Произведения словесности в истории культуры сообщение

Обновлено: 03.07.2024

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произве­дениях. Понятия рода, вида и жанра.

Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.

Устная народная словесность, ее виды и жанры (7)

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словес­ности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словес­ности.

Драматические виды народной словесности: на­родная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.

Умение видеть особенности словесного выра­жения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.

Духовная литература, ее жанры (4)

Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.

Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, пса­лом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в рус­ской литературе.

Чтение Библии. Понимание библейских текс­тов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского по­вествования. Умение видеть своеобразие стиля в раз­личных библейских текстах. Умение заметить ис­пользование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.

Эпические произведения, их виды (10)

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера: опи­сание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги ге­роев.

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизо­дов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различ­ных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.

Лирические произведения, их виды (3)

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Композиция лирического стихотворения.

Образ-переживание в лирике.

Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в вы­разительном чтении идейно-художественное своеоб­разие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрываю­щее личное впечатление о стихотворении, об ис­пользовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.

Драматические произведения, их виды (2)

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драма­тическом произведении.

Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматиче­ского произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специ­фических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.

Лиро-эпические произведения и их виды (4)

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, нали­чие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

Повести в стихах и стихотворения в прозе — со­единение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойствен­ных лирике и эпосу.

Понимание смысла произведений лиро-эпиче­ских жанров: их героев и сюжета, созданных посред­ством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.

Взаимовлияние произведений словесности (3)

Использование чужого слова в произведении: ци­тата, эпиграф, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.

Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение пере­дать это понимание в выразительном чтении произ­ведений. Использование мотивов народной словес­ности в собственном литературном творчестве.

Повторение изученного в 7 классе. (4)

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания;

- определять тему и основную мысль произведения;

- различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление;

- создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;

- рассказывать о событии с использованием диалога;

- создавать собственный сказ, устный монолог в научном стиле;

- употреблять стилистически окрашенные слова в речи;

- создавать стилизацию и пародии;

- различать роды словесности, определять вид и жанр произведения;

- видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, своеобразие стиля в различных библейских текстах;

- понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения;

- писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев;

- писать сочинение-эссе по лирическому произведению;

- создавать режиссёрский план эпизода, сценки с использованием языковых средств драматического рода словесности;

- писать сочинение: анализ эпизода пьесы; сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы;

- использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве;

- выразительно читать эпические и лирические произведения.

В ходе освоения содержания образования по родному ( русскому) языку обучающиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

- выполнение различных заданий исследовательского характера;

- умение работать самостоятельно, в группе, вместе с классом;

- изложение своих мыслей ясно, точно, и грамотно в устной и письменной речи;

- поиск, систематизация, анализ и классификация информации, использование разнообразных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Литература и средства обучения

1. Алексеенко Л.П. Отбор дидактического материала к урокам подготовки сочинений по личным впечатлениям и наблюдениям.// Совершенствование работы по развитию речи школьников в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Межвузовский сборник научных трудов. – Л.: ЛГПИ имени А.И. Герцена,1987.

2. Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе.// Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение,1991.

3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка.//Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: пособие для учителя/ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б.- М.: Просвещение, 1991.

4. Буслаев Ф.И., Галахов А.Д. Программа русского языка и словесности. //Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение , 1991.

5. Гужва Ф.К. Морфология русского языка. Книга для учителя – Киев: Радняньская школа , 1987.

6. Данилов В.В. Методика родного языка.// Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители: Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение , 1991.

7. Державин Н.С. Основы методики преподавания по русскому языку и литературе в средней школе.// Хрестоматия по методике русского языка. Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя./ Авторы-составители Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. – М.: Просвещение , 1991.

8. Иваницкая Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. – Киев : Радняньская школа,1990.

Гост

ГОСТ

Словесность – это совокупность всех произведений какого-либо народа, выраженных словами. Словесность объединяет все жанры литературы, а также устные произведения.

Художественная словесность и другие искусства

О преимуществе словесного искусства над всеми остальными писал и В. Белинский, который утверждал, что поэзия является высшим родом искусства и заключает в себе элементы других искусств. В период расцвета романтизма лидером в мире искусства наравне с поэзией стала музыка. Позже широкое распространение получило понимание музыки как наивысшей формы художественной деятельности и культуры в целом. Особенно это заметно в эстетике символистов. А. Н. Скрябин отмечал, что именно музыка способна сосредоточить в себе другие искусства и в итоге преобразить мир.

Художественная словесность и телевидение

В 20 веке в отношениях между видами искусства произошли серьезные изменения. Появились и обрели влияние те художественные формы, которые опираются на новые средства массовой коммуникации – устная речь, звучащая по радио, а также визуальные образы телевидения и кинематографа стали успешно конкурировать с печатным и письменным словом. Это обусловило появление новых концепций, которые сначала называли киноцентристскими, а затем, во второй половине столетия их стали именовать телецентристскими. Теоретиками и практиками киноискусства часто утверждалось, что слово в прошлом имело гипертрофированное значение, в сейчас благодаря появлению кинофильмов люди учатся видеть мир по-другому, и потому человечество от понятийно-словесной культуры переходит к визуальной, зрелищной.

Готовые работы на аналогичную тему

Известный канадский теоретик телевидения М. Маклюэн в своих работах утверждал, что в 20 веке произошла вторая коммуникативная революция.

Причиной первой коммуникативной революции было изобретение печатного станка.

Суждения канадского теоретика во многом односторонни и поверхностны, как показывает опыт, слово никогда не будет отстранено на второй план. Однако проблемы, которые Маклюэн поднял в своей работе, являются чрезвычайно серьезными – соотношение между словесно-письменной коммуникацией и визуальной весьма сложны, а иногда и конфликтны.

В противовес крайностям современного телецентризма и традиционного литературоцентризма следует отметить, что в настоящее время художественная словесность является первой среди искусств, равных друг другу.

Лидерство литературы среди других искусств, которое особенно ясно ощущалось в 19-20 веке, связано в первую очередь с ее познавательно-коммуникативными возможностями, а затем с ее собственно эстетическими свойствами. Слово является всеобщей формой человеческого сознания и коммуникации. Произведения литературы имеют способность активно воздействовать на читателя даже в тех случаях, когда они не имеют таких эстетических ценностей, как яркость и масштабность. Литература выполняет следующие функции:

  • Познавательно-оценочная
  • Воспитательная
  • Эстетическая
  • Языкотворческая
  • Коммуникативная
  • Моделирующая (преобразовательная).

Часто активность внеэстетических начал в литературе вызывала опасения у теоретиков. Например, Гегель считал, что поэзии грозит растворение в чисто духовных стихиях. Он усматривал в искусстве слова разложение художественного творчества, переход его к религиозному представлению, философскому пониманию. Однако дальнейшее развитие художественной словесности эти опасения не подтвердило. Литературное творчество в своих лучших образцах соединяет верность принципам художественности, глубокого осмысления жизни и прямого присутствия обобщений писателя.

Выполнение литературой внехудожественных функций особенно важно в неблагоприятные для общества периоды.

Художественная словесность, таким образом, занимает особое место в культуре человечества и общества, но при этом не стремится возвыситься над другими видами искусства.

XX век (особенно в его второй половине) ознаменовался серьезными и сдвигами в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели влиятельность художественные формы, опирающиеся на новые средства массовой коммуникации: с письменным и печатным словом стали успешно соперничать устная речь, звучащая по радио и, главное, визуальная образность кинематографа и телеэкрана.

В суждениях Маклюэна много одностороннего, поверхностного и явно ошибочного (жизнь показывает, что слово, в том числе письменное, отнюдь не оттесняется на второй план, тем более — не устраняются по мере распространения и обогащения телекоммуникации). Но проблемы, поставленные канадским ученым, являются весьма серьезными: соотношения между визуальной и словесно-письменной коммуникацией сложны, а порой и конфликтны.

В противовес крайностям традиционного литературоцентризма и современного телецентризма правомерно сказать, что художественная словесность в наше время является первым среди равных друг другу искусств.

Своеобразное лидерство литературы в семье искусств, ясно ощутимое в XIX–XX вв., связано не столько с ее собственно эстетическими свойствами, сколько с ее познавательно-коммуникативными возможностями. Ведь слово — это всеобщая форма человеческого сознания и общения. И литературные произведения способны активно воздействовать на читателей даже в тех случаях, когда они не обладают яркостью и масштабностью в качестве эстетических ценностей.

Ни в коей мере не притязая на то, чтобы встать над иными видами искусства и тем более их заменить, художественная литература, таким образом, занимает в культуре общества и человечества особое место как некое единство собственно искусства и интеллектуальной деятельности, сродной трудам философов, ученых-гуманитариев, публицистов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Искусство в ряду других знаковых систем

Искусство в ряду других знаковых систем Рассмотрение искусства в категориях коммуникационной системы позволяет поставить, а частично и разрешить ряд вопросов, остававшихся вне поля зрения традиционной эстетики и теории литературы.Современная теория знаковых систем

Дмитрий Костомаров В ряду поколений

Дмитрий Костомаров В ряду поколений Бабушкин альбом Ко мне как к старшему сыну перешел по наследству семейный архив.Он включает старинный альбом с металлическими застежками, принадлежавший некогда моей бабушке. В нем — фотографии предков, сделанные в конце XIX — начале

Средства, орудия и способы совершения преступления

Средства, орудия и способы совершения преступления Средства и орудия совершения преступления — это те орудия и приспособления, при помощи которых было совершено преступление[10]. Так, например, орудием убийства является тот предмет, с помощью которого потерпевшего

Важнейшее из искусств.

10. Цирк на Охотном ряду

10. Цирк на Охотном ряду В декабре 2011 г. цирк объявил начало шестого сезона. На работу было нанято 450 лицедеев и какое-то количество их помощников. Работодатель: Кремль. Он платит служащим зарплату, даёт неприкосновенность лица и тела и разрешает делать всё то, что не

13. Средства Массовой Фальсификации

13. Средства Массовой Фальсификации Кто владеет информацией – тот журналист. Прежде чем информацией овладеть – журналисту надо её у кого-то отнять, так как бесхозных информаций не бывает, а добровольно ими делиться желающих мало. В процессе борьбы за информацию –

Средства современной поэзии

Средства современной поэзии В витрине Туристического бюро разложены пестрые проспекты. Под стилизованною картой Африки белый океанский пароход плывет на фоне заката, мчатся классические квадриги, бьют хрустальные фонтаны, римский виадук протянулся над тростниковой

II. В доме искусств

1. Дальнейшая композиция сказки Получение волшебного средства

1. Дальнейшая композиция сказки Получение волшебного средства Уже выше указывалось, что сказочная завязка обычно содержит какую-нибудь беду и отправку героя из дома, Иногда само удаление из дома уже есть беда — что мы имеем, например, когда из дома изгоняется падчерица.

Глава 18. Языковые средства комизма

Глава 18. Языковые средства комизма Располагая материал по причинам, вызывающим смех, что в конечном итоге соответствует изучению средств комизма, мы должны теперь расширить круг наблюдений и заняться теми средствами, которые даны в языке.Совершенно очевидно, что область

7.2. Средства наглядности при изучении литературы

7.2. Средства наглядности при изучении литературы Ключевые слова: печатные пособия, раздаточный изобразительный материал, диафильмы, диапозитивы, видеофильмы, звуковые пособия. Основное назначение средств наглядности при изучении литературы – помочь в более глубоком

§ 1. В полемике с идеей художественной коммуникации: текстовый анализ Р. Барта

§ 1. В полемике с идеей художественной коммуникации: текстовый анализ Р. Барта Один из первых анализов деконструктивистского типа, текстовый анализ Ролана Барта, вырастает на почве полемики постструктурализма с феноменологической концепцией литературы как

Ли­те­ра­ту­ра и фоль­клор

Фор­ми­ро­ва­ние по­ня­тия ли­те­ра­ту­ры

Ли­те­ра­тур­ный ка­нон; ро­ды и жан­ры

Ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние как нау­ка о Литературе де­лит сло­жив­ший­ся мас­сив литературных про­из­ве­де­ний про­шло­го и на­стоя­ще­го со­от­вет­ст­вен­но различным ас­пек­там струк­ту­ры и функ­ций литературных про­из­ве­де­ний. Тра­ди­ци­он­но Литература под­раз­де­ля­ет­ся на ро­ды ли­те­ра­тур­ные (с XVIII века ут­вер­жда­ет­ся сис­те­ма трёх ро­дов: эпос, ли­ри­ка и дра­ма), а так­же жан­ры. На­чи­ная с эпо­хи ро­ман­тиз­ма в Литературе происходит ин­тен­сив­ный про­цесс раз­мы­ва­ния жан­ро­вых гра­ниц; всё боль­шую эс­те­тическую и со­цио­куль­тур­ную зна­чи­мость при­об­ре­та­ют тек­сты, не имею­щие жан­ро­вой оп­ре­де­лён­но­сти, но так­же по­яв­ля­ют­ся и но­вые жан­ро­вые фор­мы (та­кие как де­тек­тив, на­уч­ная фан­та­сти­ка, фэн­те­зи и т.п.). С раз­ви­ти­ем кни­го­из­да­ния и уде­шев­ле­ни­ем пе­чат­ной про­дук­ции в XVII-XVIII века фор­ми­ру­ет­ся мас­со­вая ли­те­ра­ту­ра, об­ла­даю­щая осо­бым жан­ро­во-те­ма­тическим со­ста­вом, ко­то­рый не ох­ва­ты­ва­ет­ся тра­диционной сис­те­мой жан­ров. Де­ле­ние Литературы на сфе­ры опи­са­ния и ана­ли­за с прак­тической и тео­ре­тической це­ля­ми про­ис­хо­дит так­же по та­ким при­зна­кам, как гео­гра­фи­че­ский (литература боль­ших и ма­лых ареа­лов, например Латинской Аме­ри­ки или Центральной Ев­ро­пы), эт­ни­че­ский и на­цио­наль­ный, хро­но­ло­ги­че­ский (литература раз­ных пе­рио­дов, ис­то­рия отдельных ли­те­ра­тур).

Кон­вен­цио­наль­ность по­ня­тия ли­те­ра­ту­ры

Уни­вер­саль­ные при­зна­ки ли­те­ра­ту­ры

По­пыт­ки най­ти бо­лее кон­крет­ные при­зна­ки литературного про­из­ве­де­ния осу­ще­ст­в­ля­лись в основном по двум ли­ни­ям: вы­яв­ле­ния осо­бых за­ко­но­мер­но­стей внут­рен­ней ор­га­ни­за­ции про­из­ве­де­ния и изу­че­ния его функ­цио­наль­ных осо­бен­но­стей.

Язы­ко­вая при­ро­да ли­те­ра­ту­ры

Ли­те­ра­ту­ра в социо­куль­тур­ном кон­те­кс­те

Рас­смот­ре­ние сло­вес­но­го твор­че­ст­ва в ши­ро­ком со­цио­куль­тур­ном кон­тек­сте по­зво­ля­ет ха­рак­те­ри­зо­вать современную Литературу как от­но­си­тель­но ав­то­ном­ную сфе­ру че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, как со­ци­аль­ный ин­сти­тут, пред­став­ляю­щий со­бой един­ст­во ав­то­ра (за­ни­маю­ще­го оп­ре­де­лён­ное об­щественное по­ло­же­ние), средств рас­про­стра­не­ния и хра­не­ния литературных про­из­ве­де­ний (из­да­тель­ст­ва, жур­на­лы, пуб­лич­ные биб­лио­те­ки), средств ор­га­ни­за­ции об­щественной ре­ак­ции на пуб­ли­ка­ции (рек­ла­ма, ли­те­ра­тур­ная кри­ти­ка, ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние) и чи­таю­щей пуб­ли­ки. Ка­ж­дая из со­став­ляю­щих это­го ин­сти­ту­та под­ле­жит различным ви­дам тео­ре­тического и при­клад­но­го ана­ли­за, вклю­чая со­цио­ло­гический и да­же эко­но­ми­че­ский (например, изу­че­ние ста­ти­сти­ки чи­та­тель­ско­го спро­са, чи­та­тель­ских ожи­да­ний и сте­пе­ни их удов­ле­тво­рён­но­сти и т.п.).

Читайте также: