Родина моя русская земля иван сусанин сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Сюжет на историческую русскую тему был подсказан композитору великим поэтом В. А. Жуковским. Новая опера живо обсуждалась на вечерах в доме поэта, где бывали А. С. Пушкин, князь П. А. Вяземский, Н. В. Гоголь, князь В. Ф. Одоевский, М. Виельгорский.

Премьера состоялась 27 ноября 1836 года.

13 декабря 1836 года на завтрак у А. Всеволожского в честь успеха оперы собрались друзья Глинки: Пушкин, Одоевский, Жуковский, Вяземский, братья Виельгорские, артисты оркестра и другие. Ими был исполнен канон с текстом, который написали друзья композитора.

Конечно, всех привлекала своеобразная фамилия Михаила Ивановича. С этой игрой слов и были связаны многие их стихи.

Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка -
Уж не глинка, - а фарфор.

За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея – Глинку -
От Неглинной до Невы.

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не сможет в грязь.

Музыка, драматургия оперы оказались подлинно новаторскими и положили начало новому оперному жанру - народной музыкальной драме. Конечно, образ главного героя – простого русского мужика, - музыка, его рисующая, не могли быть поняты придворными кругами. И даже более того, идея Глинки объединить русскую песенность с европейскими приёмами композиции оказалась недоступной и для многих музыкантов той поры. Но значимость этого события признавали все.

Итак, осенью 1836 года заново отделанный Большой театр в Петербурге было решено открывать оперой Глинки. Театр был переполнен.

Ещё не поднялся занавес, оркестр только начал исполнять увертюру, и все почувствовали в ней нечто необычное. Необычна была сама музыка. Она была чем-то знакомым и близким и не походила на привычную музыку зарубежных опер. Она отличалась своей особой мелодичностью и звучностью. Это была русская музыка, основанная на русском музыкальном фольклоре.

Конечно, Глинка был высокообразованным музыкантом, и все темы и мелодии были обработаны по всем законам оперного искусства. Но то, что музыкальная основа явно была не иностранной, а русской, было потрясающе новым.

Новым было и то, что о судьбах крестьян в опере говорилось с такой же серьёзностью, с какой обычно в опере речь велась о царях, герцогах и принцессах. Перед слушателями были не привычные мужички комических опер или нарядно одетые крестьяне придворных балетов. Герои оперы Глинки были крупными личностями. Даже недоброжелатели были захвачены сценой героической гибели Сусанина.

Глинка впервые в русской музыке отказался от оперы с разговорными диалогами, как было во всех операх в России в XVIII веке. Но самое главное, он создал метод симфоническою развития оперной формы. В его сочинениях устанавливается принцип слияния вокального и симфонического начал.

В опере описано подлинное историческое событие – подвиг крестьянина костромского села Домнина Ивана Осиповича Сусанина, который он совершил в 1613 году. Москва уже была освобождена от польской армии, но отряды шляхтичей ещё бродили по русской земле.

Один из таких отрядов должен был захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Фёдоровича, который жил тогда возле Домнино. Враги пытались сделать Сусанина своим проводником. Но русский крестьянин завёл захватчиков в густой лес и погубил их, при этом сам погиб.

Основу драматургии оперы составляет противопоставление двух образных сфер. Главная из них - русская. Она показана композитором во всем многообразии душевных и духовных качеств человека. Она поднята до уровня трагедийности благодаря идее любви к Отечеству, и вся пронизана интонациями русской песенности. Ей противостоит польская сфера, показанная композитором обобщённо. Её воплощением являются польские танцы - мазурка, полонез, краковяк, вальс.

Важной особенностью драматургии оперы является её симфонизация. Всё развитие строится на системе тематических связей. С её помощью композитор не только проводит через всю оперу главную патриотическую мысль, выраженную в народно-песенных темах, но и воплощает идею борьбы двух сил – русских и поляков - посредством конфликтного развития.

Начинается опера увертюрой, в которой средствами музыки передаётся основной драматический конфликт между русскими и польской шляхтой. Медленное вступление выражает глубокую печаль о героях, погибших за народ. В увертюре совершается постепенный переход от сумрачного, печального вступления через столкновение противостоящих образов к торжествующей коде.

Темы, которые звучат в увертюре, потом будут использованы композитором в различных эпизодах оперы. Но уже здесь, в увертюре, последовательно развивается основная идея оперы - идея народности, патриотизма.

1 действие

Действие первого акта переносит нас на улицу села Домнино, где живёт Иван Сусанин, в далёкий и грозный 1612 год, когда поляки захватили Москву и посадили на русский престол своего ставленника. Враги хозяйничали не только в столице, но и на окраинах Руси. Композитор показывает нам мирную жизнь поселян.

Дочь Сусанина Антонида ожидает своего жениха Сабинина. Она готовится к свадьбе.

Сусанин не приемлет мысль о личном счастье в дни народного бедствия. Так сразу же утверждается связь героя с народом.

Второе действие

Во втором действии проходят четыре танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка, которые образуют большую танцевальную сюиту. Все они (кроме вальса) являются национальными польскими танцами. Музыка сюиты пленяет красотой и изяществом (хотя и совсем иного типа, чем в первом действии). Эти качества особенно наглядно выступают в средних номерах: краковяке и вальсе.

Особенно важны здесь два танца - полонез и мазурка.

Очень своеобразен и изящен вальс, более интимный по своему настроению. Наличие синкоп на второй доле роднит его с мазуркой, придавая и ему польский колорит. Вальс отличается особой тонкостью и прозрачностью оркестровки. В целом он играет роль лирической интермедии среди других, бравурных, блестящих танцев.

Краковяк написан с широким размахом и темпераментом. Его основная тема благодаря синкопированному ритму отличается особой упругостью. Далее появляется ещё ряд ярких и разнообразных тем, и жизнерадостная музыка краковяка приобретает то молодцеватый, то грациозный оттенок. Периодически возвращается основная тема (или основная тональность соль мажор). Это сближает форму танца с рондо.

Особенно важна мазурка, завершающая акт. Она полна лихости и блеска, с размашистой мелодией и звонкими аккордами - ударениями на третьей доле, напоминающими сабельные удары. На интонациях и ритмах этого танца Глинка строит заключительную сцену второго действия. Здесь наиболее полно нарисован портрет польских захватчиков, за внешним блеском которых скрыты алчность, пустая самонадеянность и безрассудное тщеславие.

Получив известие о поражении своего войска, поляки решают послать на Русь ещё один отряд. Они все ещё надеются голыми руками победить русских мужиков.

3 действие

В третьем акте происходит их первое столкновение. Поэтому он состоит из двух разделов: первый - до прихода врагов, второй - с момента их появления. В первой половине господствуют спокойствие и светлое настроение. Сусанин показан здесь как любящий отец в кругу семьи, что раскрывает новые стороны характера героя.

Небольшое вступление воссоздаёт атмосферу того мрачного и тревожного времени. Оно как будто предсказывает последующие драматические события. Но начало акта - спокойно и мирно. Ничто ещё не предвещает страдания и гибель.

Спокойно звучит знаменитая песня Вани - приёмного сына Сусанина, ласковы обращения к нему Сусанина. Всё полно тихой и сердечной радости и тепла. Пришедшие односельчане, узнавшие о готовящейся свадьбе, хотят всем миром принять в ней участие. Все приступают к радостным хлопотам.

Эта тема нам уже знакома. В начале хоровой интродукции её пел хор народа, а здесь она звучит в устах одного из его сынов. Так музыка объединяет образ отдельного человека - Сусанина - с обобщённым образом великого народа.

Потихоньку отправив Ваню предупредить ополченцев Минина, Сусанин делает вид, что соблазнился предложенными поляками деньгами, уходит вместе с ними.

Композитор с удивительным мастерством продолжает накалять драматическое напряжение. После полной отчаяния музыки Антониды из-за сцены раздаётся безмятежно-радостный хор девушек, пришедших поздравить невесту. Это одна из жемчужин русской классической хоровой музыки, очень близкая к обрядовым народным песням.

В ответ Антонида с глубокой скорбью поёт свой знаменитый романс.

4 действие

Короткое оркестровое вступление к четвёртому акту переносит нас в зимний настороженный лес. И сразу - резкая смена настроения: слышен топот стремительной скачки, биение уставшего человеческого сердца.

Ваня прибегает ночью к небольшому посаду, чтобы предупредить о приближении врагов. Эту сцену Глинка написал уже после премьеры оперы по просьбе первой исполнительницы роли Вани замечательной русской певицы А. Я. Воробьёвой. И всё же эта сцена органично вошла в оперу. Слова Вани взволнованны и торопливы:

Бедный конь. в поле пал.
Я бегом. добежал!
Вот и наш посад.

Ваня настойчиво стучится в ворота, горько сетует на то, что он ещё не витязь, не богатырь и нет у него силушки одолеть врага. На его стук посад просыпается, и ополченцы торопятся в поход.

И снова картина заснеженного леса - дремучего, непроходимого. В истинно русскую музыку вдруг вторгаются интонации мазурки. Это враги, уставшие и продрогшие, бредут за Сусаниным. Их мазурка утратила свой былой блеск. Выбившиеся из сил шляхтичи устраивают привал и засыпают.

Сусанин остаётся один со своими мыслями. Его предсмертная ария не только кульминация развития его образа. Это драматическая кульминация всей оперы. В начале арии Иван Сусанин обращается к заре. Эта заря станет его последней зарей.

Предчувствие гибели, смертная тоска Сусанина выражены прекрасной и высоко трагедийной музыкой, которая потрясает своей правдивостью.

Но, чтобы подчеркнуть главную патриотическую линию оперы, композитор пишет ещё и эпилог. (Эпилог - раздел, завершающий какое-либо действие или музыкально-сценическое произведение в целом. В нём обычно уже нет сценического действия, а только вывод из всего произведения).

Эпилог

Эпилог - не просто завершение событий торжественным звучанием хора. Вместе с прологом эпилог образует как бы величественную раму, обрамляющую всю оперу.

Хор ликующего народа, пришедшего на Красную площадь, чтобы восславить победу, как будто наполнен ярким солнечным светом.

Народ торжественно славит и погибших героев, память о которых не умрёт никогда, и живых - Минина и Пожарского. Хор сопровождается могучим перезвоном колоколов. Это производит непередаваемое впечатление.

Вопросы для закрепления:

  1. Что нового внёс Глинка в оперу?
  2. Какое подлинное историческое событие легло в основу сюжета оперы?
  3. Как была названа опера при премьере? Почему?
  4. Раскрой основную идею произведения Глинки.
  5. Как можно определить жанр оперы?
  6. Как композитор трактует партию хора в своей опере? Почему?
  7. Назовите главных героев оперы. Какие певческие голоса исполняют их партии?
  8. Какова роль эпилога оперы?

Презентация

В комплекте:

Сцена в лесу - гибель Сусанина становится трагическом кульминацией, драматургической вершиной оперы. Она открывается хором поляков, в котором воинственные темы польской мазурки приобрешют характер трагическою оцепинения и безнадежности. Контрастом теме поляков звучитречитатив и ария Сусанина.

Впервые композитор оставляет своего героя наедине с его думами. После арии звучит еще один речитатив-монолог, в котором важную роль играет оркестр. Сусанин вспоминает о детях, о любимой семье, а в это время в оркестре звучат темы Антониды, её жениха - Собинина, Вани, тема семейного счастья.


И. Сусанин - Ф. Шаляпин

В музыке гениально выражено духовное величие героя. Драматургия оперы строится так, что музыкальные интонации, раскрывающие образы Сусанина и народа, становятся основой гениального эпилога.



Русская земля во все времена славилась своими героями, которые бескорыстно отдавали свои жизни во имя своей Родины.Иван Сусанин – один из наиболее уважаемых героев отечественной истории, уважаемых искренне.Что подтолкнуло Сусанина к такому поступку? Были ли еще в России герои, повторившие сусанинский подвиг?

ВложениеРазмер
susanin-patriot_russkoy_zemli.doc 101 КБ
dubinino._primak.ppt 459 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дубининская основная общеобразовательная школа № 13

Ученик 6 класса

МБОУ Дубининская ООШ № 13

2012-2013 учебный год

2. Основная часть

2.2.. Гордые потомки Сусанина……………………………………… .7

2.3. Сусанины Великой Отечественной………………………………7-9

Результаты исследования. ……………………………………………..9

… Предателя, мнили, во мне вы нашли;

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит.

Я задумался - что подтолкнуло Сусанина к такому поступку? Были ли еще в России герои, повторившие сусанинский подвиг? Я начал собирать и изучать материал.

Цель моей работы:

Выяснить является ли Иван Сусанин реально существующим лицом или это вымышленный герой.

- выяснить есть ли потомки Ивана Сусанина.

- были ли в истории нашей страны еще подобные случаи.

- опросить учащихся школы (выяснить, знают ли учащиеся школы о подвиге И. Сусанина)

2. Искал доказательства того, что И. Сусанин – реальное лицо, и что подвиг И. Сусанина неоднократно повторялся в истории России.

3.Провел опрос учащихся своей школы.

Во время исследования передо мной встали проблемные вопросы, ответы на которые я попытался отразить в своей работе.

Хуже грозного царя только междуцарствие

Беспокойное, тревожное, суровое это было время. Царя на престоле нет. Этим воспользовались враги России – Польша, Литва и Швеция. Как магнит притягивать их жадные взоры русская земля.

1601 году по приговору боярского суда Федора Никитича Романова разлучили с женой и детьми и постригли в монахи под именем Филарета. Его жену Ксению Ивановну сослали в Заонежские погосты, постригли в монахини под именем Марфы, предварительно отняв от матери пятилетнего Михаила и трехлетнюю Ксению. Лжедмитрий I освободил семью Филарета, но во времена Тушинского вора, по приказу короля Сигизмунда Филарет был посажен в Мариенбургскую крепость, а инокиня Марфа – заточена в московском Кремле.

Простые бедные люди Московского государства поднимали восстание против своих правителей, за царский престол боролись самозванцы. Страна оказалась беззащитной перед иноземными захватчиками.

Ополчение Минина и Пожарского, пройдя от Костромы к Ярославлю и простояв в этом городе 4 месяца, в августе 1612 года приближается к занятой поляками Москве. 27 октября ополчение князя Пожарского вошло в Москву, очистило кремль от поляков и освободило узников.

28 октября 1612 года Михаил Федорович и его мать Марфа Иоанновна бежали из Кремля в Кострому, а оттуда – в свою вотчину, село Домнино, за 65-70 верст от Костромы. Там мать оставила сына и отправилась в Кострому, где в старом доме был осадный двор Романовых.

21 февраля/5 марта 1613 года Великий Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова.

2 марта 1613 года московское посольство со священными иконами двинулось в Кострому.

Иван Осипович Сусанин – крепостной крестьянин Костромского уезда с. Домнина, принадлежащего Романовым. Родом Иван Сусанин был из близлежащей деревни Деревнище (позднее – д.Деревенька). Но сам Иван жил в Домнино, где являлся старостой. В Деревнище жила его дочь Антонида, выданная замуж за крестьянина Богдана Сабинина.

8/20 марта 1613 года поляки, направили в Домнино отряд с целью захватить Михаила Романова. Верные люди донесли Ивану Сусанину о приближении врага. Он спрятал Михаила в ямнике сгоревшего овина.

Кто-то не выдержал, сказал, что Михаил Романов в Домнине.

Что произошло с Романовыми после 20 марта 1613 года? Как и надеялся Иван Сусанин, Михаилу удалось укрыться в Ипатьевском монастыре. 15/ 27 марта, сюда прибыло из Москвы торжественное посольство от Земского собора и объявило Михаилу Федоровичу волю народа о призвании его на русский престол.

11 июля 1613 г., в день, когда юному государю исполнилось 17 лет, совершилось его венчание на царство.

Место гибели Ивана Сусанина традиционно вызывает расхождение историков. Существует три версии гибели Ивана Сусанина

Версия II. Существует также предположение, что драма произошла на Исуповском (Чистом) болоте. Чистое болото – это довольно-таки голое, покрытое редкой березовой порослью место. В котором, на первый взгляд, трудно заблудиться, хотя, наверное, вполне можно увязнуть. Если Сусанин водил поляков по болоту, то встает много вопросов: после гибели Сусанина на болоте, все поляки погибли? Если все поляки погибли, то кто рассказал о случившемся? Ни в одном из известных нам документов того времени о гибели поляков не говорится ни слова. Возможно, не на болоте погиб Иван Сусанин.

В некрополе с.Исупово было исследовано археологами более 250 останков, но только 4 скелета имели повреждения. И только на одном были найдены следы травм, приведших к смерти. Он был вторичного захоронения и значился под номером 13А. Особенный интерес вызвали три колотых и рубленых повреждения. По одному из них можно судить, что оно было нанесено боевым оружием.

Гордые потомки Ивана Сусанина

Сусанины Великой Отечественной войны 1941- 1945гг.

Известно, что поступки героев воодушевляют. Так, в годы Великой Отечественной войны более ста советских людей совершили подвиг, подобный тому, которым прославился костромской крестьянин Иван Сусанин.

Первым в этом ряду стоит имя Матвея Кузьмича Кузьмина. 26 августа 1941 года гитлеровцы на танках, автомашинах и мотоциклах ворвались в деревню Куракина, расположенную близ Великих лук. В доме Матвея Кузьмина поселился комендант, выгнав хозяев дома в сарай. 14 февраля 1942 года фашисты потребовали, чтобы Матвей Кузьмич провел их отряд в тыл советских войск в деревню Першино. Кузьмин шепнул сыну Василию, чтобы тот пробрался к своим и предупредил, что утром у их позиции будет вражеский отряд. До Першина по прямой дороге было меньше часа ходьбы. Но Матвей Кузьмич избрал другой путь: он круто повернул в сторону, поэтому маршрут многократно удлинился. Вел он их ночью и вывел на поляну, где в окопах немцев уже ждали наши солдаты. Матвей Кузьмин сделал несколько шагов вперед – к нашим солдатам. Немцы поняли, что противник умышленно привел их на поляну, - затрещали вражеские автоматы, широко раскинув руки, Кузьмин упал…Свыше 50 солдат потеряли враги, 20 сдались в плен. Бойцы похоронили патриота в деревне Куракино, на берегу маленькой речки. 9 мая 1965 года, в день празднования 20-й годовщины окончания Великой Отечественной войны, Матвею Кузьмичу Кузьмину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик 5-го класса Миша Куприн в мае 1942 г. завёл карателей в болота Брянской области, где они и погибли, предварительно с ним расправившись

Семиклассник Трофим Прушинский завёл фашистский отряд в 50 человек в лабиринт катакомб, водил их по заброшенным штольням, где, он знал точно, не было ни единого партизана. И выходов тоже не было… Наконец, немцам стало ясно, что к партизанам их не приведут, а штольни грозят обвалом. Они потребовали, чтобы Трофим вывел их на поверхность. Он отказался. Разъярённые фашисты закололи его штыками…

В своей работе я упомянул имена героев, повторивших сусанинский подвиг только за годы Великой Отечественной войны. На самом деле этот список можно продолжить:1648 год. Украинский крестьянин Никита Галаган вывел шляхтичей к месту засады казаков. 1701 год. Помор Иван Седунов посадил на мель перед пушками Архангельской крепости корабли шведской эскадры. По указу Петра I ему за это было пожаловано звание "Первого лоцмана". 1812 год. Житель Смоленской губернии Семен Шелаев заморозил в лесу большой отряд армии Наполеона. 1919 год. Житель Алтая Федор Гуляев завел в болото колчаковцев, а сам сумел выбраться живым и невредимым. За это он был удостоен личного приема у Ленина, а вместо ордена ему дали новую почетную фамилию- Гуляев-Сусанин.

Опрос учащихся школы.

В результате работы над этой темой, я хорошо изучил этот период в истории нашей страны. Выяснил, что И. Сусанин не миф, а реальность. Нашел доказательства того, что подвиг И. Сусанина – не единичный случай, и это доказывает. Что среди россиян много патриотов своей страны!

Опросив учащихся нашей школы, я пришел к выводу, что о подвиге И. Сусанина большинство учащихся нашей школы знают!

Мы никогда не узнаем того, что произошло на самом деле то ли в конце 1612 года, то ли в начале 1613 года, примерно в 70 верстах к северу от Костромы в треугольнике, образуемом селами Домнино и Исупово и деревней Деревнище и занимаемом поныне огромным, овеянным преданиями Исуповским (или Чистым) болотом…

Я горжусь, что у России есть такие герои. Русская земля во все времена славилась своими героями, которые бескорыстно отдавали свои жизни во имя своей Родины.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учебный предмет: музыка.

Автор УМК : Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.

Раздел 1. Россия – Родина моя.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за героев России, в трудный час способствовавших единению страны против польских захватчиков.

Развивающие: знакомить учащихся с новыми произведениями музыкального искусства, изобразительного искусства, литературы, скульптуры, сопричастными с праздником День народного единства.

Ход урока. Технологическая карта.

1 Мотивация к учебной деятельности. Орг. Момент

Организация и включение учащихся в учебную деятельность. Музыкальное приветствие.

С добрым утром третий класс! -Здравствуйте, здравствуйте!

С добрым утром третий класс! – Здравствуйте, учитель наш.

Организационный момент. Проверка присутствия учащихся на уроке.

Учитель: Чтобы лучше почувствовать единение друг с другом, давайте дружно проскандируем слова. Я говорю строчку – вы хором повторяете.

Презентация слайд 4.

Вместе целая страна.

Вместе дружная семья,

Чёрных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых

В городах и сёлах.

Над тобою солнце светит, Родина моя,

Ты прекрасней всех на свете, Родина моя.

Сегодня нам понадобится это чувство единения, чтобы понять настроение русских людей 400 лет назад в Смутное время и понять, почему наш урок посвящён празднику День народного единства, отмечающийся 4 ноября.

Готовят рабочее место.

Коммуникативные: решение учебных задач в процессе взаимодействия с одноклассниками и учителем.

2 Актуализация знаний и фиксирование и затруднения в пробном учебном действии

Учитель: Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Учитель. Об истории России, о её горьких и славных страницах мы будем читать стихи и петь, слушать музыку и сами музицировать, знакомиться с героями России, запечатлёнными на портретах и в музыкальных произведениях.

Учитель: А какая она, наша родина Россия?

Учитель. Да ведь вы говорите словами из ранее изученной песни , давайте её исполним.

Учащиеся делают предположения. В результате находят ответ: О Родине, о России.

- У моей России – длинные косички,

-У моей России – светлые реснички,

-У моей России – голубые очи, на меня, Россия, ты похожа очень.

-Для меня Россия – белые берёзы,- Для меня Россия – утренние росы

- Для меня Россия ты всего дороже, до чего на маму ты мою похожа.

Во время припева использование свистулек

Коммуникативные: высказывание своей точки зрения.

Регулятивные: умение четко высказывать свою мысль, умение применить знания на практике, постановка цели на уроке.

3 Постановка учебной задачи

С. 18. Работа с учебником. Прочитайте текст и скажите, на каком материале мы будем изучать эти понятия

умение воспринять источник информации

Изучение исторической обстановки и краткого содержания оперы.

Повторение изученного материала сопровождается презентацией.

Выделение главного: И князья, и граждане, и каждый крестьянин, любящий свою Родину, пытались помочь отечеству в борьбе с польскими захватчиками. Герой этой оперы, костромской крестьянин Иван Сусанин, погибает за Русь. Это его осознанный выбор, достойный подражания. Об этом рассказывают костромские предания. Заслуга композитора Глинки в том, что он впервые на сцену вывел простой народ.

Слушаем следующий фрагмент.

Учащиеся получают представление о времени, изображенном в опере, слушают музыку и размышляют о ней, получают новые знания о музыкальной терминологии.

Личностные: нравственно – этическое оценивание.

5 Первичное закрепление

Музыкальная зарядка для детей. 3 мин.

-каков жанр прослушанной музыки?

-как называется артист, исполняющий свою партию в одиночку?

-каков характер мелодии, что композитор хочет этим сказать?

- почему Сусанин не указал полякам дорогу на Москву?

-Как можно назвать Сусанина, сделавшего свой нелёгкий моральный выбор?

Ученики слушают фрагмент , анализируют, сравнивают, отвечают на вопросы.

Плавная, распевная, как будто русская народная песня. Указывает на величие русской души Сусанина

Он любил Родину и не хотел, чтобы по ней гуляли и правили иноземцы.

Познавательные: умение строить высказывание, анализировать и сравнивать предложенный материал.

6 Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Демонстрация слайдов 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, изображающих русских полководцев-героев, возглавлявших сражения за свободу нашей земли. Задание: Узнать по внешнему виду этих полководцев и составить краткий рассказ из 2-3 предложений об их победах, воспользовавшись краткой энциклопедией или интернетом.

Воспользовавшись любыми средствами информации, ученики в парах выполняют задание.

1 Памятник организаторам ополчения против поляков – гражданину Минину и князю Пожарскому. Создан скульптором

И.П. Мартосом на собранные народом деньги в 1818 году. Расположен на Красной площади.

Регулятивные: планирование работы в паре.

Структурирование знаний, умение строить высказывание.

Коммуникативные: умение управлять поведением партнёра.

7 Включение нового знания в систему знаний и повторение

Просмотр видеофрагмента из финала оперы – хоровая сцена , изображающая ликование народа, который празднует свою победу над врагом.

Учитель: Праздник День народного единства имеет четырёхсотлетнюю историю, но праздновать его мы стали лишь с 2005 года. История России учит нас: порознь, поодиночке не сделаешь того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, - уж дом готов! Соединяет людей дружба. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда едина. Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства.

Давайте возьмёмся за руки и вместе произнесём речёвку:

Главное – с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Чтоб привольно, мирно жит.

Учитесь Родину любить.

А) изучение слов

Б) прохлопывание ритмического рисунка мелодии

В) вокализация слов в заданном ритме

Г) изучение мелодии хора

Д) исполнение песни под аккомпанемент учителя на фортепиано

Учащиеся звонят в колокол, изображая звон благовест- призыв на службу по поводу праздника.

Слушают и высказывают свой вывод.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Нравственно этическое оценивание.

8 Рефлексия учебной деятельности на уроке

Учитель: Прошу поднять карточки красным цветом тех, кто узнал новое, но не всё запомнил.

Прошу поднять карточки зелёным цветом тех, кто всё запомнил и правильно отвечал на вопросы.

Молодцы. Домашнее задание: читать с. 18 – 21, отвечать на вопросы на стр. 21. Узнать, повторялся ли подвиг Ивана Сусанина в годы Великой отечественной войны.

Поднимают карточки , большинство зелёного цвета.

Записывают домашнее задание.

Список литературы.

4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику « Музыка 3 класс

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2012г.

5. Фонохрестоматия музыкального материала « Музыка 4 класс

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Просвещение 2012г

6.Введение Федеральных государственных образовательных стандартов Основного общего и среднего общего образования. Методические рекомендации.

Опера М.И. Глинки (1804-1857) "Иван Сусанин" ("Жизнь за царя") вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа. В ней раскрывается величие души Ивана Сусанина - гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью. Эти человеческие качества и сегодня значимы для каждого из нас.Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.

Опера состоит из четырех действий и эпилога.

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.

1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах,

эпилог — в Москве на Красной площади.

Зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд ищет дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел недругов в болото, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин оказался подвергнут смертельным пыткам, но места убежища царя не выдал.

В интродукции (вступление к опере) звучит хор "Родина моя" , в котором воплощена непреклонная воля русского народа к победе.

1-й акт: На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Каватина Антониды полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: "Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи".

Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собинин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

2-й акт: Здесь раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу. Бал в старинном польском замке короля Сигизмунда III . Здесь беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта.

Читайте также: