Речевое сообщение ставится в перспективу в следующем типе заключения

Обновлено: 07.07.2024

1. Инвенция – это раздел риторического канона, в котором осуществляется … речи.

г) произнесение (исполнение) речи.

2. Элементы риторического канона располагаются в следующей последовательности:

а) инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио;

б) диспозиция, инвенция, элокуция, меморио, акцио;

в) инвенция, диспозиция, элокуция, акцио, меморио;

г) инвенция, элокуция, диспозиция, меморио, акцио.

3. Практические советы по сбору материала даются в разделе риторики:

5. Диспозиция – это раздел риторического канона, в котором происходит … речи.

7. Приемы обращения, обзора главных моментов, использование юмористического замечания характерны для следующих частей ораторского выступления:

в) основная часть;

б) призыв к непосредственным действиям;

в) обоснование собственной точки зрения;

г) убеждение аудитории.

а) обобщение сказанного;

б) указание перспектив;

в) краткое повторение основных проблем;

г) изложение цели выступления.

10. Хронологический, логический способы изложения содержания речи свойственны такой части речи, как:

б) основная часть;

а) к суждению знаменитости;

б) к статистическим данным;

в) к житейскому опыту;

г) к тщеславию публики.

г) к житейскому опыту.

14. Стилистические ресурсы языка изучаются в разделе риторики:

15. Акцио – раздел риторического канона, в котором изучается …. речи:

16. Темой агитационной речи может быть:

а) Финансовый кризис;

б) События культурной жизни города;

в) Почему не растут Ваши цветы;

г) Как добиться успеха?

17. Наилучшим способом выступления признается:

а) запоминание речи наизусть;

б) чтение с листа;

в) выступление с опорой на текст;

18. Апелляция к публике является…аргументом:

19. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемый в разделе акцио:

а) манера держаться;

в) звучание голоса;

1. в 4. б 7. б 10. б 13. б 16. в 19. а

2. а 5. г 8. г 11. б 14. а 17. б

3. г 6. а 9. в 12. в 15. г 18. в

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Таким "элегантным финалом" могла быть шутка, не касающаяся темы, цитата, переводящая разговор в другую плоскость, самохарактеристика, демонстрирующая, например, скромность оратора, образ, по касательной соотнесенной с речью в целом, обрывание речи на полуслове как заранее продуманная акция и т. д., то есть весь спектр ^релевантных по отношению к теме тактик.

Существовало мнение, что чем резче контраст между корпусом речи и финалом, тем глубже впечатление, производимое оратором на публику. Мнение это базировалось на том, что, завершив основную часть, оратор тем самым снимал с себя ответственность за "руководство слушателями" и должен был продемонстрировать, что слушатели отныне остаются один на один с содержанием речи, в то время как автор уже стоит в стороне. (Рецидив этой точки зрения то и дело возникает в современном искусстве, особенно в кино- и театральном искусстве, где время от времени становятся популярными либо "пристегнутые", то есть нарочито отдельные сцены в финале, либо так называемые "открытые" заключительные сцены/создающие у зрителя впечатление незаконченности целого.)

Подобного рода тактика однако не имела слишком много приверженцев: генеральная линия в решении заключения как части композиции всегда предполагала так называемый "целесообразный финал" в противопоставлении "элегантному финалу". Сущность целесообразного финала составляла опять-таки идея релевантности заключения по отношению к теме.

Стало быть, на этапе заключения оратору следовало все еще нести на себе ответственность за слушателей. Более того, он должен был как бы построить мост между основной частью и заключением, не только не оставляя слушателей один на один с содержанием речи, но напротив, помогая им "выйти" из речевой ситуации в нужном оратору направлении ("Дверь - здесь").

Будучи наукой нормативной, риторика и по отношению к заключению выработала некоторые конкретные типы целесообразного, или релевантное финала. Типов таких предлагалось три: в соответствии с ними заключение могло строиться как:

· Суммирующее заключение определялось как подведение итога и формулирование выводов. Это заключение синтетическое.

Данный тип заключения предполагал ретроспективный ход говорящего: ему следовало вернуться к важнейшим пунктам основной части и построить заключение как напоминание о них.

Понятное дело, первоочередных пунктов не могло быть много. С другой стороны, от того, какие пункты были повторены в третий раз, зависели и приоритеты слушателей, которым тоже предстояло выполнить определенную работу: сопоставить первоочередные, с их точки зрения, пункты с пунктами первоочередными, с точки зрения говорящего, и таким образом скорректировать свой "набор" пунктов.

• не следует смешивать факт/оценку факта (то есть объективное/субъективное);

• не следует смешивать существенное/случайное;

• не следует расширять/сужать границ предметной области (то есть дополнять картину новыми сведениями или упускать из виду те из предлагавшихся сведений, которые необходимы);

• не следует слишком сильно варьировать исходные формулировки;

• не следует уходить в сторону,

• не следует вводить новую точку зрения.

• не следует придавать разным частям структуры одинаковое значение;

• не следует упускать внешних средств маркирования частей;

• не следует упускать мотивировок при переходе от одной части к другой.

Как следует из приведенного выше определения, существуют два вида типологизирующих заключений:

· заключение с перспективой,

· заключение с фоном.

Таким образом, типологическое заключение с перспективой задает одно или более направлений гипотетического развития ныне существующего положения вещей ("с одной стороны, посмотрим, что будет, если. ; с другой стороны, посмотрим, что будет, если. ").

При общей характеристике типологизирующих заключений уже отмечалось, что они широко оперируют аналогическими приемами. В данном случае проследить это можно не так отчетливо (аналогии - принадлежность заключений с фоном), поскольку прогноз" вопрос, скорее, вывода, чем аналогии.

Прогнозируя, мы как бы осуществляем процедуру вывода последствий из актуальной ситуации. Нелишне поэтому иметь в виду, что прогноз/показ перспективы подлежит тем же законам, что и обычный логический вывод. Объясняется это тем, что любой прогноз, как правило, включает в себя элемент экстраполяции, которая определяется как заключение по части о другой части целого или обо всем целом. А потому, совершая прежде всего логическую процедуру, мы должны помнить, что на этом пути подстерегает нас самая коварная из групп логических ошибок - группа ошибок, отвечающих за градацию понятий в определении и суждении.

Однако ничто не помешает мне, видимо, рассмотреть микросреду, породившую соответствующее правонарушение, и, в зависимости от того, что это за среда, спрогнозировать рост или падение количества правонарушении в данной среде.

· чем был объект вчера, что представляет собой объект сегодня,

· чем будет объект завтра.

· не следует давать слишком дальнего прогноза (во избежание утраты связи между положениями),

· не следует давать слишком жесткого прогноза (помня о том, что прогноз есть вероятностное суждение).

· не следует утрировать перспектив (во избежание потери доверия слушателей);

· не следует прогнозировать по поводу неосновной темы (во избежание

· увода читателей в сторону от существа дела);

· не следует забывать о программирующем эффекте любого прогноза

(например, пожелание успеха мобилизует силы, в то время как предсказание неудачи лишает сопротивляемости).

Типологизирующее заключение с фоном есть заключение, ставящее объект (предмет, явление, событие) в ряд ему подобных или в оппозицию к ним, Здесь мне прежде всего потребуется искусство аналогического мышления, которое состоит в том, смогу ли я найти действительно приемлемое, а еще лучше - выгодное окружение, по отношению к которому объект "заиграет"

В данном случае тоже совершается экстраполяция, однако не временная, как в случае с прогнозирующими заключениями, а пространственная: объект переносится с одного "места" на другое и погружается в ту или

Нельзя сказать, что логика (то есть процедура определения понятия, с

Правила построения аналогии уже были обсуждены нами в этой главе, поэтому далее задерживаться на данном типе заключения, видимо, не имеет смысла.

· Апеллирующее заключение - в отличие от суммирующего (синтетического) и типологизирующего (аналитического) — представляет собой способ эмоционально покинуть речевую ситуацию.

Если иметь в виду, что под апелляцией понимается обращение (apellatio в переводе с латинского и есть обращение), то заключение этого типа предполагает в соответствии с рекомендациями риторики прямое воззвание к чувствам слушателей. В практике судебных речей это адвокатское заключение типа: "Я признаю, что мой подзащитный виновен, я не могу отрицать этого, но давайте подумаем о том, не найдется ли в наших сердцах немного сочувствия и к нему, уже достаточно сильно наказанному самим собою. Пусть бросит в него камень тот, кто сам без греха!"

Уже из этого примера видно, что из всех обсужденных типов заключения данный тип - самый "неделовой", однако едва ли стоит в этом случае относиться к слову "деловой", как к характеристике качественной. Вне всякого сомнения, прямой рекомендации пользоваться заключениями только и исключительно деловыми мы нигде не найдем. Не найдем мы их, стало быть, и в риторике. Напротив, наука эта, с ее постоянным стремлением к поиску целесообразности, настойчиво призывает использовать преимущества апеллирующего заключения в качестве своего рода "аргумента к человеку" (aigumentum ad hominem), который как раз и определяется как аргумент, апеллирующий к личным свойствам слушателей.

Это необходимо еще и потому, что "призыв к союзничеству" по поводу объекта, о котором не все известно или понятно, - предприятие, по крайней мере, рискованное. Недаром в качестве одного из типичных переходов к апеллирующему заключению в риторике считался переход посредством выражений типа: "Теперь, когда содержание дела вам известно не хуже, чем мне. и др.

Вот пример заключения одной из лекций на эту тему, прослушанных мною в Орхусском университете:

"Организм каждого из присутствующих здесь на 90% состоит, как известно, из воды. Той самой отравленной воды, которая поступает в организм из наших кранов. Есть о чем задуматься".

Апеллирующее заключение, несмотря на кажущуюся его простоту, требует знания довольно длинного списка правил и учета их при обращении к слушателям:

· не следует использовать прямых форм воздействия на аудиторию - самоочевидных способов вербовки (во избежание возникновения у слушателей чувства протеста);

· не следует использовать вертикальную модель речевого взаимодействия, то есть модель "снизу - вверх" (учитель - ученики), годится лишь горизонтальная модель, то есть "собеседник - собеседник";

· не следует подчеркивать дистанции между говорящим и слушателями;

· не следует прибегать к средствам саморекламы;

· не следует "выпрашивать" у слушателей согласия;

· не следует характеризовать аудиторию (например: "Здесь собрались действительно достойные люди");

· не следует противопоставлять одну группу слушателей другой (например: "Те, кто согласны со мной, уже понимают; что. ");

· не следует предвосхищать оценок аудитории (например: "Может быть, кому-нибудь кажется, что я запутался. "),

· не следует принуждать слушателей к ответу на прямо поставленные вопросы.

Есть еще один важный момент, который следует иметь в виду, выбирая один из трех типов заключена, а именно: каждый из них и каждый по-разному соотнесен с избранной ранее речевой тактикой ~ логической, аналогической или паралогической. Отношения между типом заключения и типом речевой тактики весьма сложны и не поддаются четкой систематизации. Здесь можно опять рассчитывать лишь на некоторые ориентиры, задающие вектор в каждой конкретной речевой ситуации.

Остается лишь сказать, что право свободного выбора одного из типов заключения в каждом конкретном случае принадлежит исключительно говорящему: точных рекомендаций, касающихся того, когда и какой из„ типов предпочтителен, от риторики - науки о целесообразности? - ждать не приходится.

В данной главе была, таким образом, представлена тактика речевого поведения, ориентированного прежде всего на логику. За пределами нашего внимания, как об этом предупреждалось, осталась речевая тактика. Она была названа паралогической, предполагающей обратное, негативное использование законов логики. За успешное осуществление паралогической речевой тактики и отвечал следующий раздел риторики " элокуция.

В 13:52 поступил вопрос в раздел Риторика, который вызвал затруднения у обучающегося.

Вопрос вызвавший трудности

После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:


Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.

Евдокимова Любовь Германовна - автор студенческих работ, заработанная сумма за прошлый месяц 84 300 рублей. Её работа началась с того, что она просто откликнулась на эту вакансию

ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!

Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.

Деятельность компании в цифрах:

Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.

Ответы на вопросы - в этот раздел попадают вопросы, которые задают нам посетители нашего сайта. Рубрику ведут эксперты различных научных отраслей.

Полезные статьи - раздел наполняется студенческой информацией, которая может помочь в сдаче экзаменов и сессий, а так же при написании различных учебных работ.

Красивые высказывания - цитаты, афоризмы, статусы для социальных сетей. Мы собрали полный сборник высказываний всех народов мира и отсортировали его по соответствующим рубрикам. Вы можете свободно поделиться любой цитатой с нашего сайта в социальных сетях без предварительного уведомления администрации.

1. Учение о построении высказывания: изобретение, расположение, выражение, произнесение как стадии риторической деятельности.

2. Изобретение предмета и содержания речи, или инвенция, как стадия риторической деятельности.

4. Расположение, или диспозиция, речи; композиция речи и ее части – введение, основная часть, заключение.

5. Введение речи и его элементы.

6. Основная часть речи и ее элементы: изложение, аргументация. Изложение и его методы.

7. Аргументация как часть речи; логические и риторические аргументы.

8. Заключение как часть речи: суммирующее, типологизирующее, апеллирующее заключение. Правила обращения к слушателям.

Практикум

Задание 1. Одна из главных задач оратора – донести до слушателей содержание речи, заинтересовать, заставить себя слушать, даже если предмет речи может показаться кому-то неинтересным, малозначительным, или, наоборот, слишком сложным. Как совместить интересы оратора и публики? Как превратить сложный для данной аудитории предмет речи доступный, простой для понимания, а незначительный предмет речи представить как важный, имеющий значение, может быть, не всегда очевидное и явное?

Для достижения этих целей в риторике выработана процедура смысловой градации: нисходящей градации, когда сложный предмет речи делается доступным для понимания, и восходящей – когда в простом, обыденном предмете речи показываются его свойства и функции, делающие его значительным, возвышенным;

В данных примерах установите тип смысловой градации предмета речи:

а) нисходящая градация

б) восходящая градация

– Какой из путей Вы предпочли бы, опаздывая в кино? – спросил преподаватель.

– Конечно, через пустырь! – ответил класс. – Так гораздо короче!

– А почему короче?

Задание 3. Одним из способов изобретения содержания речи является использование топосов (топов) – речемыслительных моделей, которые являются универсальными формулами речи и мышления, с помощью которых познается и характеризуется какой-либо предмет, явления, человек. Совокупность топосов образует топику; использование топосов в речи является одним из разделов классической риторики – инвенции. Аристотель описывает 28 топов, Цицерон – 18, М.В. Ломоносов – 16. Используя одну из современных классификаций топосов (А.К. Михальская), соотнесите название топоса и его риторический образец:




Задание 5. Введение, или вступление речи – необходимая ее часть; имеющая важные функции; соотнесите в данных примерах функции зачина речи и ее риторический образец

Задание 7. Составьте варианты введения речи и завязки речи, используя предложенные темы и образец выполнения задания.

а. Подача факта как нового. а. Образец: я сам долго в это не верил…; я долго сомневался в этом сам… и т.д.
б. Подача факта как установленного в результате проведенных экспериментов б. Образец: экспериментально установлено…; эксперименты показали, что…
в. Подача факта как установленного психологами. в. Образец: психологами установлено…; психологи доказали, что…
г. Подача факта как установленного американскими или японскими учеными, естественно, если этосоответствует действительности (если сказать, что факт установлен французами, венграми, финнами и др., ожидаемый эффект в русской аудитории достигнут не будет). г. Образец: американские японские врачи подтвердили, что… ученые доказали, что…;
д. Упоминание о том, что факт установлен профессором или академиком. д. Образец: этот факт установлен академиком Лихачевым Д.С.
е. Подача факта как такового, который был давно известен, но вспомнили о нем только сейчас е. Образец: еще в XVI в. использовали этот метод…
ж. Подача факта так, как если бы он не сразу был осознан оратором. ж. Образец: недавно установили…; я только что прочитал, что…
з. Подача факта, ссылаясь на историческую личность. з. Образец: об этом говорил еще Петр I, Иван Грозный, Ярослав Мудрый, Лев Толстой и т.д.

Задание 9. Приведите аргументы к приведенным ниже тезисам, используя приемы усиления аргументов.

Образец. Каждый день надо чистить зубы.

– Каждый день надо чистить зубы. Это знали еще древние – специальные зубочистки, а потом и щетки для чистки зубов уходят в глубь веков. Японские археологи нашли предметы ухода за зубами, датируемые первым тысячелетием до нашей эры.

– Полезно есть лук.

– Жевательная резинка полезна.

– Спать надо не менее 9 часов.

– Надо всем уметь плавать.

– Кошки успокаивают нервы хозяевам.

– Спорт продлевает жизнь.

– Жесты передают информацию так же, как и слова.

– Мед полезен для здоровья.

– Добрые люди дольше живут.

– Чем ближе ты подходишь к человеку, тем легче его убедить.

– Чем меньше принимаешь лекарств, тем здоровее будешь.

– Кто быстро бегает, тот быстро соображает.

Задание 11. Прочитайте концовки выступлений. Определите, какие из них правильные, какие неправильные?

– Все. До свидания.

– А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал…

– Вот и все, что я хотел вам сказать.

– Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени.

– До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательнее слушали. Аудитория у вас невнимательная.

– Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать.

– Итак, сделаем вывод: если каждый будет ответственно относиться к своим обязанностям, у нас в стране будет благополучие и порядок.

– Все, я закончил. Извините, если я говорил слишком долго.

– Итак, будем работать – и у нас все получится.

– Желаю вам всем хорошо провести предстоящие праздники. Всего вам доброго!

– Если есть вопросы, я готов на них ответить.

– Я заканчиваю на этом. Вижу, что вы все уже устали.

Задание 12. Закончите свое выступление обращением к слушателям. Что можно им пожелать или посоветовать, используя данные ниже факты?

– То, что сегодня обсуждалось, пригодится слушателям в работе.

– Сведения из сегодняшнего выступления помогут слушателям улучшить отношения с друзьями, начальством, в семье.

– Скоро наступают праздничные дни.

– Приближается профессиональный праздник слушателей.

– Состоявшееся выступление может поднять настроение в сегодняшнее трудное время.

– Рекомендации, содержавшиеся в выступлении, можно использовать в повседневной жизни.

– Завершается учебный год.

Задание 13. Закончите своей выступление благодарностью за внимание. Обязательно словесно расширьтевыражение благодарности, используя приведенные ниже факты.

1. В каком из древних государств риторика считалась царицей всех наук?

1) Египет, 2) Ассирия, 3) Греция, 4) Вавилон, 5) Китай, 6) Рим.
2. Кого считают основоположником теории риторической науки?

1) Аристотель, 2) Квинтиллиан, 3) Сократ, 4) Платон, 5) Горгий.
3. Назовите имя автора первого русского учебника по риторике

1) И. С. Рижский, 2) М. В. Ломоносов, 3) А. Ф. Мерзляков, 4) М. М. Сперанский.
4. Кому из античных риторов принадлежит мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь?

1) Лисию, 2) Цицерону, 3) Аристотелю, 4) Сократу.

1) Платон, 2) Продик .3) Демосфен. 4) Аристотель .5) Ломоносов
7. Нельзя научиться хорошо думать, не научившись хорошо говорить, - сказал…

Горгий.
8. Наемный писатель речей в древних Афинах назывался…

Архонтом.
9. Прообразом современного высшего образования была…

Школа Исократа.

Средневековые университеты.
10. Гомилетика - наука о …

Христианской проповеди.

Борьбе с софистикой.

Споре.
11. "Серьёзные утверждения оппонента он встречал шуткой, а шутливые рассматривал серьёзно" -

Горгий.
12. Горгий был …

Старшим софистом.

Младшим софистом.
13. Исократ был …

Основателем риторической школы в Риме.

Основателем риторической школы в Афинах.

Младшим софистом.
14. Квинтилиан написал

Три трактата об ораторском искусстве.

12 книг риторических наставлений.

Кратное руководство для любителей красноречия.

О софистических опровержениях.
15. Найдите лишнюю фамилию в перечне ораторов, представляющих академическое красноречие в России

1) Т. Н. Грановский, 2) Д. И. Менделеев, 3) А. В. Луначарский, 4) П. Ф. Лесгафт.
16. К какому роду красноречия относятся выступления А. Ф. Кони, В.Д Спасовича, Ф. Н. Плевако?

развлекательная речь 1) Д. Карнеги, 2) П. Сопер, 3)

информационная речь М. М. Сперанский,

воодушевляющая речь 4) Л. А. Введенская.

призывающая речь
18. Кому принадлежат эти строки: Не дай мне Бог сойти с ума, уж лучше посох и сума?

1) Лермонтов. 2) Державин. 3) Пушкин. 4) Некрасов.
19. Кто автор данного афоризма? Истина всегда торжествует!

1) Сенека. 2) Цицерон. 3) Квинтиллиан. 4) Кони.
20 Метод обучения риторике "за и против" применил первым …

21. "О всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу"

Продик.
Тест 2.

1. К какому роду красноречия относится юбилейная речь?

1) печатное слово: книги, журналы, справочники, словари и др., 2) информационные системы типа Интернет, 3) интуиция, 4) частная переписка.
3. В каком из типов речей излагаются события, развиваются действия, есть сюжет, персонажи, диалоги?

1) описание, 2) повествование, 3) рассуждение.
4. Определите, к какому роду красноречия относятся перечисленные виды (жанры) публичных выступлений: доклад на съезде, парламентское выступление, дебаты, политическое обозрение

1) судебное красноречие, 2) социально-бытовое красноречие, 3) социально-политическое красноречие, 4) духовное красноречие.
6. Найдите ошибку в перечне жанров академического красноречия:

1) приветствие, 2) отчет, 3) благодарственное слово, 4) презентация.
8. Какая из предложенных тем может быть использована в информационной речи?

1) Как устроить домашний уют? 2) Серебряный век русской поэзии. 3) Что случилось с динозавром? 4) Мое отношение к детективной литературе.
10. В каком разделе риторики даются практические советы по сбору материала?

1) типологизирующем, 2) суммирующем, 3) апеллирующем.
12. Назовите избыточный элемент в классификации видов спора

1)дискуссия, 2) дебаты, 3) полемика, 4) диспут, 5) круглый стол.
13. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемого в разделе акцио

14. Назовите избыточный вид в классификации конструктивных споров

1) спор ради спора, 2) спор ради установления истины, 3) спор ради убеждения оппонента, 4) спор для принятия оптимального решения.
15. Назовите избыточный элемент в классификации активных приемов ведения спора

1) деловая переписка, 2) доверенность, 3) рецепт приготовления торта, 4) любовная записка.
21. Определите жанр диалогической речи:

1) проповедь, 2) интервью, 3) лекция, 4) адвокатская речь.
22. Какой функциональный стиль речи охарактеризован в следующем перечне основных черт: сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств, стандартное расположение материала, бесстрастность, наличие клише?

1) научный, 2) публицистический, 3) официально-деловой.
23. Какому типу рассуждения характерна следующая схема:

тезис, гипотеза – развитие тезиса – выводы, предложения

аргументы разных типов

1) дедуктивный тип рассуждения, 2) индуктивный тип рассуждения.
24. Какой тип речи представлен в следующей характеристике: лаконичная, присутствует один тезис, не повторяются уже известные аргументы, присутствует критика позвучавшего уже выступления, но не личность оратора, ясная, динамичная, доступная, произнесена без листа

1) меморио, 2) элокуция, 3) инвенция, 4) акцио.
26. Как называется данная формулировка, применяемая к ораторскому выступлению: вступление и заключение речи (ее композиционное обрамление) по объему суммарно не должны превышать одну треть всего высказывания?

1) правило золотого сечения, 2) правило золотой середины, 3) правило золотого размера.
27. Как называется психологический закон построения речи: начало и конец любой последовательности запоминаются ярче, чем ее середина.

1) закон начала, 2) закон конца, 3) фактор края.
28. Какой части высказывания характерны следующие способы изложения материала: параллельный способ организации материала, хронологический способ организации материала, логический способ организации материала?

1) заключение, 2) основная часть, 3) вступление.

29. Исключите избыточный элемент в списке метафор

1) газета ошибается, 2) молоко берез, 3) мысли текут, 4) подошва горы, 5) совесть грызет.
30. Назовите пример метонимии

1) царь зверей, 2) если бы молодость знала, если бы старость могла, 3) туманный Альбион, 4) все флаги в гости будут к нам.
31. Устраните из списка название риторической фигуры – разновид-

1) эпифора, 2) градация, 3) антитеза, 4) риторический вопрос, 5) оксюморон.
32. Оптимальный темп речи составляет

1) 80-90 слов в минуту, 2) 170-180 слов в минуту, 3) 120-150 слов в минуту, 4) 200-250 слов в минуту.
33. Назовите слово с неправильным ударением.

1) квартал, 2) эксперт, 3) оптовый, 4) километр, 5) избалованный.
34. К какому типу коммуникации предъявляются следующие требования: лаконичность, логичность, отсутствии повторов и длиннот, предельно дружелюбный тон, четкое произношение слов, особенно фамилий и чисел, средний т

Из житейского опыта я убежден, что если вложены в человека добрые инстинктивные качества, то как бы ложная сознательная мысль ни сводила его в сторону, в кривые дорожки, натура возьмет свое и выведет человека на прямую дорогу.

1) аргумент к суждению, 2) аргумент от абсурдного, 3) аргумент из опыта, 4) аргумент к уступке.
36. Какой тип некорректного аргумента использован в следующем фрагменте речи?

И вы называете это законом? Нет, нет! Это никак не закон, и такой документ никогда не станет законом моей страны – порукой тому порядочность людей, к которым я сейчас обращаюсь!

1) аргумент к публике, 2) аргумент к тщеславию, 3) аргумент к жалости, 4) аргумент из народного единодушия.
37. Какая риторическая фигура представлена ниже?

Гомер был слеп, но это был всевидящий слепец

1) антитеза, 2) каламбур, 3) оксюморон, 4) перифраза.

38. Назовите избыточную стадию риторического канона

1) меморио, 2) хрия, 3) акцио, 4) инвенция, 5) диспозиция, 6) элокуция.
39. В каком разделе риторической науки апеллируют к таким категориям, как подбор целесообразных языковых средств, грамматическая правильность, ясность мысли, красота выражения

1) элокуция, 2) меморио, 3) диспозиция.
40. С каким видом тактики речевого воздействия связывают искусство комплимента, намека, шутки?

1) прямые тактики речевого общения 2) косвенные тактики речевого воздействия.
41. К какому типу материалов относятся данные из словарей, справочников, научной литературы?

1) заключение, 2) основная часть, 3) вступление.
44. В каком функционально-смысловом типе речи преобладает перечисление деталей обстановки?

1) рассуждение, 2) описание, 3) повествование.
45. Переход от общего к частному, выведение новой мысли логическим путём из предшествующих.

Верификация. Индукция. Дедукция. Апробация.
46. Передача эмоций оратора слушателям основана на явлении, именуемом в психологии.

Симпатией. Эмпатией. Психопатией. Антипатией.
47. Топика - учение о…

Типах речи. Жанрах. Об общих местах (смысловых конструкциях). Свойствах документа.
48. Какой пункт в повестке дня является обязательным и первоочередным в парламентской процедуре?

Доклад председателя. Утверждение протокола предыдущего собрания. Отчет комиссии. Кадровый вопрос.
49. Спор следует начинать с…

Выявления пункта противоречия. Тезиса и антитезиса. Уяснения терминологии. Выявления аргументов.
50. Стили руководства дискуссией бывают: авторитарный, ………., либеральный

Технократический. Демократический. Административный. Командный.
51. Демонстрация связи тезиса с аргументом называется…

Доказательством. Аргументацией. Экспозицией. Спором.

52. Основные законы формальной логики: тождества, исключенного третьего, …..

Рассуждения. Исключенного четвертого. Противоречия. Антиномии.
53. Основные ошибки в споре: в тезисе, в аргументах, ……………..

В необоснованности тезиса. В ложности аргумента. В отсутствии аргумента.

В связи тезиса и аргумента.
54. Свод правил о композиции текста называется…

Оратория. Поэтика. Расположение. Украшение.
55. Преднамеренное нарушение логических законов в споре называется…

Эристикой. Аргументированием. Софизмом. Отступлением от тезиса.
56. Высказывание для доказательства тезиса называется…

Антитезисом. Аргументом. Положением. Аргументацией.
57. Протокол собрания утверждается…

Председателем. В начале собрания. В конце собрания. В начале следующего собрания.
58. Образцовое рассуждение называется…

Декламация. Хрия. Парафразис. Силлогизм.
59. Элементы зрелища: технические, ……………, риторические.

Ораторские. Исполнительские. Научные. Естественные.
60. Антитеза -…

Спорное утверждение. Противопоставление одного предмета другому. Антитезис. Тезис оппонента.
61. В состав античного тривиума входят: грамматика, риторика, ………………..

Арифметика Музыка. Астрономия. Диалектика (философия).
62. Отступление в речи служит для…

Отдыха оратора Того, чтобы поговорить на другую тему. Того, чтобы оправдать свою позицию. Признать свою ошибку.
63. Главное для ораторского успеха -

Подобрать аргументы. Дать представление о главной идее речи. Поддерживать контакт со слушателями. Правильно говорить.
64. Слова и стиль выбираются прежде всего в соответствии с…

Правилами литературного языка. Предметом речи. Уровнем аудитории.

Читайте также: