Произведения словесности в истории культуры сообщение
Обновлено: 03.07.2024
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры (7)
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры (4)
Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды (10)
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их виды (3)
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды (2)
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения и их виды (4)
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности (3)
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.
Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
Повторение изученного в 7 классе. (4)
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;
- определять тему и основную мысль произведения;
- различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;
- создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;
- рассказывать о событии с использованием диалога;
- создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле;
- употреблять стилистически окрашенные слова в речи;
- создавать стилизацию и пародии;
- различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;
- видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;
- понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;
- писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев;
- писать сочинение-эссе по лирическому произведению;
- создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;
- писать сочинение: анализ эпизода пьесы; сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы;
- использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;
- выразительно читать эпические и лирические произведения.
В ходе освоения содержания образования по родному ( русскому) языку обучающиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
- выполнение различных заданий исследовательского характера;
- умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;
- изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;
- поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Литература и средства обучения
1. Алексеенко Л.П. Отбор дидактического материала к урокам подготовки сочинений по личным впечатлениям и наблюдениям.// Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена,1987.
2. Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе.// Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение,1991.
3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка.//Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя/ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б.- М.: Просвещение, 1991.
4. Буслаев Ф.И., Галахов А.Д. Программа русского языка и словесности. //Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение , 1991.
5. Гужва Ф.К. Морфология русского языка. Книга для учителя – Киев: Радняньская школа , 1987.
6. Данилов В.В. Методика родного языка.// Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение , 1991.
7. Державин Н.С. Основы методики преподавания по русскому языку и литературе в средней школе.// Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение , 1991.
8. Иваницкая Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. – Киев : Радняньская школа,1990.
ГОСТ
Словесность – это совокупность всех произведений какого-либо народа, выраженных словами. Словесность объединяет все жанры литературы, а также устные произведения.
Художественная словесность и другие искусства
О преимуществе словесного искусства над всеми остальными писал и В. Белинский, который утверждал, что поэзия является высшим родом искусства и заключает в себе элементы других искусств. В период расцвета романтизма лидером в мире искусства наравне с поэзией стала музыка. Позже широкое распространение получило понимание музыки как наивысшей формы художественной деятельности и культуры в целом. Особенно это заметно в эстетике символистов. А. Н. Скрябин отмечал, что именно музыка способна сосредоточить в себе другие искусства и в итоге преобразить мир.
Художественная словесность и телевидение
В 20 веке в отношениях между видами искусства произошли серьезные изменения. Появились и обрели влияние те художественные формы, которые опираются на новые средства массовой коммуникации – устная речь, звучащая по радио, а также визуальные образы телевидения и кинематографа стали успешно конкурировать с печатным и письменным словом. Это обусловило появление новых концепций, которые сначала называли киноцентристскими, а затем, во второй половине столетия их стали именовать телецентристскими. Теоретиками и практиками киноискусства часто утверждалось, что слово в прошлом имело гипертрофированное значение, в сейчас благодаря появлению кинофильмов люди учатся видеть мир по-другому, и потому человечество от понятийно-словесной культуры переходит к визуальной, зрелищной.
Готовые работы на аналогичную тему
Известный канадский теоретик телевидения М. Маклюэн в своих работах утверждал, что в 20 веке произошла вторая коммуникативная революция.
Причиной первой коммуникативной революции было изобретение печатного станка.
Суждения канадского теоретика во многом односторонни и поверхностны, как показывает опыт, слово никогда не будет отстранено на второй план. Однако проблемы, которые Маклюэн поднял в своей работе, являются чрезвычайно серьезными – соотношение между словесно-письменной коммуникацией и визуальной весьма сложны, а иногда и конфликтны.
В противовес крайностям современного телецентризма и традиционного литературоцентризма следует отметить, что в настоящее время художественная словесность является первой среди искусств, равных друг другу.
Лидерство литературы среди других искусств, которое особенно ясно ощущалось в 19-20 веке, связано в первую очередь с ее познавательно-коммуникативными возможностями, а затем с ее собственно эстетическими свойствами. Слово является всеобщей формой человеческого сознания и коммуникации. Произведения литературы имеют способность активно воздействовать на читателя даже в тех случаях, когда они не имеют таких эстетических ценностей, как яркость и масштабность. Литература выполняет следующие функции:
- Познавательно-оценочная
- Воспитательная
- Эстетическая
- Языкотворческая
- Коммуникативная
- Моделирующая (преобразовательная).
Часто активность внеэстетических начал в литературе вызывала опасения у теоретиков. Например, Гегель считал, что поэзии грозит растворение в чисто духовных стихиях. Он усматривал в искусстве слова разложение художественного творчества, переход его к религиозному представлению, философскому пониманию. Однако дальнейшее развитие художественной словесности эти опасения не подтвердило. Литературное творчество в своих лучших образцах соединяет верность принципам художественности, глубокого осмысления жизни и прямого присутствия обобщений писателя.
Выполнение литературой внехудожественных функций особенно важно в неблагоприятные для общества периоды.
Художественная словесность, таким образом, занимает особое место в культуре человечества и общества, но при этом не стремится возвыситься над другими видами искусства.
XX век (особенно в его второй половине) ознаменовался серьезными и сдвигами в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели влиятельность художественные формы, опирающиеся на новые средства массовой коммуникации: с письменным и печатным словом стали успешно соперничать устная речь, звучащая по радио и, главное, визуальная образность кинематографа и телеэкрана.
В суждениях Маклюэна много одностороннего, поверхностного и явно ошибочного (жизнь показывает, что слово, в том числе письменное, отнюдь не оттесняется на второй план, тем более — не устраняются по мере распространения и обогащения телекоммуникации). Но проблемы, поставленные канадским ученым, являются весьма серьезными: соотношения между визуальной и словесно-письменной коммуникацией сложны, а порой и конфликтны.
В противовес крайностям традиционного литературоцентризма и современного телецентризма правомерно сказать, что художественная словесность в наше время является первым среди равных друг другу искусств.
Своеобразное лидерство литературы в семье искусств, ясно ощутимое в XIX–XX вв., связано не столько с ее собственно эстетическими свойствами, сколько с ее познавательно-коммуникативными возможностями. Ведь слово — это всеобщая форма человеческого сознания и общения. И литературные произведения способны активно воздействовать на читателей даже в тех случаях, когда они не обладают яркостью и масштабностью в качестве эстетических ценностей.
Ни в коей мере не притязая на то, чтобы встать над иными видами искусства и тем более их заменить, художественная литература, таким образом, занимает в культуре общества и человечества особое место как некое единство собственно искусства и интеллектуальной деятельности, сродной трудам философов, ученых-гуманитариев, публицистов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Искусство в ряду других знаковых систем
Искусство в ряду других знаковых систем Рассмотрение искусства в категориях коммуникационной системы позволяет поставить, а частично и разрешить ряд вопросов, остававшихся вне поля зрения традиционной эстетики и теории литературы.Современная теория знаковых систем
Дмитрий Костомаров В ряду поколений
Дмитрий Костомаров В ряду поколений Бабушкин альбом Ко мне как к старшему сыну перешел по наследству семейный архив.Он включает старинный альбом с металлическими застежками, принадлежавший некогда моей бабушке. В нем — фотографии предков, сделанные в конце XIX — начале
Средства, орудия и способы совершения преступления
Средства, орудия и способы совершения преступления Средства и орудия совершения преступления — это те орудия и приспособления, при помощи которых было совершено преступление[10]. Так, например, орудием убийства является тот предмет, с помощью которого потерпевшего
Важнейшее из искусств.
10. Цирк на Охотном ряду
10. Цирк на Охотном ряду В декабре 2011 г. цирк объявил начало шестого сезона. На работу было нанято 450 лицедеев и какое-то количество их помощников. Работодатель: Кремль. Он платит служащим зарплату, даёт неприкосновенность лица и тела и разрешает делать всё то, что не
13. Средства Массовой Фальсификации
13. Средства Массовой Фальсификации Кто владеет информацией – тот журналист. Прежде чем информацией овладеть – журналисту надо её у кого-то отнять, так как бесхозных информаций не бывает, а добровольно ими делиться желающих мало. В процессе борьбы за информацию –
Средства современной поэзии
Средства современной поэзии В витрине Туристического бюро разложены пестрые проспекты. Под стилизованною картой Африки белый океанский пароход плывет на фоне заката, мчатся классические квадриги, бьют хрустальные фонтаны, римский виадук протянулся над тростниковой
II. В доме искусств
1. Дальнейшая композиция сказки Получение волшебного средства
1. Дальнейшая композиция сказки Получение волшебного средства Уже выше указывалось, что сказочная завязка обычно содержит какую-нибудь беду и отправку героя из дома, Иногда само удаление из дома уже есть беда — что мы имеем, например, когда из дома изгоняется падчерица.
Глава 18. Языковые средства комизма
Глава 18. Языковые средства комизма Располагая материал по причинам, вызывающим смех, что в конечном итоге соответствует изучению средств комизма, мы должны теперь расширить круг наблюдений и заняться теми средствами, которые даны в языке.Совершенно очевидно, что область
7.2. Средства наглядности при изучении литературы
7.2. Средства наглядности при изучении литературы Ключевые слова: печатные пособия, раздаточный изобразительный материал, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, звуковые пособия. Основное назначение средств наглядности при изучении литературы – помочь в более глубоком
§ 1. В полемике с идеей художественной коммуникации: текстовый анализ Р. Барта
§ 1. В полемике с идеей художественной коммуникации: текстовый анализ Р. Барта Один из первых анализов деконструктивистского типа, текстовый анализ Ролана Барта, вырастает на почве полемики постструктурализма с феноменологической концепцией литературы как
Литература и фольклор
Формирование понятия литературы
Литературный канон; роды и жанры
Литературоведение как наука о Литературе делит сложившийся массив литературных произведений прошлого и настоящего соответственно различным аспектам структуры и функций литературных произведений. Традиционно Литература подразделяется на роды литературные (с XVIII века утверждается система трёх родов: эпос, лирика и драма), а также жанры. Начиная с эпохи романтизма в Литературе происходит интенсивный процесс размывания жанровых границ; всё большую эстетическую и социокультурную значимость приобретают тексты, не имеющие жанровой определённости, но также появляются и новые жанровые формы (такие как детектив, научная фантастика, фэнтези и т.п.). С развитием книгоиздания и удешевлением печатной продукции в XVII-XVIII века формируется массовая литература, обладающая особым жанрово-тематическим составом, который не охватывается традиционной системой жанров. Деление Литературы на сферы описания и анализа с практической и теоретической целями происходит также по таким признакам, как географический (литература больших и малых ареалов, например Латинской Америки или Центральной Европы), этнический и национальный, хронологический (литература разных периодов, история отдельных литератур).
Конвенциональность понятия литературы
Универсальные признаки литературы
Попытки найти более конкретные признаки литературного произведения осуществлялись в основном по двум линиям: выявления особых закономерностей внутренней организации произведения и изучения его функциональных особенностей.
Языковая природа литературы
Литература в социокультурном контексте
Рассмотрение словесного творчества в широком социокультурном контексте позволяет характеризовать современную Литературу как относительно автономную сферу человеческой деятельности, как социальный институт, представляющий собой единство автора (занимающего определённое общественное положение), средств распространения и хранения литературных произведений (издательства, журналы, публичные библиотеки), средств организации общественной реакции на публикации (реклама, литературная критика, литературоведение) и читающей публики. Каждая из составляющих этого института подлежит различным видам теоретического и прикладного анализа, включая социологический и даже экономический (например, изучение статистики читательского спроса, читательских ожиданий и степени их удовлетворённости и т.п.).
Читайте также: