Китай в эпоху раннего нового времени сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Удобный путеводитель по главным этапам истории страны, которая добивается экономического и политического успеха.

Отдельные знания о Китае с трудом встраиваются в единое целое. Вроде бы там у власти коммунисты, но строят они почему-то капитализм. Вроде бы это древняя империя с кучей достижений, но 20-й век она встретила абсолютно отсталой страной. Вроде бы ещё несколько поколений назад там миллионами умирали от голода, но сейчас Китай — вторая экономика мира и, возможно, будущий лидер.

За парадоксами истории этой страны может быть непросто понять, как она шла к гегемонии в масштабе планеты. Но для самих китайцев такая постановка вопроса бессмысленна: их предки всегда считали, что именно их страна — вечный центр мироздания.

Китайская цивилизация — древнейшая из существующих на планете. Память о её современниках сохранилась только в музеях

Классическая концепция гласит, что как государство Китай появился около пяти тысяч лет назад. Якобы здесь правили три властителя и пять императоров, легендарные полубоги-полугерои. Один из них, Хуан-ди, Жёлтый император, и создал первое китайское государство — Ся. Китайцы до сих пор почитают Хуан-ди как основоположника своей нации и государственности. В 21 веке историки сомневаются, существовала ли Ся на самом деле, так как все свидетельства об этом государстве относятся к более поздним периодам.

Истоки китайской цивилизации действительно уходят к неолитической революции. Первые оседлые культуры в центрально-северной части современной КНР археологи относят к 3-5 тысячелетиям до нашей эры. Древние китайцы одомашнили животных, освоили земледелие, знали ремёсла, плавили металл. Около 1600 года до нашей эры к северу от реки Хуанхэ сложилось первое доподлинно существовавшее китайское государство — царство Шан (Инь).

Шан вело успешные войны, образовав вокруг себя пояс из покорённых этносов. Один из них, чжоу, восприняли культуру и военное дело шаньцев. Около 1050 года до нашей эры они восстали против сюзеренов и захватили власть в царстве. Смена династии Шан на династию Чжоу стала прецедентом для китайской истории, что смена правящей верхушки не означает разрыва исторической преемственности. Лидер победителей, У-ван, позиционировал себя как потомка правителей полумифической Ся — то есть не узурпатора, а восстановителя исторической справедливости.

В эпоху Чжоу возникло одно из ключевых представлений национальной политической культуры. Речь идёт о концепции Небесного мандата. Согласно ей, власть правителям даёт обожествляемое Небо.

Историческая религия в Китае — даосизм. Это учение о безличностном Небе, воле вселенной, которая определяет порядок всего в мире.

Верховные правители — больше чем просто политические лидеры, они — Сыновья Неба. Но высшие силы могут разочаровываться в пресытившихся властью династиях и передавать её более достойным кандидатам. По традиционным китайским представлениям, об утрате Небесного мандата свидетельствовали засухи, наводнения, неурожаи и другие природные бедствия.

Династия Чжоу номинально правила до конца 3 века нашей эры. Но большую часть этого времени Китай оставался конгломератом из дюжины конкурировавших друг с другом княжеств.

Со стороны Китай производит ощущение монолита во всех отношениях. Но диапазон генетических различий между китайцами из разных провинций шире, чем между шведами, ирландцами и итальянцами. Когда-то всё это были разные этносы, жившие в полуизоляции друг от друга.

У социального рейтинга и интернет-цензуры в современном Китае есть исторические провозвестники. Объединивший страну древний правитель сжигал неугодные книги и казнил несогласных философов

Представления о государстве и праве внутри Китая во многом остаются производным от философских дискуссий 4-3 веков до нашей эры. В период раздробленности и междоусобиц образованные люди по-разному представляли, каким должен быть идеальный правитель.

Опосредованно учение конфуцианцев о добродетелях стало основой для пресловутого социального рейтинга в Китае, ведь Небо видит всех и всё, и всегда это учитывает.

Легисты заявляли, что правителю нужно руководствоваться соображениями практической пользы, а не какими-то абстрактными традициями и добродетелями. Большая часть людей, по их убеждению, к политике неспособна и не должна никак не вмешиваться в управление государством.

Эти идеи разделял объединитель Китая Цинь Шихуан-ди. Философ-легист Ли Сы стал серым кардиналом его правления. В империи Цинь воплощались все легистские идеи. Там установили единые для всех регионов налоги, систему мер и весов и сложную иерархию чиновников. Населению навязали множественные повинности, прежде всего — участие в стройке оборонительных сооружений на севере, ставших потом Великой Китайской стеной. Несогласных и потенциальных бунтовщиков показательно карали: несколько сот конфуцианцев сожгли вместе с их книгами.

Цинь Шихуан-ди и Ли Сы сознательно уничтожали любые свидетельства о былой раздробленности Китая. Полагалось, что новые порядки установлены на тысячи лет вперёд, и потомки должны считать единство страны вечным. На деле династия Цинь пресеклась на первом же наследнике своего основателя. Но империя сохранилась под началом новой династии Хань, правившей четыре века.

Китайцы веками считали свою страну центром мира, неуязвимым для любых врагов. Даже захватчики сами становились китайцами

Ещё в начале имперского периода истории у китайцев сложилось представление о своей стране как о Чжунго, Срединной империи, вечном центре всего мироздания. Все остальные страны — это полупериферия или периферия. Первым, вроде вьетнамцев, корейцев или японцев, повезло больше — им географически проще постигать единственно истинную цивилизацию. А вот далёкие народы, вроде арабов или европейцев, обречены на варварское существование.

В 3-8 веках нашей эры такому специфическому мировоззрению поспособствовали многочисленные контакты с кочевыми народами, вторгавшимися в Китай с севера. Напряжённая борьба против разных племён не приводила Срединное государство к окончательным победам. В 220-589 годах под натиском нападавших единая империя распалась на Южные и Северные династии, причём северянами правили как раз потомки кочевников.

Разные завоеватели, от цянов в 3 веке до манчжуров в 1644 году, сталкивались с неразрешимой проблемой. Тактические победы оборачивались их стратегическими поражениями. Чтобы управлять китайцами, они вынужденно принимали язык покорённых, их культуру и образ жизни. В результате более многочисленные ханьцы через два-три поколения обычно ассимилировали побеждавших их дикарей. Даже грозные монголы, подчинив себе Срединное государство в середине 13 века, стали новой китайской династией Юань.

Китай с древности заслужил звание страны-изобретателя, а в средние века китайцы могли покорить весь мир — но предпочли этому изоляцию

Большую часть истории китайская цивилизация доминировала над всеми остальными в мире не в военном отношении, а технологически. Ещё в третьем тысячелетии до нашей эры здесь освоили бронзовую металлургию. Около 200 года до нашей эры китайские мастера научились выплавлять чугун — почти на две тысячи лет раньше европейцев.

Достижения в металлургии сказывались на всех сторонах жизни китайского общества. Металл позволял не только воевать, но и засеивать больше земли, возводить многоэтажные дома, строить для повышения урожайности плотины и каналы, прокидывать мосты.

Дуцзянъянь — ирригационная система в провинции Сычуань, построенная в 3 веке до нашей эры. Фото Цзян Ицзюня (Jiang Yijiong)

Технологический прогресс обеспечивал рост населения и торговлю с разными зарубежными государствами. Главным предметом экспорта традиционно служили шёлковые ткани. Производить их китайцы научились ещё до создания государственности, а около 400 года до нашей эры они освоили цветное ткачество.

Четырьмя великими изобретениями Китая принято называть бумагу, книгопечатание, порох и компас. Но реальный перечень достижений китайской мысли этим не исчерпывается. Не позднее эпохи Сун (960-1279 года), задолго до европейцев, ханьцы уже использовали разные технические устройства, от доменных печей и буровых скважин до водяных часов и рыболовной катушки.

На технологических достижениях Китая основывалось непрерывное производство и торговля внутри страны. Всё это гарантировало, что даже при новой политической нестабильности Китай сможет откатиться к исходному состоянию.

Средневековая Европа едва бы впечатлила китайского путешественника. Тауэр на фоне пекинского Запретного города выглядел просто лачугой, а Лондонский мост рядом с мостом Бао-дай показался бы просто недоразумением. По западным стандартам 14 века Китай представлял очень приятное место: мощёные улицы, никаких нечистот, изящные каналы, активная торговля. Жизнь европейцев шла совсем по-другому.

Кульминацией технологического превосходства Китая в мире стали экспедиции Чжэн Хэ. В 1405-1431 годах этот флотоводец по поручению императора Юнлэ совершил семь путешествий по Тихому и Индийскому океанам, от современной Индонезии до Кении и Саудовской Аравии.

Путешествия Христофора Колумба, Фернана Магеллана и Васко да Гамы изменили мир. Европейцы приступили к колонизации новых континентов и торговле с ранее неизвестными странами. Плавания Чжэн Хэ никаких практических результатов не дали — кроме коллекции экзотических древностей в Пекине и церемониальных признаний азиатскими царьками превосходства над собой китайского императора.

В 1830-х годах Китай столкнулся с экспансией Великобритании и других западных держав. Иностранцы, с их точки зрения, изначально предлагали приемлемые условия — дипломатические отношения и паритетную торговлю. Но ментально застрявшую в 15 веке цинскую верхушку оскорбляла сама постановка вопроса: Сыновьям Неба предлагали уравнять себя с заморскими варварами.

Почему западных пришельцев так мало, но они сильны? Почему нас так много, но мы слабы? Нам нужно заимствовать у них, но только прочные суда и действенное оружие.

Противоречия привели к двум Опиумным войнам (1840-1842 и 1856-1860 годов). Названия им дал формальный casus belli — западная торговля наркотиком в нарушение местных законов. Технологически отстававший за несколько веков изоляции Китай потерпел в обоих конфликтах поражения от британо-франко-американской коалиции. Проигравшим навязали серию унизительных соглашений, они выплатили огромную контрибуцию и экономически стали полуколонией Запада.

Английский военный флот топит китайские джонки в морской битве, 1841 год. Рисунок Эдварда Данкана (Edward Duncan)

Слабостью Китая того времени воспользовался и северный сосед, Российская империя. В 1858 году Санкт-Петербург вынудил Пекин уступить пограничную Внешнюю Манчжурию, современные Амурскую область и Приморский край Российской Федерации.

Поражения в Опиумных войнах не привели к существенным изменениям внутри Китая по типу японской реставрации Мэйдзи. Вплоть до 20 века императрица Цы Си консервировала в стране средневековые порядки. Только в 1911 году династию Цин свергла демократическая Синьхайская революция, получившая название в честь года железной свиньи по восточному календарю.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Китай в эпоху нового времени. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Китай в эпоху нового времени Выполнено учениками 7 класса: Гилевой Веры, Аристовой Марины, Кудреным Антоном

план 1.Карта 2.Термины 3.Дата и события 4. Сословия 5.Религия 6.Хозяиство 7.Живопись 8.Резьба 9.Список литературы

Даты и события С конца 16 века на территорий современного Северо-Восточного Китая усилилось племя маньчжуров , создавший там своё государство . В начале 17 века стали совершать набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племен и Корею. Вслед за тем они начали войну с Китаем. В июне 1644 г. Маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердились династия Цин, правившая до 1911 года. В 1757 году указом цинского императора все порты, кроме Гуанчжоу, были объявлены закрытыми для внешней торговли. Так было положено начало изоляций Китая.

Говорить о Китае, история которого насчитывает несколько тысячелетий можно бесконечно много. Об истории Китая уже написано много интересных книг и статей, проведено большое количество исследований. В этой статье я бы хотел лишь обозначить основные моменты в истории этой удивительной страны.

Итак, согласно вышеупомянутой книге, история Китая распадается на следующие масштабные периоды:

  1. Архаический Китай (с раннего палеолита до возникновения государственности)
  2. Древний Китай (период ранних государств и период ранних империй)
  3. Традиционный Китай (с 3 века до 1912 года)
  4. Современный Китай (с 1912 года)

В историологии Китая эпоха правления пяти совершенномудрых государей древности 皇帝 (Желтого императора), Чжуань-сюя, Гао-синя, Яо и Шунь, продолжавшаяся с конца 27 века д.н.э до начала 23 века д.н.э., а также эпоха династии Ся (нач. 23 века д.н.э. до середины 18 века д.н.э.) считаются сугубо мифическими.

Древний Китай

Точное время возникновения иньского государства до сих пор не определено. Следует, наверное, объяснить само название Шан-Инь. Дело в том, что Шан - это название народа, который основал иньское государство (шанцы). Эти термины (Шан и Инь) часто используются как синонимы. Иньская эпоха обычно подразделяется на два периода: ранняя Инь (17-14 вв. до н.э.) и поздняя Инь. Какое значение имела иньская эпоха?

Во-первых, в этот период происходит зарождение письменности. Именно к этому периоду ученые относят гадательные кости – древнейшие образцы китайских письменных текстов, найденные при раскопках. (подробнее о гадательных костях).

Во-вторых, именно в эту эпоху получает большое развитие земледелие (переход от мотыжного к пашенно-подсечному земледелию с применением сохи).

В-третьих, происходит формирование основ политического устройства – Поздняя Инь представляет собой централизованное государство с иерархической социальной структурой, состоящей из двух сословий – аристократии (возглавляемой правителями) и простых людей.

Исследователи считают, что Иньская династия погибла именно из-за несостоятельности своего правящего режима, который был свернут следующей династией – Чжоу. Существует две точки зрения на происхождение чжоусцев. Одни считают, что чжоусцы были кочевниками, а другие говорят, что задолго до свержения иньской династии, чжоусцы вели оседлый образ жизни и развивались параллельно с иньцами. И те, и другие сходятся в одном: и иньцев, и чжоусцев могут относиться к единой культурной традиции, так как чжоусцы переняли все достижения иньцев, включая даже государственную модель.

Чжоуская эпоха также подразделяется на два периода: Ранняя (Западная) Чжоу (11 в. – 771 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Чжоу, которая, в свою очередь, распадается на период 春秋 – Весен и Осеней (771 – 475 гг. до н.э.) и период Борющихся царств 战国 (475 – 256 гг. до н.э.). Постепенно прослеживается тенденция к децентрализации власти. Если Ранняя Чжоу является периодом расцвета заложенной еще в иньскую эпоху централизованной власти, то уже в период Весен и Осеней удельные владения превращаются в самостоятельные государственные образования. Стоит ли говорить об их чисто номинальной зависимости от центральной власти? И уже в период Борющихся царств произошел распад чжоуской государственности и образовалось несколько суверенных государств. Стоит перечислить наиболее влиятельные из них: Янь, Чжао, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь.

Несмотря на полную раздробленность государства, быстрыми темпами шло развитие сельского хозяйства (использование тяглового скота), развитие ремесел, декоративно-прикладного искусства, происходит освоение новых технологий – выплавки чугуна и стали, использование нефти и природного газа для освещения улиц и отопления жилищ. Также важно отметить дальнейшее развитие письменности и появление книги. Не менее важным является развитие духовной жизни китайского общества – происходит формирование философской мысли и выделение конфуцианства и даосизма.

Период ранних империй

Эпоха Цинь (221 – 206 гг. до н.э.) и Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.)

Ханьскую эпоху принято подразделять на Раннюю (Западную) Хань (206 г. до н.э. – 9 г. до н.э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25 – 220 гг.). Временной промежуток между Ранней Хань и Поздней Хань занимает династия Синь, которая просуществовала всего 17 лет и была свергнута Восточной Хань.

Если говорить о каких-то преобразованиях китайского общества, то стоит в первую очередь отметить развитие чиновничества Ши и, конечно же, первые эпизоды взаимодействия китайцев с другими народами - этнической общностью гуннов (в китайском - сюнну). Взаимодействие заключалось в бесконечных войнах, которые всегда заканчивались подписанием мирных договоров и дипломатических соглашений, а потом опять перерастали в военные конфликты.

Так было до середины 1 века, когда Китаю все-таки удалось сокрушить гуннов. Именно к этому периоду относится становление Великого Шелкового Пути.

Таким образом, Ханьская эпоха стала очень важным этапом в истории развития Китая.

Традиционный Китай

В китайской историологии 3-6 вв. принято называть эпохой шести Династий ( 六朝 )и подразделять на несколько периодов:
- эпоха Троецарствия ( 三国 ), когда Китая поделили между собой три царства: Вэй, Шу, и У.
- Западная Цзинь (265-316 гг.) – непродолжительное объединение страны с восстановлением централизованной власти.
- эпоха Южных и Северных династий - 南北朝 (317-589 гг.) – здесь следует понимать, что северные династии были образованы гуннами и тобийцами, завоевавшими северный Китай и основавшими к концу 4 века государство Северное Вэй (386 – 534 гг.).

Собственно же китайское государство осталось лишь на Юге Китая (к югу от реки Янцзы), отсюда и название Южные династии. Не смотря на возможность объединения китайского народа перед очевидной опасностью дальнейших завоеваний Северного Вэй, на юге Китая за это время сменилось в общей сложности 5 династий.

Вновь объединить Китая удалось при династии Суй (589-618).

Если говорить о культуре и духовной жизни Китая в эпоху Шести династий, то стоит сказать, что именно на это время приходится становление буддизма в Китае и превращение его в одну их трех идеологий или учений – 三教 (вместе с конфуцианством и даосизмом).

Также быстрыми темпами развивается китайская литература (поэтическое творчество), живопись (пейзажная лирика, светская живопись), медицина. Также к этому периоду относится начало употребления китайцами чая в качестве повседневного напитка (для сравнения – в эпоху Хань чай применялся в лечебных целях).

Эпохи Тан и Сун принято называть классическим периодом в истории Китая.

В Танскую эпоху происходит дальнейшее развитие китайской государственности. В 7 веке Китай ведет войны за контроль над Великим Шелковым Путем, а также с корейскими царствами и Вьетнамом. Все эти войны заканчиваются победой Китая. Также Китай расширяет торгово-дипломатические отношения с государствами Центральной и Юго-Восточной Азии, в т.ч. с Японией и с Индией. В результате в Китай проникли новые вероучения (нестерианство, манихейство, ислам) и технологии (ткацкое производство, разведение и обработка хлопка.

Большое развитие в Танскую эпоху получает литература (танская классическая поэзия, танская классическая новелла. Возникает система государственных экзаменов на официальный чиновничий чин (ученую степень) .

В 9 веке происходит постепенная деградация Танской эпохи. В последние годы происходило много восстаний и междоусобных войн. Период с 907 по 960 гг. в Китае принято называть эпохой Пяти династий и десяти царств – это еще один сложный период в истории Китая.

Таким образом, Сунская империя (960-1127 гг.) оказалась в окружении враждебных государств, которые к тому времени образовались в отдаленных районах Китая – киданьское и тангутское царства Ляо (916-1125 гг.) и Си Ся (1032-1227 гг.).

Тангутское царство отрезало Китая от многих торговых путей, включая Великий Шелковый Путь, и из-за этого Китай лишился многих торгово-экономических связей.

Стоит отметить, что несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую обстановку, в культуре и духовной жизни Китая происходит дальнейшее развитие процессов, начавшихся в Танскую эпоху. Происходит развитие живописи (сунская классическая живопись), развиваются города, получает дальнейшее развитие зародившееся в Танскую эпоху театральное искусство в форме уличных представлений. Нельзя не упомянуть об изобретении книгопечатания, которое привело к появлению книжного дела и созданию библиотек.

Эпохи Тан и Сун, безусловно, являются одними из самых важных эпох в истории китайской культуры.

Эпоха Южная Сун (1127-1279 гг.) и Юань (1271-1368 гг.)

До начала 12 века сунской империи удавалось сдерживать угрозу нападения извне. Делалось это не военной силой, а заключением невыгодных мирных договоров и выплатой огромной дани. В 12 веке ситуация изменилась. На северо-западе Китая образовалось государство Цзинь (предки тунгусо-манчжурских народов), которые очень быстро завоевали киданьское и тангусткое царства и вторглись в Китай. Китай вновь стал ограничен рекой Янцзы. Все, что было севернее реки, принадлежало Цзинь. На Юге же образовалась империя Южная Сун. В это же время начинается монгольское завоевание. Правда, в самом начале Китай выступал союзником монголов и передавал им важные знания (например, искусство взятия городов). Но надежды Китая не оправдались – после уничтожения тангутского и чжурчжэньского царств, монголы решили наступать на Китай.

Китайцам ничего не оставалось сделать, как сдаться. Таким образом, с 1271 года началось царствование династии Юань. Первым императором стал внук Чингисхана – хан Хубилай.

Монгольское нашествие нанесло Китаю огромный урон в экономическом плане, центры хозяйственной деятельности были уничтожены, города разрушены. Монголы были слишком малочисленны, чтобы управлять завоеванной ими империей, и фактически, власть центральной администрации ограничивалась столицей (г. Даду на месте Пекина) и прилегающими к ней областями. На других же территориях правили люди, поступившие на службу к монголам – или чужеземцы, или китайцы. Таким образом, монгольские владения не представляли собой целостного государства, и в 1 пол. 14 века по стране прошла серия народных восстаний, которая и свергла монгольскую династию.

Не смотря на то, что от монгольского нашествия, Китай сильно пострадал экономически, духовная и культурная жизнь китайского общества практически не претерпела никаких изменений, а в некоторых областях даже получила дальнейшее развитие (живопись, театральное искусство – юаньская классическая драма).

Эпоха Мин (1368 – 1644)

Минской династии очень быстро удалось восстановить централизованную власть в Китае. Перед династией Мин стояла очень важная задача – восстановить все то, что было поломано монголами. Происходило восстановление разрушенных, строительство новых городов, восстанавливались и заново переиздавались литературные произведения. Но Минскую эпоху никак нельзя назвать периодом расцвета – это период консервации китайского общества, период тяжелого восстановления. В начале 16 века происходит серия китайско-португальских войн, в результате которых к Португалии отходит полуостров Аомынь, на котором была основана первая европейская колония – Макао. В 17 веке происходит серия военных конфликтов с Голландцами, которые захватили в 1624 году южную часть острова Тайвань. Все эти события безусловно отразились на формировании отрицательного отношения к Европе со стороны китайцев. Также в конце 16 века обостряются отношения Китая и Японии. В корейско-японской войне конца 16 века Китай становится союзником Кореи, и они одерживают победу над Японией.

Гибель Минской династии случилось снова из-за серии восстаний, прокатившихся по всей стране. Власть снова была дестабилизирована, чем и воспользовались внешние враги, в этот раз – маньчжуры.

Эпоха Цин (1644 – 1911)

Эпоха Цин – это период маньчжурского правления. Было бы неправильным считать, что произошло маньчжурское нашествие. В это время, как уже было отмечено выше, на территории всей страны происходили восстания, и так как у Минской империи не хватало сил для подавления восстаний на территории страны, было принято решение пригласить маньчжурскую армию на помощь. И маньчжуры, не встречая никакого сопротивления, спокойно дошли до Пекина, параллельно подавляя народные и крестьянские восстания. Это и стало временем начала владычества маньчжурской династии Цин.

Общекультурная ситуация, сложившаяся в Китае с приходом к власти маньчжуров было довольно противоречивой. С одной стороны, маньчжуры всячески унижали китайское население (заставляли носить мужчин косы в знак рабской подчиненности маньчжурам), а с другой стороны, признавали авторитет китайской духовной культуры.

Также стоит отметить, что маньчжуры боролись за свою этническую чистоту, т.е. запрещали браки с китайским населением, придерживались своих культурных обычаев и нравов. В этот период сложно говорить о каком-либо развитии китайской культуры. Скорее можно сказать, что китайская культура вступила в период стагнации, а некоторых областях и упадка.

Так продолжалось вплоть до второй половины 19 века. С середины 19 века по стране прокатились мощные антиправительственные и антиманьчжурские восстания. Самыми значительными были Тайпинское восстание (1850-1863 гг.) и восстание ихэтуаней (1900-1901 гг.). Кроме того, Англия, Германия, Франция (эпизодически Россия и Япония) вели колониальные войны на территории Китая (Первая, Вторая опиумные войны – 1840-42, 1856-60, Франко-китайская война – 1884-1885) и Китайско-японская война (1894-1895).

Китайско-японская война 1894-1895 гг. также ничем хорошим для Китая не закончилась. Остров Тайвань перешел к Японии, а иностранные государства разделили Китай на зоны влияния. Япония получила Южную Маньчжурию и Фуцзянь, Германия – полуостров Шаньдун, Великобритания - бассейн реки Янцзы и провинцию Гуандун, Франция – юго-западный Китай, а Россия – Маньчжурию. В 1898 году, кстати, в Маньчжурии был основан город Харбин.

Китай в 20 веке

В 1908 году умирает императрица Цы Си, фактически правившая Китаем с 1861 года. После нее на престол восходит император Пу И.

В 1912 году Пу И отрекается от престола, а командующий цинской армией Юань Шикай провозглашается временным президентом Китайской республики. Он устанавливает в стране единоличную диктатуру и распускает парламент. Так продолжается до 1916 года (смерть Юань Шикая). Но фактически, до 1949 года, страну все еще мучили различные междоусобные военно-политические конфликты.

В 1919 году происходит движение 4 мая ( 五四运动 ), которое способствовало появлению в Китае пролетариата. В 1921 году была создана Коммунистическая партия Китая ( 中国共产党 ). Начиная с 1924 года, в Китае проходят серии освободительных войн. Среди них Северный поход Национальной революционной армии (1924-1927 гг.), антияпонская война (1937-1945 гг.) и общенародная освободительная война (1945-1949 гг.).

Стоит также отметить, что именно в 1924 году КПК и Национальная партия (Гоминьдан) решают действовать сообща. Правда, союз этот длится недолго, и уже в 1927 года главнокомандующий правительственной армией Чан Кайши начинает гонения на представителей КПК. В 1934 году КПК с боями уходит в северо-западные районы – этот поход получил название Великий Поход. Их противостояние длится вплоть до 1949 года.

В 1930-х годах начинается японская интервенция. В 1932 году в северных и северо-восточных районах Китая было образовано государство Маньчжоу го,. Императором которого стал император Пу И, последний император династии Цин. Это государство полностью подчинялось Японии. В 40-х гг. Япония оккупировала Нанкин. Заканчивается это все только с окончанием антияпонской войны (1937-1945 гг.).
Первого октября 1949 года было провозглашено образование Китайской Народной Республики. Мао Цзэдун торжественно сообщил об этом с трибуны на площади Тяньаньмэнь. Чан Кайши и его сторонники перебираются на остров Тайвань, где продолжает быть Китайская республика.

В Китае начали строить социализм. Ведущую роль в национальной экономике играла общественная собственность на средства производства. Несмотря на то, что социалистические преобразования в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других областях были заметны, они все-таки не имели ожидаемого эффекта.

В 1954 году принимается первая конституция КНР. Мао Цзэдун избирается председателем ЦК КПК.

Следующим важным событием становится 1989 год, когда на площади Тяньаньмэнь проходят студенческая демонстрация, участники которой требуют срочного проведения демократических преобразований в Китае. Демонстрантов разгоняют с помощью бронетехники, в результате чего гибнут более 2000 человек.

В 1997 и 1999 году Гонконг и Макао (Аомэнь) возвращаются в состав КНР Англией и Португалией.

В марте 2003 года на 1-й сессии ВСНП 10-го созыва Ху Цзиньтао был избран Председателем КНР.

- Запрещается использовать аватары и подписи содержащие спам, рекламу, порно, пропаганду нацизма и.т.д

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

Читайте также: