Николай иванович фешин сообщение

Обновлено: 05.07.2024

У художника Николая Фешина ( 26 ноября (8 декабря) 1881, Казань — 5 октября 1955, Санта-Моника, Калифорния ) удивительная судьба. Мировые катаклизмы – война, революция – не поломали его жизнь. Словно путеводная звезда освещала его путь, а ангел-хранитель непрерывно был с ним. Он шел к своей цели, а вокруг него постоянно оказывались люди, которые могут и хотят ему помочь: замолвить словечко, ускорить получение документов, организовать выставку, купить картину. Эмигрировал с женой и дочкой. В другой стране его встретили с распростертыми объятьями. С 13 лет оставшийся без дома, недолго владевший домом в России, внезапно превратившейся в Советскую, даже это он исправил, обрёл, построил своими руками. Дом, в котором надеялся прожить всю оставшуюся жизнь с двумя самыми любимыми на свете девочками: дочерью и женой. Здесь и подстерегла его самая большая потеря. Впрочем, вернемся к началу.

Нужно чудо!

В тот год, когда он окончил публичную школу, в Казани открылась Художественная школа. Отбор в школу мальчик прошел. Но не так всё гладко было: родители развелись, семья разорилась, все разъехались, кто куда. Он в 13 лет остался один в Казани. Жил впроголодь, изредка что-то подбрасывала казанская тетка. Зато учился рисовать, а это было самым важным.

Как Фешин стал художником

В поисках утраченного дома: Россия

Николай Фешин с 13 лет, по сути, не имел дома и жил один. Привыкнуть к семейной жизни поначалу было непросто. Иногда казалось, что ничего не получится. Но получилось, период взаимных притирок завершился, родилась дочь Ия – и это еще больше сплотило молодых. С той поры, как он обосновался в Казани, Фешин писал очень много портретов. Любимыми героями были жена, дочь, отец.

В Первую мировую войну связи с заграницей оборвались, возникли проблемы с реализацией картин. Жена настояла на покупке домика в лесу под Казанью. Там и спасались от житейских и общественных бурь. В 1917 году Фешин не сразу понял, что меняется вообще всё. Благодаря протекции учеников ни его, ни семью не трогали. Впрочем, не от всего могли защитить ученики. В 1919 году от тифа умер отец художника, через пару месяцев – мать. Да и привычными темами ограничиться не удалось, с 1918 года приходилось выполнять и политические заказы.

В поисках утраченного дома: Америка

1 августа 1923 года семья Фешиных впервые увидела небоскребы Нью-Йорк. Его встречают, его ждут, он уехал с любимой женой и дочерью. Конечно, эмиграция в любом случае задача не из простых, но разве можно сравнить условия, в которые попал Николай Фешин после отъезда, с драмой Зинаиды Серебряковой, к примеру?

Фешин моментально включился в художественный процесс в США. Он снова много писал, был организован класс, в котором он преподавал другим художникам, также вел занятия для студентов в Академии искусств при Гранд Сентрал Галлерис (правда, был этим недоволен, жаловался, что, когда он что-то подправляет на ученическом холсте, его немедленно просят поставить автограф!). Жена на занятиях выступала как переводчик.

Дом, милый дом

Нью-Йоркский период Фешина был успешен: обучение, персональные выставки, внимание коллекционеров. Американские картины очень жизнерадостны. Но у художника обнаружили туберкулез, пришлось искать более подходящий климат. В итоге Фешины приехали в Таос, город в Нью-Мексико. Таос – сплав различных культур: американцы, индейцы, испанцы, мексиканцы. Чем-то он напоминал многонациональную Казань. Осмотрелись, купили участок, на котором было два дома. В маленьком поселились, а над большим Фешин работал 6 лет. Этот дом и поныне открыт для посетителей, теперь там музей Фешина, дом включен в перечень национальных исторических памятников США. Дом, безусловно, является одним из художественных произведений Фешина, а еще это гимн его любви к жене и дочери. Он трудился над ним как художник, строитель, плотник, резчик, скульптор. Мальчик, у которого с 13 лет не было дома, обрел его. И надеялся провести в нем жизнь рядом со своими самыми любимыми женщинами – взрослой и маленькой. Фешин прожил в Таосе 7 лет. Его талант в этот период достиг предельного накала, расцвел максимально. В Таосе он нашел всё… и всё потерял.

Жизнь после любви

Жена, Александра Белькевич, была единственной любовью Николая Фешина. И когда она потребовала развод, мир рухнул. Есть версия, что Александра захотела самостоятельности, мечтала проявить себя как писатель. Она действительно написала две книги, достаточно хорошего уровня, но славы и богатства они ей не принесли. Впрочем, был еще один фактор. Александра увлеклась молодым поэтом Спадом Джонсоном.

Отношения с ним в серьезные так и не переросли. А дальше… Дочь не могла простить матери ее предательство и осталась с отцом. Они уехали в Нью-Йорк, где им пришлось учиться самим решать бытовые вопросы, которыми всегда занималась Александра. Она же оказалась без средств к существованию. Не в силах платить за отопление отстроенного мужем дома, она снимала дешевое жилье, ела бесплатно в ресторане, хозяин которого раз в год приходил в дом и выбирал любую из картин Фешина. Сам Фешин неоднократно пытался вернуться и восстановить отношения, но это так и не удалось.

Тем не менее, жизнь после любви была: он подолгу путешествовал, побывал в Мексике, на Бали, в Японии. Впрочем, страстью путешествия для него не стали, и последние двадцать лет жизни он жил и работал в Санта-Монике. Писал портреты, преподавал ученикам, гулял со своей собакой и переписывался с дочкой. В письмах брату говорил, что жалеет об отъезде из России. Хотя очень может быть, что это была не столько эмигрантская тоска по родине, сколько тоска по жизни, о которой он мечтал: жизни в настоящем доме, с любимыми людьми рядом. Умер Николай Фешин во сне, оставив на мольберте неоконченный пейзаж.

Фешин Николай Иванович

Николай Иванович Фешин родился 26 ноября (08 декабря по новому стилю) 1881 г. в Казани.

Его отец, Иван Александрович Фешин, занимался резьбой и золочением иконостасов, держал собственную мастерскую. Мать мальчика звали Прасковья Викторовна Фешина (в девичестве Чистова).

Примерно в это же время у Коли проявился художественный талант. С 9 лет мальчик начал работать в мастерской отца, помогая выполнять заказы. Талантливый, но не имевший предпринимательской хватки, Иван Александрович вскоре разорился. Семья жила в большой нужде.

Начальное образование Николай получил в городской публичной школе. А в 1895 г. прошёл отбор в только открывшуюся местную художественную школу.

К этому времени родители мальчика развелись. Мать уехала к родственникам в Кострому, отец тоже уехал, и 14-летний Коля остался один. Он жил впроголодь, иногда подрабатывал и учился рисовать. Изредка подростку помогал дядя по отцовской линии.

Краткая биография

Художник Николай Фешин

Художник Николай Фешин

Личная жизнь

В 1913 г. Николай Иванович женился на Александре Николаевне Белькович. Девушка была дочерью первого заведующего Казанской художественной школы и ученицей Фешина. Она была младше супруга на 11 лет.

Александра Николаевна Белькович

Александра Николаевна Белькович

Через год у пары родилась дочь Ия. Впоследствии она стала профессиональной балериной. Закончив карьеру танцовщицы, начала заниматься арт-терапией. Она является автором воспоминаний, статей и книг об отце. В Таосе Ия основала частный музей Фешина. Николай очень любил дочь, он написал более 40 её портретов.

С семьей

В 1933 г. Александра потребовала развод. Она хотела самостоятельности, попробовать свои силы в качестве писателя, также у нее завязался роман с поэтом Спадом Джонсоном. Это стало большим ударом для Николая. После развода дочь осталась с отцом.

Несколько раз Фешин предпринимал попытки наладить отношения с женой, но безрезультатно.

Заключение

Николай Иванович Фешин был выдающимся русско-американским художником, виртуозным живописцем, мастером рисунка, замечательным скульптором и резчиком по дереву, прекрасным педагогом.

Николай Иванович Фешин

Николай Иванович Фешин

Жизнь его богата взлётами и падениями, он познал нищету и благополучие, потерю и обретение дома, большую любовь и трагический разрыв.

Один из лучших учеников Репина, Фешин создал свой уникальный, неповторимый стиль. Его работы сочетают в себе черты реализма, импрессионизма и модерна. Они отличаются фактурной и свободной манерой письма, необычной цветовой гаммой, оригинальной композицией, полуабстрактностью фона и фотографической точностью лиц на портретах.

Творческое наследие художника насчитывает около 2000 работ, которые находятся в музейных и частных коллекциях в России, Америке и других странах.

Николай Иванович Фешин, биография и картины

Таланты Фешина Николая Ивановича разносторонни и многочисленны, он живописец, скульптор, резчик по дереву, мастер декоративно-прикладного искусства, фотограф, педагог.

Родился Фешин в Казани, в 1881 году, в семье мастерового – резчика иконостасов. Несмотря на болезненность, Николай проявлял способности к рисованию и был отдан отцом в местную художественную школу.

Как впоследствии писал в своей биографии Фешин, он был очень дружен с отцом и каждое лето они ездили по деревням, выполняли заказы по резьбе. Поездки оставили неизгладимые впечатления на его будущее творчество: природа, люди, их обычаи с национальным колоритом – всё это заложило фундамент в детском сознании.

По окончании школы его, как лучшего ученика, рекомендуют в Академию художеств, куда Фешин и поступает в мастерскую известного художника Репина.

С 1901 по 1909 годы Фешин учится в Санкт-Петербурге. Материальное положение Николая тяжелое, но в городе больше возможностей для заработка: он делает эскизы, иллюстрации, карикатуры, оформляет афиши.

К окончанию Академии Фешин сформировался как неординарный, индивидуальный художник. Он меняет технику живописи, благодаря опытам с красками и грунтом, живопись становится более устойчивой, яркой.

В 1909 году ему присуждено звание художника и выдан грант на заграничную поезду, которую он совершил в 1910-м году, посетив Германию, Италию, Австрию.

Казанская художественная школа, когда-то выпустившая в свет Фешина, в 1910 году приглашает его преподавателем, с проживанием при школе. Из воспоминаний Николая Ивановича, это был прекрасный период его жизни, он не озабочен бытовыми проблемами, много и с удовольствием работал.

Фешин проявляет себя как грамотный авторитетный педагог. За основу он взял манеру преподавания Репина И. Е. – демократичную, не навязывающую своего авторитета, но замечая индивидуальность каждого ученика и не мешая ему развиться в нечто большее.

Николай Иванович активно участвует в выставках, состоит в членах различных художественных комиссий, принят в общество художников-передвижников. К 1917 году он уже является академиком живописи.

В связи с революцией 1917 года, творческая жизнь в Казани замирает, в первую очередь, из-за элементарных проблем с отоплением, продуктами, электричеством.

Художник чувствует, что теряет смысл творчества, у него приступы меланхолии и депрессии. В 1923 году он принимает решение покинуть Россию и эмигрировать с семьей в США в Нью-Йорк.

Достаточно быстро и легко Фешин влился в творческую атмосферу Нью-Йорка: он ведет мастер-классы, начинает преподавать в местной Академии искусств, в 1924 году проходит его персональная выставка в Чикаго. Переводчиком и помощником ему служит жена.

В 1927 году Фешин покупает землю в штате Нью-Мехико, в местечке Таос – центре культуры индейцев. Дом строится по эскизам самого Николая Ивановича.

В 1934 году Фешины разводятся и Николай Иванович с дочерью уезжает в Нью-Йорк, а затем в Калифорнию в Лос-Анжелес. Картины его продаются, он путешествует, увлекается фотографией, в годы войны пишет портреты генералов, дает частные уроки.

В 1955 году Николай Иванович Фешин скончался. В 1976 году дочь художника перезахоронила отца в Казани по его завещанию. Картины Н. И. Фешина находятся в музеях Казани, Санкт-Петербурга, Вашингтона, Сиэтла, Лондона, в частных коллекциях. В его доме в Таосе организован дом-музей.

Фешин Николай Иванович

Родился Николай Иванович в семье успешного владельца иконостасной мастерской. В раннем возрасте на его душу выпало непростое испытание – злосчастная болезнь принесла серьезный урон, сильно пошатнув здоровье ребенка – две недели он провел в коме. После перенесенного менингита мальчик стал более замкнутым. Игры с одногодками его мало интересовали, зато кипящая работа в мастерского отца занимала Николая. Спустя какое-то время он даже принимал участие в росписях.

Его детство прошло в разъездах по деревням вместе с отцом, который был в поисках заказов для создания иконостасов для церквей. Так, в детстве у Фешина сформировалось мировоззрение на всю оставшуюся жизнь -семья для него была всегда особенно важна. Именно благодаря отцу он получил художественное образование. Отец всегда был для художника авторитетом, он писал отца на протяжении всего творчества, даже после его смерти.

В 1895 году Николай заканчивает публичную школу и ему удается поступить в недавно открывшуюся (буквально в этом же году) казанскую художественную школу. Для него годы изучения основ рисунка стали непростыми, но такими важными с точки зрения становления характера. В это время в семье наступили нелегкие времена – дела отца пошли на убыль, существование было голодным.




Фешин Николай Иванович. Программа бала. Эскиз обложки. 1905


Репин оставляет Академию, это послужило толчком для формирования фешинской индивидуальности. Он много времени проводит в библиотеках, пытается познать секреты технологии живописи старых мастеров. Он отказался от готовых масляных холстов. Именно в это время он пришел к знаменитому фешинскому тянущему казеиновому грунту, дающий следствием матовость живописной поверхности. А в равной степени с кистями он стал пользоваться мастихином.

Одной из самых распространенных тем того времени была демонстрация тяжелого труда и убогого быта крестьян. Но Николай Иванович решает преподнести иную сторону деревенской жизни – праздничный день, свадьбу. Он пишет не конкретного человека, а народ. Мы видим на картине отъезд невесты из родительского дома, а вокруг - толпа.



В работах Фешина отныне видим различные варианты построения композиции. Речь идет не только о портрете-постановке, где ищется характерная поза или жест; но и о костюмном портрете и даже портрете-стилизации. Его поиски приносят плоды – в затейливом повороте представлена Сапожникова, в расслабленной позе с соединенными кистями рук Лепилова, обозначен характерный жест руки Овсянникова, элементы позиционирования и непроизвольного расположения переплетаются. Взгляд портретируемых часто направлен в сторону, скорее, они витают в своих мыслях, словно, не обращая внимания на художника.



Работая в это время в разных жанрах, он преследует одну цель – вникнуть в суть явления, характера, момента. Быстрый, уверенный мазок, который использует художник, эскизная манера письма не составляет ощущения незаконченности работы, скорее ощущение дыхания жизни.

Художник стал часто выставляться на Родине и за границей, в особенности, в Америке. Иной раз у него возникали проблемы с переводом, во время общения с галеристами, ему стала содействовать Александра Белькович. Отношения молодых людей из деловых превратились в романтические и спустя какое-то время они связали себя узами брака. Конечно, жизнь художника изменилась. У пары родилась дочь, с появлением которой у художника возник новоявленный виток в творчестве.


Фешин выделялся трудоспособностью, он поражает обилием созданных полотен, несмотря на загруженность в школе и вечера, проведенные в семейном кругу. Неизменно Фешин был статичен в выбранной теме, занимался исследованием души и красоты человека. В 1916 году художник был удостоен звания Академика живописи. Признание заслуг провинциального художника налицо. Он, как и раньше, упоенно работает, не обращая внимания на то, что происходит в мире.

Война оборвала связи с Европой, оставила художников без возможности выставлять и продавать свои картины. События в стране в это время никак не влияли на выбор тем, художник все еще самозабвенно пишет девушек, детей, пейзажи и натюрморты. Работа идет все тяжелее. С помощью учеников художник получает заказы и пишет портреты композиторов и политических вождей по фото и в кратчайшие сроки. Художник писал и Карла Маркса (1918), и Ленина, и наркома просвещения Луначарского. Художник умел придумать атмосферу, интерьер.


В России зверствуют голод и болезни, родители художника умирают от тифа, Николай Иванович тяжело переживает утрату. В эти годы он пишет 2 совершенно разных автопортрета. Широко открытыми глазами молодой Фешин вглядывается в окружающий мир, а на рисунке - суровое лицо с колючим взглядом. Две кардинально противоположные работы были созданы с разницей в один год.



Положение дел в стране ухудшается с каждым днем, Фешину приходится выполнять нетипичную для себя работу – расписывать табакерки. Потихоньку в его голове стала формироваться мысль об эмиграции. Летом 1923 году художник с семьей уезжает туда, где его понимали, ждали и любили – в Америку.



Переехав в новую страну, в первое время, не имея знакомых моделей, художник пишет жену и дочь, которые так охотно ему позировали. Жена и дочь на долгие годы стали персонажами его картин: он ловит переливы настроений и тени желаний на лицах, фиксирует течение времени. Художник показывает все этапы взросления дочери, начиная от младенчества, создавая бесконечное количество шедевров в разных вариациях. Спустя несколько месяцев Фешину удалось встретиться с Давидом Бурлюком, которого получилось уговорить на позирование. Как следствие этих встреч были портреты не только Давида Давидовича, но и его супруги.


Время жизни в мегаполисе был напряженным, что отрицательно сказалось на здоровье. Пришлось искать новое место, им оказался Таос. Новый виток в творчестве обособлен появлением на картинах колоритный местных жителей. Он в Таосе нашел то, что потерял, уехав из России. Художник снова был с людьми, работающими на земле и живущими ее плодами. В этих образах нет болезненного надрыва, нет безнадёжной тоски от убогой жизни. Дикость индейцев органична и естественна. Их портреты эффектны, техника виртуозна, свободное обращение с цветом и живописной фактурой создает впечатления легкости создания полотен.

Природа Нью-Мехико настолько прекрасна, что не писать ее невозможно. Контрасты яркого солнца и приглушенных красок пустыни, мягкие формы глиняной архитектуры, сверкающие брызги ручьев и рек – ничто не проходило мимо взгляда художника.


Когда-то в детстве художник любил писать лошадей, в Таосе он вспоминает об этом и делает многочисленные этюды лошадей и осликов. 7 лет в Таосе оказались одним из выдающихся периодов в творческой жизни художника, здесь художник проявил себя во всех областях.

Очередной удар судьбы – развод. Фешин в Таосе многое нашел и здесь же он все потерял. Отец и дочь уезжают в Нью-Йорк. Картины стали продаваться плохо, здоровье пошатнулось, но художник настойчиво продолжал работать. Трудный период закончился после переезда в Лос-Анджелес. Финансоое положение наладилось.


С середины 1930-х годов он много путешествует, например, он 6 месяцев провел в Мексике, где много фотографировал. Фешин-фотограф – это отдельная глава в творчестве художника. Через два года он отправляется по странам дальнего востока (Бали, Япония). По приезде он снова пишет заказные портреты генералов, бизнесменов, дам из общества. Нередко он воспроизводил таосские мотивы.

В это же время он продолжает создавать свои великолепные штудии и рисуночные портреты. Наряду с рисунками натурщиков и натурщиц, в которых находили продолжение развитие технических приемов русского периода, все чаще появляются листы, где Фешин общий этюд фигуры совмещает с этюдами деталей, взятых крупным планом. Здесь возникает прямая ассоциация с мастерами Высокого Возрождения, для которых такой метод этюдной работы был достаточно характерен.


Старый, одинокой и больной Александр Иванович Фешин умер в своем домике в Санта Монике однажды заснув и не проснувшись утром 5 октября 1954 года.

этоинтересно, Фомирякова Анна, интересныефакты, жизнь и творчество, пейзаж, Портрет, свет, Николай Фешин, Бог живописи, композиция, цвет.

Читайте также: