Санкт петербургский театр музыкальной комедии сообщение

Обновлено: 03.07.2024

В годы Великой Отечественной войны театр и его коллектив проявили невиданные героизм и мужество, работая все 900 дней Ленинградской блокады в осажденном городе. Легкий и жизнерадостный жанр оперетты дарил жителям города и фронтовикам минуты отдыха и забвения и веру в грядущую победу.

Сейчас театр Музыкальной комедии под руководством Заслуженного деятеля искусств России Юрия Шварцкопфа по-прежнему бережно хранит традиции петербургской оперетты. Одна из главных целей руководства театра на сегодняшний день — возрождение интереса к жанру оперетты, постановка новых красочных и интересных спектаклей, создание благоприятных условий для развития оперетты. И судя по все возрастающему количеству желающих купить билеты в театр Музыкальной комедии, театру это удается. На сцене Музкомедии идут детские спектакли, мюзиклы, и даже балет.

Санкт-Петербургский театр музкомедии

Во время Великой Отечественной войны, театр музыкальной комедии, единственный в городе, не был эвакуирован и не прекращал своей работы все 900 дней блокады.
В ноябре 1941 года в соседнее с театром здание попала бомба, от которой пострадало и здание театра, поэтому Музкомедии пришлось переехать в здание Александринского театра (коллектив Александринки был эвакуирован). Уже в холодном, блокадном декабре 1941 года на александринской сцене вышла комическая опера "Черное домино" Обера, весьма сложная в вокальном исполнении.

За годы войны театр представил зрителям 3 возобновления и 15 премьер классических и современных произведений, которые посмотрело 1млн 300 тысяч зрителей.
В октябре 1944 года коллектив театра музыкальной комедии вернулся в свой дворец на Итальянской улице.

После войны в театр пришло новое поколение артистов - Зоя Виноградова, Виталий Копылов, Вячеслав Тимошин, Людмила Федотова, дирижер Игорь Писарев.
Внесли свой вклад в творческую жизнь театра режиссеры В.Рапопорт, Ю.Хмельницкий, В.Тутышкин, М.Дотлибов; художники Н.Акимов, В.Рындин, Т.Бруни.
Особенно большой отклик у зрителей получили постановки Юлия Хмельницкого "Поцелуй Чаниты" по Ю. Милютину и "Сердце Балтийца" по К. Листову.
Владимир Воробьев, ставший художественным руководителем в 1972 году, внес в репертуар театра мюзиклы, зонг-оперу, комическую оперу и др. Его спектакль "Свадьба Кречинского" с музыкой А. Колкера (музыкальное руководство В. Рылова) стал особенно популярным.

В 70-е годы в коллектив театра влились актеры: Вера Васильева, Валерий Матвеев, Евгений Тиличеев, Елена Полосина, Алла Семак, Виктор Кривонос, Валентина Свиридова, Вадим Фесенко. В 80-90 годы - Алина Алексеева, Владимир Самсонов, Александр Байрон, Елена Крицкая и другие профессионально подготовленные артисты.

Перестройка государства, переход к рыночным отношениям, реконструкция здания театра продолжительностью в 17 лет и скитание по чужим сценическим площадкам не могли не сказаться на творческой жизни коллектива. Театр стал терять своего зрителя.

Сегодня, в здании театра музыкальной комедии закончены все реставрационные работы, труппа выступает на своей сцене. Интерьерам Дворца вернули былое великолепие- Золотое фойе, парадная лестница, Ореховый зал, Желтая гостиная, Белый и Зеленый залы, буфет-грот пышно украшены позолотой, лепниной, красивыми каминами, изящными бронзовыми светильниками и сверкающими люстрами.

Обновлено и руководство театра. Художественным руководителем стал Александр Исаков, главным дирижером Андрей Алексеев, хормейстером Алексей Нефедов, генеральным директором Юрий Алексеевич Шварцкопф.

Санкт-Петербургский государственный театр Музыкальной комедии – один из старейших театров страны, на сцене которого представлены преимущественно мюзиклы и оперетты. История его неразрывно связана с историей северной столицы. Образовался театр путем слияния двух коллективов – Ленинградской и Харьковской Музкомедии в сентябре 1929 года. Сегодня это один из самых посещаемых театров Санкт-Петербурга, который чтит традиции, при этом не забывая идти в ногу со временем.

История

Изначально в декабре 1910 года на Итальянской улице появился Палас-театр, на сцене которого в жанре оперетты выступали лучшие актеры города. Просуществовал он 9 лет. В 1920 году здание передали во владение Государственного театра комической оперы под руководством К. А. Марджанова. На сцене в то время ставили в основном неовенскую оперетту. Вскоре после небольшого ремонта здания в подвале было открыто кабаре, моментально снискавшее известность среди зрителей: именно здесь каждую ночь после окончания спектакля актеры разыгрывали небольшие сценки и интермедии.

В 1929 году в это здание переехал Мюзик-Холл, в котором работали И. О. Дунаевский и К. Я. Голейзовский. Здесь же появился Теа-Джаз под руководством Л. О. Утесова. И именно тогда в этом месте начался актерской путь Г. В. Богдановой-Чесноковой. А в 1938 году здание перешло Ленинградскому театру музыкальной комедии.

Санкт-Петербургский государственный театр Музыкальной комедии был основан в 1929 году. Первое представление состоялось 17 сентября на сцене бывшего Народного дома – это была оперетта Холопка Н. М. Стрельникова. Художественным руководителем был А. Н. Феона. Актерский состав театра был шикарен:

  • Б. М. Бронская
  • М. Э. Феррари
  • Н. В. Пельцер
  • А. А. Орлов и многие другие

Позже к ним присоединились

В 30х годах дирижерами были

  • Г. В. Фурман
  • К. И. Элиасберг
  • С. Я. Орланский
  • Е. М. Корнблит
  • В. Н. Соловьев
  • Э. И. Каплан
  • П. К. Вейсбрем

В это время театр Музыкальной комедии начал активно ставить оперетты на злободневные темы повседневности. Так же на сцене театра показывали такие известные постановки как Летучая мышь, Цыганская любовь, Веселая вдова и другие.

Когда началась Великая Отечественная война, сотрудники театра героически проявили себя. Все время они не прекращали работу, несмотря на ситуацию в городе и стране. Спектакли готовились баснословно быстрыми темпами: брались и старые, и новые постановки. Сотрудники театра Музыкальной комедии считали, что просто обязаны таким образом поддержать народ, и давали по 2 спектакля в день – утром и вечером, невзирая ни на что. В декабре 1941 года здание театра пострадало от взрыва поблизости, и вскоре труппа переехала в здание Александринского театра.

Театр во время ВОВ

Помимо основной деятельности, актеры регулярно выезжали на фронт, в госпитали и на Дорогу жизни с концертами и представлениями. Репертуар театра пополнили

  • Три мушкетера
  • Марица
  • Свадьба в Малиновке
  • Любовь моряка
  • Продавец птиц

Велась активная работа по созданию новых постановок. Для написания сценариев руководство театра Музыкальной комедии привлекало писателей, которые были в городе.

За все время блокады Ленинграда театр продолжал свою работу. Не было ни одной замены, при этом в представлениях принимали участие 2 актерских состава.

Сотрудники театра, помимо основной деятельности, входили в состав Местной противовоздушной обороны, работали в госпиталях, спасали из завалов раненных и погибших – одним словом всячески помогали во время войны.

После окончания Великой Отечественной Войны Санкт-Петербургский государственный театр Музыкальной комедии ждал рассвет деятельности. На сцене ставили оперетты современных авторов, уже ставших знаменитыми:

  • И. О. Дунаевского
  • В. П. Соловьева-Седого
  • Е. Э. Жарковского
  • Ю. С. Милютина
  • О. Б. Фельцмана
  • А. П. Петрова

Коллективом руководили Г. А. Дониях и Ю. О. Хмельницкий. Расширился состав актеров. На сцену вышли такие известные личности как

  • З. А. Виноградова
  • В. И. Копылов
  • В. Ф. Тимошин и многие другие

Сцена театра

В 1972 году руководить коллективом театра стал В. Е. Воробьев. Именно в период его работы театр ждал новый подъем. Владимир Егорович старался вырастить такого актера, который будет остро чувствовать проблемы современности и сможет достоверно и без особых трудностей представить зрителю своего героя. В это время коллектив театра пополнили актеры

  • В. А. Кривонос
  • Т. Г. Васильева
  • В. Г. Кособуцкая
  • Б. Г. Смолкин и другие

К сожалению, в 80е года ХХ века здание театра пришло в настолько плачевный вид, что игнорировать это уже было невозможно. И начался затяжной ремонт, в результате которого театр потерял многих своих зрителей, так как был вынужден кочевать по Домам культуры, что негативно сказывалось на общей деятельности. К счастью, в 1995 году руководителем стал А. А. Белинский, и ремонт пошел гораздо быстрее. Уже весной 1996 года открылась Малая сцена, а за ней и Большая. Сейчас театром руководит Ю. А. Шварцкопф.

Архитектура здания

Само здание, где расположился театр Музыкальной комедии, было построено еще в конце XVIII в начале XIX веков в стиле классицизма. Предположительно спроектировал его Е. Т. Соколов. Изначально это был один из доходных домов коммерсанта того времени И. Лазарева. Затем здание было изменено архитектором Л. Ф. Вендрамини в период с 1842 по 1846 годы. А в 1892-1896 годах оно подверглось капитальному ремонту и частичной перепланировке по проекту архитектора А. С. Хренова.

В 1896 году его приобрел Великий князь Николай Николаевич в подарок своей фаворитке знаменитой актрисе М. А. Потоцкой. Есть информация, что именно в этот период внутреннее убранство стало по роскоши напоминать царские палаты.

Однако в 1910 году в здании произошел большой пожар, после чего его передали в городскую казну. Тогда не без участия инженеров И. Л. Балбашевского и А. П. Максимова внутренние помещения были переделаны под театральные подмостки.

Само здание весьма небольшого размера, но благодаря куполу и живописным полотнам внутри кажется довольно внушительным. Внутренне убранство выполнено в стиле эклектика. Трехмаршевая лестница с узорчатой решеткой и высокими светильниками по бокам говорит о барокко, украшенные живописью, узорами, лепкой и бронзой гостиные-фойе напоминают о рококо, а расположенное над входом фойе включает разные стили с явным преобладанием стиля эпохи итальянского Возражения.

Именно центральную лестницу А. С. Хренов практически не трогал при перестройке здания, он лишь дополнил ее золотистыми фигурками. На верхней же площадке расположил белоснежные скульптуры.

Одним из наиболее запоминающихся помещений дома на Итальянской улице была Золотая гостиная. Сетчатый и ажурный узор и лепнина по всему потолку, небольшие портреты женщин и мужчин и огромные двухстворчатые светлые двери, декорированные позолотой. Над каждой дверью и каждым окном были установлены красивые карнизы, успешно скрывающие вентиляционную систему.

Белая гостиная была увеличена благодаря известному приему применения арочной композиции. Пять огромных зеркал и семь стеклянных решетчатых дверей с полукруглыми фрамугами чередовались с белыми полуколоннами, которые были декорированы статуями. По периметру помещения шел барельеф с маленькими мальчиками, напоминающими амуров.

Практически все парадные залы были украшены картинами. Желтая гостиная оформлена ребристым орнаментом, а потолок крестово-купольной формы говорит об античности. По углам комнаты в опорах для арок на небольших фигурках маленьких мальчиков расположились скульптуры трех граций.

Театр Музыкальной комедии

Ореховая гостиная знаменита якобы деревянным резным декором – поэтому ее и назвали Ореховой. На самом деле потолки выполнены из крашенного под дерево гипса, а вот из настоящего дерева лишь двери, камин и панели, идущие по периметру всей комнаты. Так же потолок украшен небольшими портретами, написанными будто бы известными мастерами, но они опять же были выполнены лишь для видимости и придания роскоши.

Ореховая гостиная

Декор практически всех помещений сохранился, кроме одного фойе, которое было перестроено под грот. Стены были облицованы камнем, в расщелинах, имитирующих пещеры, светились лампочки, а в импровизированные водоемы поступала настоящая вода.

Когда здание, так походившее на дворец, переделывали для театра, зрительный зал решили выполнить в стиле неоклассицизма. Зал огибает огромный балкон, скромно украшенный лепниной и светильниками. Помещение отличается монументальностью и основательностью с минимумом декора.

О театре

Сегодня Санкт-Петербургский государственный театр Музыкальной комедии является одним из популярнейших театров города, где можно посмотреть оперетты и мюзиклы. В репертуаре театра встречаются и современные произведения, и всем известные классические. Многое из классики слегка изменяется, адаптируется под современного зрителя, при этом, не теряя главного смысла. Помимо основного репертуара, в театре проходят концерты, а так же проводятся всевозможные фестивали.

Сцена театра Музыкальной комедии

Сегодня директором театра является Заслуженный деятель искусств России Ю. А. Шварцкопф. Он поставил перед сотрудниками сложную, но интересную задачу: вернуть утерянную ранее публику и ее любовь к представленным жанрам, привлечь и воспитать нового зрителя, а так же ставить яркие достойные спектакли, которые хотелось бы смотреть снова и снова.

Репертуар

Репертуар Санкт-Петербургского государственного театра Музыкальной комедии в основном состоит из оперетт и мюзиклов. Так же есть детские спектакли.

Джекилл & Хайд

Спектакли для детей

Помимо классического репертуара, рассчитанного на взрослую публику, Санкт-Петербургский государственный театр Музыкальной комедии так же показывает спектакли для детей.

Большой зал театра

В Санкт-Петербургском государственном театре Музыкальной комедии есть 2 зала:

  • Большой зал рассчитан на 1260 зрителей
  • Малый зал рассчитан на 384 зрителя

В Большом зале наиболее удобные места – это первые несколько рядов партера и амфитеатр. В Малом зале так же стоит выкупать места именно из первых рядов партера.

Афиша

Билеты

Стоимость билетов может отличаться в зависимости от самого спектакля, его даты и выбранного места. Например, если смотреть текущую афишу, то цена начинается от 100 рублей за концерт и 250 рублей за спектакль, а заканчивается на отметке 9000 рублей за билет. Все это можно уточнить при покупке.

Билеты в театр

Обратите внимание, что даже при покупке электронного билета, его нужно распечатать и предъявить на входе

Так же билеты в театр можно приобрести на сторонних ресурсах, которые предоставляют данный сервис:

Рекомендовано сравнивать стоимость билета на стороннем ресурсе с сайтом театра, так как она может отличаться в большую сторону. Так же вы можете купить билет в кассе самого театра.

Режим работы

Санкт-Петербургский государственный театр Музыкальной комедии открыт только во время спектаклей и концертов

Режим работы касс:

с 11:00 до 19:00

Перерыв на обед:

с 15:00 до 16:00

За час до начала спектакля осуществляется продажа только на текущее преставление.

Всю интересующую вас информацию можно уточнить по телефонам:

или на официальном сайте театра

Где находится

Адрес

улица Искусств, дом 13.

Метро

Ближайшие станции метро:

Невский проспект и Гостиный Двор

Как добраться

  • Если вы приехали на Невский проспект у набережной Канала Грибоедова, пройдите по Невскому проспекту в сторону Аничкова моста до Михайловской улицы, поверните налево и идите до площади Искусств. Там сверните направо и пройдите еще немного – театр будет справа от вас.
  • От станции метро Гостиный Двор вам так же нужно выйти на Невский проспект, перейти дорогу и пойти в сторону Казанского собора. Далее сверните на Михайловскую улицу направо и повторите путь, указанный выше.
  • Так же вы можете на остановке наземного транспорта Гостиный Двор сесть на музейный маршрут – трамвай № 3 – и доехать до Итальянской, а там пройти пешком чуть более 150 метров.

Интересные факты

Отзывы

На просторах интернета можно встретить огромное количество отзывов про Санкт-Петербургский государственный театр Музыкальной комедии, что не удивительно – место очень известное. На первый взгляд становится ясно, что большинство тех, кто все-таки оставил свое мнение, театр хвалят и советуют обязательно посетить. Если же начать их изучать досконально, то становится видно, что, во-первых, отзывы могут сильно отличаться в зависимости от просмотренной постановки, а, во-вторых, это все-таки субъективное мнение. И часто можно встретить противоположные мнения об одном и том же спектакле или же, допустим, об отношении сотрудников театра. Так же и со стоимостью билетов: одни респонденты пишут, что цена завышена, и билеты дорогие, другие же утверждают обратное.

Ниже систематизированы основные плюсы и минусы, основанные на изученных отзывах.

Теа́тр музыка́льной коме́дии — театр Санкт-Петербурга, основу репертуара которого составляют оперетты.

Содержание

Труппа

    , заслуженный артист РСФСР (1929—1934 и 1941—1959) (1945 — 1983)
  • Зоя Виноградова народная артистка (1949) [1] (1973)
  • Панков, Альберт Павлович, народный артист России (2010) [1] (1931 — 1964) (1970 — 1975) (1972 — 2008) [2] (1973)
  • Лозовая, Ольга Олеговна, заслуженная артистка России (2005) [2]
  • Лугова, Светлана Евгеньевна, заслуженная артистка России (2005) [2]

История

Здание и открытие театрального помещения

Это один из старейших театров России, не только Санкт-Петербурга.

В довоенные годы танцевальные номера в спектаклях с грузинскими народными танцами ставил И. И. Сухишвили.

Театр музыкальной комедии в годы блокады

Когда пришла война



Миссия, выпавшая на долю ленинградской Музыкальной комедии в период Второй мировой войны, беспрецедентна не только в истории оперетты, но и всего мирового театра. В первые месяцы войны ленинградские театры были эвакуированы вглубь страны. Именно оперетте, самому весёлому и зажигательному искусству, пришлось пройти с родным городом весь его тяжкий путь, презрев огонь и смерть, стать театром-бойцом. [4]

Осенью спектакли стали начинаться раньше — в три или четыре часа дня, — но не всегда заканчивались в тот же вечер: воздушные тревоги всё чаще прерывали действие. [7] Вскоре тревоги из неожиданного события превратились в обычное явление. Актёры уже не обращали внимания на вынужденные антракты и продолжали действие с оборванной реплики после очередной тревоги, как будто спектакль и не прерывался. [8]

Концертные бригады



В середине января 1942 года театр перестал получать электроэнергию. Спектакли пришлось прекратить. [17] По тёмному зданию театра понуро бродили актёры. Это грозило моральной смертью, и актёров нужно было загрузить работой. Вместо одной репетиции назначали в день по две и три. Упорно продолжались музыкальные и хореографические уроки. Всех актёров разделили на концертные бригады, выехавшие обслуживать части Красной Армии. . [18] Артистов театра можно было увидеть в те дни на кораблях в Кронштадте и на Неве, на переднем крае обороны в районе Рыбацкого и у Пулковских высот, на Карельском участке фронта и в районе больницы Фореля.

В здании, где была сооружена столовая и где предстояло выступать, пахло хлебом и чем-то варёным. Здесь уже был хлеб. Завтра его должны были доставить в город. Концерт слушали стоя. Те, кто очень устал, сели прямо на землю. В маленькой столовой помещалось мало народа. Пришлось без перерыва повторять программу, но публика всё прибывала. Программу повторили подряд в третий раз. Когда после уже шестого выступления за день, в помещение, где шёл концерт, вошла новая партия измученных работой людей и уставшие актёры хотели сказать, что следующий концерт состоится завтра, они вспомнили подвиги шофёров ВАДа и в седьмой раз сиплыми голосами, едва способные сделать лёгкий пируэт, повторили программу. Семь дней пробыла бригада на Ладоге, дав там 32 концерта. После прощального концерта был устроен большой митинг. На нём присутствовали грузчики, шофёры, строители. Выступавшие благодарили актёров.



Сколько писем — трогательных, наивных, искренних — получали в первые дни актёры. На сцену, вместо цветов, бросали перевязанные ветки хвои. Пельцер получила корзину, составленную из зелёных веточек ели и сосны. Когда корзину подали на сцену, Комков взял её, чтобы передать партнёрше, но тотчас опустил на пол. Корзина была невероятно тяжёлой. Когда в антракте её совместными усилиями принесли за кулисы, выяснилось, что под зелёными ветками лежат картофель, брюква, морковь и даже головка капусты. [26]

Однако то, что было задумано драматургами, даже в самой малой степени не походило на оперетту. Произошла удивительная вещь — впервые придя в незнакомый жанр, они сумели не подчиниться его канонам, отличить главное от наносного и найти то качественно новое, что оказалось в средствах жанра оперетты. Они задумали героическую пьесу о блокированном городе, о балтийских моряках, о советской разведке и вражеском шпионаже. Соблюли главное в жанре: оптимистическое звучание произведения, правду характеров, цельность и напряжённость действия, его патетический, эмоциональный накал, требующий разрешения в музыке; смело отбросили штампы — каскадную пару, водевильную путаницу, любовный конфликт в финале второго акта. [31] Тему Балтики предложил старый балтиец Вишневский. Искренняя дружба актёров с балтийскими моряками, тесно скреплённая во время войны, когда концертные бригады театра переходили с корабля на корабль, делала и для театра эту тему весьма привлекательной. [32]

Постепенно стал вырисовываться план пьесы. И тогда решили, что ввиду сжатости сроков два первых акта будут писаться одновременно. Первый акт взял на себя Крон, второй — Вишневский. История театра вряд ли знает другой такой случай, когда акты пьесы создавались не последовательно, а параллельно. [33] Янет приступил к репетициям. Музыку писала бригада композиторов: В. Витлин, Н. Минх, Л. Круц. Жена Вишневского, художница Софья Касьяновна Вишневецкая, делала оформление. [31]

На пути к победе

Кончилась война. Период восстановления и реконструкции народного хозяйства не мог не стать таковым же для искусства. В таком гибком жанре, как оперетта, это сказалось особенно заметно. Реконструкция жанра, начавшаяся ещё в 30-е годы, продолжалась на новых началах — большей требовательности к драматургической и музыкальной форме, резкого расширения круга тем, большей идейной глубины и социальной остроты. Актёров ждала серьёзная работа над реалистическими образами советских и зарубежных современников. [40]

Читайте также: