Регулярное и нерегулярное сообщение транспорт отличие

Обновлено: 07.07.2024

Под нерегулярными перевозками пассажиров понимаются все остальные виды перевозок пассажиров, не подпадающие под термин "регулярные перевозки".

Российской стороной ежегодно производится обмен разрешениями на осуществление подобного вида пассажирских перевозок с рядом иностранных государств.

В то же время в межправительственных соглашениях предусмотрены случаи, когда при совершении нерегулярной пассажирской перевозки разрешения не требуется.

Как правило, разрешений не требуется на выполнение нерегулярных перевозок пассажиров автобусами в случаях, когда группа пассажиров одного и того же состава перевозится на одном и том же автобусе в продолжение всей поездки:

В этих случаях обязательным условием является наличие у водителя списка пассажиров или контрольного документа, содержащего список пассажиров.

Разрешения также не требуется при замене неисправного автобуса другим автобусом.

Перевозчику не разрешается осуществлять перевозки пассажиров между двумя пунктами, расположенными на территории другой договаривающейся стороны.

Перевозчик может осуществлять перевозки пассажиров с территории другой договаривающейся стороны на территорию третьей страны, а также с территории третьей страны на территорию другой договаривающейся стороны, если он получил на это специальное разрешение компетентного органа другой договаривающейся стороны.

Регулярная пассажирская международная автомобильная перевозка

Одной из разновидностей международной автомобильной перевозки является регулярная пассажирская международная автомобильная перевозка, которая определяется в комментируемой статье как перевозка пассажиров автобусом по заранее согласованному маршруту следования с указанием начального пункта перевозки и конечного пункта перевозки, остановочных пунктов движения автобуса и расписания его движения.
(Понятие международной автомобильной перевозки комментировалось выше.)
Основываясь на приведенном определении регулярной пассажирской международной автомобильной перевозки, можно выделить следующие ее признаки:
осуществляется определенной разновидностью транспортных средств - автобусами. Соглашение о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников СНГ, под автобусом понимает транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и багажа, имеющее более 8 мест для сидения, не считая места водителя;
осуществляется в целях перевозки пассажиров (поэтому и называется пассажирской). Понятие "пассажир" комментируемой статьей не определено. В соответствии с пп. "а" п. 3 ст. 1 Конвенции "О международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа", совершенной в Бишкеке 9 октября 1997 г., под пассажиром, участвующим в международных автомобильных перевозках, понимается физическое лицо, которое во исполнение договора перевозки, заключенного от его имени (например, поверенным, действующим от имени пассажира на основании доверенности или закона) или им самим, перевозится за плату или бесплатно перевозчиком;
осуществляется по заранее согласованному маршруту следования с указанием:
начального пункта перевозки;
конечного пункта перевозки;
остановочных пунктов движения автобуса;
расписания движения автобуса.
В связи с названным признаком возникает вопрос: с кем согласовывается указанный маршрут? Перевозчиком с пассажиром? Или наоборот: пассажиром с перевозчиком? Перевозчиком с компетентными контролирующими органами? Контролирующими органами одного государства с аналогичными структурами другого государства, с территории (на территорию) которого осуществляются регулярные пассажирские перевозки в первое (с первого) государство? По всей видимости, верно последнее утверждение. Хотя какие органы можно считать также компетентными в данной связи - также вопрос. Наиболее вероятно, что это Департамент автомобильного транспорта Минтранса России, а также ГИБДД России. В данной связи необходимо также учитывать положение статьи 6 комментируемого Закона, в пункте 1 устанавливающей, что регулярные пассажирские международные автомобильные перевозки осуществляются по территории Российской Федерации и территории иностранного государства по согласованию федерального органа исполнительной власти в области транспорта и соответствующего компетентного органа иностранного государства. Следовательно, в нашей стране таким органом является Департамент автомобильного транспорта в составе Министерства транспорта РФ;
такая перевозка является регулярной. На регулярность рассматриваемой международной автомобильной перевозки указывает то, что она выполняется пассажирским автобусом по заранее установленному расписанию его движения. Следовательно, такое расписание должно носить регулярный характер. Интервалы между перевозками в данном случае значения не имеют. Важно, однако, чтобы они также были заранее установлены и носили конкретизированный характер. Так, это могут быть ежедневные, еженедельные, ежемесячные перевозки, перевозки по определенным дням в неделе, месяце. В том числе, полагаем, сюда можно отнести такие виды пассажирских международных автомобильных перевозок, которые осуществляются с определенной регулярностью в зависимости от сезона: например, с мая по октябрь. В то же время следует считать справедливым отнесение к виду регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок также перевозки туристов, выполняемые между различными государствами, в том числе сезонные. Исключение в данном случае составляет перевозка по заранее согласованному маршруту туристов - индивидуальных заказчиков, поскольку в такой ситуации нельзя вести речь о каком-либо расписании движения автобусов, следовательно, такая перевозка будет отнесена к следующей разновидности международных автомобильных перевозок - нерегулярной пассажирской.
Нужно отметить, что в международно-правовых документах, относящихся к международным автомобильным перевозкам, также встречается понятие, схожее с регулярными пассажирскими перевозками. Так, в частности, Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (Женева, 1 июля 1970 г.), в пункте "i" статьи 1 "Определения" устанавливает такое понятие, как "регулярные линии", - они означают линии, которые обеспечивают перевозку пассажиров через конкретно указанные интервалы движения по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на заранее определенных остановках. Соответственно, к признакам регулярности можно отнести следующие характеристики пассажирской международной автомобильной перевозки:
заранее установленный маршрут движения;
заранее установленные и конкретно указанные интервалы движения;
заранее определенные остановки, на которых производится посадка-высадка пассажиров.
Независимо от того, кто организует перевозку, линии, которые обеспечивают перевозку конкретно указанных категорий пассажиров, исключая других пассажиров, если такие линии эксплуатируются в соответствии с условиями, конкретно указанными в приведенном выше определении, согласно указанному Соглашению, считаются регулярными линиями. Такие линии, в частности, те, которые обеспечивают доставку рабочих к месту работы и обратно или школьников в школу и обратно, называются специальными регулярными линиями.
Кроме этого, указанным Соглашением установлено следующее: в правилах, регулирующих эксплуатацию таких регулярных линий, или в заменяющих их документах, утвержденных компетентными органами и опубликованных перевозчиком до вступления их в силу, конкретно указываются условия перевозки и, в частности:
частота движения по линиям;
расписания;
тарифы;
обязательства по перевозке пассажиров.

Нерегулярная пассажирская международная автомобильная перевозка

Нередко организации и физлица заказывают перевозку пассажиров в индивидуальном порядке: по конкретному маршруту в определенное время. Яркий пример — туристические фирмы. Какой договор нужно заключить в таком случае? Что предусмотреть в этом договоре и как его правильно оформить?

Понятие договора фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров

По договору фрахтования перевозчик (фрахтовщик) предоставляет заказчику (фрахтователю) одно или несколько транспортных средств для перевозки пассажиров на один или несколько рейсов. Заказчик в свою очередь оплачивает фрахтование предоставленных транспортных средств .

Существенные условия договора фрахтования

Существенные условия любого договора — предмет и условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. К существенным относят также условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида . Для договора фрахтования такие условия прямо не указаны. Полагаем, анализ определения этого договора позволяет выделить следующие существенные условия :

1) предмет договора: предоставление всей либо части вместимости определенного количества транспортных средств для перевозки пассажиров.

2) транспортные средства: их виды, марки, регистрационные номера.

3) маршрут перевозки, нужное количество рейсов и их периодичность.

4) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Это могут быть дополнительные требования к транспортным средствам, их состоянию, комфортабельности, экологичности, вместимости.

Иные важные условия договора фрахтования

Полагаем, иными важными условиями договора фрахтования являются следующие:

1) стоимость фрахта. Ее согласование позволит сторонам знать, в каком размере должна быть внесена заказчиком и будет получена перевозчиком оплата по договору.

2) порядок и сроки оплаты стоимости фрахта. Включение этих условий в договор поможет сторонам выбрать наиболее оптимальный порядок расчетов и избежать разногласий по этому вопросу.

Примеры формулировок:
«Фрахтователь оплачивает стоимость фрахта в следующем порядке:
— 50% стоимости фрахта — за три календарных дня до начала перевозки;
— оставшиеся 50% — не позднее ______ календарных дней после подписания Сторонами акта приема-передачи услуг.

3) срок подачи транспортного средства. Если такой срок не будет согласован в договоре, заказчик не сможет взыскать с перевозчика неустойку за его нарушение .

4) место подачи транспортного средства. Следует учитывать, что посадка и высадка пассажиров должны проводиться в местах, которые определены для этого местными исполкомами, либо на автовокзалах (автостанциях) *(п. 161 Правил автомобильных перевозок пассажиров).

5) размер ответственности перевозчика за неподачу или несвоевременную подачу транспортного средства. Законная неустойка за это нарушение установлена в виде штрафа в размере 20% стоимости фрахта и может быть увеличена или уменьшена по соглашению сторон .

Пример формулировки:
«За неподачу транспортного средства фрахтовщик уплачивает фрахтователю штраф в размере 30% стоимости фрахта за один рейс неподанного транспортного средства. Указанный штраф уплачивается за каждое неподанное транспортное средство.

6) размер неустойки заказчика за неиспользование или несвоевременное использование поданных транспортных средств. Если размер такой неустойки не оговорить в договоре фрахтования, перевозчик не сможет ее взыскать . Неустойка может быть установлена в виде штрафа либо пени .

Пример формулировки (штраф):
«За неиспользование поданного транспортного средства фрахтователь уплачивает фрахтовщику штраф в размере 20% стоимости фрахта неиспользованного транспортного средства за один рейс. Указанный штраф уплачивается за каждое своевременно поданное и неиспользованное транспортное средство.

Пример формулировки (пеня):
«За несвоевременное использование поданного в срок транспортного средства фрахтователь уплачивает фрахтовщику пеню в размере 5% стоимости фрахта по настоящему договору за каждый час простоя, но не более 30% стоимости фрахта по договору.

Особенности оформления договора фрахтования

Заключение договора фрахтования подтверждается заказом-нарядом. Его нужно оформить до начала выполнения перевозки пассажиров .

Отсутствие заказа-наряда или его неполное заполнение может повлечь привлечение перевозчика к административной ответственности в виде штрафа за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности .

Постановление экономического суда Брестской области
от 18.05.2015 (дело N 94-12Ап/2015).

При международной перевозке пассажиров дополнительно к заказу-наряду перевозчик должен оформить формуляр, который находится у водителя во время поездки .
В этом документе указывают :
— сведения о перевозчике;
— информацию об автобусе и водителях (экипаже);
— маршрут перевозки;
— список пассажиров, который предоставляет заказчик перевозки. Такой список должен быть заверен заказчиком.

Обратите внимание!
Формуляр является документом с определенной степенью защиты и должен быть изготовлен на бумаге зеленого цвета .

Под международными перевозками понимаются перевозки, во время которых транспортное средство пересекает территории двух и более государств. Международные автоперевозки представляют собой специфическую область деятельности автотранспорта, так как они осуществляются на базе международных нормативных актов с учетом национальных законодательств тех государств, по чьим территориям пролегает маршрут.

В основе международных пассажирских автомобильных перевозок лежат многосторонние и двусторонние договоры, заключенные между несколькими или двумя государствами на правительственном уровне.

Под регулярной перевозкой понимается перевозка, которая осуществляется с определенной частотой по обозначенному маршруту, а посадка и высадка пассажиров могут происходить только на заранее определенных местах остановок. Регулярные перевозки выполняются по ранее установленным расписаниям и утвержденным тарифам.

Нерегулярная перевозка – это перевозка с закрытыми дверями, осуществляющаяся одним транспортным средством, перевозящим одну и ту же группу пассажиров на протяжении всей поездки, начинающейся и заканчивающейся в месте отправления или заканчивающейся в месте назначения, если транспортное средство возвращается обратно порожним.

Следует иметь в виду, что помимо регулярных и нерегулярных перевозок выделяют еще так называемые челночные перевозки – повторяющиеся перевозки предварительно сформированных групп пассажиров из пункта отправления в пункт назначения и обратно. Эти перевозки также осуществляются при закрытых дверях. Как правило, во время челночных перевозок автобус едет пустым при первом обратном рейсе, когда он отвез первую группу, и последнем прямом рейсе, цель которого – забрать оставшуюся группу перевезенных пассажиров.

При осуществлении нерегулярных и челночных перевозок на борту транспортного средства должны быть списки пассажиров, заверенные печатью и подписями перевозчика и водителя. Если автобус едет за пассажирами пустым, то список пассажиров может быть составлен в момент их посадки.

Принадлежность международных автомобильных перевозок к тому или иному виду (регулярные, нерегулярные, челночные) определяет необходимость получения разрешений на въезд на территорию одной из договаривающихся сторон или на транзит через третьи страны. В основном разрешения требуются при реализации регулярных и челночных перевозок. Для выполнения нерегулярных перевозок, связанных с обслуживанием организованных групп туристов, такие разрешения в большинстве случаев не требуются. Разрешительная система оговаривается государствами при заключении двусторонних и многосторонних договоров на международные автомобильные перевозки.

При выполнении нерегулярных перевозок разрешение не требуется в случае, если группа пассажиров в одном и том же составе перевозится на одном и том же автобусе в течение всей поездки и при этом:

Разрешение на выполнение нерегулярной перевозки не требуется при замене неисправного автобуса другим автобусом. При выполнении нерегулярных перевозок, как уже отмечалось, водитель автобуса должен иметь список пассажиров, составленный по специальной форме, утвержденной компетентными органами договаривающихся сторон.

Содержание всех перечисленных выше соглашений и конвенций должно учитываться при реализации поездок в зарубежные страны. В России учреждена организация – Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП), которая, являясь членом Международного Союза автомобильного транспорта, оказывает помощь в практических вопросах, связанных с организацией автоперевозок за рубеж. В частности, она издает информационные справочники, где предоставляются сведения по нормативно-правовой базе и практическим условиям выполнения перевозок по территории той или иной страны.

Авторитетными международными организациями, занимающимися вопросами автоперевозок, являются Международный союз автомобильного транспорта, Европейская экономическая комиссия ООН, Европейская комиссия министров транспорта.

Читайте также: