Сообщение балет спящая красавица 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова

на тему «Сказочные образы в балете

студентка 1 курса ОТМ, ДХО

научный руководитель: Р.Р. Давлетова

Краткая характеристика творчества П.И. Чайковского

Список использованной литературы

В ведение

Петр Ильич Чайковский. Трудно представить себе столь громкую и столь заслуженную славу! Немногим художникам довелось при жизни познать не только восторги творчества, но и восторги благодарных слушателей. Чайковский познал и то, и другое.

К 80-м годам – он один из самых признанных композиторов. Его оперы и симфонии звучат едва ли не во всех европейских странах; его гастрольные поездки по городам Старого и Нового света превращаются в триумф русской музыки, а музыкальные газеты и журналы различных стран полны восторженных отзывов и трезвых оценок его искусства.

Предмет: сказочные образы в балете.

Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- познакомиться с творчеством П.И. Чайковского;

- изучить литературу по данной теме;

- дать краткую характеристику сказочным персонажам балета.

Краткая характеристика творчества П.И. Чайковского

Творчество Петра Ильича Чайковского – яркая страница в истории не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. На образном и идейном уровне его сочинения развивают традиции европейского романтизма. Стремление же композитора к отточенным и гармоничным формам свидетельствует о глубинной близости его музыки к наследию венских классиков. Его творческая мысль всегда направлена к людям, к широкому кругу слушателей.

Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке. Самые известные сочинения – Первый фортепианный концерт (1875), концерт для скрипки (1878) и Вариации на тему рококо (1876), которая представляет собой масштабную пьесу для виолончели с оркестром, которая воспринимается исполнителями как концерт.

В результате возник совершенно новый по музыкальному воплощению тип балета, который стала подлинной музыкально-хореографической симфонией, где музыка и танец слиты воедино.

Балет состоит из пролога и трех действий. Основой содержания послужила сказка французского писателя конца XVII – начала XVIII века Шарля Перро, опубликованная в 1967 году.

В балете речь идет о принцессе Авроре, дочери короля Флорестана XVI , которая засыпает вечным сном, уколовшись о веретено в день празднеств по случаю своего совершеннолетия – такова месть злой феи Карабос, которую старший дворецкий Каталабют некогда забыл пригласить среди других фей на крестины принцессы. Через сто лет, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире силой любви и мужества разрушает заклятие над спящим царством. Будит красавицу своим поцелуем. Их любовь разрушает злые чары феи Карабос [5, с. 30].

В целом образы балета делятся на реальные (Король Флорестан XIV; Королева; Принцесса Аврора, их дочь; Каталабют, старший дворецкий короля Флорестана; Принц Дезире) и сказочные (7 добрых фей; Карабос – злая фея; герои сказок Шарля Перро)

hello_html_m790d402c.jpg

В теме феи Сирени есть такая благостная красота, такая мудрая просветленность, какой композитору уже более не суждено было достигнуть. Счастье в этом благоуханном излияний не знает теней, а доброта – оттенка грусти. Эта мелодия-итог, мелодия-вершина – составила сильнейшую сторону музыкальной сказки о спящей красавице:

hello_html_75883a96.jpg

Первая вариация 6 характеризует наивно-простодушную, скромную фею Искренности. Основная тема подвижна, незатейлива и проста:

hello_html_m791991e3.jpg

Вторая вариация – в ритме тарантеллы – рисует портрет живой и стремительной феи Цветущих колосьев:

hello_html_m8fb8c84.jpg

В третьей вариации (Ре мажор) представлена Фея, рассыпаю­щая хлебные крошки. Тема содержит яркие изобразительные штрихи (легкое staccato ). Начальные интонации этой темы, как и начало аллегро, выросли из темы адажио. В целом эта вариация носит характер шутливого, подвижного скерцо:

hello_html_m3716a620.jpg

Музыка четвертого сольного танца (Ре мажор) является, по су­ществу, вариационным развитием темы Феи, рассыпающей хлеб­ные крошки. Здесь охарактеризована фея – Щебечущая канарейка. Мелодия звучит звонко и красочно в верхнем регистре флейты-пикколо, сопровождаемая колокольчиками. Общий характер этого танца также шутливый, скерцозный:

hello_html_m191e2ea2.jpg

Пятый танец – портрет феи Пылких, сильных страстей. Это танец-галоп в остром, подвижном ритме, с сохра­няющимся на всем протяжении характерным затактом:

hello_html_m5ce22e03.jpg

Шестая вариация, посвященная фее Сирени – поэ­тичный лирический вальс с простой мелодией, оплетаемой, как кру­жевом, выразительными хроматическими подголосками в средних голосах:

hello_html_m62572b57.jpg

Вариации добрых фей заканчиваются стремительным общим танцем-кодой (Ре мажор).

Сюита из характерных танцев содержит музыкальные портреты еще одних сказочных персонажей.

hello_html_784729b7.jpg

На смену им снова выходят Золушка и принц Фортюне (вальс). За ними группа новых сказочных персонажей: Мальчик-с-пальчик, его братья и Людоед. Мальчик-с-пальчик в сапогах Людоеда. Его семимильные шаги изображены в музыке большими интервальными скачками, которы забавно контрастируют с прозвучавшей в высоком регистре темой Мальчика:

hello_html_27fac6a8.jpg

Третье действие завершается общими танцами присутствующих. Все ярче и ослепительнее краски, все оживленнее движение, и вот торжественный конец венчает самое светлое и одно из самых богатых музыкой произведений Чайковского. В поединке судьбы и сил жизни победа осталась на стороне жизни. Ее торжество полно, что даже фея Карабос участвует в триумфальном шествии сказок. Так сила разрушения и гибели сама оказывается лишь моментом в великом круговороте развивающейся жизни. [6, с. 309].

Список использованной литературы

Конисская Л.М. Чайковский в Петербурге. – Л: Лениздат, 1976.

Фея Виолант (неистовая)

Фея Крошек (рассыпающая хлебные крошки)

Фея Кандид (чистосердечная)

Фея Флер де Фарин (фея цветущих колосьев)

Карабос, злая фея

Синяя борода и его жена

Кот в сапогах, маркиз де Карабас

Златокудрая красавица и принц Авенан

Ослиная кожа и принц Шарман

Красавица и Зверь

Золушка и принц Фортюне

Голубая птица и принцесса Флорина

Красная шапочка и Волк

Принц Хохлик и принцесса Эме

Мальчик с пальчик и его братья

Людоед и Людоедка

hello_html_47cb44fa.jpg

hello_html_382f5e03.jpg

hello_html_m2cb84cbf.jpg

hello_html_422fa415.jpg

hello_html_b5ebad5.jpg

hello_html_484bc0a6.jpg

1 Петипа Мариус Иванович (1 818 - 1910 ) – французский и российский солист балета , балетмейстер , театральный деятель и педагог . П оставил более 60 оригинальных хореографических постановок, в том числе и балеты П.И. Чайковского.

2 Уильям Шекспир (1564-1616) – английский поэт и драматург.

3 Данте Алигьери (1265-1321) – итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка.

5 Всеволожский Иван Александрович (1835-!909) – русский театральный и музейный деятель, сценарист, художник.

6 Вариациями в балете называется один из типов сольного классического танца.

7 Герман Августович Ларош — русский музыкальный и литературный критик, композитор

8 Собрание музыкально-критических статей. Авторы: Ларош Г.А.

9 Красовская Вера Михайловна (1915-1999) – балерина, балетовед и историк балета. Заслуженный деятель искусств России.

Посмотреть все фотографии серии

13:30 09.07.2015 Фотографий: 1 отдых в Греции 03:00 01.01.1970 Фотографий: 0

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Статистика






Краткое содержание

За открывшимся занавесом зрителя ожидает роскошное празднество, устроенное королем Флорестаном в своем дворце по случаю крестин новорожденной принцессы Авроры. Среди гостей присутствуют шесть добрых фей, прибывших, чтобы наградить маленькую дочь короля волшебными дарами. Однако всеобщее веселье внезапно сменяется ужасом, когда в бальный зал врывается злобная и могущественная фея Карабос, разъяренная тем, что ее забыли пригласить на королевское торжество.


Она желает отомстить и накладывает на крошку Аврору страшное заклятие, согласно которому принцесса в день своего совершеннолетия на веки вечные заснет, уколов палец обычным ткацким веретеном. После ухода Карабос крестная Авроры, фея Сирени старается смягчить мрачное заклятие, рассказав опечаленной королевской чете, что надежда на благоприятный исход дела есть и их дочь заснет не навсегда, а на 100 лет, а разбудить ее сможет поцелуй прекрасного принца.


В день совершеннолетия Авроры король Флорестан вновь устраивает пышное торжество в саду своего дворца. Дворецкий Каталабют зачитывает указ правителя, гласящий, что каждый, кто пронесет в замок веретено или другие острые предметы, отправится в темницу. Сурового наказания едва успевают избежать придворные ткачихи, которые оказались во дворце со своими рабочими инструментами.


В ходе праздника к красавице принцессе сватаются многочисленные знатные и богатые женихи, которые хороши собой, происходят из королевских семей, галантны и достойны. Но никто из них не способен пленить сердце молодой девушки. Внезапно Аврора замечает в углу сада старуху, в руках у которой веретено.


Девушка подбегает к ней, берет веретено в руки и начинает кружиться с ним в танце, воображая, будто она танцует с возлюбленным. Неосторожно касаясь острого конца веретена, Аврора падает, потеряв сознание, и впадает в глубокий сон. Созванные на бал принцы бросаются, чтобы схватить виновницу несчастья, но старуха, которой обернулась, как оказывается, злая фея Карабос, громко хохочет и исчезает, довольная свершившимся злодеянием. Крестная фея Сирени решает помочь королевской семье в этом невообразимом горе и погружает весь двор в сон вместе с Авророй на целых 100 лет, чтобы все смогли стать свидетелями обещанного чудесного пробуждения принцессы.


Минул век, и вот, пробираясь сквозь густые заросли во время охоты, прекрасный принц Дезире попадает вместе со своей свитой в заброшенный сад. Охотники и сопровождающие начинают танцевать и веселиться здесь. Вдруг на величественной ладье по реке выплывает уже знакомая зрителю фея Сирени. Явившись принцу, она указывает ему путь к замку, где застыли на столетие король и королева, слуги и придворные, где мирно покоится все такая же юная Аврора. Принц в изумлении рассматривает открывшуюся перед ним картину — замершие без движения люди. Он окликает короля, дворецкого, но не получает ответа, а затем замечает и спящую красавицу Аврору.


Принц настолько поражен удивительной красотой девушки, что тут же склоняется, чтобы поцеловать ее. От нежного поцелуя принцесса просыпается, а замок и все его обитатели оживают в тот же миг. Принц Дезире просит руки Авроры у ее царственного отца. Сказка завершается торжественной свадебной церемонией молодых.

.


Интересные факты


Музыка

Несмотря на то, что балет был создан на основе старинной французской сказки, музыка, написанная Чайковским, в своей лирической составляющей и эмоциональной насыщенности — абсолютно русская. В этом балете каждая музыкальная часть является ярким шедевром, развиваясь от сцены к сцене и завершаясь апофеозом торжества любви в форме большого адажио в финале спектакля.

Своим творчеством Чайковский не просто описывает сюжет, он отражает противоречия внутреннего мира человека, ту вечную борьбу света и тьмы, которая идет в душе каждого вне зависимости от эпохи и страны. Музыкальное сопровождение становится завершающим штрихом повествования, его неотъемлемой частью.



Существует несколько современных прочтений спектакля, которые используют классическую музыку Чайковского для сопровождения модернисткой хореографии. Одной из таких оригинальных постановок, заслуживающих отдельного внимания, является балет Мэтью Борна — готическая сказка с ярко выраженной любовной линией, где по сюжету Аврора просыпается в современном мире, который, однако, удивительно сюрреалистичен.

Постановка испанского хореографа Дуато — это неординарный взгляд на классическое произведение. Начо Дуато постарался поговорить со зрителями на языке танца и воссоздать очарование волшебства детской сказки, сохранив романтический дух известного произведения



Спящая Красавица" исполнена Рудольфом Нуриевым в качестве принца Флоримунда и Вероникой Теннат, играющей роль принцессы Авроры. Национальный балет Канады классически великолепен и их танцы воспринимаются как драгоценность. Характерная черта Нуриева и в данной постановке - его дополнительная хореография - очаровывает ролью принца Флоримунда. Великолепно обученная труппа и солисты Национального балета Канады добавляют "плюс" к данной постановке. Канада. 1972 г.



Бессмертная музыка Чайковского, классическая хореография с оригинальными элементами или вовсе видоизмененная, роскошные декорации и изысканные костюмы, волшебство детской сказки и глубинные проблемы извечных философских вопросов — все это слилось в невероятное по красоте и помпезности зрелище, которое непременно стоит увидеть.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Главные действующие лица балета Король Флорестан и его супруга, их дочь Аврора. Претенденты на руку принцессы – принцы: Фортюне, Шери, Флер де Пуа, Шарман. Старший дворецкий – Каталабют. Принц Дезире и его наставник Галифрон. Добрые феи: Флер де Фарин, фея Сирени, Виолант, фея Канареек, фея Хлебных крошек. Духи, составляющие свиту фей. Злая могущественная ужасная фея Карабосс со своей свитой.

Содержание. Во дворце праздник – рождение принцессы Авроры. Король Флорестан и королева пригласили гостей. Фея Сирени и еще 5 волшебниц благословляют новорожденную. Одаривают ее пятью необходимыми качествами. Врывается в торжественный зал злая ведьма по имени Карабос. Она обвиняет короля и королеву в том, что ее не пригласили на праздник. Она желает жестоко отмстить. Она заклинает, что Аврора уколет руку веретеном и умрет. В этот момент Фея Сирени предсказывает, что принцесса не умрет. Она только уснет на много-много лет. Злу никогда не победить добро, и Фея Карабос в бессилии отступает.

Первое действие У принцессы день рождения. Ей исполнилось 16 лет. Везде праздники. Поселяне танцуют, водят хороводы и веселятся в парке короля. Прибыли 4 принца, которые жаждут, чтобы девушка выбрала из них себе жениха. Сопровождаемая фрейлинами с букетами цветов и венками, вбегает принцесса. Она радуется танцам и готова одарить своей улыбкой каждого из женихов. Но принцесса не любит ни одного из претендентов. Тайком, переодевшись, прокрадывается во дворец Фея Карабос. Она тоже приготовила подарок. Принцесса, не ведая о плохом, раскрывает очередной презент. Среди цветов спрятано веретено. Аврора, не заметив его, нечаянно уколола палец. В испуге она бросается к родителям, но тут же падает замертво.

Карабос торжествует, настал её час, и пророчество сбылось – принцесса мертва. Фея Сирени пытается успокоить гостей. Она приготовила свое волшебство – погружает в сонное царство весь двор короля Флорестана. Только появление героя и его любовь разбудят принцессу, ее родителей, весь дворец. Карабос торжествует, настал её час, и пророчество сбылось – принцесса мертва. Фея Сирени пытается успокоить гостей. Она приготовила свое волшебство – погружает в сонное царство весь двор короля Флорестана. Только появление героя и его любовь разбудят принцессу, ее родителей, весь дворец.

Спящий замок, все вокруг в тумане, покрыто пылью и паутиной. Принц Дезире осторожно оглядывается. Вдруг появляется Фея Карабос. Ей не нравится этот принц и его желание разбудить Аврору. Происходит сражение, Карабос повержена. Рассеивается туман, Дезире видит лежащую принцессу. Один поцелуй любви – и злые чары разбиты. Аврора просыпается, а вместе с ней просыпаются король с королевой, весь двор. Спящий замок, все вокруг в тумане, покрыто пылью и паутиной. Принц Дезире осторожно оглядывается. Вдруг появляется Фея Карабос. Ей не нравится этот принц и его желание разбудить Аврору. Происходит сражение, Карабос повержена. Рассеивается туман, Дезире видит лежащую принцессу. Один поцелуй любви – и злые чары разбиты. Аврора просыпается, а вместе с ней просыпаются король с королевой, весь двор. Герой просит долгожданную награду – руку принцессы. Король Флорестан благословляет молодых. Начинается подготовка к свадьбе.

Содержание балета содержит аллегорию, которая повествует о силе любви. О том, что без нее душа спит. И только почувствовав силу любви, человек просыпается ото сна равнодушия. Его душа готова дарить миру доброту и радость. Содержание балета содержит аллегорию, которая повествует о силе любви. О том, что без нее душа спит. И только почувствовав силу любви, человек просыпается ото сна равнодушия. Его душа готова дарить миру доброту и радость.

История создания

Творчество композитора Петра Ильича Чайковского высоко ценили его современники. Симфонии, балеты, музыкальные миниатюры собирали огромные залы зрителей, срывали бурю аплодисментов.

балет спящая красавица краткое содержание

Любовь к его творчеству побудила директора императорских театров сделать интересное предложение. Несколько сказок Шарля Перро объединить в одну сюжетную линию и написать для Большого театра новый балет.

Чайковскому пришлась по вкусу эта идея. Он с большим удовольствием прочитал сказочное либретто будущего балета. Эта фантастическая история настолько вдохновила композитора, что музыка сама лилась из-под его пера.

Балет в наше время

спящая красавица балет

Самое интересное, что хореография сохранилась практически неизменной. Ее ставил к премьере легендарный Мариус Петипа. С тех пор балетмейстеры разных стран, городов, регионов добавляли в нее что-то свое. Слегка меняли рисунок танца, вносили поправки в некоторые движения. Но общий стиль хореографии Петипа прослеживается в каждой новой постановке балета. Этот образец танцевального искусства стал классикой.

Театральное действие всегда служит предметом многочисленных обсуждений, способствует новым творческим идеям. Сказочный балет – хорошая основа для детского вдохновения. На уроках рисования школьники создают картины по мотивам сюжета. Создаются доступные постановки для театральных кружков.

Существует учебный материал для музыкальных школ. Туда входят слайды, адаптированные для определенного инструмента ноты. На компакт-дисках записаны главные темы балета.

спящая красавица краткое содержание

Либретто балета написано директором императорских театров – Иваном Всеволожским. Это оригинальный сплав нескольких сказок Шарля Перро. Вечный конфликт добра и зла представлен в образе двух волшебниц – Феи Сирени и Феи Карабос. Пробуждение красоты ото сна символизирует силу и торжество любви.

чайковский балет спящая красавица содержание

Пролог

Во дворце праздник – рождение принцессы Авроры. Король Флорестан и королева пригласили гостей. Фея Сирени и еще 5 волшебниц благословляют новорожденную. Одаривают ее пятью необходимыми качествами. Феи Кандид, Флер-де-Фарин, Крошка, Канарейка, Виолант успевают сделать свои подношения.

чайковский балет спящая красавица для малышей

Но только к принцессе подошла ее крестная, Фея Сирени, как врывается в торжественный зал злая ведьма по имени Карабос. Она обвиняет короля и королеву в том, что ее не пригласили на праздник. Она желает жестоко отмстить. Добрые волшебницы уговаривают ее, просят не губить судьбу юной принцессы. Но зло Феи Карабос неумолимо. Она призывает злые силы и заклинает, что Аврора уколет руку веретеном и умрет.

В этот момент Фея Сирени, которая не успела сделать свое предсказание, провозглашает, что принцесса не умрет. Она только уснет на много-много лет. Злу никогда не победить добро, и Фея Карабос в бессилии отступает.

Первое действие

Во дворце идет подготовка к празднику. Крестьяне плетут гирлянды из цветов. Четыре жениха – претенденты на руку Авроры – волнуются. В день своего совершеннолетия она назовет того, кто станет счастливым избранником-супругом.

Аврора спешит начать праздник. Она радуется танцам и готова одарить своей улыбкой каждого из женихов. Но сердце ее молчит, принцесса не любит ни одного из претендентов.

Тайком, переодевшись, прокрадывается во дворец Фея Карабос. Она тоже приготовила подарок. Принцесса, не ведая о плохом, раскрывает очередной презент. Среди цветов спрятано веретено. Аврора, не заметив его, нечаянно уколола палец. В испуге она бросается к родителям, но тут же падает замертво.

балет спящая красавица в эрмитажном театре

Карабос торжествует, настал ее час, и пророчество сбылось – принцесса мертва. Фея Сирени пытается успокоить гостей. Она приготовила свое волшебство – погружает в сонное царство весь двор короля Флорестана. Только появление героя и его любовь разбудят принцессу, ее родителей, весь дворец.

Второе действие

спящая красавица балет п.и. чпйковского

Спящий замок, все вокруг в тумане, покрыто пылью и паутиной. Принц Дезире осторожно оглядывается. Вдруг появляется Фея Карабос. Ей не нравится этот принц и его желание разбудить Аврору. Происходит сражение, Карабос повержена. Рассеивается туман, Дезире видит лежащую принцессу. Один поцелуй любви – и злые чары разбиты. Аврора просыпается, а вместе с ней просыпаются король с королевой, весь двор.

Герой просит долгожданную награду – руку принцессы. Король Флорестан благословляет молодых. Начинается подготовка к свадьбе.

Апофеоз

Злые чары рассеяны, мир и добро торжествуют. На свадьбу Дезире и Авроры приходит множество сказочных персонажей. Кот в сапогах и герцог Синяя Борода с женой. Красная Шапочка и Серый Волк. Белая кошечка и Голубая птица. Золушка и принц Фортюне. Пришли на свадьбу Феи Серебра, Сапфиров, Бриллиантов, Золота. Счастье и радость царят ныне во дворце.

Содержание балета содержит аллегорию, которая повествует о силе любви. О том, что без нее душа спит. И только почувствовав силу любви, человек просыпается ото сна равнодушия. Его душа готова дарить миру доброту и радость.

Читайте также: