Роль труда в жизни семьи сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Высоко оценивая значение труда, великий русский педагог к.Д. Ушинский подчеркивал, что без определенной деятельности, без личного участия в каком либо труде, человек теряет не только физические силы, но и снижается его нравственность. Бездеятельность, по мнению Ушинского, является одной из причин хулиганства среди детей.

Полезный и посильный труд вызывает у детей большое нравственное удовлетворение, создает бодрое, жизнерадостное настроение. В труде рождаются и развиваются сознательность, любовь и уважение к трудящемуся человеку, в труде крепнет дружба. Только на основе общего туда создается, развивается и крепнет настоящий коллектив.

Трудовое воспитание способствует всестороннему развитию детей. Выполняя трудовые обязанности, преодолевая определенные трудности, ребенок становится более подвижным и ловким, более выносливым и терпеливым, наблюдательным, учится точно и быстро выполнять порученное дело. Человек, воспитанный в труде, никогда не растеряется в жизни, всегда сумеет побороть затруднения на своем пути.

Чрезвычайно важное значение имеет труд для правильного физического развития, укрепления и улучшения здоровья детей. Выполняя посильную работу, дети развиваются и крепнут, и их движения совершенствуются, при этом регулируется деятельность сердца, ускоряется кровообращение, создаются благоприятные условия для сна и отдыха.

Трудовое воспитание – одна из важнейших задач семьи. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.

Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности, самостоятельности.

В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему. Некоторые родители, понимая, что ребенок дошкольного возраста должен посильно трудиться, не представляют, каковы его возможности, как сформировать у него трудовые навыки, как сделать выполнение им трудовых обязанностей систематическим, как с возрастом должны изменяться эти обязанности, руководство и контроль со стороны взрослых.

В трудовом воспитании важную роль играет привычка, которая вырабатывается в результате повседневно выполняемых действий. Если, например, дети привыкают убирать после себя посуду или заправлять утром свою постель, они будут это делать без лишних напоминаний, приказаний и угроз со стороны взрослых.

В трудовом воспитании важнейшее значение имеет пример взрослых. Правильно делают те родители, которые вместо надоедливых поручений на личном примере приучают детей к порядку, уважению к чужому труду, любви к работе, прививают им прочные трудовые навыки.

Неправильно поступают те, кто, заставляя девочек с раннего возраста убирать постель, мыть посуду, подметать пол, освобождают мальчиков от домашних забот, считая, что это – женское дело. В результате мальчики начинают с пренебрежением относиться к работе по дому. Свободное время они проводят на улице и избегают всего, что связано с домашним трудом.

Задача трудового воспитания детей в семье – приучить их к труду не зависимо от пола и возраста, научить каждого из них выполнять в семье посильную работу, прививая им нужные навыки. Детей необходимо обучать всякой работе. Отец и мать, которые растят белоручек, не приучают своих детей работать в домашнем хозяйстве (мол, сами научатся, когда станут взрослыми), - неправильно понимают любовь к ребенку. Любить детей - это не значит отстранять их от труда. По-настоящему любят своих детей те родители, которые заботятся о всесторонней подготовке их к жизни.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Одно из главных условий воспитания трудолюбия – серьезный интерес родителей к труду детей, то есть родители должны постоянно проявлять ярко выраженную заинтересованность в трудовой деятельности своего ребенка, в его результатах. Все трудовые процессы должны быть неразрывно связаны со здоровьем детей: проветривание помещений, соблюдение техники безопасность, учет утомляемости ребенка.

Тем самым труд в семье играет большую роль в формировании ребенка и несет характер трудотерапии. Дети не только трудятся, учатся что-то делать, но и развивают различные умения и навыки, память, речь, внимание, координацию движений, мелкую и крупную моторику, волю, личностные положительные качества.

Папки-передвижки

Папки-передвижки Главная роль в становлении личности ребенка принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием.

Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в игре На современном этапе развития общества тема воспитания детей как никогда принимает огромное общественное значение. Игра – один из тех видов.


Как трудятся в моей семье? Я любую работу выполняю с удовольствием.

Содержимое разработки

Труд в моей семье Панявин Алексей,ученик 7 класса МАОУ Сергеевская СОШ 2017 год

Труд в моей семье

Панявин Алексей,ученик 7 класса

МАОУ Сергеевская СОШ

  • Сегодня мне бы хотелось рассказать о том, как трудятся в моей семье.
  • Труд является очень важным фактором, в жизни каждого человека. Человек трудится для того, чтобы обеспечить себе и свою семью всем необходимым для жизни в наше время.
  • Труд развивает человека, объединяет людей, воспитывает в них чувство долга, ответственности. С раннего возраста необходимо приучать ребёнка к самообслуживанию: к уборке своих игрушек, к помощи родителям в домашней работе. Самообслуживание – это постоянная забота о чистоте тела, о порядке вещей, соблюдение гигиенических правил. Если в семье систематически поощряют труд, хвалят за небольшие достижения, то возникает огромное желание помочь взрослым.
  • Меня с детства приучала к труду моя бабушка. Я охотно выполняю любую работу, связанную с домашним хозяйством. Но бабушка всегда старается контролировать, выполненную мной работу, чтобы было сделано всё аккуратно. Если что-то у меня не получается, то она всегда рядом, покажет, расскажет. Если всё сделано правильно, то и поощрит.
  • Бабушка всегда поддержит инициативу, которую я проявляю к труду. А с дедом мы всегда вместе ремонтируем велосипед, если мне что-то не понятно или у меня не получается, то он всегда мне в этом поможет и объяснит, как надо правильно сделать. Они учат меня быть бережливым, относиться к труду со всей серьёзностью и быть самостоятельным. Труд развивает человека ещё и физически.
  • Все виды труда, которые под силу ребёнку, ценные для его разностороннего, физического и психического развития, для формирования личности. Мы должны трудиться везде: дома, в школе, на производстве, потому что труд делает нам дружными, смелыми, ответственными. Самое главное оказание помощи друг другу. Ведь, именно, через труд мы находим себе лучших друзей. Мы учимся слушать старших, передавать знания своим детям. Трудитесь, ребята, вы почувствуете не только прилив здоровья, но и уверенность в том, что ты завтра это сделаешь сам и поможешь другим.
  • Спасибо


-75%


Приведу большую цитату из статьи, а затем порассуждаю на эту тему.

Вот два молодые существа, которым судьба дала все, кроме необходимости трудиться и возможности сыскать труд жизни. Оба они хороши собой, богаты, молоды, добры и умны: оба страстно любят друг друга и страстно желают принадлежать друг другу. Наконец, желание их исполняется. Они плавают в блаженстве, но долго ли продолжается это плавание? Увы, очень недолго! Скоро притупляется чувство удовлетворенной страсти, и в промежутки наслаждений незаметно начинает закрадываться скука.

Жена создана богом помощницей мужу, но в чем же она будет помогать ему, если он и сам ничего не делает? Таким образом, главное назначение жены не может быть выполнено, а вместе с тем мало-помалу исчезает и самое значение брака. Чувство любви притупляется: как ни тормошат его супруги, оно продолжает откликаться все слабее и слабее и, наконец, совсем умолкает, а сердце не перестает требовать счастья, наслаждений каждую минуту и во всю долгую жизнь человека. Тогда оба супруга начинают посматривать по сторонам, искать наслаждений вне домашней жизни, и вихрь света быстро уносит их в разные стороны. Появляются дети, но за детьми есть кому присмотреть и без матери: есть для этого бонны, гувернантки и гувернеры. А отцу что делать с детьми? Поласкать, когда придут, прогнать, когда надоедят — вот и все. Сердце же между тем все не перестает требовать жизни и счастья, каждую-минуту, долгие дни, месяцы и годы! Оба супруга, не находя счастья друг в друге, ищут его по сторонам: она —на балах, в нарядах, в романах, поджигающих искание счастья, в кокетстве, в отыскании нового чувства, новой любви; он — в клубах, в пирушках, в картах, рысаках, в танцовщицах; еще один шаг, и святость брака разрушена, тот розовый венок, которого они так добивались, разорван, брошен, затоптан в грязь и позабыт навсегда. Такова судьба всех браков по страсти у людей, которым нечего делать. Взгляните через пять, шесть лет на таких супругов, и вы даже не подумаете, что сильное чувство любви когда-то соединяло их: ни признака какого-нибудь чувства! В простой крестьянской семье, где муж выбирал в жене только работницу, а она искала в нем кормильца и хозяина, вы найдете часто гораздо более и чувства, и истинной супружеской привязанности. Они трудятся вместе: ровно, дружно, как две дышловые лошади, подымают они тяжелую борозду их жизненного пути, и все ссоры и расчеты быстро исчезают перед ежедневно возникающею необходимостью обоюдного труда. Их соединяет труд, и он-то свято поддерживает слабую искру взаимного сочувствия и проводит ее безопасно через все ссоры и даже пороки и преступления, которые могут быть сделаны супругами друг против друга, — проводит от алтаря до гробовой доски: так полно глубокого смысла то выражение библии, где господь назначает жену помощницей мужу, так оправдывается оно ежедневно перед нашими глазами, и мы, если не хотим быть слепыми, то убедимся, что без труда, дельного, серьезного труда, семейное счастье есть не что иное, как романическая химера. Читая в каком-нибудь романе, как два, ничего не делающие, существа сгорают взаимной страстью и как потом эта страсть увенчивается браком, так и хочется спросить, что же было после?

Но этого мало: если муж трудится, чтобы добыть средства к жизни, а жена только пользуется плодами его трудов, не разделяя самого труда, то и тогда семейное счастье невозможно. Женщина, как кумир, вечно отдыхающая от лени на ложе из роз, самое нелепое создание развращенного воображения французских романистов. Такое понятие о женщине, весьма распространенное в модном свете, оскорбительно и для женщины, и для мужчины.

Во-первых, необходимо сказать, что Ушинский был верующим человеком, это видно невооружённым взглядом из самой цитаты, и соответственно рассуждает он, опираясь на религиозную (православную) модель семьи, семьи в которой есть муж – глава семьи, есть жена – главное дело которой быть помощницей мужу во всех его делах, и есть дети – дело которых уважать родителей и выполнять их волю.

Но разве не такой же была классическая семья буржуазного общества, общества Модерна, общества в котором религия перестала быть единственным и главным регулятором? Ведь она строилась так же, по такой же модели. Глава семьи, направлявший жизнь семьи, он же главный источник средств существования, он же транслятор идей в семье. Во многом светское, классическое буржуазное общество опиралось на крепкую семью, с крепкой моралью, с передачей Дела отца к сыну и т. д.

Это затем институт семьи начал рушиться, а за обрушением семьи заметно изменился и сам капитализм, но сейчас нет возможности говорить на эту тему.

Вернёмся к семье.

Коммунистический, советский проект, так же как и буржуазный, основывался на христианской морали, на христианских законах, регулирующих отношения между людьми, на культуре, имеющей в своей основе православную, христианскую модель поведения людей, на гуманизме. Советская семья до Перестройки, во время которой на головы населения были обрушены тонны разрушительной информации, была высокоморальна, крепка и во многом традиционна. Мужчина был защитником, был добытчиком, был носителем и транслятором смыслов и целей. Жена во многом была спутницей и помощницей своего супруга. То есть в норме в советской семье соблюдалась модель пирамиды – глава семьи транслирует смыслы на жену, жена передаёт их детям, дети руководствуются волей родителей.

Не касаюсь тех людей, которые сознательно отказываются от создания семьи, от рождения детей, это уж точно тема для отдельного разговора.

Во-вторых, нужно сказать о том, что Ушинский опирается в своих выводах на то, что человек рождается и живёт с внутренней потребностью трудиться. Что в человеке заложена эта необходимость, необходимость в труде. И если эта потребность не реализуется в полной мере, человек начинает утилизировать жажду труда в поиске наслаждений. В попытке наслаждениями затушить зуд – зуд, требующий трудовой деятельности.

Здесь опять же нужно оговорить, что понятие труда у Ушинского не связано обязательно с тяжёлым физическим трудом. Труд имеется в виду как целенаправленная творческая деятельность, приносящая пользу обществу. Это может быть и физический труд, но может быть и духовный труд, и труд интеллектуальный. А в идеале – сочетание всех этих видов деятельности, в особенности это касается детей.

В-третьих, должен сказать, что пример Ушинского с крестьянской семьёй, на мой взгляд, не нужно воспринимать буквально. Не думаю, что Константин Дмитриевич использовал это пример как идеал. Эта модель существования семьи приведена как противоположность модели семьи бездельников, ищущих наслаждений. Как яркий пример, в котором показана роль труда как цементирующего раствора в жизни семьи.

Но мы не можем говорить, что крестьяне 19 века, трудившиеся чтобы выжить, чтобы просто не умереть с голоду, создающие семьи, исходя из потребности простого выживания, и выбирающие себе супругов, исходя из этой потребности, могут послужить основой для построения идеальной модели семейных отношений, семейного устройства. Тем примером совместного труда, на основе которого мы сможем создать правильную семью сегодня. Ведь тогда мы должны сказать, что все люди должны быть поставлены в условия вечной борьбы за жизнь, в условия вечного существования на грани голода, на грани голодной смерти.

Буду исходить из того, что всё-таки люди, создающие семью, будут создавать её на основе любви и будут жить не в ситуации перманентного голода.

Первая. Высокой цели у мужа нет. Высокой цели у жены тоже нет. Есть жена, дети и он (муж) трудится на благо семьи, на её благосостояние. Выстраивается классическая схема перевёрнутого треугольника, где дети главные, жена проводник их потребностей, а муж становится исполнителем воли жены.

Назвать такое существование полноценной жизнью я никак не могу, но с сожалением могу констатировать массовость такой модели в постсоветской России, да и в позднесоветской тоже. Советская мещанская семья, особенно сильно распространённая на юге России, на Украине и в Белоруссии, массово приходит в ярких образах и воспоминаниях. Жена как глава семьи была уже тогда обыденным явлением.

Иногда в этой модели жена — это домохозяйка, ведущая дом, иногда она где-то работает – в этой модели это не имеет большого значения. Она в любом случае трудится, в семье ли, на работе ли – неважно. К тому же зачастую та должность, которую занимала жена, не требовала от неё больших усилий для выполнения.

Вторая модель. Высокой цели у мужа нет. Высокая цель у жены есть. В таком случае мы увидим семью, где глава семьи – женщина, идущая к своей цели, и у неё есть мужчина, который, по всей видимости, как-то помогает ей идти к этой цели. Или не помогает. А занимается поиском наслаждений. Вариант наоборот, который в конце приведённой цитаты даёт Ушинский: когда один из супругов в неге ждёт другого дома, мужчина –кумир. И такие примеры есть, но здесь тоже должен сказать, это совсем не тот идеал построения семьи, который мне хотелось бы иметь.

Третья модель. Высокая цель у мужа есть. У жены такой цели нет. Он бесконечно трудится для достижения этой цели. Всё его время занимает достижение этой цели, он вечно пропадает в этой деятельности. Он счастлив в своём творческом поиске. Он – инженер, учёный, художник, изобретатель, организатор – человек, не связанный с монотонным трудом, человек, занимающийся творчеством с большой буквы, в любой из возможных областей деятельности человека. Она – либо в неге ждёт его дома, либо помогает в его деятельности.

Если просто ждёт дома, то у них нет ничего общего, кроме страсти, которая, как мы знаем, очень быстро проходит и остаётся только долг перед детьми, если они есть. Некие моральные обязательства, на которых далеко не уедешь. Особенно в современном мире. И в этом случае мы видим желание женщины продлить свою молодость, отсюда и вечные пластические операции, и мания ко всевозможным оздоровительным процедурам. Женщина старается продлить страсть всеми возможными способами. Но страсть, по своей сути, быстропреходяща, и на практике это не работает.

Четвёртая модель. Высокая цель есть и у мужа, и у жены. Понятно, что если эти цели разные, то опять же их будет связывать только мимолётная страсть и, возможно, дети. Но в этом случае детей можно в расчёт не брать. Увлечённые люди, причём увлечённые разным деланьем, либо не станут заводить детей, либо найдут способ как-то решить эту проблему. Следовательно, очень быстро страсть уляжется и супруги разбегутся по своим дорогам. Ну и где же тут семья?

Идеальным вариантом, на мой взгляд, станет такой, когда у супругов будет общая высокая цель. Когда они идут вместе к достижению одной цели, когда в их жизни соединяется и любовь, и совместный труд, совместное достижение цели, совместное деланье. Это ли не идеал семьи?

Проблема места и роли труда в жизни семьи останется во все времена, думается, что злободневность этого вопроса неподвластна времени. Неслучайно говорят: дом славен трудом. В будущем, безусловно, изменятся формы труда. Папа с сыном, вероятно, посвятят один из выходных дней совершенствованию домашней работы, а мама с дочками займутся обработкой розовых кустов в саду. Но труд останется обязательно.

Если бы случилось когда-нибудь такое несчастье в далеком технократическом обществе, что все форму труда были бы автоматизированы, то это означало бы только одно: деградацию и гибель человека.

Трудовая атмосфера семьи… пусть же над этим сегодня задумывается каждый, кто воспитывает детей, внуков. Труд и семья – категории неразделимые. Семья всегда была и остается трудовой ячейкой общества.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия, которое есть одно из важных условий счастья наследников.

В "Толковом словаре" В.Даля трудолюбивый человек определяется как прилежный, работящий, не терпящий праздность. В емком понятии "трудолюбие" кроется глубокое, неоднозначное содержание: здесь и умение, и желание трудится, и способность ощущать радость труда.

Многие родители, стремящиеся до поры до времени оградить своего ребенка от труда, думают, что трудолюбие приходит в зрелом возрасте, когда человек уже выбрал свой жизненный путь (успеет наработаться, пусть пока жизни радуется).

Нет, если не научить маленького человека радоваться труду так, как он радуется другому, труд может превратиться для него в вынужденное, безрадостное занятие, бузу, и человек будет чувствовать себя несчастным.

" Желаете вы несчастья своему ребенку? Конечно, нет. Остается одно: воспитание трудолюбия с малых лет".

Известный польский педагог, врач и писатель Януш Корчак говорил, что доброе, ценное начало заложено в каждом ребенке, задача взрослых – не разрушить заложенное природой, а помочь всему лучше раскрыться. В своей книге "Когда я снова стану маленьким" он предлагает взрослым посмотреть на себя глазами детей. Книга начинается с эпиграфа – диалога между читателями и взрослыми.

"Очень это рудное дело – воспитание детей" - говорят взрослые. "Очень трудное", - соглашается Корчак.

"Трудное потому, что надо опускаться до их понимания" - продолжают взрослые ."Нет, трудное потому, что надо подниматься до их чистоты!" - возражает писатель.

Все сказанное относится к воспитанию трудолюбия. Нет детей ленивых от природы, трудолюбивым можно воспитать каждого. Прививать трудолюбие ребенку нужно, как только он встал на собственные ноги и сделал первые, неуверенные шаги по земле. И, прежде всего надо научить ставить цель труда, выбирать рациональный способ ее достижения, оценивать результаты деятельности.

Действовать целенаправленно ребенок начинает еще в младенчестве. Вот его положили на живот, и он пытается ползти, потому что хочет достать игрушку. Если цели перед ним нет, он не будет двигаться. И мы специально помещаем самые яркие предметы.

Младших школьников часто называют "почемучками" - так много вопросов они задают. А часто ли мы задаем вопросы, помогающие осмыслить цель и содержание их деятельности: "зачем?", "для чего?", "почему?".

Предлагаем ли ребенку задуматься над ее смыслом, целью, и в ответе выразить эту цель? Такое речевое общение во время трудовой деятельности или игры очень важно и для развития речи и для привычки действовать целенаправленно.

Вот ваш сын разобрал заводную игрушку. Не спешите ругать его, спросите, зачем он это сделал? Скорее всего, ребенок ответит, что хотел посмотреть, что у нее внутри. Спросите: "А сможешь ли ты вновь собрать машину?" пусть попробует. В чем-то помогите. В этом случае ребенок испытает не только азарт разрушения, но и радость созидания.

Почему так трудно приучить к элементарному самообслуживанию? Потому что нам кажется, что самостоятельно одеться, застегнуть пальто, зашнуровать ботинки – это так просто! не считаем нужным лишний раз показать, объяснить. А первые шаги в самостоятельность такие желаемые. Как он "воюет" с пуговицами: толкает их в петли, а они сопротивляются, весь покраснел – не получается. А вы подскажите, что пуговицу ребром повернуть надо. Малыш следует совету, и лицо его озаряется улыбкой: он одержал победу!

Есть немало семей, где взрослые постоянно играют с детьми. Ребенок тянется к общению со старшими, стремится подражать им. Ведь играют дети чаще всего во взрослых, копируя то, что им приходится наблюдать в семье.

Многие малыши не любят читать сами, пока буквы разберешь, пока в слоги сложишь – вся прелесть текста исчезает. Другое дело, когда кто-то из взрослых читает. Можно поступить так: сегодня вы читаете, а завтра просите: "Сашенька, мне нужно ужин приготовить, а ты почитай мне, пожалуйста ". Это иной подход, чем назидание.

Конечно, ребенок может разбить тарелку, разлить воду. Ему для выполнения самого простого дела надо больше времени, да и выполнит он его хуже. Здесь требуется от родителей много терпения и времени, но всегда следует поддерживать побуждение: "дай я сделаю ", даже если потом придется переделывать.

Жизнь святых – пример трудолюбия, физического и духовного.

Воспитывать у детей радение к труду можно на примерах из жизни святых.

Однажды пришел в Троицкую обитель крестьянин. Он давно слышал о Сергии и хотел убедиться, правду ли говорят, что это святой человек. Всю дорогу он представлял себе старца, который сидит в светлице и вещает, одетого богато, не хуже князя.

Крестьянин спросил у привратника, можно ли ему увидеть игумена.

"Погоди, сейчас вернется с огорода". Крестьянин не мог поверить, что игумен сам трудится. И когда Сергий, закончив работу, вышел, сердито закричал: " Я пришел повидать Сергия, а мне указываете на какого-то нищего! Что я, безумец?"

Братья хотели вытолкать дерзкого посетителя, но Сергий остановил их: - Он не к вам пришел, а ко мне. Он взял крестьянина за руку, поклонился и повел в трапезную. В это время в обитель приехал богатый боярин со свитой. Он вошел и низко поклонился Сергию.

"Кому поклонился боярин?" – спросил крестьянин. Ему отвечали с укором :"Неужели ты до сих пор не признал Сергия?" И тут прозрел крестьянин. Он ждал увидеть важного настоятеля, а встретил святого. Значит, не перевелась еще святость на земле.

Когда в Псково-Печерском монастыре нужно было избрать игумена, братия собралась и стала рассуждать, кого бы назначить из своей среды начальником.

"Корнилия!"– крикнуло сразу несколько голосов. "Почему?" – спросил руководивший собранием. "Потому что никто из нас никогда не видел Корнилия праздным, - отвечали иноки. Корнилий – трудолюбец и молитвенник примернийший, быть ему нашим начальником!" Избранника нашли за оградой обители; он тащил из леса бревно и при этом читал молитву.

"Тебя Бог избрал начальником над обителью нашей". Корнилий поклонился инокам и со слезами сказал: "Горе мне, грешному и недостойному! Я человек слабый и боюсь, как бы я, получив власть над вами, не стал соблазнять вас своей ленью и нерадением".

"Мы знаем, - говорили почтенные старцы-иноки, - что в трудолюбии все наше назначение и спасение, и потому избрали тебя как примерного трудолюбца. Мы знаем, что Бог всякие полезные труды любит, и потому уверены, что он указывает нам такого человека, который потрудится не только для своего личного, но и для нашего спасения".- " Да будет так, по молитвам вашим, если такова воля Божия!" – отвечал с полоном Корнилий.

Приняв игуменство, он вполне оправдал свое высокое назначение – светить на подсвечнике, чтобы было всем светло (Мор.5.15).

От воспитания трудолюбивого человека зависит благополучие растущего человека и благополучие взрастившего его семьи. Труд способствует закаливанию организма, не дает ему расслабиться, облениться.

Верьясов Владимир, учащийся 11-б класса, пользуется заслуженным уважением не только в школе, о и в районе: он неоднократный победитель районных и областных олимпиад по технологии. Его отличает необыкновенное упорство, целеустремленность, трудолюбие. И в этом заслуга всей семьи Верьясовых (папы – Вячеслава Ивановича и мамы - Ольги Анатольевны).

У К.Д. Ушинского есть крошечный рассказ "Два плуга" но глубокий смысл заложен в нем.

"Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки землевладельца и немедленно пошел в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у землевладельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, кК он только вышел из мастерской; плуг же, полежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? – спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.- От труда, мой милый, - отвечал тот, - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая".

Физический труд должен сменяться умственной работой: чтением, посещением библиотеки, музея, слушанием хорошей музыки, общением с друзьями.

В книге "последняя крепость" протоиерей максим Козлов, отвечая на вопрос, что нужно делать, если детям трудно дается учение, рассуждает так: - С одной стороны, нужно молиться, ибо Господь посещает человека и посылает помощь, когда это нужно. Вспомним хотя бы святого преподобного Сергия Радонежского, как тяжело давались в начале ему учеба, или святого праведного Иоанна Кранштадского, которого едва не выгнали из семинарии за неуспеваемость, но по молитвам матери он стал всероссийским мудрым пастырем.- С другой стороны, нужно с трезвостью относиться к тому, что наши дети необязательно талантливы и что, быть может, им лучше не филологией заниматься, а деревообработкой, т.к. у них руки умные. Поэтому самое главное для родителей – не терять трезвость в оценке способностей собственных детей.

Несколько сложнее с подростками. Если все упущено в раннем детстве, на 1-ой ступени обучения. Для них уже не все занятия хороши. Есть любимые и нелюбимые, а учебные предметы – легкие трудные, интересные и непривлекательные.

- Как изменить отношение к тому, к чему подросток не испытывает интереса, а следовательно не проявляет трудолюбия? лучше всего вашей заинтересованностью именно этой деятельностью, этим предметом: совместными занятиями, домашним трудом. Именно в совместной деятельности будет усваиваться, и формироваться собственный трудовой опыт детей. Какие же нравственно-волевые качества необходимы, чтобы человек рос трудолюбивым?

- Наблюдательность – дети многое усваивают, наблюдая за деятельностью взрослых и сверстников; - настойчивость – труд – это преодоление неизвестного…

- усидчивость, потому что признаком трудолюбия является умение доводить начатое дело до конца;

- любознательность, потому что без желания знать на приобретутся умения;

- требовательность к себе, потому что иначе невозможно добиться добросовестности и ответственности в выполнении задания;

- интерес и способность к творчеству, потому что именно творческий поиск рождает заинтересованное отношение к труду.

У нас, педагогов школы, вызывает уважение еще одна наша выпускница, претендентка на золотую медаль – Суворова Алена. В ее характере сочетаются необыкновенное трудолюбие и скромность. Неоднократный победитель районных областных олимпиад по математике, физике, информатике, участница всероссийской олимпиады по русскому языку. Без преувеличения она юная труженица. Хороший родительский пример перед глазами Алены. Папа (Владимир Михайлович) скромный, добропорядочный человек, отличный работник. Мама, надежда Викторовна, - талантливый педагог, которого любят дети, учитель от Бога.

Рак Екатерина, ученица 10 класса, победитель районных и областных олимпиад по физике и математике. старший брат Кати, Виктор, в прошлом году окончил школу и оставил добрую память: о неоднократно являлся победителем районных и областных олимпиад по информатике. В семье Кати и Виктора (родители – Юрий Михайлович и Валентина Николаевна) нет места лени, здесь понимают, что талант, данный человеку Господом, нельзя терять.

Не по наслышке я знаю семью Шуваловых, Веру Александровну и Николая Владимировича, которые уже вырастили старшего сына Дмитрия, нашего выпускника и воспитывают сейчас младшего Михаила, ученика 9-а класса. Добрые нравы, исключительное трудолюбие (работают все без исключения) спокойствие – все это составляющие семейного воспитания.

Совсем недавно Вера Александровна и Николай Владимирович получили дорогие подарки (которые являются итогом трудолюбия их сыновей – победа в областных олимпиадах по физике и математике Миши и защита диплома Димы).

Пользу от своих трудов и удовлетворение получают наши дети. И особо здесь хочется назвать уч-ся 9-а класса Самодурову Екатерину, Адлер Евгения, Жегунова Романа, Любич Сергея, ученика 10-а класса – Онькова Дениса и многих других девочек и мальчики.

Некоторые родители подталкивают своих детей выбрать ту же самую профессию, что и они, и часто делают это очень настойчиво.

Не надо давить на детей, чтобы те делали то, что по душе родителям, если это не по душе детям. В 4-м томе "Семейной жизни" (перевод с греческого выполнен иеромонахом Доримендонтом) рассказывается о юноше, который хотел поступить на богословский факультет и стать священником. Его мать была против, настаивала, чтобы он пошел в медицинский. Юноши выучился византийскому пению и пел в храме. Он сам сделал музыкальный инструмент и подбирал не нам церковные гласы. У него было немало дарования, он писал тропари, составлял службы. Закончив среднюю школу, юноша поступил на богословский факультет. С его матерью случилось нервное потрясение. Он приходила к священнику и просила: "Помолись, отче, чтобы я выздоровела, и потом пусть мой ребенок делает то, что ему нравится". Но, выздоровев, она опять стала препятствовать, чтобы ее сын учился богословию. И в конце концов он оставил богословский факультет, забросил пение и загубил себя зря.

Важен труд физический, умственный, но очень часто мы забываем о труде души. Мы забываем, что над ней надо трудиться – трудиться с постоянством и большим терпением.

Для того чтобы дети шли по Божьему пути, родители тоже должны жить правильной духовной жизнью. Задача не в том, чтобы дети шли в церковь из-под палки, но в том, чтобы они полюбили Церковь. Они должны делать добро не из-под палки, но почувствовать его как необходимость.

Если родители силком заставляют детей выстаивать вместе с ними все повечерие, то потом дети начинают капризничать. Не надо давить на детей, ибо они еще не поняли силы и достоинства молитвы.

В духовной жизни очень помогают безмолвие. Хорошо, чтобы даже в распорядке дня ребенка было время для безмолвия, чтобы в эти минуты можно было всмотреться в себя, очистить свое сердце. Если молитве предшествует недолгое духовное чтение, то оно очень помогает, душа от такого чтения согревается.

Преподобный Серафим, который в сердце своем твердо решил себя отдать Господу, с радостью приходил во все самые тяжелые монастырские послушания. Он рубил деревья в лесу, целыми ночами выпекал хлеб для братии, трудился плотником и строителем.

Но самое главное, он учился молиться, приучал свой ум и душу возносится к Богу, чтобы ничто в мире не могло отвлечь его от молитвы.

Мудрые Люди говорят, что молитва, настоящая молитва к Богу, - самый тяжелый на свете труд. Как ни тяжко порой бывало, но к церковным службам преподобный Серафим приходил первым, а покидал храм последним. Душа его стремилась к полному уединению, труда, где ничто не отвлекает от общения с Богом.

Если человек, встретившись с трудностями не ропщет, но славит Бога, то диавол лопается от злости и идет к другому – к тому, кто ропщет, чтобы причинить еще больше неприятности. Ведь, чем сильнее человек ропщет, тем сильнее он себя разрушает.

Л.Н. Толстой в одной из глав повести "Детство" описывая внутреннее состояние маленького Николеньки во время молитвы, невольно обращает наше читательское внимание на великую силу молитвы, на состояние человеческой души : "…Бывало, придешь наверх и станешь перед иконами, в своем ваточном халатце, какое чудесное чувство испытываешь, говоря: "Спаси, Господи папеньку и маменьку". Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце, на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие,- но о чем они? Они неуловимы, не исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастье.

Закончить свое выступление мне хочется следующими словами: воспитывать детей надо не для счастья, а для труда жизни – это и принесет им счастье.

Читайте также: