События российской истории в литературе брянщины сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Каменный век

Первые люди появились на Брянщине примерно 100–120 тысяч лет назад, во времена межледниковья и потепления климата. Древнейшие стоянки, относящиеся к эпохе среднего и позднего палеолита, обнаружили в XX веке на территории Брянской области советские археологи.
Во времена позднего палеолита (40–10 т/л назад) и последнего оледенения Брянская земля представляла собой тундру. Климат стоял суровый, и древние охотники строили жилища из шкур и костей мамонтов. Считается, что в это время обитатели края научились добывать огонь.
Таяние ледника 12 тысяч лет назад привело к очередному изменению ландшафта. Животные ледникового периода вымерли либо ушли дальше на север. Мигрировали и племена диких охотников. В целом для населения Брянщины эпохи палеолита были характерны монголоидные черты.
Брянская земля оставалась территорией охотников и рыболовов вплоть до конца 3 тысячелетия до н. э.: дремучие леса и неплодородные почвы делали ее непригодной для земледелия и скотоводства.
Переселение с юга индоевропейских народов положило конец каменному веку в этих краях. Индоевропейцы принесли в брянские леса медь и бронзу, навыки скотоводства, а также культуру возделывания земли, что стало возможным благодаря изделиям из металла.
Земли современной Брянской области заселили балтские индоевропейские племена. Они соседствовали с финно-угорскими племенами, подвергались влиянию иранских и тюркских народов.

Древние славяне

Феодальная раздробленность, монголы и Литва

Пограничный характер брянских земель сделал их перекрестком интересов и связующим звеном для окружающих удельных княжеств, число которых быстро увеличивалось в период феодального дробления. В XII–XIII веках Брянщина принадлежала одному из самых крупных владений XI–XIII веков – Черниговскому княжеству, включавшему в себя Новгород-Северский, Путивль, Трубчевск, Курск, Козельск и другие города.
От тяжелых последствий татаро-монгольского нашествия в конце 30 – начале 40-х гг. XIII века брянский край уберегли непроходимые леса. Сюда устремилось население из разоренных северо-восточных и южных регионов Руси. Все это привело к успешному экономическому развитию края во второй половине XIII века.
После разгрома монголо-татарами Чернигова был перенесен в Брянск княжеский стол, и образовалось самостоятельное Брянское княжество. Его процветанию способствовала успешная политика князя Романа Михайловича (1246–1288). Князь наладил отношения с Золотой Ордой, что спасло брянский край от набегов. Брак дочери Романа с волынским князем Владимиром в 1263 году также укрепил политическое влияние Брянска. В 1288 году сюда была перевезена из Киева чудотворная икона Богоматери и основан Свенский монастырь.
Междоусобицы первой половины XIV века между смоленскими и черниговскими князьями за владение Брянском привели к захвату города в 1310 году татарами, а в 1356 – литовским князем Ольгердом. Тогда же Ольгерд захватил и Трубчевск, отдав его в удельное владение своему сыну Дмитрию, ставшему родоначальником князей Трубецких. Брянцы под предводительством князя Дмитрия Ольгердовича приняли участие в Куликовской битве в 1380 году вместе с московскими и литовскими войсками.
До XVI века Брянщина входила в состав Великого княжества Литовского. Этот период связан с началом формирования трех восточнославянских народов: русских, белорусов и украинцев. Брянская земля в силу своего пограничного расположения становится связующим звеном между Юго-Западной и Северо-Восточной Русью.

Между Московским государством и Речью Посполитой

XVIII-XIX век

XX век и современность

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Брянщина литературная. Урок-лекция.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Брянщина литературная. Урок-лекция.

Брянщина литературная. Урок-лекция.

Цели и задачи: Сформировать представления о связи Брянщины с литературой; Рас.

Цели и задачи: Сформировать представления о связи Брянщины с литературой; Рассказать о брянских поэтах и писателях; Формировать интерес к изучению культуры родного края;

Моя малая Родина. Есть, возможно, уголок красивей. Есть богаче, шире есть кра.

Моя малая Родина. Есть, возможно, уголок красивей. Есть богаче, шире есть края. Только мне из всей моей России Ближе к сердцу Брянщина моя. И.Швец

Таблица. Родились на Брянщине. Бывали на Брянщине. Упоминание о Брянщине в ли.

Таблица. Родились на Брянщине.Бывали на Брянщине.Упоминание о Брянщине в литературе. 1.Ф.И.Тютчев 2.А.К.Толстой 3.Г.С.Винский 4.А.Погорель-ский. 5.Н.А.Вормс и другие. 1Л.Н.Толстой. 2.И.А.Крылов. 3.Я.П.Полонский 4.А.А.Фет. 5. .К Г.Паустов-ский. 6Н.И.Рыленков.1Древнерус-ская литература 2Рассказы К.Г. Паустовского 3Воспоминания поэтов.

Вступление. Брянщина- небольшая клеточка огромного организма нашей Родины.Ско.

Вступление. Брянщина- небольшая клеточка огромного организма нашей Родины.Сколько имён подарила она! Сегодня мы поговорим о певцах родной земли. Прославили нашу родину выдающиеся поэты 19 века Ф.И.Тютчев и А.К.Толстой. Уроженцами края были известные в своё время Брусилов Н.П., Вормс Н.А., Жемчужников А.М., Радонежская Р.В., Карпов Е.П. С Брянской землёй связано творчество Н.С.Лескова, А.Погорельского, П.Проскурина и др.

Федор Иванович Тютчев. «О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество выдаю- щегося писателя, по.

А.Погорельский-писатель и воспитатель А.К.Толстого. С Почепом и Красным Рогом.

Козьма Прутков. Алексей Константинович Толстой в содружестве с братьями Жемчу.

Козьма Прутков. Алексей Константинович Толстой в содружестве с братьями Жемчужниковыми создали образ Козьмы Пруткова. Они же являются авторами сочинений Пруткова.

Плоды раздумий. Что имеем- не храним, потерявши- плачем. Отыщи всему начало.

Плоды раздумий. Что имеем- не храним, потерявши- плачем. Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь. Память человека есть лист белой бумаги: иногда напишется хорошо, а иногда дурно. Не растравляй раны ближнего, страждущему предлагай бальзам. Копая другому яму, сам в неё попадёшь.

Забытые имена. Брусилов Николай Петрович (1782-1849) с.Скуратово,Трубчевского.

Забытые имена. Брусилов Николай Петрович (1782-1849) с.Скуратово,Трубчевского уезда. Жемчужников Алексей Михайлович (1821-1908) г.Почеп. Радонежская Раиса Витальевна (1850-1884) с.Радутино Трубчевского уезда. Карпов Евтихий Павлович (1857-1926) г.Карачев. Добрынин Гавриил Иванович (1752-18 ) с.Радогощь Комаричского уезда. Винский Григорий Степанович (1752-1819) г.Почеп. Вормс Николай Александрович 1845-1870) г.Севск.

К.Г.Паустовский. Много разных стран проехал Паустовский, а Россию исколесил п.

К.Г.Паустовский. Много разных стран проехал Паустовский, а Россию исколесил почти всю.Был он и в Брянске. Покровская гора-одно из его мест. Здесь, на её вершине, до сих пор можно увидеть одноэтажный каменный дом, на котором прикреплена памятная доска, сообщающая о том, что в нем провёл свои отроческие годы К.Г.Паустовский.

Современная поэзия. Илья Швец. Илья Андреевич Швец родился в 1917г. в с.Белый.

Об авторе. Презентацию подготовила Пуненкова Наталья Евгеньевна, учитель русс.

Об авторе. Презентацию подготовила Пуненкова Наталья Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ с. Лутна Клетнянского района, Брянской области.


Данная программа составлена для курса внеурочной деятельности по литературе для 7 класса. Рассчитана на 1 полугодие 1 час в неделю.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 1

Принята на заседании МО учителей

русского языка и литературы

Протокол № 1 от августа 2018

Рук. ШМО: __________________

СОГЛАСОВАНО

замдиректора по УВР

по внеурочной деятельности

Авдеева Валентина Николаевна,

учитель первой категории

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Трубчевская СОШ №1.

Учебник: Литературная Брянщина: учебник – хрестоматия для 7 класса. Авторы – составители: О.В.Вороничева, Е.Э.Горяинова, Л.Л.Семенищенкова. – Брянск: Курсив, 2008.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости….Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. В последнее время дети стали читать совсем мало, поэтому необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.

Основные цели и задачи курса

-воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю;

-пробудить интерес к родной культуре;

-сформировать их представления о месте Брянского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;

-расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Брянского края;

-помочь школьникам осознать себя частью жизни родного края;

- развивать практические навыки исследовательской работы учащихся с литературно-краеведческим материалом.

Общая характеристика курса

Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к Отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь, познать литературу и тех, кто её создает.

Курс литературного краеведения основывается на образовательно-воспитательных и познавательных принципах. Объектом изучения этого курса служат произведения, созданные писателями и поэтами, которые тесно связаны с нашей Брянской землёй. Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала. Особое место этот курс занимает в нравственном, патриотическом и экологическом воспитании. Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью. Этот курс - стремление приоткрыть малоизвестные страницы нашего культурного прошлого и настоящего, ещё раз напомнить о роли Брянской земли в творчестве выдающихся писателей, обратиться к современной брянской прозе и поэзии конца 20 - начала 21 веков.

Место предмета в учебном плане

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей жителей Брянщины; воспитание чувства ответственности и долга перед родным краем;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; к истории, культуре, религии, традициям, языку Брянского края;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослы ми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Содержание курса внеурочной деятельности

Поэзия Ю.И.Кравцова. Природа и жизнь села в лирике Ю.И.Кравцова. – 0,5 ч (с.184-191)

Певец природы – Ф.И.Тютчев – 0,5 ч (с.5-13)

К.Г.Паустовский и Брянский край – 0,5 ч (с.13-30)

Времена года в лирике брянских поэтов. – 0,5 ч (с.30-42)

Природа и человек в поэзии и прозе П.Л.Проскурина. – 0,5 ч (с.42-52)

Философские темы в лирике В.Е.Сорочкина. – 0,5 ч (с.72-76)

Человек и окружающий его мир в прозаических миниатюрах А.Т.Нестика. – 0,5 ч (с. 76-80)

Тема Родины в творчестве Н.М.Грибачева, И.А.Швеца, В.С.Козырева, Н.Н.Денисова. – 0,5 ч (с.19-24)

Тема Родины в творчестве А.К.Якушенко, М.М.Атаманенко, К.В.Асеева, И.В.Пенюковой, А.Е.Екимцева. – 0,5 ч (с.25-31)

Тематическое планирование

Название раздела, темы

Дата по плану

Легенда о Вщиже. История Свенского Свято-Успенского мужского православного монастыря в произведениях брянских авторов.

Образ Романа Брянского в творчестве брянских писателей.

Александр Пересвет – герой литературы Брянщины.

Певец природы – Ф.И.Тютчев. К.Г.Паустовский и Брянский край.

Времена года в лирике брянских поэтов.

Природа и человек в поэзии и прозе П.Л.Проскурина.

Философская лирика Ф.И.Тютчева.

Мотив времени в произведениях М.В.Денисовой.

Философские темы в лирике В.Е.Сорочкина.

Человек и окружающий его мир в прозаических миниатюрах А.Т.Нестика.

ВОв в произведениях поэтов-фронтовиков брянского края и поэтов послевоенного поколения.

ВОв в творчестве современных поэтов.

Военная проза брянских писателей. Н.М.Грибачев.

Военная тема в творчестве В.Д.Динабургского.

Тема Родины в творчестве Н.М.Грибачева, И.А.Швеца, В.С.Козырева,Н.Н.Денисова, А.К.Якушенко и др.

Учебная и научная литература

А.К. Толстой и русская культура: материалы межгосударственной научно-практической конференции. – Брянск, 2008.

Брянщина литературная: с XVIII века до наших дней: учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений / под общей редакцией А.В. Шаравина. – Брянск: Курсив, 2008.

Бялосинская Н. Песни и частушки брянских партизан // Край родной: творчество брянских авторов. – Брянск: Брянский рабочий, 1949. – С. 113–120.

Захарова В.Д. Краснорогская усадьба Алексея Константиновича Толстого. – Брянск, 2005.

Иванов Ю.П. Под сенью Тютчева и Толстого. – Брянск: БГУ, 2001.

Парыгин В.П. Из глубины веков. – Брянск: Придесенье, 1993.

Парыгин В. О писателях-фронтовиках // Десна. – 1995. – № 1. – С. 44–51.

Парыгин В. Союз литераторов Брянщины — преемник литературных традиций края // Десна. – 1994. –№ 1. – С. 63–66.

Парыгинские чтения: материалы 1–4 литературно-краеведческих конференций. – Брянск , 2001–2009.

Писатели брянского края / отв. ред. О.Я. Самочатова. – Брянск: Брянский рабочий, 1963.

50 стихотворений Ф. Тютчева с комментариями: Хрестоматия для словесника. Сост. В.П. Погорельцев. – Брянск: Изд-вл БГПУ, 1995.

Погорельцев В.Ф. Личность Тютчева // Тютчевские чтения на Брянщине: материалы I–V чтений / Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева. – Брянск: БГПУ, 2001.– С. 81–84.

Погорельцев В.Ф. Психология творчества Ф.И. Тютчева. – Брянск: Изд-во БГУ, 2009.

Семенищенкова Л.Л. Литературная Брянщина на рубеже веков. // Брянские писатели – 2008: антология. – Брянск, 2008. – С. 334–378.


-75%

Начало государственности на Брянщине восходит к концу X века, когда киевский князь Владимир с целью подчинения себе племен вятичей “нача ставити городы по Десне и по Востри, и по Трубежеви и по Суле, и по Стугне”. В 985 г. был заложен город — крепость Брянск, который также играл роль центра распространения христианства (первоначальная религия вятичей — культ Перуна, бога молний). Местные старейшины многие десятилетия упорно сопротивлялись власти киевских князей и введению христианства. Одним из них, по версии историков, был полулегендарный Соловей — разбойник, действовавший в Брянских лесах.

Первоначальное место заложения города Брянска длительное время оставалось неизвестным. Лишь в конце 20 века археологи обратили внимание на старинное название одного из поселков, ныне входящих в состав Брянска — Городище. Невдалеке от него, на кургане, именуемым в народе Чашиным, и были найдены остатки самого первого городского поселения.

Чашин курган это как бы естественная крепость на крутом берегу Десны, огражденная с двух сторон склонами глубоких оврагов, а с третьей — лесом. Поселение было обнесено деревянным частоколом. До наших дней сохранился кольцевой земляной вал и ров, отделявший городище от леса.

Крепость занимала стратегически важный пункт на слиянии рек Десны и Болвы. С ее стен местность просматривалась на многие километры вокруг. С реки же поселение было незаметным, как бы скрывалось в густых прибрежных дебрях. Видимо, от этого и пошло название города — Дебрянск, Брынь, Брянск.

В конце ХI века территория, на которой расположен Брянск, отходит к Черниговскому княжеству, а в 1147 году его завоевывает изгнанный из Киева князь Святослав Ольгович. После этого Брянск целое столетие не упоминался в летописях.

Татаро — монгольское нашествие не затронуло Брянска. Полчища врагов не решились углубиться в чащобу Брянского леса. После разгрома татарами Чернигова и смерти Черниговского князя Михаила, его сын, князь Роман переехал в Брянск и основал в нем княжеский престол.

Князь Роман Брянский был храбрым воином, хитрым политиком и дипломатом. Он сумел не только защитить свои земли от татарского и литовского нашествия, но и расширить их границы. В конце XIII века оно было одним из самых сильных на Руси. Окружающие города — Чернигов, Новгород — Северский, Смоленск, Курск, Москва, Владимир — были разграблены, а Брянск процветал. Развивались ремесло и торговля. Из окрестных городов в Брянск шли крестьяне, ремесленники, бояре, воины и княжеские слуги.

После того, как в Брянск переехал черниговский епископ, Брянское княжество стало религиозным центром юго — западной Руси. В 1288г. князь Роман основал в Брянске Свенский монастырь. Как повествует легенда, этот монастырь заложен на месте чудесного прозрения князя Романа, свершенного иконой Божией Матери из Киево — Печерского монастыря.

Усиление Брянского княжества беспокоило Золотую орду, и в 90-х годах XIII века князь Роман был обманным путем убит. Наследники князя погрязли в междоусобицах, и в начале XIV века Брянск был разорен татарами, а затем попал под власть великого княжества Литовского. Лишь в 1500 году Брянск был возвращен России, и его жители присягнули на верность Москве.

С этого времени Брянск становится основным оплотом Московского царства на южном западе страны. Тогда же, в начале XVI века образуется Брянский уезд.

Во времена Петра I были написаны ряд указов, способствующих развитию торговли и промышленности в городе. Большую роль приобрела ярмарка, один из наибольших в России. Кроме того, за время правления Петра I была построена корабельная верфь, которая могла обеспечивать строительство кораблей для защиты границ Российской Империи.

В 1783 году по приказу Екатерины ІІ в городе начинают строительство Брянского арсенала. Пушки, изготовленные здесь, сыграли позже большую роль в войне с Наполеоном. Кроме того, в городе развивались канатопрядильная, кирпичная, табачная, лесопильная промышленности. В это время в городе проживало около 13 тыс. жителей.

В 1778 году Брянск становится городом Орловской губернии со своим гербом.
Строительство железной дороги Орловск-Витебск, проходящей через Брянск, в 1868 способствовало развитию торговли и промышленноссти города.

После Гражданской Войны в России Брянск ненадолго становится центром нового территориального образования — Брянской Губернии (1921—1929). Позже входит к состав Западной, а затем Орловской области.

В Советский период город становится важным промышленным центром страны. В 1931 году началось строительство Брянской ГЭС.

Боевые действия и оккупация города (1941—1943) привели к страшным разрушениям города. После войны восстановление города начали с машиностроительного завода, который в 1946 году уже выпустил свой первый паровоз.

В 1944 году Брянск становится областным центром.

Брянск занимает очень выгодное транспортно-географическое положение. Город расположен на кратчайшем пути из Украины и Западной Европы к Москве, а также Кубани и Кавказу и Санкт-Петербургу.

Читайте также: