Роль фольклора в культуре сообщение

Обновлено: 06.07.2024

Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.

В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

Фольклор белорусов занимает особое место в национальной культуре белорусов и выполняет следующие функции:

Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром.

Фольклор способствует творческому развитию детей и молодежи в мире сказок, былин, преданий. Находки многовековой истории духовных традиций, систематизированные в фольклоре, должны использоваться при построении современной модели воспитания.

Рассмотрим практическое применение и потенциал пословиц в национальном воспитании.

Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Именно поэтому пословиц, восхваляющих труд и высмеивающих лень великое множество у народов всего мира.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож (русская пословица).

Велик телом, да мал делом (русская пословица)

Маленькое дело лучше большого безделья (русская пословица)

Любишь кататься – люби и саночки возить (русская пословица)

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться (русская пословица)

Гультай за работу, а мазоль за руку (белорусская пословица)

Любовь к родине, своей родной земле – важнейшая тематика в воспитании патриотизма.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Родина – мать, умей за нее постоять.

У чужой еды и вкус чужой.

Каждый кулик свое болото хвалит.

Где выросла сосна, там она и красна.

Лебедю степь ни к чему, дрофе – озеро.

В своем болоте и лягушка поет.

Дома и стены помогают.

На своей улице и собака – тигр.

Свая хатка, як родная матка.

Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Отражая живописные пейзажи родины, полные красок, звуков, запахов, загадки способствуют воспитанию эстетических чувств.

Пушистый ковер

Не руками ткан,

Не шелками шит,

При солнце, при месяце

Серебром блестит (снег)

Загадки помогают детям познавать окружающий мир, знакомят их с миром вещей.

Вот примеры загадок о предметах домашнего обихода.

Два кольца, два конца, посередине гвоздик (ножницы)

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда встать, когда работу начинать (часы)

Загадки обращают на повадки животных, в загадках об овощах и фруктах, растениях и ягодах указывается особое внимание на особенности внешнего вида.

Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь)

Мохнатенькая, усатенькая, по кладовкам рыщет, сметанку ищет (кошка)

Круглое, румяное с дерева достану я (яблоко)

Низок да колюч, сладок да пахуч, ягоды сорвешь – все руки обдерешь (крыжовник)

Ценность загадки в том, что она в высокопоэтичной форме отражает хозяйственную и трудовую деятельность человека, его быт, опыт, флору, фауну, мир в целом и до сегодняшних дней имеет огромное художественное значение в воспитании детей.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного жанра.

Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский (колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.

Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например:

«Ах, поет, поёт

Ах, поёт, поёт

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:

«Потягунючки, поростунюшки!

Роток – говорунюшки,

Руки – хватунюшки,

Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:

Весна красна! На чём пришла?

На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку.

Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане:

С гоголя – вода,

С младенца – худоба!

Укатись вся.

Особое место в песенном фольклоре занимает колыбельная песня.

Основное содержание колыбельных песен – любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Они изобилуют поэтическими образами птиц, диких зверей, домашних животных, смешных и страшных, ласковых и сердитых, приходящих к колыбели, окружающих ребенка.

Лисицы спят

Все по кусточкам,

Куницы спят

Все по норочкам,

Соколы спят

Все по гнездышкам,

Соболи спят,

Где им вздумалось,

Маленькие детки

В колыбелях спят.

В колыбельных песнях матери рассказывают об окружающей действительности, вслух думают о цели и смысле жизни, выговаривают свои заботы, радости и печали. В колыбельной песне мать находит выход своим чувствам, возможность до конца выговориться, высказаться и получить психическую разрядку.

Колыбельная песнь – величайшее завоевание народной педагогики, она нераздельно соединена с практикой воспитания детей именно в том самом нежном возрасте, когда ребенок – еще беспомощное существо, требующее постоянного заботливого внимания, любви и нежности, без которых он просто не выживет.

В народных песнях радость и горе, любовь и ненависть, веселье и грусть. В песнях выявляются лучшие черты национального характера белорусов: смелость, отвага, правдивость, гуманизм, чуткость, трудолюбие.

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

Фольклор — важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой — определенные циклы человеческой жизни; времен года, трудовых занятий.

Одновременно фольклор — это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю, человека, его мысли и действия.

Понятие фольклор. Его место в системе национальных культур.

Фольклор — художественное творчество широких народных масс, преимущественно устно-поэтическое творчество. Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 английским ученым Вильямом Томсом.

В буквальном переводе Folk-lore означает: народная мудрость, народное знание, народная словесность или народная поэзия.

Одной из важнейших специфических черт народной устного творчества является коллективность. Коллективность – это не простое соавторство, а особый длительный процесс усовершенствования песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок. Наиболее ярко коллективность проявляется в постоянном процессе отбора и шлифовке произведений народной поэзии: их многих произведений народ выбирает и сохраняет лучшее, сходное с его мыслями и эстетическими взглядами. Коллективное начало в фольклоре не противопоставляется индивидуальному. Фольклору присуще органичное соединение коллективного и индивидуального, при этом коллективность не мешает проявлению индивидуальных способностей сочинителей и исполнителей.

Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяется. Однако коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера не только совершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым условиям, но иногда и создавали песни, частушки, сказки, которые в соответствии с законами устного народного творчества распространялись уже без имени автора. С общественным разделением труда возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, и музыкальных произведений (древнегреческие рапсоды, русские гусляры, украинские кобзари, киргизские акыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье и пр.).

Значение фольклора в системе национальных культур.

Во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки.

В-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса.

В-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

Фольклор белорусов занимает особое место в национальной культуре и выполняет следующие функции:

Эстетическая функция фольклора заключается в том, что он формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности.

Познавательное значение фольклора заключено в том, что это способ знакомства ребенка с окружающим миром.

Фольклор способствует творческому развитию детей и молодежи в мире сказок, былин, преданий. Находки многовековой истории духовных традиций, систематизированные в фольклоре, должны использоваться при построении современной модели воспитания.

Рассмотрим практическое применение и потенциал пословиц в национальном воспитании.

Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Именно поэтому пословиц, восхваляющих труд и высмеивающих лень великое множество у народов всего мира.

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож (русская пословица).

Велик телом, да мал делом (русская пословица)

Маленькое дело лучше большого безделья (русская пословица)

Любишь кататься – люби и саночки возить (русская пословица)

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться (русская пословица)

Гультай за работу, а мазоль за руку (белорусская пословица)

Любовь к родине, своей родной земле – важнейшая тематика в воспитании патриотизма.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Родина – мать, умей за нее постоять.

У чужой еды и вкус чужой.

Каждый кулик свое болото хвалит.

Где выросла сосна, там она и красна.

Лебедю степь ни к чему, дрофе – озеро.

В своем болоте и лягушка поет.

Дома и стены помогают.

На своей улице и собака – тигр.

Свая хатка, як родная матка.

Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.

«Ладушки-ладушки! Где были? –

Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:

Фольклор — традиционная для этноса бытовая художественно-утилитарная деятельность и ее результат, отражающие философско-эстетическое самосознание этноса, сложившееся в результате многовековой коллективной коммуникации и проявляющееся в основном в устной форме и в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов произведений (49).

Фольклор — сложный комплекс духовных и материальных, ху­дожественно- эстетических и нехудожественных явлений, текстов, изделий, бытующих по преимуществу в народной среде, и отображающих менталитет этой среды.

Фольклор — важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой — определенные циклы человеческой жизни; времен года, трудовых занятий. Одновременно фольклор — это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю, человека, его мысли и действия.

Каждая социальная группа в процессе становления и развития вырабатывает свою своеобразную фольклорную культуру. Сложное социальное бытование фольклора, включение в него разноплановых явлений, несущих приметы искусства, быта, предметов социально-практической или духовной сферы, вызывают споры о том, что такое фольклор, какие явления к нему относятся, а какие — к другим видам творчества.

По-разному рассматриваются связи фольклора с другими слоями и явлениями народной культуры: изобразительным искусством, фольклоризмом, бытовым любительским творчеством, художественной самодеятельностью. В одном случае они относятся к смешанным формам творчества; в другом — взаимодействуют в рамках разных культурных систем или подсистем; в третьем — их взаимодействие опосредовано рядом условий.

Дискуссии о границах, предмете, сущности фольклора ведутся большим количеством исследователей.

Многие исследователи считают, что фольклорный текст сам по себе в фольклорной практике не живет, а существует в совокупности хотя бы с одним из видов искусства — музыкой, пением, танцем – народной культурой.

Устно-поэтическое творчество (например, сказки, загадки) несет элементы драматического действия, игры. Другими словами, подразуме­валось в большей или меньшей степени такое свойство фольклора, как синкретичность, тесная взаимообусловленность в нем различных искусств.

Однако признание этого очевидного факта не всегда означало включение в предмет фольклористики других видов художественного творчества.

Исследователь К. В. Чистов утверждал, что "фольклор - это свод традиционных устных словесных текстов, функционирующих в народном быту". Развивая эту концепцию, он излагает свои взгляды на "границы фольклора как формы духовной культуры, связанные с языком, выраженные речевыми средствами".

Некоторые ученые обосновывали связь устно-поэтического творчества, например с музыкой, драмой.

В.Я. Пропп писал: "Под "фольклором" понимается только духовное творчество и, даже уже только словесное, поэтическое творчество. Поскольку поэтическое творчество фактически всегда почти связано с музыкой, можно говорить о музыкальном фольклореи выделить его как особую фольклорную дисциплину".

Несмотря на эту существенную оговорку, за рамками фольклора оставался огромный пласт традиционного танцевального, драматического, инструментального, музыкального творчества народа.

Академик Д.С. Лихачев вместо танцевального искусства включает в фольклор наряду со словесным, музыкальным творчеством материальные изделия народных ремесел.

Реальная практика бытования фольклора, а также некоторые исходные представления о его основных чертах объективно подчеркивали ограниченность сужения его границ лишь одним жанром или видом искусства.

Фольклор - это мир художественных и нехудожественных явлений, объединенных в своем функционировании в целостность со сложными внутренними связями между его отдельными составными частями. Традиционные виды драматического искусства, народной драмы, музыки определили комплексный характер существования разных видов творчества в фольклоре.

Поэтому многим показалась перспективной идея, высказанная в конце 60-х годов В.Е. Гусевым. В определение фольклора он включает ту область народного творчества, "где художественное отражение действительности осуществляется в словесно-музыкально-хореографических и драматических формах коллективного народного творчества, выражающих мировоззрение трудящихся масс и неразрывно связанных с их жизнью и бытом". Автор признает, что существует устно-поэтическое фольклорное творчество и художественный фольклор, синтезирующий музыку, пение, игру, танец, которые часто связаны со словом, но могут быть и не связаны. Если подходить к фольклору как явлению синтетическому, то необходимо говорить о его связи с прикладными и изобразительными видами творчества. Народные исполнители одеты всегда в национальные костюмы, носят украшения, соответствующую обувь и т.п. Все это создает единый целостный мир фольклора и традиционной культуры.

Устно-поэтическое, музыкально-песенно-драматическое и изо­бразительное творчество создают комплекс явлений, интеграция и диффузия которых образуют целостную структуру фольклора.

В определении фольклора, принятом ЮНЕСКО, указывается: "К формам фольклора наряду с другими относятся язык, литература, музыка, танцы, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, архитектура и другие виды искусства". "Фольклор (в более широком смысле - традиционная народная культура) - это коллективное, и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности".

В современной социокультурной ситуации формируется новая этнофольклорная среда, в которой развивается, сохраняя наиболее привлекательные стороны и черты, фольклор. Но как бы он не развивался и не формировался, он является частью народной художественной культуры общества.

Постепенный процесс поиска своего места в духовной практике — историческая закономерность развития фольклора. Без этого не может быть его нормального функционирования, которое обеспечивается постоянным обновлением, видоизменением, приспособлением и т.п. Обновление касается и эстетической, и прагматической сущности фольклора, и функций, т.е. его основополагающих, характерных черт и свойств. Меняется панорама бытования фольклора, его социально-культурный контекст, его облик, черты и характеристики механизмы включения и отражения жизни, но всегда и на всех этапах своего существования он был и будет частью народной художественной культуры (49).


Вы видели хоть одного человека, который был бы равнодушен к народным сказкам, песням и танцам. В них гармонично сочетается искрометный юмор, нежная грусть, уникальность и радость. Более всего русского человека в фольклоре привлекает обаяние старины и ностальгический аромат древности. Основное отличие данного направления в искусстве – это отсутствие автора.

Что такое фольклор?


Единственное условие, чтобы отнести произведение к фольклору, оно должно быть передано в устной форме через несколько поколений. В России огромный вклад в изучение данного направления культуры внесли А. С. Пушкин, Михаил Ломоносов, И. И. Шишкин и другие писатели, живописцы, историки.

Базовые разновидности и жанры фольклора


К традиционным формам народного творчества относят былинку, загадку, поговорку. Устное предание, танцы и песни – это виды фольклора. Отдельного внимания заслуживают обрядовые жанры, которые имеют языческие корни и зародились как своеобразное противопоставление христианству. Конечно, это не всегда было именно так.

В годы существования Советского Союза под запретом находились любые культы. В эти времена наиболее ярко себя проявил христианский обрядовый фольклор. На основании этого можно сказать, что народное творчество – это отражение противостояния между простым населением и властями.

Произведения фольклора передают потомкам опыт, накопленный тысячелетиями. Независимо от того, на какой ступени социального развития стоит народ, сказания и былины считаются наиболее ценными источниками познания его быта и мировоззрения.

Герои и символы фольклора

Основное понятие народного творчества – это традиция. Все произведения данного направления искусства давно стали классическими. Традиция – это сложившийся годами пример, на основе которого формируются многие песни, сказки, былины и т.д.

Она отличается замкнутостью. Давайте вспомним классические произведения фольклора. Например, в сказке всегда только шесть главных персонажей: центральный герой (Иван-дурак), отправитель (царь-батюшка), искомый (красавица-невеста), злодей (Змей Горыныч), благодетель (который что-то дарит герою), помощник (обычно данная роль отводится животному). В этом и проявляется замкнутость произведения. Присутствие иных персонажей исключено.

Фольклор – это средство сохранения и передачи народной мудрости от старшего поколения к младшему. Иными словами, для исполнения былин или песен, требуется получить от родителей важную культурную информацию. Например, в сказках передают нормы морали, которых должен придерживаться каждый человек. Главный герой отличается храбростью, благородством, помогает друзьям, почитает стариков.

В былинах находит отражение тот факт, что необходимо защищать свою отчизну. Персонаж истории изображается смелым, мудрым.


Фольклор является символичным. Каждое его произведение содержит тайный знак. Например, голубка или березка символизирует юную барышню, а дуб или орел – добра молодца. Не следует буквально воспринимать народное творчество. Главное, научиться за тайными знаками видеть фольклорный смысл.

Литература и фольклор

В чем разница между данными направлениями в культуре? Первый характеризуется системой построения произведений. Главное отличие фольклора от литературы заключается в том, что его творчество содержит запевы, зачины, присказки, троичность.

Также в народных произведениях употребляют эпитеты, гиперболы, присутствует тавтология (основной принцип повествования). Литература представлена такими жанрами, как романы, рассказы, повести. Они написаны в спокойных тонах, что позволяет читателю проанализировать сюжетную составляющую и сделать выводы.

Однако в литературе также имеются фольклорные жанры: эпос, лирика и драма. Первый основывается на исторических произведения в песенной форме. Эпос отличается обширной тематикой, когда гусляры могут часами повествовать об истории Руси под тихий перебор струн.

К драме относят сказочные сюжеты с неблагоприятным развитием событий и счастливой развязкой. Чаще всего это легенда, в которой добро борется со злом. Герой с переменным успехом сражаются, но в итоге положительный персонаж одерживает победу.

К лирике относится обрядовое творчество: любовные песни, частушки, причитания. Многое в данных произведениях зависит от интонации, с которой их произносят.

Развитие фольклора

Народные верования национальных культур разнообразны. Некоторые звери, например, считаются плохим знаком в различных регионах земного шара. А в других странах эти же животные символизируют успех.

Народное творчество отличается разнообразием, но при этом объединяет природные уникальности ландшафта, будь то бесконечные снежные зимы в Скандинавии или затяжные солнечные деньки на экваторе. Фольклор часто отображает уникальные вещи о людях той или иной культуры.

Устное творчество постоянно меняется. Поскольку история циклична и часто повторяется, человеку свойственно приукрашивать события или дополнять их собственным мыслями. В некоторых случаях содержание фольклора претерпевало существенные изменения, чтобы соответствовать новым временам.

В результате народное творчество представляет собой постоянно расширяющийся и меняющийся материал, обеспечивая работой огромное количество людей, которые интересуются устными традициями той или иной культуры.


Ряд ученых отмечает изменение в фольклоре в рамках масштабного исследования традиций народности. Они увидели, что устное творчество обретало новые краски, если представители одной нации объединялись с носителями иных культурных ценностей.

Когда изучение фольклора стало иметь более официальный характер и оформилось в отдельную дисциплину, люди стали записывать сказки. Хотя, например, братья Гримм задолго до этого времени фиксировали народное творчество на бумаге.

В некоторых музеях до сих пор хранятся уникальные коллекции предметов и рассказы об их происхождении. Возможно, даже в доме вашей бабушки, отыщутся образцы народного фольклора, записанные вручную.
Вернуться к оглавлению

Кто изучает фольклор?

Народное творчество – это отражение культуры. Наша страна характеризуется гармоничным сплавом из языческих и православных точек зрения на явления в окружающей среде и социум. В фольклорных произведениях часто основными действующими персонажами становятся звери, природные силы (ветер, солнце).

В этом проявляется отражение языческого мировоззрения, одухотворяющего природу. Древние славяне верили с мифических существ и молились им, это также проявляется в старинных сказаниях.

Помимо этого, в произведениях существуют христианские персонажи (Богородица, святые). Изучением народного творчества занимаются фольклористы. Они регулярно ездят в экспедиции, чтобы отыскать и записать устные произведения искусства, сохранившиеся до наших дней. После этого ученые тщательно исследуют символику сказаний, их содержание и структуру.

Фольклор народностей

Разные нации, отличающиеся культурой, традициями и мировоззрением, тем не менее находят единые точки соприкосновения в творчестве. Существуют универсальные желания, именно благодаря им в искусстве появляются обряды, сказания, притчи. Многие нации отмечают праздники и воспевают богов для получения богатого урожая.

Заключение

Устное народное творчество – это неоценимое наследие для каждой страны. Фольклор появился задолго до письменности. Не стоит путать его с литературой. Народные произведения сформировались на основе обрядно-ритуальных действий. А о литературе первые упоминания встречаются лишь в период античности.

Фольклор (от англ. folk+lore — "народная мудрость") — устное народное творчество, собранное из народных традиций, легенд и народных верований, выраженное в пословицах, сказках и песнях, передаваемых из поколения в поколение.

Британский антиквар и писатель Уильям Джон Томс (1803–1885) впервые использовал этот термин в 1846 году.

Синонимы слова фольклор: устное народное творчество, произведение, творчество, наследие, фольклористика.

Примеры фольклора

Золушка

"Золушка" — одна из самых знаменитых сказок, которая считается западноевропейской, но похожая история встречается буквально у всех народов мира, таким образом, отследить её происхождение уже кажется невозможным.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Золушка", 1947, Ленфильм

Кровавая Мэри

Легенда о "Кровавой Мэри" (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя ("Кровавая Мэри") перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.

Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.

Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.

Королева Англии Мария I Тюдор (1516–1558)

Королева Англии Мария I Тюдор (1516–1558)

Фольклорист и фольклористика

Фольклорист— это человек, который изучает фольклор.
Фольклористика — наука, которая изучает всё о народном творчестве (его исследование, коллекционирование и публикация работ).

Русский фольклор

tri bogatyria

"Богатыри", Виктор Михайлович Васнецов, 1898 г., Богатыри (слева направо): Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.

Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.

Например, такие незабываемые сказки, как: "Петушок — золотой гребешок", "Курочка Ряба" или "Колобок".

Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.

Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.

Основные жанры русского фольклора

Жанры русского фольклора делятся на:

Эпические произведения

В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:

  • былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
  • бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с "городской легендой");
  • былички (рассказ "очевидца" о якобы реальной встрече с нечистой силой);
  • небылицы;
  • поговорки;
  • сказки;
  • исторические песни;
  • предания;
  • легенды;
  • сказы;
  • пословицы.

Лирические произведения

Это: частушки, колыбельные, обрядовые, семейные и любовные песни, похоронные причитания.

Драматические произведения

Это: народные драмы.

Читайте подробнее про Жанры фольклора с примерами.

Для разного жанра фольклора характерно и разное содержание: былины рассказывают о подвигах богатырей, а исторические песни — о деяниях героев исторических событий.

В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.

Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.

Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.

Узнайте также, что такое Эпитет.

Особенности фольклора

Отличительные черты фольклора: устная форма, народность, вариативность, анонимность, коллективность, историчность, кумулятивность, контакт между исполнителем и слушателем, повторяемость, фундамент — традиции.

Устная форма

В отличие от письменной литературы у фольклора устный характер исполнения.

Народность фольклора

Представляется в нестандартных образах. Выражает идеалы, стремления и самые глубокие насущные жизненные интересы народа.

Вариативность

В народном творении обычно существуют разные варианты исполнения. Например, сказка "Царевна-лягушка" имеет более двадцати разных вариантов с разными героями (в одном у неё появляется неизвестный жених, в другом — Кощей-бессмертный, существует вариация с Еленой Прекрасной и т. д.).

Анонимность

Фольклорные произведения сочиняются общими усилиями — имя человека, кто впервые рассказал ту или иную историю (или придумал героя), неизвестно. Но это даже неважно, так как эти образы считаются общедоступными и всенародными.

Коллективность

Новая песня, сказка или какое другое творение устного народного творчества считаются состоявшимися только тогда, когда они были восприняты большим количеством слушателей-исполнителей.

Это творение должно создаваться, рассказываться и передаваться из уст в уста множество раз. Окончательная критика и обработка фольклорной композиции может произойти только в коллективе, массами людей.

Историчность

Творения фольклора создавались в глубине веков и совершенствовались временем, получая новые формы, вариации и оттенки.

Фундамент — традиции

Любое творение народного творчества берёт своё основание в традициях своей нации и пытается привить их новым поколениям.

Кумулятивность

Произведения народного творчества поглощают то, чем живёт душа нации. Таким образом она сохраняет традиции, воспевает людские идеалы и передаёт ценную информацию о прошлом для обеспечения лучшего будущего посредством культуры.

Контакт между исполнителем и слушателем

Существует непосредственный контакт между исполнителем и слушателем.

Повторяемость (или цикличность)

Шаблон времени в фольклоре — это круг или колесо. События происходят в строго определённой последовательности, начало и конец сходятся вместе, мгновенность сливается с вечностью.

Фольклор в музыке

Жанры музыкального фольклора — это типы музыкальных произведений, которые были созданы анонимными авторами, сохранены в памяти и передаются устно от одного поколения другому.

Во всём мире существует огромное количество разных фольклорных музыкальных жанров, назвать их все будет почти нереально. Однако их можно разделить на вокальные (поются), инструментальные (играются на инструментах) и вокально-инструментальные (одновременно поются и играются на инструментах).

Также их можно распределить на три категории по содержанию: эпос (рассказывается история), лирика (упор на чувства), драма (происходит действие).

Примером фольклорного музыкального произведения можно назвать такую известную и любимую всеми нами песню, как "Во поле берёза стояла". Авторство этой песни уже давно потеряно с веками, а слова и мелодия передавались из поколения в поколение, пока она не дошла и до наших времён мобильных телефонов и интернета.

Русская народная песня "Во поле берёза стояла"

Фольклор и литература

Сходства между фольклором и литературой

Очень важная часть общего развития мировой культуры и литературы — это отношения литературы и фольклора.

Литература всех народов мира была рождена на основе устного народного творчества, а оно появилось ещё до письменности.

Для каждой нации эти процессы происходили в различные исторические времена.

Обращение фольклора в литературу всегда происходило с применением в литературе жанров фольклора (сказки, предания и т. д.) и художественных средств (тропов).

Фольклор является результатом специфического видa поэтического творчества. Однако литература также поэтическое творчество. И на самом деле между фольклором и литepaтypoй, одновременно как между фольклористикой и литepaтypoвeдeниeм, присутствует непосредственная взаимосвязь.

Различия между фольклором и литературой

Фольклор и литература совпадают по многим поэтическим жанрам (за исключением некоторых, которые возможны исключительно в литературе или лишь в устном народном творчестве).

Однако исследования показывают, что структура фольклора и литературы различна. Фольклор имеет свои структурные особенности и законы (например, использование параллелизмов и повторений).

Правильное произношение и использование слова "фольклор"

Произношение слова фольклор иногда вызывает споры. Но всё же различные составители словарей в основном сходятся во мнении, что оба варианта произношения ("фольклёр" и "фольклор") допустимы, с ударением в обоих случаях на последний слог.

В обиходе широко используется словосочетание "народный фольклор". Однако это использование термина не совсем правильное, ведь "фольк" из слова фольклор уже означает "народное", таким образом, если говорить "народный фольклор", то мы повторяем "народный" дважды, получается речевая избыточность.

Наилучшими сочетаниями будут: народное творчество, танцевальный фольклор и т. д.

Читайте также: