Римский корсаков три чуда сообщение

Обновлено: 08.07.2024

Волшебная музыка открывает сегодня нашу встречу! Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете Н. А. Римский-Корсаков - наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов.

Мы услышим музыку всех трёх чудес, тоже соединённую в один музыкальный рассказ. Это самое большое оркестровое вступление в опере. Огромная красочная картина. Все три чуда - волшебная белочка, 33 богатыря, выходящие из моря, превращение лебедя-птицы в прекрасную царевну - предстают перед нами в полном блеске. Оркестр подробно рисует каждое из чудес. Послушайте её начало:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

Выставляет иллюстрации к сказке, на которых изображены белка, Царе­вна-Лебедь, тридцать три богатыря и море.

Первое чудо В волшебном городе Леденце было три чуда. Первое из них - белка. Помните, как у Пушкина:

Сейчас вы услышите, как музыка рисует волшебную белочку. Её главную партию исполняет флейта.

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.

Музыка белочки очень светлая, прозрачная, хрупкая. В этой музыке композитор рассказал не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поет. Песенка белки - это русская на­родная песня «Во саду ли, в огороде

Прозвучала звонкая песенка волшебной бе­лочки. Помните:

. белочка при всех Золотой грызет орех,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладет,

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

М.р. Вот уж чу­до, так уж чудо!

Хоть бы одним глазком посмотреть.

Под русскую на­родную мелодию

“Во саду ли, в огороде” на ширме появ­ляется белка, напевает высоким звонким го­лоском и пляшет.

М.р. Ай да белка! Ай да затейница! Как называется русская народная пес­ня, которую Н. А. Римский- Корсаков использовал в своей опере для созда­ния образа белки?

Дети. “Во саду ли, в огороде”.

. Какая это музыка по своему характеру? (танцевальная, веселая, грациозная, ласковая, озорная, теплая, светлая, игривая, задорная, бойкая, прыгучая

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Третье чудо

В музыке ясно слышатся напористые, бурные волны и тяжелые, грозные шаги богатырей, выходящих из морской пучины. Но внезапно море успокаивается и появляется сестра богатырей - прекрасная царевна- Лебедь

.За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!

Последнее чудо в этой сказке. Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня. А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Царевна эта необычная, волшебная. Это и че­ловек, и птица, птица лебедь. Лебедь - это удиви­тельно красивая и грациозная птица, и музыка ее тоже грациозная, изящная, сказочная. Музыка звучит плавно, извилисто, песенно, волшебно. Она спокойная, волшебная, ласковая, задумчивая, легкая, светлая, прозрачная, мечтательная.

Педагог и дети рассматривают репродукцию картины М. Врубеля и иллюстрацию В. Конаше­вича.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Но вот, подошло к концу наше увлекательное путешествие. Какое у вас настроение, после прослушанной музыки? А как можно выразить другими средствами свое впечатление о музыки? (С помощью рисунка.)

У меня есть иллюстрации. Кто изображен на них? А что в этих рисунках не хватает? (красок)

Воспитатель. Предлагает пойти в группу и раскрасить рисунок понравившихся героев и выразить свое настроение с помощью красок.

Римский-Корсаков. Три чуда

Волшебная музыка открывает сегодня нашу встречу! Волшебная она потому, что придумана композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым к одной из самых удивительных сказок, которую вы все хорошо знаете. Послушайте её начало:

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.

В опере происходит много разных событий. Вы, наверное, уже догадались из темы урока, мы услышим музыку всех трёх чудес, тоже соединённую в один музыкальный рассказ. Это самое большое оркестровое вступление в опере. Огромная красочная картина. Все три чуда - волшебная белочка, 33 богатыря, выходящие из моря, превращение лебедя-птицы в прекрасную царевну - предстают перед нами в полном блеске. Оркестр подробно рисует каждое из чудес. Знакомые музыкальные темы-образы здесь звучат полнокровно и сочно.

Наверно, вы знаете, как выглядят черные лакированные шкатулки, расписанные художниками Палеха, Холуя. Представьте же себе, что перед вами три таких шкатулки. Форма, размер у всех трёх совершенно одинаковые, разные только картинки на крышках. Свои шкатулки художники расписывают обычно картинками, на которых изображены сцены из разных народных сказок. Краски в этих картинках яркие, так и горят, переливаются.

Первое чудо

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Она ростом невеличка,
Лицом круглоличка.

Второе чудо

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Третье чудо

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!

Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. В оркестре расцветает тема прекрасной царевны. Вольно, широко разливается музыка, как чудесная русская песня.

Домашнее задание:

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 9 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Интерлюдия, mp3;
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Белочка, mp3;
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). 33 богатыря, mp3;
Римский-Корсаков. Три чуда (Сказка о царе Салтане). Лебедь, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнст, 2 фагота, контрафагот (ad libitum), 4 валторны, 2 трубы, три тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокольчики, ксилофон, арфа, челеста, струнные.

История создания

Этим картинкам композитор дал отдельный опус — 57. В партитуре каждой из них предпослан эпиграф из пушкинских стихов. Первую картинку предваряют строки:

В те поры война была:
Царь Салтан с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал — себя
Поберечь, его любя.

Эпиграф второй картинки:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по мору плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица,
И растет ребенок там,
Не по дням, а по часам.

Музыка

Первая картинка начинается звонкой фанфарой трубы и тремоло малого барабана, — призыв к слушанию, по разъяснению Римского-Корсакова, — после чего у деревянных духовых в сопровождении аккордов фаготов и валторн разворачивается марш — воинственный, но с оттенком игрушечности (лейтмотив царя Салтана), создающий впечатление комической важности. Он постепенно разрастается, включаются тромбоны, удары тарелок и треугольника подчеркивают его воинственность. Звучание доходит до мощного tutti, после чего у валторн вступает новая, более распевная тема в скупом сопровождении с четкой ритмической фигурой барабанной дроби. Эта тема также разрастается в постепенном оркестровом крещендо, после чего возвращается первая. В заключении шествие как бы удаляется, истаивая на пианиссимо.

Билибин. Иллюстрация к вступлению к II акту оперы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Римский-Корсаков - 08 Три чуда, Царевна-лебедь (Сказ. о ц. Салтане).mp3

Римский-Корсаков - Сказка о царе Салтане. Три чуда. Белка.mp3

Римский-Корсаков. Три чуда.mp4

Выбранный для просмотра документ Три чуда.pptx

Определим тему урока с помощью следующих подсказок:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Определим тему урока с помощью следующих подсказок:

Определим тему урока с помощью следующих подсказок:

Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поет И.

Знайте, вот что не безделка: Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поет И орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра - чистый изумруд; Вот что чудом-то зовут". Чуду царь Салтан дивится, А комар-то злится, злится - И впился комар как раз Тетке прямо в правый глаз.

В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет н.

В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор. Это диво, так уж диво, Можно молвить справедливо!

Вот идет молва правдива: За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Дн.

Вот идет молва правдива: За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. Молвить можно справедливо. Это диво, так уж диво".

«Ска́зка о царе́ Салта́не, о сы́не его́ сла́вном и могу́чем богатыре́ кня́зе.

Три музыкальные темы соответствуют каждому чуду

Три музыкальные темы соответствуют каждому чуду

Послушайте тему 2-го чуда. Как композитор передаёт в музыке богатырскую посту.

Послушайте тему 2-го чуда. Как композитор передаёт в музыке богатырскую поступь в их теме?

Какие инструменты передают сказочность и плавность образа Царевны Лебедь?

Какие инструменты передают сказочность и плавность образа Царевны Лебедь?

Заполним таблицу: 1. Белка флейта, треугольник 2. Богатыри медно-духовые, уда.

Заполним таблицу: 1. Белка флейта, треугольник 2. Богатыри медно-духовые, ударные 3. Царевна Лебедь арфа, флейта, скрипка Напишитеназвание каждого чуда в порядке его появления в сюите: Перечислите инструменты, которые играют основную тему:

Краткое описание документа:

Данный материал содержит презентацию и аудиофайлы, а также видеоряд для проведения урока музыке в 4-м классе общеобразовательной школы по теме "Три чуда". Публикация послужит вспомогательным материалом для усвоения музыки великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова. Дети очень любят красочный видеоряд с фрагментами из советского мультфильма "Сказка о царе Салтане. ".

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 629 материалов в базе

Материал подходит для УМК

День, полный событий

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.01.2020 5544
  • RAR 39.6 мбайт
  • 1273 скачивания
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Агаева Дарья Руслановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: