Регулирования межнациональных отношений сообщение

Обновлено: 02.07.2024

Единство различных наций и народностей скрепляется на уровне личности, коллектива и всего гражданского общества. Национальные отношения реализуются в плоскости: целостный мир - государство - классы - нации - граждане. Недооцен­ка в правовом регулировании отдельного звена этой структуры резко снижает его эффективность. Нельзя игнорировать ни граж­данский, ни общечеловеческий, ни национальный фактор. Любое искусственное возвышение статуса одной нации над всеми осталь­ными, навязывание идеи о приоритете права нации над правами других наций, граждан неизбежно приводят к появлению меж­национальной напряженности в обществе, национализма, шови­низма, расизма.

Поэтому в демократическом правовом государстве посягатель­ство на национальное, расовое равноправие, территориальное единство государства, деятельность любых объединений граждан, политических партий, направленная на возбуждение националь­ной или расовой вражды, розни или пренебрежения, применение насилия на национальной почве должны признаваться противо­законными. Юридическое, политическое и экономическое равен­ство наций ведет к гармонизации и партнерству в межнациональ­ных отношениях.

Национальные отношения в условиях федерального государ­ства имеют два основных значения. Во-первых, они выполняют связующую роль одной нации, народности с другими нациями, народностями, составляющими федеративный государственный союз. Во-вторых, национальные отношения - это общественные связи нации, народности с государством. Все это обусловливает появление в процессе правового регулирования межнациональ­ных отношений двух основных тенденций в их развитии: госу­дарственного суверенитета и национального, народного суверени­тета.

Вся история цивилизации наглядно свидетельствует о том, что в периоды значительных общественных катаклизмов происходит активизация национального фактора. Иными словами, объектив­ной основой национальных противоречий служат прежде всего экономические причины. С другой стороны, истоки межнацио­нальных конфликтов коренятся также и в причинах историчес­кого прошлого нации, ее вхождения в конкретное государство. Для одних народов это дело было добровольным, а для других - нет. С подобными обстоятельствами необходимо считаться при формировании правовой политики. Поэтому роль права в решении национальных проблем нельзя ни преувеличивать (учитывая объ­ективные моменты), ни преуменьшать.




Государственный суверенитет составляет источник правового регулирования межнациональных отношений, но он не может быть сведен к суверенитету одной нации. Нельзя делить население государства на правовое большинство и правовое меньшинство, на граждан и неграждан. Это замкнутый круг, верный путь к со­циальной напряженности. С течением веков человечество выра­ботало определенные международно-правовые способы регулиро­вания межнациональных отношений. Они заключаются в следу­ющих правах нации:

- на создание суверенного государства;

- на свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;

- на установление любого другого статуса;

- на свободное распоряжение своими естественными богат­ствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств (Дек­ларация о принципах международного права, касающихся дру­жественных международных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генераль­ной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 1).

Единство различных наций и народностей скрепляется на уровне личности, коллектива и всего гражданского общества. Национальные отношения реализуются в плоскости: целостный мир - государство - классы - нации - граждане. Недооцен­ка в правовом регулировании отдельного звена этой структуры резко снижает его эффективность. Нельзя игнорировать ни граж­данский, ни общечеловеческий, ни национальный фактор. Любое искусственное возвышение статуса одной нации над всеми осталь­ными, навязывание идеи о приоритете права нации над правами других наций, граждан неизбежно приводят к появлению меж­национальной напряженности в обществе, национализма, шови­низма, расизма.

Поэтому в демократическом правовом государстве посягатель­ство на национальное, расовое равноправие, территориальное единство государства, деятельность любых объединений граждан, политических партий, направленная на возбуждение националь­ной или расовой вражды, розни или пренебрежения, применение насилия на национальной почве должны признаваться противо­законными. Юридическое, политическое и экономическое равен­ство наций ведет к гармонизации и партнерству в межнациональ­ных отношениях.

Национальные отношения в условиях федерального государ­ства имеют два основных значения. Во-первых, они выполняют связующую роль одной нации, народности с другими нациями, народностями, составляющими федеративный государственный союз. Во-вторых, национальные отношения - это общественные связи нации, народности с государством. Все это обусловливает появление в процессе правового регулирования межнациональ­ных отношений двух основных тенденций в их развитии: госу­дарственного суверенитета и национального, народного суверени­тета.

Вся история цивилизации наглядно свидетельствует о том, что в периоды значительных общественных катаклизмов происходит активизация национального фактора. Иными словами, объектив­ной основой национальных противоречий служат прежде всего экономические причины. С другой стороны, истоки межнацио­нальных конфликтов коренятся также и в причинах историчес­кого прошлого нации, ее вхождения в конкретное государство. Для одних народов это дело было добровольным, а для других - нет. С подобными обстоятельствами необходимо считаться при формировании правовой политики. Поэтому роль права в решении национальных проблем нельзя ни преувеличивать (учитывая объ­ективные моменты), ни преуменьшать.

Государственный суверенитет составляет источник правового регулирования межнациональных отношений, но он не может быть сведен к суверенитету одной нации. Нельзя делить население государства на правовое большинство и правовое меньшинство, на граждан и неграждан. Это замкнутый круг, верный путь к со­циальной напряженности. С течением веков человечество выра­ботало определенные международно-правовые способы регулиро­вания межнациональных отношений. Они заключаются в следу­ющих правах нации:

- на создание суверенного государства;

- на свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;

- на установление любого другого статуса;

- на свободное распоряжение своими естественными богат­ствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств (Дек­ларация о принципах международного права, касающихся дру­жественных международных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генераль­ной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах, ст. 1).

Дубровин Ю.Д., помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Российская Федерация является многонациональным государством, в котором наряду с русским народом проживают народы более чем 160 национальностей. От их самочувствия зависят в конечном итоге единство и целостность Российского государства. Поэтому одной из основополагающих составляющих внутренней политики государства является политика по созданию условий для свободного национально-культурного развития всех народов Российской Федерации.

Такое положение вытекает из Конституции Российской Федерации, где сказано, что в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области национального развития (п. "е" ст. 71). Первым шагом в этом направлении стало принятие в 1996 г. Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. N 909, определившей систему современных взглядов, принципов и приоритетов в целях всестороннего учета интересов народов России при решении конкретных задач в сфере национальных отношений, координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по реализации российскими народами своих национально-культурных запросов и потребностей. Концепция должна была стать ориентиром для органов государственной власти и местного самоуправления при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений.

Более того, предполагалось, что положения Концепции государственной национальной политики найдут свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и соответствующих актах органов местного самоуправления. В период 1998 - 2004 гг. Государственная Дума приняла ряд законов по регулированию межнациональных отношений - о национально-культурной автономии, о гарантиях прав коренных малочисленных народов и др. Однако системного подхода в создании единого правового механизма в сфере регулирования межнациональных отношений достичь не удалось. Прежде всего потому, что на государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос, не создан необходимый современный правовой механизм, призванный регулировать различные стороны национальных отношений. Мешало этому и отсутствие основополагающего документа: правового акта, в котором бы на язык закона были трансформированы положения Концепции государственной национальной политики.

В Комитете Государственной Думы по делам национальностей уже не первый созыв продолжается работа над таким актом, к которой привлекались многие видные российские ученые - юристы, этнологии, политологи, историки и др. Какие же необходимо, по нашему мнению, отобразить в документе наиболее важные с точки зрения регулирования межнациональных отношений положения. Во-первых, необходимо определить предмет правового регулирования. Под ним должна пониматься совокупность общественных отношений, вытекающая из осуществления гражданами и народами Российской Федерации их конституционного права на свободное национальное развитие, регулятивной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению этих прав, а также по программно-целевому обеспечению реализации государственной национальной политики.

Исходя из предмета правового регулирования, можно определить приоритетные цели и принципы государственной национальной политики. Такая политика должна быть направлена прежде всего на обеспечение единства и целостности многонационального Российского государства, обеспечение общегосударственных интересов и интересов всех народов Российской Федерации, содействие развитию межнациональных отношений, недопущение проявлений экстремизма, национализма, противодействие ксенофобии и дискриминации по национальной принадлежности, формирование единой российской нации. При этом государственная национальная политика должна основываться прежде всего на принципах сохранения исторически сложившегося единства многонационального Российского государства, равенства прав и свобод всех российских народов, формирования у них чувства единой российской общности. Необходимо определить правовую основу государственной национальной политики, которая должна формироваться не только на базе национального законодательства, но и с учетом общепризнанных принципов и норм международного права и международных соглашений, ратифицированных Российской Федерацией. Поскольку в реализации национальной политики должны участвовать федеральные органы власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в проекте необходимо прописать объем полномочий органов власти каждого уровня. При этом необходимо исходить из конституционного принципа разграничения их полномочий, а также чтобы эти полномочия реализовывались с учетом региональных и местных национальных специфик.

Любая государственная политика формируется и реализуется соответствующими органами государственной власти и управления. Одна из негативных черт сегодняшней структуры органов власти, и прежде всего исполнительных, заключается в том, что в них отсутствует самостоятельная вертикаль власти в сфере национальной политики. Между тем, как показывает практика, отсутствие такой вертикали власти отрицательно сказывается на возможности реализации гражданами и народами своего права на национальное развитие, оказание помощи со стороны государства и в конечном итоге на состоянии межнациональных отношений. Таким образом, в проекте необходимо законодательно закрепить воссоздание в системе исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления соответствующих исполнительных органов. Важным свойством результативности национальной политики является активное участие в ней самих субъектов этой политики, то есть граждан и народов. Причем формы такого участия могут быть различны, начиная от реализации своего конституционного права на национальное самоопределение до прямого участия в формировании этой политики через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, например, консультативные советы при этих органах, отделы, уполномоченных и т.п. Кроме того, через участие своих представителей в разработке и реализации программ национально-культурного развития на федеральном, региональном и местном уровнях.

Практика межнационального сосуществования в нашем обществе в последнее время показала, что оно не застраховано от различных эксцессов на межнациональной почве. Поэтому большое значение представляет деятельность органов государственной власти по предупреждению возникновения этноконфликтных ситуаций и создания в этих целях государственной системы мониторинга состояния межнациональных отношений как на федеральном уровне, так и на региональном. Стоило бы отразить в проекте соответствующий правовой механизм такой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в общем механизме реализации государственной национальной политики.

Важную роль в предупреждении возникновения этноконфликтных ситуаций могли бы сыграть ежегодные открытые отчеты (доклады) Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации, которые бы готовил соответствующий орган исполнительной власти федерального уровня, отвечающий за реализацию государственной национальной политики и которые информировали бы органы государственной власти и широкую общественность о состоянии межнациональных отношений в Российской Федерации.

Одним из инструментов реализации национальной политики, указанных в Концепции государственной национальной политики, является программно-целевой подход к удовлетворению национально-культурных запросов всех народов Российской Федерации. Необходимо законодательно закрепить право органов государственной власти и местного самоуправления формировать такие программы с использованием не только бюджетных, но и внебюджетных средств, а также с привлечением к работе над этими программами представителей национальных общественных объединений. При этом основополагающим требованием к программам национально-культурного развития каждого из российских народов должен являться учет органического единства традиций и новаций, бережное отношение к традициям, обычаям и иным ценностям, а также институтам, отражающим особенности культуры каждого народа и общие ценности российской государственности.

В определенной степени законодательное закрепление бюджетного финансирования программ национально-культурного развития российских народов снимает остроту вопроса о финансовой поддержке в вопросе реализации национальной политики. Однако, на наш взгляд, более последовательным решением этого вопроса была бы реализация положения, содержащегося в Концепции государственной национальной политики, предусматривающего, что "для реализации государственной национальной политики и принятия в этих целях федеральных и региональных программ Правительству Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета на очередной год необходимо предусматривать специальную статью расходов". Кстати, такая попытка предпринималась в 1998 г., когда был принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в приложение 3 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации", которым в раздел "Региональное развитие" была включена национальная составляющая, предусматривающая бюджетное финансирование программ и мероприятий по развитию национальных отношений.

Еще один момент, который, как нам кажется, нельзя обойти вниманием. В Концепции государственной национальной политики был отражен тот исторический факт, что состояние межнациональных отношений во многом определялось, определяется и будет определяться самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности и российской нации. Не покушаясь ни в коей мере на конституционное равноправие российских народов, тем не менее идея отражения этого исторического факта в законодательстве кажется вполне плодотворной.

Любое право нуждается в защите, в том числе и право на свободу национального развития. И поскольку новое Российское государство объявило себя демократическим и правовым, то его граждане и народы вправе рассчитывать при реализации своих национально-культурных запросов на защиту не только со стороны национальной правоохранительной системы, но и международно-правовых защитных структур.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Гост

ГОСТ

Государственное регулирование межконфессиональных и этнонациональных отношений – это система методов, мер и мероприятий организационного, правового, финансового и иного характера, направленных на обеспечение гармонизации межконфессиональных и этнонациональных отношений.

Значение государственного регулирования межконфессиональных и этнонациональных отношений

Исторически сложившееся этническое, национальное и религиозное разнообразие населения многих современных государств во взаимосвязи с процессами глобализации, захватившими мировое сообщество, а также с миграционными проблемами актуализирует вопросы гармонизации межконфессиональных и этнонациональных отношений.

Важно подчеркнуть, что процесс гармонизации межконфессиональных и этнонациональных отношений характеризуется масштабностью и сложностью, согласие разных наций, этносов и конфессиональных групп, проживающих на одной территории, требует перманентной поддержки усилиями отдельной личности, общества и государства. Так, социальные, экономические и политические затруднения могут стать причиной возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

Всесторонние усилия, которые прилагают государства для обеспечения прав личности, актуализирует и вопросы возрождения и обеспечения защиты традиций этносов – языка, культуры, искусства и пр. Государству в указанной обстановке крайне важно обеспечить укрепление в обществе, в том числе и посредством усилий в отношении молодежи в образовательной сфере, настроений единства, согласия, уважения к лицам, иной национальной или религиозной принадлежности.

От эффективности регулирования межконфессиональных и этнонациональных отношений в государстве зависит единство народа, политическое согласие, целостность государства, что актуализирует вопросы гармонизации отношений между представителями разных наций, народностей, разной религиозной принадлежности на государственном уровне.

Отсутствие целенаправленной политики государства по проблеме гармонизации межконфессиональных и этнонациональных отношений в современном обществе может привести к социальной напряженности, угрозам народному суверенитету, целостности территории, благосостоянию отдельных этнических и религиозных групп и пр. Так, например, недооценка европейскими политиками опасности обострившихся миграционных проблем привела к тяжелейшим конфликтам с лицами, прибывшими в качестве беженцев из африканских и арабских государств.

Готовые работы на аналогичную тему

Сегодня, когда классическая идеология перестает пользоваться всеобщим признанием, возрождение интереса к собственной религиозной и этнической принадлежности может стать причиной обострения конфликтов на региональном и международном уровнях.

Современная мировая практика предлагает следующие модели Практика национального строительства позволяет выделить три модели, в основу которых положен фактор этничности:

Государственное регулирование межконфессиональных и этнонациональных отношений в РФ

Важность названной проблемы подчеркивается и в отечественном правовом регулировании. Так, в соответствии с утвержденным главой государства стратегическим документом, определяющим направления национальной политики, одной из целей публичного управления на современном этапе развития Российского государства выступает гармонизация этнонациональных отношений, а принципами реализации национальной политики определены следующие положения:

  • обеспечение прав и свобод личности независимо от этнической, национальной или религиозной принадлежности;
  • недопустимость ущемления прав личности исходя этнической, национальной или религиозной принадлежности;
  • недопущение конфликтов на национальной, этнической, религиозной почве.

В качестве приоритетных направлений публичного управления в области обеспечения этнонационального и религиозного согласия, гармонизации межконфессиональных и этнонациональных отношений главой государства названы:


Почти во всех государствах существуют обособленные сообщества, называемые меньшинствами. Критерии, с помощью которых производят их дифференциацию, различны: конфессия, этническая принадлежность, самоопределение и пр. В ходе исторического процесса лица, принадлежащие к меньшинствам, зачастую дискриминировались по этническому, религиозному или языковому признаку и поэтому не полностью обладали правами человека и основными свободами. В XX в. лидерами ряда крупнейших государств было подписано несколько нормативно-правовых актов, гарантировавших меньшинствам возможность сохранения и развития самобытности, родного языка и традиций.

Проводимая на территории Российской Федерации национальная политика имеет свое законодательное обеспечение. Все нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, можно разделить на четыре категории: международные, которые Россия ратифицировала; законы, принятые государственными органами России; региональные и муниципальные законодательные акты.

Кратко рассмотрим сперва международные правовые акты, к которым Российская Федерация присоединилась после 1991 г.

Конвенция СНГ об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, была подписана в Москве 21 октября 1994 г. Конвенция подтверждает положения международных актов в сфере защиты прав меньшинств, так же подтверждая право индивидуально или совместно с членами своей группы беспрепятственно выражать, сохранять и развивать свою этническую, языковую, культурную или религиозную самобытность. Действие конвенции СНГ не распространяется на граждан одного государства СНГ, если они проживают в других государствах, которые по своему этническому происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения.

Данный перечень является далеко не полным списком международных нормативно-правовых актов, защищающих права лиц, принадлежащих к национальным, этническим или иным меньшинствам 1 . Кратко резюмируя, можно отметить, что во всех описанных выше документах провозглашаются одинаковые права и свободы национальных меньшинств, однако, ни в одном из текстов нет ясного соглашения о характерных признаках групп, которых можно причислить к данной категории.

Российские законы и законодательные акты, основываясь на международных, уточняют и дополняют их в контексте российской действительности.

Основы национальной политики в России заложены в Конституции, где говорится о многонациональном народе Российской Федерации [4].

На сегодняшний день в России принят ряд законов, которые регулируют сферу национальных отношений, часть которых кратко рассмотрена ниже.

Законодательное обеспечение жизнедеятельности коренных народов ставит своей целью создание условий для формирования устойчивого развития малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в рамках международных обязательств. В то же время специфические проблемы северных территорий в очень малой степени учитываются в правовой базе Российской Федерации [15]. Разработка новых законопроектов, вносящих те или иные изменения в существующую нормативно-правовую базу, ведется и в наши дни.

В российских нормативных документах, регулирующих сферу межнациональных отношений, зачастую нигде не зафиксировано, за счет каких средств должно проводиться финансирование мероприятий этнокультурного развития народов России, а также кто из представителей региональных органов власти должен обеспечивать это финансирование [18].

Терминологической вариативности сферы межнациональных отношений в России посвящены многочисленные исследования, которые до сих пор не исчерпали тему и дискуссия о выборе понятий продолжается и в наши дни.

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. — Режим доступа: www . russia . edu . ru / information / legal / law / up /909/2051

Мусин Д. А., Василенко Ю. В. Этнокультурная политика в Пермском крае: опыт гармонизации межнациональных отношений // Ars administrandi . — № 1. — 2010. — С. 44–56.

1 Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Международный пакт о гражданских и политических правах.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, акт, государственная национальная политика, меньшинство, национальная политика, Дальний Восток, Декларация ООН, национально-культурная автономия, указ Президента.

Похожие статьи

Нормативно-правовое регулирование государственной.

Российская Федерация, государственная национальная политика, национальная принадлежность, национально-культурная автономия, народ, создание условий, общий принцип организации, родной язык.

Ключевые слова: национальная политика, межнациональный.

Государственная национальная политика включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации.

История развития и формирования национально-культурных.

Национально-культурная автономия (далее — НКА) стала новым явлением в общественно-политической и национальной жизни России и вызвала большой резонанс в обществе.

О некоторых аспектах правового регулирования политики.

Природопользование коренными малочисленными народами РФ

Политика, направленная на систему охотохозяйствования КМНС, отсутствие прямо определенной государственной защиты, а также

Лиманзо А. Г., вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера и Сибири и Дальнего Востока, председатель.

Национальный вопрос. Опыт. Проблемы. Перспективы

Дагестан, государственная национальная политика, Россия, Северный Кавказ, Рамазан Абдулатипов, национальная политика, регион, конфликт, Российская Федерация, главный критерий.

Как может реализовываться право на самоопределение

В Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам (1992), в п. 2 ст. 4 говорится: «государства принимают меры для создания благоприятных условий, позволяющих лицам.

Читайте также: