Русское искусство до 18 века сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Автор материалов - Елена Владимировна Миронова.
Русская живопись до XVII века имела преимущественно религиозный характер. Иконы, фрески и мозаики украшали храмы. Иконы висели и в домах на почетном месте – в красном углу.
Я надеюсь, вы помните, что икона – это священный образ, выполненный красками на дере-вянной доске или стенах церкви. Фреска – вид настенной живописи, в которой краски наносятся на сырую штукатурку.
Мастера, создававшие иконы и фрески, творили, подчиняясь строгому канону – то есть стро-гим правилам. За их исполнением следила церковь.
Наша задача – познакомиться с известнейшими русскими иконописцами XIV-XVII вв. и узнать, какие новые жанры искусства появились в России в XVII-XVIII вв.

Выдающимся живописцем конца XIV – начала XV века был Феофан Грек. Греком его называли, потому что он был родом из Византии. Феофан Грек расписывал церкви в Новгороде и Москве, писал иконы. Лики, выполненные Феофаном Греком, отличаются индивидуальными выразительными чертами. Они выглядят сурово и грозно.


Спас Вседержитель.
Фреска церкви Спаса на Ильине
улице в Новгороде.



Иоанн Предтеча.
Фрагмент иконы.
Феофан Грек.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Русское искусство до 18 века. Презентация на заданную тему содержит 7 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500

Скоморохи (потешники)- первые артисты на Руси. С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки. Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки. Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу

Работа по учебнику. Еще много нового вы узнаете на страницах учебника 92-95 Выполни задания в рабочей тетради страница 28№ 46 страница 29№ 47,48,49 Домашнее задание: РТ стр.29 № 50, стр. 30 № 52 Мне скинуть рабочую тетрадь что сделали в классной и дома.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На смену деревянным храмам стали приходить каменные сооружения. Яркая раскраска придавала творениям зодчих праздничный вид. Чередование красного кирпича и белокаменных поясов придавало постройкам особенный колорит.

Ярким представителем этого времени является собор Василия Блаженного

Ярким представителем этого времени является собор

В центре Москвы богатейшие купцы Никитниковы поставили храм во имя Троицы, по своим архитектурным достоинствам и внутреннему устройству не уступавший царским дворцам.

В центре Москвы богатейшие купцы Никитниковы поставили храм во имя Троицы, по своим архитектурным достоинствам и внутреннему устройству не уступавший царским дворцам.

Колокольня Ивана Грозного Успенский собор Архангельский собор Благовещенский собор

Колокольня Ивана Грозного

Успенский собор

Архангельский собор

Благовещенский собор

*Какие художественные работы можно увидеть в церкви?

Икона - (греч. - изображение, образ ) – живописное изображение богов, святых и др. сверхъестественных существ, являющихся объектом религиозного почитания.

* Что такое иконопись?

Иконопись – культовая живопись православных верующих

символ смерти, горя

и страдания

символ чистоты

символ бесконечность неба, символ иного, вечного мира

символ святости

символ красоты,

Иконоста́с — алтарная перегородка от северной до южной стены храма, состоящая из одного или нескольких рядов икон

Иконоста́с — алтарная перегородка от северной до южной стены храма, состоящая из одного или нескольких рядов икон

Иконописец – Андрей Рублёв

Иконописец –

Андрей Рублёв

В начале xx века была обнаружена икона

Иконописец – Феофан Грек

Иконописец –

Иконописец - Дионисий

Иконописец - Дионисий

Иконописец - Симон Ушаков Образ Иисуса Христа Иоанн Богослов Великий архиерей Святая Троица

Иконописец - Симон Ушаков

Иисуса Христа

Иоанн Богослов

Великий архиерей

Святая Троица

живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде. Одна из техник стенных росписей.

Фреска храма святого преподобного Сергия

Фреска "Крещение Святого князя Владимира"

Мозаика

(фр. graver — вырезать, создавать рельеф) — вид графического искусства

3. 1)Прочитай текст на страницах 86-95 2) Просмотри презентацию. 3) Выполни задание.

По всей Руси строились храмы.
Каждое княжество гордилось своим
собором. Собор строился на самом
высоком месте, что бы издалека были
видны его позолоченные купол и
хорошо доносился колокольный звон.
Церковь Покрова́ на
Нерли, XII век — храм во
Владимирской области
России, выдающийся
памятник владимиросуздальской школы, считается
одним из самых совершенных
храмов России.

6. Древнерусское деревянное зодчество

Церковь Святого Георгия
село Вершины
1672 г.
Церковь в Суздале
Успенская церковь
Варзуга, Мурманская область
1674 г.

7. Древнерусское каменное зодчество

Церковь Двенадцати
Апостолов Новгород
14 век
Новодевичий монастырь
Смоленск
начало XVI века
Храм Параскевы Пятницы
Чернигов
12 век

8. ИЗРАЗЕЦ

Изразец - плитка из
обожжённой глины для
облицовки стен, печей, обычно по
крытая с лицевой стороны
глазурью, кафель
Ожегов
Изразец - глиняная, выжженная плита,
обычно с лица поливанная, для облицовки печей,
а иногда и стен, карнизов; Стенной изразец, прямой; угловой,
двугранный.
В. И. Даль

9. РЕЗЬБА по камню

Важнейшую роль в
художественном оформлении
храмов играла резьба по
камню. Резчики проявляли
подлинное мастерство, черпая
вдохновение в народных
традициях декоративноприкладного искусства. Среди
многочисленных храмов
нарядностью и обилием
украшений выделяется
Дмитриевский собор
г. Владимир
1194-1197гг.

Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен до самого
купола – главная примечательность собора. Стены украшают около 600 рельефов.
Фигуры Христа, пророков и апостолов, мучеников и святых воинов сочетаются с
изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями

11. РЕЗЬБА по дереву

В России резьба по дереву
называлась резным делом.
Рисунок — ознамёнка,
употреблялись также слова:
вызорочье, узорочье. Резьба
по плоской поверхности в
виде косиц и прямей,
зубчиков, городцев и киотцев,
желобков, звёздок, маковиц,
грибков, кляпышей и т. д.
Образец этой древней
резьбы — царское
место в Успенском соборе.

Храмы богато украшались фресками , мозаикой ,
резьбой по дереву и камню. Храмы считались
живописными зданиями древнего Русского
искусства
внутреннее убранство
Владимирского собора
в Киеве
внутри церковь уютна. В
ней нет столбов, много
света льётся из больших
окон, и пространство
лежит легко и спокойно.
Пёстрые росписи
покрывают стены
сплошным ковром.

13. Фрески

– это живопись по сырой
штукатурке. Но мастер
должен делать работу
быстро иначе штукатурка
застынет. Фрески являются
главным украшением храмов.
На фресках изображаются
страдания святых

Дионисий (1440-1503 гг.) Распятие
Фреска работы Дионисия.
Рождества Богоматери
монастыря
Собор
Ферапонтова

15. ГРАВЮРА

- печатный оттиск на бумаге (или на сходном
материале) с пластины ("доски"), на которой
нанесён рисунок. 2) Вид искусства графики,
включающий многообразные способы ручной
обработки "досок" и печатания с них оттисков.
Нередко к гравюре относят
и литографию ("плоская гравюра"). Гравюра
использует такие средства художественной
выразительности как контурная линия, штрих,,
пятно, тон, иногда цвет и применяется для
выполнения иллюстраций, шрифта и украшений
в книгах и других печатных изданиях, альбомов,
станковых листов (эстампов), лубков, листовок,
произведения прикладного назначения.
- В России гравюра и первые гравёры
появились в 1464 году.

16. ЛУБОК

(лубочная картинка, лубочный лист,
потешный лист, простовик) — вид
графики, изображение с подписью.
Первоначально вид
народного творчества. Выполнялся в
технике гравюры на меди,
литографии и дополнялся раскраской
от руки.
Для лубка характерны простота
техники, лаконизм изобразительных
средств (грубоватый штрих, яркая
раскраска). Часто в лубке содержится
развернутое повествование c
пояснительными надписями.

Церковь Ильи Пророка
в Ярославле представляет собой единый сложный
ансамбль, взаимное расположение объемов
которого отличается большой смелостью и
выразительностью.

18. ХРАМ ВО ИМЯ ТРОИЦЫ

19. Покровский собор (Храм Василия Блаженного) (1555-61) Памятник русской средневековой архитектуры, украшает собой главную площадь

20. РОСТОВСКИЙ КРЕМЛЬ

21. Внутреннее убранство церкви Воскресения. Ростов. Кремль.

22. Ильинская приходская церковь

Первое
упоминание
об
Ильинской
приходской церкви г. Тюмени относятся к
1586-1587 гг. В 1620 году при Ильинской
церкви
настоятелем
Никоном
была
основана женская монашеская община,
просуществовавшая до 1767-1765 года с
последующим ее преобразованием в
приходскую Успенскую церковь.
Обитель за свою полуторавековую историю
имела несколько названий: Успенская,
Ильинская, Алексеевская.
21 июня 1773 года состоялось освящение
одно престольного приходского храма во
Имя Ветхозаветного Пророка Илии.

23. Иоанно–Введенский женский монастырь

Всего в 10 километрах от города Тобольска, на живописнейшем месте между двух гор, поросших густым
сосновым лесом, расположена святая жемчужина земли Сибирской – Иоанно-Введенский женский
монастырь. Мало кто знает, что это место было ознаменовано Божьей благодатью, а самому монастырю уже
исполнилось 355 лет. Сейчас здания обители почти разрушены, но по-прежнему сохраняют былую красоту.

Чимеево – один из главных
духовных центров Урала и
Зауралья. Село Чимеево находится в
Белозерском районе Курганской
области, в 90 километрах к северу
от Кургана. Оно раскинулось по
берегам речки Нияп – притока
Тобола.

По легенде однажды в село по реке
Нияп неведомо откуда приплыла икона
Казанской Божьей Матери. Это сочли как
знак свыше. Икону поместили на почетное
место в храме Константина и Елены.
Сведения о чудесной иконе стали
расползаться по всей округе. Сюда
потянулись первые паломники.
Но 5 ноября 1770 году церковь
вспыхнула и сгорела. Все, что находилось
в церкви, полностью сгорело, в том числе
иконостас. Но разбиравшие завалы
местные жители вдруг обнаружили
каким-то чудом сохранившуюся икону
Казанской Божьей Матери. Икона
нисколько не пострадала от огня, лишь
потемнела от сажи.

26. Толковый словарь русского языка

27. Рефлексия содержания учебного материала

1.
2.
3.
4.
5.
6.
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…

28. Домашнее задание:

Читайте также: