Русский драматический театр сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Большая история русского театра изложена в многочисленных трудах искусствоведов и мемуарах театральных деятелей. Вам предлагается краткая летопись, чтобы освежить память любителям этого универсального искусства.

С чего началась история русского театра

Самыми древними театральными представлениями на Руси можно считать уличные спектакли профессиональных странствующих комиков (Скоморохи). В 16 веке церковь разработала священные сцены из Ветхого Завета.

В 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I, был открыт первый светский театр в России. На подмостках представляли пьесы на библейские темы. В 1702 году, по указу Петра Первого, на Красной площади в Москве был построен первый публичный театр. Зал вмещал несколько сотен зрителей. Там играла немецкая труппа. Петр I превратил театр из придворного в национальное учреждение. Петр I желал, чтобы играли по-русски, и был недоволен современным репертуаром. Царь требовал пьес не слишком грустных, не слишком серьезных, не слишком смешных.

Первый театр был построен в Санкт-Петербурге в 1752 году. Здесь играл актерский ансамбль мирян из Ярославля, существовавший с 1750 года. Руководителем был актер Федор Волков (1729 — 1763); он считается основателем русского театра.

С 1757 года женские роли в общественных театрах впервые были представлены женщинами. Долгое время богатые русские люди содержали свои домашние театры.

Становление театра в России

В конце 18 века в Москве насчитывалось около 15 частных театров с оркестрами, оперными ансамблями и даже балетными труппами, где артисты были крепостными. Частные театры существовали и в провинции. К примеру, театр в усадьбе, в селе Баловнево Данковского уезда.

В 19 веке театральная жизнь в России изменилась. В 1806 году был основан Императорский театр. Театры уже содержались на государственном попечении.

В первый период истории русского театра сформировалась особая школа с общностью художественных средств, звука и стиля игры. В тоже время русским театрам была более присуща французская школа, она преобладала почти 100 лет. Красота внешних художественных приемов, была присуща французской театральной школе. Кроме того, на стиль включал тщательную проработку деталей. Все это внесло глубокое уважение к искусству лучших русских актеров и уважение в среде их западных коллег.

В истории русского театра были эпохи, которые были беспрецедентными по количеству великих талантов, которые сияли на сцене одновременно.

Русские театры конца XIX — начала XX века характеризовались большой творческой активностью и поиском собственного стиля. Когда Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко основали МХАТ в 1898 году, это было выдающееся событие в истории не только русского, но и мирового театра.

Развитие русского театра

В советский период (после революции.) полтора-два десятилетия были отмечены небывалым подъемом театрального движения. В основе – творческий поиск в новой культуре. Так родилась великая Советская театральная школа, которая и сейчас считается апогеем мирового театрального искусства.

Работа таких режиссеров, как Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров и Евгений Вахтангов, относится к этому периоду. Кроме того, в провинции страны народные театры много внесли в массовое увлечение театральным искусством. Самодеятельные коллективы вносят свою лепту и сейчас.

Несмотря на все противоречия, советский период был особенно плодотворным для театральной индустрии. В то время было много отличных режиссеров и актеров. Такова краткая история русского театра, который был и остается главным источником вдохновения в творческой сфере.

Материал рекомендуется, тем кто создает сценарий событий по теме: День театра в России.

Подписывайтесь на наши группы социальных сетях, чтобы первым получать свежие материалы:

История театра в России начинается с XVII века.

Содержание

XVII век

В России театр на первых порах представлял собой явление, занесенное иностранцами. Начало его связано с именами царя Алексея Михайловича и боярина Матвеева (см. Русская драма).

XVIII век

Вообще Пётр был недоволен современным ему репертуаром. По словам Берхгольца, он требовал от актёров пьес, которые имели бы не более трёх действий, не заключали бы в себе никаких любовных интриг и были бы не слишком грустны, не слишком серьёзны, не слишком веселы. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке и потому хотел иметь комедиантов преимущественно из Польши, а не из Германии.

В эпоху Петра театральное дело развивалось также и в провинции. Так, 1705 годом датируются первые упоминания о театральных представлениях в городе Тобольске, где пропагандистом театра выступал местный митрополит Филофей Лещинский.

После смерти Петра Великого и его сестры царевны Натальи Алексеевны, страстной любительницы театра, театральное дело в России стало падать, что объясняется равнодушием к нему придворных сфер в царствование Екатерины I и Петра II: дворцовые спектакли стали весьма редким явлением. В Славяно-греко-латинской академии продолжались представления школьных драм, которые получили и дальнейшее развитие, удалившись от схоластического направления прежнего духовного театра.

В дворцовых спектаклях принимала участие вся петербургская знать; особенно смешил Анну Иоанновну своими выходками на сцене Д. А. Шепелев; исполнителями театральных пьес являлись ещё сыновья Бирона, Воронцовы, Апраксины, гр. Брюсов, Ермаков, Струговщиков и другие; есть основание предполагать, что в придворных спектаклях принимали участие кадеты вновь учрежденного Шляхетного корпуса. С особенной пышностью было поставлено в 1735 году действо о Иосифе. Существовал проект учреждения первого в России театрального училища, представленный балетмейстером Жаном Батистом Ланде; по некоторым сведениям можно думать, что этот проект осуществился.

Екатерина II придавала театру высокое воспитательно-образовательное значение, но это сознание в её время было только теоретическим; на самом деле театр оставался благонравным развлечением, в котором балеты, оперы и драматические представления играли совершенно одинаковую роль. Всё же театр явился в России первым проводником народности (Лукин, Аблесимов, Фонвизин).

При Екатерине II славились театры Румянцева, Волконского; у гр. Шереметева было целых четыре театра (в Петербурге, Москве и имениях Кусково и Останкино). В 1790-х гг. в Москве насчитывалось около 15 частных театров, при 160 актёрах и актрисах и 226 музыкантах и певчих. При этих домашних театрах были оркестры музыки, оперные и даже балетные труппы из крепостных. Такие помещичьи труппы бывали и в провинции. Так, в конце XVIII столетия особенно славились труппы гр. Волкенштейна близ Суджи (Курской губернии), Сумарокова в Тарусском уезде Калужской губернии, кн. Юсупова в с. Архангельском близ Москвы, кн. Щербатова при с. Утешении Тульской губернии и др. Из провинциальных городов в Харькове постоянный театр был основан в 1789 году, в Воронеже в 1787 году, в Тамбове в 1786 году, в Нижнем Новгороде в 1798 году, в Твери в 1787 году.

Домашние театры при дворе и у знатных бояр способствовали появлению на сцене женщин (уже в теремах царевны Софии). На публичном театре женские роли впервые стали исполняться женщинами в 1757 году, вслед за учреждением постоянного русского театра. Первыми русскими актрисами были Марья и Ольга Ананьины и Мусина-Пушкина, из которых первая вышла замуж за Григория Волкова, вторая — за Шумского, третья — за Дмитревского. Выдающимися актрисами в XVIII стол. были Михайлова и Троепольская.

С другой стороны принадлежность значительной части актёров к числу крепостных (ещё в начале XIX столетия Императорская труппа в Москве была сформирована путем скупки помещичьих трупп) не могла содействовать возвышению общественного положения актёров. Из крепостных вышел и знаменитый артист Михаил Щепкин.

В первый же период истории русского театра на сцене выработалась определенная школа в смысле некоторой преемственности и общности приемов, тона и стиля игры. Эта была школа европейская, точнее — французская. Первыми образцами, которым пришлось следовать первой русской труппе, были иноземные театры тогдашнего Петербурга, в особенности французская труппа Сериньи, состоявшая, по свидетельству современников, из весьма талантливых артистов. Близость этой труппы и репертуар первых лет, состоявший, кроме пьес Сумарокова, из переводов комедий Мольера, Детуша и Реньяра, ещё более обобщил артистическую физиономию обеих трупп, французской и русской. Во главе художественной части юного русского театра был поставлен Дмитревский, который усвоил стиль и манеру игры лучших из европейских трагиков того времени и в тех же правилах воспитал целую плеяду современных ему русских актёров. Крутицкий, Гамбуров, Сандунов, Плавильщиков, А. Каратыгин, А. С. Яковлев, Семёнова и др. были талантливыми учениками, последователями и преемниками направления Дмитревского, то есть французской школы сценической игры.

XIX век

Вся последующая история русского театра была историей господства западноевропейского, преимущественно французского, драматического искусства. Такое положение вещей продолжалось почти сто лет. Французская школа игры, акклиматизировавшись вполне на русской сцене и соответствуя внутреннему характеру репертуара, породила немалое количество сценических художников. Свойственная ей красота внешних приемов, отделка мельчайших подробностей игры, продуманность стиля и достоинства декламационной стороны исполнения вместе с глубоким уважением к искусству поставили лучших русских актёров наряду с крупными артистическими силами Запада. Были эпохи в истории русского театра, беспримерные по числу замечательных дарований, находившихся одновременно на сцене. Таково было время Щепкина, Шумского, Садовского, Самарина, С. Васильева, Никифорова, Медведевой, Е. Н. Васильевой, Мартынова, Мочалова, Самойлова, Сосницкого, сестер В. и Н. Самойловых и др.

Следующее поколение актёров впало в ту же ошибку, что и драматурги-подражатели Островского (см. Русская драма). В Островском усмотрели не художника характеров, а бытописателя, его народность приняли за простонародность, в исполнении на первый план стали выдвигать простоту; те художественные приемы, которые в своей совокупности составляют школу, признаны были излишними. Связь с традициями была порвана: актёры школы уступили место на русской сцене актёрам натуры, то есть дилетантам, которые путем времени и опыта приобретают известные навыки. Стильность и цельность игры всего более сохранились в труппе московского Малого театра, украшением которой являются Мария Ермолова и Гликерия Федотова.

Императорские театры

Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры, находившиеся в ведении министерства Двора, а также правительственные театры в Варшаве. Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России вообще, положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра, поручив управление театра Сумарокову. Впоследствии в состав придворного театра, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы.

До 1766 года управление театра сосредоточивалось в ведении придворной конторы; затем императрица Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров, первым директором которых назначен был И. П. Елагин (20 декабря 1766 г. — 21 мая 1779 г.); после Елагина занимал эту должность В. И. Бибиков (1779—1783).

В 1786 году комитет упразднен и директором придворных театров назначен С. Ф. Стрекалов (1786—1789); за ним следовали два равноправных директора: генерал-майор П. А. Соймонов и А. В. Храповицкий (1789—1791).

С 1791 года придворные театры вновь перешли в единоличное управление и директорами их последовательно были: князь Н. Б. Юсупов (1791—1799), граф Н. П. Шереметев (1799) и обер-гофмаршал А. Л. Нарышкин (1799—1819), при котором в 1806 году были учреждены Императорские московские театры.

С 14 января 1816 года действия комитета были продолжены и на будущее время, а с 22 февраля 1824 года комитет был преобразован: в состав его вошли московский и петербургский военные генерал-губернаторы, из которых последний, граф М. А. Милорадович, назначен был старшим членом. 19 декабря 1825 года, за смертью графа Милорадовича, старшим членом комитета назначен шталмейстер князь В. В. Долгоруков. После А. Л. Нарышкина директорами театров состояли: гофмейстер кн. П. И. Тюфякин (1819—1821), А. А. Майков (1821—1825) и Н. Ф. Остолопов (1825—1829).

5 января 1823 года московские Императорские театры выделены были из общей дирекции и отданы в ведение московского генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына: директорами московских театров были Ф. Ф. Кокошкин (1823—1831) и М. Н. Загоскин (1831—1842). С 1842 года московские театры были вновь подчинены общей дирекции. В 1829 году Комитет для управления петербургскими театрами был упразднен с назначением директором театров князя Сергея Гагарина (1829—1833). За ним следовали: А. М. Гедеонов (1833—1858), гофмейстер А. И. Сабуров (1858—1862), граф А. М. Борх (1862—1867), гофмейстер С. А. Гедеонов (1867—1875). До осени 1881 года Дирекцией управлял статс-секретарь барон К. К. Кистер, до 1899 г. — обер-гофмейстер И. А. Всеволожский, затем С. М. Волконский (1899—1901) и В. А. Теляковский (1901—1917).

Вскоре после Февральской революции Дирекция императорских театров была преобразована в Дирекцию государственных театров (директор Ф. Д. Батюшков), которая существовала до ноября 1917 г.

Государственный русский драматический театр имени А.С.Пушкина

Государственный русский драматический театр имени А.С.Пушкина

Государственный русский драматический театр был открыт в Ашхабаде 1 октября 1926 года, когда город еще именовался Полторацк. Директором театра был Л.Лонской, главным режиссером — В.Лукашевич.
В разные периоды в театре работали режиссеры: В.Федоров (1937-1940), Н.Теккер (1940-1945).
В 1948 году, всего лишь через несколько месяцев после ужасного землетрясения, на уцелевшем первом этаже Русского драматического театра имени А.С.Пушкина возобновился театральный сезон 1948—1949 годов. Он был открыт пьесой туркменского драматурга Г.Мухтарова "Семья Аллана". А через некоторое время на улице Героглы было построено новое здание для театра на 1200 мест.
В 1945-1958 годах художественный руководитель театра - режиссер Исидор Григорьевич Громов. Он осуществил постановки многих спектаклей, вывел на сцену десятки талантливых артистов. Во время землетрясения погибла его жена. Он мог переехать в другой город с маленьким сыном, но посчитал своим долгом продолжить работу в любимом театре в Ашхабаде. И.Г.Громов прожил долгую жизнь — почти 100 лет и оставил о себе самую добрую память у жителей города.

В 1957 году театру было присвоено имя Александра Пушкина. Пушкинский - старейший театр в Туркменистане. Русский театр с момента своего основания являлся самым посещаемым учреждением культуры в столице Туркмении. Хотя театр и назывался русским, здесь всегда работали актеры самых разных национальностей и шли пьесы самых разных драматургов: Эдмона Ростана, Александра Островского, Гусейна Мухтарова, Берды Кербабаева, Тоушан Эсеновой, Ата Каушутова, Александра Вампилова и многих других.
В 1960-е и 1980-е годы в театре работали режиссеры: В.Аксенов, В.Регурецкий, Ю.Шишкин. Труппу представляли артисты: Кириллов, Котовщикова, Любина, Ридель, Абрамов, Бурдейн, Бобровский, Аветисов, Гоманюк, Лукин, Чирков, Дозорный, Расторгуева, Свиридова, Архангельский и др.
До 2004 года главным режиссером театра был Ренат Исмаилов, заслуженный артист Туркменистана, лауреат Государственной премии им.Махтумкули.
В феврале 2004 года здание театра, куда он вселился после разрушительного землетрясения 1948 года и в котором проработал около 50 лет, было снесено "в виду его аварийного состояния". По личному распоряжению президента Сапармурата Ниязова под театр было выделено помещение Дворца культуры ашхабадской шелкомотальной фабрики, расположенного на проспекте Махтумкули.
А тремя годами раньше, в апреле 2001 года Сапармурад Ниязов своим указом ликвидировал Театр оперы и балета имени Махтумкули, созданный в 1941 году.

Русский драматический театр в городе Уфе был основан во второй половине 19 века. Репертуар его обширен, труппа состоит из талантливых артистов. Постановки неоднократно становились призёрами фестивалей и конкурсов.

Создание театра

репертуар русский драматический театр уфа

В 1861 году было открыто первое театральное помещение в городе, это год, когда родился Русский драматический театр (Уфа). История развития театрального искусства города началась в 1772 году. Ещё не было здания, была всего лишь импровизированная сцена в квартире воеводы, на которой польские ссыльные разыгрывали пьесу о пане Брониславе. Профессиональная труппа появилась только в 1841 году, но своего здания она не имела. В 1861 году было построено деревянное здание театра, зрительный зал был рассчитан на 400 мест. Вскоре в городе был построен летний театр. Зимой 1890-1891 гг. театр принимал на своей сцене оперную труппу Семёнова-Самарского, среди хористов которой выступал семнадцатилетний и ещё не известный Ф. Шаляпин. Вскоре оба театральных помещения - зимнее, а затем летнее – сгорели, и в 1894 году купец В.А. Виденеев построил летний театр, в котором была замечательная акустика. Русский драматический театр (Уфа), выстроенный Виденеевым, входил в число лучших театральных помещений, но, к сожалению, в 1991 году был снесён.

Советский период

В 1920-1930 годах собственной труппы театр не имел, она появилась только в 1930 году, а в этот период актёры были приглашёнными из других городов и работали временно на договорной основе. За 10 лет (с 31 по 41 годы) было сыграно около 150 произведений. В 39 году 20 века Русский драматический театр (Уфа) получил своё здание по улице Гоголя, в котором обитал до 82 года, теперь там находится филармония. В военные годы репертуар был патриотическим, актёры играли не только стационарно в своём помещении, из них организовывались фронтовые бригады, которые выезжали на передовую и показывали фрагменты своих спектаклей защитникам Родины, дабы поднять их боевой дух. После войны начался новый этап творческого развития театра, он получает статус городского, но вторая половина 50-х годов ознаменовалась возвращением ему статуса республиканского. В труппу пришли новые актёры и постановщики. Поменялся репертуар, теперь в центре внимания были такие темы, как совесть человека, добро и зло, трагедия войны, осмысление Победы Советского народа во Второй мировой. Особенно были популярны такие постановки:

В 1981 году театр получил орден Трудового Красного Знамени, а в 1982 году – новое здание, в котором располагается по сей день. В 1984 году в театре появился новый главный режиссёр, ставший впоследствии ещё и художественным руководителем – заслуженный деятель искусств России и Республики Башкортостан М. И. Рабинович.

русский драматический театр уфа

Наши дни

русский драматический театр уфа история

Репертуар и труппа

Труппа театра состоит из 49 талантливых актёров, из которых трое Заслуженных артистов России и семеро – Народных. Очень разнообразен репертуар.

русский драматический театр уфа отзывы о спектаклях

О театре

Сегодня по-прежнему по адресу Проспект Октября, дом №79 располагается Русский драматический театр (Уфа). Отзывы о спектаклях зрители оставляют очень тёплые, восторгаются постановками и говорят, что это лучший театр в городе, а главный режиссёр М.И. Рабинович – великий и гениальный.

2. Появление театра в России.

3. Театральные представления в царский период времени.

4. Театр в России XIX – начало XX века.

6. Список литературы.

1. Введение.

История русского театра – это особенный путь, отличающийся от аналогичных процессов в Европе. Уникальный исторический путь наложил отпечаток и на эволюцию отечественного театра, также как и национальное мышление, и особенности развития религии, экономики, культуры. Здесь решающим фактором явилась борьба церкви с язычеством, а началом театра на Руси, как известно, были обрядовые и ритуальные формы, распространённые среди народа с давних времён.

Люди прибегали к мистериальным действиям, ставя для этого вполне определённые цели: получить помощь у высших сил. Это были групповые действия, связанные, в основном, с этапами земледельческого цикла. Они положили начало магическим действам с игровой основой.

Выступления представителей церкви против театра привело к торможению развития театрального искусства, к более позднему возникновению театра, нежели в европейских странах. Однако, как это было и с другими культурными явлениями, русский театр в определённый период совершил мощный и динамический скачок вперёд, в результате которого появился культурный феномен, обладающий уникальными и неповторимыми чертами. Сегодня русский театр – повод для национальной гордости, явление мирового масштаба.

2. Появление театра в России.

Истоки русского театра кроются в ритуалах, связанных с земледельческими работами или семейно-бытовыми вопросами, когда люди, совершая некие театрализованные действия, пытались задобрить языческие божества, чтобы получить желаемое. Так начали формироваться мистерии, включающие в себя обряды, которые проводили авторитетные лица – волхвы, кудесники, жрецы. Они же проложили пути для развития скоморошества.

Первые формы театра на Руси – фольклорные. Это, в первую очередь, скоморохи, театр кукольный, главным лицом которого являлся любимец народа Петрушка, а также вертепы, балаганы и раёк.

Представления с Петрушкой – старейшие развлечения русского народа, появившиеся в XVII веке. Герой отличался яркой внешностью – яркая одежда, выдающийся красный нос и столь же впечатляющий красный колпак. Петрушка не только развлекал публику, но и клеймил существующие пороки, в связи, с чем его выступления не поощрялись властями и церковью, как, впрочем, и остальные виды театральных выступлений.

Вертеп, пожалуй, был единственной театральной формой, которая не подлежала осуждению, т.к. была связана с христианскими традициями. Это была своеобразная инсталляция на тему Рождества Христова с соответствующими действующими лицами: Девой Марией, Её мужем Иосифом, ангелами, волхвами, животными из яслей и, конечно, младенцем Иисусом.

Вертепы представляли собой ящички-дома из дерева, состоящие из двух или трёх этажей, в которых и разворачивалось представление, основанное на сценах из Священного Писания. Вертепы со временем приобрели огромную популярность, и расцвет этого жанра продолжался вплоть до революции, пока не исчезли в связи с религиозными запретами.

Примечательно, что в XIV веке церковь сама обращается к театру. Происходит это с открытием первых учебных заведений. Мощный воспитательный потенциал театра, его воздействие на душу и эмоциональную сферу способствуют открытию школьных театров, повлиявших на дальнейшее формирование театрального искусства в России.

Школьный театр – XVI – XVII веков – это особая страница в истории русского театра. В условиях школьного театра, несмотря на его схематичность и некоторую тематическую ограниченность, и педагогическую направленность, произошло отделение артистов от зрителей, формирование стройной системы, начали использоваться декорации, были заложены основы актёрской игры.

3. Театральные представления в царский период времени.

В царствование Алексея Михайловича начался новый этап в развитии русского театра. Взяв курс на Европу, Алексей Михайлович, среди других нововведений, даёт распоряжение о создании придворного театра – первого в России. Для этой цели были приглашены специалисты из-за границы. Под руководством немецкого комедианта набранные в новую труппу дети разучили первую пьесу для представления на двух языках. Была построена специальная сцена, созданы декорации. Любовь царя к театральным представлениям ускоряла развитие этого искусства.

Так, в 1673 году был поставлен балет – на греческий сюжет об Орфее, но с русскими актёрами. Далее стали открываться театральные школы, но в них обучались, как и выступали на сцене, только мужчины. Появился и первый драматург – Симеон Полоцкий. Благодаря его деятельности в России родились образцы первых литературных пьес, в которых в той или иной степени отражалась действительность; делались намётки образов; выстраивались диалоги.

А Пётр Великий, тем временем, берётся за открытие нового театра, который планируется открыть в Санкт-Петербурге. На этот раз он приглашает труппу из Праги. Однако история повторилась. Вновь пальму первенства перехватили немцы, и вновь спектакли начали идти на немецком языке. Император, любивший посещать театр, не был доволен и этим вариантом. Как и в московском театре, его не устраивал репертуар. Он требовал такую пьесу, чтобы в ней не было ни шутовства, ни любви; чтобы она не веселила особенно, но и не погружала в грусть. Написать такую пьесу никто не оказался в состоянии. Да и сама труппа была не на высоте: как актёры, они не блистали, а репертуар оставлял желать лучшего.

Этот театр не являлся не единственным в России на тот период. В Москве на тот момент действовала труппа при госпитале, руководил которым доктор Бидло. Он постоянно пополнял свою труппу, в том числе, и благодаря притоку из Славяно-греко-латинской академии – той самой, где зародилась традиция школьного театра. Таким образом, театр доктора Бидло постоянно обогащался. И хотя театр располагался в сарае, он был очень посещаемым местом, отличался интересным репертуаром и хорошей игрой. Пётр I также бывал на спектаклях, представляемых этой труппой и, очевидно, видел разницу между своим петербургским театром и этим. Видимо, это было одной из причин, почему и второй театр императора просуществовал недолго.

В период царствования Петра Великого возникают театры и в Сибири. Пионером этого дела оказался Филофей (Лещинский) – митрополит Сибирский и Тобольский. Он любил театр, пышные представления, а потому приложил усилия к тому, чтобы театральное дело развивалось. Он открыл первый в России театр, названный Духовным, в котором ставились не только пьесы соответствующего содержания, но и комедии. Позже его дело было продолжено другими энтузиастами из церковной среды.

Когда Пётр I умер, замерло и развитие театрального искусства. Придворный театр возродился лишь при Анне Иоанновне. Даже её коронация ознаменовалась приездом итальянских гастролёров, что, собственно, и послужило толчком её интереса к театру. В скором времени, в 1737 году, были построены сцена и театральный зал в Зимнем дворце.

Любившая роскошные развлечения, императрица тратила на них очень большие суммы. Она активизировала процесс праздников, возродила шутовские и скоморошьи развлечения, часто принимавшие жестокий характер.

Со времён коронации Анна Иоанновна возлюбила итальянский театр и возжелала иметь его у себя. Представления в Зимнем дворце шли регулярно (дважды в неделю), далее диапазон расширился посредством оперных и балетных спектаклей. Не знавшая итальянского языка, императрица получала переводы от В.К. Тредиаковского и следила по ним за ходом действия. Итальянцы также познакомили русскую публику с такими жанрами, как комедия dell’arte и opera-seria.

Свой путь Ф.Я. Волков начинал в Ярославле, и его труппа имела там настоящий успех. Уже в Ярославле было очевидно, что Фёдор Волков идёт по собственному пути развития, вкладывая в своё творчество иные художественные принципы, а именно – естественность и простоту. Это было началом начал великого реалистического театра России.

Ф.Я. Волков умер очень рано, не дожив и до тридцати пяти лет. Но начатое им дело продолжилось. На сцену вышел ряд прогрессивных актёров и драматургов, благодаря которым русский театр сделал резкий скачок вперёд.

В XVIII веке большое распространение получают крепостные театры. Как это следует из названия, труппа таких театров формировалась из крепостных. Чаще всего детей обучали премудростям актёрского мастерства, музыке, хореографии ещё с детства. Крепостные театры были устроены также как и все остальные, имели все необходимые приспособления. Часто в недрах крепостных театров рождались настоящие звёзды (например, Прасковья Жемчугова). Наиболее известными были театры графа Н.П. Шереметева (женившегося на своей крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой), И.Д. Шепелева и других. Как крепостные, начинали свой путь такие титаны, как М.С. Щепкин, Е.С. Семёнова, С.Ф. Мочалов и другие. Таланты, открытые в таких театрах, ещё более подчёркивали чудовищность существовавшего тогда крепостного права.

Таким образом, в XVIII веке произошёл большой рывок в развитии русского театра, обретшего свою национальную неповторимость.

4. Театр в России XIX – начало XX века.

В XIX веке эти настроения только усилились. В 1812 году театр, как и всё искусство России, начинает своё активное движение по патриотической линии, что влияет как на репертуарную политику, так и на актёрские и режиссёрские тенденции.

Творчество Н.В. Гоголя подготовило почву для деятельности другой ключевой фигуры отечественного театра А.Н. Островского. Триумфальное шествие его многочисленных пьес началось с 1848 года – но только лишь по салонам и гостиным. Поначалу его произведения браковались цензурой и не допускались на сцену. За время запретов автор создал пять пьес, и все они были восторженно приняты интеллигенцией.

Интересной чертой театральной жизни начала XX века оказывается организация любительских и частных театров, которые развивались гораздо интенсивнее, нежели императорские труппы. Последние из представленных выше оказали решающее влияние на русский театр. Среди подобных коллективов следует назвать театры С.И. Мамонотова, Н.И. Соловцова, Ф.А. Корша, А.Я. Таирова, а также К.С. Станиславского и Н.И. Немировича-Данченко. Все эти имена красноречивы сами по себе.

Так, система актёрской игры К.С. Станиславского стала мировым достоянием. Созданный вместе с В.И. Немировичем-Данченко МХАТ стал великолепным образцом психологического театра, в котором новаторская игра и режиссура совмещались с не менее новаторской драматургией (А.П. Чехов). МХАТ и драматургия А.П. Чехова – это новая, совершенно иная страница в истории русского театра, выражение принципиально новой театральной эстетики, где в будничном и повседневном бытие крылся весь драматизм и одновременно с тем радость жизни. Необычность и новизна чеховских пьес требовала иных принципов постановки и игры, что и смог осуществить именно МХАТ.

В.Э. Мейерхольд развивал систему биомеханики, основу которой составляли физические данные актёров, его физическая подготовка, которая, по его мнению, становилась решающим фактором для реализации актёрской задачи.

А.Я. Таиров создал т.н. синтетический театр, в котором властвовал универсальный актёр, виртуозно владевший как внешней, так и внутренней техникой.

С приходом революции все театры стали собственностью государства. Новые условия поставили многих деятелей культуры в невозможные условия для творчества, в связи, с чем страну покинуло огромное число интеллигенции, в том числе, актёры, режиссёры, драматурги. Оставшиеся были вынуждены приспосабливаться.

Таким образом, в конце XIX – начале ХХ века произошло завершение формирования уникальности и универсальности русского театра, и даже социальные катаклизмы не смогли воспрепятствовать этому процессу, хотя и затормозили его. В ХХ веке русское театральное искусство поднялось на новую высоту.

5. Заключение.

Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать ряд выводов. Театр в России начинался в мистериальных формах, в обрядовых действиях, руководил которыми жрец. Уже тогда зародился прообраз современного театра с режиссёром и актёрским составом, который мы видим сейчас.

Далее театр постепенно развивался через такие примечательные явления, как скоморошество, балаганные и вертепные представления. При царе Алексее Михайловиче в страну начали проникать европейские театральные веяния, и до XVIII века русский театр шёл по пути подражания и заимствования. Хотя нельзя не отметить, что возникали своеобразные явления, например, школьные театры, сыгравшие большую роль в формировании искусства театра. И здесь, как ни парадоксально это звучит, именно церковь, до сих пор протестовавшая против театра, способствовала его продвижению.

Далее русский актёр Ф.Я. Волков сделал коренной поворот в эволюции театра, направив его на путь национального искусства. И потом уже при усилии целой плеяды великих актёров, режиссёров, драматургов на свет рождается русский реалистический психологический театр, неповторимый по своей сути, глубине и значимости.

6. Список литературы.

1. Дризен Н.В. Материалы к истории русского театра: Любительский театр. Театральная цензура. К биографиям писателей и артистов. Мелочи театральной старины. Народный театр. – М.: URSS. 2015. – 320 с.

2. Терешина М. История русского театра. – М.: Эксмо, 2019. – 480 с.

3. Царёв М.М. Неповторимые мгновенья. – М.: Молодая гвардия, 1975. – 176 с.

Читайте также: