Реализм маленьких трагедий пушкина сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Главной общей идеей цикла является попытка показать, хоть и с разных углов восприятия, но все же единую цельность нравственных законов.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Пушкин демонстрирует нам различные дороги, по которым люди нередко отходят от нравственных законов. В результате Александр Сергеевич показывает, что итогом отступления от даже самых незначительных, нравственных законов является утрата самого ценного в жизни — смысла своего бытия и существования.

Создается такое ощущение, что Пушкин сравнивает нравственный закон и человеческие законы, а также свойственные людям соблазны, взвешивая их на самых точных весах?

Что же победит? Какие человеческие соблазны, сводящие с ума, освещены в произведениях Александра Сергеевича?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам


Описание презентации по отдельным слайдам:


Цели урока: - познакомить учащихся с новыми страницами жизни и творчества А.

Осень. Болдино. Необычайно плодотворный период творчества А.С.Пушкина. В этот.

Трагедия – драматический жанр, в основе которого лежит конфликт – столкновен.

Трагедия – драматический жанр, в основе которого лежит конфликт – столкновение, противоборство различных сил. Конфликт сопровождается страданием , часто смертью. В финале трагедии или погибают герои , или рушатся важные жизненные ценности.

гордость, презирающая всех; жадность, не дающая человеку и минуты подумать о.

гордость, презирающая всех; жадность, не дающая человеку и минуты подумать о духовном; зависть, доводящая до злодеяния; чревоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям; гнев, вызывающий страшные разрушительные действия.

Всю жизнь поэта преследовал вопрос: что такое страсть? Он так часто звучал в.

Для Пушкина социальная сторона - только одна из граней психологии страсти. Э.

Еще одна страсть, самая страшная, перед которой Пушкин тоже остановился, - от.

 Вольфганг Амадей Моцарт Антонио Сальери

Вольфганг Амадей Моцарт Антонио Сальери

Беседа по вопросам: 1. Чем различаются по настроению две сцены трагедии? 2. Р.

Беседа по вопросам: 1. Чем различаются по настроению две сцены трагедии? 2. Расскажите о характерах, взглядах и поступках героев. 3. Почему, несмотря на нехорошие предчувствия, Моцарт не подозревает, что Сальери может быть подлым? 4. Докажите, что преступление Сальери – идейное преступление.

Вывод: Гибель выдающийся личности есть покушение на счастье всех людей. Но т.

Вывод: Гибель выдающийся личности есть покушение на счастье всех людей. Но трагичны судьба и убийцы, человека незаурядного. Гордыня помешала ему оценить свои способности. Противоречия между идеалом творческого труда подражательством ремесленника усилили агрессивность Сальери. Духовный конец его наступает одновременно с физической гибелью Моцарта. В маленькой трагедии содержатся две больших. Музыка Моцарта останется, а вместе с ней и сам Моцарт.

Проблематика

( Для справки: Трагедия в трёх сценах. Первая — рыцарь Альбер, бедный, нуждается в деньгах для ремонта доспехов; презирая деньги и ростовщиков, он вынужден просить у жида продлить долг и дать еще взаймы денег. Кульминация действия этой сцены — предложение жида Альберу отравить отца, богатого старого барона. Альбер гневается, то разным мелочам его поведения (быстрой отходчивости) можно судить, что он действительно желает смерти отца. Парадоксы сгущаются. Вторая сцена целиком посвящена антиподу Альбера — его отцу Барону. Вся сцена представляет собой монолог барона над золотом в подвале. Пушкин показал бездонную сложность скупости как романтической страсти. Третья сцена — у герцога. Антиподы встречаются. Отец из скупости говорит герцогу, что сын его пытался обокрасть и желал его смерти. Он врёт, но — парадоксально — он точно угадал, о чём мечтает Альбер. Альбер заявляет отцу, что тот его оклеветал, это и правда и неправда одновременно. Разобраться в этом сплетении скупости, зависти, лжи и правды невозможно. )

В этом, вероятно, и была цель Пушкина — показать неисчерпаемую противоречивость каждого жизненного факта. Никого из героев невозможно определить однозначно.

В чём разница между Моцартом и Сальери, в чем суть конфликта?

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию (V, 306)

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет и выше.

Итог. На мой взгляд главное в трагедии: Пушкину интересно соотношение хорошего и плохого в искусстве. Гений должен нарушать нормы, поэтому он всегда нарушитель, в какой-то мере злодей. Искусство никогда не бывает умильно спокойным, оно всегда борение страстей. В этой трагедии Пушкин рассмотрел это в крайних, чрезмерных воплощениях.

Амбивалентность любви и смерти, конечно, не была неожиданным открытием Пушкина, эта тема уже существовала в литературе, в том числе современной Пушкину. В поэзии Жуковского ,Вакхическая поэзия Батюшкова -осознание неизбежности смерти обостряет жизненные ощущения

Основной философский тезис Пушкина: есть два способа противостояния человека самым тяжелым жизненным испытаниям — самоотверженная любовь и гордое упоение поединком с роком. Первый вариант звучит в песне Мери — она призывает своего возлюбленного после смерти к ней не прикасаться, чтобы не заразиться, то есть он его любит и после своей смерти:

с целью анализа трагедий и выяснения тематики и идейного звучания, определения художественного совершенства трагедий.

ВложениеРазмер
ideynoe_zvuchanie_tematika_tragediy_skupoy_rycarmocart_i_s.docx 33.88 КБ

Предварительный просмотр:

1. Образовательный аспект:

а) ознакомление обучающихся с Болдинским периодом жизни А.С. Пушкина;

б) закрепление знаний о драме как роде литературы;

вспомнить понятие жанра трагедии;

дать понятие о реализме как литературном направлении.

2. Развивающий аспект:

а) развитие основных надпредметных умений: анализа, обобщения;

б) развитие умения проводить композиционно-идейный анализ произведений;

в) развитие умений с опорой на текст доказывать свои предположения.

а) вызвать у учеников эмоциональный отклик на проблемы, затронутые в трагедиях А.С. Пушкина;

б) пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина и к анализу литературного произведения.

Опорные слова: жанр композиция, конфликт; объективный смысл миропорядок, субъективный смысл, самосознание, реквием.

Реквием – музыкальное оркестрово-хоровое произведение траурного характера.

Реализм – изображение типических характеров в типических обстоятельствах.

Трагедия – один из видов драмы, в основе которого лежит особо напряжённый, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя.

Конфликт – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета в художественном произведении. Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной, движущей развитие драматургического действия и основным средством раскрытия характеров.

Драма – один из основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Изобразительный род литературы, Специфика драмы как рода литературы заключается в том, что она, как правило, предназначается для постановки на сцене.

Произведения Болдинской осени созданы кистью гениального художника, но одновременно и пером беспощадного аналитика. Стремление понять смысл жизни, найти и объяснить её закономерности так характерно для всей общественной жизни последекабристской эпохи. И не случайно маленькие трагедии, казалось бесконечно далёкие от русской действительности уже по самому материалу, положенному в их основу, воспринимались многими чуткими читателями как прямые раздумья поэта о современности.

- Не легли ли в основу создания трагедий личные, интимные переживания Александра Сергеевича?

- Существуют ли какие-нибудь связи между этими циклами?

Ответ ученика (инд.задание)

Учитель: Ещё раз перечислим трагедии, вошедшие в сборник:

Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах – вот чего требует наш ум от драматического писателя. (А.С. Пушкин)

-К какому литературному направлению относятся эти произведения?

(Обсуждая эпиграф, определяем, что трагедии относятся к реализму (словарная работа)

-Что же составляет существо маленьких трагедий?

- Каков план маленьких трагедий?

- В чем же заключается объективный и субъективный смысл трагедий?

(Объективный смысл трагедий заключён в миропорядке, враждебном герою, субъективный – в характере и самосознании героя.

Т.О. в маленьких трагедиях, по сути дела, ставится одна великая проблема: в конечном итоге речь идёт предельных возможностях личности, о цене человека в человеческом обществе.

- Какие же проблемы ставятся в маленьких трагедиях?

( благородный, честный, совершающий подвиги ради дам, уважающий родителей, любящий отечество)

-Какое языковое выразительное средство использовал автор ? ( оксюморон)

-Мы уже говорили об умении Пушкина уложить большое содержание в очень сжатую форму.

-Сколько действующих лиц? (5: Альбер, Иван, жид, барон, герцог)

Только 5 героев, но перед нами встаёт точная и выразительная картина Франции времён позднего средневековья.

- Подтвердите это художественными деталями из текста ( мечи, шлемы, латы, замок барона с башнями и мрачными подземельями, блестящий двор герцога с пирующими дамами и кавалерами, шумный турнир, где герольды славят мастерские удары храбрецов)

- Мы в башне средневекового замка. Что здесь происходит? (разговор рыцаря и оруженосца. Речь идёт о турнире, о шлеме и латах, о победе в схватке и захромавшем коне.)

-Первые слова Альберта точно, скупо и вместе с тем как-то стремительно вводят нас в обстановку действия. Как называется этот элемент композиции?

(Приблизительно треть первой сцены до прихода ростовщика – экспозиция, рисующая картину унизительной бедности, в которой живёт молодой рыцарь (о богатом отце ещё не сказано ни слова).

_ Альбер победил в рыцарском турнире. Этот турнир испытание перед трудным походом, выявление сильнейшего или увеселение, развлечение, пусть и опасное?

Вслушаемся в рассказ Альбера о турнире. (чтение монолога Альбера)

-Как беспощадно срывается в этом рассказе романтический флёр со всех рыцарских аксессуаров?

- Почему побелил Альбер?

-Почему пробитый шлем невозможно надеть на турнир?

-Почему Альбер не снял с поверженного врага его шлем? (Шлем и латы перестают играть основную защитную роль и становятся украшением прежде всего. Пробитый шлем невозможно надеть не потому, что он не защитит в бою, а потому, что стыдно перед другими рыцарями и дамами. И точно так же стыдно снять с поверженного врага его шлем, ибо это будет воспринято не как знак победы, а как грабёж по праву сильного.

- Мы говорим о ёмкости маленьких драм Пушкина. На первых же репликах можно проследить как эта ёмкость достигается.

- Только ли о турнире идёт разговор? Какая ещё тема возникает? (тема денег)

(Разговор идёт о турнире – празднике, но это и разговор о деньгах – суровой прозе, а в разговоре о деньгах и хлопотах, с ними связанных, неизбежно всплывают и ростовщик, и несметные отцовские сокровища. В репликах, связанных по конкретному поводу, всё время как бы приоткрывается всё пространство пьесы. За мелочными, сиюминутными заботами Альбера встаёт вся жизнь молодого рыцаря, а не только его сегодняшнее положение.

-Какова реакция Альбера на предложение Соломона отравить отца? (зачитать текст)

-_Почему он отказывается брать червонцы жида? (зачитать текст)

-Почему он отправляется к герцогу решать свои проблемы?

(Как предложил Соломон пустить в дело яд, в Альбере просыпается рыцарь, да, он ждёт смерти отца, но отравить? Нет, для этого он рыцарь, его потрясло, что ему, рыцарю, посмели предложить бесчестье, и кто посмел!

Решение идти к герцогу глубоко традиционно. Ведь принцип личности являлся в средние века привилегией. На охране личного достоинства в рыцарском обществе стояла рыцарская честь. Однако эта честь могла получить реальную силу, опираясь на материальное владение.

Итак, две темы определяют драматический узел первой сцены трагедии – тема рыцарской чести и тема золота, толкающего человека на самые низменные поступки, на преступления.

И вот на пересечении этих двух тем впервые возникает зловещая фигура Скупого рыцаря, который служит золоту.

- Какую характеристику даёт отцу Альбер? (зачитать текст)

- Кроме этой характеристики мы что-нибудь знаем о Бароне: о прошлом, о причинах, которые привели к господству золота над человеком?

Спустимся в подвал, там барон произносит свой монолог (зачитать)

- Какая тема начинает звучать в полную силу? (тема золота).

( Перед нами – поэт золота, поэт могущества, которое даёт человеку богатство.

- Что значит золото для барона? (власть, могущество, наслаждение жизнью)

- Докажите, что золото руководит поступками людей, принесших долг барону.

Но упоение властью завершается ужасом перед грядущим. (зачитать текст, подтверждающий это)

Ростовщик Вдова с тремя детьми

От золота тянутся нити ко всем действующим лицам пьесы. Оно определяет все их помыслы и действия.

Пушкин показывает здесь не просто роль и значение золота, но и с огромной силой раскрывает влияние золота на духовный мир и психику людей.

- Докажите это текстом.

(Оно заставляет сына желать смерти отца, оно позволяет ростовщику предложить Альберу яд для отравления Барона. Оно приводит к тому, что сын бросает перчатку отцу, а тот принимает вызов сына. Оно убивает Барона.

-Героично ли поведение Альбера в сцене вызова на дуэль? (мечтает попасть на турнир, а кончает тем, что идёт на поединок со стариком отцом)

- Кто противостоял Альберу? Всесильный слуга и повелитель золота или дряхлый старик? (автор отказывает Барону в праве называться человеком) – Почему?

Золото разъело душу Скупого рыцаря. Потрясение, им испытанное, нравственное и только нравственное.

Какова последняя реплика Барона? (-Ключи, ключи мои…)

Так завершается трагедия о всевластье Золота, ничего не принесшего человеку, возомнившему себя его хозяином.

- Гибель Скупого рыцаря разрешает основной конфликт трагедии? (Нет. За концом Барона легко угадывается и конец Альбера, и конец Герцога, бессильного своей феодальной властью что-либо изменить в мире наживы.

Ужасный век, ужасные сердца!

Пушкин чутко уловил, какое нравственное содержание несёт человечеству переходная эпоха средневековья: смена феодальной формации буржуазной. Ужасные сердца – порождение ужасного века.

-Расскажите об истории названия (инд. задание).

- Какой приём использовал Пушкин в названии? (антитеза)

Слово учителя: Восклицание Герцога об ужасном веке, в котором оказывается нарушенным весь установившийся правопорядок, немедленно подхватывается вступительной фразой следующей маленькой трагедии:

Все говорят: нет правды на земле.

Чтение монолога учителем.

- Никого не напоминает вам Сальери?

(Да, он ближайший потомок Скупого рыцаря. Характер этого героя, как и характер Барона, раскрывается прежде всего через монолог. Правда монолог Барона – это лирическое излияние без какого бы то ни было внешнего адреса. Мы как бы подслушиваем его самые тайные мысли и откровения.

А мысли Сальери тоже тайные. Но он музыкант, жрец искусства, т. е. человек, который не может обходиться без слушателей. Монологи Сальери – мысли, обращённые к самому себе, но адресованные всему миру!)

- Какие чувства владеют Сальери?

- Как он шёл к славе? (из монолога) (Поначалу кажется, что путь воистину героичен)

- Какая вторая нота вносит дисгармонию? (добивается власти над гармонией, которую непрерывно поверяет алгеброй)

- Обрёл он власть над музыкой, как Скупой рыцарь над золотом? (Нет. Власть иллюзорна, он, как и Скупой рыцарь, не властелин, а слуга музыки, послушный исполнитель чужой воли в искусстве).

Докажите это текстом. (Когда великий Глюк…)

Да, он оказался лишь первым учеником, отличником, и в этом нашел своё счастье.

- А с чем он сравнивает себя теперь?

- С чем связаны мучения Сальери?

- Почему он завидует Моцарту?

- Какая тема здесь звучит? ( тема сверхчеловечества )

- Что движет Сальери? Обычная низкая зависть?

- Проследите его отношение к Моцарту – слова изумления и восторга… и вдруг – страшная развязка!

- Каким изображён в трагедии Моцарт? (жена, сын, обед, красотка, слепой скрипач)

Анализ эпизода со скрипачом. (прочитать эпизод)

В этом эпизоде происходит столкновение, причём столкновение, несмотря на внешнюю легкость, очень серьезное.

- О чем здесь идет речь? (о главном в музыке – её конечном назначении)

- Почему он отказывается понять радость Моцарта, услышавшего созвучие своим созданьям в сердце уличного музыканта?

(Игра уличного скрипача возводится Сальери в принцип, в потрясение основ искусства!)

- Что нам дает понять этот эпизод? Противопоставление. А в чём?

Между Сальери и Моцартом разверзается пропасть! Сальери достаточно своего суда, достаточно анализа, он творил для себя, для музыки, но какая же музыка без слушателей? Моцарт несёт созданное им людям. Ему так важно услышать их мнение.

- С кем сравнивает Сальери Моцарта после прослушивания? (с богом) – тема гения

- Что говорит о себе Моцарт? (…но божество мое проголодалось)

- С каким настроением он уходит от Сальери? (счастлив, что нашел понимание своим созвучиям)

- А с каким настроением остаётся Сальери?

- Что породила музыка Моцарта у Сальери? (мысль о яде)

- Какие доказательства кладёт Сальери в основание своего решения? (см. 1-ый монолог, конец , диалог… Всё сводится к одному. – К чему? Какая тема здесь звучит? ( тема избранности)

Учитель: Сальери претендует на избранность, но какая это странная избранность: музыкант уничтожает музыканта во имя музыки!

В сцене первой он прогнал прочь слепого скрипача, бесхитростно исполняющего мелодию Моцарта, в сцене второй – уничтожает творца мелодии.

-Его позиция никого вам не напоминает из предыдущей рассмотренной нами трагедии?

(Альбера из «Скупого рыцаря)

Да, его позиция удивительным образом смыкается с позицией Альбера по отношению к Скупому рыцарю.

Альбер унижен бедностью и видит злейшего врага в отце, обладателе несметных богатств.

- А Сальери? (Он унижен искусством, его враг – обладатель несметных душевных богатств.

- Но можно ли писать о поэте, художнике, композиторе, минуя его произведения?

Моцарт гениально предчувствует свой конец, не может, не в силах понять, откуда ждёт его удар.

Гениальность и злодеяние! Нарушение этических норм, простой человеческой морали пусть во имя возвышенной идеи, самой великой цели – оправдано это или нет?

- Почему плачет Сальери? Раскаивается он? (Нет, его потрясают, прежде всего, свои страдания)

- Какие слова в пушкинской трагедии становятся словно эпиграфом к ней?

-Каковы будут последствия ужасного поступка Сальери: освободиться ли он от мук или более страшные мучения будут преследовать его всю жизнь?

Учитель: Подведём итог, сделаем вывод:

-Что объединяет две проанализированные трагедии?

- Что является движущей пружиной трагического конфликта? (зависть)

Заключительное слово: В этой трагедии в предельно обобщённой форме отразились характерные особенности личной судьбы Пушкина и его взаимоотношения с обществом на рубеже 30-х годов.

Д/З. Письменное задание. Развернуто ответить на вопросы (по выбору):

2. Чья судьба трагичней: Моцарта или Сальери?

3. Почему реквием, заказанный композитору, не востребован?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преступление и наказание" Ф.М.Достоевский и "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкин

Целью данной работы является: 1.показать преемственность русской литературы 2.выявить пушкинские традиции в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" 3.обучить методике сравнит.


Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии.


Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии.

"Моцарт и Сальери" Тема злодеяния и возмездия в трагедии

План-кнспект урока помогает детям через речевую характеристику и деталь научиться давать характеристику персонажа.


Урок литературы в 9 классе.


Презентация Моцарт и Сальери

Презентацию можно использовать на уроке литературы по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери".

Анализ трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Александр Сергеевич Пушкин задумал написать 13 трагедий. Были закончены 4: "Скупой рыцарь", "Каменный гость", Пир во время чумы", "Моцарт и Сальери".Слово "мале.

Читайте также: