Сделать сообщение о народных праздничных костюмах народы поволжья

Обновлено: 25.06.2024

Оценить 2056 0

Национальные костюмы народов Среднего Поволжья (русские, чуваши, мордва, татары)

Русский национальный костюм

Женский костюм — это рубаха и сарафан или рубаха с поневой. Поверх рубах надевали сарафан — то строгий, прямой, то пышный, объемный. женский костюм завершали душегрея, либо шугай. Поверх рубах носили нарукавники, шушпан, коротай, навершник, представляющие собой плечевую одежду типа кофточки из различных тканей с богатой отделкой.

Основными частями мужской одежды были рубаха, порты, пояс, сермяга.

Рубаха -косоворотка имела цельнокроеные рукава с прямоугольной проймой

Порты —свободной формы, из грубых тканей, часто с рисунком в полоску. Их носили заправленными в обувь. А на ногах носили лапти, плетенные из лыка липы, с обмотками из холста — онучами, которыми обматывали ногу до колена.

Домотканый кафтан из грубого некрашеного сукна назывался СЕРМЯГОЙ.

Верхнюю одежду выполняли из грубого холста, сукна естественного цвета. Она была очень проста по крою, иногда без застежек, назапах, подпоясывалась поясом. Зимой носили тулупы из овчины, нагольные или покрытые сверху тканью. Полушубок — короткая зимняя одежда, длиной до колен, приталенная, плотно облегающая верхнюю часть фигуры. Его украшали цветными строчками, кантами, тесьмой.

Татарский национальный костюм

Татарский костюм, как общенациональная форма одежды, сложился в середине XVIII-начале XIX вв. Это, прежде всего, свободные рубахи - кульмэк, шаровары с широким шагом, камзолы, казакины в талию, бешметы, прямоспинные чекмени, покрой которых сохранил основные черты одежды тюркских народов. Это относится и к заостренным кверху, закругленным головным уборам из войлока, меха и ткани, а также узорной кожаной обуви.

И мужчины и женщины в качестве основы своего костюма носили широкие, длинные рубахи (күлмәк), похожие на тунику, и штаны (ыштан), которые, как правило, изготавливались из сравнительно легких тканей. Поверх этого они одевали длинную со сплошным остовом распашную верхнюю одежду, не имеющую застежек. Именно поэтому, обязательным элементом традиционной верхней одежды татарина являлся пояс, изготовленный из ткани, связанный из шерсти, а иногда и просто самотканый. Вообще, костюмы женщин отличались от мужских лишь массивными наносными, нагрудными и наручными украшениями и сложными головными уборами, как правило, сочетающимися с покрывалами.

Мордовский национальный костюм.

Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха панар туникообразного типа без воротника. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом — каркс с кисточками на концах — цёкт. У мокши рубаха панар дополнялась доходившими почти до щиколоток штанами покст.

Мордовский мужской костюм был таким же, как и одежда, которую носили русские мужчины. Именно это отмечали все контактировавшие с мордовским народом путешественники и исследователи прошлого и оставившие свои записи.

Чувашский национальный костюм.

В основе чувашского женского костюма лежит туникообразная рубаха – кепе и штаны с широким шагом – йем. Рубаха богата украшалась вышивкой и носилась с напуском на талии. На рубаху надевали фартук – запон. Женщины украшали себя подвесками из монет и металлическими бляхами. Девичий головной убор – тухья представлял собой конусообразную шапочку с тикой и наушниками, на концах которых прикреплены тесёмками. Чувашские женщины носили разного рода платки (туттар).
Чувашский женский костюм характеризовался большим количеством разнообразных украшений – шейных, нагрудных, поясных.

Чувашская мужская одежда более простая по сравнению с женской, уже со второй половины XIX века в связи с отходничеством быстро утратила традиционные черты и приобрела городской характер. Мужчины носили кӗпе ( рубашка ), йӗм ( штаны ), сапоги , валенки , лапти, шляпу , а жених — ҫулӗк, кӗрÿ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой), в руке держал саламат (нагайку). Мальчиков одевали идентично взрослым, но без принадлежностей ритуального характера.

Головные уборы народов Среднего Поволжья

Русский национальный головной убор

В русском народном костюме женскому головному убору уделялось особое внимание. Девичий головной убор выглядел на голове в виде обруча или перевязки.

Перевязка. Делалась из полоски ткани — парчи, золотой вышивки и т.п., а концы завязывались, иногда бантом, или из платка, свернутого и повязанного вокруг головы с завязанными и свисающими сзади концами.

Венок. Разновидность обруча. Обруч декорировался как искусственными, так и живыми цветами

Нижняя часть кичкообразного головного убора, имевшая твердую основу, которая придавала головному убору форму.


В отличие от повседневного головного убора (сороки или платка), был сначала только праздничным головным убором.

Татарский национальный головной убор
К мужским уборам отно­сится тюбетейка (тубятай), представляющая собой неболь­шую, надеваемую на макушку шапочку , поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (бурек), войлочные шляпы (тула эшляпа), ритуальные уборы (чал­ма).

Женские головные уборы имели шапкообразную или калфакообразную форму.

Косы располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чяч тянкясе).
Наиболее ранними из них были шапочки с открытым верхом (тайка) и калфак шапочки с закрытым верхом (такыя, тупый).

Чувашский национальный головной убор (Тухья, сурпан)

Головные уборы чувашских женщин можно обьединить в следующие группы: платки, полотенца, покрывала, шлемообразные шапки и конусообразные головные уборы.

Особый интерес из старинных головных уборов представляет девичий головной убор – тухья, символизирующий девственность. Тухья – шапочка – шлем из ткани или кожи, шитый бисером или монетами с твердой металлической шишечкой наверху. Сбоку прикреплялся хвост.

Следующая деталь головного убора - головное полотенце (хушпу).

Мордовский национальный головной убор

Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению. Мокшанские головные уборы у женщин называвшиеся панга, златной — представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распространены уборы типа полотенец или платков. В ряде районов у замужних женщин они повязывались таким образом, что напоминали рога — кодафкс. В церковь девушки надевали своеобразный головной убор, состоявший из короткого полотенца с узорными концами.

Народы Поволжья живут по среднему течению реки Волги и ее притокам, а также в Приуралье. Их можно разделить на две группы: народы финно-угор­ской языковой группы — удмурты, коми, мордва, марийцы, а также народы, относящиеся к тюркской языковой группе, — чуваши, татары, башкиры. Каж­дый народ имеет свою особую материальную и духовную культуру, но наряду с этим вследствие общности экономического развития и исторических судеб — и ряд единых черт в различных сферах, в частности в костюме.

Виды и формы одежды. Текстиль. Для изготовления одежды жители Повол­жья и Приуралья применяли домотканину из конопли, льна, шерсти. Шили также одежду из покупной фабричной ткани: шелка, бархата, сукна и меха.

Мужская одежда рано утратила самобытные черты и повсеместно была срав­нительно однородной. В ней были заметны различия не столько этнические, сколько социальные и отчасти возрастные. Во многих местностях мужская одежда была заменена одеждой русского типа.

В женской одежде дольше сохранялось национальное своеобразие. Основной частью женского костюма являлась рубаха туникообразного покроя. Она орна­ментировалась вышивкой, располагавшейся на груди, рукавах и по подолу. От­делка рубах различалась по возрастным группам и этнической принадлежности.

Поверх рубахи, которая была не только нательной, но и верхней одеждой, носили распашную одежду в виде кафтана. Одежда обычно подпоясывалась тканым поясом с целым набором подвесок, кистей, полотенец.


Головные уборы часто украшались бисером, металлическими бляшками, серебряными монетами. Женские и девичьи головные уборы различались по форме.

Неотъемлемой частью всех женских костюмов являлись бисерные шейные и нагрудные украшения, а также орнаментированные передники.

Самой распространенной летней обувью были лапти из лыка или бересты; зимой носили валенки или кожаные сапоги.

Большое распространение имела вышивка, особенно в одежде марийцев, мордвы, чувашей, удмуртов. Она выполнялась в основном шелком или шер­стью домашнего крашения чаще всего натуральными красителями раститель­ного или минерального происхождения. Во второй половине XIX в. в обиход вошли анилиновые красители, которые расширили и обогатили цветовую па­литру вышивок. Для вышивки народов Волго-Камского бассейна характерны геометризированные типы орнамента.

В характере вышивки отражались национальные особенности.

Костюм марийцев. Традиционная одежда марийских женщин (рис. Х.16, Х.17) — рубаха туникообразного покроя (тувьер), штаны (йолаш), распашной летний кафтан (шовыр). Его носили как женщины, так и мужчины. Женщины носили также поясное полотенце (солык — пояс).

Кафтан, который надевался поверх рубахи, делался из отбеленного коноп­ляного или льняного холста. В конце XIX в. кафтаны делались из пестряди. Про­изводство пестряди получило развитие после появления фабричной пряжи. Каф­таны украшались кумачовыми лентами и вышивкой, которая располагалась на груди, спине, бортам и подолу, а также вдоль кумачовых лент. Носили также передник из цветной ткани.

Головной убор считался символом семейного положения женщины. Если девушка могла ходить с непокрытой головой, то женщина должна была по­крывать голову. Самый старинный из дошедших до нас головных уборов — шурка — изготавливался на твердой основе из бересты, украшался монетами, вышивкой, бусами, бисером, кистями. В XIX в. шурка вышла из употребления и использовалась только в качестве свадебного головного убора. Кроме шурки существовали другие головные уборы: конусовидный колпак с затылочной ло­пастью (см. рис. Х.17), надеваемый на берестяной каркас; шимакш, представ­ляющий собой конусообразный башлык, сплошь покрытый вышивкой (рис. Х.20); сорока, заимствованная у русских; шархан — головное полотенце с очельем.

Особой нарядностью отличались нагрудные женские украшения, укреплен­ные на ткани, покрытой металлическими и бисерными нашивками, бусами, подвесками из монет, ярких пуговиц и т.д. (рис. Х.21). Блестящие монеты ши­роко использовались в украшении женской одежды народов Поволжья. Они являлись символом солнца; кроме того, считалось, что звон серебра отгоняет злых духов. Полный комплект украшений марийской женщины весил до 30 кг.

Среди материалов для украшения женской одежды особенно интересными являются подвески из раковин каури. Их привозили из тропических стран и за сходство со змеиной головой называли ужовками.

На ногах носили лапти, кожаные сапоги, валенки.

Костюм мордвы. Коренное население Мордовии — мордва — состоит из двух этнических групп: мордва-эрзя и мордва-мокша. Каждая группа имеет свой язык. В костюме, который в своей основе един, также можно выделить эрзян­ский и мокшанский подтипы.

Как и у всех финно-угорских народов, основу мордовского костюма состав­ляла туникообразная рубаха из конопляного полотна.


Для мордовских рубах характерен глубокий треугольный вырез горловины (рис. Х.22, Х.23). И вырез горловины, и края рукавов, и подол отделывались вышивкой. Расцветка мордовской вышивки включает черный цвет с синим оттенком и темно-красный как основные тона; зеленый и желтый добавлялись в виде вкраплений, оживляющих вышивку.

Особенно красиво отделывались вышивкой свадебные и праздничные рубахи.

В качестве свадебного костюма мордва-мокша надевали сразу несколько рубах, из которых каждая последующая была короче предыдущей, чтобы был виден вышитый край каждой рубахи (рис. Х.24).

рубаха увеличивали объем фигуры, особенно в области бедер. Более стройной фигуру делали вертикальные полосы и высокий головной убор.

Для эрзянок типичны были высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блестками. Передняя часть головного убора напоминала рог. Мокшанки носили двурогие головные уборы, а также тюрбанообразные повязки.

Поверх рубахи по праздникам надевали распашную одежду из посконного холста, богато украшенную вышивкой.

Кожаные сапожки мордовок имели наглухо закрепленные сборки и острые носы, верх их обшивался красным сафьяном. Повседневной обувью служили лыковые лапти.

Татарский костюм. Татары — самый многочисленный народ Поволжья. Они делятся на три этнотерриториальные группы: волго-уральские, сибирские и астраханские. Волго-уральские (казанские) — наиболее многочисленная этни­ческая группа татар.

Татары раньше других народов Поволжья стали применять для изготовле­ния одежды фабричный материал — ситец, сатин, кумач, шелк и бархат. К се­редине XIX в. только в некоторых местах использовали для пошива одежды домотканину в виде пестряди.

Нижней одеждой и мужчин, и женщин служила широкая и длинная рубаха туникообразного покроя (кулмэк), которая носилась без пояса, и штаны, широкие, свободного покроя, так называемые штаны с широким шагом.

Женская рубаха по виду приближалась к городскому платью — украшалась воланами и мелкими сборками (рис. Х.26, Х.27). Нагрудная часть рубахи оформ­лялась аппликацией или рюшами, причем декор располагался на груди дуго­образно. Иногда в оформлении рубах использовалась тамбурная вышивка (цве­точно-растительный орнамент) или художественное ткачество (геометриче­ский орнамент).

Поверх рубахи и мужчины, и женщины носили камзол с короткими рука­вами или безрукавный. Камзол был распашной, с приталенной спинкой. Жен­ские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу тесьмой или мехом. Мужчины поверх камзола носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. Его шили из фабричной полосатой или однотонной ткани (чаще всего тяжелой полушелко­вой) и подпоясывали кушаком. В холодное время носили крытые или дубленые шубы, а также бешметы и чекмени.


Головной убор мужчин — тюбетейка различной формы: четырехклинная, полусферическая или в виде усеченного конуса. Праздничная бархатная тюбе­тейка вышивалась тамбурной, гладьевой (чаще всего золотошвейной) вышив­кой. Поверх тюбетейки в холодное время надевали меховую или просто стега­ную шапку, а летом — войлочную с опущенными полями шляпу.

Женские головные уборы делились на уборы девичьи и замужних женщин. Девичьи головные уборы имели вид шапок. Особенно был распространен кал-фак, представляющий собой длинный колпак, к концу которого пришивалась кисть (см. рис. Х.26). Замужние женщины носили различные покрывала (поло-тенцеобразные или в виде платка), которые позволяли покрывать не только голову, но и нижнюю часть лица, а также стан (рис. Х.28).

Для украшения в большом количестве использовали ювелирные изделия: крупные миндалевидные серьги, нагрудные украшения — воротниковую за­стежку с подвесками, широкие эффектные браслеты. В основном украшения изготовлялись из серебра с драгоценными и полудрагоценными камнями.

Башкирский костюм. Башкиры издавна жили на границе Европы и Азии. Первые письменные упоминания о них относятся к IX в. Скотоводство было основным их занятием. Свой полукочевой скотоводческий уклад они сохраня­ли долгое время, что обусловило выбор материалов для изготовления одеж­ды — шкуры, кожа, шерсть.

Нательную одежду они раньше других народов Поволжья начали шить из покупных тканей (среднеазиатских и русских). Те же башкиры, которые рано


перешли на оседлый образ жизни, изготавливали одежду из крапивного и ко­нопляного полотна.

Для зимней одежды использовали мех пушных зверей или шкуры домашних животных.

Основу женской одежды составляло длинное, отрезное в талии платье с обор­ками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет (рис. Х.31).

Головными уборами у мужчин были тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы.

Головной убор женщин — чепец из коралловой сетки с серебряными под­весками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расши­той бисером и раковинами каури (см. рис. Х.31). Девушки носили шлемовидную шапочку, также покрытую монетами, колпачки, платочки. Молодые женщи­ны носили яркие головные покрывала.

Украшения — различного рода серьги, браслеты, перстни, косники — из­готовлялись из серебра в технике чеканки, штамповки, гравировки, филигра­ни. Металл дополняли вставки из бирюзы, сердолика.

Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, бахилы, а в Приуралье и лапти.

Русский костюм Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. Сверху, если было нужно, надевали платок.

Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато украшенный твёрдый кокошник или особую мягкую шапочку - рогатую кичку, затем платок. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник. Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да кисти рук.

Мужская одежда обычно состояла из рубахи и штанов-"портов", поверх которых надевали верхнюю одежду "по сезону". Рубахи были широкими, длиной до колен и подпоясанные поясом. Ворот соединялся тесемками или металлическими застежками-"схватцами". Рубахи украшали вышивками по подолу, рукавам и вороту, что было далеко не случайным. Это не только украшение , но, главное, вышивка была магическим оберегом от зла, болезней и располагалась там, где открывался доступ к телу. Наряду с вышивкой применялась на повседневной одежде обшивка каймою из цветной материи.

Татарский костюм Татарский костюм, как общенациональная форма одежды, сложился в середине XVIII-начале XIX вв. Это, прежде всего, свободные рубахи - кулмэк, шаровары с широким шагом, камзолы, казакины в талию, бешметы, прямоспинные чекмени, покрой которых сохранил основные черты одежды тюркских народов. Это относится и к заостренным кверху, закругленным головным уборам из войлока, меха и ткани, а также узорной кожаной обуви, просуществовавшим до начала XX века. В национальном костюме нашли отражение и элементы восточной одежды, связанные в основном с мусульманской культурой, такие как чапан, жилян, чалма.

Татарский женский костюм

Калфак Калфак — древний женский татарский головной убор, получивший широкое распространение практически у всех групп татар , в том числе сохранившийся в женском костюме татар-кряшен. Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма . Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером . В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины. В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал надеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма

Головной убор - тюбетейка

Казахский национальный костюм Женщины носили штаны, платья с несколькими оборками внизу, надевая поверх халат или камзол. Голову покрывали платком (ураман). Женская обувь – кожаные галоши (кебис). Украшения – браслеты, кольца и накосники.

Мужской национальный костюм Верхняя одежда тулуп и шубы, халаты и бешметы. На голове – коническая шапка или шляпа, на ногах – кожаные сапоги. Зимой они одевались на войлочные чулки.

Презентация на тему: " Костюмы народов Поволжья. Автор: Жукова Л. Е МОУ СОШ п. Октябрьский Дергачевского района." — Транскрипт:

1 Костюмы народов Поволжья. Автор: Жукова Л. Е МОУ СОШ п. Октябрьский Дергачевского района

2 Русский костюм Русский костюм Татарский костюм Казахский костюмТатарский костюм Казахский костюм

3 Русский костюм Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан, Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. Сверху, если было нужно, надевали платок.

4 Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным. Волосы у неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато украшенный твёрдый кокошник или особую мягкую шапочку - рогатую кичку, затем платок. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник. Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да кисти рук.

5 Мужская одежда обычно состояла из рубахи и штанов-"портов", поверх которых надевали верхнюю одежду "по сезону". Рубахи были широкими, длиной до колен и подпоясанные поясом. Ворот соединялся тесемками или металлическими застежками-"схватцами". Рубахи украшали вышивками по подолу, рукавам и вороту, что было далеко не случайным. Это не только украшение, но, главное, вышивка была магическим оберегом от зла, болезней и располагалась там, где открывался доступ к телу. Наряду с вышивкой применялась на повседневной одежде обшивка каймою из цветной материи. К началу презентации

6 Татарский костюм Татарский костюм, как общенациональная форма одежды, сложился в середине XVIII- начале XIX вв. Это, прежде всего, свободные рубахи - кульмэк, шаровары с широким шагом, камзолы, казакины в талию, бешметы, прямоспинные чекмени, покрой которых сохранил основные черты одежды тюркских народов. Это относится и к заостренным кверху, закругленным головным уборам из войлока, меха и ткани, а также узорной кожаной обуви, просуществовавшим до начала XX века. В национальном костюме нашли отражение и элементы восточной одежды, связанные в основном с мусульманской культурой, такие как чапан, жилян, чалма.

7 Татарский женский костюм

8 Головной убор - тюбетейка К началу презентации

9 Казахский национальный костюм Женщины носили штаны, платья с несколькими оборками внизу, надевая поверх халат или камзол. Голову покрывали платком (ураман). Женская обувь – кожаные галоши (кебис). Украшения – браслеты, кольца и накосники.

10 Мужской национальный костюм Верхняя одежда тулуп и шубы, халаты и бешметы. На голове – коническая шапка или шляпа, на ногах – кожаные сапоги. Зимой они одевались на войлочные чулки.

Читайте также: