Сообщение автомобильный транспорт мира

Обновлено: 16.05.2024

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает около 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния (занимает первое место по объему перевезенных грузов). Главное преимущество этого вида транспорта в маневренности (от дома до дома). Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (28 млн км, или 70% мировой транспортной сети).
Большая часть автомобильного парка и сети шоссейных дорог сосредоточена в развитых странах. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки, Западной Европы и Японии. По размерам автомобильного парка лидируют: США (215 млн), Япония (64), Германия (45), Италия (35), Франция (33), Великобритания (28), Россия (20), Испания (20), Канада (20), Бразилия (16).

Однако, об уровне автомобилизации более справедливо говорит показатель количества автомобилей в расчете на 1000 жителей. Страны-лидеры здесь: США (765), Люксембург (685), Малайзия (640), Австралия (620), Мальта (610), Бруней (590), Италия (565), Австрия (560), Канада (560), Н.Зеландия (560), Япония (545), Германия (540), Португалия (540), Кувейт (530), Исландия (525) и др. В этой группе присутствуют не только развитые страны, но и страны НИС, нефтеэкспортирующие и другие.

Автомобильный транспорт

Наибольшую протяженность автодорог имеют США (6300 тыс км), Индия (3350), Бразилия (1725), Китай (1700), Япония (1160), Канада (900), Франция (900), Австралия (810), Испания (665), Россия (590).

Наибольшую плотность автодорог имеют европейские страны (в первую очередь Бельгия (4700 км/км2), Нидерланды (2770), Швейцария (1800) и другие), а также Япония (3100). В странах-гигантах, даже экономически высокоразвитых этот показатель значительно ниже, например, США (670), Бразилия (200), Канада и Австралия (100), Россия (32).

По грузообороту автомобильного транспорта первое место занимают США.

В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).

Один из важнейших показателей, используемых для характеристики этого вида транспорта, – протяженность автомобильных дорог. Хотя в последнее время автодорожная сеть в мире растет уже не так быстро, как раньше, в ней происходят большие качественные изменения. Так, еще в 1950 г. доля дорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог составляла 1/2, а в наши дни – более 9/10, причем свыше половины этих дорог относятся к усовершенствованным. К тому же среди них появляется все больше автострад, которые впервые были построены в США в 1914 г., в Германии в 1921 г., в Италии в 1924 г., а теперь имеются уже во многих развитых и развивающихся странах.

Распределение протяженности автомобильных дорог между ведущими странами показано в таблице 4.

Анализ таблицы 4 позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в 20 перечисленных в ней странах сконцентрировано 85 % мировой протяженности автомобильных дорог. Во-вторых, в двадцатку стран-лидеров входят шесть стран зарубежной Азии, шесть стран зарубежной Европы, две страны Северной и три страны Латинской Америки, одна страна Африки, Австралия и Россия. В-третьих, США, обладая 20 % мировой автодорожной сети, опережают все остальные страны с большим отрывом.

Наряду с протяженностью автомобильных дорог большой интерес представляет также показатель густоты (плотности) их сети, который варьирует в еще больших пределах. Приоритет по этому показателю – за сравнительно небольшими по территории странами Европы и Японией. Так, в Бельгии плотность сети автодорог составляет 4800 км на 1000 км2 территории, в Японии – 3100, в Нидерландах – 3050, в Германии и Франции – 1800 км на 1000 км2. А в странах-гигантах, что вполне естественно, этот показатель значительно ниже: в США он составляет 700 км на 1000 км2 территории, в Бразилии – 230, в Канаде и Австралии – 90—100, в России – 34, в Китае – 200 км на 1000 км2.


Таблица 4. Первые 20 стран по протяженности автодорог

А самые низкие показатели густоты автодорожной сети – в странах Тропической Африки.


Таблица 5. Первые 10 стран по размерам грузооборота автотранспорта в начале 21в.

Но, пожалуй, наиболее полное представление об автомобильном транспорте как всего мира, так и отдельных стран могут дать сведения о размерах автомобильного парка, который на протяжении XX в. возрастал очень быстро. Перед началом Первой мировой войны мировой парк насчитывал примерно 350 тыс. автомобилей, перед началом Второй мировой войны – 46 млн, в 1950 г. – 50 млн, а в 1975 г. – уже 300 млн. Рубеж в 500 млн автомобилей был преодолен в 1987 г., а в 600 млн – в 1997 г. В 2007 г. мировой автопарк достиг 800 млн машин. Большую часть этого парка составляют легковые автомобили.

Между отдельными, даже ведущими странами автомобильный парк распределяется очень неравномерно, о чем свидетельствуют данные таблицы 6.


Таблица 6. Страны мира, располагающие автопарком более 10 млн. машин

Данные таблицы 6 очень наглядно отражают некоторые закономерности современного мирового хозяйства. Первые шесть мест по величине автомобильного парка занимают великие державы западного мира. Среди стран-лидеров по этому показателю фигурируют три ключевые развивающиеся страны – Китай, Бразилия и Мексика, а также Россия, Канада, Австралия и три менее крупные страны – Испания, Польша и Республика Корея. Кстати, при оценке роли США как страны, которая возглавляет список лидеров, нужно все же иметь в виду, что ныне ее доля в мировом автопарке составляет мнее 1/3, тогда как на рубеже 50—60-х гг. XX в. она достигала 2/3.

Конечно, по размерам автомобильного парка тоже можно судить об уровне автомобилизации. Но все-таки правильнее измерять этот уровень при помощи других показателей. Обычно для его оценки применяют показатель количества личных автомобилей, приходящихся на 1000 жителей. Наиболее высок он в странах Западной Европы, в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии (рис. 106). Выходит, что в среднем в Западной Европе на тысячу жителей приходится от 300 до 600, в США – 675, в Канаде – 570, в Японии – 470, в Австралии – 520 и в Новой Зеландии – 630 легковых автомобилей.





Рис. 4. Страны с наиболее высоким уровнем автомобилизации

Из других стран мира очень высок уровень автомобилизации у некоторых небольших государств, преимущественно нефтеэкспортирующих (в Брунее на 1000 жителей приходится 575 автомобилей, в Кувейте – 360, в Бахрейне – 240, в Катаре – 220), а также и других (в Ливане – 320, на Кипре – 750). А самые низкие в мире показатели – у наименее развитых африканских и азиатских стран: в ЦАР, Сомали и Танзании – 0,1, в Мозамбике – 0,3, в Бангладеш – 0,5, в Мьянме – 0,8, в Эфиопии и Танзании – 0,9 автомобиля на 1000 жителей. Выходит, что между ведущими странами и странами-аутсайдерами по уровню автомобилизации действительно возникла дистанция огромного размера.

Для характеристики уровня автомобилизации используют и другой, возможно, еще более наглядный показатель – количество людей, приходящихся в среднем на один легковой автомобиль. Для США он составляет 2, для Канады, ФРГ, Франции, Великобритании, Японии – от 2 до 3, для Бразилии – 8, для Индии – 130, а для Китая – 80 человек.

Россия по развитию автомобильного транспорта значительно отстает от уровня стран Запада. В первую очередь это относится к печально знаменитым российским дорогам, которые и по протяженности, и в особенности по качеству уступают дорогам ряда зарубежных стран: 1/3 ее дорог имеет гравийное, щебенчатое или булыжное покрытие, а 1/10 – это грунтовые дороги. Густота автодорог (34 км на 1000 км2) в России намного ниже, чем в любой другой европейской стране. По размерам автомобильного парка Россия занимает только седьмое место в мире. Что же касается уровня автомобилизации, то даже при росте за последнее время этого показателя с 60 до более чем 180 машин на 1000 жителей, он еще остается заметно более низким, чем, скажем, в Польше, Венгрии или Болгарии. К тому же этот автомобильный парк распределен между субъектами Российской Федерации крайне неравномерно. Больше всего личных легковых автомобилей у жителей Москвы и Московской области, Калининградской области, Ханты-Мансийского автономного округа и областей Дальнего Востока (благодаря приобретению подержанных японских автомобилей), а меньше всего – у жителей Европейского Севера, Центра, Волго-Вятского и Уральского районов, Восточной Сибири.

Автомобильный транспорт на протяжении всего XX века развивался самыми быстрыми темпами. Автомобильный транспорт отличается дос­тупностью широкому кругу потребителей, высокой манёвренностью и находится вне конкуренции в перевозках пассажиров и грузов на корот­кие расстояния. Однако самым главным его недостатком является силь­ное загрязнение окружающей среды.

Общий мировой автомобильный парк насчитывает более 600 млн. ав­томобилей, из них почти 500 млн. автомобилей приходится на развитые с граны. Лишь 10% автомобильного парка мира приходится на грузовые автомобили и автобусы. Наибольшим автопарком располагают США, Япония, Германия, Франция, Великобритания и Италия.

Важным показателем развития автомобильного транспорта явля­ется уровень автомобилизации количество автомобилей на 1000 жителей. Абсолютными мировыми лидерами здесь являются США (более 640 автомобилей на 1 тыс. жителей) и другие экономически развитые страны.

Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием составляет более 64 млн. км (на 2013 год). По протяжённости автодорог с твёрдым покрытием выделя­ются:

Автомобильный транспорт с полным основанием можно назвать детищем XX в. В 1900 г. во всем мире насчитывалось лишь 6 тыс. автомобилей, а ныне их число, как мы уже говорили, превышает 800 млн.

ональное, но и на мировое хозяйство.. Внедрение автомобиля в повседневную жизнь людей привело ко многим качественным изменениям в экономике, социальной сфере, экологии и др. В результате в нашу эпоху автомобиль стал поистине неотъемлемой частью современной цивилизации.

Знакомство с автомобильным транспортом предполагает характеристику его дорожной сети и автопарка с последующим выходом на понятие автомобилизации.

При знакомстве с автодорогами мира обычно начинают с их протяженности, как главной составной части их характеристики. Мы уже знаем, что общая протяженность автодорог мира ныне составляет 32,5 млн км.

Если взять только первые 20 стран, на долю которых приходится 85% мировой автодорожной сети, то в ее составе окажутся шесть стран зарубежной Европы, шесть стран зарубежной Азии, две страны Северной Америки, три страны Латинской Америки, одна страна Африки, Австралия и Россия. Если ограничиться первой десяткой, то в ней мы увидим семь экономически развитых и три развивающиеся страны. Но мы, как обычно, познакомимся только с первой пятеркой стран (табл. 40).

Нетрудно подсчитать, что на эти пять стран-лидеров приходится 46% всей мировой длины автодорог. Отметим и то, что в мире больше нет стран, где длина автодорог превышала бы 1 млн км. Да и стран, где эта длина составляет от 500 тыс. до 1 млн км всего шесть: Франция, Канада, Австралия, Италия, Германия и Россия.

Тема 10. География отраслей мирового хозяйства. Транспорт (лекции 5 7-61)

Доля в мировой протяженности,

Страной-лидером по протяженности автодорог были и оста-, ются США, хотя их доля в мире по этому показателю снизилась с 40% в не столь отдаленном прошлом до 20% в наши дни. Значительная часть автодорог США относится к дорогам с усовершенствованным покрытием. Строительство автострад в США началось еще до Первой мировой войны, но особенно продвинулось в 50-х годах XX в., когда президент Д. Эйзенхауэр начал осуществлять программу сооружения сети национальных автострад.

Хотя по протяженности автомобильных дорог Япония находится только на пятом месте, знакомство с ними тоже представляет большой интерес.

Вспоминаются американские, австралийские, японские автострады, германские автобаны, которые, будем надеяться, и вам доведется увидеть. Это прямые многополосные автомагистрали без каких либо пересечений, позволяющие автомобилям развивать очень большую скорость. Через населенные пункты они обычно не проходят и, более того, отгорожены от них специальными защитными стенками. На японских автострадах через каждые 15—20 км в наиболее живописных местах обычно располагаются площадки для отдыха — с кафе, таксофонами междугородной и аварийной связи, заправочными

станциями, киосками сувениров. А через каждые 40—60 км оборудованы станции техобслуживания, работающие круглосуточно. Еще одна необходимая принадлежность таких автострад — шлагбаумы с контролерами, которые взимают с каждого автотранспортного средства плату за проезд; полученные средства идут на поддержание дороги в хорошем состоянии.

Наряду с протяженностью автомобильных дорог большой интерес представляет также показатель густоты (плотно с т и) их сети, который варьирует в еще больших пределах. Нетрудно догадаться, что по логике вещей он должен быть наиболее высоким в высокоразвитых странах с небольшой территорией. Так оно и есть: в Бельгии этот показатель достигает 4800 км на 1000 км2 территории, в Нидерландах и Японии превышает 3000 км, в Италии составляет 2700, а в Германии и Франции 1700-1800 км.

В странах-гигантах, как и можно было предположить, густота автодорог, даже при очень большой их протяжённости, значительно меньше. Например, в США она составляет 670, в Китае и Бразилии — 200, в Австралии и Канаде 90-100, а в России и вовсе 34 км на 1000 км2 территории.

При характеристике густоты автодорог нужно вспомнить и о микрогосударствах. Понятно, что абсолютных рекордсменов следует искать именно среди них — как и по показателю плотности населения. А на другом полюсе находятся многие развивающиеся страны, особенно африканские, где густота автомобильных дорог самая низкая. Например, в Алжире и Египте она составляет всего 40—45 км на 1000 км2 территории, в Эфиопии — 30, а в Судане и того меньше — 5 км.

Большой интерес для географа представляет также вопрос о конфигурации сети автомобильных дорог. В качестве стран, где они имеют в основном радиальную направленность, можно привести Францию и Венгрию, меридиональную — Норвегию и Чили, широтную — Австралию и Канаду, решетчатую — США и Германию. В наши дни в странах Евросоюза создается общеевропейская сеть автодорог, в которой сочетаются разные виды ее конфигурации.

Знакомство с сетями и системами автомобильных дорог уже само по себе дает определенное представление о состоянии современного автомобильного транспорта. Но для того, чтобы это представление было еще более полным, необходимо рассмотреть — не менее, если не более важный вопрос — вопрос о мировом автомобильном парке, который на протяжении всего XX в. возрастал очень быстро. Перед* началом Первой

Тема 10. География отраслей мирового хозяйства. Транспорт (лекции 57-61)

мировой войны в мире насчитывалось примерно 350 тыс. автомобилей, а перед началом Второй мировой войны их стало уже 46 млн. Полумиллиардный рубеж был преодолен в 1987 г., а вскоре за этим число автомобилей возросло до 600, затем до 700 и наконец до 800 млн. Интересны здесь и примеры отдельных стран. Например, автомобильный парк Японии в 1950- 2005 гг. увеличился примерно в 380 раз! Теперь назовем страны, которые лидируют по размерам автомобильного парка (табл.

типов машин сильно затрудняет их классификацию. Это, так сказать, один полюс.

А на втором полюсе, как и можно было ожидать, находятся многие развивающиеся страны, где автопарк не дотягивает и до уровня 100 тыс. машин. Примером такого рода может служить хотя бы Эфиопия.

Теперь мы подошли едва ли не к самому важному вопросу сегодняшней лекции — об уровне автомобилизации. В какой- то мере об этом уровне можно судить и по тем показателям, которые мы уже рассмотрели — по длине и густоте автомобильных дорог, по размерам автопарка. Но наряду с ними существует и специальный показатель определения уровня автомобилизации населения, который измеряется числом индивидуальных (личных) легковых автомобилей, приходящихся на 1 тыс. жителей. Вы понимаете, что это один из очень важных показателей благосостояния населения, который все время растет. Но при этом разительные контрасты в этих уровнях все еще сохраняются.

Начнем, как обычно, со стран с высоким уровнем автомобилизации, которые показаны на рис. 78. Выходит, что в мире насчитывается 19 стран, в которых на 1000 жителей в среднем приходится 400 и более легковых автомобилей, и в том числе 11 стран, где этот показатель составляет 500 и более машин. Чтобы вы лучше представили себе значение приведенных чисел, добавлю, что в среднем в мире на 1000 жителей приходится 100 легковых машин. Что же касается лидирующей группы стран, то в нее, как и следовало ожидать, входят страны Западной Европы, США и Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия, т.е. ведущие постиндустриальные страны мира.

Тема 10. География отраслей мирового хозяйства. Транспорт (лекции 57-61) ~


Рис. 78. Страны мира с наиболее высоким уровнем автомобилизации

В принципе в качестве крупномасштабного примера для показа автомобилизации можно было бы выбрать любую из этих стран. И все-таки мы выберем США, которые занимают в данном случае первое место. (Иногда при оценке уровня автомобилизации учитывают не легковые автомобили, а все мо- тотранспортные средства. При этом варианте в США на 1000 жителей приходится 775 мототранспортных средств, а это также первое место в мире.) Доля автомобильного транспорта в пассажирообороте США превышает 4/5, а в грузообороте составляет 1/4.

средство, но и своеобразный символ положения в обществе. В зависимости от уровня их принято более или менее часто менять на все более престижные. Поэтому на въездах в любой американский город можно увидеть многоэтажные кладбища выброшенных автомобилей, и украшенные флажками станции по их продаже, где за передним стеклом указывается цена. Как мы уже говорили, благодаря автомобилю американцы — самая подвижная нация в мире. Здесь люди не боятся расстояний. На протяжении жизни американец в 13 раз чаще переезжает с места на место, чем житель другой страны. Очень высоким уровнем субурбанизации США тоже в первую очередь обязаны автомобилю.

Из других стран мира очень высок уровень автомобилизации у некоторых небольших государств, преимущественно нефтеэкспортирующих (в Брунее на 1000 жителей приходится 575 автомобилей, в Кувейте — 360), но не только — в Ливане этот показатель достигает 320, на Мальте — 495, а на Кипре — даже 745.

Что же касается другого полюса, то самые низкие в мире показатели уровня автомобилизации характерны для наименее развитых стран Азии и Африки. Например, в странах Западной и Центральной Африки на 1000 жителей в среднем приходится 1-2 легковых автомобиля. В печати можно встретить ссылку на то, что последнее место в этом рейтинге занимает Гвинея-Бисау, где на тысячу жителей приходится лишь одна автомашина. Но гораздо важнее сильное отставание автомобилизации в Китае и Индии, где из каждой тысячи жителей владеют автомобилем всего соответственно 23 и 12 человек. Но автомобилизация в этих странах развивается такими темпами, что эти цифры будут устаревать с каждым годом.

Замечу попутно, что для определения уровня автомобилизации используют и другой, возможно, еще более наглядный показатель — .количество людей, приходящихся в среднем на один легковой автомобиль. В США он меньше 2, в Германии, Франции, Великобритании, Канаде, Японии находится в пределах от 2-х до 3-х, в Бразилии составляет 8, в Китае — 65, а в Индии — 110 человек.

Тема 10. География отраслей мирового хозяйства. Транспорт (лекции 5 7-61)

города. Вторая теневая сторона, по своему не менее важная, — это дорожно-транспортные происшествия (ДТП), ставшие буквально бичом дорожного движения; о них мы тоже упоминали в теме 5, но в общемировом аспекте. А сейчас назовем отдельные страны. Согласно статистике в первую шестерку стран по числу ДТП (в которых были пострадавшие) в 2003 г. входили: США (I960 тыс.), Япония (950), Германия (355), Республика Корея (240), Великобритания (220) и Россия (204). Добавим, что число погибших из расчета на 100 тыс. жителей в Великобритании, Швеции, Норвегии и Нидерландах составляет 6-8 человек, во Франции и Испании — 14-15, в России — 20, а в Индии — 35 человек.

В заключительной части лекции остановимся на вопросе об автомобильном транспорте России. Поскольку с автомобилем каждый из нас в той или иной степени имеет дело почти ежедневно, рассмотрим его немного подробнее.

В целом по уровню развития автомобильного транспорта Россия пока еще заметно отстает от высокоразвитых стран Запада, хотя в последнее время она начала успешно преодолевать этот разрыв. Покажем это на фактах.

тересно также, что в 2010-2015 гг. намечено построить около 2 тыс. км, а до 2030 г. — 9 тыс. км платных автодорог.

В заключение вернемся к вопросу об уровне автомобилизации в России. Пока еще этот уровень (180 легковых автомобилей на 1000 жителей) более низкий, чем, скажем, в странах не только Западной, но и Восточной Европы. Но если учесть, что еще в 1985 г. этот показатель находился на уровне 44 автомашин, который был сравним с современным уровнем Марокко или Колумбии, то прогресс окажется неоспоримым. Однако отдельные субъекты РФ по уровню автомобилизации различаются очень сильно. По С.А. Тархову к десяти ведущим субъектам Федерации по этому показателю в 2002 г. относились Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Калининградская область, Краснодарский край, Самарская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский а.о., Камчатская и Сахалинская области. При этом в четырех из них (Московская, Калининградская, Камчатская области и Ханты-Мансийский а.о.) уровень автомобилизации уже превысил 200 легковых автомобилей на 1000 жителей. У нас всех перед глазами пример Москвы, где автомобилей всего вдвое меньше, чем жителей. Так что об автомобильных пробках все мы имеем очень хорошее представление. А показатель ниже 100 автомобилей на 1000 жителей сегодня имеют уже очень немногие субъекты Федерации. Это, например, Дагестан и Ингушетия, республики Марий-Эл и Мордовия, Архангельская область и Ненецкий а.о., Бурятия, Чукотка. О том, что по количеству ДТП Россия замыкает первую пятерку стран мира, вы уже знаете. Для борьбы с этим злом в начале 2008 г. была введена новая система наказаний за нарушения правил дорожного движения, которая привела к заметному уменьшению ДТП, и в особенности ДТП со смертельным исходом.

Контрольные вопросы Расскажите о протяженности и густоте автомобильных дорог мира. Охарактеризуйте автомобильный парк мира. Объясните понятие об автомобилизации и охарактеризуйте различия в ее уровнях. Дайте краткую характеристику автомобильного транспорта России.

Зародился в начале ХХ в., в конце столетия он стал одним из неотъемлемых признаков благосостояния и экономического развития. Автомобильный транспорт это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колёсного движителя. Развитие этого вида транспорта определяется величиной автопарка, протяжённостью и состоянием автодорожной сети, а также экономическими потребностями и возможностями в его работе. Не малую роль в настоящее время играет экологический фактор.

Недостатки автотранспорта: большая себестоимость; большая топливоэнергоёмкость и металлоемкость; низкая производительность единицы подвижного состава (130 – 150 тыс. т-км в год); наибольшая трудоёмкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя); загрязнение окружающей среды. К подвижному составу автомобильного транспорта относятся дорожные (специальные и транспортные (грузовые и пассажирские)) и внедорожные (колесные, гусеничные, на воздушной подушке, амфибии) автомобили. Производственный процесс автомобильного транспорта осуществляется подвижным составом предприятий общего пользования, ведомственным и частным. Автотранспорту присуща автономность движения одиночными автомобилями, а также автопоездами и автоотрядами по графику или без него.

В России общая протяжённость автодорог составляла более 1 млн. км, включая дороги с твердым покрытием (по данным 2010 г.), по сравнению с 2000 г их длина возросла на 12%. Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием составляла 786 тыс. км. Причём в подавляющем своем большинстве даже эти дороги не соответствовали общепринятым мировым стандартам. По протяжённости автомобильных дорог Россия занимает 10-е место в мире. В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд. тонн грузов. Его грузооборот в том же году составил 216 млрд. т-км.

По средней плотности автодорог Россия уступает не только высокоразвитым, но и большинству развивающихся стран. Плотность автодорожной сети составляет 59 км на 1000 км². По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием в РФ составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей.

Важнейшей автомобильной трассой является широтная цепь автодорог Беларусь – Урал – Байкал – Амур – Уссури. Проектируется строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Также огромное значение в развитии автомобильных дорог сыграют транспортные коридоры №2 и №9.

Основные перевозки грузов и пассажиров автотранспортом осуществляются в городах и их ближайшем окружении. Таким образом, средние расстояния перевозки составляют немногим более 20 км. Велик объём работы автотранспорта в карьерах, где большегрузные самосвалы используются для перевозки минерально-строительных материалов и пустой вскрышной породы.

В настоящее время в секторе грузовых перевозок действуют около полумиллиона хозяйствующих субъектов. Они являются владельцами 5,4 млн. транспортных средств. 44% грузовых автомобилей (2,9 млн.) находятся в индивидуальной собственности физических лиц. Примерно столько же сосредоточено в непрофильных отраслях экономики. Лишь немногим более 60 тыс. (12%) грузовых автомобилей – в отраслевых автотранспортных предприятиях.

Следствием такой ситуации является негативный эффект низкого масштаба производства. Это – ограниченное использование возможностей современной логистики, неразвитая инфраструктура и кустарные технологии основных транспортных процессов, снижение качества и безопасности перевозок в результате недостаточной подготовки операторов транспортного рынка, падения профессионализма персонала, технологической и правовой дисциплины субъектов грузовой автотранспортной деятельности.

Средний возраст российского автопарка на начало 2012 года составил чуть менее 12 лет. Самый старый автопарк сосредоточен на Дальнем Востоке. На Камчатке средний возраст эксплуатируемых легковых автомобилей составляет 19,5 лет. Также старый автопарк в Калининградской области – 18,5 лет. Основное наполнение парка на Дальнем Востоке и в Калининграде шло не за счёт продажи новых автомобилей, а за счёт ввоза подержанных иномарок, поэтому парки старше.

Самый молодой автопарк в Татарстане, где средний возраст легковушек 8,1 лет. На втором месте Пермский край – 8,6 лет, на третьем – Удмуртия – чуть более 9 лет. Автопарки Татарстана и Поволжья моложе, так как жители этих регионов активнее меняют российские автомобили на новые. Парк в Поволжье, например, на 2/3 состоит из отечественных автомобилей.

Москва оказалась на 4 месте, но средний возраст московского автопарка (9,1 года) вполне соответствует европейскому уровню. Санкт-Петербург занимает 14 место – там средний возраст автопарка 10,4 года. Средний возраст парков Москвы и Санкт-Петербурга снижается, потому что жители больше покупают новых иномарок.

Подводя итог, можно сказать, что основными проблемами автомобильного транспорта России являются низкая эффективность организации информационно-логистических цепочек, распределения грузов, загрузки транспорта и большая доля "чёрных" частных перевозчиков на рынке.

Читайте также: