Экология человека и социальные проблемы сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать как внешнюю среду, так и специфику процессов, протекающих в организме человека, в зависимости от действия факторов внешней среды.
Цель экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в самом человеке как биологическом и одновременно социальном существе, человеческом обществе и среде обита

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………
Экология человека. 1-12
Проблемы человека. 12-19
Методы человека. 20-25
Принципы человека. 26-29
Заключительная часть………………………………………………….…30
Приложение. 31
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

экология.doc

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кафедра «Природопользование и

Выполнил: студент группы БХТ-11

Проверила: Беляева Н. П.

Экология человека. . . . 1-12

Проблемы человека. . . . 12-19

Методы человека. . . . 20-25

Принципы человека. . . . 26-29

Список использованной литературы……………………………………..32

Цель данного реферата:

1.Показать влияние загрязнение на условия жизни человека;

2.Познакомиться с проблемами человека;

3.Сформировать представление о человеке, свойственными ему механизмами согласованного функционирования;

4.Сформировать современные научные представления о сущности жизни человека;

5.Показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека;

6.Показать негативное влияние антропогенного воздействия на природу.

Экология человека возникла и сформировалась как ответ на запросы общества, обеспокоенного состоянием среды своего обитания и качеством своего здоровья. При этом возникла необходимость исследовать как внешнюю среду, так и специфику процессов, протекающих в организме человека, в зависимости от действия факторов внешней среды.

Цель экологии человека – обеспечить общество соответствующей информацией, способствующей оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в самом человеке как биологическом и одновременно социальном существе, человеческом обществе и среде обита

ния человека и общества.

Практическая задача экологии человека – создание на всей территории страны здоровой, экологически чистой, безопасной и социально комфортной среды обитания человека.

Впервые термин экология человека появился в1921 г. в работе американских исследователей Р. Е. Парка и Э. B. Берджеса, которые использовали его в социологических исследованиях.

Экология человека — это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания, проблемы сохранения и укрепления здоровья.

Не утратило актуальности и краткое, но емкое определение экологии человека, данное

в первой половине века.

  • Экология человека — это наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с человеком и с окружающей его средой, то есть, иначе говоря, — условия жизни человека и их влияние на человеческий организм.
  • Исследование биосферы, ее временных и пространственных составляющих, влияние на нее антропогенных факторов не может изучаться в отрыве от человека, человеческих популяций, человечества в целом.

Экология человека изучает антропосистемы различного уровня — от глобального до локального и микролокального. Вся планета Земля с ее воздушной оболочкой и ближним космосом может быть единым объектом изучения экологии человека. Глобальную антропоэкосистему можно рассматривать как антропоэкосферу, представляющую собой многомерное пространство, которое охватывает всю поверхность Земли и состоит из биосферы (в трактовке В. И. Вернадского), с включенными в нее всеми населяющими планету людьми (человеческим обществом), которые, используя природные ресурсы планеты с помощью технических средств, находятся с ней в сложных противоречивых отношениях. Антропоэкосфера состоит из антропоэкосистем более низкого уровня, вплоть до элементарной, в качестве которой может выступать ограниченное пространство с находящейся в его пределах небольшой группой людей. Но наиболее частым объектом антропоэкологических исследований бывают территориальные комплексы различного масштаба.
В рамках экологии человека выделяются такие разделы, как экология города (урбоэкология), техниче скаяэкология, экологическая этика,психологическая экология, этноэкология, палеоэкология, медицинская экология и т. п.

Экологию человека рассматривают как аналог аутэкологии в пределах экологии животных (воздействие на организм и его реакции) и с позиций взаимодействия антропосистемы со средой жизни. Многоаспектно понимание социальной экологии. С точки зрения Н. Ф. Реймерса, разделение этих дисциплин проще всего произвести по дуалистическим качествам самого человека. Когда речь идет об индивиде, репродуктивной группе – это экология человека; когда рассматривается социальный ряд – личность, семья и т. д. — это социальная экология; объединение научных отраслей, изучающих связь личности, семьи и других социальных групп с природой и социальной средой – это есть синэкология человека.

Люди преобразуют природу и оказываются под воздействием не только чисто природной среды, но и той, что создана ими самими дома, на работе, на улице, в своей стране, на всей Земле. Этот огромный комплекс взаимосвязи человека и окружающей среды исследует экология человека - от индивида до народонаселения планеты.

Экология человека (антропоэкология) - комплексная наука (часть экологии социальной), изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся динамичной средой обитания. Важнейшей задачей данной науки является раскрытие закономерностей производственно-экономического целевого освоения и преобразования разнообразных географических ландшафтов под воздействием социальной деятельности человека, а также изучение естественных законов сохранения и развития здоровья людей в ходе такого освоения. Термин "экология человека" введен американскими учеными Р.Парком и В.Бюргессом (1921). В России планомерные исследования в области экологии человека начались в 70-х годах нынешнего столетия, в рамках общей экологии[2].

Научно-технический прогресс, значительно расширивший возможности удовлетворения материальных и культурных потребностей человечества, вызвал небывалую активность техногенного воздействия на природную среду. Глобальных масштабов достигло загрязнение биосферы различными токсикантами, что поставило под угрозу весь земной шар и саму жизнь на планете. В зонах экологического кризиса бывшего СССР (около 16% территории страны) продолжительность жизни на 10 - 15 лет меньше, чем по стране в целом. В районе экологической катастрофы - Приаралье - в 29 раз увеличилось количество больных брюшным тифом, в 7 раз - гепатитом. Нарушение экологического состояния природной среды привело к ежегодному росту (до 15%) общего количества генетически неполноценных детей. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), значительная часть болезней (около 80%) является производной от состояния экологической обстановки в определенных регионах земного шара. Различные заболевания часто связаны с повышенными концентрациями в окружающей среде различных антропогенных загрязнителей. Так, бензол вызывает рак крови, кадмий - рак предстательной железы, мышьяк - рак кожи и печени, асбест - рак легких и др. В Японии широко известны такие заболевания , как минамата (избыток соединений ртути), которое приводит к нервным расстройствам, параличу и нарушению психики, и итай-итай, которое связано с действием на человека загрязненных вод, содержащих в больших количествах кадмий, цинк, свинец, и приводит к инсультам, повышению кровяного давления.

В целом по России за последние два десятилетия смертность возросла на 25%, на 1000 смертных случаев число смертей от болезней органов кровообращения увеличилось с 381 до 552, от злокачественных образований - со 130 до 183. Установлена прямая связь между ухудшением экологической ситуации в некоторых регионах России и снижением условий жизни населения, а также показателей динамики здоровья. Одним из основных направлений в исследовании экологии человека является экология города.

Экология города - это научная дисциплина, изучающая закономерности взаимодействия человека с городской средой.

Во всем мире интенсивно идет процесс урбанизации. Причем к концу нынешнего века в городах будет проживать почти половина населения планеты. В настоящее время в России при общей численности населения около 150 млн человек в городах проживает 109 млн человек (74%). Климат города характеризуется повышенной температурой воздуха (в центре больших городов температура обычно на 3 - 5оС выше, чем на окраинах), меньшими величинами относительной влажности и инсоляции (прямой солнечной радиации), повышенной степенью загрязненности внешней среды. Во многих городах сложилась сложная экологическая обстановка. Так, в атмосфере в значительных количествах, часто превышающих ПДК, содержатся вредные компоненты (пыль, диоксид серы, оксиды азота, бензпирен, тяжелые металлы). В крупных городах наибольшие количества загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу автотранспорт, его выбросы отрицательно воздействуют на здоровье городских жителей. Только в Москве выбросы выхлопных газов автомобилей достигают 850 тыс. т (более 70% от общего количества выбросов).

В крупных промышленных центрах России (Норильск - рекорд по выбросам в стране - 2486 тыс. т/г., Новокузнецк, Магнитогорск, Череповец, Челябинск) преобладают выбросы в атмосферу токсичных веществ (углеводороды, бензпирен, фенолы, тяжелые металлы, радионуклиды) от стационарных источников (нефтехимические, нефтеперерабатывающие, металлургические заводы, предприятия по переработке отработавшего ядерного топлива).

В Иркутске, где предприятия по производству алюминия выбрасывают много вредных веществ в среду, у 100% детей, достигших 10-летнего возраста, рентгенологически определяются пороки опорно-двигательной системы.

В условиях чрезвычайно опасного загрязнения в 50 городах России проживает до 700 тыс. детей. Возникли новые "химические" заболевания: алопеция (облысение) у детей в Черновцах, "желтые дети" в Алтайском крае - у 28% новорожденных обнаружена тяжелая желтуха, а у 72% поражена центральная нервная система. В городах Алтая "желтые дети" появились после уничтожения на полигонах ядерных ракет и пожаров на полиметаллических шахтах. Все это говорит о том, что загрязнение окружающей урбанистической среды является одним из ведущих факторов, определяющих здоровье городского населения.

То, что составляет сущность экологии человека сегодня, является результатом развития оригинальной концепции, которая, как мы увидим позже, действует в рамках новой для нас парадигмы, т. е. новой традиции и, в определенном смысле, нового мышления.

Современная структура предмета экологии человека представлена тремя взаимосвязанными частями:

часть 1 – рассматривает Homo sapiens преимущественно с биологических позиций — условно ее можно назвать биоантропоэкологией — в нем большое внимание уделяется проблемам биологической адаптации, процессам роста, физического развития и старения человека в различных экологических условиях;

часть 2 — социально-демографическая антропоэкология, анализирующая связи социально организованных общностей людей со средой их обитания, изучающая антропоэкосистемы — территориальные системы, в которых формируются основные социально-демографические свойства человеческих общностей: их возрастно-половую структуру, демографическое поведение, качество здоровья, духовный мир, культурные и национальные традиции и проч.;

часть 3 — прикладная антропоэкология, содержащая принципы, методы и технические навыки решения конкретных антропоэкологических проблем и проблемных ситуаций, постоянно возникающих на различных уровнях (от локального до глобального), связанных с экологической политикой, принятием тех или иных хозяйственных решений, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и т. д.

Под экологией человека, как правило, понимают изучение проблем взаимоотношения человека и его семьи с окружающей средой в конкретных условиях существования. Таким образом, вместо абстрактного человека или человечества в целом, в центре рассмотрения – конкретный человек и его семья. Основным принципом экологии человека в данном случае является холистический подход. Холистический в переводе с латинского языка означает целостный, всесторонний, интегративный.

При этом необходимо принять во внимание то обстоятельство, что несмотря на различные трактовки, все, что связано с экологией человека, так или иначе имеет отношение к проблемам здоровья человека в связи с состоянием окружающей среды и влиянием среды на человека. Иными словами, мы имеем дело с проблемой здоровья человека (физического и психического) в контексте среды обитания (в глобальном и локальном понимании).

Экология человека – это как раз та область знаний о человеке, где интересы врачей и экологов наиболее близки. При этом, общаясь с экологами, очевидно, нужно больше внимания уделять медико-биологическим и медико-социальным аспектам учения о человеке, а имея дело с врачами, – прививать им лучшее понимание экологии, ее глобальных и локальных аспектов, роли естественных (географических, метеорологических) и антропогенных факторов.

Все вопросы, с которыми имеет дело экология человека, так или иначе связаны с проблемой восприятия, оценки и отношения к ним со стороны людей. В связи с этим в экологии человека значительное место занимает психосоциальный аспект проблемы. Психологам часто приходится сталкиваться с неадекватным восприятием экологической информации и проблемами психического здоровья, возникающими при этом.

Одним из важнейших факторов при рассмотрении конкретных условий существования человека является социальный. Учитывая его, можно рассмотреть конкретные аспекты экологии человека, непосредственно определяющие условия его существования и представляющие наибольший практический интерес:

1) Здоровье — ключевое понятие экологии человека. Под здоровьем понимают состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье имеет множество аспектов и измерений и оценивается на глобальном (популяционном), групповом и индивидуальном уровне. Здоровье зависит от наследственности, образа жизни и состояния окружающей среды, а также от уровня развития здравоохранения. Особое внимание следует уделить различным факторам окружающей среды, которые влияют на здоровье населения, и они являются предметом дальнейшего обсуждения проблемы.

2) Жилище и микроокружение.

3) Другим важнейшим фактором является питание. Сюда можно отнести и правильный режим питания человека, и характер потребляемых продуктов, и социально-экономический статус семьи, который влияет на выбор продуктов питания. Важным фактором при рассмотрении вопросов, связанных с питанием, является оценка качества продуктов питания, традиционно потребляемых населением определенных территорий и обладающих характерным для этих территорий микроэлементным и витаминным составом. К числу проблемных вопросов можно отнести современные тенденции в питании, связанные с увеличением доли продуктов, готовых к употреблению и все более широким внедрением пищевых добавок, биологически активных компонентов пищи. Все это требует оценки с точки зрения экологии человека.

4) Большое значение традиционно придается такому фактору, как одежда и обувь.

5) Безусловно, важнейшее значение для человека имеет социально-экономическое благополучие. Длительная история существования цивилизации позволяет сделать вывод, что человечество постоянно будет сталкиваться с социальной дифференциацией, но в его силах создать такое общество, в котором всем его членам будет обеспечен определенный уровень жизни, снижение которого было бы недопустимо. Являясь членом общества и выполняя определенные социальные обязанности, человек обеспечивает себе определенный уровень существования, по сути определяющий во многом то, что мы называем экологией человека.

6) Немаловажны в жизни человека контакты с химическими веществами. Здесь, кроме непосредственных контактов с вредными веществами в силу загрязнения воздуха, почвы, воды, нужно учитывать их наличие в пище, лекарствах, косметике и т. п. Помимо невольного влияния химических загрязнителей, человек по своей воле потребляет огромное количество химических соединений. Так, например, реклама лекарственных препаратов и пищевых добавок (парафармацевтиков) влечет за собой их все большее бесконтрольное употребление. Широкое распространение в обществе получили так называемые социальные лекарства: алкоголь, никотин, кофеин, наркотические вещества. Их употребление в ряде случаев влечет развитие химической зависимости, а это уже непосредственно психологическая и медицинская проблема. Роль этих факторов в жизни человека зависит от культуры, национально-этнических особенностей, традиций и также является важным элементом экологии человека.

7) Новейшим аспектом в существовании человека стало развитие информационных технологий. Появление сети Интернет необычайно расширило возможности получения информации. Процентный показатель пользователей Интернет среди населения является прямым индикатором возможности ускоренного образования, получения новейшей технической и научной информации. Этот показатель колеблется от почти полного охвата всего населения в США и некоторых странах Евросоюза до 0,1 % в странах Африки, причем, чем больше усиливаются эти различия (так называемый цифровой разрыв), тем меньше перспектив у отстающих стран выйти на уровень развитых стран.

Согласно современной концепции экологии человека, человек становится главным объектом, а все его окружение как социальное, так и физическое рассматривается как окружающая среда.

Человек в течение всей своей сознательной жизни по собственной воле подвергает себя воздействию ряда химических веществ, среди которых значительная часть — ксенобиотики. Речь идет о лекарственных препаратах (фармакоагентах), применяемых для лечения заболеваний и коррекции состояния организма, а также о некоторых психоактивных веществах.

Последние можно назвать социальными лекарствами. Специфическими особенностями социальных лекарств, благодаря чему их можно объединить в некую общую группу, является их способность влиять на настроение человека, изменять его психическую активность, облегчать общение (вызывать социализацию) или уходить от действительности в мир внутренних грез и переживаний. Эти вещества в силу наличия психоактивных эффектов, влияния на эмоциональную сферу и психологические состояния человека выполняют определенную социальную функцию — снимают часть напряжения в обществе, ограничивают негативное действие стресса, уменьшают степень выраженности тревоги страха, повышают настроение, активность и работоспособность. С другой стороны, все нарастающее их применение, в том числе нелегальное и приносящее вред, создает определенные социальные проблемы (алкоголизм, наркомания, незаконный оборот наркотических веществ).

Появление и внедрение новых лекарств спасло или продлило жизнь многим миллионам людей. Однако широкое распространение лекарств имеет и свои отрицательные стороны. Так, появление антибиотиков повлекло за собой возникновение антибиотикоустойчивых штаммов возбудителей инфекционных заболеваний. Стремление применять в лечении сразу несколько лекарств (в медицине такая практика именуется полипрагмазией) становится причиной неблагоприятных комбинированных эффектов (лекарственная болезнь). Необходимость постоянно использовать лекарственные препараты для лечения некоторых заболеваний влечет за собой лекарственную зависимость. Очень часто попытка решить одну из проблем сохранения здоровья человека оборачивается неожиданным негативным результатом в другой сфере. Например, снижение уровня холестерола в крови сопровождается неожиданными изменениями в поведении человека, в частности усилением суицидального (аутоагрессивного) поведения, – эффект, который практически невозможно было предсказать.

Сейчас в развитых странах в связи с ростом самоубийств все большее применение находят препараты, позволяющие справляться с беспокойством, страхом, депрессией. Таким образом, попытка решить одну проблему породила другую, решение которой также видится в применения лекарств. Фармацевтическая промышленность вновь нужна человечеству, круг замкнулся. Впрочем, справедливости ради следует сказать, что применение холестерол-снижающих препаратов в последнее время сократилось, и стали распространяться рекомендации, согласно которым разумное количество жиров в диете полезно для поддержания хорошего настроения.

Следует помнить, что применение любого лекарства (за редким исключением) сопровождается нежелательными побочными эффектами. Это хорошо известный факт, поэтому разработка и внедрение лекарства всегда является компромиссом между пользой, которая будет получена пациентом, и вредом, который может быть нанесен. Наиболее безопасны те лекарства, у которых широк терапевтический диапазон, т. е. велика разница между терапевтической и токсической дозой.

Есть группа психоактивных соединений, которые часто обозначают как социальные лекарства. Сюда входят некоторые вещества, относящиеся к ведомству пищевой и табачной промышленности (алкоголь, кофе, чай, какао, шоколад, табак), ряд легальных медицинских препаратов, назначаемых врачами (снотворные, транквилизаторы, наркотические аналгетики) и, наконец, ряд нелегальных веществ (наркотические препараты, психостимуляторы, галлюциногены). Особенностью действия всех этих веществ является то, что они способны вызывать у человека зависимость, которая, в общем, рассматривается как химическая зависимость.

На первом месте по объемам потребления стоят кофе и чай, основным действующим началом которых является кофеин, применяемый и в медицине, а также алкоголь, табак и шоколад.

Основным негативным социальным последствием приема алкоголя является развитие алкоголизма. Алкоголизм рассматривается как хроническое заболевание с неблагоприятным прогнозом, связанное с потерей способности контролированно употреблять алкоголь и возникновением таких признаков, как повышенная толерантность к алкоголю, развитие зависимости от алкоголя, феномен отмены (абстиненции), стереотипный паттерн потребления алкоголя, компульсивное (внезапное и непреодолимое) стремление выпить и потребление алкоголя с целью облегчения состояния отмены. В поведенческом и социальном плане алкоголик отличается тем, что у него потребление алкоголя имеет приоритет по сравнению с любыми другими видами активности и деятельности, становится семейной и социальной проблемой.

Согласно последним данным, значительно больший (по сравнению с запретительными мерами) положительный эффект приносит взвешенная политика в сфере регулирования потребления социальных лекарств, особенно с позиций ценностной модели здоровья. Так, в последние десятилетия в большинстве развитых стран активная общественная кампания против курения и потребления алкоголя в сочетании с мерами по повышению социальной привлекательности здорового образа жизни привели к существенному снижению потребления табака, кофеина и алкоголя. Основные стратегии, направленные на ограничение курения, в частности, включают такие меры:

1. Внедрение специальных общественных программ в школах, на предприятиях, в учреждениях медицинского профиля.

2. Запрет на курение в общественных местах и на рабочих местах

3. Запрет на продажу табачных изделий подросткам

4. Полный запрет на рекламу табачных изделий

5. Снижение отчислений по страховке здоровья и жизни для некурящих

6. Дотации и премии организациям и учреждениям, поддерживающим программы борьбы с курением

7. Повышение акцизных сборов на табачные изделия

Можно сказать, что подобная практика отражает качество жизни в этих странах, уровень жизни и приверженность к определенным стандартам, которые приобретают роль социальных норм.

Экология человека включает социальную экологию. Социальная экология — это раздел экологии человека, который рассматривает отношение общества с географической, социальной и культурной средами, т. е. с окружающей человека средой. Социальная экология рассматривает в качестве глобальных следующие проблемы:

· Человек и техническая революция. Создав техносферу – метаэкологическую систему, наложенную на биосферу – человек частично вышел из-под контроля природной среды. В период ускоренного научно-технического прогресса возможности те­хнологической адаптации казались безграничными, однако анализ современной ситуации приводит к менее оптимистическим выводам.

· Природные циклы – непостоянство и глобальное потепление климата.

· Загрязнение. Здоровье зависит не только от загрязнения, но и от способности экосистем поглощать загрязняющие вещества или, наоборот, усиливать их действие. Во многих случаях загрязнение служит лишь пусковым механизмом – триггером, провоцирующим развитие болезни.

· Парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание.

– энергетика угольная и других видов органического топлива действительно поставляет в атмосферу Земли значительное количество углекислого газа, и это – реальность;

· Биологическое разнообразие. Главные функции биологического разнообразия в биосфере – это:

1) поддержание непрерывности живого покрова Земли;

2) обеспечение эффективности биогенных процессов;

3) регулирование динамического равновесия биосферных процессов.

Итак, в экологии человека первостепенное значение имеет здоровая природная среда как естественный фактор обеспечения природного права человека на жизнь (экологически чистые продукты, вода, воздух и др.).

Целью экологии человека как науки является сохранение и, по мере возможности, повышение уровня экологического здоровья человека, т. е. здоровья в контексте состояния окружающей среды.

В эпоху постиндустриального общества перед человечеством в глобальном понимании смысла этого слова все острее стоят социальные проблемы. Среди них можно выделить СПИД наркоманию токсикоманию алкоголизм табакокурение и т.д.

Оглавление

1. Экология человека и социальные проблемы
2. ВЛИЯНИЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА
3. Социальные предпосылки
4. Экологические предпосылки
5. Культурные предпосылки
6. Психологические предпосылки
7. Психофизиологические предпосылки
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Реферат (заказ).docx

Министерство науки и образования РФ

Реферат на тему:

Выполнил студент группы 201г

1. Экология человека и социальные проблемы

2. ВЛИЯНИЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА

3. Социальные предпосылки

4. Экологические предпосылки

5. Культурные предпосылки

6. Психологические предпосылки

7. Психофизиологические предпосылки

Экология человека и социальные проблемы

В эпоху постиндустриального общества перед человечеством в глобальном понимании смысла этого слова все острее стоят социальные проблемы. Среди них можно выделить СПИД наркоманию токсикоманию алкоголизм табакокурение и т.д.

Все эти проблемы основаны на многих факторах являющихся новым порождением глобализации и изменений в обществе. Порождаемые всевозможными лобби они разрушают человеческий социум и несут за собой целый пласт проблематики постиндустриального развития человечества.

Существует множество наук изучающих описываемые явления психология медицина социология сюда же можно отнести и социальную экологию.

Социальная экология - наука об адаптации субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.

Объект социальной экологии: субъективная реальность субъектов разных уровней.

Предмет социальной экологии: адаптация субъектов к процессам в естественных и искусственных средах.

Социальный эколог - специалист решающий задачи оптимизации взаимодействия социокультурных систем и их элементов (субъектов различных уровней включая уровень отдельных людей) с целью их адаптации к процессам в естественных и искусственных средах (природной биологической социальной психологической информационной и др.)

Области социальной экологии:

- Системы управления (государственные и общественные организации):

- руководители и организаторы разных рангов;

- специалисты по социальной работе.

- руководители и организаторы разных рангов;

- преподаватели специальных дисциплин.

- специалисты по системному консультированию;

- специалисты по психологическому консультированию;

- специалисты по масс-медиа;

- специалисты по политическому консультированию.

В этом контексте социальные проблемы изучаются социальной экологией как одни из самых основных.

Тема настоящего реферата посвящена изучению проблематики образования пагубных пристрастий в контексте социальной экологии. Изучаются факторы влияющие на развитие таких социальных проблем как наркомания алкоголизм токсикомания табакокурение.

Изучение вопроса необходимо осуществлять именно в анализе специфических аспектов современного развития общества и выявления механизмов формирования "социальной потерянности".

0. ВЛИЯНИЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ НА ЧЕЛОВЕКА

Во второй половине ХХ века на планете произошло качественное изменение условий жизни человечества как на уровне цивилизации в целом так и на уровне отдельной личности. Во многом это определяется тем что доминирующим типом человеческой цивилизации в развитых странах стала информационная цивилизация. Естественно существенным становится вопрос о влиянии техногенных и информационных процессов на личность.

На мой взгляд опора на устоявшиеся еще в ХIХ веке системы и структуры ценностей ориентированные на узкие прагматические цели не соответствуют уровню достижений НТР начала ХХI века.

Необходимо учитывать все многообразие предпосылок определяющих специфику социальных проблем таких как наркомания алкоголизм токсикомания в наше время.

2. Экономические предпосылки

В современном обществе на передний план выходят информационные процессы наука становится непосредственной производительной силой а экономика приобретает сверхсложный характер. Основой экономики информационной цивилизации стало получение избыточной прибавочной стоимости. Она возникает за счет снижения издержек производства на отдельной группе предприятий на которых время затрачиваемое на производство продукта ниже чем общественно необходимое (среднее) определяющее стоимость (либо выпускается уникальный продукт). Более высокая эффективность производства достигается как правило за счет применения новых технологий а иногда за счет совершенствования методов организации производства но как только научно-технические достижения становятся широко внедренными основной массой производителей избыточная прибавочная стоимость исчезает.

Получение избыточной прибавочной стоимости происходит за счет нестационарного эффекта. Суть дела в том что для получения максимальной прибыли должны постоянно внедряться все новые и новые опережающие технологии. Сам принцип получения максимальной прибыли на основе избыточной прибавочной стоимости постоянно распространяется на все сферы жизни общества. Возникло "общество потребления" в котором создаются все новые предметы потребления и формируются потребности. В постиндустриальном обществе относительно хаотическое состояние экономики классического капитализма сменяется структурами регулируемой экономики. Большое влияние приобретает государственный аппарат распределяющий заказы ведущий политику государственного регулирования. В результате коренного изменения производительных сил в середине ХХ века ведущую роль стали играть новые технологии наука информационное обеспечение в дополнение к существовавшим ранее двум группам производства ("а" - производство средств производства и "б" - производство предметов потребления) возникла третья группа "в" - производство научно-технологической информации и средств информационного обеспечения.

В целом появление постиндустриального общества и внедрение информационных технологий привело к качественному скачку в развитии экономических отношений. Рост прибыли во многом обеспечивался за счет природы и рационализации управления (т.н. "революция менеджеров") а не за счет усиления эксплуатации рабочих (в развитых странах).

Экономическими предпосылками обозначенных социальных проблем являются возникновение нового типа производственных отношений и новой группы производства.

На рынок выбрасывается все больше новых невиданных ранее предложений в т.ч. и из области человеческих удовольствий. Совершенствуется не только модельный ряд предложений (новые сорта новые потребительские свойства) но и новый маркетинг (упаковка реклама в электронных и печатных СМИ) снижаются возрастные стандарты информационного влияния и потребления. Все это сказывается и воздействует на психику неуверенно адаптированных людей. Влечет к употреблению ими антидепрессантов в т.ч. и запрещенных законом.

3. Социальные предпосылки

До определенного момента возможности постиндустриального общества казались неограниченными. Но сверхсложная экономика характеризуется большим количеством взаимосвязей между предприятиями что накладывает ограничения на количество выбираемых обществом возможных путей развития создавая эффект "сужающегося тоннеля". Человек неуспевающий в своем развитии оказывается вытолкнутым на обочину жизни.

В эпоху информационного общества наступающую после этапа индустриального базирующегося на владении средствами производства и после этапа финансового капитализма опирающегося на власть денег наступает этап некоего символического информационного капитализма в котором власть основана и осуществляется путем управления информационными ресурсами и информационными потоками. Средства коммуникации оперирующие трансформирующие дозирующие информацию и управляющие вниманием и как следствие сознанием людей становятся главным инструментом влияния. Для эффективного осуществления властных функций используются самые современные информационные технологии которые превращают людей в объект направленной обработки т.е. потребителей. Сознание такого человека оказывается насквозь структурировано немногими но настойчиво внедряемыми в него утверждениями которые в немалой степени определяют его реакции оценки и поведение. Это существенно нарушает устойчивость структуры общества.

Социальными предпосылками новой "системы образования" являются воспитания человека - потребителя. Молодое поколение не успевает адаптированного к современному обществу адекватно воспринимающего окружающий мир имеющего устойчивое целостное мировоззрение утверждающее общечеловеческие ценности начинает искать выход из кризиса путем отстранения себя от повседневной реальности. Выход ищется в традиционных формах отстранения - наркомании и алкоголизме.

4. Экологические предпосылки

М.В. Рац проанализировав экологическую ситуацию на рубеже тысячелетий пришел к выводу о том что "центр тяжести ситуации… смещается из области физических и химических процессов в сферу человеческой деятельности и мышления. Становится очевидным что "разруха не в клозетах а в головах" (М. Булгаков) а уничтожение природы есть лишь побочный результат плохой организации систем деятельности. …Становится ясно что суть экологической ситуации не в конфликте человека с природой а в конфликте различных систем деятельности".

"Как следует из схемы воспроизводства деятельности и трансляции культуры (по Щедровицкому) социально-производственные ситуации (к числу коих относится и экологическая) суть наряду с прочим результат реализации культурных норм и образцов деятельности живущих и транслирующихся в особом пространстве культуры а потому какие бы мы усилия не применяли для перестройки представленной таким образом экологической ситуации и каких бы успехов мы не достигли - все это заранее обречено на неудачу потому что в следующий раз сработают те же культурные нормы и мы получим новый оттиск ситуации со старых культурных матриц".

"Если поместить эту схему на соответствующее место внутри схемы воспроизводства деятельности и в качестве новой схемы экологической ситуации рассматривать эту последнюю тогда в границы экологической ситуации дополнительно попадут механизмы трансляции и реализации культуры фиксации и использования опыта а также содержание культурных норм и образцов. При таком способе действий оказывается что экологический кризис - это не кризис в системе производства (как это принято считать) а кризис системы воспроизводства или кризис культуры оказавшейся не в состоянии обеспечить воспроизводство нашего мира".

Экологическими предпосылками новой системы образования является понимание того что путь улучшения экологии планеты помимо проведения природоохранных мероприятий лежит также через систему образования и воспитания. Экология будет восстановлена только тогда когда будет реализована система подготовки специалистов по социальной экологии и экологии личности когда в общество будет внедрена программа всестороннего экологического образования.

5. Культурные предпосылки

Как показывает опыт развитых стран высокий уровень социально-экономического развития в настоящее время не предполагает и не создает предпосылок для разрешения сущностного кризиса. Как правило кризис такого рода ведет к нарастанию индивидуальных и социальных проблем воспринимаемых как все большее усложнение цивилизации поскольку скорость возникновения проблем опережает нашу способность к их разрешению.

В связи с тем что отражением сущностных моментов жизни общества является культура то возникает необходимость осознанно формируемого культурного бытия невозможного без выявления причин кризиса и условий необходимого поворота в развитии цивилизации осуществляемого через систему образования как систему воспроизводства культурного фонда цивилизации.

Для современности характерно пренебрежение культурой возникшее в результате прагматизма и иллюзии о полной адекватности естественнонаучной картины мира тому миру в котором существует человек. Однако пренебрежение целым включающим помимо рационального и иррациональное не избавляет от иррационального. Синтез материального и духовного иррационального и рационального в единое целое в рамках человеческого бытия осуществляется в рамках целостной картины мира определяющей целостность культуры. Только в этом случае возможно устойчивое (инвариантное) бытие человека в процессуальном мире.

Гост

ГОСТ

Особенности социальной экологии

Структура социальной экологии

К нынешнему времени в структуре социальной экологии существует три главных направления:

Изучение взаимоотношений общества с его окружающей средой на планетарном уровне. Это глобальная экология. В этой дисциплине также произошел переход от преимущественно климатологических и геологических аспектов к социальным, а также глобальному влиянию антропогенных факторов на природу.

Экология человека. Предметом этой науки является изучение системы взаимоотношений с окружающей средой человека именно как биологического существа. Сюда относятся проблемы целенаправленного управления здоровьем человека, населения, усовершенствование человека как биологического вида, прогностика воздействия на здоровье динамики среды обитания, нормирование в системах жизнеобеспечения и т.д.

Готовые работы на аналогичную тему

Экология человека как одно из направлений социальной экологии

Экология человека является на сегодняшний день наиболее разработанным направлением социальной экологии, во многом потому, что она имеет дело не столько с обществом, как организованной (или неорганизованной) совокупностью людей, сколько с конкретными индивидами. Исторически на заре экологической науки аутэкология также развивалась быстрее синэкологии, что, видимо, отражает интуитивно более легкое понимание исследователями закономерностей, действующих на уровне индивида, чем сообщества.

Экология человека решает наименее дискуссионные и более понятные населению вопросы, чем прочие отрасли социальной экологии. Поэтому в общественном сознании они считаются и более актуальными. Кроме того, именно по этим вопросам возможна не только разработка, но и применение тех или иных рекомендаций.

Если, например, в плане глобального взаимодействия общества и природы рекомендации, предложенные уже десятилетия назад (например, результаты работы римского Клуба) по разным причинам так и не были использованы обществом, то, например, в сфере охраны здоровья, нормирования содержания или выбросов вредных веществ они хотя бы в некоторой степени применяются на практике.

Специфика методологии социальной экологии

Положение социальной экологии на стыке естественных, гуманитарных и технических наук, а также специфика предмета исследования определяет применение в комплексе естественнонаучных методов, методов гуманитарных наук и методологии системных исследований.

Важную роль в этой науке играет методология глобального моделирования. В ее структуре исследуются причинно-следственные связи между социальными и экологическими явлениями, изучается общая структура основных связей между уровнями, осуществляется количественная оценка материала, изучение роли каждого из факторов по отдельности и всей их совокупности в целом, и т.д.

Основная задача социальной экологии состоит в создании теории динамики взаимоотношений человека и природы, научной основы преобразования человеком природной среды.

Читайте также: