Шведская церковь святой екатерины сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Одной из красивейших улиц Петербурга является Малая Конюшенная. Здесь расположился небольшой участок западной Европы с мощенными мостовыми, аккуратными фасадами домов с цветами на балкона, кафе, магазинчиками и архитектурными статуэтками.

Чем-то напоминает улицы скандинавских стран. Здесь находится консульство Швеции и церковь.

В Северной войне, Россия вышла победительницей. Как победитель она получила несколько городов. Один из них шведский Ниен. Часть жителей города решила остаться на прежнем месте жительства и приняла подданство России. Так образовалась скандинавская община Петербурга. По просьбе общины царствующая Анна Иоановна дала согласие на предоставление земли под строительство шведской церкви.

Архитектурную часть новой церкви разработал стал известный архитектор Юрий Фельтен. Строительство было завершено во второй половине семнадцатого века. Через сто лет здание пришло в аварийное состояние и община приняла решение о перестройке. На этот раз проект возглавил Карл Андерсен. Были построены церковь и шведский дом.

В девятнадцатом веке административное здание шведской общины было перестроено. Переделку возглавил Фёдор Лидваль. Архитектор имел шведские корни и внёс в проект новые веяния в архитектуре под названием северный модерн. В настоящее время шведский дом Лидваля заняло генконсульство северной страны. Нужно отдать должное шведам, в том что они помнят всех архитекторов трудившихся в этом проекте, им посвящена мемориальная доска на фасаде.

Романский стиль подходит шведской церкви. Внешние стены окрашены в жёлтые и вишневые оттенки. Характерные розы украшают храм с трех сторон. Самая большая расположена в центре, остальные по бокам. Высокие окна и искусный северный орнамент придают храму неповторимую индивидуальность. На праздничных богослужениях в храм приходит большое количество верующих. До Октябрьской революцией приход насчитывал 5000 верующих. Это шведы и другие представители прибалтийских и северных европейских народов.

Советские непростые времена

Советская власть не обошла стороной шведскую церковь. Её закрыли в середине тридцатых годов двадцатого века. Всё имущество, как по сценарию, разграбили. Внутри поставили перегородки и превратили в спортивную школу, устроив в залах для молебна спортзалы для тренировок, с разметками на дорогом штучном паркете.

Девяностые и двухтысячные

В девяностых богослужения были возобновлены. В начале двухтысячных отдали обратно лютеранам.

С двухтысячных начались работы по реставрации. В данный момент церковь, не смотря на продолжение реставрации, работает. Проходят богослужения, принимает читателей библиотека, функционируют детская воскресная школа и языковые курсы.

Отреставрированный алтарь предстал перед прихожанами во всем блеске и любимая картина о тайной вечере Иисуса заняла прежнее место. Не забыта икона и святой Екатерины, ведь все это построено в её честь.

Вообще шведы любят праздники и вкусно их устраивают. Взять к примеру день святой Люсии. Его они особо чтут, потому что по приданиям он несёт в себе победу света над тьмой. А королева Света Люсия по милости и доброте одаривает своим лучом любви всех нуждающихся. Его обычно устраивают в начале второй декады декабря. В нем принимает участие большое количество детей. Наверное это правильно. Милосердие и доброту прививают с детства. В этот день благотворительностью охватываются больницы, дома престарелых, хосписы и другие. Все кому необходимо тепло и внимание находят их в лице Люсии и её сподвижников.

Как и в старые времена, малая Швеция на Малой Конюшенной с удовольствием встретит любознательных путешественников.


Участок, где расположена Шведская церковь святой Екатерины, с 1733 года принадлежал шведско-финской общине. Финляндия в то время входила в состав Швеции, поэтому и петербургская община включала в себя представителей обеих наций. Выделению участка поспособствовала императрица Анна Иоанновна, которая дала на строительство храма 500 рублей и издала указ:

"По указу Ея императорского величества за подписанием собственныя Ея императорского величества руки на челобитной шведской и финской наций церковных прихожан велено под устроение их шведской церкви отвесть место на Адмиралтейском острову позади построенной вновь немецкой церкви. Того ради чрез сие Полицмейстерской канцелярии сообщается, чтоб об отводе одного места учинено было, как оной Ея императорского величества указ повелевает" [Цит. по: 2, с. 58].

Первый небольшой деревянный храм здесь был построен уже в 1734 году. Он стал носить имя Святой Анны, очевидно, в честь Анны Иоанновны. Первым главой этой церкви стал Густав Леванус. Пастор ввёл церковно-приходские книги, создал орган управления церковью. По его инициативе финские и шведские богослужения стали проводиться попеременно до и после полудня. Между финнами и шведами часто возникали разногласия, которые постепенно усугублялись. Известен случай, когда на подаренной церкви люстре написали: "Эту люстру Андреас Дейкман подарил шведскому приходу, но не финскому. Год 1744, 1 октября" [Цит. по: 2, с. 59].

Раскол общины произошёл в 1745 году, когда пастором церкви был Исаак Хоуберг. Шведы и финны поделили между собой территорию, разделив её стеной. Первым досталась сторона участка вдоль Малой Конюшенной улицы, которая тогда называлась Большой Рождественской. За вторыми остался старый деревянный храм со стороны Большой Конюшенной улицы. Первое время в стене существовала калитка, но в 1810 году её заделали.

Первоначально у шведов не было своего храма. Богослужения они проводили в одном из частных домов. Решение о строительстве новой шведской церкви было принято лишь в 1767 году. Для этого с помощью благотворительных взносов удалось собрать 7 000 рублей. Торжественная закладка храма произошла 17 мая 1767 года.

Для подхода к шведской церкви был проложен переулок, названный Шведским. На него выходил главный фасад храма. Церковное здание строилось до 1769 года по проекту архитектора Ю. М. Фельтена. В день воскресения Христова его освятили во имя святой Екатерины. Шведская церковь стала первым культовым сооружением этого зодчего.

Интерьер шведской церкви святой Екатерины украсили картины "Распятие" и "Тайная вечеря". Из наиболее ценных находящихся здесь предметов известно о серебряной купели, созданной шведским ювелиром Нильсоном Берквистом-старшим.

Для служителей церкви в 1771 году было построено здание на углу переулка и Большой Рождественской улицы, в 1792-1793 и 1821 годах - ещё два здания.

С 1801 по 1825 год пастором этого храма был Карл Таваст. Именно при нём здесь в 1824 году открыли церковную школу. Тавас весьма успешно вёл финансовые дела прихода, который в период его руководства сумел расплатиться по кредиту. Следующим пастором стал Эрик Густав Эрстрем, который был ещё и филологом, автором учебников по русскому языку. Эрстрем руководил приходом 10 лет. В 1847 году здесь открылся детский приют, в 1860-м - богадельня.

Приход шведской церкви постепенно разрастался. Её посещали рабочие завода Нобеля, служащие Финляндской железной дороги, персонал шведского посольства. Вместе с тем, храм вмещал в себя лишь 300 человек. Поэтому в 1863 году было решено возвести новое здание, отвечающее требованиям кафедрального собора. Разрешение на строительство новой церкви и займа в 150 000 рублей серебром сроком на 37 лет у российского правительства добился граф Александр Армфельт.

Закладка храма состоялась 28 июля 1863 года, а освящение - 28 ноября 1865. Строительство обошлось в 100 000 рублей, часть денег пожертвовал граф Армфельт, 5 000 рублей передал император Александр II. Исходя из этих сумм, непонятно почему для строительства брался кредит в размере именно 150 000 рублей.

Автором проекта новой шведской церкви стал архитектор Карл Карлович Андерсон. Главный фасад здания теперь расположился на Малой Конюшенной улице. Его фасад выдержан в формах романского стиля, так как он более всего характерен для протестантских храмов. Шведская церковь стала вмещать до 1 200 прихожан. Её интерьер был украшен произведениями эстонского художника Иоганна Келера. В стокгольмской газете "Прежде и теперь" в 1871 году о храме писали так:

"Внутренность церкви, начиная от поистине великолепного вестибюля, выдержана в строгом византийском стиле. Он повсюду прост и чист, лишён всяких излишеств и вычурности, однако и не создаёт ощущения пустоты. Все деревянные части окрашены под дуб. Колонны по обе стороны широкого, выстланного коврами прохода, ведущего от входных дверей прямо к алтарю, отлиты из железа, но покрыты составом, удивительно напоминающим гранит. Запрестольный образ изображает Христа на кресте и плачущих у его ног женщин. " [Цит. по: 2, с. 64].

В 1886 году должность пастора шведской церкви святой Екатерины занял Герман Каянус. При его руководстве численность прихожан достигла 7 000 человек. При нём открылся "Старушечий дом", а затем под опеку церкви попал приют для мальчиков.

Спустя десять лет после освящения шведской церкви святой Екатерины Женское общество пожертвовало деньги на приобретение нового органа. В 1890 году был произведён ремонт без значительных изменений в интерьере. В ризнице установили памятные доски, которые напоминали о посещениях храма известными личностями. Здесь были отмечены визиты в шведскую церковь императора Александра II 3 декабря 1871 года, короля Швеции и Норвегии Оскара II в 1875 году.


В 1901 году по инициативе Германа Каянуса появилось благотворительное общество для помощи бедным членам прихода. Он руководил приходом до своей смерти в 1913 году.

Перед революцией шведский приход насчитывал около 5 000 человек [2, с. 64]. Он состоял не только из шведов, но и из финнов, немцев, эстонцев, датчан и норвежцев. Среди прихожан были художники Б. Патерсен и К. П. Мазер, ювелиры Эстедт и Болин, архитекторы К. К. Андерсон, семья Нобелей, Лидвали, К. Г. Маннергейм. Карл Густав Маннергейм здесь венчался с Анастасией Араповой в мае 1891 года. Шведскую церковь посещали шведские короли Густав III, Густав IV Адольф, Оскар II, Густав V. 19 апреля (2 мая) 1892 года здесь крестили известную финско-шведскую поэтессу Эдит Сёдерган. Осенью 1902 года она поступила в соседнюю женскую гимназию.

При шведской церкви работали школы для мальчиков и девочек, воскресная школа. В 1911 году при храме был создан певческий союз - при обучении здесь уделялось много внимания пению.

3 июня 1918 года здание шведской церкви вместе со всем имуществом было национализировано и передано так называемой "двадцатке". Так в первые годы советской власти называли органы управления церковными приходами, которые составлялись из прихожан и состояли из двадцати человек (количество могло быть и другим). При этом "двадцатка" должна была официально зарегистрироваться. Важную роль в этом периоде жизни храма сыграл мирянин, взявший на себя роль пастора, Юн (иван Иванович) Тунельд. В марте 1920 года он был избран в церковный совет прихода, а в июле - его секретарём. Он нанимал на собственные средства сторожей и дворников, добивался хоть какого-то финансирования прихода.

В марте 1936 года распоряжением Ленсовета шведская церковь была закрыта и передана в распоряжение Ленжилуправления для использования под культурные цели. 9 декабря здание было передано "Комитету по делам физкультуры и спорта. для организации в нём городского гимнастического и атлетического клуба" [2]. Здесь был открыт Дом физической культуры имени Героя Советского Союза В. Я. Мягкова. Кроме того, в бывшем храме работала спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва по художественной гимнастике. В 1960 году объём здания разделило межэтажное перекрытие.

Богослужения в части шведской церкви святой Екатерины возобновились в 1991 году. Первое время шведскому приходу были отданы только несколько помещений, поэтому они соседствовали со спортивным клубом. Первое богослужение происходило в антураже спортивного зала, в котором баскетбольные щиты были завешаны простынями.

Окончательная передача здания Шведской церкви общине произошло в В 2002 году. При этом на паркете второго этажа продолжала сохраняться разметка баскетбольной площадки. К реставрации храма приступили спустя два года. Советом министерств северных стран церкви была подарена картина "Праздник середины лета", написанная в 1997 году Джанет Даглат и Петром Татарниковым. Здесь проходят богослужения на русском и шведском языках, работают библиотека, курсы шведского языка, воскресная школа. В Шведской церкви регулярно проходят концерты духовной и классической музыки, международные фестивали хорового искусства.

Сегодня здание принадлежит объединению Евангелическо-лютеранской церкви в России.

Эта организация (сокращенно называется ЕЛКРАС) отделилась совсем недавно отделилась от ЛЕЛЦ. Что такое ЛЕЛЦ?

История европейских конфессиональных течений так запутана, что можно только удивляться, как вообще сохранилось понятие европейского христианства.

Для жителей России разница между ЛЕЛЦ и ЕЛКРАС не больше, чем разница между племенем Динго и племенем Ящерицы, проживающие на соседних островах Океании.

А причем тут Шведская церковь Святой Екатерины?

Это здание на Конюшенной улице появилась в результате другого разделения европейских божественных конфессий.

Первоначально, когда на месте Санкт-Петербурга находился шведский город Ниеншанц, на его землях с середины 17 века монопольно справляли религиозные нужды представители лютерианской церкви.

С окончанием Северной войны город Ниеншанц потерял свое значение. Шведские верноподданные потянулись в новую столицу уже чужого государства.

Петр не держал зла, и сразу разрешил шведам построить для себя церковь. Но это была временная деревянная конструкция.

Через 20 лет уже императрица Анна Иоанновна подарила лютерианской общине ценнейший участок земли в начале Невского проспекта, где была поострена церковь Святой Анны.

Когда окончательно выяснилось, что русские обосновались на берегах Невы навсегда, в стане скандинавских лютериан произошел раскол.

Финская общественность пожелала отделиться от шведской. Но, так как Финляндия оказалась более приближенной к престолу, то козырное место осталось за ней. А шведской ветви пришлось начинать все сначала.

Место для новой церкви было выделено хоть и в 200 метрах от Невского, но ровно настолько же ближе к Императорскому Зимнему дворцу.

Стоит напомнить, что произошло это спустя ровно год, после очередного поражения Швеции, которую она начала против России в 1741 и признала свое поражение в 1743 году. Войне, которой предшествовали 20 лет неспокойного мира, заключенного с Петром в 1721 году.

Как бы там ни было, приход не страдал от политических и военных трений между странами. Церковь Святой Екатерины построили быстро, и, кстати, оно стало центром религиозного притяжения Не только шведов (Нобели), но и финнов (в ней венчался Карл Маннергейм).

Работали приходская школа, детский приют (раздельно для девочек и мальчиков), богадельня и благотворительное учреждение.

До нас не дошел вариант, созданный архитектором Фельтеном в конце 60-х годов 18 века.

То здание, которое мы наблюдаем сегодня, это более поздняя постройка, которую возвели ровно спустя 100 лет.

Кстати, император Александр II подарил приходу 5 тысяч рублей на это строительство.

Традиционно для большевиков – в середине 30-х годов церковь закрыли.

Но сейчас здание было снова передано лютерианской общине.

Адрес:

Санкт-Петербург, Малая Конюшенная, дом 1-3

Как добраться:

Метро Гостиный двор. Выход на канал Грибоедова. Пройти вперед по Невскому проспекту 100 метров. На Малой Конюшенной повернуть направо. По улице еще 200 метров.

фото

Указ императрицы
Анны Иоанновны,
выделяющий шведско-финским
прихожанам участок для
строительства церкви.
Копия 1762 г.

фото

Церковь,
построенная
по проекту
Фельтена

фото

План участков
шведского и
финского приходов
из книги Эрстрёма

фото

Здание шведской церкови.
Фото 1900-х. гг.

фото

фото

Алтарь церкви
в начале XX в.

фото

фото

фото

Участок приходу был выделен во времена императрицы Анны Иоанновны.

В результате противоречий, возникших между шведско- и финскоязычными прихожанами, произошел раскол прихода, и участок был разделен по продольной линии: шведскому приходу досталась часть, выходящая на Малую Конюшенную улицу, а финскому - на Большую Конюшенную.

17 мая 1767 г. был заложен камень в основание шведской церкви. Церковь была построена по проекту арх. Фельтена и освящена в 1762 г. во имя св. Екатерины Александрийской - покровительницы российской императрицы Екатерины Великой, оказавшей поддержку при строительстве храма. Церковь была построена в Шведском переулке, соединяющем Большую и Малую Конюшенные улицы.

В 1826 г. должность пастора в приходе св. Екатерины занял Эрик Густав Эрстрём, который внес большой вклад в деятельность прихода и в изучение его истории с самого основания. В 1829 г. в Або (ныне Турку) вышла его книга "Историческое описание приходов св. Екатерины и св. Марии, или Шведского и Финского приходов в Санкт-Петербурге". Это систематическое изложение пребывания шведов и финнов в Петербурге в XVIII - начале XIX вв.

В этой книге приведен план, на котором видно, как шведский и финский участки отделены друг от друга сараями.

(информация со стенда в церкви)

фото

фото

фото

фото

В 1863-1865 гг. было возведено новое здание в псевдо-романском стиле.

При церкви действовали школа, два приюта и богадельня.

Церковь была закрыта в 1936 г, здание переходило от одного хозяина к другому, интерьер серьезно пострадал.

В 1939 г. в переоборудованном здании кирхи открылся Дом физкультуры им. В. Мягкова. (В. Мягков - Герой Советского Союза, чемпион СССР по лыжному спорту, погиб во время войны в 1940 г.).

До 2000 г. принадлежало студенческому спортивному обществу "Буревестник".

В 1991 г. в части здания возобновились богослужения, а в 2003 г. церковь полностью возвращена верующим.

Треугольное увенчание трехчастного фасада, большой портал с колоннами, окно в форме розы над порталом указывают на влияние романского зодчества.

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

фото

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (7802363000).

Читайте также: