Сообщение на тему единая пластическая среда

Обновлено: 01.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Павловская Лариса Ивановна

учитель начальных классов

E - mail : avgust 0002@ yandex . ru

Понятие образовательной среды не имеет единой формулировки, хотя и употребляется в различных работах и документах. Без определения понятия нельзя выделить критерии качества современной образовательной среды, соответственно создание дизайн-проекта остаётся целиком на совести дизайнера, который не имеет ориентиров в виде общепринятых признаков и критериев.

Так образовательная среда по ФГОС основного общего образования должна обеспечить достижение целей образования, доступность, открытость для учеников, их родителей и всего общества, а также гарантировать охрану и укрепление здоровья обучающихся. Кроме того, образовательная среда должна учитывать специфику возрастного развития обучающихся, профессиональное развитие педагогических работников.

Таким образом, понятие образовательной среды по ФГОС включает в себя: - материально-технические требования; - санитарно-бытовые требования; - социально-бытовые условия труда и обучения; - условия для профессионального развития педагогов; - комфортную реализацию образовательной деятельности (включая психологический комфорт детей). 2

Под этой ситуацией подразумевается система отношений ребёнка с окружающим миром, которая является специфической для каждого возраста.

Именно социальная ситуация развития (иными словами, место ребёнка в социуме, ожидания и требования к нему, отношение ребёнка к своей позиции) обуславливает образ жизни ребёнка и побуждает личность к развитию.

На основании этой теории российскими педагогами и психологами были построены различные модели образовательной среды.

В результате возможно построение 4-х базовых типов образовательной

1. Догматическая среда зависимость-пассивность .

2. Карьерная среда зависимость-активность .

3. Безмятежная среда свобода-пассивность.

4. Творческая среда свобода-активность.

Каждый из этих типов находит отражение не только в поведенческой модели учителя и ученика, но в школьных помещениях. Например, в зависимости от рассадки в школьной аудитории может меняться как активность, так и свобода учеников: при классической расстановке мебели в учебном классе доминирующая роль остаётся за педагогом, в то время как учащиеся по большей части занимают наблюдательную позицию; при групповой рассадке, например, за столами или на подиумах, учебное занятие проходит более свободно и активно, поскольку ученики работают в группе, к которой примкнули по своему выбору.

Отсюда следует, что в школе встречаются друг с другом личности разных возрастов: - Дети и дети. - Дети и подростки. - Дети и взрослые. - Подростки и подростки. - Подростки и взрослые. - Взрослые и взрослые.

Очевидно, что поведение детей и взрослых меняется в зависимости от множества факторов: возраста участников коммуникации, степени официальности обстановки, социальной приемлемости выбранной модели и т. д. Немалую роль в этом играет и антураж образовательного учреждения, который наглядно показывает приемлемые формы коммуникации и располагает к их активному использованию.

Современное образование развивается в сторону персонифицированного, индивидуального обучения, в котором классно-урочная система имеет всё меньший удельный вес.

В связи с этим проектировщикам образовательных пространств предстоит разработка принципиально иной физической среды, подходящей для самостоятельной и групповой образовательной деятельности. Таким образом, школа должна предоставлять различные интерьерные зоны, соответствующие разным формам коммуникации ученика с окружающим современным миром.

Можно сделать вывод, что образовательная среда это совокупность множества факторов, включая физические и психологические компоненты .

Окружающее пространство влияет на взаимодействие педагога и ученика, показывая доступные формы общения и подталкивая к использованию их во всём многообразии. Однако образовательную среду также формируют и педагогические процессы, и взаимодействие с другими учениками, и возможности для развития и реализации личных талантов и предрасположенностей.

Для формирования комфортной образовательной среды нужно ориентироваться на планируемый/желаемый результат: портрет выпускника школы; знания, умения и навыки выпускника; условия для социальной адаптации и т.п.

Современная образовательная среда включает 4 типа пространства 1 :

Первый тип пространства: создается для проявления активности обучающихся с учетом деятельностного подхода в образовательном процессе.

Второй тип пространства: предусматривает места для отдыха, уединения и размышления.

Третий тип пространства, как внутри, так и вне помещения образовательной организации, для самоорганизации, саморегуляции и физического развития.

Четвертый тип пространства предусматривает места самообслуживания. Успешное функционирование современной образовательной среды возможно при наличии ряда условий, а именно: 1) готовность педколлектива работать в новых образовательных условиях. Готовность педколлектива стимулировать к активной работе всех участников образовательного процесса, в том числе, и родительской общественности; 2) система управления, ориентированная на проектное мышление и проектное управление и развитие.

Основные компоненты современной образовательной среды.

Образовательная среда — это комплекс условий обучения, воспитания и социализации личности ученика, на которые воздействуют факторы и условия социальной среды на образование.

Рассматривая современную образовательную среду с позиций физического пространства, взаимодействиям участников образовательных отношений, современных информационных технологий и структуры учебного процесса можно сформулировать следующее экспертное видение:

- возрастосообразность — избегание универсальных решений для всей школы в целом, внимание к особенностям возраста находящихся в конкретных помещениях детей.

Цифровая среда: - доступность (повсеместность) — образовательные ресурсы, необходимые педагогам и ученикам, можно получить из любого места школьного здания, а также вне здания; - информационная насыщенность — расширение образовательного пространства до глобальных масштабов; - безопасность — дети и взрослые ограждены силами школы от негативных явлений, существующих в современной цифровой среде, во время образовательного процесса (не только в здании школы, но и за ее пределами).

Структура образовательной программы: - гибкость — в зависимости от текущих образовательных целей расписание может легко меняться, неожиданные, но интересные и полезные образовательные возможности активно включаются в распорядок дня; - интегративность (кластерность) — замена предметного принципа построения программы сферным с возможностью межпредметного изучения сквозных тем, в том числе разновозрастными ученическими группами; - индивидуализация — возможность каждому учащемуся проектировать и реализовывать собственный образовательный маршрут при сохранении целостности педагогического процесса.

Цифровая среда — возможность выйти в Интернет из любой точки школьного пространства, иметь множество точек для подключения гаджетов и трансляции на экраны, электронные библиотечные сервисы, отражение школьных изменений и корректировка индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в онлайн-кабинетах и дневниках. 9

Цифровое пространство и его обустройство.

Внедрение ЦТ в образование включает оснащение образовательных организаций средствами цифровых технологий; подключение их к высокоскоростному Интернету; обеспечение образовательного процесса цифровыми инструментами и материалами (цифровыми источниками, инструментами и онлайнсервисами), использование этих цифровых инструментов и материалов в учебном процессе.

Цифровая образовательная среда – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные.

Цифровая образовательная система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве.

Структурирование учебного расписания и регламентов работы образовательной организации.

Особенностью нелинейного расписания является изучение основных предметов учебного плана как в традиционной форме (урок), так и в других видах занятий. Нелинейное расписание — это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. 10

Введение нелинейного расписания имеет обоснование с точки требованиями ФГОС общего образования на всех уровнях обучения и позволяет: - объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка; - сформировать образовательное пространство организации, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся - объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы - снизить утомляемость школьников, которые в течение учебного дня активно двигаются, занимаются творчеством, работают индивидуально; - повысить интерес к изучаемым дисциплинам и обеспечить достижение требуемых образовательных результатов.

Плюсы нелинейного расписания: - отсутствие риска возникновения перегрузки учащихся благодаря интеграции; урочной и внеурочной деятельности (творческие мастерские, образовательные путешествия, педагогические мастерские, проекты, исследования и др.); - создание условий для более глубокого выявления и дальнейшего развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся; - повышение мотивации учащихся за счёт групповых и индивидуальных форм работы. формирование индивидуальной образовательной траектории школьника; - изменение роли учителя.

Риски нелинейного расписания: - неприятие новой модели частью родительской общественности; - неготовность педагогов работать в новых условиях; - неадекватная оценка учащимися своих учебных возможностей;

- отрицательная динамика основных показателей, характеризующих уровень развития учащихся (в том числе – отсутствие устойчивых познавательных интересов, несамостоятельность большинства школьников в решении учебных и жизненно-практических задач); - недостаточные технические и кадровые возможности школы.

Технология составления нелинейного расписания. Нелинейное расписание предусматривает разноуровневые и разновозрастные занятия. Учебный день школьника – это комбинация уроков, экскурсий, творческих мастерских, конференций, спортивных соревнований, образовательных путешествий, познавательных лабораторий, индивидуальных занятий, социальных проектов и т.п. Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП общего образования определяет образовательная организация. Основная идея нелинейного расписания – организация мобильных коллективов при сохранении стабильных. Наряду с постоянными коллективами (классами) предполагается обучение в группах.

Что и как может измениться в предметно классно урочной системе? - организация учебных коллективов; - формы организации учебной и внеучебной деятельности; - построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; - построение образовательного процесса в течение учебного года и учебного дня;

Формы уроков, используемых в школе. Предметно – классная – урочная система, принятая в российской школе, основана на уроке как единице учебного процесса: урок – мастерская урок – интервью урок - выставка урок - викторина урок – презентация урок – конференция и др.

Пример нелинейного расписания:

Некоторые виды урочных (аудиторных) и внеурочных (внеаудиторных) занятий - урок – аудиторное занятие, где реализуется коллективная постановка и решение учебных задач; - экскурсия – внеаудиторное занятие (внеурочная форма); - творческая мастерская – аудиторное занятие (внеурочная форма), предполагает творческую деятельность каждого учащегося; - конференция – аудиторное занятие (внеурочная форма) как форма подведения итогов исследовательской и творческой деятельности школьников; - познавательная лаборатория – аудиторное занятие (внеурочная форма), создается для развития познавательного интереса школьников; 13

- кафедра – аудиторное занятие (внеурочная форма), направленное на развитие проектной и исследовательской деятельности по предмету; - социальные проекты – внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив; - индивидуальные занятия (мастерские, консультации) – аудиторное занятие (внеурочная форма), направленное на развитие личной образовательной траектории ученика.

Структура образовательной программы: - гибкость — в зависимости от текущих образовательных целей расписание может легко меняться, неожиданные, но интересные и полезные образовательные возможности активно включаются в распорядок дня; - интегративность (кластерность) — замена предметного принципа построения программы сферным с возможностью межпредметного изучения сквозных тем, в том числе разновозрастными ученическими группами; - индивидуализация — возможность каждому учащемуся проектировать и реализовывать собственный образовательный маршрут при сохранении целостности педагогического процесса.

Во-первых, важно обучать работе в современной образовательной среде.

Инфраструктура становится образовательной средой, когда там появляются субъекты образовательного процесса.

Характер взаимодействия между участниками образовательного процесса, обусловленный использованием пространств, материалов, оборудования, изменение роли обучающего и учителя; Роль учителя при реализации нелинейного расписания:

- поддержка инициатив обучающихся, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей; - создание условий для творческой продуктивной деятельности школьников; 14

- обеспечение презентаций и социальной оценки продуктов ученического творчества (организация выставок, издание школьной периодической печати, проведение конкурсов, фестивалей и т. д.); - создание пространства для социальных практик школьников и приобщения их к общественно значимым делам.

Взаимодействие учеников: - партиципативность — решения о деятельности школы принимаются с участием всех заинтересованных (администрации, педагогов, родителей, учеников); - коллаборативность — все важные для жизнедеятельности школы решения принимаются путем дискуссии; - безопасность — психологический комфорт во взаимодействии всех участников образовательного процесса, здоровый психологический климат.

Организация образовательного пространства подразумевает соблюдение следующих принципов:

1. Принцип единства образовательного и культурного пространства. Этот принцип основан на исторической традиции гармонизации взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

2. Принцип дифференциации, индивидуализации и мобильности образовательного пространства. Согласно данному принципу педагогический процесс имеет общедоступный характер, согласно учету возрастных потребностей, способностей и возможностей ребенка. Образовательная программа, исходя из этого принципа, строится в виде разных уровней, каждый из которых основан на особенностях развития ребенка.

3. Принцип развивающего и деятельностного образования. Данный принцип предусматривает приобретением ребенком умений и навыков по самостоятельному получению знаний, в процессе специально организованного педагогического процесса. Данные умения и навыки являются очень важными в жизни каждого ребенка.

4. Принцип непрерывности и преемственности образовательного процесса.

Согласно данному принципу, образовательный процесс осуществляется на протяжении всего периода взросления и становления каждого ребенка. Принцип демократизации образовательной деятельности. Данный принцип предполагает сотрудничество между участниками образовательного процесса, основанное на взаимном доверии и уважении. В настоящее время особой популярностью пользуется социальное образовательное пространство, которое предполагает свое существование отдельно от государства или города. Таким образом, образовательное пространство призвано создавать необходимые благоприятные условия, которые способствуют полноценному развитию личности

Выводы:

1) Необходимо обучать работе в современной образовательной среде.

Инфраструктура становится образовательной средой, когда там появляются субъекты образовательного процесса.

1.Трудности и перспективы цифровой трансформации образования/ Под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д.

Фрумина. – Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. –[ Эектронный ресурс] –URL:

3. Альтшуллер Г.С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Минск: Беларусь, 1994. – 479 с.

Название работы: СЦЕНОГРАФИЯ (художественно-декорационное оформление)

Категория: Практическая работа

Предметная область: Культурология и искусствоведение

Описание: Вследствие того что образный строй сценографии основывается на зрительном восприятии в конкретном произведении он выражается через определенный материал обладающий параметрами пространства. Развитие простых видов искусства в которых доминирует отдельный вид пространственного вида материала является для сценографии своеобразным лабораторным экспериментом в результате которого проверяется одна из его граней. Дать представление о видах способах и средствах выразительности сценографии о технических возможностях сцены и сценического.

Дата добавления: 2013-07-25

Размер файла: 121.5 KB

Работу скачали: 254 чел.

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тюменская государственная академия культуры,

искусств и социальных технологтй

Институт музыки, театра и хореографии

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

для студентов очного и заочного отделений,

обучающихся по специальности

070209.65 Режиссура театрализованных представлений и праздников

Квалификация – Режиссер театрализованных представлений и праздников

Завидонова Ольга Викторовна, преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников;

Черкашина Елена Габдулхаевна, преподаватель кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Краткая аннотация: Комплекс предназначен для студентов дневного и заочного отделения по специальности 070209.65 Режиссура театрализованных представлений и праздников, квалификация - Режиссер театрализованных представлений и праздников. Преподаватель.

Комплекс представляет собой схему изучения разнообразия технологических и художественных вариантов оформления места проведения мероприятий. Он включает в себя тематический план, тематику занятий, методические указания и практические задания; имеются темы для выполнения рефератов и контрольных работ. Прилагается список литературы. Обозначена материально-техническая база для обучения данной дисциплине.

Программа может быть использована преподавателями и студентами в качестве методических рекомендаций по дисциплине.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников

Протокол № ____ от ____________________20____ г.

Заведующая кафедрой _______________ Е.Н.Головинская

I . Организационно-методический раздел

1.2. Задачи курса.

1.3. Требования к образовательному минимуму содержания дисциплины в ГОС по специальности.

1.4.. Роль и место курса в структуре подготовки специалиста.

1.5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

II. Учебно-тематический план

III . Содержание дисциплины

IV . Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1. Итоговые работы по теоретическому разделу. Реферат.

4.2. Темы контрольных работ

4.3. Итоговые работы по практическому разделу

4.4. Требования к отчетности

4.5. Материально-техническое обеспечение

Сценография, прежде всего, есть пространственное решение спектакля, строящегося по законам визуального эстетического восприятия действительности. Сценография в структуре театрального образа определяет его визуальную значимость.

Вследствие того, что образный строй сценографии основывается на зрительном восприятии, в конкретном произведении он выражается через определенный материал, обладающий параметрами пространства. Закономерность этого материала объективной действительности в художественном произведении определяет его композиционные уровни, находящиеся во взаимодействии, формируя каждую деталь произведения.

Сценография – это декорации, костюмы, грим, свет – все, что задает художник-постановщик, то есть пространственная определенность среды. Сценография – это и пластические возможности актерского состава, без чего невозможна пространственная композиция театрального произведения (актер есть модуль этого пространства, он его задает и определяет; даже если актера в данный момент нет на сцене, все равно зритель знает, каким он должен быть в данной среде). Кроме того, сценография представляет собой то, что режиссер выстраивает в мизансценический рисунок: это технические возможности сцены и архитектурная заданность пространства. В театре, как ни в каком другом виде искусства, играют важную роль техника, технические возможности сцены, которые должны отвечать динамике человеческого тела. А также важна роль архитектурной определенности театрального здания, в первую очередь – топография сцены, интерьерные и экстерьерные данные. Ключевую роль в создании пространственного решения спектакля играет режиссер. Он определяет основные задачи сценического произведения, задает параметры пространственной определенности. И если театрального художника волновали всегда в основном вопросы раскрытия содержания произведения через художественное оформление, то режиссера – сценография спектакля в ее полном охвате всей совокупности пространственного решения. И это вполне объяснимо, так как главную нагрузку в визуальной значимости театрального образа несет актер через создание мизансценического рисунка спектакля. Именно мизансценирование является главной профессиональной задачей режиссера. Но следует заметить, что иногда пространственное решение спектакля, предложенное художником, или определенный технический прием определяют все решение сценического произведения. А главное – то, что все эти профессионально определяемые моменты (такие как мизансценирование, художественное решение пространства и техническая определенность) настолько тесно переплетаются, что роль каждого из них трудно определима.

Содействие качественной подготовке студентов к самостоятельному и творческому выполнению основных, профессиональных функций специалиста –режиссера театрализованных представлений и праздников.

- Дать представление о видах, способах и средствах выразительности сценографии, о технических возможностях сцены и сценического оборудования.

- Раскрыть базисные основы колористики и композиции, семантику цвета и знака.

-Дать студентам практические приёмы и навыки воплощения режиссёрского замысла средствами пространственных видов искусств.

- Правильно и адекватно видеть пространственную определенность театрализованного представления.

- Мыслить категориями конструктивной достаточности, архитектурной законченности и технологичности решения представления

Требования к образовательному минимуму содержания

дисциплины в ГОС по специальности.

Сценография и ее место в изобразительном искусстве. История и основные этапы развития сценографии. Перспективы развития и проблемы совершенствования современной сценографии. Методика работы над сочинением художественного оформления зрелища, реализация этого замысла в материале. Выразительные средства современной сценографии.

Сценографические материалы, сценографические конструкции. Различные методы и приемы композиционной организации сценического пространства в зависимости от вида и жанра зрелищных искусств. Изобразительная информация в сценографии: графическое изображение на плоскости (эскизы), объемно-пространственное построения (макет); масштаб; основные законы перспективы; методика и технология изготовления макета. Функции художника как соавтора постановки театрализованного представления. Особенности творческого взаимодействия режиссера и художника.

Методика преподавания сценографии.

Роль и место курса в структуре подготовки специалиста

Процесс овладения выразительными художественными приемами в реализации режиссерского замысла занимает одно из важнейших мест в системе обучения студента – будущего режиссера, который должен владеть основными методами и приемами композиционной организации сценического пространства в зависимости от вида и жанра зрелищных искусств, необходимыми для выражения творческого замысла и осуществления режиссерских задач в театрализованной постановке, которая должна обладать не только богатым идейным содержанием, но и отличаться высокой художественной формой.

В результате изучения курса студент должен овладеть

следующими знаниями, умениями, навыками:

– иметь системное представление о предмете, понятийном аппарате, принципах, и практиках, которые представлены в современном знании о сценографии и художественном оформлении спектакля;

– знать возможности современного сценического оформления и современной сценической техники;

– уметь воплотить в макете свой замысел;

Студенты должен уметь оценивать, какие технические и художественные средства сцены он должен и может использовать для решения поставленных задач, объяснять художнику-постановщику идею

К зачету студент должен представить работу по теоретическому разделу в соответствии с выбранной им темой.

Важным фактором при оценке знаний студента является правильное использование им терминов, знание разновидностей оформления спектакля, технических возможностей сцены, основ сценической композиции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Павловская Лариса Ивановна

учитель начальных классов

E - mail : avgust 0002@ yandex . ru

Понятие образовательной среды не имеет единой формулировки, хотя и употребляется в различных работах и документах. Без определения понятия нельзя выделить критерии качества современной образовательной среды, соответственно создание дизайн-проекта остаётся целиком на совести дизайнера, который не имеет ориентиров в виде общепринятых признаков и критериев.

Так образовательная среда по ФГОС основного общего образования должна обеспечить достижение целей образования, доступность, открытость для учеников, их родителей и всего общества, а также гарантировать охрану и укрепление здоровья обучающихся. Кроме того, образовательная среда должна учитывать специфику возрастного развития обучающихся, профессиональное развитие педагогических работников.

Таким образом, понятие образовательной среды по ФГОС включает в себя: - материально-технические требования; - санитарно-бытовые требования; - социально-бытовые условия труда и обучения; - условия для профессионального развития педагогов; - комфортную реализацию образовательной деятельности (включая психологический комфорт детей). 2

Под этой ситуацией подразумевается система отношений ребёнка с окружающим миром, которая является специфической для каждого возраста.

Именно социальная ситуация развития (иными словами, место ребёнка в социуме, ожидания и требования к нему, отношение ребёнка к своей позиции) обуславливает образ жизни ребёнка и побуждает личность к развитию.

На основании этой теории российскими педагогами и психологами были построены различные модели образовательной среды.

В результате возможно построение 4-х базовых типов образовательной

1. Догматическая среда зависимость-пассивность .

2. Карьерная среда зависимость-активность .

3. Безмятежная среда свобода-пассивность.

4. Творческая среда свобода-активность.

Каждый из этих типов находит отражение не только в поведенческой модели учителя и ученика, но в школьных помещениях. Например, в зависимости от рассадки в школьной аудитории может меняться как активность, так и свобода учеников: при классической расстановке мебели в учебном классе доминирующая роль остаётся за педагогом, в то время как учащиеся по большей части занимают наблюдательную позицию; при групповой рассадке, например, за столами или на подиумах, учебное занятие проходит более свободно и активно, поскольку ученики работают в группе, к которой примкнули по своему выбору.

Отсюда следует, что в школе встречаются друг с другом личности разных возрастов: - Дети и дети. - Дети и подростки. - Дети и взрослые. - Подростки и подростки. - Подростки и взрослые. - Взрослые и взрослые.

Очевидно, что поведение детей и взрослых меняется в зависимости от множества факторов: возраста участников коммуникации, степени официальности обстановки, социальной приемлемости выбранной модели и т. д. Немалую роль в этом играет и антураж образовательного учреждения, который наглядно показывает приемлемые формы коммуникации и располагает к их активному использованию.

Современное образование развивается в сторону персонифицированного, индивидуального обучения, в котором классно-урочная система имеет всё меньший удельный вес.

В связи с этим проектировщикам образовательных пространств предстоит разработка принципиально иной физической среды, подходящей для самостоятельной и групповой образовательной деятельности. Таким образом, школа должна предоставлять различные интерьерные зоны, соответствующие разным формам коммуникации ученика с окружающим современным миром.

Можно сделать вывод, что образовательная среда это совокупность множества факторов, включая физические и психологические компоненты .

Окружающее пространство влияет на взаимодействие педагога и ученика, показывая доступные формы общения и подталкивая к использованию их во всём многообразии. Однако образовательную среду также формируют и педагогические процессы, и взаимодействие с другими учениками, и возможности для развития и реализации личных талантов и предрасположенностей.

Для формирования комфортной образовательной среды нужно ориентироваться на планируемый/желаемый результат: портрет выпускника школы; знания, умения и навыки выпускника; условия для социальной адаптации и т.п.

Современная образовательная среда включает 4 типа пространства 1 :

Первый тип пространства: создается для проявления активности обучающихся с учетом деятельностного подхода в образовательном процессе.

Второй тип пространства: предусматривает места для отдыха, уединения и размышления.

Третий тип пространства, как внутри, так и вне помещения образовательной организации, для самоорганизации, саморегуляции и физического развития.

Четвертый тип пространства предусматривает места самообслуживания. Успешное функционирование современной образовательной среды возможно при наличии ряда условий, а именно: 1) готовность педколлектива работать в новых образовательных условиях. Готовность педколлектива стимулировать к активной работе всех участников образовательного процесса, в том числе, и родительской общественности; 2) система управления, ориентированная на проектное мышление и проектное управление и развитие.

Основные компоненты современной образовательной среды.

Образовательная среда — это комплекс условий обучения, воспитания и социализации личности ученика, на которые воздействуют факторы и условия социальной среды на образование.

Рассматривая современную образовательную среду с позиций физического пространства, взаимодействиям участников образовательных отношений, современных информационных технологий и структуры учебного процесса можно сформулировать следующее экспертное видение:

- возрастосообразность — избегание универсальных решений для всей школы в целом, внимание к особенностям возраста находящихся в конкретных помещениях детей.

Цифровая среда: - доступность (повсеместность) — образовательные ресурсы, необходимые педагогам и ученикам, можно получить из любого места школьного здания, а также вне здания; - информационная насыщенность — расширение образовательного пространства до глобальных масштабов; - безопасность — дети и взрослые ограждены силами школы от негативных явлений, существующих в современной цифровой среде, во время образовательного процесса (не только в здании школы, но и за ее пределами).

Структура образовательной программы: - гибкость — в зависимости от текущих образовательных целей расписание может легко меняться, неожиданные, но интересные и полезные образовательные возможности активно включаются в распорядок дня; - интегративность (кластерность) — замена предметного принципа построения программы сферным с возможностью межпредметного изучения сквозных тем, в том числе разновозрастными ученическими группами; - индивидуализация — возможность каждому учащемуся проектировать и реализовывать собственный образовательный маршрут при сохранении целостности педагогического процесса.

Цифровая среда — возможность выйти в Интернет из любой точки школьного пространства, иметь множество точек для подключения гаджетов и трансляции на экраны, электронные библиотечные сервисы, отражение школьных изменений и корректировка индивидуальных образовательных маршрутов учащихся в онлайн-кабинетах и дневниках. 9

Цифровое пространство и его обустройство.

Внедрение ЦТ в образование включает оснащение образовательных организаций средствами цифровых технологий; подключение их к высокоскоростному Интернету; обеспечение образовательного процесса цифровыми инструментами и материалами (цифровыми источниками, инструментами и онлайнсервисами), использование этих цифровых инструментов и материалов в учебном процессе.

Цифровая образовательная среда – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные.

Цифровая образовательная система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве.

Структурирование учебного расписания и регламентов работы образовательной организации.

Особенностью нелинейного расписания является изучение основных предметов учебного плана как в традиционной форме (урок), так и в других видах занятий. Нелинейное расписание — это комбинация уроков, театральных, спортивных, индивидуальных занятий, экскурсий и походов, социальных проектов. 10

Введение нелинейного расписания имеет обоснование с точки требованиями ФГОС общего образования на всех уровнях обучения и позволяет: - объединить то, что традиционно определяется как учебная и внеучебная сферы деятельности ребенка; - сформировать образовательное пространство организации, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся - объединить в единый функциональный комплекс образовательные, воспитательные и оздоровительные процессы - снизить утомляемость школьников, которые в течение учебного дня активно двигаются, занимаются творчеством, работают индивидуально; - повысить интерес к изучаемым дисциплинам и обеспечить достижение требуемых образовательных результатов.

Плюсы нелинейного расписания: - отсутствие риска возникновения перегрузки учащихся благодаря интеграции; урочной и внеурочной деятельности (творческие мастерские, образовательные путешествия, педагогические мастерские, проекты, исследования и др.); - создание условий для более глубокого выявления и дальнейшего развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся; - повышение мотивации учащихся за счёт групповых и индивидуальных форм работы. формирование индивидуальной образовательной траектории школьника; - изменение роли учителя.

Риски нелинейного расписания: - неприятие новой модели частью родительской общественности; - неготовность педагогов работать в новых условиях; - неадекватная оценка учащимися своих учебных возможностей;

- отрицательная динамика основных показателей, характеризующих уровень развития учащихся (в том числе – отсутствие устойчивых познавательных интересов, несамостоятельность большинства школьников в решении учебных и жизненно-практических задач); - недостаточные технические и кадровые возможности школы.

Технология составления нелинейного расписания. Нелинейное расписание предусматривает разноуровневые и разновозрастные занятия. Учебный день школьника – это комбинация уроков, экскурсий, творческих мастерских, конференций, спортивных соревнований, образовательных путешествий, познавательных лабораторий, индивидуальных занятий, социальных проектов и т.п. Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП общего образования определяет образовательная организация. Основная идея нелинейного расписания – организация мобильных коллективов при сохранении стабильных. Наряду с постоянными коллективами (классами) предполагается обучение в группах.

Что и как может измениться в предметно классно урочной системе? - организация учебных коллективов; - формы организации учебной и внеучебной деятельности; - построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; - построение образовательного процесса в течение учебного года и учебного дня;

Формы уроков, используемых в школе. Предметно – классная – урочная система, принятая в российской школе, основана на уроке как единице учебного процесса: урок – мастерская урок – интервью урок - выставка урок - викторина урок – презентация урок – конференция и др.

Пример нелинейного расписания:

Некоторые виды урочных (аудиторных) и внеурочных (внеаудиторных) занятий - урок – аудиторное занятие, где реализуется коллективная постановка и решение учебных задач; - экскурсия – внеаудиторное занятие (внеурочная форма); - творческая мастерская – аудиторное занятие (внеурочная форма), предполагает творческую деятельность каждого учащегося; - конференция – аудиторное занятие (внеурочная форма) как форма подведения итогов исследовательской и творческой деятельности школьников; - познавательная лаборатория – аудиторное занятие (внеурочная форма), создается для развития познавательного интереса школьников; 13

- кафедра – аудиторное занятие (внеурочная форма), направленное на развитие проектной и исследовательской деятельности по предмету; - социальные проекты – внеаудиторное занятие, направленное на развитие и поддержку детских инициатив; - индивидуальные занятия (мастерские, консультации) – аудиторное занятие (внеурочная форма), направленное на развитие личной образовательной траектории ученика.

Структура образовательной программы: - гибкость — в зависимости от текущих образовательных целей расписание может легко меняться, неожиданные, но интересные и полезные образовательные возможности активно включаются в распорядок дня; - интегративность (кластерность) — замена предметного принципа построения программы сферным с возможностью межпредметного изучения сквозных тем, в том числе разновозрастными ученическими группами; - индивидуализация — возможность каждому учащемуся проектировать и реализовывать собственный образовательный маршрут при сохранении целостности педагогического процесса.

Во-первых, важно обучать работе в современной образовательной среде.

Инфраструктура становится образовательной средой, когда там появляются субъекты образовательного процесса.

Характер взаимодействия между участниками образовательного процесса, обусловленный использованием пространств, материалов, оборудования, изменение роли обучающего и учителя; Роль учителя при реализации нелинейного расписания:

- поддержка инициатив обучающихся, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей; - создание условий для творческой продуктивной деятельности школьников; 14

- обеспечение презентаций и социальной оценки продуктов ученического творчества (организация выставок, издание школьной периодической печати, проведение конкурсов, фестивалей и т. д.); - создание пространства для социальных практик школьников и приобщения их к общественно значимым делам.

Взаимодействие учеников: - партиципативность — решения о деятельности школы принимаются с участием всех заинтересованных (администрации, педагогов, родителей, учеников); - коллаборативность — все важные для жизнедеятельности школы решения принимаются путем дискуссии; - безопасность — психологический комфорт во взаимодействии всех участников образовательного процесса, здоровый психологический климат.

Организация образовательного пространства подразумевает соблюдение следующих принципов:

1. Принцип единства образовательного и культурного пространства. Этот принцип основан на исторической традиции гармонизации взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

2. Принцип дифференциации, индивидуализации и мобильности образовательного пространства. Согласно данному принципу педагогический процесс имеет общедоступный характер, согласно учету возрастных потребностей, способностей и возможностей ребенка. Образовательная программа, исходя из этого принципа, строится в виде разных уровней, каждый из которых основан на особенностях развития ребенка.

3. Принцип развивающего и деятельностного образования. Данный принцип предусматривает приобретением ребенком умений и навыков по самостоятельному получению знаний, в процессе специально организованного педагогического процесса. Данные умения и навыки являются очень важными в жизни каждого ребенка.

4. Принцип непрерывности и преемственности образовательного процесса.

Согласно данному принципу, образовательный процесс осуществляется на протяжении всего периода взросления и становления каждого ребенка. Принцип демократизации образовательной деятельности. Данный принцип предполагает сотрудничество между участниками образовательного процесса, основанное на взаимном доверии и уважении. В настоящее время особой популярностью пользуется социальное образовательное пространство, которое предполагает свое существование отдельно от государства или города. Таким образом, образовательное пространство призвано создавать необходимые благоприятные условия, которые способствуют полноценному развитию личности

Выводы:

1) Необходимо обучать работе в современной образовательной среде.

Инфраструктура становится образовательной средой, когда там появляются субъекты образовательного процесса.

1.Трудности и перспективы цифровой трансформации образования/ Под редакцией А.Ю. Уварова, И.Д.

Фрумина. – Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. –[ Эектронный ресурс] –URL:

3. Альтшуллер Г.С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Минск: Беларусь, 1994. – 479 с.

где - коэффициент вязкости; ; то есть зависит от среднего нормального напряжения и температуры.


Рис. 7. График для среды Ньютона

Механическая аналогия среды Ньютона представлена на рис. 8.


Рис. 8. Механическая аналогия среды Ньютона

В механической аналогии Н – скорость перемещения поршня под действием силы Т. Коэффициент характеризует вязкость жидкости.

Модель Ньютона применима для анализа деформирования стали при высоких температурах (1100-1200 ˚С).

3. Жестко – пластическая среда (среда Сен – Венана):

где – предел текучести при чистом сдвиге.

Эту модель называют так же моделью идеальной пластичности.

Тензор напряжений при чистом сдвиге:

где - касательное напряжение. Чистый сдвиг имеет место, например, при резке металла на ножницах. В плоскости реза действует только одно касательное напряжение.

Предел текучести на сдвиг (как и ) в основном зависит от вида металла и от температуры. Как только интенсивность напряжений Т достигает , металл начинает пластически деформироваться.

Механическая аналогия идеально пластической среды представлена на рис. 9. В этой аналогии - сила трения при перемещении груза по поверхности. На рис. 10 представлен график для идеально пластической среды.



Рис. 10. График для идеально пластической среды ( )

С помощью описанных выше простейших моделей можно составлять более сложные.

Для реальных металлов:

Эта зависимость определяется экспериментально при сжатии, растяжении, кручении образцов. Опыты описаны в теме 3 (экспериментальное

определение сопротивления деформации ; ).


Рис. 11. Графики зависимости для реальных металлов

Опытные данные аппроксимируют (приближенно описывают) уравнениями регрессии вида:

- степень деформации (средняя для образца); при осадке ;

– скорость деформации (средняя для образца); при осадке .

Коэффициенты регрессии а0, а1, а2, а3 рассчитывают по таблицам с опытными данными методом наименьших квадратов.

Сложную модель вида (9) используют при компьютерном моделировании процессов пластической деформации.

4.5. Линейная теория упругости

Применяется для описания упругой и упруго – пластической деформации. Такое деформирование наблюдается при малой величине деформаций.

Согласно линейной теории упругости связь между напряжениями и деформациями прямо пропорциональная. При ее построении используют следующие гипотезы:

1. Среда считается изотропной и несжимаемой. Поэтому величина относительного изменения объема , равна:

Приведенное выше выражение представляет собой математическую запись условия несжимаемости.

2. Принимается, что девиатор напряжений пропорционален девиатору деформаций:

Приведенное выше выражение представляет собой запись физических уравнений связи. Коэффициент пропорциональности:

Так как материал несжимаем:

Используется модель идеально упругой среды Гука:

Подробная запись уравнений (1):

Всего в подробной записи физических уравнение 6 выражений.

Из подобия девиаторов и вытекает отношение вида (для несжимаемого материала):

3. Используются дифференциальные уравнения равновесия:

4. Используются геометрические уравнения:

Линейная теория упругости может использоваться при анализе незначительных упругих и пластических деформаций. Ее еще называют теорией малых упруго – пластических деформаций. Практическое применение теории при расчете напряжений и деформаций в деталях инструмента (штампах) и в деталях оборудования (прессах).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: