Снегурочка в музыке сообщение

Обновлено: 02.07.2024

История создания и особенности воплощения авторского замысла в произведении "Снегурочка" Римского-Корсакова. Характеристика музыкально-драматургических аспектов трактовки образа главной героини. Исполнительская работа певицы над образом Снегурочки.

Рубрика Музыка
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.05.2016
Размер файла 533,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Раздел II. Музыкально-драматургические и исполнительские аспекты трактовки образа Снегурочки

Раздел III. Основные методические и исполнительские аспекты работы певицы над образом Снегурочки

Богатейшая художественная культура, созданная русским народом, русская история, народный быт вызывали у Римского-Корсакова подлинную влюбленность. Как известно, особенной притягательной силой обладали для него те памятники народного искусства и быта, в которых жизнь народа представала с ее красочной, поэтической стороны. Прежде всего, это древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки.

Как известно, основным жанром в творчестве Римского-Корсакова является опера - сказочная, историко-бытовая, эпическая и лирико-психологическая драма.

Снегурочка, бесспорно, относится к образам, олицетворяющим ум и художественную одаренность народа, его тягу к прекрасному, доброту и возвышенность чувств, которые передаются не через острые конфликты и столкновения сильных драматических характеров, а главным образом через эволюцию внутреннего духовного мира своей героини. Таким образом, от мастерства солистки во многом зависит успех спектакля в целом. Её партия отличается технической сложностью и большой психологической глубиной. Существует множество исполнительских трактовок партии Снегурочки, осуществленных многими замечательными певицами прошлого и настоящего времени. Каждая из них стремилась дать индивидуальное толкование этого ярчайшего образа в мировой оперной литературе.

Как известно, обращаясь к оперной партии, певец должен иметь представление не только о вокально-технических сложностях, но и об особенностях музыкальной драматургии своего персонажа и оперы в целом, а также осознавать особенности стиля композитора и эпохи, в которую было создано сочинение.

Интерес к данной проблематике обусловил выбор темы дипломного реферата:

Музыкально-драматургические и исполнительские аспекты трактовки образа Снегурочки в опере Н.А. Римского-Корсакова.

Цель данного дипломного реферата - последовательно раскрыть все этапы работы над партией Снегурочки в опере Н.А. Римского-Корсакова, необходимые для создания полноценной исполнительской интерпретации.

· осветить вопросы, связанные с историей создания оперы.

· охарактеризовать композицию и музыкальную драматургию оперы;

· проанализировать драматургическое развитие образа Снегурочки;

· обозначить основные исполнительские трудности, возникающие в данной партии и дать методические рекомендации по работе над ними.

Методологической основой дипломного реферата стала обширная исследовательская литература, в которой можно выделить:

1. исследования монографического характера, в которых затрагиваются различные аспекты оперного творчества Н.А.. Римского-Корсакова. Среди них фундаментальные труды Лебедев Ю.В. [16], В.М.Фирсова [29], Соловцов А. [28],

3. работы, посвященные анализу феномена исполнительской интерпретации, среди которых можно назвать диссертационные исследования В. Живова [7], А. Сокольской, [27];

4. труды методологической направленности, в том числе обозначающие различные аспекты исполнительской интерпретации вокальных партий в оперном спектакле [1, 6, 9, 18].

Поставленные цели и задачи обусловили структуру дипломного реферата, состоящую из введения трех разделов, заключения, библиографического списка из 30 позиций.

Второй раздел посвящен различным аспектам, связанным со структурно-композиционными и музыкально-драматургическими особенностями оперы.

В третьем разделе работы рассматривается драматургическое развитие вокальной партии Снегурочки на протяжении всей оперы, даны сведения о её различных сценических интерпретациях, приводится анализ партии с точки зрения исполнительских трудностей, а также некоторые методические рекомендации, связанные с работой над образом героини.

В заключении приводятся главные выводы работы и возможные ракурсы в дальнейшем исследовании темы.

Ни один из композиторов не отдал сказке столько жара своей души, сколько Н.А.Римский-Корсаков -- величайший сказочник среди музыкантов. Языком сказки рассказал он о высоких человеческих чувствах, о великой силе искусства, воспел красоту природы и гармонию бытия.

Опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с ее высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разума и любви, которые управляют судьбами мира.

Раздел II. Музыкально-драматургические и исполнительские аспекты трактовки образа Снегурочки

С почти непостижимым искусством воплотил композитор в музыке смену времён года, звуки, краски и ароматы весны. Чередующиеся эпизоды оперы -- то яркие и радостные, наполненные звонкими голосами, то мягко-лирические, пронизанные тихим светом народной поэзии, -- создали многокрасочную картину жизни тех доисторических людей, которые жили в согласии с миром великой Природы, не ведая неправды и зла. Но опера Римского-Корсакова -- это нечто гораздо большее, чем чуткие, согретые человеческим теплом картины природы. Здесь нашли отражение глубокие размышления художника о мудрости и неисчерпаемости природы и жизни.

Истинное чудо оперы -- Снегурочка, воплощение чистой и хрупкой, почти прозрачной красоты. Нежная и кроткая, она как бы олицетворяет собою устремлённость, порыв к самому прекрасному и непреходящему. Музыкальный образ её меняется на протяжении оперы - от детской резвости и холодка до колоратурных переливов голоса, окрашенных светлым человеческим чувством в сцене таяния. Реальные девичьи черты переплетаются в нем со сказочными, лирические элементы -- с эпическими, связывающими героиню оперы с миром природы. В образе Снегурочки особенно ярко раскрывается идея неодолимости любви как могучей жизненной силы, перерождающей даже холодную дочь Мороза. Снегурочка -- один из самых оригинальных, типично корсаковских образов, варианты которого встречаются и в последующих операх композитора (Волхова, Царевна-Лебедь). снегурочка музыкальный римский корсаков

Лирическим центром пролога и важнейшим эпизодом его первой части служат ария и ариетта Снегурочки (лирико-колоратурное сопрано), где дается первая развернутая характеристика героини оперы, экспозиция ее образа. В этих номерах композитор характеризует основные стороны образа Снегурочки: его реальные девические черты и вместе с тем волшебные, указывающие на связь Снегурочки с миром природы. Музыкальный материал арии и ариетты получит в дальнейшем очень большое развитие на протяжении всей оперы, главные темы обоих номеров относятся к числу самых важных лейтмотивов произведения. Они составляют основу характеристики Снегурочки.

как отзвук одной из песен Леля, слышанных Снегурочкой и возбудивших в ней неодолимое влечение к людям. Теперь образ Снегурочки впервые наполняется лирическим содержанием.

Раздел III. Основные методические и исполнительские аспекты работы певицы над образом Снегурочки

Исполнение партии Снегурочки - сложная задача для вокалистки. Тот факт, что внутренняя жизнь героини, которая раскрыта Римским-Корсаковым с необыкновенной полнотой и художественной убедительностью, является главной идеей целой оперы, требует от исполнительницы большого мастерства как в вокально-техническом так и в образно-психологическом аспектах. Обращение к музыке Римского-Корсакова - показатель достижения определенной степени вокального мастерства, новый этап в развитии артистки и певицы.

Таким образом, работая над вокальной партией, в данном случае над образом Снегурочки вокалист должен учитывать три составляющие успешного исполнения:

· Работу над вокальной техникой;

· Раскрытие музыкального содержания партии в её драматургическом развитии на протяжении всей оперы;

· Вокально-сценическое воплощение персонажа в спектакле.

Упражнение нужно петь от си-бемоль малой октавы вверх до второй октавы и далее вниз. Выполняя упражнение необходимо проследить:

· за сохранностью звука одной силы близкого формирования;

· за настройкой первого тона и сохранения ого на протяжении всего упражнения;

· за закреплением позиции верхнего тона во всех группах

· за закреплением наработанных ощущений.

Выполнение подобных упражнений способствует развитию кантилены (плавного звуковедения), сглаживанию регистровых переходов, распределению дыхания на певческую фразу, свободе и полноте звучания голоса. Данные качества необходимы, в том числе и для исполнения партии Снегурочки.

В числе одного из сложных моментов отметим исполнение арии Сенегурочки. Уже в самом начале оперы, вокалистка должна передать сложный образ и состояние холодной девушки, подражающей звону капели и звуку рожка Леля. В этой арии очень важно грамотно продумать певческое дыхание, так как певица должна пропевать и объединять длинные фразы в высоком регистре. Вместе с тем, это исполнение должно быть очень легким, похожим на хрустальный звон. В данной арии исполнитель должен всегда следить еще и за интонацией, поскольку в оркестровом сопровождении есть статичные аккорды, на фоне которых звучат рулладные распевы арии. Певице необходимо работать над ровностью звуковедения, использовать в распевках упражнения на дыхание (протяжные арпеджио).

После ариетты и вплоть до конца оперы у исполнительницы партии Снегурочки практически нет возможности отдыха. Кроме того, вокальная партия, как в сольных, так и в ансамблевых эпизодах усложняется в техническом отношении. Вокалистке необходимо обязательно выучивать отдельно трудно исполняемые места в медленном темпе, включать в распевки подходы к верхним нотам и трудные фрагменты петь секвенционно.

Среди речитативов в сцене с Мизгирем появляется ариозо Снегурочки, начинающееся с крика души, который певица должна отразить в звуке. Теперь ее голос уже не той холодной девочки. В нем слышны любовь, боль, разочарование, мольба - все оттенки душевных переживаний. Именно это предстоит отразить в звуке исполнительнице. Здесь уже нет легкости, звонкости, хрустального звука. Для этого нужно обратить внимание на звучание голоса в нижнем регистре и постараться придать голосу такое же более насыщенное звучание в верхнем. Следует поработать над протяжным кантиленным исполнением фраз.

Более подробно хочется сказать о сцене таяния. Сцена начинается проведением ключевой интонации (“Великий царь”). Повторение речитативной фразы пролога, но уже с другим текстом, полностью оправдано как с точки зрения формы (завершение предначертанного пути), так и с точки зрения музыкального содержания, точнее, его символической стороны. Речитатив составляет и основу собственно сцены таяния - кульминации оперы,

Самопожертвование Снегурочки. Истинная любовь заключает в себе готовность к самопожертвованию. Добровольно следуя за любимым навстречу лучам Ярилы, Снегурочка тем самым сознательно обрекает себя на смерть. Прощание Снегурочки - это одновременно и предсмертная просьба о прощении, и прощение всех, чьи действия превратили ее жизнь в вереницу непрестанных искушений и страданий.

Для достижения такого звучание голоса на пианиссимо необходимо при разучивании петь эти фразы на форте, а затем постепенно снижать динамику исполнения.

В отношении образа Снегурочки исполнительнице можно порекомендовать работу над текстом оперы, цель которой - понять логику музыкальной драматургии, осмысление основных этапов развития образа. Кроме того, необходимо ознакомиться с историей создания оперы и её структурно-композиционными особенностями. Данная проблематика была затронута в первом и втором разделах данной работы. Далее исполнительница должна продумать, каким образом она сможет воплотить духовное преображение героини. К их числу следует отнести тембр голоса, динамические и агогические моменты в трактовке тех или иных эпизодов вокальной партии.

Музыкальный материал включает в себя такие выражающие эмоцию персонажа параметры как темп, метроритм, динамические оттенки, интервальные соотношения в мелодии, ладовые характеристики, ладотональные и гармонические отношения, вокальные и оркестровые приемы и тембровые краски.

В число других действенных факторов, способствующих перевоплощению, входят индивидуальные исполнительские приспособления: ритуал подготовки к спектаклю, ключевые фразы роли, лейтмотивы, лейттембры, а также атмосфера спектакля, развитие сюжета, взаимодействие с партнерами, интенсивность присутствия в персонаже. Личность персонажа в оперной драматургии рассматривается как уникальная целостная система, которая обязывает исполнителя раскрыть динамику его музыкального образа.

В заключении отметим, что певец-актер более других музыкантов театрален. Его искусство связано со словом и пластическим образом. Именно этими средствами он со сцены передает эмоции, характер героя, мысли драматурга и композитора, а также свои собственные переживания.

Интерпретация образа Снегурочки является сложной задачей для вокалиста и требует не только совершенства вокальной техники, но и большой степени актерского мастерства.

Основной задачей певицы в процессе создания образа является необходимость изменения исполнительской манеры, в процессе развития действия. Слушатель должен почувствовать духовное преображение героини, глубину её эмоционально психологических переживаний. Это выражается во все возрастающем эмоциональном накале её вокальной партии, который сохраняется вплоть до заключительных тактов оперы.

В настоящее время необходимостью становится поиск новых возможностей, направленных на проработку музыкально-сценического материала. Такие возможности открываются при изучении процесса перевоплощения оперного исполнителя в персонаж вокально-сценического произведения, что способно возвести певца на новый уровень профессионального совершенствования.

Список литературы

1. Акулов Е. Оперная музыка и сценическое действие. М., 1978.

2. Артемьева Е. В классе К.Н. Дорлиак. Обобщение вокально-педагогического процесса. М., 1969.

3. Асафьев Б. Об опере. Л., 1985.

5. Гозенпуд А.А. Из наблюдений над творческим процессом Римского-Корсакова. Из наблюдений над творческим процессом Римского-Корсакова / А. А. Гозенпуд // Римский-Корсаков: исследования, материалы, письма: в 2 т. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. - Т. 1. - С. 145-251.

6. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М., 2000.

7. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения М., 1987.

8. Задерацкий В.В. Музыкальная форма. В 2-х вып. Вып. 1. М., 1995.

9. Казанцева Л. Понятие исполнительской интерпретации // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Уфа, 2004. - С.149-156.

10. Кандинский А.И. Русская музыкальная литература. Ленинград, 1986. - с. 3

11. Киреев Д.З. Шедевры оперно-исполнительского искусства В.М.Фирсовой // Русский соловей Вера Фирсова. - Владимир, 1996. С. 127-187.

14. Лымарева Т. Вокальная интерпретация как художественный текст: Автореф. дисс. канд. иск. СПб., 2006.

15. Медушевский В. Духовно-нравственный анализ музыки. Пособие для студентов педвузов. Машинопись в компьютерной верстке. М., 2006.

16. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

18. Назаренко И. Искусство пения: Очерки и материалы по истории теории и практики художественного пения. Хрестоматия / ред. Р. Берберова. М., 1968.

19. Оголевец А. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах. М., 1960.

21. Покровский Б. Размышления об опере. М., 1979.

22. Римский-Корсаков Н.А. ПСС. Т. 31А,Б . Том подготовлен Д.Д.Шостаковичем. М., 1953.

23. Римский-Корсаков Н.А. Снегурочка - весенняя сказка. - М., 1954.

25. Румянцев П. Станиславский и опера. М., 1969.

26. Ручьевская Е.А. “Руслан” Глинки, “Тристан” Вагнера и “Снегурочка” Римского- Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка. СПб., 2002.

27. Сокольская А. Оперный театр как феномен интерпретации: автореф. дисс. канд. иск. Казань, 2004.

28. Соловцов А. Н.А. Римский-Корсаков: Монография./ 3-е издание перераб.изд. М.: Музыка, 1984.

29. Фирсова В.М.. Воспоминания о творческой жизни в опере // Русский соловей Вера Фирсова. - Владимир, 1996. С. 5-169.

30. Ястребцев В.В. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Воспоминания. Т. 1. - Л., 1959.

31. Яковлева А. Искусство пения. М., 2007.

32. Яковлева А. Русская вокальная школа. Исторический очерк от истоков до середины XIX: Учеб. пособие; 2-е изд., испр. М., 2003.

Подобные документы

Основные этапы жизненного пути и анализ творчества Н.А. Римского-Корсакова. Характеристика оперного творчества композитора. Женский образ в опере "Псковитянка", "Майская ночь" и "Снегурочка", "Царская невеста", а также в симфонической сюите "Шехеразада".

курсовая работа [47,0 K], добавлен 14.06.2014

Место камерных опер в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. "Моцарт и Сальери": литературный первоисточник как оперное либретто. Музыкальная драматургия и язык оперы. "Псковитянка" и "Боярыня Вера Шелога": пьеса Л.А. Мея и либретто Н.А. Римского-Корсакова.

дипломная работа [5,2 M], добавлен 26.09.2013

Рассмотрение особенностей оперы Н.А. Римского-Корсакова. Выявление характерных черт героинь произведений. Сравнение комплекса музыкально-выразительных средств, с помощью которых композитор определяет принадлежность героини-женщины к тому или иному миру.

статья [18,2 K], добавлен 29.10.2014

Значение А. Пушкина в формировании русского музыкального искусства. Описание главных действующих лиц и ключевых событий в трагедии А. Пушкина "Моцарт и Сальери". Особенности оперы "Моцарт и Сальери" Н. Римского-Корсакова, его бережное отношение к тексту.

курсовая работа [45,9 K], добавлен 24.09.2013

Детство и юность Римского-Корсакова, знакомство с Балакиревым, служба на "Алмазе". Произведения композитора: музыкальная картина "Садко", симфонические сюиты "Антар" и "Шехеразада". Увертюры, симфонические сюиты из опер и транскрипции оперных сцен.

Снегурочка

Действующие лица

Голос

Описание

опера Снегурочка

Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.

Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.

Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.


Снегурочка тянется к Лелю, с которым подружилась. Но он внезапно обращает свой взор на Купаву. И это больно ранит Снегурочку. Она начинает испытывать доселе неизведанные чувства. Страстно молит она мать Весну одарить способностью любить. Весна идет ей навстречу, но предупреждает, что отныне лучи солнца опасны для Снегурочки, она может растаять под ними.

Римский Корсаков Снегурочка

Пробужденная для любви Снегурочка встречает Мизгиря и иными глазами смотрит теперь на него – она любит, и просит его быть с ней. Вместе они выходят на Ярилину поляну, где уже происходит свадебный обряд – царь Берендей освящает союз всех желающих.

И Мизгирь со Снегурочкой просят благословения. В этот момент солнце поднимается уже высоко, и Снегурочка начинает таять. До самой последней минуты она говорит как счастлива, что смогла полюбить. Мизгирь от горя бросается в озеро.

Фото:

Римский Корсаков опера Снегурочка
Снегурочка краткое содержание

опера Снегурочка содержание

Интересные факты:

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Но большая часть публики и особенно критики встретили пьесу холодно. Образы и иносказания ее были малопонятны современникам. Устное русское народное творчество, обрядно-песенный фольклор и мифология, культ и верования древних славян были чем-то далеким и неинтересным для тогдашней аудитории. Поверхностно восприняв пьесу, критики тут же обвинили автора в уходе от реальности. Привыкнув к его установившейся уже роли обличителя пороков русского общества, зрители были не готовы погружаться в сложный мир аллегорий сказки.

Александр Николаевич Островский

Первые постановки

Петр Ильич Чайковский

Декорации для сцены делал Виктор Васнецов, художник-передвижник, причем, он оформлял и театральную постановку пьесы, и оперную. Используя специфические элементы русской архитектуры, зодчества, мотивы вышивки, он добился реалистического воплощения атмосферы крестьянского быта.

Музыка


Эта музыка очень живописна – воображение живо рисует картины зимнего леса, щебет птиц, появление Весны-Красны, холод и отстраненность Снегурочки. Постепенное пробуждение природы и устремление Снегурочки к людскому теплу и любви показаны и в музыке, она становится страстной, даже экспрессивной. При этом выдержан фантастический характер сказки.

Опера открывается прологом, в котором музыкальными средствами представлены главные персонажи – силы природы, суровый Мороз, нежная Весна, хрупкая Снегурочка. Оркестр подражает птичьим трелям, звенящим ручьям, природным метаморфозам. Сцена Масленицы в конце пролога почти полностью иллюстрирует древний обряд встречи весны с зимой, хоровые эпизоды красочно описывают народные гуляния. Сцена настолько яркая, что ее часто исполняют в торжественных концертах.


Создавая образы главных героев, автор тщательно продумывал мелодические и драматургические характеристики каждого. Для каждой категории действующих лиц (сказочных персонажей, реальных людей, представителей стихий) создана отдельная интонационно-ритмическая и тембровая сфера. Оперные вокальные номера Римского-Корсакова отличаются мелодичностью в сочетании с простотой. Хор у него часто является еще одним персонажем – народом, а также вносит дополнительный колорит всему звучанию. Богатство оркестровки при этом никогда не спорит с вокальным началом, а напротив – дополняет его и обогащает.

Флейта

Поразительно, как математически точно он проектировал драматургию и развитие действа. Глубина и новаторство композитора не могли встретить мгновенного приятия этой музыки. Они не совпадали с основными темами в искусстве того времени. Однако уже спустя десятилетие она становится локомотивом художественного преобразования в национальном искусстве.

Иносказания в сказке и опере


Русская земля может быть плодородна и урожайна. Но климат суров и непредсказуем. Затяжную зиму переживали за счет летнего урожая. А урожайность зависела от капризов природы, а не трудолюбия или таланта крестьянина. В таких условиях солнце, дарующее тепло и рост растениям и животным, стало главным божеством. Но ему не просто поклонялись, люди искали (и находили) связь между своим поведением и помыслами - и ответом Бога-Солнца. Поэтому Берендей переживал и сетовал, что бог Ярило отвернулся от Берендеева царства, считая, что жители его стали слишком много думать о корысти.

Аллегории в сказке:

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Опера в четырех действиях с прологом Николая Андреевича Римского-Корсакова на либретто композитора, основанное на одноименной пьесе А. Н. Островского.

Действующие лица:

В ПРОЛОГЕ

ВЕСНА-КРАСНА (меццо-сопрано)
ДЕД-МОРОЗ (бас)
ДЕВУШКА-СНЕГУРОЧКА (сопрано)
ЛЕШИЙ (тенор)
МАСЛЕНИЦА (соломенное чучело) (бас)
БОБЫЛЬ БАКУЛА (тенор)
БОБЫЛИХА, его жена (меццо-сопрано)
СВИТА ВЕСНЫ, птицы: ЖУРАВЛИ, ГУСИ,
УТКИ, ГРАЧИ, СОРОКИ, СКВОРЦЫ,
ЖАВОРОНКИ и ДРУГИЕ, БЕРЕНДЕИ ОБОЕГО
ПОЛА И ВСЯКОГО ВОЗРАСТА.

В ОПЕРЕ

ЦАРЬ БЕРЕНДЕЙ (тенор)
БЕРМЯТА, ближний боярин (бас)
ВЕСНА-КРАСНА (меццо-сопрано)
ДЕВУШКА-СНЕГУРОЧКА (сопрано)
БОБЫЛЬ БАКУЛА (тенор)
БОБЫЛИХА (меццо-сопрано)
ЛЕЛЬ, пастух (альт)
КУПАВА, молодая девушка, дочь богатого слобожанина (сопрано)
МИЗГИРЬ, торговый гость из посада Берендеева (баритон)
ПЕРВЫЙ БИРЮЧ (бас)
ВТОРОЙ БИРЮЧ (тенор)
ЦАРСКИЙ ОТРОК (меццо-сопрано)
ЛЕШИЙ (тенор)
БОЯРЕ, БОЯРЫНИ И СВИТА ЦАРЯ, ГУСЛЯРЫ
СЛЕПЫЕ, СКОМОРОХИ, ГУДОЧНИКИ,
ВОЛЫНЩИКИ, ПАСТУХИ, ПАРНИ И ДЕВКИ,
БЕРЕНДЕИ ВСЯКОГО ЗВАНИЯ, ОБОЕГО ПОЛА,
ЛЕШИЕ, ЦВЕТЫ — СВИТА ВЕСНЫ.

Время действия: доисторические времена.
Место действия: страна берендеев.
Первое исполнение: Санкт-Петербург, 29 января (10 февраля) 1882 года.

Воодушевленный новым сюжетом, Римский-Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые при работе над оперой изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.

Лето 1880 года Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка — необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями, «музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно, - писал впоследствии композитор. Он зафиксировал ход работы буквально по дням: начало 1 июня (написано вступление к прологу), окончание - 12 августа (заключительный хор). Ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и скоростью, как Снегурочка. О сочинении Снегурочки никто не знал, - писал композитор, - ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким. Об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил. Еще полгода композитор затратил на инструментовку оперы, и наконец 10 февраля опера была дана на сцене Мариинского театра в Петербурге. С тех пор она остается одним из самых любимых публикой творений композитора.

ПРОЛОГ

Михаил Врубель. Эскиз костюма Снегурочки

ДЕЙСТВИЕ I

Берендеевка. Эскиз декорации к опере, художник В.М. Васнецов

Купава же созывает народ (вся сцена заполняется девушками и парнями). Все осуждают Мизгиря за измену. Мизгирь признается, что любит теперь Снегурочку, а Купаве бросает обидные слова, упрекая ее в том, что такими же ласками, какими она одаряла его, она могла одарять другого. Оскорбленная девушка бежит к реке, чтобы утопиться. Ее, почти бесчувственную, едва удерживает Лель. Все убеждают Купаву идти искать помощи у мудрого царя Берендея.

ДЕЙСТВИЕ II

Открытые сени во дворце Берендея, в глубине, за точеными балясами переходов, видны вершины деревьев сада, деревянные резные башенки и вышки. Царь Берендей сидит на золотом стуле и расписывает красками один из столбов; несколько поодаль слепые гусляры с гуслями. На переходах у дверей стоят царские отроки.

В сердцах людей заметил я остуду;
Не вижу в них горячности любовной,
Исчезло в них служенье красоте,
А видятся совсем иные страсти.

ДЕЙСТВИЕ III

Николай Рерих. Снегурочка и Лель, 1921

Просторная поляна в лесу; со всех сторон от нее сплошной лес. Перед лесом по обе стороны невысокие кусты. Вдали, между кустами, видны богатые шатры. Догорает вечерняя заря. Молодые берендеи водят хороводы, один круг ближе к зрителям, другой поодаль. Девушки и парни в венках. Старики и старухи кучками сидят под кустами и угощаются брагой и пряниками. В первом кругу ходит Купава. В середине первого круга Лель и Снегурочка. Мизгирь, не принимая никакого участия в играх, то показывается среди народа, то уходит в лес. Бобыль пляшет под волынку. Бобылиха и несколько соседей сидят кругом и пьют пиво. Царь со свитой издали смотрит на играющих.

ДЕЙСТВИЕ IV

Теперь Снегурочка знает чувство любви, и новая встреча с Мизгирем зажигает ее ответной страстью. Но она страшится лучей Ярилы и молит Мизгиря спасти ее, укрыть от солнца. Мизгирь не понимает причин ее страха; он хочет представить Снегурочку царю Берендею как свою супругу.

История создания

Берендейки. Костюмы Виктора Васнецова к опере

Музыка

Николай Андреевич Римский-Корсаков / Nikolai Rimsky-Korsakov

В наше время опера ставится редко, последняя постановка в Большом театре осуществлена в 1978 году (дир. Лазарев).

“Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов,
чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем,
не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-солнцу”.
Н.А. Римский-Корсаков

Цель: Воспитание музыкальной культуры у учащихся.

Задачи: продолжение знакомства с жанром оперы на примере творчества Н.А. Римского-Корсакова. Воспитание потребности общения с высокохудожественной музыкой. Развитие личностного отношения учащихся к явлениям музыкального искусства. Постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства.

Беседу с учащимися можно провести так:

“Снегурочка” - самая поэтичная опера Н.А. Римского-Корсакова. Он считал ее своим лучшим творением. Опера “Снегурочка” поражает удивительно чутким, любовным воспроизведением картин народного быта, обрядов древнего язычества, чудесных образов народных сказок. Музыка оперы, проникнутая неувядаемой свежестью и мудрой простотой народных песен, окрашена мягкой лирикой, весенними тонами расцветающей природы. Обстоятельства создания “Снегурочки” хорошо известны. Н.А. Римский-Корсаков сам рассказывал о них в “Летописи моей музыкальной жизни”. Сказка А.Н. Островского “Снегурочка” была первый раз прочитана Н.А. Римским - Корсаковым около 1874 года, когда она только что появилась в печати. Композитор вспоминал впоследствии, что тогда она ему мало понравилась, а царство берендеев показалось странным. Зимой 1879-80 г. он снова ее прочитал и, на сей раз “точно прозрел на ее удивительную красоту”. У композитора была толстая книга из нотной бумаги, и он стал записывать в нее в виде набросков приходившие в голову музыкальные мысли. Воодушевленный новым сюжетом, Н.А. Римский - Корсаков отправился в Москву, чтобы встретиться с А.Н. Островским и попросить у него разрешения воспользоваться его произведением как либретто с правом внести в драму необходимые, при работе над оперой, изменения. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки. Лето 1880 года Н.А. Римский - Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все – пейзаж, пение птиц, обстановка – необычайно вдохновляли его на эту работу. Он работал целыми днями. “Музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно.

О сочинении “Снегурочки” никто не знал, ибо дело это я держал в тайне, и, объявил по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил”, - вспоминал композитор. Еще полгода композитор работал над инструментовкой оперы.

“Кончая “Снегурочку”, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги”, – писал Н.А. Римский - Корсаков.

В 1881 году опера была завершена. Премьера состоялась 29 января (10 февраля) 1882 года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А.Н. Островский: “Музыка к моей “Снегурочке” удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки”.

Оптимистическая идея оперы – прославление могущественных животворных сил природы, несущих людям счастье – коренится в народной поэзии. “Снегурочка” воплощает вместе с тем мысль о великой преображающей силе искусства. В опере противопоставлены два мира – реальный и фантастический, олицетворяющий, по словам композитора “вечные, периодически выступающие силы природы”. Снегурочка, пастух Лель и царь Берендей – персонажи полуреальные, полуфантастические. Яриле - солнцу, “творческому началу, вызывающему жизнь в природе и людях” (Н.А. Римский-Корсаков) – враждебен суровый Мороз. Снегурочка – холодное дитя Мороза и Весны – всей душой тянется к людям, к солнцу, и композитор с замечательной правдой выражения показывает, как постепенно любовь и тепло торжествуют в ее сердце, приводя к гибели.

В первой постановке, “роскошной”, как удостоверяют современники, автор выделил одного лишь Леля, исполнявшегося А.А. Бичуриной; прочие были не более чем удовлетворительны. Оркестр под управлением Э.Ф. Направника был исправен, но и только. Духа музыки дирижер не почувствовал и оперу Корсакова не полюбил. Народность слабо отражалась в нарядных, но в большей части казенно-оперных декорациях и костюмах, в казенно-балетных плясках и хороводах.

Все это предстало неузнаваемым в постановке Московской частной оперы Саввы Мамонтова в 1885 году.

Богатый предприниматель, С.И. Мамонтов делил свое время и свои силы между строительством железных дорог и занятием искусством. С.И. Мамонтов был разносторонним любителем-скульптором, певцом, драматургом, актером и режиссером. Другое увлечение и точка приложения огромной энергии С.И. Мамонтова – театр. С конца 70-х годов в усадьбе С.И. Мамонтова Абрамцево ставятся – под руководством С.И. Мамонтова – домашние драматические спектакли. С.И. Мамонтов в этих спектаклях был и драматургом, и режиссером, и даже гримером. Свою первую оперную постановку С.И. Мамонтов осуществил в одном из домашних абрамцевских спектаклей (третий акт “Фауста” Гуно). В 1885 году С.И. Мамонтов открыл в Москве оперный театр под наименованием Московская частная русская опера. Мамонтовский театр вошел в историю русской культуры как весьма значительное и по основным своим творческим устремлениям передовое явление русского искусства. В труппу этого театра входили выдающиеся певцы и певицы: Ф.И. Шаляпин, А.В. Секар-Рожанский, Н.И. Забела-Врубель, Е.Я. Цветкова, Н.В. Салина. Основным дирижером был Е.Д. Эспозито. Несколько позже в мамонтовскую труппу вошел в качестве дирижера С.В. Рахманинов. Главным режиссером театра стал сам С.И. Мамонтов. Савва Иванович был прирожденным театральным руководителем, он оказал значительное влияние на развитие русской оперы. С Московской частной русской оперой связан целый период оперной деятельности Н.А. Римского-Корсакова. В течение пяти лет на сцене частной оперы были осуществлены первые постановки шести опер композитора. В качестве художников-декораторов в Московской частной опере были заняты виднейшие русские художники М.В. Васнецов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, В.А. Серов и др.

Наиболее ярко особенности дарования Васнецова проявились в оформлении спектакля “Снегурочка” по пьесе Александра Островского, поставленного в январе 1882 года на домашней сцене Абрамцевского кружка. Неожиданно для художника “Снегурочка” стала не только самым задушевным его произведением, но и открытием нового направления в русском театрально-декоративном искусстве. А в 1885 году в Московской частной опере, была поставлена опера Н.А. Римского - Корсакова “Снегурочка”. Эскизы декораций и костюмов были исполнены В.М. Васнецовым. Используя архитектурные детали древнерусского зодчества, мотивы русских народных вышивок, резьбы и росписи по дереву, художник создал гармоничный образ сказочных царских палат, превратив их в яркое живописное зрелище. Декорации, созданные в процессе общей подготовки спектакля, определяли многие мизансцены и давали художественное решение целых картин. Равным образом эскизы костюмов намечали будущие образы спектакля. В качестве основы был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым разнообразные цветовые решения орнаментов создавали выразительные характеристики персонажей и яркий декоративный эффект.

Пролог. Действие происходит в сказочной стране берендеев. Конец зимы. Лунная ночь. Окруженная свитой птиц, опускается на землю Весна - красна. Лес еще дремлет под снегом, в стране царит холод. Оркестровое вступление вводит слушателей в царство природы. Музыка наполнена звуками леса, таинственными шорохами, криками птиц. С большим мастерством композитор воспроизводит голоса птиц. В музыке ясно слышатся стук дятла, крик кукушки, посвистывание и пощелкивание других птиц.

Учащимся предлагается прослушать: Оркестровое вступление, “Хор птиц”.

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о прослушанной музыке. По просьбе преподавателя рассказывают об образах и картинах природы. С помощью каких средств музыкальной выразительности Н.А. Римскому – Корсакову удалось передать картину и красоту зимнего леса, рассказывают о роли оркестра.

Пятнадцать лет назад у Весны и Мороза родилась дочка Снегурочка, и с той поры разгневанный Ярило – солнце дает земле мало света и тепла; лето стало коротким, а зима долгой и суровой. Появляется Мороз. Он обещает Весне покинуть страну берендеев. Но кто же будет оберегать Снегурочку? Ведь Ярило только и ждет случая зажечь в сердце девушки губительный огонь любви. Родители решают отпустить в слободку дочку под присмотр бездетных Бобыля и Бобылихи. Снегурочка счастлива: давно ее влекут к людям чудные песни пастуха Леля. Образ Снегурочки в опере не остается неизменным. Вначале это образ прекрасного, но холодного, сказочного существа, лишенного человеческих чувств, хотя и стремящегося к людям. Такую мы видим Снегурочку в арии “С подружками по ягоду ходить”. Музыка этой арии изящна, грациозна и легка. Партия Снегурочки звучит в исполнении колоратурного сопрано. В оркестровом сопровождении велико значение флейты. Ее холодноватый тембр постоянно сопровождает Снегурочку в начале оперы.

Учащимся предлагается прослушать арию Снегурочки “С подружками по ягоду ходить”.

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о прослушанной музыке.

- Как нам подсказывает музыка, что Снегурочка не обычная девочка, а сказочная?

- Близки ли интонации арии народным песням?

Поручив Лешему охранять дочку, Весна и Мороз уходят. Приближается толпа веселых берендеев. Они провожают Масленицу, весело приветствуя наступление весны. Это большая хоровая сцена выражает верования народа в могущество природы. Здесь и величание Масленицы, причитания, и закликание Весны. Бобыль замечает появившуюся из лесной чащи Снегурочку. К великой его радости Снегурочка просит взять ее в дочки. Берендеи охотно принимают ее. Так завершается пролог.

I действие. В страну берендеев пришла весна. Снегурочка живет у Бобыля. К бедной избенке приходит Лель. По просьбе Снегурочки пастух поет ей, но, заслышав зов веселых подружек, бросает цветок, подаренный Снегурочкой, и убегает. К Снегурочке подходит Купава: она спешит поделиться своим счастьем – ее любит пригожий Мизгирь и скоро будет их свадьба. Появляется Мизгирь с богатыми дарами. По старинному обычаю он должен выкупить невесту у подружек. Но увидев Снегурочку, Мизгирь забывает обо всем на свете. Народ, возмущенный изменой Мизгиря, советует Купаве просить заступничества у доброго и справедливого царя Берендея.

II действие. Царский дворец, где царят добро, справедливость, любовь ко всему прекрасному – и в людях, и в природе, и в искусстве. Берендей занят рисованием, он расписывает колонну своего дворца. Но на душе у него тревожно: Ярило - солнце гневается, непонятное охлаждение природы и человеческих сердец. Чтобы умилостивить грозное божество, царь решает завтра, в Ярилин день, обвенчать всех невест и женихов. Вбегает Купава. Она рассказывает о своем несчастье. Потрясенный горем Купавы и вероломством ее жениха, царь велит вести Мизгиря на суд. Ко двору со всех сторон собирается народ. Появляется царь Берендей со своей свитой. “Шествие царя Берендея” представляет собой торжественный марш. Громкие возгласы труб, тромбонов и других духовых инструментов контрастируют с легким пиццикато у скрипок.

Учащимся предлагается прослушать “Шествие царя Берендея”.

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о прослушанной музыке.

- Каким создал Н.А. Римский-Корсаков музыкальный портрет царя Берендея?

- Как композитор использовал особенности звучания музыкальных инструментов?

Негодующий царь осуждает Мизгиря на вечное изгнание. Мизгирь не оправдывается. Он только просит Берендея взглянуть на Снегурочку. Красота девушки просто поражает его, царь не может налюбоваться ее красотой. Звучит каватина Берендея “Полна, полна чудес могучая природа”. Голосу Берендея вторит виолончель своей мерно покачивающейся мелодией, ласковой и убаюкивающей.

Учащимся предлагается прослушать каватину царя берендея “Полна, полна чудес могучая природа”.

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о прослушанной музыке.

- Можно ли каватину царя Берендея назвать одной из лучших поэтических страниц оперы?

- Можно ли согласиться с исследователями, что черты образа царя Берендея присущи облику самого композитора?

С удивлением узнает царь о том, что холодно сердце Снегурочки, и что не знает она любви. Мизгирь умоляет отсрочить изгнание и обещает зародить любовь в сердце Снегурочки. Царь Берендей соглашается.

III действие. Догорает вечерняя заря. Берендеи на поляне в заповедном лесу справляют канун наступающего лета. Царь Берендей выходит к народу. Заплясали скоморохи. “Пляска скоморохов” - это оркестровый номер задорного и бодрого характера. В “Пляске скоморохов” Н.А. Римский -Корсаков продемонстрировал свое мастерство композитора, сумев передать в симфоническом оркестре звучание народных инструментов.

Учащимся предлагается прослушать “Пляску скоморохов”.

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о прослушанной музыке. Преподаватель предлагает тему для обсуждения:

- С каким музыкальным произведением М.И. Глинки созвучна “Пляска скоморохов”, что в них общего?

Но вот все поворачиваются к Лелю. Его появление почти всегда сопровождается в оркестре нежными переливами кларнета (иногда гобоя). Под аккомпанемент своего рожка поет Лель новую песню. Песня начинается с подлинного народного наигрыша в исполнении кларнета. Во вступлении и первом куплете присутствуют изобразительные черты – подражание раскатам грома (тремоло литавр). Мелодия песни основана на народных попевках.

Учащимся предлагается прослушать третью песню Леля “Туча со громом сговаривалась”.

После прослушивания учащиеся отвечают на вопросы преподавателя:

- Что роднит эту песню с народными напевами?

- Какие приемы развития использует композитор?

- В какой форме написана песня?

В награду за песню царь предлагает Лелю выбрать себе красавицу по сердцу. Снегурочке так хочется стать избранницей Леля, но душевный пастушок выбирает Купаву. Все берендеи расходятся, и на волшебной поляне остается тоскующая Снегурочка. Мизгирь обращается в своем ариозо к Снегурочке с взволнованными словами любви, предлагая за ее любовь все свои богатства. В ариозо присутствует легкий восточный колорит, что связывается с упоминанием о далеких заморских странах, в которых он побывал.

Учащимся предлагается прослушать ариозо Мизгиря “На теплом синем море”.

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о прослушанной музыке и отвечают на вопрос преподавателя:

- Как проявляется звукописное мастерство Н.А. Римского - Корсакова в ариозо Мизгиря?

Огорченная Снегурочка убегает в лес. Ее преследует Мизгирь, но путь ему преграждает Леший. Он заколдовывает лес, дразнит Мизгиря призраком Снегурочки. В горестной обиде Снегурочка бежит к матери Весне, чтобы попросить у нее “немножечко сердечного тепла”.

IV действие. Ярилина долина. Светает. В ответ на просьбу дочери, Весна одевает на нее волшебный венок из душистых цветов – и в тот же миг для Снегурочки преображается весь мир. Она, счастливая и преображенная, уже другими глазами смотрит и на Мизгиря, который повсюду ее ищет. Его преданная любовь трогает сердечко девушки. Счастливый Мизгирь ведет Снегурочку к царю. Но Снегурочка боится солнечных лучей. Восходит солнце. Наступает Ярилин день – праздник лета. Царь Берендей благословляет молодые пары. Мизгирь подводит Снегурочку, и девушка говорит о своей безмерной любви. Однако недолго длится счастье Снегурочки. Яркий солнечный луч падает на нее. Снегурочка начинает таять, но, даже предчувствуя близкую гибель, она благодарит мать за сладкий дар любви. Эта сцена – таяния Снегурочки – одна из самых вдохновенных страниц творчества Н.А. Римского - Корсакова. Ее нельзя описать словами. Эту музыку обязательно надо слушать: в ней столько человеческого тепла и проникновенности. Последнее обращение к любимому звучит трогательно и светло, как прощание с обретенной любовью и жизнью. Снегурочка исчезает, возвращаясь в лоно породившей ее природы.

Учащимся предлагается прослушать сцену таяния Снегурочки.

После прослушивания учащиеся делятся впечатлениями о прослушанной музыке. Преподаватель предлагает темы для обсуждения:

- Каково душевное состояние Снегурочки в сцене таяния, сравнить его с душевным состоянием в арии “С подружками по ягоду ходить”?

- Можно ли назвать сцену таяния кульминацией в развитии образа Снегурочки?

Ярило – солнце, даря людям свет и тепло, величаво восходит над прекрасной землей берендеев. Так между природой и людьми вновь воцаряются гармония и мир.

Лель запевает восходящему светилу хвалебную песнь, и хор берендеев дружно подхватывает ее. Хор построен на сплошном нарастании силы, блеска и яркости звучания, он сочинен Н.А. Римским-Корсаковым в характере эпико -гимнических напевов. Этим гимном в честь могучего Ярилы – солнца и завершается опера.

Учащимся предлагается прослушать заключительный хор “Свет и сила бог Ярило”.

После прослушивания учащимся преподаватель предлагает тему для обсуждения:

- Почему, несмотря на гибель Снегурочки, опера заканчивается в светлых, торжественных тонах?

В конце урока осуществляется просмотр презентации.

Контроль за усвоением пройденного материала проходит в форме музыкальной викторины – кроссворда:

1. (Звучит в аудиозаписи фрагмент арии “С подружками по ягоду ходить”).

Кто из персонажей оперы исполняет эту арию?

4. (Звучит в аудиозаписи фрагмент песни Леля “Туча со громом сговаривалась”). Кто из персонажей оперы исполняет эту песню?

6. Автор пьесы, которая легла в основу оперы?

8. Художник-декоратор, оформивший Московскую постановку спектакля в 1885 году?

10. Бог солнца, которому покланялись берендеи?

По горизонтали.

2. Кто подарил Снегурочке волшебный венок из душистых цветов?

3. (Звучит в аудиозаписи фрагмент каватины “На теплом синем море”).

Кто из персонажей оперы исполняет эту каватину?

5. (Звучит в аудиозаписи фрагмент каватины “Полна, полна чудес могучая природа”). Кто из персонажей оперы исполняет эту каватину?


Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Действующие лица

Партия Голос Исполнитель на премьере
10 февраля 1882
(Дирижёр: Эдуард Направник)
Исполнитель на премьере в Москве
(Большой театр, 1893)
(Дирижёр: Энрико Бевиньяни)
царь Берендей тенор Васильев 3-ий Антон Барцал
Бермята бас Михаил Корякин Степан Трезвинский
Весна-Красна меццо-сопрано Мария Каменская Александра Крутикова
Мороз бас Фёдор Стравинский Степан Власов
Снегурочка сопрано Феодосия Велинская Маргарита Эйхенвальд
Бобыль Бакула тенор Васильев 2-ой
Бобылиха меццо-сопрано Ольга Шрёдер Павленкова
Лель, пастух контральто Анна Бичурина Лидия Звягина
Купава, дочь богатого слобожанина сопрано Мария Макарова Мария Дейша-Сионицкая
Мизгирь, торговый гость из Посада Берендеева баритон Ипполит Прянишников Богомир Корсов
1-ый бирюч тенор Павел Дюжиков
2-ой бирюч бас Владимир Майборода
Царский отрок меццо-сопрано
Леший тенор Владимир Соболев
Масленица, соломенное чучело бас
Хор, без пения: Свита Весны, птицы, свита Царя, берендеи обоего пола и всякого возраста, бояре и боярыни, гусляры, скоморохи, гудочники, волынщики, пастухи, парни и девушки, лешие, цветы

Постановки

Аудиозаписи



Снегурочка — Вера Фирсова, Весна — Вероника Борисенко, Мороз — Алексей Кривченя, Царь Берендей — Иван Козловский, Лель — Лариса Авдеева, Купава — Галина Вишневская, Мизгирь — Юрий Галкин, оркестр и хор Большого театра СССР, дирижер — Евгений Светланов, 1957 год.

Ссылки

  • Оперы по алфавиту
  • Оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова
  • Оперы на русском языке
  • Оперы 1881 года
  • Оперы по произведениям Островского

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Снегурочка (опера)" в других словарях:

Снегурочка (пьеса) — У этого термина существуют и другие значения, см. Снегурочка (значения). Снегурочка Жанр: пьеса Автор: Александр Николаевич Островский Язык оригинала: русский Год написания: 1 … Википедия

ОПЕРА — драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

Опера — (итал. opera, букв. труд, дело, сочинение) род муз. драм. произведения. О. основана на синтезе слова, сценич. действия и музыки. В отличие от разл. видов драм. т ра, где музыка выполняет служебные, прикладные функции, в О. она становится… … Музыкальная энциклопедия

Опера — (итал. opera, буквально сочинение, от лат. opera труд, изделие, произведение) жанр музыкально драматического искусства. Литературная основа О. (Либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в формах вокальной … Большая советская энциклопедия

СНЕГУРОЧКА — Внучка Деда Мороза*, красивая и очень добрая девочка, с конца ХIХ в. один из самых популярных и любимых персонажей новогоднего праздника в России. Снегурочка появляется только перед Новым годом*, сопровождая Деда Мороза, который идет на праздник… … Лингвострановедческий словарь

Опера Зимина — Сергей Зимин Дата рождения: 20 июня (3 июля) 1875 Место рождения: селo Зуево, Богородский уезд, Московская губерния Дата смерти: 26 августа 1942 … Википедия

Опера С. Зимина — Сергей Зимин Дата рождения: 20 июня (3 июля) 1875 Место рождения: селo Зуево, Богородский уезд, Московская губерния Дата смерти: 26 августа 1942 … Википедия

опера — ы, ж. 1) только ед. Жанр музыкально драматического искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку и вокальную (сольную и хоровую), сценическое искусство и декоративное. Лирическая опера. Английская балладная опера (разновидность… … Популярный словарь русского языка

ОПЕРА — Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры. Начался спектакль, в котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое… … Музыкальный словарь

Читайте также: