Сарабанда и жига сообщение

Обновлено: 04.07.2024

ТЕМА ПЯТАЯ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ

8. Старинная танцевальная сюита XVIII века

В первой половине XVIII века танцевальная сюита представлена в творчестве Баха и Генделя.

Георг Фридрих Гендель

Иоганн Себастьян Бах

В сюитах Баха чаще всего встречаются такие вставные танцы, как менуэт, гавот, бурре. Это танцы умеренно подвижного темпа. Они обычно помещаются между сарабандой и жигой. По сравнению с сарабандой они кажутся быстрыми, а по сравнению с жигой — довольно спокойными. Таким образом контраст темпов между частями сохраняется. Иногда в самом начале сюиты, перед аллемандой, может быть прелюдия.

Композиция сюит становится свободнее. Из всех признаков сюиты Фробергера сохраняются только первый (общая тональность всех частей) и четвёртый (контрастность темпов и ритмических рисунков). Но последовательность основных четырёх танцев никогда не нарушается.

Строение Французской сюиты № 6 И.С.Баха:

аллеманда, куранта, сарабанда, гавот, полонез, бурре, менуэт, жига.

Строение Английской сюиты № 3 И.С.Баха:

прелюдия, аллеманда, куранта, сарабанда, гавот I, гавот II, гавот I, жига.

Вот как строится Партита № 6:

токката, аллеманда, куранта, ария, сарабанда, гавот, жига

Сарабанда – это старинный трехдольный испанский танец в характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели траурный характер и даже исполнялись при погребениях героев, знатных людей.

Сарабанда Баха сосредоточенна и печально-торжественна На фоне нисходящего баса звучит очень выразительная мелодия, обогащенная тонким узорчатым “орнаментом”. Как и в аллеманде, ведущее значение здесь имеет верхний голос, поддержанный равномерным движением аккордов в остальных голосах Между сарабандой и жигой в сюите до минор

Первоначально слово “ария” значило “песня”. Впоследствии арией стали называть более сложную композицию для голоса с оркестром.

В сюите Баха “ария” обозначает пьесу мягкого певучего характера.

Менуэт – старинный французский танец. Движения танцующих пар в этом танце сопровождались поклонами, приветствиями и реверансами между самими танцующими, а также по отношению к окружающим зрителям. Менуэт Баха звучит в умеренном темпе, очень просто.

Его мелодия отличается изяществом, но лишена мелизматических украшений, присущих многим менуэтам того времени.

– это старинный народный танец. Особенно широко он был распространен в Англии, Ирландии, Шотландии. Английская жига – матросский танец, грубоватый и веселый.

Как танец, завершающий сюиту, он идет в самом быстром темпе по сравнению с другими частями. Жига до-минорной сюиты звучит живо, подвижно. Пунктирный ритм пронизывает пьесу от начала до конца! и придает музыке подчеркнуто-четкий характер.

Подобно куранте, жига двухголосна, ее основу составляет каноническая имитация.

Все танцы сюиты объединены, таким образом, одной для всех частей тональностью до минор. Контрастность темпов сочетается здесь с закономерной сменой фактуры: в аллеманде и сарабанде ведущим является верхний голос, в куранте и жиге – голоса равноправны.


По мнению "Нью-Йорк Таймс", Иоганн Себастьян Бах занял первое место в списке самых влиятельных композиторов мира. Его музыка вдохновляла Бетховена и Моцарта на создание величайших произведений. Наследие самого Баха составляет более тысячи произведений, покрывающих все музыкальные жанры, кроме оперных. Его называют непревзойденным мастером полифонии.

бах французские сюиты

Жанры музыки Баха

Иоганн Себастьян начал свою карьеру, сочиняя церковную музыку в традиционных религиозных жанрах, однако вскоре перешел к более светским. В светской музыке Бах нашел для себя ту свободу самовыражения, которой ему недоставало в церковной.

Сначала Бах имитировал произведения других композиторов, затем стал сочетать различные жанры в одном произведении. Фуга позволила Баху проявить его гений полифонии, в то время как сюиты раскрыли эмоциональную глубину, причем требовался всего один инструмент.

Бах писал музыку для множества различных инструментов, несмотря на то, что при жизни был знаменит своей виртуозной игрой на органе. Очень много произведений композитор написал для флейты, скрипки, клавесина и клавира.

 бах французские сюиты аллеманда

Сюиты для клавира

На протяжении всей его карьеры Бах совершенствовал строение и содержание сюиты, добавляя все новые партии, меняя инструменты и углубляя звучание. В этих сборниках собраны сюиты, над которыми композитор работал с 1718 до 1730 года. Они отличаются формой, композицией и содержанием.

В каждом сборнике 6 сюит с одинаковой конструкцией – они состоят из четырех основных частей. В каждом из циклов композитор добавляет дополнительные части, например прелюдии. Французские сюиты Баха отличаются простотой композиции и легкостью исполнения.

французские сюиты

Что такое сюита?

Затем сюита стала менее контрастной. Стандартная композиция камерных сюит сложилась в семнадцатом веке в Германии, частично ее укрепил сам Бах. Сегодня композицию составляют четыре части:

  • аллеманда;
  • куранта;
  • сарабанда;
  • жига.

Каждая из этих частей представляет собой старинный танец.

Элементы сюиты

Куранта – французский танец, популярный в XVI веке, отличающийся быстрым темпом. Во времена Иоганна Себастьяна Баха куранта потеряла свою популярность, но осталась элементом сюиты, в котором композитор сосредотачивал эмоциональную нагрузку произведения.

французская сюита до минор

Жига – еще один танец эпохи барокко, корни которого идут из Англии. Это единственный из элементов сюиты, который никогда не был танцем высшего общества. Первая французская сюита до минор выделяется тем, что Бах совершенно изменил темп жиги.

Кроме этих четырех обязательных частей, в сюите могут присутствовать прелюдия и дополнительная часть, обычно проигрываемая между последними двумя.

Французские сюиты Баха

французская сюита си минор

Из всех сюит, написанных композитором, французские – самые простые по содержанию и исполнению. Однако они не так просты по композиции, как английские, и не так сложны, как партиты, которые сочинил Бах. Французские сюиты, аллеманда которых иногда похожа на прелюдию, кроме девиаций в привычном ритме, содержат еще несколько необязательных частей между сарабандой и жигой. Хотя композитор всегда оставался верен стандартной схеме: сначала аллеманда, затем куранта, за нею сарабанда, после которой один или несколько дополнительных элементов, а в завершение сюиты – жига.

Содержание цикла французских сюит

бах французские сюиты аллеманда

Цикл французских сюит состоит из шести произведений, отличающихся по номерам или названиям тональностей:

  • Первая – сюита ре минор. Она состоит из аллеманды, куранты, сарабанды, менуэта и жиги. Причем последняя отличается совершенно иным темпом – 2/2.
  • Вторая – сюита до минор. В ней между сарабандой и жигой находятся три необязательных части – одна ария и два менуэта.
  • Третья – французская сюита си минор. Примечательная сюита с тремя дополнительными частями, гавотом, менуэтом и трио.
  • Четвертая – сюита ми-бемоль мажор. Кроме основных частей, она содержит еще гавот, арию и менуэт.
  • Пятая – сюита соль мажор. В ней между двумя последними обязательными элементами находятся гавот, лура и бурре.
  • Шестая – сюита ми мажор с дополнительными гавотом, полонезом, бурре и менуэтом.

Несмотря на то что Бах не уклонялся от привычной композиции, его сюиты полны новшеств и типичных для композитора влияний извне. Они насыщены новыми ритмами, мелодиями и даже полифонией. Между сарабандой и жигой можно услышать гавот, полонез или менуэт, а сама сарабанда во всех шести сюитах чрезвычайно мелодична и эмоциональна.

И.С. Бах Сюиты и партиты для клавира

Бах Сюиты и партиты для клавира

Сюиты и партиты появились задолго до Иоганна Себастьяна Баха . Полифоническое мышление композитора позволило опоэтизировать сочинения, что вывело циклические формы на новый уровень. Благодаря Баху бытовые танцы, входившие в состав цикла, стали носить одухотворенную окраску.

История создания

Считается, что сюиты и партиты для разных составов оркестра, а также для солирующих инструментов Бах создавал на протяжении всего творческого пути. Тем не менее значительная часть созданных произведений для клавира была написана во времена проживания в Кётене, а именно с 1717 года. В этом городе музыкант занимал должность руководителя придворного оркестра, а также занимался обучением принца Кётенского. Все свободное от работы время Бах мог посвящать сочинению новой музыки. Отсутствие органа определило поле его дальнейшей деятельности. Так, Иоганн Себастьян сочинял именно оркестровую и клавирную музыку.

Иоганн Себастьян Бах

Бах
Клавесин

рукопись Английской сюиты
рукопись Французской сюиты

Интересные факты

Что такое сюита

Сюита представляет собой закрепившуюся последовательность инструментальных композиций, танцев или шествий. Принцип единства основывался на контрасте частей. Сюита прошла многовековой путь, прежде чем, окончательно сформировалась по структуре. Так к 17 веку была ясно представлена идеальная формула камерной сюиты:

  • Аллеманда – преимущественно двудольный танец, характерной особенностью которого является отсутствие острого ритма и резкой контрастности как в тональности, так и в тематизме. Принято писать аллеманду в спокойном темпе. Приветствуется использование большого количества украшений.
  • Куранта – величественный, придворный танец. Трехдольность является характерным признаком, обязательно начинается с затакта. Существуют специальные ритмические формулы, являющиеся отличительными для данного танца.
  • Сарабанда – старинный танец-шествие. Для танца характерна трехдольность, с акцентом на слабые вторую или третью доли такта. Характер носит трагическую окраску, нередко сочинение связано с ритуалом погребения. По смысловому наполнению относится к чаконе или пассакалье. Темп медленный, лад минорный.
  • Жига – подвижный танец, происхождение которого связано с Англией и Ирландией. Считается, что это народный танец пиратов и матросов. Размер трехдольный, хотя можно встретить варианты с двухдольным метром.


В композиторской практике до Баха все номера в сюите имели гомофонно-гармоническую основу, то есть имели мелодию и аккомпанемент. Новаторство Иоганна Себастьяна Баха заключалось в том, что он ввел полифоническую структуру. По значительности содержания, сюиты не уступают место другим барочным жанрам, таким как концерты или мессы. Бытовой интонационный строй заменяется возвышенными мелодическими фигурами, что говорит о новой интерпретации.

Английские сюиты

  • укрупнение цикла;
  • единство тематизма;
  • полифоническое развитие голосов;
  • тональное объединение;
  • контрастное сопоставление частей;
  • увеличение роли средних голосов.

Традиционно сюита состоит из 4 основных номеров. В некоторых сочинениях композитор расширяет цикл, добавляя прелюдию, менуэт, бурре или гавот.

Англия

Сюита объединяется одной тональностью. Можно разделить циклы на мажорные и минорные. К мажорным относят:

  • №1, BWV 806 – Ля мажор;
  • №4, BWV 809 – Фа мажор.

К минорным сюитам можно отнести:

  • №2, BWV 807 – ля минор;
  • №3, BWV 808 – соль минор;
  • №5, BWV 810 – ми минор;
  • №6, BWV 811 – ре минор.

Французские сюиты

Франция

Партиты

Одной из разновидностей концертной сюиты можно считать партиту. Отличительной чертой от сюиты можно назвать увеличение, разрастание конструкции. К четырем основным произведениям, входящим в состав классической сюиты, в партитах также добавлялась прелюдия или вступление, а также вставные контрастные части:

  • Прелюдия – вступительная инструментальная пьеса, написанная в свободной композиционной форме. Нередко основана на тематизме следующих музыкальных композиций в цикле. Требует единства фактуры.
  • Симфония (синфония) – полифоническая пьеса вступительного характера, обычно в партите заменяет прелюдию. Не требует фактурного единства, возможна смена темпа внутри сочинения. Форма свободная.
  • Бурре – это двудольный или трехдольный танец, который основан на прыжкообразном движении. Характеризуется острым ритмом. Возник во Франции. Темп быстрый, стремительный. В партите использовался перед завершающей жиги, а также после сарабанды.
  • Гавот – двухдольный танец, распространенный во Франции с 17 века. В качестве составной части используется чаще всего после сарабанды.
  • Полонез – трехдольный польский танец, напоминающий шествие. Носит торжественный характер.
  • Бурлеска – разновидность скерцо, с французского переводится как шутка. Произведение носит юмористический характер. Обычно написано в быстром темпе.
  • Менуэт – старинный трехдольный танец, зародившийся во Франции. Форма обычно трехчастная повторного строения.
  • Скерцо – инструментальная пьеса, написанная в трехдольном размере. Темп стремительный живой, характерно применение специальных ритмических и гармонических оборотов.
  • Ария – в партите представляет собой инструментальное сочинение, с солирующим голосом и аккомпанементом. Темп может быть умеренным или медленным. Имеет ярко выраженную мелодию певучего характера. Характерна трехчастная форма.

Дополнительный музыкальный материал необходим для расширения музыкального пространства.

Бах партита №6 рукопись

Незыблемым каркасом служат четыре произведения – это аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Для партиты характерна свободная последовательность номеров, их количество также определяется автором. Так, первая партита из шести, предъявленных в сборнике Clavier-Ubung I, состоит из прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды, двух менуэтов и жиги. Объединяет композиции тональность Си-бемоль мажор.

Партиты создавались еще до Баха, но композитор эпохи барокко стал настоящим новатором в этом жанре. Изначально данная форма музыкальных сочинений была отдельным видом вариаций хоральной мелодии для органа. Использование было возможно только для духовной музыки в 17-18 веках. В творчестве немецкого композитора термин стал использоваться для светской музыки.

Сюиты и партиты сочетают в себе как традиционные, так и новаторские черты. Многие музыкальные исследовали сходятся во мнении, что именно в творчестве И.С. Баха были смоделированы композиторские принципы сюиты и партиты. Музыка Баха – это вечный источник гармонии разума и души человека.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Партита И.С. Баха

Читайте также: