Подготовить сообщение на тему государственные интересы казахстана в геополитике

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня мы можем смело говорить о том, что наше молодое государство состоялось как субъект международных отношений, как субъект геополитики. Важную роль в стремительном прогрессе Казахстана играют тесная взаимосвязь и сотрудничество политической и научной элит.

Из всех центральноазиатских государств именно Казахстан в наибольшей степени готов интегрироваться в мирохозяйственные связи. Страна занимает ведущее место в Центральной Азии по темпам экономического роста и дает более 60 процентов ВВП всего региона. Казахстан лидирует среди стран СНГ по объему иностранных инвестиций на душу населения. Республика на порядок опережает другие постсоветские государства по таким критериям, как внутренняя стабильность, адекватность законодательной базы, создание современной финансовой системы. Мощный экономический фундамент, создание основ либеральной рыночной экономики, своевременная модернизация политической системы и другие факторы позволили Казахстану занять достойное место в мировом сообществе и поставить перед собой далеко идущие цели в сфере внешней политики.

На пути развития региона стоит ряд проблем объективного и субъективного порядка. Замкнутое географическое положение делает регион уязвимым с точки зрения геоэкономики. Государства Центральной Азии не имеют собственного выхода к морям и океанам, что препятствует их динамичному взаимодействию с внешним миром. Центральноазиатские государства придерживаются разных моделей и темпов экономической и политической модернизации. Экономики стран региона имеют серьезные структурные проблемы, а Центральная Азия в целом является недостаточно конкурентоспособным регионом в условиях глобализации. Между государствами региона имеется немало противоречий, в том числе в энергетической и водной сферах.

Казахстан имеет достаточный экономический потенциал и международный авторитет, позволяющий ему играть более активную роль не только в Центральной Азии, но и далеко за ее пределами. Инициативы Казахстана в сфере внешней политики известны всему миру. Растет авторитет Казахстана как участника влиятельных международных организаций. Республика стала инициатором созыва СВМДА и проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий, а также активным сторонником развития диалога между Востоком и Западом. В целом активная внешнеполитическая стратегия нашей страны стала важным фактором укрепления мира и стабильности на международной арене.

Важным фактором при решении задач обеспечения безопасности в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР) является сложная военно-политическая обстановка, обусловленная его географическим положением, современной геополитической ситуацией, последними внутриполитическими событиями в ряде стран, входящих в данный регион. Большое влияние на ситуацию оказывают также пересекающиеся здесь политические и экономические интересы ведущих мировых держав. Распад СССР и стран социалистического содружества, положивший конец жесткому разделению мира на два противоположных лагеря, по времени совпал с началом широкомасштабных качественных изменений в геополитической структуре стран ЦАР.

В государствах Центральной Азии обостряется борьба за перераспределение интенсивно расходуемых природных и, прежде всего энергетических ресурсов, сфер влияния и транспортных потоков. Наиболее привлекательной для ведущих стран мира в этом контексте выглядит территория Республики Казахстан. Казахстан потенциально является плацдармом для укрепления своих геополитических позиций в регионе, важным источником энергоресурсов, особенно принимая во внимание нестабильную ситуацию на Ближнем Востоке.

По объему запасов полезных ископаемых Казахстан занимает первое место среди стран СНГ по хромовым рудам и свинцу, второе - по запасам нефти, серебра, меди, марганца, цинка, никеля и фосфорного сырья, третье - по газу, углю, золоту и олову. Казахстан располагает значительными запасами нефти и газа, сосредоточенными в западном регионе, позволяющими отнести республику к разряду крупнейших нефтедобывающих государств мира. Обстановка в Республике Казахстан продолжает оставаться стабильной. Во внешней политике существуют проблемы совместного использования водных ресурсов с Узбекистаном и Киргизией, не завершенность демаркации государственной границы со странами СНГ.

Центральная Азия вызывает стратегический интерес со стороны США, Китая, России и других государств. Особое внимание проявляют США, обладающие значительными финансовыми ресурсами и потенциалом влияния на международное сообщество. Штаты рассматривают Центральную Азию как оформившуюся зону своих национальных интересов, поэтому предпринимают значительные усилия по развитию сотрудничества с Казахстаном. Вашингтон заинтересован в сотрудничестве с Астаной на взаимовыгодных условиях, особенно в нефтяном бизнесе и военно-технической сфере.

В свою очередь Китай с начала 90-х гг. ХХ в. целенаправленно продвигается в Центральную Азию. С 1993 г. КНР является крупным импортером нефти, а успешные реформы китайской экономики все больше усиливают ее зависимость от энергопоставок. Отсюда и проявление интереса к разведке запасов нефти в Казахстане.

В настоящее время усилия Китая направлены на укрепление безопасности в ЦАР, так как это отвечает его интересам и соответствует новым направлениям политики национальной безопасности. Проникновение в Казахстан США Пекин воспринимает не только как фактор обострения экономической конкуренции, но и как попытку военно-политического и экономического сдерживания Китая. Что касается России, то китайская дипломатия исходит из признания традиционных политических и экономических интересов северного соседа в регионе и его ведущей роли в сфере региональной безопасности.

Российское направление во внешней политике Республики Казахстан всегда являлось одним из важнейших в силу геополитического соседства, политического веса в системе международных отношений, экономического потенциала Российской Федерации и других факторов. Традиционные позиции России в Казахстане базируются на факторах, имеющих долговременный характер и определяемых такими категориями, как география, геополитика и история, также их объединяет историческая общность, духовные, культурные межличностные связи.

Российский фактор во многом определяет внешнеполитическую ситуацию вокруг Казахстана на региональном и международном уровнях. Особое место Россия занимает в военно-политической сфере, выступая как лидер и гарант региональной безопасности. Важно то, что Казахстан является не ставкой во внешней политической игре, а фактором геополитики России. Очевидно также, что характер двусторонних отношений между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на современном этапе будет определяться новой усложнившейся геополитической ситуацией в регионе Центральной Азии, которая сформировалась в результате антитеррористической операции в Афганистане и американского военно-политического присутствия в регионе.

Превращение Центрально-Азиатского региона в новое поле политической и военной конфронтации противоречит интересам России и несет прямую угрозу ее безопасности. Для России важно, чтобы ЦАР был зоной стабильного динамичного развития, не отягощенной какими-либо внутренними или внешними очагами напряженности, открытой для взаимовыгодного сотрудничества. Поэтому РФ концентрирует свои усилия на ключевых направлениях, в первую очередь на обеспечении региональной безопасности и стабильности в Центральной Азии. Это способствует укреплению стабильности и безопасности в Республике Казахстан, созданию благоприятных условий для подъема ее экономики.

В этом отношении показателен вывод американских войск из Узбекистана, нейтральный статус Туркменистана, формирование независимой от России политики Казахстана транспортировки углеводородов на мировые рынки и целый ряд других факторов.

Несмотря на многие трудности, Казахстан стремительно превращается в одного из крупнейших производителей и экспортеров нефти в мире. В настоящее время Казахстан добывает 1,3 миллиона баррелей нефти в день, и экспортирует более 1 миллиона. Ожидается, что к 2015 году добыча достигнет 3,5 миллиона баррелей нефти в день (150 миллионов тонн в год), из которых 3 миллиона будет экспортироваться. Учитывая запасы нефти, оцениваемые в 100 миллиардов баррелей, и постоянно растущие объемы добычи, Казахстан будет продолжать играть большую, чем когда-либо, роль в мировой экономике. Сегодня у нас есть ряд реализуемых и планируемых проектов, которые имеют серьезные экономические и политические преимущества. В настоящее время Каспийский Трубопроводный Консорциум является полностью завершенным проектом и единственным магистральным маршрутом с выходом на мировые рынки. Несмотря на определенные споры между акционерами проекта, мы по-прежнему оптимистично настроены в отношении его эффективности и рентабельности. Казахстан развивает постепенную либерализацию общества на основе своих экономических успехов. Страна создала основные социальные и экономические условия для дальнейшего развития демократических процессов. Сегодня общепризнано, что наша страна достигла многого на пути реализации ценностей и принципов демократии. Мы обеспечили политический плюрализм и многопартийную систему, проводим регулярные демократические выборы, создали основу для независимой судебной системы и гарантировали свободу слова. В Казахстане развивается гражданское общество, укрепляется диалог между властью и НПО. Наша внутренняя безопасность основывается на трех принципах: сохранение межэтнического и межрелигиозного согласия, поддержание политической стабильности в контексте дальнейшей демократизации политической системы, и принятие превентивных мер против угроз нашей национальной стабильности. Что касается нашей внешней политики, Казахстан проводит сбалансированную политику конструктивных и предсказуемых взаимоотношений со всеми крупными державами современного мира. Очевидно, что в значительной степени безопасность Казахстана зависит от отношений с такими соседними государствами, как Россия, Китай и наши соседи в Центральной Азии. Казахстан привержен развитию стратегического партнерства с Соединенными Штатами, укреплению сотрудничества с Европейским Союзом.

Таким образом, Казахстан все больше становится фактором стабильности для целого региона. Безопасность важна также для экономического успеха. Это главный приоритет ее внешней политики. Есть различные механизмы для сдерживания угроз безопасности и стабильности, но, тем не менее, ни один из не имеет всеобъемлющей природы и не предусматривает всестороннего участия всех государств.

Таким образом, вопросов в современной геополитике Казахстана много: понятие, сущность и структура международной безопасности; концептуальные подходы к международной безопасности; проблемы региональной безопасности в Центральной Азии; международный терроризм, политический экстремизм и проблема распространения наркотиков; Казахстан в структуре международной и региональной безопасности; концепции национальной безопасности; проблемы национальной безопасности Республики Казахстан. Таким образом, основными направлениями национальной безопасности Казахстана являются экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, духовно-нравственная, информационная.

Казахстан с его богатыми ресурсами и территорией всегда привлекал международную общественность. Как известно стабильность государства во многом зависит от внешнеполитических связей, у Казахстана их много. Казахстан, на сегодняшний день, по мнению экспертов, одно из ведущих государств Центрально-Азиатского региона. И от курса нашей внешней политики зависит стабильность не только в самом Казахстане, но и в соседних государствах.


Продолжающиеся изменения геополитической картины мира, обусловленные распадом СССР и образованием Новых Независимых Государств, уже привели к формированию кардинально новой геополитической ситуации в Центрально-азиатском регионе, включающем Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан. В настоящее время в активной стадии находятся процессы трансформации Центральной Азии из периферийного региона (где геополитические тенденции вообще не проявлялись) в регион, в котором все настойчивее пересекаются интересы ряда крупных держав и других секторов международной жизни.

От того, в каком направлении будет развиваться обстановка в государствах Центральной Азии, во многом буде зависеть баланс сил на обширном пространстве планеты. Любые события, происходящие в странах Центральной Азии, будут иметь отражение не только на региональном уровне, но и могут вызывать изменения в геополитическом балансе сил на всем евразийском континенте, который признанно остается осью мирового развития [30].

Одним из важных факторов, влияющих на процессы в Центральной Азии, как уже было отмечено выше, остается внешнеполитическая активность ведущих мировых региональных держав.

Дальнейшее усиление стратегического соперничества, элементы которого уже проявляются сегодня в центрально-азиатском регионе, рождает новые противоречия, но уже не на идеологической, а на геополитической и экономической основах.

Кроме того, по целому ряду оценок имеются серьезные основания считать вероятным возможность региона контролировать центральную часть Евразии в геополитическом плане, ресурсный потенциал и транспортные связи - в геоэкономическом. Среди мировых региональных держав, оказывающих существенное воздействие на формирование геополитической ситуации в Центральной Азии, особо выделяются Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Китайская Народная Республика, также Турция, Иран, Пакистан, Индия, государства Европейского Союза.

К оценке внешнеполитической активности в регионе

Характерно, что среди факторов, влияющих на ход развития центрально-азиатского региона, выделяются принципы геополитического регионализма. Это предполагает рассмотрение данного региона как достаточно единого геополитического пространства, расположенного между основными центрами Евразии; территории с объективно общими политическими (включая приоритеты в сфере безопасности), экономическими (в том числе транспортными) интересами. Кроме того, данные страны следуют специфической политической, экономической линии поведения в регионе, осуществляемой с учетом своих внутренних ресурсов в контексте имеющихся стратегий общественных интересов [30].

Российская Федерация

Россия еще не имела возможности выработать новую полноценную стратегию в Центральной Азии. Москва следует в большей степени советским стереотипам, оставаясь поглощенной своими внутренними проблемами. Поведение РФ в регионе характеризуется элементом противоречивости, приоритетом кратковременных интересов над долгосрочными. В этой связи, ставки на военное присутствие остаются более приемлемым для России подходом, как менее дорогостоящим (по сравнению, например, с развитием экономических и политических связей) и достаточно эффективным. Предпосылки ее предпочтения, возможно, кроются в исторических основах развития российского государства, а именно — в исламскj-мусульманской экспансии, которая неоднократно угрожала его суверенитету целостности, распространяя нестабильность вдоль границ.

На современном этапе стратегически важной для Москвы остается необходимость противодействия афгано-исламскому фактору (стоящим за ним определенным силами в ИРП, Саудовской Аравии, также ПРИ). Создание российской военной базы на территории Таджикистана уже однозначно свидетельствует о выборе данного государства в качестве страны для представления российских геополитических интересов в регионе Центральной Азии и вокруг него. Данный выбор вовсе не означает признания Таджикистана в качестве ключевого государства в Центральной Азии, но свидетельствует о том, что эта республика остается звеном в системе региональной безопасности.

Россия, исходя из соображений геополитической целесообразности, пользуется удобным случаем, чтобы без существенных материальных и политических затрат, стратегически закрепиться в регионе. Кроме того, Россия продолжает демонстрировать заинтересованность в транспортировке энергоресурсов региона. Для нее, как и для других стран, участвующих в освоении нефтегазовых месторождений, строительстве, эксплуатации трубопроводов, транспортировке энергоресурсов, является не столь экономическим, сколько политическим вопросом, в первую очередь, через призму обеспечения эффективного контроля над развитием ситуации в регионе. В экономическом плане регион Центральной Азии сейчас не является приоритетным направлением для России.

Рост понимания российской политической, экономической элитой наличия новых реалии в регионе, координальности произошедших здесь изменений, стремление максимально дистанцироваться от элементов имперского подхода, безусловно, будет продолжать оставаться мощным стабилизирующим фактором геополитической обстановки в Центральной Азии [32].

Так оно и произошло. Крупные инвестиции в Чечню и весь северо-кавказский регион в корне изменили социально-экономическую ситуацию на Кавказе.

Соединенные Штаты Америки

Внешнеполитическая стратегия США в отношении стран Центральной Азии основывается преимущественно на геополитических соображениях, прямотечном подходе, учитывающем собственные стратегические приоритеты и интересы. Данные подходы остаются доминирующими в системе многочисленных оценок региона со стороны Соединенных Штатов. Это обуславливается широким набором элементов взаимоотношений с Россией. Китаем. Ираном, исламским миром, связано, в первую очередь, с необходимостью поддержания формирования в выгодном для Соединенных Штатов направлении баланса сил, на региональном, так и на глобальном уровнях.

Безусловно, США в отдаленной перспективе хотели бы видеть Центральную Азию в сфере своих жизненных интересов, однако, на со временном этапе, с учетом существующих реалий, Вашингтон стремится не допустить появления государств, которые, в силу своего потенциала обнаружившихся политических тенденций, могли бы ограничить или ослабить влияние США, подразумевая под данными странами, скорее всего, РФ, КНР, ИРИ.

США продолжают поощрять активность Турции в регионе, в первую очередь, через призму транспортировки энергоресурсов в турецком направлении.

- внутриполитического характера сложная ситуация в Турции, возможность усиления позиций клерикальных сил ослабления прозападной ориентации;

- геостратеческого - рассмотрение Турции как одного из надежных союзников США в евроатлантической кооперации, в том числе и НАТО, попытки закрепить за Анкарой роль ключевою государства в регионе, проводника политики Вашингтона.

Кроме того, реализация других транспортных проектов (за исключением афганского, кавказского) будет означать усиление позиций одного из трех региональных лидеров в лице РФ, КНР, ИРИ, что, как уже было отмечено, не входит в планы США. Кроме того, в определенной степени политика Америки в регионе является заложником противоречивости внутренних тенденций, развивающихся в политикоформирующих кругах самих Соединенных Штатов.

Необходимо отметить, что, в целом, согласно многочисленным оценкам в самих странах Центральной Азии, американская политика здесь играет достаточно прогрессивную роль в направлении поддержания геополитического баланса, интегрирования региона в международное сообщество.

Вместе с тем, отдельные подходы в современной политике Вашингтона, в частности, форсирование уже идущих в большинстве стран региона процессов либерализации, вызывают некоторый скептицизм.

Китайская Народная Республика

Китай, проявив присущий ему реалистичный подход, предпочитает осторожную политику па центральноазиатском направлении. Внешне стратегические интересы КНР в Центральной Азии проявляются несущественно (что вовсе не означает их отсутствия).

В геополитическом плане Китай осознает нежелательность преждевременной демонстрации своих амбиций в регионе [34].

Отсутствие значительной вовлеченности Китая в дело Центральной Азии также во многом обуславливается сохранением такой проблемы для КНР как нестабильная ситуация в восточной части Синь-цзян-Уйгурского Автономного района, что без того доставляет Пекину неприятности ростом исламских националистических настроений. С появлением же по другую сторону границы заразительно о примере создания национально-государственных образований, ситуация возможным усилением сепаратистских тенденций в самом Китае.

Вместе с тем, существует точка зрения, что одним из центральных элементов, обуславливающих пассивность КНР в данном регионе, является незаинтересованность Пекина в привлечении международного внимания к пролемам СУАГ. Так, ситуация в ряде других регионов Китая, таких как Тибет, сложность не рыночных вопросов, уже достаточно подрывают международный авторитет и стабильность КНР являются причиной западного «вмешательства « во внутренние дела страны. Как представляется, обстановка на востоке Китая пока не позволяет использовать данную территорию для активного геополитическою проникновения в центральноазиатский регион.

Пекину трудно прогнозировать возможные последствия (межэтнического, межцивилизационного, межконфессионального плана и т.д.), способные возникнуть после глубоко не продуманных внешнеполитических шагов в Центральной Азии Однако, имеются иные оценки относительно китайского влияния на Центральную Азию [34].

Представляется, что в основе данного интереса КНР на внешнеполитическом уровне лежит стремление обезопасить свои восточные тылы для более активном линии в АТР, предотвратить возможность возникновения на своих очаг ах напряженности, сформировать устойчивые предпосылки для дальнейшего развития отношений с новыми государствами региона, во внутреннем плане - стабилизировать ситуацию в СУАР, самой слаборазвитой провинции страны, сильнее привязать Синьцзян к Китаю с помощью прокладки трубопроводов интенсификации его экономики.

Кроме того, растущая заинтересованность КНР во взаимодействии с набирающей силу объединенной Европой уже сейчас диктует необходимость поиска формирования надежных коммуникационных связей с ЕС. В этой связи, развитие Китаем элементов транспортной инфраструктуры с Центральной Азией в будущем способно послужить фундаментом широкого взаимодействия КНР (как АТР) с европейскими странами. В целом, подход Китая к Центральной Азии является по своей сути стратегическим долгосрочным, не сориентированным ни сиюминутные приоритеты.

Анализ последних тенденций в китайской политической линии дает основание предположить, что в настоящее время уровень влияния КНР в регионе будет продолжать обуславливаться широким спектром взаимоотношений, в первую очередь, с самими странами Центральной Азии, РФ, США, также потенциально с ЕС.

Роль Пекина в регионе, похоже, будет постепенно возрастать в ближайшее время пропорционально ослаблению здесь российского влияния, усилению китайско-европейского взаимодействия [35].

В более отдаленной перспективе укрепление позиций Китая в АТР (в том числе, не исключено, за счет решения в пользу Китая ряда территориальных споров), улучшение социально- экономической ситуации в восточных регионах страны, как представляется, будет иметь далеко идущие последствия для будущего стран Центральной Азии всего континента [36].

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Казахстан в сфере геополитических отношений

Описание презентации по отдельным слайдам:

Казахстан в сфере геополитических отношений

Казахстан в сфере геополитических отношений

Кто владеет континентальной сердцевиной, будет владеть и Мировым островом, то.

Кто владеет континентальной сердцевиной, будет владеть и Мировым островом, тот, кто будет владеть Мировым островом, будет владеть миром. Х. Маккиндера.

Геополитика - понятие теории международных отношений, которое характеризует ф.

Геополитика - понятие теории международных отношений, которое характеризует формы влияния территориально – пространственных особенностей положения государств на международные политические процессы.

Роль и место Казахстана в современном мире во многом определяется его геопол.

Роль и место Казахстана в современном мире во многом определяется его геополитическим положением. Важная составляющая геополитического положения – способность контролировать ключевые пространства и географические центры.

* доступ к природным богатствам региона; * выбор маршрутов нефте- и газопрово.

* доступ к природным богатствам региона; * выбор маршрутов нефте- и газопроводов; * выбор рынка сбыта. Сегодня в Центральной Азии сталкиваются интересы России, США, Турции, Ирана, Индии, Пакистана, Саудовской Аравии, европейских государств. Дополнительный интерес к региону благодаря:

Ключевые моменты геополитики Казахстана: Уникальное географическое положение;.

Ключевые моменты геополитики Казахстана: Уникальное географическое положение; Евразийство (двойной стиль поведения и мышления: восточный и западный)

Приоритетные направления геополитики Казахстана: Установление особых дружеств.

Приоритетные направления геополитики Казахстана: Установление особых дружественных отношений с Россией; Сохранение паритета с государствами Центральной Азии, с Турцией, Ираном, Пакистаном, Афганистаном, Азербайджаном; Установление устойчивых дружественных связей с Китаем; Установление взаимовыгодного сотрудничества, доступ к передовым технологиям Японии, США, Западной Европы.

Геополитические отношения Казахстана и России Казахстан представляет большой.

Геополитические отношения Казахстана и России Казахстан представляет большой интерес для России, обеспечивая продвижение на юг и восток вглубь континента. Еще в прошлых столетиях Россия пыталась использовать территорию Казахстана для контроля над Западным Китаем, Афганистаном, стремясь одновременно и к господству в Средней Азии. Однако, не смотря на это, руководство Казахстана понимает, что сохранение стабильности возможно лишь посредством поддержания дружественных отношений с Россией.

Китай ведет внешнеполитическую стратегию, исходя из того, что вокруг Китая до.

Китай ведет внешнеполитическую стратегию, исходя из того, что вокруг Китая должен быть буфер из дружественно настроенных государств. Например, в Казахстан прямые инвестиции из Китая (не финансовые и не банковские) за 5 лет составили примерно $11,4 млрд Для Китая Казахстан приобретает стратегическое значение

Развитие отношений с США США явились одним из первых государств, официально п.

Развитие отношений с США США явились одним из первых государств, официально признавших независимость нашей страны и установивших дипломатические отношения с Казахстаном. Еще одним значимым событием в развитии двусторонних отношений стал отказ Казахстана от ядерного оружия. Совместные проекты в области энергетики, экономическое партнерство, взаимодействие в обеспечении региональной стабильности и борьбы с международным терроризмом.

Сотрудничество с Центральной и Восточной Европой В сфере международных отноше.

Сотрудничество с Центральной и Восточной Европой В сфере международных отношений для Казахстана, так же как и для стран ЦВЕ, основной задачей является постепенная интеграция в мировое сообщество. Развитие двусторонних и многосторонних связей Казахстана с этими государствами является существенным фактором укрепления позиций нашей страны на международной арене.

Полноправное членство Казахстана в Организации Исламской конференции в 1995.

Полноправное членство Казахстана в Организации Исламской конференции в 1995 году; Сотрудничество тюркоязычных стран региона: Турции, Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Кыргызстана, Азербайджана, принявших совместную Декларацию в 1993 году; Стремление к объединению всех 27 тюркоязычных народов. Важнейшие шаги в направлении исламского мира

Казахстан в составе международных организаций

Казахстан в составе международных организаций

ООН 2 марта 1992 года Республика Казахстан была единогласно принята в члены О.

ООН 2 марта 1992 года Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН. Вступление в ООН означает для Казахстана быть членом ряда структур этой глобальной организации - ПРООН, ЮНЕП, ЮНЕСКО, ЭСКАТО, ЮНИССФ и т.д. ООН выступает за ограничение и ликвидацию ядерного оружия. Казахстан стремится внести свой на разрешение глобальных проблем мирового сообщества, обеспечение безопасности и поддержание мира. Организация объединенных наций

ДНЯО Республика Казахстан взяла на себя обязательства о присоединении к ДНЯО.

ДНЯО Республика Казахстан взяла на себя обязательства о присоединении к ДНЯО со статусом неядерного государства. Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к ДНЯО, подписан 5 декабря 1994 года в Будапеште. Договор о нераспространении ядерного оружия

ОБСЕ – крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой.

ОБСЕ – крупнейшая региональная организация по безопасности, в состав которой входят 56 государств мира. Основные задачи организации: контроль над распространением вооружений; дипломатические усилия по предотвращению конфликтов; меры по построению доверительных отношений и безопасности; защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов; экономическая и экологическая безопасность. январь 1992 г. – Казахстан стал участником Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). ОБСЕ Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

Впервые в истории ОБСЕ председательствующей страной становится центрально-ази.

Впервые в истории ОБСЕ председательствующей страной становится центрально-азиатское государство бывшего Советского Союза. Важнейшим приоритетом казахстанского председательства в ОБСЕ является работа по созыву в 2010 году Саммита ОБСЕ – мероприятия, призванного актуализировать деятельность Организации и придать ей новый импульс в современных условиях.

СНГ Казахстан изначально активно участвовал в работе и создании основы СНГ. Н.

СНГ Казахстан изначально активно участвовал в работе и создании основы СНГ. На сегодняшний день, Содружество Независимых Государств играет огромную роль во внешней политике Казахстане ввиду глубокой взаимной интегрированности стран-участниц во всех сферах международных отношений. Союз независимых государств

 Неформальный саммит СНГ в Алматы в 2009 году

Неформальный саммит СНГ в Алматы в 2009 году


ШОС Казахстан - одна из пяти стран, стоявших у истоков появления этой организ.

ШОС Казахстан - одна из пяти стран, стоявших у истоков появления этой организации. С начала основания Шанхайской Организации Сотрудничества Казахстан активно участвует в работе организации и на 2010-2011 годы стал ее председателем. Шанхайская организация сотрудничества

ЕврАзЭС Евразийское экономическое сообщество - международная экономическая ор.

ЕврАзЭС Евразийское экономическое сообщество - международная экономическая организация ряда бывших республик СССР, созданная для эффективного продвижения её участниками процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. В 1994 году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил проект евразийского союза государств. Евразийское экономическое сообщество

 27-е заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС 5 июля 2010 года, Астана

27-е заседание Межгосударственного Совета ЕврАзЭС 5 июля 2010 года, Астана

Организация договора о коллективной безопасности ОДКБ Казахстан был в числе п.

Организация договора о коллективной безопасности ОДКБ Казахстан был в числе первых 6 стран, подписавших договор о коллективной безопасности. После сессии Договора о коллективной безопасности в Москве в 2002 году страны-участницы решили создать организацию на базе договора. В феврале 2009 года были организованы Коллективные силы оперативного реагирования, чьи первые совместные учения прошли в Казахстана на военном полигоне Матыбулак.


ОИК В 1995 году Казахстан стал членом Организации Исламская Конференция. Орга.

ОИК В 1995 году Казахстан стал членом Организации Исламская Конференция. Организация преимущественно состоит из арабских стран, отношения с которыми названы стратегическими. Особым достижением в этой организации является избрание РК председателем с июля 2011 года. Организация исламская конференция

Развитие туризма и спорта Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту.

Развитие туризма и спорта Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту является центральным исполнительным органом, осуществляющим руководство в сферах туризма, спорта и физической культуры. Основными задачами Агентства являются: 1) участие в формировании и реализация государственной политики в области туризма, спорта и физической культуры; 2) развитие туризма, спорта и физической культуры, подготовка спортивного резерва и спортсменов международного уровня; 3) пропаганда туризма, спортивного движения, а развитие информационно-рекламного и издательского дела; 4) организация подготовки в Республике Казахстан и за рубежом специалистов для туризма, спорта и физической культуры, повышение их квалификации; 5) проведение туристских мероприятий, соревнований по видам спорта и комплексных мероприятий по Олимпийским, национальным и народным видам спорта и играм.

Статистика Туризм в Казахстане был определен в качестве одной из приоритетных.

Спорт Регулярно добиваясь успехов за рубежом, Казахстан со временем стал пров.

Спорт Регулярно добиваясь успехов за рубежом, Казахстан со временем стал проводить крупные комплексные соревнования и на своей территории. В январе-феврале 2011 года в Казахстане прошли VII Зимние Азиатские игры. Это мероприятие стало самым важным и крупным спортивным событием международного уровня в истории нашей страны. Азиада прошла в двух городах Казахстана – Астане и Алматы. В целом, VII Азиатские Игры стали еще одним подтверждением роста авторитета Казахстана на международной арене как страны мира и согласия и одного из ведущих центров азиатского и мирового спорта.

Должно обеспечиваться развитием и одновременно взаимном соответствии четырех.

Должно обеспечиваться развитием и одновременно взаимном соответствии четырех составляющих – экономики, политики, географических факторов и идеологии. Нарушение динамичного равновесия между этими составляющими ведет к потрясению и, соответственно, переустройству общественно-политических структур. Равновесие внешней и внутренней политики государства

Планы на будущее Казахстан к 2050 году должен находиться в тридцатке самых ра.

Планы на будущее Казахстан к 2050 году должен находиться в тридцатке самых развитых государств мира. Первостепенные цели: Дальнейшее развитие и укрепление государственности. Переход на новые принципы экономической политики. Всесторонняя поддержка предпринимательства. Формирование новой социальной модели. Создание современных и эффективных систем образования и здравоохранения. Повышение ответственности, эффективности и функциональности государственного аппарата. Выстраивание адекватной новым вызовам международной и оборонной политики.

Заключение Казахстан становится государством, сумевшим за годы своего суверен.

Заключение Казахстан становится государством, сумевшим за годы своего суверенного развития выстроить многосторонние и стабильные взаимоотношения со всеми европейскими государствами. Казахстан и впредь будет проводить именно такую многостороннюю прагматичную политику, которая полностью соответствует геополитическому расположению и экономическому потенциалу Казахстана. Именно такая политика станет ключом к укреплению его авторитета и национальной безопасности.

Данная тема была выбрана не случайно в силу специфики состояния и тенденций современной мировой политической ситуации. За последние десятилетия геополитическая картина мира значительно изменилась, появились новые центры силы. На протяжении ХХ века в силу происходивших перемен огромное значение для ведущих государств мира приобретала геополитика.
Геополитика охватывает проблемы мирового сообщества в тех аспектах, которые касаются разработки, принятия и реализации политической стратегии основными действующими лицами, так называемыми акторами международной системы на глобальном, региональном и локальном уровнях. Международные отношения представляют собой сферу общения и взаимодействия людей на межгосударственном уровне.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………
3
ГЛАВА І. Основы геополитики……………………………………………….
5
Понятие, сущность и функции геополитики…………………………….
5
Основные идеи и концепции классиков геополитики……………………
7
Геополитика в современном мире…………………………………………
11

ГЛАВА ІІ. Внешняя и внутренняя политика Республики Казахстан.
13
2.1 Внешняя политика Казахстана в современном этапе.
13
2.2 Внутренняя политика и национальная безопасность Казахстана.
18

ГЛАВА III. Геополитические факторы и их влияние в Казахстане………….
19
3.1 Геополитическое положение Казахстана………………………………….
19
3.2 Казахстан – ворота Китая в Центральную Азию……………………….
23

Список использованных литератур…………………………………………

Работа содержит 1 файл

Геополитика и Казахстан.doc

2.2 Внутренняя политика и национальная безопасность Казахстана

Внутриполитическая жизнь Казахстана построена главным образом на либерально-социалистической модели, в связи с тем, что власти Казахстана фактически проводят социалистическое планирование экономической и политической жизни страны, но при этом допускают активные рыночные отношения [11].

В Основном Законе Республики Казахстан провозглашена светским государством, в котором наивысшими ценностями признаются человек, его жизнь, права и свободы, в том числе свобода совести, которые могут ограничиваться лишь в случае, когда их осуществление нарушает права и свободы других лиц, посягает на конституционный строй и общественную нравственность [15].

Безопасность страны можно считать гарантированной, если она обеспечена как "снаружи", так и "изнутри". По мнению Б. С. Жусипова "к числу неблагоприятных факторов, усиливающих возможность социальных потрясений, относятся этнический, религиозный состав населения, уровень культуры и образования, индекс здоровья, степень криминальности и другие факторы. К интеллектуальному и духовному обнищанию нации добавилась и физическая деградация людей из-за ухудшения их здоровья по неблагоприятной социальной и экологической обстановке, развала системы здравоохранения и физической культуры и т д.

Обеспечение гарантий национальной безопасности изнутри страны связано с политической легитимизацией государственной власти, обеспечения народного доверия к проводимым в стране реформам. На наш взгляд никакая внешняя угроза не может быть нейтрализована до тех пор, пока в внутри страны продолжается действие деструктивных криминалистических тенденций.

В последнее время в Казахстане наблюдается активность властей, направленная на расширение и совершенствование правовой базы обеспечения национальной безопасности и противодействия терроризму и экстремизму [16].

ГЛАВА III. Геополитические факторы и их влияние в Казахстане

3.1 Геополитическое положение Казахстана

Роль и место Казахстана в современном мире во многом определяются его геополитическим положением. Одной из важных составляющих геополитического положения является способность контролировать ключевые пространства и географические центры. В свою очередь такая способность является производной от степени самодостаточности самого геополитического субъекта.

В настоящий момент геополитический статус Казахстана достаточно очерчен. Руководством государства были приняты Концепция внешней политики, ряд нормативно-правовых документов, регулирующих международные отношения Казахстана. Это находит реализацию, как на региональном, так и международном уровне. Приоритетными выделяются следующие направления: 1) установление особых дружественных отношений с Россией; 2) сохранение паритета с государствами Центральной Азии, а также Турцией, Ираном, Пакистаном, Афганистаном, Азербайджаном, что имеет многостороннее значение для Казахстана, начиная от торговых связей, линий нефтепровода до выхода к морским портам; 3) установление устойчивых дружественных связей с Китаем, что также имеет огромный потенциал взаимосотрудничества: от обеспечения мира и стабильности в регионе до выхода Казахстана к морским портам АТР; 4) установление взаимовыгодного сотрудничества, доступ к передовым технологиям Японии, США, Западной Европы [18].

Какие инициативы были предложены Казахстаном? Одним из наиболее плодотворных инициатив является организация региональных союзов: Совещание по Безопасности мерам Доверия в Азии, Евразийский Союз, Центральноазиатский союз, Таможенный Союз, Организация экономического сотрудничества. Создание этих союзов имеет многогранный характер, ибо связи между этими государствами вследствие ряда исторических причин сложились давно и затрагивают важнейшие сферы жизнедеятельности населяющих их народов. Часть этих государств объединяет принадлежность к мусульманскому миру, хотя степень религиозности и роль ислама в каждом государстве неодинаковые. Другим элементом, влияющим на взаимоотношения, является общность границ, что определило как позитивные тенденции взаимосотрудничества, так и негативные моменты, в частности пограничные споры и разногласия. Третья, значимая на первых порах сотрудничества – это созданная в советский период экономическая интеграция. Однако после процессов приватизации, притока внешних инвестиций, традиционная экономическая взаимозависимость государств стала слабеть. Таким образом, проникновение иностранного капитала становится весомым геоэкономическим фактором.

Практически для всех постсоветских государств Россия продолжает оставаться центром геополитической и геоэкономической системы координат. С другой стороны, и Казахстан представляет большой интерес для России, обеспечивая продвижение на юг и восток вглубь континента. Еще в прошлых столетиях Россия пыталась использовать территорию Казахстана для контроля над Западным Китаем, Афганистаном, стремясь одновременно и к господству в Средней Азии, что превращало ее в одну из крупнейших держав мира. Однако, несмотря на имеющие место негативные моменты, руководство Казахстана понимает, что Казахстан может сохранить стабильность и продолжить курс к обретению независимости лишь посредством поддержания дружественных отношений с Россией [19].

С другой, ослабляя зависимость мировой экономики от ближневосточной нефти, все большую актуальность приобретает близость к Китаю и заинтересованность его в приобретении Каспийской нефти. Таким образом, стратегическое значение каспийского региона не только в объемах запасов углеводородов, но и в месторасположении – между основными рынками сбыта нефти и нефтепродуктов (Европа - Азия) и его поставщиками (Ближний Восток, Северная Африка и Россия).

Таким образом, равновесие внешней и внутренней политики государства должно обеспечиваться развитием и одновременно взаимном соответствии четырех составляющих – экономики, политики, географических факторов и идеологии. Нарушение динамичного равновесия между этими составляющими ведет к потрясению и, соответственно, переустройству общественно-политических структур.

Читайте также: