Русская религиозная живопись 19 века сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Создать условия для формирования у учащихся представлений о развитии русской религиозной живописи на основе знакомства с творчеством русских художников; способствовать развитию ассоциативного и образного мышления, эмоциональной сферы, умения чувствовать; актуализировать стремление у учащихся к самовыражению, способствовать расширению их знаний о языке изображения .

- научить воспринимать художественные идеалы в русской живописи;

- развивать умение вырабатывать собственную эстетическую оценку;

- воспитывать уважительное и бережное отношение к культурному наследию.

Проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции; понимают мировоззренческое и нравственное значение религиозной живописи; проявляют интерес; умеют использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию – для своих творческих замыслов.

Познакомятся: с библейским жанром, его значением в истории культуры; именами выдающихся художников и их работами; с произведениями изобразительного искусства.

Метапредметные (УУД)

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии (об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью, делают выводы; определяют сюжеты христианской истории в произведениях искусства; самостоятельно создают алгоритм при работе над анализом художественного произведения; определяют цель (различают содержание и сюжет при восприятии произведения).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявляют активность для решения коммуникативных и познавательных задач (выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания); выдвигают контраргументы в дискуссии; делают выводы

Методы и формы обучения

Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, аналитический, практический,

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Наглядно – демонстрационный материал

Основные понятия и термины

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации со- взаимодействия на уроке

Формируемые умения

(УУД)

Промежуточный контроль

1.Организационный момент.

-Добрый день, ребята!

Я прошу вас проверить: как организовано ваше рабочее место.

Проверка правильности расположения школьных принадлежностей.

(Р): уметь организовать свое рабочее место.

(Л): доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Готовность к уроку

2.Актуализация знаний. Мотивация.

СЛАЙД 3. .Сравните икону и живописное произведение.

1.картине присуща выраженная индивидуальность: живописная манера, композиция. Характерное цветовое решение.

2.Указывается авторство картины.

3. Картина должна быть эмоциональна, т. к. искусство – форма познания и отражения мира через чувства.

4. Авторство иконописца намеренно скрывается. Личные эмоции не должны иметь места.

5. Можно сравнить как изображается одежда . На иконе – жесткие изломы.

6. На иконе отсутствует источник света.

Рассматривают изображения, сравнивают.

(П):

3.Постановка проблемы

Русская живопись родилась совсем недавно. Она совсем молодая – появилась в XVIII веке.

Представьте, в мире уже были Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, великие мастера были в других странах, в России не было ничего. Никакого изобразительного искусства почти в прямом смысле. Почему?

Во-первых, существовал запрет – только икона и только церковное искусство. В этом жанре Россия достигла невероятных высот, потому что лучше русской иконы XIV-XV века в мире в этом жанре не было создано. Но это очень специфически и нельзя это назвать произведением искусства.

Икона, в первую очередь, – не искусство. Это сакральный образ, созданный для молитвы, и если ее пишет гениальный иконописец, то она и искусство. К XVII веку она как искусство кончилась, из нее ушел свет. Это сложная тема.

Вы знаете, что Петр I прорубил окно в Европу. Он правильно это сделал, хотя прорубил жестоким, чудовищным образом. Как всегда, у нас все чревато кровью, но Россия не могла жить в изоляции, она должна была вступить на общемировой путь развития. И он это сделал, добился. Пришлось, выйдя на авансцену, мировое пространство, встав в общеевропейский контекст, догонять другие страны и в развитии искусства тоже.

- Как вы думаете, какой жанр развился вслед иконописи?

- С чем мы сегодня познакомимся? Какая тема урока?

- Сегодняшняя наша тема – русская религиозная живопись XIX века. СЛАЙД 4.

- Что должны узнать?

Внимательно слушают, отвечают на вопросы.

(Р): определяют проблему, цель учебной деятельности.

(Л): проявляют интерес к изучению нового материала.

4.Усвоение новых знаний.

На протяжении XVIII–XIX вв. изменяется отношение к религии со стороны власти и народа. Происходит разделение института церкви и веры. На веру особо не посягают, а вот у церкви отбирается большая доля самостоятельности.

Основным направлением в изобразительном искусстве данного периода становится критический реализм, отличающийся повышенным вниманием к реальной жизни людей, стремлением вскрыть пороки общества. Художники стараются нарисовать портрет героя своего времени, человека, не желающего

мириться с реалиями жизни.

СЛАЙД 5. Александр Иванов.

В первую очередь поражает композиционное мастерство, с которым Иванов обращает множество персонажей к единой возвышенной цели.

СЛАЙД 7. Картина в музее

СЛАЙД 8. Картина и эскизы к ней

СЛАЙД 9. Эскизы к картине

СЛАЙД 10. И.Н.Крамской

Прежде чем начать картину, И. Н. Крамской едет за границу, чтобы найти себе образцы подражания. Темой картины становится выбор жизненного пути, раздумье, от которого зависит судьба человека. На картине Христос предстает и как собственно Иисус Христос, и как любой человек в минуту выбора, и как современник самого Крамского, движущийся по пути служения добру и готовый принести себя в жертву ради общественного блага.

СЛАЙД 12. Голова Иисуса. Руки

СЛАЙД 13. Центр композиции картины

СЛАЙД 14. В. Д. Поленов принадлежит к поколению русских художников, творчество которых в 1880-е гг. XIX в. ознаменовало расцвет реалистического искусства передвижников.

отрицая мистические стороны Евангелия. Для этого художник много времени тратит на изучение литературных источников, на собирание материала, который мог бы ему помочь в передаче жизненной правдивости. Для живописца Христос

является носителем идей добра, справедливости, любви ко всему человечеству.

СЛАЙД 16. Картина в музее

Смотрят презентацию, получают необходимую информацию.

Рассказ ученика о картине.

Фронтальная и индивидуальная работа.

П:принимают активное участие в обсуждении нового мате-риала; анализируют сюжет и образы картины; характеризуют художественное

произведение; делают анализ картины по заданным

К: соблюдают нормы коллективного

Л: проявляют познавательную активность.

5.Применение новых знаний.

СЛАЙД 20. Вам наверное знакомы эти имена.

- Святой Георгий Победоносец.

- Равноапостольные братья Мефодий и Кирилл.

- Святой равноапостольный Князь Владимир.

- Преподобный Сергий Радонежский.

- Святой благоверный Князь Дмитрий Донской.

- Святая праведная блаженная Матрона Московская.

- Я предлагаю вам составить рисунок на одну из тем. Формат рисунка А4 - А3. Материалы : карандаш, цветной карандаш, пастель, уголь, сангина, тушь, акварель, акрил, гуашь.

Индивидуальная, фронтальная работа.

.Р: планируют деятельность в учебной ситуации; определяют способы достижения цели.

Л: осознают свои интересы и цели; ищут свои пути решения учебной задачи

6. Итоги урока. Рефлексия

- Чему был посвящен наш урок?

- Живопись кого из художников вас впечатлила больше всего?

- Что в манере каждого из художников отметили вы?

- Для меня было открытием…

- Я бы хотел (а) узнать…

Формулируют ответ, участвую в диалоге с учителем.

Фронтальная и индивидуальная работа.

(К): излагают свое мнение в диалоге; отвечают на вопросы.

Мятущийся XIX век в российской духовной и творческой жизни можно считать началом философского пробуждения. Свойственные XVIII веку поклонение и подражание Западу вызвало к жизни естественный и мощный анти-импульс, выразившийся в подъеме национального самосознания, в стремлении осмыслить особый путь России. Начало столетия знаменуется пересмотром исторических событий прошлого, развитием философской критической мысли, рождением различных социальных теорий. Увлечение идеями западных философов — Шеллинга, Гегеля и других не было буквальным. Эти идеи скорее явились неким катализатором, ускоряющим процесс рождения русской философской мысли.

Споры о русской судьбе, месте народа в истории нашли отражение в религиозной и исторической живописи XIX века.

Вне этого дара, поэт, художник может быть и мелок, и ничтожен. Пренебрежение к таланту рассматривается теперь как измена высоким божественным предначертаниям — и сурово карается Богом.

Картина посвящена, в сущности, маргинальному событию в истории человечества, а именно — гибели двух небольших городов в результате извержения Везувия.

Интересно отметить, что русский романтизм выдвинул на первый план не некоего героя, совершающего подвиги на фоне безликой и обделенной талантом толпы, что требовалось по канонам этого направления. Парадокс картины Брюллова заключается в том, что у нее вообще нет героя. Вернее, роль героя занимает толпа. Но это не просто толпа. Все человеческие добродетели представлены тут. Перед лицом смерти предстают достойно и сыновняя любовь, и материнская самоотверженность, и горе влюбленного, потерявшего невесту. Тут и сам автор, спасающий самое дорогое — орудия своего труда и зачарованно созерцающий грандиозную катастрофу. Здесь есть и христианский священник, воспринимающий событие как кару Божью, и языческий жрец. Яркая вспышка молнии и багровый отсвет разливающейся лавы, скрещиваясь, на миг освещают мир, которому суждено навеки кануть в небытие.

Все это льстило зрителю и пленяло его, разделявшего взгляды классицистов, что пластическое совершенство есть отражение совершенства нравственного.

Романтическое мировидение пронизывает не только искусство. Так, в декабрьском восстании 1825 года можно увидеть своего рода русскую Помпею, несбыточные мечты прекрасных героев, чья неизбежная и достойная гибель — вполне жизненная иллюстрация художественной концепции романтизма. Их самопожертвование, чувство чести и долга, их нежелание лгать перед судом, наконец, их героические жены (как бы ни пытались развенчать их некоторые современные историки) вызывают и глубокое уважение, и прямое восхищение у нас, потомков.

А. Иванов же, блестящий выпускник Академии Художеств, отнесся к сюжету как к самой важной вехе в жизни не только одного народа, но всего человечества. Такой выбор и такое к ней отношение поражает смелостью. С другой стороны, после XVIII века — века Просвещения, века откровенного атеизма, породившего неизменные иронию и скептицизм по отношению к вере и Церкви, исповедовавшего культ наслаждения, — переход к романтизму был естественен. Но зачеркнуть прошлое, забыть разрыв с Богом невозможно.

Пророческое видение А. Иванова заключено в том, что эпоха хотела и не могла удержать живое чувство единения с Богом. Но Иванову удалось передать ощущение сакральности события, не прибегая к традиционным символам — нимбам, крыльям, свечению и пр.

Жизнь и творчество А. Иванова были поистине подвигом веры, пусть подточенной рационализмом, но его живопись многих привела и сейчас приводит к вере. Иванов доказал, что все эпохи требуют от художника не только романтических порывов, не только исторической правды, но подвига духа. И такой прорыв к Богу Живому удалось другому выдающемуся художнику XIX века — Н.Н. Ге.

По мнению Н. Ге Иуда осужден на вечные муки совести, а значит на смерть. Так Ге одним из первых в русском обществе дал оценку ницшеанству и явил этим свое духовное родство с В. Соловьевым, поднялся, оторвавшись от идей современников, до истинно христианского понимания евангельского события, что было чуждо современникам в то время.


Религиозно-национальное направление в русской живописи относится к узкому периоду конца XIX - начала ХХ вв.

Оно сформировалось на основе переосмысленных и творчески переработанных традиций византийской и древнерусской иконописи, приемов классической академической школы, с учетом современных условий развития искусства.

Становление религиозно-национального направления предопределил процесс возрождения русской культуры, начавшийся при императоре Николае I. Начало его царствования совпало с последним этапом эпохи романтизма, характерным признаком которого стало обращение к русской истории, ведущую роль в которой играли духовные подвиги русских святых подвижников. В обществе начинает пробуждаться понимание великих духовных ценностей Святой Руси и Православного Русского Царства.

Класс православного иконописания просуществовал недолго, с 1856 по 1859. Помимо обязанностей вице-президента, князь Гагарин лично занимался церковной живописью. Исполненная им роспись в церкви Мариинского дворца в Санкт-Петербурге (1856 г.) стала промежуточным звеном между классицизмом начала ХIХ в. и религиозно-национальным направлением, проявившимся в полной мере только в конце столетия. Причиной его невозможности в середине XIX в., был недостаток сведений о древнерусском искусстве, на которое опирались художники нового направления.

Вслед за славянофилами к художественному опыту Руси обратились ученые. В середине XIX в., находясь под впечатлением открывшегося в результате археологических и исследовательских работ многообразия древнего искусства, они не подразделяли его на церковное, народное и декоративно-прикладное, а рассматривали как единое целое. Такое комплексное изучение позволяло выявить взаимосвязи между различными видами и жанрами, но сглаживало особенности каждого. Формулировавшиеся по мере накопления знаний выводы иногда носили противоречивый характер и потому не могли составить единую систему. В результате, к концу XIX в. возникло несколько неоднородных концепций о церковном искусстве и его роли в культурном развитии общества. Они определили теоретическую основу религиозно-национального направления, в которой главенствовал вопрос: какой - догматический или эстетический - критерий должен доминировать в современной живописи?

Росписи и иконы этого художника представляли гармоничное сочетание древних традиций с современными достижениями искусства и вполне соответствовали главному требованию эпохи - созданию новой живописи, которая изобразительно выражала бы религиозные, этические и эстетические идеалы времени, отражала историю христианского просвещения Руси и дальнейшее процветание православия в сонме русских святых.

Церковные работы Васнецова позволяют сформулировать основные признаки религиозно-национального направления:

доминирование эстетического начала над этическим и этического над богословским в церковных изображениях;

стремление отразить в святых образах идеалы современного общества;

сочетание в 1-й иконографии литургического смысла с личными представлениями художника, преобладание творческого индивидуального видения над догматической установкой;

сознательный отказ от изобразительного языка древней иконы и использование приемов картины: прямой перспективы, портретно-натуралистической трактовки ликов и фигур, разнообразных ракурсов, динамики в постановке святых и др.;

преднамеренная монументализация образов за счет ростовых изображений и понижения линии горизонта; внесение эмоционального настроения в общий строй церковной живописи;

введение в иконографию дополнительных атрибутов для узнаваемости святого и характеристики его эпохи; украшение композиций введением дополнительных персонажей: серафимов, херувимов, ангелов, и изобилием растительных орнаментов, характерных для стиля модерн.

По материалам книги: Гусакова В.О. Виктор Михайлович Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи XIX - начала ХХ века. СПб.: Аврора, 2008

ДУХОВНОЕ НАЧАЛО В ЖИВОПИСИ XIX века

№ слайда 1

ДУХОВНОЕ НАЧАЛО В ЖИВОПИСИ XIX века

В середине XVIII столетия в Петербурге открылась Академия художеств. По образцу

№ слайда 2

В середине XVIII столетия в Петербурге открылась Академия художеств. По образцу западных художественных школ изящных искусств господствующим в иерархии жанров был признан исторический. Сюжеты из Старого и Нового Заветов, наряду с мифологическими, входили в разряд самых почитаемых.

С 1820-х годов ситуация в русской религиозной живописи постепенно начинает менят

№ слайда 3

С 1820-х годов ситуация в русской религиозной живописи постепенно начинает меняться. Общее стремление к исторической достоверности, о которой говорили еще в 1800-е годы, все глубже внедряется в сознание художников. Они начинают изучать сочинения, посвященные Христу. В географическую карту их путешествий с конца 1810-х годов входит Святая Земля.

Однако библейская тема оказалась достаточно сложной для художников XVIII — начал

№ слайда 4

Однако библейская тема оказалась достаточно сложной для художников XVIII — начала XIX столетия. От них требовалась новая ее трактовка. Дух религиозного искусства должен был подчиниться академическим нормам исторического жанра. Но художники того времени были еще слишком близки к иконной традиции. Пытаясь отойти от нее, и не владея в то время в достаточной мере знаниями библейской истории и археологии, навыками академической разработки темы, живописцы нередко ориентировались на западных мастеров.

Генрих Семирадский

№ слайда 5

Николай Ге

№ слайда 6

Для русских художников второй половины XIX века характерен интерес к евангельско

№ слайда 10

А.А. Иванов

№ слайда 12


№ слайда 13

Василий Верещагин

№ слайда 16

Архитектурная политика, проведению которой покровительствовал император Николай

№ слайда 18

Архитектурная политика, проведению которой покровительствовал император Николай I, основывалась на возрождении Православия в России в XIX веке с опорой на его исторические традиции. Строительство соборных храмов в русском стиле стало наиболее ярким воплощением подъема духовной жизни в стране. Масштаб и успех политики был предопределен тем, что в ней религиозный подъем народа и талант зодчих соединился с духовной поддержкой прославленных пастырей - старцев и архиереев XIX века.

Константин Андреевич Тон родился в Петербурге 26 октября 1794 года (по другим св

№ слайда 19


№ слайда 20

двадцать лет ушли на роспись и отделку храмаХрам расписывали выдающиеся художник

№ слайда 21

двадцать лет ушли на роспись и отделку храмаХрам расписывали выдающиеся художники того времени — Г И. Семирадский, В. И. Суриков, В. П. Верещагин, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, П. С. Сорокин, А. И. Корзухин, М. Д. Быковский и другие. Знаменитые горельефы храма были исполнены скульпторами П. К. Клодтом, А. В. Логановским, Н. А. Рамазановым.

В. Васнецов

№ слайда 23

Биографическая справка Эпиграф: «Искусство было всегда прекрасным зеркалом общес

№ слайда 25

Проект росписи Сионского собора в Тифлисе

№ слайда 27

Проект росписи Сионского собора в Тифлисе

Г.Г.Гагарин Проект храма в Дербенте

№ слайда 28

Г.Г.Гагарин Проект храма в Дербенте

Художники второй половины XIX века обращаются к теме – Духовного служения

№ слайда 29

Художники второй половины XIX века обращаются к теме – Духовного служения

Михаил Нестеров

№ слайда 30


№ слайда 31


№ слайда 32

К концу XIX века у художников появляется ощущение исчезновения традиций Правосла

№ слайда 33

К концу XIX века у художников появляется ощущение исчезновения традиций Православия… художники создают картины – воспоминания…


№ слайда 34


№ слайда 35

Появляются критические взгляды на духовенство и традиции

№ слайда 36

Читайте также: