Снегурочка в живописи сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Давайте взглянем на русское (а также более свежее российское) изобразительное искусство.

Хотя Снегурочка в том или ином виде фигурировала в русских народных сказках, настоящее ее вхождение в массовую русскую культуру состоялось в 1873 году, когда драматург Островский написал пьесу "Снегурочка" (переработав "дикие" сказки Афанасьева). Пьеса не особо понравилась, но в 1883 году Римский-Корсаков сочинил на основе пьесы оперу, и понеслось! (Оперы в 19 веке вообще были методом гигантского пиара). В той опере Снегурочка была еще, кстати, не внучкой, а дочкой.

Cнегурочка Васнецова - именно "оперная". Он много работал над оформлением оперы. Ранее была его картина маслом. А вот его рисунок костюма героини. Не особо привычно нам.

Николай Рерих в 1921 году рисовал тоже именно персонажа оперы -- Снегурочку, а также ее возлюбленного по имени Лель, который придуман на основе славянского фольклора, но скоро исчезнет из коллективной памяти. Так что привожу его для общего развития, однако для нашей темы эти персонажи оперы не очень интересны.

Кому интересно, поищите на ютубе "Снегурочку" Римского-Корсакова (около 3 часов в общей сложности).

Зворыкин был художником-иллюстратором, который находился в сильной зависимости от Ивана Билибина. Его самостоятельные работы, тем не менее, демонстрируют, что этот стиль был для него достаточно органичен. Данная иллюстрация была создана в тот момент, когда он уже был в эмиграции -- а персонаж для нас вполне узнаваем. Его персонаж, тоже очевидно был основан на оперных образах, эскизы которых делали ранее Врубель, Коровин и другие авторы.

3) Анатолий Арапов

Кстати, помимо Римского-Корсакова, музыку на пьесу Островского написал П.И. Чайковский (в 1873 году). К этой постановке тоже есть иллюстрации костюмов. (Где-то в этот период визуально начинает зарождаться столь знакомый нам комический дуэт деда и внучки).

Анатолий Арапов. Эскиз костюмов. Мороз и Снегурочка. Первое действие. "Снегурочка" (На конкурс МОССХа.) 1944-45

Знаменитый передвижник тоже оставил иллюстрации к пьесе-сказке Островского. Они изображают тающую Снегурочку, пугающий драматический момент.

5) Снегурочка из мультфильма 1952 года

Художники-постановщики Лев Мильчин, Виктор Никитин Надежда Строганова

В 1952 году был выпущен мультфильм по опере Римского-Корсакова.
Очевидно, образы Снегурочки из него легли в основу того имиджа, который мы имеем сейчас.

Художник-постановщик Владимир Соболев

То, как развивался образ Снегурочки далее, и какими источниками подпитывался, требует отдельного искусствоведческого исследования (с привлечением палехских шкатулок и почтовых открыток). Думаю, что этот популярный мультфильм был одной из вех. Обратите внимание, что он явно знаменует достаточно раннюю стадию -- Снегурочка еще маленького роста, совсем девочка.

Ко времени распада СССР веселая разнополая пара -- это канон.

7) Современность: место вакантно

В новейшее время появилось много секси-снегурочек, созданных под явным влиянием тлетворного Запада -- и их секси миссис Санта-Клаус (обратите внимание, что там у деда с подарками не внучка, а жена). Отличить их просто -- костюмчик не синий, а красный, на голове не кокошник, а колпак. Не ведитесь! Традиция подобных открыточек в США появилась крайне рано, еще в 1940-50-е.

Правда, некоторым художникам хватает ума заменить колористическую гамму. Подобных фальшивых внучек (американских жен) тогда можно определить по губкам бантиком и прочей традиционной мимике стиля пинап типа коротких юбок.

Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.
Ни в какой другой новогодней мифологии, кроме российской, нет женского персонажа. В японском фольклоре существует снежная женщина - Юки-Онна, но это другой типаж - демонический персонаж,олицетворяющий снежную бурю.
Жизнь Снегурочки окутана тайнами и легендами. Не очень понятно даже,откуда взялась эта юная спутница Деда Мороза. В русских народных сказках Снегурочка никак не связана с ним.По одним данным, ее родила Большая Ель.Девушка внезапно появилась из под пушистой еловой ветки,по
другим-она дочь Весны Красны и Мороза,а возможно её вылепили из снега бездетные старики Иван да Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли.
Снегурочка полюбилась многим и вскоре стала постоянной спутницей Деда Мороза. Только вот их родственные связи со временем претерпели некоторые изменения – из дочки она превратилась во внучку, но своего очарования не потеряла.
Привычный нам внешний вид Снегурочки возник благодаря трем великим художникам:
В.М. Васнецову,М.А. Врубелю и Н.К. Рериху.
Все сказки о Снегурочке собрал, записал и изучил собиратель фольклора А. Н. Афанасьев. Его
книга вдохновила писателя А. Н. Островского, который в 1873 году написал известную пьесу "Снегурочка".Однако пьеса успеха у тогдашней публики не имела и была забыта на десятилетие, до тех пор, пока её не взял под своё крыло всемирно известный меценат Савва Иванович Мамонтов, который решил её заново поставить на сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера пьесы состоялась под Рождество, 6 января 1882 года. Примечательно то, что эскизы костюмов для пьесы подготовил Виктор Михайлович Васнецов.Лунная зимняя ночь. Мерцают звёзды. На белоснежной поляне темного холодного леса,в расписной парчовой шубе и шапке,стоит растерянная девушка – дочка Весны-Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей.

Эта работа стала одной из самых узнаваемых картин художника. В 1881 году московский меценат
Савва Мамонтов решил поставить на домашней сцене пьесу Островского "Снегурочка". Он предложил Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Чудным образом переплетались в пьесе Островского сказочные персонажи и люди, жившие на Руси в незапамятные времена, поклонявшиеся богу Яриле. Васнецов, следуя за автором, создал изумительную галерею образов древнего русского народа. Спустя полвека, художник Грабарь скажет: " Рисунки к Снегурочке",в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то,что целых полстолетия отделяет их от наших дней". Картина была закончена в 1899 г.Моделью для Снегурочки выступила дочь Мамонтова Сашенька. Художнику понравилась умная и шустрая девочка Саша, которая больше всего любила с ветерком кататься на санях.
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее
Михаил Александрович Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки на декоративном панно в доме А.В. Морозова.

Такой дошла до нас снегурочка Врубеля, которую писал он со своей жены - Н.И.Забелы-Врубель, исполнявшей партию Снегурочки в одноименной опере Римского-Корсакова..

Надежда Ивановна оставалась для Врубеля манящей загадкой,"Незнакомкой", воплощением той ускользающей тайны, которая всегда чудилась ему и в природе, и в музыке, и в состояниях человеческой души.
Картина так же находится в Государственной Третьяковской галерее
Чуть позднее, в 1912 году, Н.К. Рерих написал свое собственное видение Снегурочки при работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.Но далеко не все замыслы художнику удалось успешно осуществить.Случалось,что в отсутствие Рериха эскизы попадали в руки безответственных ремесленников,искажавших его замысел.Николая Константиновича Рериха
весенняя сказка Островского и Римского-Корсакова пленила ещё в юные годы и, по признанию самого художника, была ему очень близка.

На темы полюбившейся сказки им были написаны также отдельные картины, а на страницах дневников и очерков художника мы не раз встретим глубокие размышления, вызванные образами "Снегурочки".
Рисунки находятся в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга
Тема Снегурочки очень популярна и у современных художников,хранителей старинных ремесел

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 43

Реферативно - исследовательская работа:

учеником 4А класса

Глава 1. Кто такая Снегурочка? стр.5

Глава 2. Происхождение Снегурочки. стр.5

Глава 3. Образ Снегурочки в разных видах искусства: стр. 5

а) в литературе стр.6

б) в музыке стр.7

в) в живописи стр.8

г) современный облик Снегурочки. стр.9

Список литературы стр.10

На одном из занятий в музыкальной школе преподаватель музыки познакомил нас с арией Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова.
Я был удивлен тем, что кроме известной с детских лет зимней сказки о снежной девочке, существует еще и музыкальная сказка. Мне стало интересно: как появилась Снегурочка, существуют ли другие произведения искусства об этой героине?

Актуальность.

Проблема исследования – установить, как появилась Снегурочка и в каких видах искусства она встречается.

Объект исследования – Снегурочка.

Предмет исследования – литературные, музыкальные, художественные произведения о Снегурочке.

Цель исследования – выяснить причины появления Снегурочки в нашей жизни, виды искусств, в которых встречается этот образ, причины обращения разных представителей искусства к образу Снегурочки, исследовать приемы работы мастеров.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Выяснить уровень знаний людей о Снегурочке.

3. Найти произведения искусства, в которых изображена Снегурочка.

4.Исследовать данные произведения искусства: изучить, прослушать, рассмотреть.

а) происхождение образа Снегурочки;

б) причины интереса разных людей и художников к этому сказочному образу;

в) особенности приемов работы мастеров;

г) схожесть и отличие образов Снегурочки.

6. Испытать свои творческие способности: создать свой музыкальный образ Снегурки.

Гипотеза: Снегурочка – героиня народных сказок. Название героини говорит о том, что ее появление связано с зимой. Она сделана из снега. Возможно Снегурочка – создание матушки Зимы или Мороза. Она всем нам знакома и любима нами с раннего возраста. Поэтому можно с уверенностью предположить: в искусстве существует немало произведений на эту тему.

Методы исследования:

изучение и анализ литературы,

обобщение и систематизация материала по данной теме,

практическая творческая работа,

обобщение результатов, выполнение выводов,

выступление на одном из уроков литературного чтения, музыки или изобразительного искусства,

доклад по теме на школьной научно-практической конференции,

оформление слайдовой презентации.

Кто такая Снегурочка?

Снегурочка - одна из самых известных, любимых, новогодних, сказочных героинь. Она - внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница. Образ Снегурочки известен нам с детских лет. Но так ли много мы о ней знаем?

2. Происхождение Снегурочки.

При изучении собранного мной материала я узнал историю появления образа Снегурочки и выяснил, что:

Жизнь Снегурочки окутана тайнами и легендами. Откуда взялась эта юная спутница Деда Мороза? В русских народных сказках Снегурочка никак не связана с ним. По одним данным , ее родила Большая Ель. Девушка внезапно появилась из - под пушистой еловой ветки, по другим данным - она дочь Весны - Красны и Мороза, а возможно её вылепили из снега бездетные старики Иван да Марья. Вылепили себе на радость, да уберечь не смогли.

Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. Истоки образа Снегурочки лежат в языческой культуре славян. В русском фольклоре Снегурочка является персонажем народной сказки о сделанной из снега девочке Снегурке (Снежевиночке), которая ожила. Но во многих вариантах пересказа в конце сказки Снегурочка тает.

По вопросу о происхождении Снегурочки существует несколько версий:

- образ дочери Мороза ;

Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. В ней нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко).

- образ Костромы ;

Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы - девушки. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре. Сейчас город Кострома официально признана родиной Снегурочки , где у неё есть собственный терем, где внучка Деда Мороза на протяжении всего года принимает и развлекает гостей. С 2009 года Кострома официально отмечает день рождения Снегурочки традиционно в ночь с 4 на 5 апреля.

Образ Снегурочки в искусстве:

Снегурочка – одна из самых интересных и известных героинь всех времен. Мы установили, что она - героиня десятков интереснейших сказок, рассказов, музыкальных произведений, картин, песен, кинофильмов русского народа.

а) Образ Снегурочки в литературе.

б) Образ Снегурочки в музыке.

в) Образ Снегурочки в изобразительном искусстве.

Привычный нам внешний вид Снегурочки возник благодаря трем великим художникам: В.М. Васнецову, М.А. Врубелю и Н.К. Рериху . В 1881г. Савва Мамонтов, известный меценат, решил поставить на домашней сцене пьесу Островского "Снегурочка". Он предложил Васнецову написать декорации и сделать эскизы костюмов. Васнецов, следуя за автором, создал изумительную галерею образов древнего русского народа, во всем его чудесном и красивом облике, использовал архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву. Сам художник говорил: « Поэма “Снегурочка” - лучшее, что есть. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка…”. И только через двадцать лет Васнецов написал портрет Снегурочки, запечатлев ее на опушке леса.

М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки на декоративном панно в доме московского мецената А.В. Морозова. Обаяние оперы и самой сказки было так велико, что на оформлении спектакля Врубель не остановился. Он создал целую серию скульптур в технике майолики. Есть там и Мизгирь, и Лель, и царь Берендей.

Четыре раза (в 1908, 1912, 1919 и 1921 годах) обращался Николай Рерих к оформлению "Снегурочки" для оперной и драматической сцены. Облик Снегурочки менялся, но каждый раз она была по-новому прекрасна. В работах "Лель и Снегурочка" и "Купава" создан вполне определенный азиатский этнический тип.

Оформлением спектакля занимались и другие художники: Константин Коровин, автор книжных иллюстраций и театральный декоратор Б.М. Кустодиев, И. Билибин, который оказался едва ли не первым русским художником, который занялся оформлением декораций для зарубежной сцены, Б. В. Зворыкин переписал сказку “Снегурочка” каллиграфическим почерком, нарисовал иллюстрации и оформил в кожаный переплёт. Словно соревнуясь друг с другом, многие серьезные художники, искали свой облик уже полюбившегося всем образа. Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. Правда, из дочки Деда Мороза Снегурочка трансформировалась во внучку. Её образ стал одним из самых популярных в народном творчестве. Так история одной сказки объединила множество талантливых людей.

г) Современный образ Снегурочки.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В начале 1937 года Дед Мороз и его внучка Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов.

Один из самых распространенных костюмов Снегурочки – пальто с меховой опушкой, высокие сапожки и отороченная мехом шапочка. Но с позиций традиционной символики она одета только в белые одежды , никакой иной цвет не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

В своем исследовании я пришел к выводу, что Снегурочка – символ застывших вод. История Снегурочки началась с персонажа народной сказки ледяной девочки – внучки, которую слепили из снега бездетные старик со старухой себе в утешение , рассказанной нам собирателем русского фольклора В. Далем, потом превратившейся у А.Н. Афанасьева в снежную девушку, дочь Мороза и Весны, захотевшую испытать настоящую человеческую любовь и погибшую от нее. Постепенно образ меняется, дополняется новыми красками и доходит до наших дней как обязательный персонаж Нового года. Снегурочка – это уникальный, загадочный образ, который встречается только в русском фольклоре и не имеет похожих героинь у других народов. Не случайно столько творческих людей – писателей, художников, композиторов, кинорежиссеров вновь и вновь обращаются к образу Снегурочки, обладающему какой-то притягивающей, магической силой. В этом образе воплощен дух русского народа. Каждый из художников создавал свой неповторимый облик полюбившегося им образа Снегурочки. Но бесспорно, что у большинства из них она красивая, добрая, кроткая, милая, искренняя, милосердная, желающая всем добра и любви.

Хотя Снегурочка в том или ином виде фигурировала в русских народных сказках, настоящее ее вхождение в массовую русскую культуру состоялось в 1873 году, когда драматург Островский написал пьесу "Снегурочка" (переработав "дикие" сказки Афанасьева). Пьеса не особо понравилась, но в 1883 году Римский-Корсаков сочинил на основе пьесы оперу, и понеслось! (Оперы в 19 веке вообще были методом гигантского пиара). В той опере Снегурочка была еще, кстати, не внучкой, а дочкой.




Cнегурочка Васнецова - именно "оперная". Он много работал над оформлением оперы. Выше -- его картина маслом. А вот его рисунок костюма героини. Не особо привычно нам.


Николай Рерих в 1921 году рисовал тоже именно персонажа оперы -- Снегурочку, а также ее возлюбленного по имени Лель, который придуман на основе славянского фольклора, но скоро исчезнет из коллективной памяти. Так что привожу его для общего развития, однако для нашей темы эти персонажи оперы не очень интересны.


Кому интересно, поищите на ютубе "Снегурочку" Римского-Корсакова (около 3 часов в общей сложности).

2) Борис Зворыкин. "Снегурочка". Ок. 1925.

Зворыкин был художником-иллюстратором, который находился в сильной зависимости от Ивана Билибина. Его самостоятельные работы, тем не менее, демонстрируют, что этот стиль был для него достаточно органичен. Данная иллюстрация была создана в тот момент, когда он уже был в эмиграции -- а персонаж для нас вполне узнаваем.


Его персонаж, тоже очевидно был основан на оперных образах.


Константин Коровин. Эскиз костюма Снегурочки к опере "Снегурочка" 1929


Иван Федотов. Эскиз женского костюма. Снегурочка. Москва, Опера С.И. Зимина. 1909 (источник)

3) Анатолий Арапов. Эскиз костюма Снегурочки к сюите на музыку П.И. Чайковского "Снегурочка" А.Н. Островского. 1944-45 (источник)

Кстати, помимо Римского-Корсакова, музыку на пьесу Островского написал П.И. Чайковский (в 1873 году). К этой постановке тоже есть иллюстрации костюмов.


Где-то в этот период визуально начинает зарождаться столь знакомый нам комический дуэт деда и внучки.


Анатолий Арапов. Эскиз костюмов. Мороз и Снегурочка. Первое действие. "Снегурочка" (На конкурс МОССХа.) 1944-45 (источник)

4) Василий Перов. "Снегурочка".

Знаменитый передвижник тоже оставил иллюстрации к пьесе-сказке Островского. Они изображают тающую Снегурочку, пугающий драматический момент.


1849 год (источник)

5) Снегурочка из мультфильма 1952 года. Художники-постановщики Лев Мильчин, Виктор Никитин Надежда Строганова

В 1952 году был выпущен мультфильм по опере Римского-Корсакова.
Очевидно, образы Снегурочки из него легли в основу того имиджа, который мы имеем сейчас.




6) Дед Мороз и серый волк (мультфильм, 1978). Художник-постановщик Владимир Соболев

То, как развивался образ Снегурочки далее, и какими источниками подпитывался, требует отдельного искусствоведческого исследования (с привлечением палехских шкатулок и почтовых открыток). Думаю, что этот популярный мультфильм был одной из вех. Обратите внимание, что он явно знаменует достаточно раннюю стадию -- Снегурочка еще маленького роста, совсем девочка.

Например, вот открытка 1964 года, интересно соединяющая много мутантных стилистических мотивов (источник).



А вот -- более ранняя, 1954 год, худ. С. Адрианов


Худ. Константин Андрианов. 1971

Ко времени распада СССР веселая разнополая пара -- это канон.

7) Современность: место вакантно.

В новейшее время появилось много секси-снегурочек, созданных под явным влиянием тлетворного Запада -- и их секси миссис Санта-Клаус (обратите внимание, что там у деда с подарками не внучка, а жена). Отличить их просто -- костюмчик не синий, а красный, на голове не кокошник, а колпак. Не ведитесь! Традиция подобных открыточек в США появилась крайне рано, еще в 1940-50-е.


Билл Медкалф. Открытка 1940-х годов, США

Правда, некоторым художникам хватает ума заменить колористическую гамму. Подобных фальшивых внучек (американских жен) тогда можно определить по губкам бантиком и прочей традиционной мимике стиля пинап типа коротких юбок.


Художник Валерий Барыкин (источник)

Более интересны рисунки тогда уж, созданные под влиянием других современных стилей.


Художник Нина Князева (источник)

Вот несколько любопытных примеров с девиант-арта.


Автор: tanya-buka (источник)


Автор Morgainelefee (источник)


Автор Ink-Yami (источник)

Читайте также: