Рецепт национального блюда из крупы сообщение 5 класс технология

Обновлено: 07.07.2024

Конспект урока по технологии "Блюда из круп" для 5 класса. На уроке происходит работа с видеороликами из телевизионной программы "Галлилео" Затрагивается, не только блюда из круп, а также поясняется значение в жизни человека употребления бобовых и макаронных изделий.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_blyuda_iz_krup_5_klass.doc 103 КБ

Предварительный просмотр:

учитель технологии Мешкова В.Ю.

УМК под редакцией В.Д.Симоненко (для девочек)

I. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УРОКА

  1. Предметные цели:
  1. Способствовать формированию и развитию умений и навыков при приготовлении блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
  2. Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов при приготовлении блюд из круп, бобовых и макаронных изделий.
  3. Способствовать осознанию основного технологического материала.
  4. Способствовать формированию представления о правильном питании.
  1. Личностные цели:
  1. Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков) при изучении новых терминов и понятий: ядрица, продел.
  2. Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: учить анализировать полученные сведения, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, применять полученные знания на практике.
  3. Способность к самооценке своих интеллектуальных способностей для труда в сфере общественного питания.
  4. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету технологии.
  5. Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся в процессе приготовления пищи.
  1. Метапредметные цели:
  1. Способствовать формированию и развитию трудовых, эстетических, экономических качеств личности.
  2. Способствовать воспитанию правильного отношения к здоровому образу жизни.
  3. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
  1. Профориентационные цели:
  1. Обобщить у учащихся знания и сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере: предприятия общественного питания.
  2. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:
  1. кабинет технологии;
  2. мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации;
  3. материалы: продукты.
  1. Дидактическое обеспечение:
  1. рабочая тетрадь
  2. Дополнительная литература

Вид урока: комбинированный.

  • по типу познавательной деятельности : объяснительно-иллюстративный, репродуктивный;
  • по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):
  • а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности : словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.), репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
  • б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности : методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
  • в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности : методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальные, групповые, индивидуальные.

  • Предметные: сформировать правильное представление о здоровом питании.
  • Метапредметные : понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; применять уже полученные знания при изучении нового материала, уметь самостоятельно работать с источниками знаний, уметь находить ответ на вопрос в тексте; уметь сравнивать; наблюдать; делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
  • Личностные : уметь сотрудничать, понимать и осознавать важность изучаемой темы.

Проверка домашнего задания.

Представление отзывов и рецептов о бутербродах.

Изложение нового материала.

Сегодня на уроке мы поговорим о крупах, бобовых и макаронных изделиях. Вы узнаете, почему они так популярны среди людей. Ознакомитесь с их ассортиментом и разнообразием.

Обратимся к пишевой пирамиде.

Крупы получают из различных зерновых культур. К зерновым культурам относятся хлебные злаки (пшеница, овес, ячмень, рис, просо, кукуруза), бобовые (бобы, фасоль, горох, чечевица, соя), а также гречишное растение - гречиха. Из одних делают муку, а из других крупу.

Работа в рабочей тетради

-Гречневая крупа очень ценная. Пчелы очень любят собирать с гречихи нектар. Почему?

-По качеству крупы должны удовлетворять следующим основным требованиям: иметь цвет, вкус и запах, присущие данному виду крупы, быть без посторонних привкусов и запахов.

Рассмотреть образцы в стаканчиках.

Хранить крупы надо в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Для их хранения можно использовать полотняные мешочки, а также стеклянные или металлические банки, которые не следует плотно закрывать: крупу нужно проветривать, чтобы она не приобрела затхлого запаха. Крупы, содержащие большое количество жира, такие как пшено, овсяная, рекомендуется хранить в тёмном прохладном месте и недлительное время.

-Для приготовления каких блюд используют крупы?

-Кашу варят разной консистенции.

(Под запись в тетрадь).

- Про кашу в народе сложилось множество пословиц и поговорок:

• Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – отец родной.

• Каша – кормилица наша.

Блюда из бобовых

К бобовым относятся горох, фасоль, чечевица. Горох лущеный— единственная крупа из зерна бобовых. Фасоль бывает белая, цветная однотонная и цветная (пестрая). Питательная ценность бобовых определяется содержанием в них большого количества белков — до 25%.

Горох и фасоль перед варкой замачивают в холодной воде до полного набухания: горох — около 5 ч, фасоль — 6. 8 ч. После набухания воду сливают, так как в нее переходят вещества, препятствующие развариванию. Бобовые заливают холодной водой (2. 3 л па 1 кг) и варят под крышкой без соли при слабом кипении. (Соль также мешает развариванию.) Продолжительность варки гороха 1-1,5 ч, фасоли 2 ч.

Макаронные изделия - питательный и ценный продукт. Они содержат 10-11 % белков, 74-75 % углеводов и до 1 % жиров. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени.

Макаронные изделия должны отвечать следующим требованиям:

1. иметь однотонный цвет - белый с желтоватым оттенком;

2. правильную форму;

3. вкус и запах — без горечи, затхлости, кислого привкуса и

других посторонних привкусов и запахов.

Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй - несливной. (Охарактеризовать оба способа.)

I способ варки применяют для гарниров;

II способ - для запеканок и макаронников.

К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий предъявляют следующие требования:

1. отварные макаронные изделия должны быть мягкими, несклеенными, неразваренными, без комков;

2. запеканки должны быть мягкими, сочными: макаронные

изделия в них соединены между собой; на поверхности подрумяненная корочка;

3. вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отварным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.

- изучить параграф ____ в учебнике

- найти оригинальный рецепт блюда по данной теме и составить технологическую карту

Формирование логических действий анализа, сравнения, причинно-следственных связей

Формирование способности учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Формирование способности использовать речь для регуляции своего действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Формирование понимания причин успеха в учебной деятельности;

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Дайте каши, дайте каши,

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши

И частушки вам споём!

Я плясала бы и пела б

Только нету больше сил,

Полведёрка каши съела б

Если б кто-нибудь сварил

Работа в группах

Технологическая карта приготовления рассыпчатой каши

  1. Посоветуйся с группой и выбери из какой крупы будете варить кашу.
  2. Налей в кастрюлю отмеренное количество жидкости и доведи на огне до кипения, посоли.
  3. Засыпь подготовленную и отмеренную крупу, помешай и доведи до кипения на сильном огне.
  4. Закрой кастрюлю плотно крышкой и вари до готовности на слабом огне, не открывая крышку, чтобы не выпускать пар.
  5. Усиль огонь, если каша сварилась, а вода еще не выкипела. Выпарь воду, не закрывая крышку.

Технологическая карта приготовления вязкой каши

  1. Посоветуйся с группой и выбери из какой крупы будете варить кашу.
  2. Свари на воде крупу до полуготовности.
  3. Слей оставшуюся воду.
  4. Добавь горячее молоко и вари до готовности, постоянно помешивая, чтобы каша не пригорела.
  5. В конце варки добавь соль и сахар по вкусу.

При устной проверке.

полностью усвоил учебный материал;

умеет изложить учебный материал своими словами;

самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

в основном усвоил учебный материал;

допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

подтверждает ответ конкретными примерами;

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

не усвоил существенную часть учебного материала;

допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

почти не усвоил учебный материал;

не может изложить учебный материал своими словами;

не может подтвердить ответ конкретными примерами;

не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

полностью не усвоил учебный материал;

не может изложить учебный материал своими словами;

не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

При выполнении практических работ.

творчески планирует выполнение работы;

самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

правильно и аккуратно выполняет задания;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

правильно планирует выполнение работы;

самостоятельно и полностью использует знания программного материала;

в основном правильно и аккуратно выполняет задания;

умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

допускает ошибки при планировании выполнения работы;

не может самостоятельно использовать значительную часть знаний программного материала;

допускает ошибки и не аккуратно выполняет задания;

затрудняется самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

не может правильно спланировать выполнение работы;

не может использовать знаний программного материала;

допускает грубые ошибки и не аккуратно выполняет задания;

не может самостоятельно пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, машинами, приспособлениями и другими средствами.

не может спланировать выполнение работы;

не может использовать знаний программного материала;

отказывается выполнять задания.

Образец листа контроля

Оценочный лист Ф.И. учащегося___________________________класс______ Дата__________

Работа в рабочей тетради с. 26 задание 8№1

Работа в рабочей тетради задание 8 №3

Практическая работа (оценивает дежурный в группе)

пшеница овсяные хлопья

овес манная крупа

зерновые, пшеница, просо, рис, чечевица

ячмень пшенная крупа

просо перловая крупа

бобовые, фасоль, гречиха, овес, горох

1 вариант 2 вариант


  1. Ядрица – цельные зерна, полученные путем специальной обработки 1. Продел – дробленая крупа
  2. пшеница овсяные хлопья 2. ячмень пшенная крупа

овес манная крупа просо перловая крупа

На столе три горшочка, разноцветные крышки. Дети выбирают горшочек соответствующий их настроению:

- желтая (от проделанной работы остались яркие впечатления, на уроке много интересного узнал для себя)

- зеленая (остались некоторые сомнения)

- красная (материал полностью не усвоил)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у.

Урок по технологии в 6 классе " Блюда из круп"

Урок-сказка по технологии в 6 классе "Блюда из круп".

Урок по технологии в 6 классе " Блюда из круп"

Урок-сказка по технологии в 6 классе "Блюда из круп".

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш.

Методическая разработка урока по технологии в 5 классе " Блюда из круп , бобовых и макаронных изделий " .

Конспект урока по технологии в классе .


План-конспект урока по технологии 6 класс "Лабораторная работа. Крупы и макаронные изделия"

Закрепление материала по теме: Крупы и макаронные изделия". Лабораторная работа по определению названия круп и макаронных изделий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Крупы и бобовые имеют важное значение в питании. Обладают высокой пищевой цен.

Крупы и бобовые имеют важное значение в питании. Обладают высокой пищевой ценностью, хорошо усваиваются, питательны и калорийны. В них содержится большое количество крахмала, белков, богаты они и витаминами



Крупы Кукуруза Рис Просо крупа кукурузная пшено крупа рисовая

Крупы Кукуруза Рис Просо крупа кукурузная пшено крупа рисовая

Пищевая ценность круп Белки Крахмал Витамины – В1, В2, РР Углеводы Жиры

Пищевая ценность круп Белки Крахмал Витамины – В1, В2, РР Углеводы Жиры


Использование круп в кулинарии

Использование круп в кулинарии

По консистенции каши бывают: Рассыпчатые Вязкие Жидкие

По консистенции каши бывают: Рассыпчатые Вязкие Жидкие


Пищевая ценность бобовых Белки Клетчатка Витамины – В1, В2, РР Углеводы

Пищевая ценность бобовых Белки Клетчатка Витамины – В1, В2, РР Углеводы

Первичная обработка бобовых Бобовые перед варкой перебирают (удаляя примеси.

Первичная обработка бобовых Бобовые перед варкой перебирают (удаляя примеси, поврежденные зерна) Промывают 2-3 раза водой Замачивают (кроме лущеного и колотого гороха) на 3-4 часа, замачивание сокращает срок тепловой обработки и способствует сохранению формы бобовые. При замачивании масса бобовых увеличивается примерно в два раза.

Пищевая ценность макарон Белки – 10-11 % Углеводы – 74-75 % Жиры – до 1 % Мин.

Пищевая ценность макарон Белки – 10-11 % Углеводы – 74-75 % Жиры – до 1 % Минеральные вещества – калий, кальций, магний, фосфор, железо

Первичная обработка макарон Перебирают Некоторые виды макарон просеивают Длин.

Первичная обработка макарон Перебирают Некоторые виды макарон просеивают Длинные разламывают на кусочки размером 5 – 15 см

Способы варки макарон

Способы варки макарон

Технология приготовления макарон с сыром Макароны -60 г, масло-20 г, сыр-15.




  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 536 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 20.11.2017 11749
  • PPTX 3.8 мбайт
  • 1042 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Стадникова Людмила Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тип урока : от крытия н овых знаний, обретения н овых умений и навыков.

инструкцион ные карты, схемы игры (раздат очный материал), плакат «Норма

• словесные (рассказ и объяснение учителя, беседа, работа с книгой,

• методы устного контроля (фронтальная беседа и беседа по новому

Основные формы деятельнос ти учащихся на уроке: работа в группах;

(с лайд 1 -2 ) - Сегодня на уроке мы с вами постараемся узнать из каких

растений получают крупы , проследить историю этого кушанья, истоки его

популярности и распростране ния, по - научн ому рассмотрим питательную

(с лайд 3) Эпиграфом к н ашему уроку будут служить слова « Если про

Определяются задачи в работе – подго товка п римерного инвентаря, посуды,

Беседа : Есть такая легенда, что именно каша была предвестником

хлебопечения. Когда - то давно оди н не опытный кашевар готовил каш у, и то ли

по не опытности, т о л и п о невн имательност и н асыпал крупы больше, чем

следовало и, в результате, получилась лепешка. Кашевара наказали, а

поскольку очень хотелось кушать, то начали есть лепешку из каши. Так

появилось новое блюдо. Потом каш у з аменили на муку и появилс я п ервый

хлеб. Од нако, это только легенда, хотя ученые и не опровергают её возможную

А на Ру си каши с н езапамятных времен занимали не только важное, но и

почетное место в ежедневном рационе, являясь, по сути, одним и з о сновны х

блюд на столе, как у людей б едных, так и у богатых. Отсюда первая пословица

Что ка сается древности каши в русской кухне, то эту теорию

подтверждают и н аходки археологов: в го ршке, который нашли уче ные в

Любече, п од слоем золы, оказал ась каша . И этой каше было более тыся чи лет.

А кто не слышал про знаменитую Суворовскую кашу? После одного из

тяжелых ср ажений у солдат войс ка Суворова совсем не оставалось, и

пропитание закончилось. Мудрый полководе ц всю ночь не смыкал глаз и

принял решение: собрать у солдат их собстве нные запасы, сложить все

продукты в котел и сварить кашу, какой бы чудной она не показалась. Каша

получилась на удивление вкусн ой, восс тановила с илы всем у во йску. В народ е

(с лайд 4 ) И в школе и до ма нам часто говорят: «Ешьте б ольше каши,

кашу? Да и в школе, в столовой я часто вижу, как дети уносят кашу обратно.

решила выяснить этот вопрос. Может быть это правда? Ведь част о вредным

для организма бывает что - нибудь очень вкусное, полезным – вкусное не

всегда. С кашей связана вся история российского го сударства. Без неё

невозможно было представить ни одно торжество или праздник. Готовилась

каша обязательно перед большими сраже ниями, а уж на победны х пирах без

(с лайд 5) А знаете ли вы, как называются растения из плодов ко торых

(с лайд 6 ) Полезные свойства каши, зависят от вида крупы, из которой

она при готовлена, но общие для все х свойства. Все каши отличаются высоким

Исторические сведения. (Из книги: М.В.Короткова. Застольные и кулинарные традиции. М. “Дрофа-плюс”. 2001 г.).

“Щи да каша пища наша”. Кто из нас не слышал эту пословицу? А еще говаривали: “Каша – мать наша”. Часто на Руси кашу называли праматерью хлеба. Ни одного важного дела или события не проходило в старину без каши. Каша считалась символом богатства и благополучия в семье. Ее готовили на свадьбу, поминки, пиры и … носили в школу учителю.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! “Чтобы учеба шла успешно, родители ребенка в старину всегда носили в школу угощенье. Приводя первый раз ученика в школу, родители подносили учителю “хлеб-соль”. Как правило, это были калачи, водка, и какая-либо живность. Каждый четверг ученик нес в дом учителя “четверговое”, а в праздники – “праздниковое”: сыр, масло постное или сливочное, куличи и калачи, яйца и даже бублики. Однако самым популярным подношением считалась КАША.

По окончании изучения каждой книги ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшенной каши. Поверх горшка с кашей клали условленную сумму денег, о которой договаривались заранее, и платок. В особый узелок заворачивали угощение – калач и жаркое. Это угощение съедали родители вместе с учителем, а ученикам отдавали кашу. Пустой горшок разбивали во дворе и в этот день уже не учились. Таких дней в году случалось не мало, так как дети поступали в школу в разное время и книги осваивали не одновременно. Так и стали называть тех, кто вместе ел кашу, “ОДНОКАШНИКАМИ”.

Первоначально кашу варили из полбы или из толокна. Со временем стали готовить гречневую и пшенную каши. Варили также каши из бобов и гороха, сухарей и остатков хлеба. В XVI веке существовало более двадцати разновидностей каш. “Княгиней кухни” считалась гречневая каша.

Полба – разновидность пшеницы. (виды пшеницы с ломким колосом (при созревании распадается на колоски с члениками стержня) и не вымолачиваемым из пленок зерном. Дикорастущие (дикая двузернянка, одноостая и двуостая двузернянка и др.) и культурные (спельта, маха, эммер и др.), в основном в Евразии и Африке. Из зерна — крупа, мука. Посевы незначительны.

Толокно овес промывали, варили, высушивали и толкли в ступе в мелкую крупу, отсюда и название. (Мука из зерен овса, которые предварительно пропариваются, высушиваются, обжариваются и очищаются).

Варгеня – наскоро сваренная каша из более мелкого и некачественного зерна (отсюда произошло слово “сварганить”, то есть наскоро что-то приготовить).

Заспица-глазунья – жидкая каша из смеси крупы и гороха (горох в сваренной каше выделялся желтыми крапинками, говорили: “глядит, как глазами”). Заспа – от слова засыпать.

Няня – сильно упретая в русской печи гречневая каша с мозгами, бараньим мясом, луком и яйцом (обычно ее подавали со щами из кислой капусты).

Сальник – гречневая каша с мелко нарубленными печенкой, репчатым луком и яйцами.

Кутья – ритуальная сладкая каша (сначала готовилась из пшена и меда, а затем стали добавлять мак).

Саламатина, позднее саламата – жидкая, разваренная до состояния киселя каша из поджаренной муки с добавлением сала, лука и чеснока.

Кулага – хорошо пропаренная в печи смесь из ржаной муки и ягод калины.

Завариха – для ее приготовления в накаленный докрасна глиняный горшок наливали кипяток, а затем подсыпали муку, постоянно помешивая. Сдабривали постным маслом, салом и сметаной.

  • Пшено
  • Гречневая
  • Рисовая
  • Ячменная
  • Кукурузная
  • Овсяная
  • Пшеничная.

Пшено получают из проса крупяного. Вырабатывается пшено шлифованное и дробленое. Крупинки пшена малы по размеру, весят 1,5 – 2мг, имеют округлую форму. Цвет пшена – от светло-желтого до оранжевого. Окраска зависит от района произрастания и сорта проса.

Гречневая крупа. В зависимости от состояния ядра гречневая крупа подразделяется на ядрицу и продел. Ядрица – крупа из цельного неколотого ядра гречихи. Продел представляет собой колотое ядро гречихи.

Рисовая крупа. В зависимости от сорта, почвенных и климатических условий выращивания различают рис стекловидный, полустекловидный и мучнистый. Лучшим является стекловидный рис. При варке стекловидные зерна риса лучше сохраняют свою форму, в то время, как мучнистые теряют ее, развариваются и дают слизистые отвары. В зависимости от особенностей производства рис подразделяется на шлифованный, полированный и дробленый.

Ячменные крупы. Из ячменя готовят перловую и ячневую крупы. Ячменные крупы варятся долго. Ячневая крупа отличается более быстрой развариваемостью.

Кукурузная крупа. Из кукурузы вырабатывают шлифованную кукурузную крупу.

Овсяная крупа. Выпускают крупу овсяную недробленую пропаренную шлифованную (варится медленно, мало увеличивается в объеме, дает кашу плотной консистенции, овсяную плющенную (разваривается быстрее, чем недробленая) и овсяные хлопья “Геркулес” (отличаются быстрой развариваемостью).

Пшеничная крупа. Вырабатывают пшеничную крупу двух видов: манную и пшеничную шлифованную (крупа полтавская).

Читайте также: