Роль ритма в композиции изо сообщение
Обновлено: 03.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
в рамках предпрофессиональной программы дополнительного
на методическом совете методическим советом МБУ ДО ДХШ МБУ ДО ДХШ
Протокол № от Протокол № от
Автор Л. А. Какичева, преподаватель МБУ ДО ДХШ
Рецензенты: В.С. Кузнецов
Человеческая деятельность имеет цикличность: шаг при ходьбе, ритм сердца, любая трудовая деятельность. Важнейшая особенность ритма: повтор движений, элементов или форм. В природе ритм можно наблюдать в смене времен года, дня и ночи. В искусстве можно наблюдать композиции, в основе которых лежит ритм. Например: орнамент на вазе, вышивка на одежде и т.д. Ритм-это прежде всего движение с изменением, то повторение без движения называют метром Метрическая композиция может повторяться до бесконечности. Ярким примером метрической композиции служит орнамент. Орнамент-живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.
Для метрических композиций характерна статика. Статика-это состояние покоя, равновесия.
В отличии от метра, ритм обладает более сложной характеристикой. Ритм-это чередование однородных элементов и пространства. Классифицируют два вида ритма: активно-динамический и пассивно-динамический. К первому типу относится музыка, танцы, свет. Ко второму типу относится произведения архитектуры, живописи, скульптуры и т. д .
Ритм может быть простым, когда меняется только одна закономерность, например, цвет или фактура, или расстояние между элементами.
Или ритм называют сложным, в этом случае могут меняться несколько параметров: конфигурация формы, насыщенность и пространственные промежутки.
Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов. Метр и ритм – объективные закономерности его установления.
Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Одним из наиболее общих приемов упорядочения формы является прием использования рядов, которые можно рассматривать и как средство организации элементов в единую устойчивую систему на основании закономерного упорядоченного чередования элементов формы.
Ряд – это система элементов, основанная на периодичности повторения или изменения однозначных свойств формы.
Периодическая закономерность – это такая закономерность, при которой отношение между первым и вторым элементом имеет периодичность.
Период ряда – это его элемент, который закономерно повторяется или изменяется. Период включает в себя как форму, так и интервал, отделяющий ее от других форм в окружающей их среде. Периодом ряда может быть одна форма и интервал или совокупность форм и интервалов.
Ряды являются активным средством эмоциональной выразительности. Метрические ряды сообщают системе организованных элементов статичность, а ритмические – динамичность.
Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд.
Основные виды построения метрических рядов представлены на рисунке.
1 Безинтервальный . 2 Интервальный . 3 Уплотненный . 4 Разряженный.
5 Частый. 6 Редкий . 7 Равноэлементный . 8 Разноэлементный.
9 Безпериодный . 10 Периодный . 11 Периодный равноэлементный. 12 Периодный разноэлементный.
13 Однопериодный . 14 Однопериодный частый. 15 Однопериодный редкий.16 Разнопериодный
1 Нарастающий ряд . 2 Нарастающе-убывающий . 3 Убывающе-нарастающий.
4 Расширяющийся . 5 Сужающе-расширяющийся. 6 Расширяюще-сужающийся.
7 С параллельным изменением . 8 То же со встречным . 9 Со встречным изменением
одинаковых свойств элементов изменением разных свойств элементов
10 Однопериодный . 11 С параллельным изменением форм и интервала.
Создайте метрический ряд из 9 элементов в черно-белом изображении.
Постройте метрический ряд (на основе первого упражнения) в цвете, с изменением насыщенности и усложнив чередование.
Ритм — равномерное чередование повторяющихся фигур, объемов, оттенков цвета через определенные интервалы. Группу таких объектов можно назвать ритмическим рядом или композиционным строем в картинной плоскости.
У каждого ряда есть главная фигура, задерживающая внимание,— акцент. Небольшие промежутки между элементами в ритмическом ряде называются интервалами, а пространства, отделяющие один ритмический строй от другого,— паузами.
Ритм — Изобразительное искусство
Ритм в изобразительном искусстве
Ритм в пластических искусствах является важным средством создания композиции художественного произведения и существенным компонентом в формировании образа. С помощью того или иного ритмического строя художественным произведениям можно придать различную эмоциональную окраску.
Ритмические построения достигаются с помощью различных элементов симметрии, а также чередованием или сопоставлением любых элементов композиционного характера — контрастами или соответствиями масс, отдельных предметов, линий, зафиксированных движений, светотеневых и цветовых пятен, пространственных членений и пр.
Ритмическая организация способствует достижению гармонической ясности или острой экспрессии художественного образа, чёткости восприятия произведения зрителем.
Ритм в жизни и в искусстве проявляется через большую или меньшую периодическую повторяемость какого-либо элемента тождественных, аналогичных положений, дублируемых через некоторые интервалы. Если симметрии свойственно спокойное равновесие элементов, то ритм подразумевает движение, которое может быть продлено до бесконечности.
Ритм является прежде всего одним из основных композиционных начал в природе, он присутствует во многих сферах действительности: в космических явлениях, в органической и неорганической природе (грани кристалла, морской прибой), в повторяемости циклов времен года, в растительном мире, в человеческом организме (ритмы обмена веществ, дыхания, сердцебиения и т. д.). Однако ритм в природе и ритм в искусстве — это не совсем одно и то же.
Подражая некоторым видам ритма в органической и неорганической природе, искусство делает ритм одним из важных средств композиции. Ритмы в искусстве ближе к ритмам органического мира, где они более пластичны, чем технические.
Одни художники ритм считают правилом композиции (например, А. А. Дейнека), другие — закономерностью, третьи — средством, организующим началом композиции.
Понимая ритм как организующее начало, Е. А. Кибрик пишет:
«Ритмическая основа композиции выражает внутреннюю закономерность идейного замысла художника. Эта особая закономерность присутствует в каждом идейном замысле, и умение найти соответствующий ему композиционный строй или ритм является залогом художественности в произведении.
К вышесказанному можно сделать некоторые уточнения и добавления.
Ритм как правило композиции имеет свои особенности и широкий диапазон действия в творчестве художников. Он выполняет организующую и эстетическую роль в композиции. Его действенность основывается на законах композиции, на тональных и цветовых контрастах (в скульптуре — на контрастах объемов).
Именно наличие тональных или цветовых контрастов обеспечивает восприятие изображенного издали, даже на далеком расстоянии. При угасании тональных и цветовых контрастов ритм почти не воспринимается, даже при наличии контрастов величин или положений предметов в пространстве (дальше — ближе).
Вот почему очень важно определить основные контрасты уже в эскизах композиции. Только добившись этого, можно рассчитывать на активное действие ритма и помощь его в закономерной организации произведения.
Ритм в удачной композиции одновременно расчленяет компоненты произведения (проявляется действие закона контрастов) и объединяет их. Это указывает на связь ритма с композиционным законом цельности.
Чередование элементов в композиции побуждает зрителя размышлять, воспринимать сюжет в его развитии. Это свойство ритма определяет его связь с композиционным законом жизненности, который требует от художника проникать в движение внутреннее, а не ограничиваться показом движения внешнего.
В то же время ритм обладает свойством через определенный порядок в изображении обычных предметов подчеркнуть их эстетическую сторону, открывая красоту и в примелькавшихся предметах, и в новых.
Это достигается путем некоторого отхода художника от уже известных приемов рисунка и цветового решения, от строго математического чередования элементов в композиции. Такое отступление указывает на взаимодействие ритма с законом новизны, который требует от художника нового эстетического открытия мира.
Связь ритма в искусстве с законами композиции и с объективной действительностью проявляется в специфической форме. Достаточно ясно, например, об этом сказано искусствоведом Е. В. Волковой:
«Художественные ритмы воздействуют в характерном для эстетического восприятия направлении. Они расчленяют компоненты произведения и объединяют целый ряд впечатлений в единое целое.
Ритм был и есть во всех видах искусства и во все времена. Уже в искусстве Древнего Востока композиция была упорядочена, отличалась строгостью, наличием ритма. В древнеегипетском искусстве фриз являлся основной формой композиции, в которой ритмически чередовались изобразительные элементы.
Искусство Древней Греции, хорошо усвоившее явление ритма и симметрии, сделало шаг вперед по сравнению с искусством Египта.
Изображение человека в более естественных позах, в более активных движениях позволило древнегреческим художникам через разнообразные ритмы добиваться выразительности композиций.
Определенный ритм мы видим в росписях греческих ваз. Ритмически построены живописные композиции классического периода Греции.
Если в искусстве Древней Греции главным объектом был человек, изображенный объемно, в активном движении, то в средневековом искусстве художник вынужден был под давлением религиозных догм отказываться от передачи свободно движущихся в реальном пространстве фигур.
Но явление ритма сохраняется и в этом искусстве. Например, в иранской миниатюре композиция строилась на ритмической основе. Часто изображались растительные формы, извивающиеся стебли, которые образовывали изысканные ритмические мотивы.
В эпоху Возрождения передача ритма считалась одной из трех главных задач композиции. Эти три задачи композиции — перспектива (трехмерное пространство), ритмическое расчленение плоскости и точка зрения — впервые были осознаны художниками раннего Возрождения (об этом свидетельствуют их монументальные фрески).
Композиционные принципы, заложенные в искусстве раннего Возрождения, достигли полной зрелости в период Высокого Ренессанса в творениях Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана.
Правила композиции, которые разрабатывали мастера эпохи Возрождения, в XVI-XVIII веках остаются в арсенале искусства, а ритмике придается еще большее значение. В компоновке живописных произведений появляется сложный узор, гармония света, тени и цвета.
Художники XVII -XVIII столетий стали свободнее оперировать перспективой: вводя в композиции высокие и низкие точки зрения, они добивались правдоподобного изображения трудных и замысловатых ракурсов. Характер ритма значительно усложнился.
В композициях, где большую роль играли эффекты света и тени, роль ритма не снижалась, напротив, он усиливал эмоциональное воздействие произведения искусства и открывал зрителю новое видение известных предметов и явлений.
Усиление внимания к светотени и цвету, способствующих объединению частей композиции в единое гармоническое целое, в котором ритм выполнял организующие и эстетические функции, имело определенное значение для развития композиционного мышления художников и создания выразительных и сильных художественных образов.
Куинджи дает нам классический пример ритма в пейзаже.
Это достигается художником благодаря спокойному, ритмическому чередованию светлых и темных пятен от левого к правому краю картины.
Сформулировав понятие, перейдем к некоторым особенностям применения данного правила. Например, при строгом чередовании фигур, объемов, оттенков цвета с точным соблюдением интервалов, пауз, рядов (по величине, расстоянию) получится орнаментальная сетка.
В натуре же все гораздо разнообразнее, интереснее, а ритм, если внимательно посмотреть на представленные иллюстрации, создает впечатление движения в разных направлениях: влево — вправо, вверх — вниз, от центра — к центру, вокруг оси и даже в глубь пространства от зрителя.
Прежде чем выполнить самостоятельно композицию с применением этого закона, предлагаю несколько упражнений с вариантами ритмического построения.
Приготовьте необходимые материалы: тушь, гуашь, бумагу, а также инструменты: карандаши, кисти, ручки с редисными и плакатными перьями, ножницы и клей. Сделаем несколько этюдов, где обратим внимание на такие условия:
- Выдержать ритмический ряд при постоянной величине фигур, пятен, но с увеличением или уменьшением интервалов.
- Выполнить эскиз, где равномерно возрастает или убывает по величине ряд фигур (одной формы), а интервалы постоянны.
- Построить композицию из ритмических рядов, в которых фигуры, пятна, объемы постепенно меняются в тоне — от белого к черному и обратно (можно применить и цвет с изменением насыщенности).
- Нарисовать несколько ритмических рядов с изменением величины фигур, интервалов и даже тона. Это задание поможет нам наиболее свободно ориентироваться в картинной плоскости.
Ритмическое построение эскизов с применением цвета значительно расширит наши возможности и обогатит познанием тайн живописи. Каждый цвет с помощью ритма может развиваться в плоскости, пространстве картины, меняя насыщенность, величину элементов, составляющих композицию. Это позволяет усиливать или ослаблять фрагменты картины, выделять главное (акценты).
Для более яркого впечатления движения можно расположить ритмические ряды фигур под наклоном, а один или несколько объектов оставить в привычном спокойном положении (в статике).
Ритмом можно остро выделить центральную фигуру — доминанту, полнее выразить настроение сюжета. И, наконец, ритмически выстраивая композицию, мы значительно расширяем диапазон технических средств и приемов работы.
Так, для повтора одних и тех же элементов можно применять аппликацию, печать с помощью клише из картона, линолеума. Знание композиционных закономерностей (не только упомянутых) дает возможность по-новому осознать художественное творчество как неповторимое, рукотворное явление.
Цель сегодняшнего занятия: Изучить связь ритма и композиции, какие ритмы бывают и создать ритмичный город на формате А4.
Ритмом называется определенная упорядоченность однохарактерных элементов композиции, создаваемая путем повторения элементов, их чередования, нарастания или убывания. Простейшая закономерность, на основе которой строится композиция- это повторность элементов и интервалов между ними, называемая модульным ритмом или метрическим повтором.
Однако ритм свойственен не только движению, но и статичному предмету. Например, в архитектурных сооружениях, ритмичное распределение окон по вертикали и горизонтали. Ритм можно наблюдать и в плоскостном изображении: орнамент на обоях, на коврах, на тканях. Особенно яркое проявление ритма мы можем наблюдать в животном и растительном мире.
Когда мы смотрим на неподвижное изображение на том или ином сооружении (орнаментальный фриз) или на предмете (орнамент на вазе), с чередованием каких-либо повторяющихся элементов, плоскостных, объемных, линейных, ощущение ритма дает восприятие условного движения, глаз наш как бы следует за этим размерным повтором элементов.
Закономерное чередование объемов, членений поверхностей, граней, а также упорядоченное изменение характеристик элементов формы — все это используется в качестве специфического средства композиции как для отдельных предметов и сооружений, так и для их комплексов. Простейшее проявление ритма с характерным повторением в композиции одинаковых форм при равных интервалах можно наблюдать в расположении колонн античных храмов, в равномерном расположении однотипных станков в цехе, в расположении кнопок на приборах и т. д.
Ритм может быть спокойным и беспокойным, может быть направленным в одну сторону (орнаментальная кайма) или сходящимся к центру (узор в центре подноса, скатерти, шкатулки, розетка лепная под люстрой), направленным как по горизонтали, так и по вертикали. Развитие по вертикали во многом снимает композиционные сложности: как правило, изменения по вертикали сами по себе способствуют возникновению зрительного завершения. Если же ритм развивается по горизонтали, возникает проблема завершения и начала композиции. Частые членения в горизонтальном направлении, как и в вертикальном, могут создавать впечатление беспокойства. Членения по горизонтали будут зрительно снижать высоту вещи, а вертикальные, наоборот, делают ее выше.
В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.
Ритм как одно из важнейших выразительных средств композиции участвует не только в построении изображения, но и зачастую придает содержанию определенную эмоциональность.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства.
Различают несколько видов композиций и форм орнамента.
Упражнение №1.
Разделить формат А4 визуально на две части (альбомная ориентация). В одной части разместить 4 квадрата, заполнить их ритмическими композициями. На второй части листа создать композицию на основе трех или более ритмических рядов.
- Закомпоновать квадраты и основную композицию
- Заполнить один квадрат
- Устроить мини-просмотр с последующей корректировкой
- Заполнить остальные
- Завершить работу финальной композицией
Ритм в изображении появляется тогда, когда в нем присутствует несколько повторяющихся в определенном порядке элементов. Простейший пример – несколько линий, перемежающихся особым интервалом. Пример:
Если представить заменить палочки людьми – например бегунами (стартовавшими из левой части кадра), может создаться иллюзия ускорения движения.
А вот новый пример:
По неписаным законам восприятия – глаза зрителя исследуют изображение – подчиняясь его ритму. Иногда в это не верится – но это действительно так! Приведенную выше картину Брейгеля – большинство зрителей рассматривают с лева на право, воспринимая фигуру за фигурой – обычно это происходит за считанные секунды, или даже за единственную секунду, однако это – факт, которым можно воспользоваться!
Например – можно сделать так – чтобы зритель рассматривал Вашу фотографию или картину – по спирали. Для этого композиция должна согласовываться следующему ритму:
Ритм в композиции фотографии – схож с ритмом в музыке. Стоит ему прерваться – как зритель напрягается – и с удвоенным вниманием наблюдает за причиной нарушения ритма.
А вот современный пример, на котором человек бредет сквозь ритмы темных прямоугольников и вертикальных линий (правда, вывеска магазина в правом нижнем углу выбивается из ритма и несколько портит композицию):
Упражнение №2.
На листе А4 (черный картон или пастельная бумага) создать ритмичный городской пейзаж белой ручкой.
Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности (такт, мерность, мерное течение). Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов (форм) и интервалов между ними.
Рис. 2. Статический ритм: а) – простой ряд основан на повторе одного и того же элемента с одним и тем же интервалом; б) – чередование неравных элементов с равными интервалами; в)– чередование равных элементов с неравными интервалами г) – чередованием на равных интервалах одинаковых групп, состоящих из неравных элементов с неравными интервалами.
Ритмические повторы могут быть равномерными, убывающими или нарастающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая. В ряду должно быть не менее 4 элементов, т.к. меньшее количество элементов не воспринимается как ряд.
Статический ритм – метр
Состоит из элементов, повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными (рис. 2).
Динамический ритм
Это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно (рис. 3). Развитие динамических рядов может происходить по арифметической (постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами, или геометрической (величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженное на постоянное число) прогрессии (рис. 3).
Рис. 3. Динамический ритм.
Задание № 1. Метр и ритм.
Выполнить ряд композиций:
– метр как повтор элементов и интервалов между ними без изменений;
– ритм, как закономерное изменение свойств:
а) размеров элементов;
б) интервалов между ними;
д) положения элементов в пространстве.
Элементы – простые геометрические формы, цвет, формат в пределах А6.
Задание № 2. Ассоциативное раскрытие темы композиции с помощью ритма.
Выполнить несколько тематических композиций, в которых ритм являлся бы ведущим средством раскрытия темы.
Общие требования: стремление к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы –сложные графические элементы, цвет, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.
КОНТРАСТ – НЮАНС
Контраст
Контраст – резкое различие элементов, предметов, форм и их свойств по следующим параметрам: размер, форма, тон, цвет, положение в пространстве и т.д. Выделяют:
– одномерный контраст – противопоставление по одному параметру;
– многомерный контраст – противопоставление по нескольким параметрам.
Особенностью контрастной композиции является активность ее визуального воздействия.
Нюанс
Нюанс – незначительные отличия элементов в композиции по тем же категориям. Также выделяют одномерный и многомерный нюанс. В нюансных формах больше сходства, чем различия.
Тождество
Тождество – повтор элементов одинаковых, подобных по своим качествам (размер, форма, тон. ).
Композиция, лишенная контрастов, невыразительна. Композиция, лишенная нюансов, груба.
Задание № 1. Контраст и нюанс.
Выполнить 7 пар композиций, построенных на контрасте или нюансе:
а) размера элементов;
б) геометрической формы элементов;
в) пропорциональных отношений;
г) положения элементов в пространстве;
Элементы – простые геометрические формы, цвет, формат в пределах А6.
Задание № 2. Контраст свойств.
Выполнить 3 композиции, в которых главным выразительным средством
является контраст следующих свойств:
а) простое – сложное;
б) тяжелое – легкое;
в) статичное –динамичное;
Стремиться к соблюдению общих законов композиции в каждом задании.
Элементы – сложные графические элементы, цвет, формат в пределах А6.
Техника: графические средства, аппликация, компьютерная графика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В художественном произведении мы видим преображенную действительность. Условность – язык искусства. Но эта условность отражает реальность, объективно существующую в природе и в сознании человека и являющуюся материалом для искусства.
Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм в искусстве и дизайне, а также конкретные средства достижения их целостности и единства с содержанием.
Цель композиции в дизайне – утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.
Структура вещи, формируемая по законам композиции, получает такие функциональные и конструктивные особенности, которые наилучшим образом отвечают назначению вещи. Композиционный поиск в художественном проектировании направлен на придание форме свойств, обеспечивающих получение потребителем полезных эффектов.
Композицию понимают в области искусства как систему построения художественного произведения. Это понятие применимо к процессу проектирования, к проекту и самому изделию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Голубева, О.Л. Основы композиции / О.Л. Голубева. – М.: Искусство, 2004. – 120 с.
2. Ковешникова, Н.А. Дизайн: история и теория [Текст]: учеб. пособие для вузов архитектур. и дизайн. специальностей / Н.А. Ковешникова. – М.: Омега-Л, 2008. – 223 с.
3. Михайлов, С.М. Основы дизайна: учеб. пособие для вузов / С.М. Михайлов, Л.М. Кулеева. – М.: Союз дизайнеров, 2002. – 240 с.
4. Паранюшкин, Р.В. Композиция / Р.В. Паранюшкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 80 с.
5. Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композици-онно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности "Дизайн" / В.Б. Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 239 с.
6. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование: Основы теории: учеб. пособие / В.Т. Шимко; Моск. архитектур. ин-т (Гос. акад.). – М.: Архитектура-С, 2004. – 296 с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Типы композиций: открытая, закрытая. 5
2. Пять принципов гармонии в композиции. 5
3. Свойства композиции: статичность – динамичность. 8
4. Свойства композиции: простота – сложность. 9
5. Свойства композиции: тяжесть – легкость. 9
6. Сочетание свойств композиции. 10
7. Ассоциативное раскрытие темы композиции. 10
8. Ритм и его роль в композиции. 11
9. Контраст – нюанс. 13
Библиографический список. 15
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Читайте также: