Сообщение археологические памятники башкортостана

Обновлено: 05.07.2024

Республика Башкортостан – невообразимо увлекательное и интересное назначение для туризма. Республика с ее интересными местами запомнятся туристам на долгое время, благодаря обилию внушительных исторических и природных пространств, раскиданных по ее земле.

10 чудес Башкортостана

Предлагаем вам список из семи самых известных памятников природы и архитектуры Башкортостана. К сожалению, в этот список не вошли другие многочисленные и достойные достопримечательности республики Башкортостан. Если хотите с ними ознакомиться, то приглашаем посетить наш каталог достопримечательностей Башкортостана.

Стерлитамакские шиханы

Не все знают, что в Башкирии можно увидеть настоящие древние коралловые рифы, которые находились в прошлом на дне Пермского моря. Это удивительное место находится около города Стерлитамак и представляет собой несколько высоких холмов конусообразной формы. Их называют Стерлитамакскими шиханами.

Памятник Салавату Юлаеву

Самый известный памятник города Уфы – это, безусловно, памятник Салавату Юлаеву. Этот памятник даже изображен на гербе республики Башкортостан. Он стал визитной карточкой Уфы и Башкирии.

Автор памятника – известный монументалист и художник Сосланбек Тавасиев. Монументалист работал над ним на протяжении тридцати лет. Как пояснил сам автор скульптуры, в монументе он показал момент принятия Салаватом решения перейти на сторону Пугачева. Сидящий на коне Салават Юлаев показан со смелым и волевым лицом, правая рука с плетью поднята в призывном жесте. Словно он призывает своих соратников идти за Пугачевым.

Гора Янгантау

Гора Янгантау – одно из самых уникальных и известных мест республики Башкортостан. Высота горы Янгантау невелика – всего 504 метра над уровнем моря.

Пещера Шульган-таш (Капова)

Капова пещера (или Шульган-Таш) – одна из самых известных на Урале и одна из самых крупных карстовых полостей.

Широкую известность пещере придали открытые в ней в 1954 году зоологом А.В. Рюминым древние наскальные рисунки. Ученые датируют их эпохой палеолита. Возраст рисунков огромен – 14-14.5 тысяч лет. Количество рисунков – около двух сотен, но относительно хорошо сохранилось лишь около трех десятков. Размер рисунков на редкость велик – от 44 до 112 сантиметров. Почти все рисунки выполнены красной охрой, но есть и куда более редкие, выполненные углем. Древние люди изобразили на стенах пещеры мамонтов, лошадей, других животных, антропоморфные фигуры, а также более сложные для интерпретации знаки.

Гора Иремель

Иремель – одна из самых красивых вершин Уральских гор. Эта достопримечательность — вторая по высоте вершина Южного Урала (1582 метра). Для сравнения высота самой высокой горы Южного Урала – горы Ямантау – 1640 метров. То есть разница всего лишь в 58 метров.

Издавна Иремель почитали как священную вершину, на которой жили боги. В древности ходить сюда обычным, рядовым людям жившие здесь башкиры строго-настрого запрещали.

Мечеть-медресе Ляля Тюльпан в Уфе

Главное украшение – мечеть-медресе Ляля Тюльпан – воплощение смелой и нестандартной идеи архитекторов. Два минарета мечети представляют собой два стилизованных стебля тюльпанов, с красными бутонами.

Мечеть-медресе Ляля Тюльпан является одним из украшений Уфы современной эпохи. Сюда можно зайти и внутрь, посмотреть с балкона на богослужение. Главное – соблюдать тишину и не мешать верующим.

Красноусольские минеральные источники

Красноусольские минеральные источники – это множество естественных родников, протекающих на пойме и террасе речки Усолки по обоим берегам. В их минеральных водах содержатся соли радия, ионы лития, стронция, бария, йода, брома, аммония.

Озеро Аслыкуль

Аслыкуль (или Асылыкуль) — самое большое озеро Башкирии. Площадь озера достигает 23,5 квадратных километров.

Нугушское водохранилище

Нугушское водохранилище – одна из главных достопримечательностей Башкирии. Это место славится среди туристов своей неповторимой красотой. Летом сюда приезжают не только жители Башкирии, но и других уральских регионов.

По берегам водоема расположено множество турбаз, детских лагерей и баз отдыха. Неповторимую красоту водохранилищу придают окружающие его живописные горы и скалы, поросшие лесом.

Ирендыкский медведь

Культурный ландшафт каждого региона уникален и составляет одну из разновидностей не только природного, но и историко-культурного наследия. Он содержит богатую информацию об истории и культуре местных жителей, их старинных традициях и верованиях, историческом сознании, о межэтнических и межконфессиональных контактах обитателей.

Существующий в отечественной науке этнокультурный подход к анализу культурного ландшафта трактует его как культурную среду этнического сообщества, сформировавшуюся в определенных природно-географических условиях, взятую в ее целостности. Так, В.Н. Калуцков в качестве составных частей культурного ландшафта выделяет мифологию места, духовную культуру, местный фольклор, восприятие местным сообществом своих традиций и т.д.

Грабительский вкоп на площадке Кудашевского городища, известного как Кала-тау. Фото: Археологическая лаборатория БашГУ

Грабительский вкоп на площадке Кудашевского городища, известного как Кала-тау. Фото: Археологическая лаборатория БашГУ

Анализ архивных и библиографических данных, содержащих информацию по большинству археологических памятников Башкирии, показывает, что значительная часть легенд и верований, распространенных среди населения северо-запада Башкортостана, связанна с городищами. Среди башкир и татар они известны как Кала-тау (город-гора), Хан-тау (гора-хана), среди удмуртов как Каргуречь (городищенская гора), у марийцев это Ола-Курук (город-гора), Керемет , а у русских Чертово, Чудское, Чудково городища или просто Городок .

Карта распространения городищ северо-западного Башкортостана, известных населению как Кала-тау, Хан-тау (гора хана), Каргуречь, Ола-Курук, Керемет, Чертово, Чудское, Чудково городища или просто Городок.

Карта распространения городищ северо-западного Башкортостана, известных населению как Кала-тау, Хан-тау (гора хана), Каргуречь, Ола-Курук, Керемет, Чертово, Чудское, Чудково городища или просто Городок.

Картографирование позволяет выявить микрорайон наибольшей концентрации городищ, связанных с топонимом Калатау. В него входят такие объекты археологического наследия как Югамашевское 1,2,3, Шульгановское, Таулинское и Месягутовское городища. Все они расположены в пределах Прибельской увалисто-волнистой равнины, на высоких вытянутых возвышенностях с плоской, слегка выпуклой или волнистой вершинами и крутыми склонами пригодными для обустройства хорошо укрепленных поселений. Территориально указанный микрорайон расположен в восточной части Янаульского и западной части Татышлинского районов республики.

Югамашевское I городище (с. Югамаш, Янаульский район). Находится в 0,5 км от села, на вершине горы, называемой Кала-тау. Площадка городища имеет трапециевидную форму 160 на 65–90 м, укрепленную двумя валами и рвами с напольной стороны. Летом 2016 г. восточная часть памятника была разрушена строительными работами. Опрос местных жителей показал, что о памятнике им известно. Вершина горы периодически посещается жителями деревни как одно из примечательных мест.

Югамашевское II городище было ассоциировано Н.А. Мажитовым с названием Кала-тау. Описанный им памятник находится у подножья горы Югамаш, хотя во всех остальных случаях топоним Кала-тау носят городища, расположенные на вершинах. Оно укреплено 3 валами высотой от 2 до 4 м и рвами глубиной до 1 м. В процессе обследования в 2014 г. отрядом ИЭИ УНЦ РАН данный объект археологии обнаружить не удалось. В этой связи можно предположить,что археологическим памятником, носящим название Кала-тау, является Югамашевское III городище , описанное Н.В. Гундеровой и С.Р. Исмагиловым и расположенное северо-восточнее от д. Югамаш на отдельно стоящей одноименной горе, что подтверждается и сведениями, полученными от местного населения. Вокруг нее идет еле заметная, лесная дорога. Ввиду небольшого размера, отсутствием оборонительных сооружений, редкими находками обломков керамики и костей животных, а так же наличия вблизи еще 2 городищ, относящихся к тому же периоду, с учетом мнения исследователя Н.И. Шутовой, можно предположить, что памятник, выполнял функции убежища, временного поселения или культового объекта.

В ходе археологической разведки в 2014 г. отрядом ИЭИ УНЦ РАН на двух деревьях, стоящих на тропе, ведущей к городищу, были обнаружены повязанные платки, предположительно символизирующие некий вход на сакральную территорию. Также было выяснено, что среди местного населения имеется легенда, гласящая, что когда-то на вершине горы Югамаш в озере жили духи горы - селезень и утка (священная птица в финно-угорской мифологии). Обоих подстрелил охотник Резван (тюркское имя), однако никак не смог сварить, после чего выкинул. Вполне вероятно, что легенда является своего рода сюжетом о десакрализации тюркским населением финно-угорской святыни. Опрос жителей близлежащей д. Салихово показал, что им также известна легенда о г. Югамаш, но неизвестно о городище. На сегодняшний день гора Югамаш является одним из мест посещения молодежи ввиду своей примечательности в рельефе и хорошего обзора с вершины, об этом свидетельствуют несколько натоптанных троп ведущих к вершине горы.

Месягутовское и Таулинское городища. Опрос жителей деревень Месягутово и Тау, так же показал об их осведомленности о наличии археологического памятника на горе Кала-тау, однако иной информации предоставлено не было.

Опрос населения, направленный на выявление сакральных мест, связанных с археологическими памятниками показал, что люди среднего и пожилого возраста довольно равнодушно относится к судьбе археологических памятников, однако при этом знают о них больше, чем предполагалось археологами. Практически все городища были известны местным жителям, поскольку каждый из них не раз бывал на этих памятниках, интересовался результатами раскопок, а также хранил память об особенности данного места или же пытался найти артефакты в юности.

Данные о восприятии памятников археологии современным населением Башкирии весьма отрывочны, опубликованных исследований на эту тему практически нет. Сегодня городища, содержащие в топонимических названиях слова город и гора, географически привязаны и вписаны в историко-культурный ландшафт, они стали топографическими местами памяти и маркерами территорий. При описании местности они часто становятся отправными точками или ориентирами. Туристические, научные и культовые посещения памятников дополнительно концентрируют на них внимание общественности. Благодаря этому археологические объекты могут играть исключительную роль в оформлении восприятия национальной территории.

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Археологические памятники Республики Башкортостан

Пещера Шульган-Таш - памятник древнекаменного века

Уникальным памятником человека древнекаменного века является пещера Шульганташ (Капова) в Бурзянском районе в верховьях реки Белой. Уже сама эта пещера является вы­дающимся памятником природы. Она состоит из трех этажей.

Богатые природные условия, наличие сухих обширных и легкодоступных залов привлекли внимание первобытного человека, и он уже примерно в XIV—XI тысячелетиях до н. э. прочно освоил пещеру. На стенах некоторых залов верхнего и среднего этажей найдены различные рисунки красной ох­рой. Главные рисунки собраны на двух стенах зала верхнего этажа, где имеются изображения шести мамонтов, двух ло­шадей, носорога. Все животные переданы в реалистичной ма­нере и в движении идут влево. Новейшие исследования пока­зали, что рисунки выполнены в XII—X тысячелетиях до н. э. Любопытно, что при исследовании культурных отложений около рисунков обнаружены обломки каменного и глиняного сосудов, где хранилась краска. Химический анализ позволил установить, что в составе краски (охры) имелся животный клей. Рисунки фигур мамонтов, подобные шульганташским, обнаружены на стенах Игнатьевской пеще­ры близ г.Аша (Челябинская область).

Уральские рисунки древней живописи являются единст­венными в своем роде на территории Восточной Европы и Се­верной Азии. Аналоги им известны в Западной Европе (Франция, Испания), хотя по своим стилевым особенностям они образуют особую группу. Но все они, по единодушному мнению исследователей, имели религиозно-мифологическое значение и являлись объектами всеобщего поклонения.

Тогдашний человек очень мало знал об окружающем ми­ре, возникновении и развитии жизни на Земле, и его судьба полностью зависела от природы. В этой обстановке у него сло­жились представления о том, что вся жизнь на Земле управ­ляется богами и они покровительствуют людям, животным, лесам, ветрам и другим явлениям природы: от их желания за­висит успех любого дела человека. Чтобы задобрить богов-по­кровителей, в их честь приносили жертвы, исполняли раз­личные обрядовые песни, танцы. Не подлежит сомнению, что подобные магические действия совершались и перед рисунка­ми пещер Шульганташ и Игнатьевской.

Имеющиеся материалы позволяют утверждать, что рисунки в пещере Шульган-Таш оставались доступными населению Южного Урала всех последующих времен, вплоть до совре­менных, оказывая эффективное воздействие на воображение народов края. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники башкирского фольклора, где речь идет о царстве Шульгана, несметных богатствах и бесчисленных стадах жи­вотных на дне глубокого озера. Здесь не исключена прямая связь указанных сюжетов с озерами, рисунками, именем царя и названием пещеры.

Утка умоляет отпустить ее, пообещав в уплату табу­ны лошадей и стада животных.

Так прослеживается связь тысячелетий через памятники древнего искусства и устного народного творчества башкир.

Каждому этносу суждено пройти свой путь становления, преодолевать непростые времена или терпеть гонения. Но и без благополучия в той или иной степени никогда не обходится ни одна эпоха. История Башкортостана не исключение. Были на пути этого народа горе и радость, победы и поражения, слава и позор. О чем повествуют многочисленные эпосы, в которых рассказывается о батырах и прочих знаменательных личностях прошлого. Конечно, современная Башкирия - вполне успешная республика, входящая на правах автономии в состав Российской Федерации (Уральский экономический район). Но так было далеко не всегда. Памятники Республики Башкортостан "рассказывают" о ее многовековых традициях.

карта башкортостана

Историческая справка

Однако пришло время, и пора междоусобиц закончилась. С середины XVI века история Башкортостана потекла по другому руслу – население перешло в русское подданство, под опеку государя Ивана Грозного. С одной стороны, это дало возможность прекратить междоусобицы и относительно нормально развиваться. Однако на земли башкир стали активно переселяться другие народы, в том числе и татары, мари, чуваши, удмурты, мордва. Конечно, и непосредственно сами русские и украинцы, а также другие обитатели необъятной страны, тоже начали осваивать новую территорию.

Активно отметились башкиры на волне того самого бессмысленного и беспощадного российского бунта 1773–1775 гг. Это отразилось не только в богатейшем фольклоре, но и подарило своего национального героя – Салавата Юлаева, который считается одним из сподвижников предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачева.

В дальнейшем была Автономная Советская Башкирская Республика (с 1920 года). Она стала одним из важнейших промышленных центров (химическая и нефтехимическая отрасли) в СССР. С распадом последнего она плавно преобразовалась в Республику Башкортостан со своим Курултаем, т. е. двухпалатным парламентом, и президентом. Столицей является город Уфа, основанный еще в 1574 году на месте более древнего поселения коренного этноса. Карта Башкортостана включает в себя 54 административных района. В их числе 21 город и 4434 сельских населенных пункта. Численность населения превысила 4 млн человек, причем треть всех проживающих в Башкирии сосредоточена в Уфе и Уфимском районе.

Разнообразные памятники истории и культуры Башкортостана

Конечно, столь длительный и непростой путь становления не мог не отразиться на скульптурах и свидетельствах минувших эпох. На сегодняшний день в Башкортостане под государственной охраной находится порядка двух тысяч различного рода памятников архитектуры, искусства, культуры, археологии.

памятники истории и культуры башкортостана

Наиболее известные памятники Башкортостана (список):

  • Первая соборная мечеть.
  • Памятники Салавату Юлаеву и Александру Матросову.
  • Аксаковский народный дом.
  • Мавзолей (усыпальница) Бэндэбике.
  • Пещера Шульган-таш.
  • Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы.

Национальные парки и заповедники известны далеко за пределами республики и неизменно привлекают к себе новых посетителей.

Молчаливые памятники культуры Башкортостана, в которых отобразились те или иные процессы, проходящие внутри общества, часто могут рассказать намного больше, чем даже архивные документы. А их ценность неоспорима с любой точки зрения. В полной мере это касается и культовых сооружений, которые отображают дух этноса. Особенно это актуально для такого многоконфессионального и разнонационального объединения, которым является Республика Башкортостан.

культура башкортостана

Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы

Этот уфимский храм, строившийся в 1903-1909 гг., изначально представлял собой кирпичное здание с трехъярусной колокольней и одноглавым куполом из обитого железом дерева. Этой церкви было суждено пережить непростые послереволюционные годы, но в итоге она все же была закрыта, а помещение передано под авиационные мастерские. В дальнейшем там открыли кинотеатр, обезобразив помещение до неузнаваемости. Лишь уже на закате эпохи СССР, в 1991-м, храм вернули епархии. Реконструкция Рождество-Богородицкого собора затянулась на 15 лет, но зато здание небесно-голубого цвета с золотом куполов и красивейшей росписью стало наиболее вместительным православным храмом столицы республики.

Первая соборная мечеть

Культура Башкортостана несет в себе яркий отпечаток Востока. Пример тому – Первая соборная мечеть постройки 1830 года, которая изначально представляла собой каменное здание с одним минаретом. В дальнейшем оно несколько раз перестраивалось. Эта мечеть была одной из самых больших в дореволюционной России, а приход ее насчитывал почти тысячу человек. Кроме того, при ней действовало медресе и русско-башкирское двухклассное училище. На протяжении 30 лет (1960-1991 гг.) только эта мечеть не прекращала в Уфе свою деятельность.

природные памятники башкортостана

Мавзолей Бэндэбикэ

Исторические памятники Башкортостана включают в себя усыпальницу, в которой предположительно завершился земной путь великой женщины – Бэндэбике. Она, благодаря своей исключительной мудрости и разуму, сумела положить конец распрям между башкирами и казахами. Это здание выполнено в виде восьмигранника с куполом из кирпича двух цветов – основным является серый, а красным выполнен елочный орнамент.

Примечательно то, что Бэндэбикэ не была ханшей или правительницей. Она просто влиятельная мудрая женщина знатного рода, к советам которой прислушивались все вожди племен. Ее имя чтили не только башкиры, но и соседние народности, так как слава о ее мудрости была велика. О ней и ее муже сложено несколько легенд и сказаний.

Аксаковский народный дом

Памятники истории и культуры Башкортостана представлены также и одним из наиболее интересным с точки зрения архитектуры зданием, построенным в 1909-1920 гг. Как видно уже из самого названия, народный дом был посвящен памяти выдающегося литературного деятеля Сергея Тимофеевича Аксакова, а на проект постройки был даже объявлен конкурс по России. Деньги собирались по всей Уфе. Строительство велось более 10 лет, хотя итог того стоил – даже спустя почти столетие Аксаковский дом притягивает взгляды своей уникальной архитектурой. В ней сплелись несколько стилей: русский классицизм, барокко и восточноазиатский, с удлиненными оконными прорезями. Это здание вполне достойно олицетворять собой образ многонациональной Республики, в которой мирно сосуществуют как русские, так и башкиры. С конца 30-х годов здесь располагает театр оперы и балета, но главное, что несколько лет назад Аксаковский дом вновь обрел свое старое имя.

исторические памятники башкортостана

Сложно представить себе нацию, которая бы не чтила своих героев и не стремилась сохранить дорогие имена в веках. А батыров на территории современной РБ всегда было великое множество. Поэтому памятники истории и культуры Башкортостана – это и напоминание о национальных героях, забыть о которых не представляется возможным.

Салават Юлаев

Где еще располагаться его монументу, как не на самом высоком месте, словно оберегая жителей от всех напастей? Памятник Салавату Юлаеву – это не просто уникальная и самая большая конная статуя в РФ, но и национальное достояние, то, чем гордится Республика Башкортостан.

Три десятилетия понадобилось скульптору Сосланбеку Тавасиеву на то, чтобы воссоздать облик героя, который пошел против воли Екатерины Великой. И вместо того, чтобы воевать на стороне правительства, примкнул к бунтарю Пугачеву.

Отлитый из бронзированного чугуна, запечатлен Салават Юлаев в переломный момент принятия решения о переходе к Пугачеву. Он словно зовет идти за собой, тем самым молчаливо рассказывая новым поколениям жителей Башкортостана о силе человеческого духа и важности свободы выбора.

памятники республики башкортостан

Александр Матросов

Память о героях живет в народе. Именно таким запомнился миллионам Александр Матросов – 19-летний обычный солдат 2-го отдельного стрелкового батальона, холодным февральским днем заслонивший своим телом немецкий пулемет. По одной из версий, родом он был именно из Башкирии. Потому и установили в Уфе в 6-ю годовщину Победы бронзовый памятник, изобразивший Матросова в плащ-палатке с автоматом, на постаменте из розового мрамора – в назидание потомкам.

Памятник Нагому Михаилу Александровичу

Памятник основателю Уфы – это сравнительно молодой монумент. Он установлен всего 7 лет назад. Он изображает воеводу, которому и приписывают начало постройки города. На сегодняшний день находится монумент в поселке Восьмое Марта, на окраине столицы республики Башкортостан. Однако есть надежда, что со временем этот памятник займет свое место в одном ряду с прочими национальными героями.

Монумент Дружбы

Памятник героям Октябрьской революции и Гражданской войны

Трагизм любых военных действий внутри страны заключается в том, что друг против друга восстают не только вчерашние друзья, но и кровные родственники. Для России наиболее горестными стали в этом плане годы Гражданской войны и Великого Октября.

Уже почти 40 лет назад в Башкирии в память о народном героизме был установлен монумент, посвященный участникам этих событий. На пьедестале расположилось несколько фигур: красноармеец с ружьем, кузнец с молотом, обычный крестьянин, в руках которого вместо привычного сельскохозяйственного инструмента застыло ружье. Эти персонажи, которые призваны символизировать определенные группы населения, закрыли собой смертельно раненого немолодого солдата, словно дети закрывают отца. Тем самым подчеркивается единство народа в борьбе за свои права.

Особенность этого памятника заключается в том, что он посвящается всем воинам, которые погибли, принимая участие в многочисленных локальных конфликтах с 1951 по 2003 г. Монумент представляет собой бронзовую фигуру матери, которая закрывает руками лицо, словно глубоко скорбя о потере своих детей. Рядом расположены две стелы из черного гранита, на которых высечены имена павших.

памятники культуры башкортостана

В наследство от природы

Памятники истории и культуры Башкортостана не создавали бы такую целостную картину, если б их не дополняли дары Матери-Земли. Всего на территории республики насчитывается более полутора сотен разнообразных достопримечательностей природы.

Башкирский государственный природный заповедник

Уникальность этой зоны заключается в том, что она выразительно разделена на две половины: одна – в массиве Южного Крака, сложенного из тяжелых глубинных пород с большим содержанием металла, другая – Урал-Тау - состоит из более мягких. Заповедник – это уникальный природный комплекс, который славится не только невероятным смешением различных видов флоры, но и реликтами, сумевшими сохраниться здесь на протяжении тысячелетий.

памятники Башкортостана список

Его территория занимает порядка 82 тысяч гектаров, на которых можно отыскать различные виды редких животных и растений. Некоторые из них занесены в Красную книгу. Кроме того, здесь расположены и такие природные памятники Башкортостана, как карстовые мосты, Медвежья поляна, урочище Кутук-Сумган.

Природные памятники Башкортостана включают в себя охраняемую зону, расположенную в междуречье рек Белой и Юрюзани. Кроме редких видов растений, животных, птиц и рыб, она привлекает к себе пещерой Шульган-Таш (Капова пещера). Это археологический памятник мирового значения, который в свое время был стоянкой древних людей, о чем свидетельствуют сохранившиеся наскальные рисунки и орнаменты.

Современная Башкирия – совершенно очаровательный регион, сохранивший уникальную, реликтовую природу, разбавленную национальным колоритом. Это то место, которое невозможно не полюбить с первого же посещения, над ним не властно само время. Любителям природы рекомендуется поездить по республике и насладиться многочисленными красивыми местами, которыми изобилует карта Башкортостана.


Тайна тайн, древность древностей, в которых еще предстоит разобраться… Есть у нас и такое.

Памятников времен Золотой Орды на территории Южного Урала в первозданном виде описано немного. В числе хорошо сохранившихся – мавзолеи Хусейнбека и Турахана в 50 км от Уфы, избежавшие полного разрушения благодаря реконструкции, произведенной около ста лет назад.

Мавзолей Турахана

mausoleum_of_turahan.jpg


Мавзолей Турахана – мавзолей (кэшэнэ) XIV—XV веков в Чишминском районе республики. Находится он в 12 километрах на юго-запад от районного центра рядом с дорогой, ведущей от посёлка Чишмы в деревню Нижние Термы.

Надмогильный памятник построен из грубо обработанных камней. Основу его составляет прямоугольник размером 6,6х6 метров. На высоте 1,8 метра стены переходят в восьмигранную пирамиду и заканчиваются сводчатым куполом. У мавзолея есть небольшой прямоугольный пристрой, служивший входом. Толщина стен более метра, а высота до купола — восемь метров.

Мавзолей Турахана — настоящий кладезь тайн и домыслов. Часть историков склоняются к тому, что мавзолей был возведен в 11-12 веках. Об этом гласит даже табличка на входе в кешенэ, но это еще требует научного подтверждения. Ну, а кем был сам Турахан, остается только догадываться.

Никаких документальных сведений о Турахане (Турухане) история не сохранила. Всё, что о нём рассказывают, не основано на исторических источниках. Некоторые считают, что это был чингизид (прямой потомок Чингисхана), который кочевал по Иртышу. Из-за распрей с родственниками он покинул Западную Сибирь и пришел в башкирские земли. Стоит заметить, что в те далекие времена башкиры селились гораздо шире, и в районе нынешнего Тобольска тоже кочевали представители этого народа.

Мнения сходятся лишь в том, что убит был Турахан во время междоусобных войн, коих в те времена было немало.

Добраться до мавзолея Турахана очень просто: от Чишмов к деревням Верхние и Нижние Термы идет асфальтовая дорога. Мавзолей находится в 100 метрах от дороги, на холме, добраться до него можно зимой и летом.

Мавзолей Хусейнбека

mavzolej-husejnbeka.jpg


Этот памятник древнейшей истории расположен в каких-то 50 километрах от Уфы, в Чишминском районе. Он находится недалеко от станции Чишмы на старом мусульманском кладбище Акзират. Квадратное строение из крупных тесаных глыб известняка, увенчанное сферическим куполом, называется мавзолей Хусейнбека и сохранилось со времен средневековья.

Одно из преданий гласит, что камень для надгробия прислал бухарский хан Темир-Ленг на двенадцати волах. Рядом с захоронением Хусейнбека – еще несколько могил.

Традиционно распространение ислама на обширной территории Южного Приуралья, заселенного кыпчакоязычными племенами башкир, связывается с именем хана Золотой орды Узбеком. Он в 1312 году, узурпировав власть в орде, придал исламу, как сейчас бы мы выразились, статус государственной религии. Предположительно, Хусейнбек был посланником этого золотоордынского хана для пропаганды ислама в пределах Волжской Булгарии.

Кого похоронили вместе с миссионером?

Археологические исследования выявили девять погребений. В трех простых могильных ямах были похоронены взрослые люди: сам Хусейнбек, женщина и мужчина. Все остальные погребения детские. .

Погребенные лежали на спине в гробах-табутах головами строго на запад. Лица, по мусульманскому обряду, были повернуты в сторону Мекки. Вокруг могилы Хусейнбека, располагавшейся в центре усыпальницы напротив входа, археологи обнаружили следы оградки овальной формы, сложенной из каменных плиток без раствора.

Над могилой женщины были обнаружены фрагменты ступенчатого гипсового надгробия, уложенного по всей длине могилы. Погребение женщины, отмеченное столь сложным, оригинальным надгробием, свидетельствует, вероятно, о ее высоком социальном статусе.

Неизвестно, почему этих людей похоронили с миссионером. Наверняка их погребли здесь позже. Во всяком случае, мавзолей похож на семейно-родовую усыпальницу. Возможно, они состояли в родственной связи с Хусейнбеком. Но об этом могут сказать только генетики.

Надпись на могильном камне позволяет установить лишь дату смерти Хусейнбека — 1339 год и узнать некоторые обстоятельства его биографии — хаджи, сын Омарбека, родом из Туркестана.

Кто же ты, Хусейнбек? Неужели неумолимый бег времени отнял у нас возможность вглядеться в твое лицо? Нет, мы даже знаем, как он выглядел. Потому что хорошо сохранился череп Хусейнбека, и лицо было восстановлено по методу Герасимова.

Возраст — в пределах 25-30 лет. Высокий лоб. Изящная, средних размеров нижняя челюсть. Обращает на себя внимание среднеазиатский тип лица, характерный для большей части таджиков и узбеков. К сожалению, никаких остатков волос в погребении не сохранилось, что лишает нас возможности воспроизвести прическу мусульманского миссионера. Традиционно мусульмане бреют голову.

Рост средний, в пределах 160 сантиметров. Скелет обычного нормального человека среднего роста, без видимых старческих изменений.

Кстати, это первый восстановленный портрет исторического лица в Башкортостане.

Читайте также: