окрестностей, не даром здесь находится смотровая площадка, на которую очень любят приезжать для фотосессии брянские молодожены, при этом не забывая обвязать ленточками ветки столетнего дерева.

В 18 столетии в городе начала зарождаться тяжелая промышленность. После 1737 года брянская судоверфь, возведенная по указу Петра 1 выпустила первые 200 кораблей, позже участвующих в битве за Очаков. Позднее на брянских верфях начали выпускать 4-пушечные бригантины и суда для речной торговой флотилии.

По указу Екатерины ll в Брянске заложили Арсенал, который полностью достроили к 1788 г. Двадцать лет спустя оружейники с брянского Арсенала уступали лишь тулякам. Кстати копии первых пушек, отлитых под руководством мастера Данилы Рыкова, можно увидеть возле Покровской горы.

На немалом количестве пушек и ружей, стоявших на вооружении русских войск, стояло брянское клеймо. Во времена французского нашествия 1812 войска Наполеона, получив хорошо по зубам под Калугой, попытались взять и Брянск, который отстояли хорошо вооруженные местные защитники.

История Брянска в 19 веке

После 1709 г. Брянск становится уездным градом, входя в Киевскую губернию, а 70 лет спустя в аналогичном статусе Брянск оказался в Орловской губернии. Про него начали забывать до тех пор, пока в 60-е годы 19 века город не становится крупным узловым железнодорожным центром. Как следствие, после этого в Брянск потекли инвестиции. Недалеко от города в с. Бежице начало развиваться машиностроение и металлургия.

История Брянска в 20 веке

В 1920 г образована Брянская губерния, через 10 лет губернию упразднили и город оказался уже в составе образованной Западной области.

В Великую Отечественную войну Брянск на все время оккупации находился в центре партизанского края. Тяжелые бои и двухлетняя оккупация привели практически к полному разрушению городской инфраструктуры. Начиная с 42 г. на брянщине благодаря активно действовавшим в тылу врага многочисленным партизанским объединениям, врагу наносился значительный урон. Партизанами от захватчиков освобождаются многие районы. На начало 43 года численность партизанских отрядов достигала почти 40 000 бойцов. После тяжелых боев под Курском, началось общее наступление наших войск. С помощью партизанских отрядов уже к осени 1943 г. всю территорию нынешней Брянской области целиком освободили от захватчиков. Брянск полностью освободили 17.09.43 г.


Имена многих брянских партизан и героев-подпольщиков навечно остались в нашей памяти. Около 200 жителей Брянской области стали Героями Советского Союза, а троих уроженцев Брянской области — полководцев А.А. Головачевв, Д.А. Драгунского и прославленного летчика П.М. Камозина удостоили этого звания дважды.

Читайте также: