Синтез искусств в балете создание балетного спектакля сообщение

Обновлено: 30.06.2024

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

1. Как рождается чудо спектакля Балет, будучи искусством синтетическим, объединяет в себе все виды художественного творчества: хореографию, музыку, драматургию, изобразительное искусство. В балете различные виды искусства не существуют сами по себе: в претворенном виде они взаимодействуют с хореографией, подчиняются её законам. Э.Дега. Голубые танцовщицы.

Балет и драматургия В основе балета лежит драматургия, под которой мы подразумеваем сюжетный и смысловой конфликт, заложенный в музыкально-хореографическом действии. Балетная драматургия определяется либретто, которое опирается на литературное произведение. Автор либретто кратко излагает сюжет, идею, конфликт, особенности характеров героев будущего хореографического представления. Сценарная драматургия разрабатывается с учетом специфических особенностей этого искусства (отсутствие диалогов).

БАЛЕТ И ХУДОЖНИК Неотъемлемым и органичным компонентом балетного спектакля является изобразительное искусство. Очень часто работы художника-декоратора во многом решала судьбу спектакля. От художника в балете требуется живописное решение спектакля, строящееся по законам движения, динамики, на основе сложных цветовых соотношений. Красочное богатство живописных фонов превращает балетный спектакль в яркое, незабываемое зрелище.

БАЛЕТ И ТАНЦОВНИК (АКТЕР) Огромную роль в воплощении сценического замысла играет актёр (танцовщик). Хороший артист – это не просто исполнитель, но и равноправный творец художественного образа спектакля. А.Павлова, В.Нежинский, Г.Уланова, Р.Нуреев, М.Плисецкая, Е.Максимова, В.Васильев.

Музыку к балету написал Стравинский, а хореографию разработал М.М.Фокин. Музыку к балету написал Стравинский, а хореографию разработал М.М.Фокин. Написать литературный сценарий и создать живописный образ спектакля (декорации и костюмы) было поручено художнику А.Н.Бенуа. Либретто Бенуа сочинял, когда музыка к балету ещё не была закончена, тем удивительнее было, что она полностью совпала с его литературной программой. Главными исполнителями партий стали В.Нижинский (Петрушка), Т.Карсавина (Балерина) и А.А.Орлов (Арап).

Основное внимание И.Стравинский сосредоточил на глубокой психологической драме любимого народного героя Петрушки, безнадежно влюбленного в глупенькую Балерину, отдающую предпочтение самодовольному Арапу. Основное внимание И.Стравинский сосредоточил на глубокой психологической драме любимого народного героя Петрушки, безнадежно влюбленного в глупенькую Балерину, отдающую предпочтение самодовольному Арапу. Балет начинался жанровыми сценами ярмарки на Адмиралтейской площади в Петербурге 1830г. Пляски ряженых, скоморохов сменяли друг друга на сцене.

Глубокий психологизм музыки Стравинского обрел своё выражение и в декорациях и костюмах, созданных Александром Бенуа, ставших лучшими театральными произведениями художника. Силой своего искусства он воскресил старый Петербург с его персонажами, гуляньями, балаганами, модами, нравами и обычаями. Глубокий психологизм музыки Стравинского обрел своё выражение и в декорациях и костюмах, созданных Александром Бенуа, ставших лучшими театральными произведениями художника. Силой своего искусства он воскресил старый Петербург с его персонажами, гуляньями, балаганами, модами, нравами и обычаями. Он поставил на сцену ярмарочные балаганы и настоящую карусель.


В этой лекции речь будет идти о специфике искусства балета как творчества синтетического, представляющего собою органический комплекс различных искусств, их художественное слияние в едином образном целом, где ведущую и определяющую роль играет танец, хореография.

Рассматривая искусство балета, придется касаться и некоторых общеизвестных вещей, которых нельзя избежать, стремясь нарисовать полную и целостную картину. Такая картина пока еще не нарисована, и даже если она останется здесь незавершенной, то будут в ней и некоторые новые моменты.

В качестве конкретного материала при рассмотрении синтеза искусств в балетном спектакле будем опираться на отечественное искусство XX века, лишь иногда делая небольшие отступления. При этом речь будет идти о некоторых общих закономерностях.

Танцевальное искусство зародилось в глубокой древности. Оно возникло уже в первобытную эпоху как выражение радости людей по поводу успешного завершения их трудовой или военной деятельности. Нередко танец был основан на воспроизведении движений соответствующих родов деятельности. Он имел первоначально религиозно-магическое значение, был неотделим от обрядов.

В классовом обществе произошло разделение танца на народный и профессиональный. Народный танец долгое время сохранял связь с трудовыми процессами, культовыми и бытовыми обрядами. Таковы, например, танцевальные пантомимы в древнем Китае и Индии, древнегреческие дионисийские игры, русские масленичные игры и т.п. В танцах находили выражение чувства народа, особенности его национального характера, отражались различные стороны его жизни. Постепенно утрачивая прямую связь с трудом и обрядом, танец приобрел значение искусства, воплощающего красоту человека, многообразные состояния его духа. Уже в античности существовал профессиональный танец в качестве зрелища, аналогичного театральному.

С конца XVI века начал формироваться балет, сначала использовавшийся в виде интермедий в оперных и драматических представлениях мифологического характера, а в XVIII веке выделившийся в самостоятельное искусство. Но и после этого, на протяжении всей своей истории профессиональное искусство хореографии во многом опиралось на народный танец, заимствовало из него некоторые свои элементы.

Балет принято определять как вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах. Уже из этого определения явствует, что балет – искусство синтетическое, объединяющее в себе несколько видов художественного творчества: хореографию, музыку, драматургию, изобразительное искусство. Центром этого объединения является хореография. Балет – не механический конгломерат разных видов искусства, а их синтез, подчиненный хореографическому образу. Различные искусства существуют в балете не сами по себе, а в претворенном виде, в соподчинении и взаимодействии с хореографией.

Хореографический образ – это танцевально-пластическое воплощение жизненного содержания: настроения, чувства, состояния, действия, проникнутых мыслью и находящих свое проявление в особой системе выразительных движений человека. Через воплощение в танце мыслей и чувств балет идет к характерам и поступкам людей, к отображению их взаимоотношений и жизни в целом.

Уже в жизненной реальности человеческой пластике свойственны зачатки образной выразительности. В том, как человек движется, жестикулирует, действует и пластически реагирует на действия других людей, выражаются особенности его характера, строй чувств, своеобразие его личности.

Так создается специфический язык танцевального искусства. Создается он сначала стихийно, в самой танцевальной практике, а затем уже осознается, обобщается и становится достоянием теории и школы.

Балет и музыка.

Возникновение танца было бы невозможно, если бы на помощь пластике не приходила музыка. Она усиливает выразительность танцевальной пластики и дает ей эмоциональную и ритмическую основу. Танцевальное искусство изначально синтетично, ибо вне музыки оно не существует. У некоторых восточных и африканских народов есть танцы, идущие только под ритм ударных инструментов. Нередко одни лишь такие инструменты используются и сейчас в отдельных танцевальных номерах на эстраде, в конкурсах и на балетной сцене. Но ритм ударных инструментов – это тоже музыка, по крайней мере, существеннейшая сторона ее, и ударные инструменты – это музыкальные инструменты. Танцев же без всякого звукоритмического сопровождения, по сути дела, не бывает. Разве что это можно иногда сказать о полуотанцованной эстрадной пантомиме.

Будучи неотделим от музыки, танец, вместе с тем, всегда представляет собою зрелище, и это тоже составляет существенный момент его характеристики. Отсюда рождается необходимость его изобразительного оформления.

Образ танца дополняется характером костюмов, которые могут быть однородными или состоять из разнообразных групп. Временные ритмы танца переходят в его пространственную композицию. Рисунок танца, тем самым, сообразуется не только с музыкой, но и с закономерностями зримого орнаментального узора. Все это составляет зрелищную сторону танца.

В современной хореографии различается танец бытовой (народный и бальный), а также сценический (эстрадный и в балете). Балет – высшая форма хореографического искусства. Он возникает там, где на основе танца строится спектакль, хореография становится явлением театра.

Танец – искусство, развивающееся во времени, способное выражать не только состояния, но и поступки, действия. Танец, несущий действенное содержание, тем самым приобретает драматургическое значение. Танцевальная драматургия образует действенный стержень балета.

Под драматургией подразумевается сюжетный и смысловой конфликт, заложенный в определенной жизненной ситуации, развивающийся и разрешающийся на протяжении музыкально-хореографического действия. Балетная драматургия определяется сценарием и музыкой в их единстве. Она содержит в себе черты, близкие как драматическому театру, так и музыкальной драматургии.

Сценарий (либретто) балета обычно дает краткое словесное изложение идеи, сюжета, конфликта, характеров будущего спектакля. Поскольку балетный спектакль, в отличие от драматического спектакля, лишен диалога, словесного текста, сценарная драматургия существует в нем в претворенном виде, будучи воплощенной в музыке и в хореографии.

Сценарий дает для музыки общую драматургическую канву, описывает ход действия и помогает композитору и балетмейстеру в разъяснении характеров и идеи произведения. Но непосредственное течение действия во всех его эмоционально-смысловых подробностях и эмоционально-динамических сдвигах передается музыкой, при этом гораздо конкретнее и определеннее, чем было намечено в сценарии.

Балет как вид сценического искусства.


Балет представляет собой один из видов сценического искусства. Собственно, если в двух словах, балет это искусство показать спектакль с помощью музыкально-хореографических образов. Помимо этого, балет привлекателен тем, что в музыкальных образах проектируется еще и глубокий смысл, сюжет, замысел, в конце концов.

Как бы это странно не звучало, но классический балет построен на определенном замысле, передает определенные идеи, и, в общем-то, имеет четко продуманный ранее сюжет. Этого нельзя сказать о балете ХХ века, где смысл стал не всегда необходимым. Так, например, появляется бессюжетный балет, высшие масштабы драматургии которого целиком зациклены и крутятся вокруг музыки.

Но балет не ограничен определенными рамками, и поэтому совершенствуется с каждым годом. Так, например, в наше время балет это не только классические и народные танцы, используемые в балетных спектаклях. Так же сейчас в балете активно используются элементы восточных единоборств, используется во всю мощь гимнастика с акробатикой, а так же многие другие элементы современной спортивной культуры.

Балет — искусство на века

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:


19.1. И рождается чудо спектакля… Балет, будучи искусством синтетическим, объ.

19.1. И рождается чудо спектакля… Балет, будучи искусством синтетическим, объединяет в себе различные виды художественного творчества: хореографию, драматургию, музыку, изобразительное искусство. Теснейшая связь существует между балетом и литературой. В основе этих искусств лежит драматургия, под которой мы подразумеваем сюжетный и смысловой конфликт. Балетная драматургия определяется либретто. Начиная с ХIХ в. балетные спектакли создавались на основе литературных произведений.

Родство этих искусств дает основание для выделения в балете жанров, свойствен.

Родство этих искусств дает основание для выделения в балете жанров, свойственных литературе. Так, различают: эпико-драматический ("Спартак"), лирический ("Шопениана"), драматический ("Медный всадник"), лирико-драматический ("Лебединое озеро") и другие балетные жанры. Существуют и иные, более частные определения: балет-поэма ("Бахчисарайский фонтан"), балет-роман ("Анна Каренина"), балет-сказка ("Золушка") и другие. Спектакль "Анна Каренина" Спектакль "Лебединое озеро"

Глубокое внутренне родство обнаруживает балет с музыкой. Для хореографии в ба.

Глубокое внутренне родство обнаруживает балет с музыкой. Для хореографии в балетном спектакле музыка имеет содержательное и эмоциональное значение. Она определяет характер танца, его темп и ритм, драматическую выразительность. Неотъемлемым и органическим компонентом балетного спектакля является изобразительное искусство. От художника в балете требуется живописное решение спектакля, строящееся по законам динамики и движения. Также огромную роль в воплощении сценического замысла играет актер (танцовщик). Хороший артист – это не просто исполнитель, но и равноправный творец художественного образа спектакля. Важные составляющие балета

19.2. "Петрушка"– шедевр балетного искусства

19.2. "Петрушка"– шедевр балетного искусства



Как происходит рождение балетного шедевра? Разберемся на примере балета "Петр.

Как происходит рождение балетного шедевра? Разберемся на примере балета "Петрушка" (1911) Сергея Павловича Дягилева. Балет "Петрушка" стал ярчайшим примером синтеза искусств, о котором в те годы мечтали многие деятели культуры. Трудно поверить, но изначально балет даже не имел первоисточника. Исходный замысел принадлежал И. Ф. Стравинскому, который связывал его с Петрушкой – "вечным и несчастным героем ярмарок" во многих странах мира. Дягилев, воодушевленный идеями Стравинского, задумал ставить хореографический спектакль. Только с написанной И. Ф. Стравинским музыкой, поставленной М. М. Фокиным хореографией и созданными А. Н. Бенуа декорациями и костюмами начал вырисовываться определенный сюжет, начали добавляться новые персонажи.

Особое внимание Игорь Федорович Стравинский (1882 – 1971) сосредоточил на глу.

Особое внимание Игорь Федорович Стравинский (1882 – 1971) сосредоточил на глубокой психологической драме любимого народного героя Петрушки, влюбленного в глупенькую Балерину, отдающую предпочтение самодовольному Арапу. Стравинский гениально рассказывает о страданиях главного героя, доброго и озорного, на языке музыки. Композитор использовал множество новых приемов: улично-балаганный фольклор, оркестровка и свободное многоголосие. Можно смело сказать, что для "Петрушки" он создал целостный музыкальный язык, непосредственно связанный с русским бытом.

Р. Буль. Любовный треугольник: Арап, Балерина и Петрушка

Р. Буль. Любовный треугольник: Арап, Балерина и Петрушка

Балет начинался жанровыми сценами ярмарки на Адмиралтейской площади в Петербу.

Балет начинался жанровыми сценами ярмарки на Адмиралтейской площади в Петербурге в 1830-х гг. Пляски сменяли друг друга на сцене. Фокин поставленной хореографией прекрасно передал заданную оркестром атмосферу. Контрастом к оживленной ярмарке была вторая картина балета: в пустой и темной комнате из-за равнодушия Балерины плакал Петрушка. Новый контраст давала третья картина: заигрывание Арапа с Балериной в его комнате. Все сцены умело сменяют друг друга, будучи связанными по сюжету.

А. Н. Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации к первой картине балета.

А. Н. Бенуа. Комната Петрушки. Эскиз декорации ко второй картине балета. 1911

А. Н. Бенуа. Комната Петрушки. Эскиз декорации ко второй картине балета. 1911


А. Н. Бенуа. Комната Арапа. Эскиз декорации к третьей картине балета. 1911

А. Н. Бенуа. Комната Арапа. Эскиз декорации к третьей картине балета. 1911


И вот стремительно, уже на площади, разрастается ссора Петрушки и Арапа. Фина.

И вот стремительно, уже на площади, разрастается ссора Петрушки и Арапа. Финальный хоровод замедляет оживленное действие, готовя эффект внезапной кульминации. Петрушка погибает от сабли Арапа. Толпа покидает площадь, а погибший герой возрождается как мститель и объявляет борьбу за свои человеческие права. Именно так, в гротескной форме раскрывалась тема "маленького человека" – одна из важнейших тем русской литературы XIX века.

Глубокий психологизм музыки Стравинского обрел свое выражение и в декорациях.

Глубокий психологизм музыки Стравинского обрел свое выражение и в декорациях и костюмах, созданных Александром Николаевичем Бенуа (1870 – 1960), ставших лучшими театральными произведениями художника. Музыка "Петрушки" отражалась и в живописи художника. Силой искусства ему удалось воскресить старый Петербург с его персонажами, гуляньями и обычаями.


А. Н. Бенуа. Костюм Петрушки. 1911 А. Н. Бенуа. Костюм Арапа. 1911

А. Н. Бенуа. Костюм Петрушки. 1911 А. Н. Бенуа. Костюм Арапа. 1911

Балет "Петрушка" стал вершиной и хореографического мастерства М. М. Фокина. Д.

Балет "Петрушка" стал вершиной и хореографического мастерства М. М. Фокина. Для спектакля он стремился создать кукольные, ненатуральные движения, но в то же время в этих движениях выразить три совершенно разных характера и передать сюжет драмы так, чтобы он, несмотря на кукольный жест, заставлял зрителя чувствовать и сочувствовать.

Безусловно, триумфальных успех спектаклю принесли его главные исполнители, и.

Безусловно, триумфальных успех спектаклю принесли его главные исполнители, и прежде всего – Вацлав Фомич Нижинский (1889 – 1950), создавший удивительно трогательных "образ ярморочной куклы, в груди которой билось страдающее человеческое сердце". Нижинский сразу понял безграничные возможности образа и очень точно сумел передать особенности жестов своего героя. Ему удалось создать образ, ставший духовным символом русского народа, передать крайнее отчаяние, ревность, стремление к свободе и негодование на своего обидчика.

Не менее мастерски и впечатляюще сыграли свои роли Тамара Платоновна Карсавин.

В целом работа над спектаклем "Петрушка" являет собой блестящий пример подлин.

В целом работа над спектаклем "Петрушка" являет собой блестящий пример подлинного рождения шедевра. Не случайно Бенуа писал: "Этот трагический русский балет собрал в единое целое все глубинные национальные истоки и в музыке, и в живописи, и в русском характере одновременно явился грандиозным обобщением, метафорой безумного мира, жестокого и равнодушного к страданиям человеческой души. " Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911 год

"Балетная техника очень капризна и трудна. Овладение ею никогда не бывает лег.

"Балетная техника очень капризна и трудна. Овладение ею никогда не бывает легким – оно лишь бывает возможным. Чтобы "сделать" тело танцора, нужно так долго и неотступно, иногда до боли, работать над ним, столько сил уходит на то, чтобы поддерживать технику танца, что если не получать определенного удовлетворения от дисциплины и наказаний, то выдержать это напряжение невозможно." Агнес де Милль

Краткое описание документа:

Глубокое внутренне родство обнаруживает балет с музыкой. Для хореографии в балетном спектакле музыка имеет содержательное и эмоциональное значение. Она определяет характер танца, его темп и ритм, драматическую выразительность.

Неотъемлемым и органическим компонентом балетного спектакля является изобразительное искусство. От художника в балете требуется живописное решение спектакля, строящееся по законам динамики и движения.

Также огромную роль в воплощении сценического замысла играет актер (танцовщик). Хороший артист – это не просто исполнитель, но и равноправный творец художественного образа спектакля.


Балет, будучи искусством синтетическим, объединяет в себе различные виды художественного творчества: хореографию, драматургию, музыку, изобразительное искусство. Теснейшая связь существует между балетом и литературой.

Вопрос

В основе этих искусств лежит драматургия, под которой мы подразумеваем сюжетный и смысловой конфликт. Балетная драматургия определяется либретто. Начиная с ХIХ в. балетные спектакли создавались на основе литературных произведений.

Вопрос

Глубокое внутреннее родство обнаруживает балет с музыкой. Для хореографии в балетном спектакле музыка имеет содержательное и эмоциональное значение. Она определяет характер танца, его темп и ритм, драматическую выразительность. Неотъемлемым и органическим компонентом балетного спектакля является изобразительное искусство. От художника в балете требуется живописное решение спектакля, строящееся по законам динамики и движения. Художник- создатель декораций и костюмов для балетного спектакля. Также огромную роль в воплощении сценического замысла играет актер (танцовщик). Хороший артист – это не просто исполнитель, но и равноправный творец художественного образа спектакля. Это важные составляющие балета.

Главной задачей при сочинении балета является создание драматургии в музыке и хореографии. Кроме композитора и балетмейстера, этого никто сделать не может.

Бывает, что на основе либретто (сценария) композитор пишет балетную музыку, а может и сама музыка подскажет создателю (балетмейстеру) содержание будущего танцевального произведения.

Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Неимоверно велика роль музыки в спектакле, какая музыка – таковы и персонажи; она отражает все происходящие в сюжете события и обогащает его содержанием музыкальных образов. В результате воплощения содержания сценария и музыки возникает музыкальная драматургия балета – основа для создания хореографии.

Вопрос

Родство этих искусств дает основание для выделения в балете жанров, свойственных литературе.

Так, различают: эпико-драматический ("Спартак"),

драматический ("Медный всадник"),

лирико-драматический ("Лебединое озеро") и другие балетные жанры.


"Петрушка"– шедевр балетного искусства


Вопрос

Как происходит рождение балетного шедевра? Разберемся на примере балета "Петрушка" (1911) Сергея Павловича Дягилева. Балет "Петрушка" стал ярчайшим примером синтеза искусств, о котором в те годы мечтали многие деятели культуры. Трудно поверить, но изначально балет даже не имел первоисточника. Исходный замысел принадлежал И. Ф. Стравинскому, который связывал его с Петрушкой – "вечным и несчастным героем ярмарок" во многих странах мира. Дягилев, воодушевленный идеями Стравинского, задумал ставить хореографический спектакль. Только с написанной И. Ф. Стравинским музыкой, поставленной М. М. Фокиным хореографией и созданными А. Н. Бенуа декорациями и костюмами начал вырисовываться определенный сюжет, начали добавляться новые персонажи. Особое внимание Игорь Федорович Стравинский (1882 – 1971) сосредоточил на глубокой психологической драме любимого народного героя Петрушки, влюбленного в глупенькую Балерину, отдающую предпочтение самодовольному Арапу. Стравинский гениально рассказывает о страданиях главного героя, доброго и озорного, на языке музыки. Композитор использовал множество новых приемов: улично-балаганный фольклор, оркестровка и свободное многоголосие. Можно смело сказать, что для "Петрушки" он создал целостный музыкальный язык, непосредственно связанный с русским бытом.

Балет начинался жанровыми сценами ярмарки на Адмиралтейской площади в Петербурге в 1830-х гг. Пляски сменяли друг друга на сцене. Фокин поставленной хореографией прекрасно передал заданную оркестром атмосферу. Контрастом к оживленной ярмарке была вторая картина балета: в пустой и темной комнате из-за равнодушия Балерины плакал Петрушка. Новый контраст давала третья картина: заигрывание Арапа с Балериной в его комнате. Все сцены умело сменяют друг друга, будучи связанными по сюжету.




А. Н. Бенуа. Комната Петрушки. Эскиз декорации ко второй картине балета. 1911



А. Н. Бенуа. Комната Арапа. Эскиз декорации к третьей картине балета. 1911

И вот стремительно, уже на площади, разрастается ссора Петрушки и Арапа. Финальный хоровод замедляет оживленное действие, готовя эффект внезапной кульминации. Петрушка погибает от сабли Арапа. Толпа покидает площадь, а погибший герой возрождается как мститель и объявляет борьбу за свои человеческие права. Именно так, в гротескной форме раскрывалась тема "маленького человека" – одна из важнейших тем русской литературы XIX века. Глубокий психологизм музыки Стравинского обрел свое выражение и в декорациях и костюмах, созданных Александром Николаевичем Бенуа (1870 – 1960), ставших лучшими театральными произведениями художника. Музыка "Петрушки" отражалась и в живописи художника. Силой искусства ему удалось воскресить старый Петербург с его персонажами, гуляньями и обычаями.


Вопрос

Балет "Петрушка" стал вершиной и хореографического мастерства М. М. Фокина. Для спектакля он стремился создать кукольные, ненатуральные движения, но в то же время в этих движениях выразить три совершенно разных характера и передать сюжет драмы так, чтобы он, несмотря на кукольный жест, заставлял зрителя чувствовать и сочувствовать.

Вопрос

Безусловно, триумфальных успех спектаклю принесли его главные исполнители, и прежде всего – Вацлав Фомич Нижинский (1889 – 1950), создавший удивительно трогательный образ ярморочной куклы, в груди которой билось страдающее человеческое сердце". Нижинский сразу понял безграничные возможности образа и очень точно сумел передать особенности жестов своего героя. Ему удалось создать образ, ставший духовным символом русского народа, передать крайнее отчаяние, ревность, стремление к свободе и негодование на своего обидчика.

Не менее мастерски и впечатляюще сыграли свои роли Тамара Платоновна Карсавина (1885 – 1978), исполнявшая роль куклы-балерины, и один из лучший танцоров того времени Александр Александрович Орлов (1889 – 1974), сыгравший Арапа. Каждый точно воспроизвел характер своего героя. Прекрасное исполнение этих двух людей по праву до сих пор остается никем не превзойденным.

В целом работа над спектаклем "Петрушка" являет собой блестящий пример подлинного рождения шедевра. Не случайно Бенуа писал: "Этот трагический русский балет собрал в единое целое все глубинные национальные истоки и в музыке, и в живописи, и в русском характере одновременно явился грандиозным обобщением, метафорой безумного мира, жестокого и равнодушного к страданиям человеческой души.

Читайте также: