Реакция на информационное сообщение зависит от стимула

Обновлено: 02.07.2024

В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S-R, согласно которой воздействие, т.е. стимул (S), вызывает определенное поведение организма, т.е. ответ (R), причем, что важно в концепциях классического бихевиоризма, характер ответа определяется только стимулом. С этой точкой зрения была связана научная программа Уотсона по изучению того, как контролировать поведение. А именно, если ответ определяется стимулом, то достаточно выбрать правильные стимулы, чтобы вызвать желаемое поведение. Следовательно, необходимо проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются связи стимул-реакция, организовывать тщательный контроль ситуаций и фиксировать поведенческие проявления в ответ на воздействие стимула.

Еще один важный аспект: эта схема применима как к животным, так и к людям. По мнению Уотсона, законы научения (т.е. формирования реакции на конкретные стимулы) универсальны, поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками или крысами (последние являются популярным материалом для бихевиористов), могут быть применены и к поведению человека.

Описание обучения, данное Уотсоном, достаточно просто в своей основе (что во многом определило популярность бихевиоризма) и коррелирует с законами условного рефлекса по И.П. Павлову, на которого, кстати, бихевиористы во многом ссылались).

Классический бихевиоризм Уотсона - Необихевиоризм Б. Ф. Скиннера

Необихевиоризм Б. Ф. Скиннера

Цели и ценности

Эксперименты Скиннера не направлены на выяснение целей воспитания. Подопытному животному или испытуемому в ходе эксперимента создаются такие условия, что они ведут себя совершенно определенным образом. А почему их помещают в такие условия — это дело руководителя проекта, который определяет цели исследования. Практика-экспериментатора в лаборатории, по большому счету, мало волнует, зачем он обучает, воспитывает или тренирует подопытное животное (или человека), его больше интересует процесс демонстрации своих навыков и выбор методов, соответствующих поставленной цели. Когда мы переходим от лабораторных условий к условиям реальной жизни человека и общества, возникают серьезные трудности, связанные именно с вопросами: почему человек подвергается манипуляциям, и кто является заказчиком (кто ставит, преследует такие цели)?

Создается впечатление, что когда Скиннер говорит о культуре, он все еще имеет в виду свою лабораторию, где психолог действует без учета ценностных суждений и не испытывает трудностей, поскольку цель эксперимента не имеет для него значения.

О психологических экспериментах

Разработка метода наблюдения и анализа поведения человека за пределами лаборатории — задача не из легких, но она является необходимой предпосылкой для понимания человека. По сути, есть только два метода наблюдения, которые работают при изучении человека:

Теория фрустрационной агрессивности

Два года спустя один из авторов этой теории, Н.Е. Миллер, сформулировал вторую половину гипотезы, предположив, что фрустрация может вызывать множество различных реакций и что агрессия является лишь одной из них.

Психология и наука

На современном этапе довольно сложно говорить о психологии как о единой науке: Каждое течение предлагает свое понимание психической жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и, соответственно, концентрирует свои усилия на анализе определенных аспектов того, что понимается как психическая реальность. Однако в последнее время наблюдается сближение различных направлений — или, по крайней мере, тенденция к большей терпимости между ними, что означает возможность диалога и взаимного обогащения.

Теперь я могу вернуться к вопросу о месте психологии в системе наук и попытаться оценить ее отношение к другим научным дисциплинам.

Связь психологии с естественными науками вполне очевидна. Наиболее очевидная связь — с биологическими науками. В древности душа понималась как особое жизненное начало или сущность живых существ, а Аристотель связывал типы душ с классами живых существ. Рассматривая возникновение самой научной психологии, следует отметить несколько аспектов в отношениях между психологией и биологическими дисциплинами.

Во-первых, это заимствование некоторых общебиологических теоретических положений для объяснения закономерностей психического развития — ряд психологических теорий ссылается на них достаточно прямо.

Теория эволюции Ч. Дарвина (который, кстати, и сам имел некоторые психологические проблемы) сыграла в этом отношении значительную роль: прежде всего, она включает в себя идею адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, что дает ключ к пониманию эволюции психических форм жизни и их адаптивной роли. Идеи Дарвина оказали влияние на многих психологов — специалистов по психологии как животных, так и человека. Одна из фундаментальных проблем психологии — проблема эволюции психики в филогенезе — обычно обсуждается с обращением к Дарвину. Эта проблема разрабатывалась одной из психологических дисциплин — эволюционной биопсихологией.

Многие авторы, обсуждая онтогенетическое развитие психики, опирались на так называемый биогенетический закон, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) является редуцированным повторением филогенеза. На этом принципе Фрейд основывал выделение стадий индивидуального развития, которые находят свои аналоги на различных уровнях животного мира. Американец Стэнли Холл (1846-1924), основатель детской психологии, интерпретировал ее по-своему, отстаивая принцип рекапитуляции (в своем психическом развитии, по мнению Холла, ребенок повторяет стадии развития общества). Биогенетический закон неоднократно подвергался сомнению, но в данном случае нас интересует не его истинность, а факт его влияния на психологию.

Известный в эмбриологии принцип эпигенетизма (согласно которому в эмбриональном развитии существуют стадии возникновения качественных новообразований — в отличие от принципа преформизма, утверждающего, что организм изначально дан как таковой и изменяется лишь количественно) был использован Эриксоном при анализе психического развития человека.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Поддержка основных положений бихевиоризма и, главное, его стремления к объективному исследованию психики не исключала разногласий, возникавших при решении конкретных научных проблем. А сомнения в истинности некоторых принципов Уотсона возникли уже при анализе результатов первых экспериментов, проведенных У. Хантером и К. Лешли.

У. Хантер (1886-1954) начал в 1914 г. исследования отсроченной реакции. В этих экспериментах обезьяне давали, например, возможность увидеть, в какой из двух ящиков был положен банан. Затем между ней и ящиками ставили ширму, убиравшуюся через несколько секунд, после чего обезьяне давали возможность совершить выбор.

Животное успешно находило правильный ящик. Это решение доказывало, что животные способны не только к непосредственной, но и к отсроченной реакции на стимул. Эксперименты Хантера показали роль установки, предшествующей внешне наблюдаемой реакции и выражающей направленность организма на определенный стимул.

Игнорирование этой установки, опосредующей связь между стимулом и реакцией, лишало психологию возможности объяснить многие феномены поведения.

Сомнения в истинности формулы S —> R вызвали и результаты экспериментов одного из учеников Уотсона К. Лешли (1890-1958) .

Лешли исходил из того, что сложному поведению соответствуют более комплексные мозговые связи.

В его экспериментах у животного вырабатывали какой-то навык, а затем удаляли различные участки мозга с целью выяснить, зависит ли от них этот навык.

Оказалось, что при разрушении определенной зоны коры головного мозга подопытного животного ее функции брала на себя другая зона. Для объяснения этого факта Лешли выдвинул концепцию эквипотенциальности (равноценности) участков мозга, дающей способность сохранившейся части коры компенсировать потерю.

Концепция действия массы объясняла тот факт, что качество выполнения задания снижается пропорционально объему разрушений и необязательно зависит от локализации повреждения.

Работы Лешли доказывали, что разные области мозга ответственны за различные функции, однако локализация, согласно его наблюдениям, тем менее значительна, чем сложнее психический процесс.

Новый этап в развитии бихевиоризма связан с именами Э. Толмена (1886-1959) и К.Халла (1884-1952).

Как и другие бихевиористы, экспериментальную работу вел в основном на животных (белых крысах), считая, что законы поведения являются общими для всех живых существ, а наиболее четко и досконально могут быть прослежены на элементарных уровнях поведения.

Таким образом, схема Уотсона S-R была переделана в S-O-R, где О – внутренняя переменная.

К типичным внутренним переменным относится, например, голод. Его нельзя наблюдать непосредственно, однако можно зарегистрировать по некоторым косвенным признаком – количеству съеденной пищи, времени еды, скорости ее поиска и т.д.

Толмен привнес в бихевиоризм философию, отличавшуюся от атомизма типа схемы S-R Уотсона. Он рассматривал поведение не как цепочку из отдельных реакций, а с точки зрения его целостной, молярной, по определению Толмена (а не молекулярной, как у Уотсона), организации.

Такой холистический взгляд, дававший возможность воспринимать непосредственно сложные отношения, и лег в основу молярного подхода Толмена. Стажировка в Германии и работа с К. Коффкой позволили Толмену ознакомиться с принципами гештальтпсихологии, в том числе и с теорией поля Левина.

Отражение этих идей, так же как и концепции В.Джемса (в лаборатории которого Толмен обучался, хотя и после смерти самого ученого), можно найти в теории когнитивного бихевиоризма Толмена.

Целостное поведение Толмен описывал как систему, имеющую определенную цель и связанную со своим окружением сетью познавательных отношений.

Он не просто случайно сталкивается со средой, а как бы идет навстречу ей со своими ожиданиями, строя своего рода гипотезы и даже проявляя изобретательность в поисках оптимального выхода из проблемной ситуации.

В отличие от других бихевиористов Толмен настаивал на том, что поведение не сводится к выработке двигательных навыков.

В классических экспериментах Толмена с крестообразным лабиринтом было показано, что крысы, которые заучивают моторные реакции, ориентируются хуже, чем те, которые выработали карту лабиринта, ориентируясь на гештальтзнак.

Он также исследовал факторы, влияющие на быстроту и точность построения когнитивных карт, доказав, что некоторые из них способствуют лучшему научению, а другие приводят к фиксации на определенной реакции (сужению карты), что снижает адекватность поведения в новой ситуации.

Он подчеркивал, что помимо независящих от субъекта причин (болезнь, неудачное расположение элементов ситуации) сужение когнитивных карт связано и с такими факторами, как слишком большое число повторений первоначально выученного материала и наличие избыточной мотивации или условий, вызывающих слишком сильную фрустрацию.

Таким образом, регресс, перенесение агрессии на других людей, нетерпимость и другие негативные социальные моменты вызваны во многом неадекватными картами, плохой ориентировкой в окружающем.

Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил особый тип научения, которое было названо латентным (скрытым). Скрытое, ненаблюдаемое научение имеет место, когда подкрепление отсутствует.

Тем не менее оно способно изменять поведение, о чем говорят последующие реакции организма. Так, в опытах Толмена не нуждающиеся в еде и питье крысы, попадая в лабиринт, обучались, что выяснилось в последующем, когда они быстро находили нужный стимул (еду, воду) в момент актуализации потребности.

Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихевиористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма к среде. Среди этих факторов следует особо выделить целевую регуляцию действий живых существ, их способность к активной познавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выработке двигательных навыков.

После экспериментов Толмена стала очевидной недостаточность прежних воззрений на поведение. Потребовались их пересмотр и специальное изучение объективными методами проблем, которые прежняя психология считала доступными только для внутреннего наблюдения самим субъектом.

Толмен был крупным психологом, однако ему не удалось в полной мере использовать свои открытия, оказавшиеся слишком сложными и преждевременными в 20-30-х годах.

В 40-50-е годы одной из ведущих концепций необихевиоризма стала концепция К. Халла. Халл начинал свою деятельность как горный инженер, но, переболев полиомиелитом, остался инвалидом и был вынужден искать другую работу.

Прочитав книгу В. Джемса, он увлекся психологией и решил посвятить себя этой науке. Он стремился придать психологии стройность и точность, свойственные физико-математическим дисциплинам. Халл считал, что в психологии следует выдвинуть несколько общих теорем (как в геометрии Евклида или механике Ньютона), подвергнуть их экспериментальной проверке и в случае, если они опытом не подтвердятся, преобразовать их в более адекватные положения.

Такой подход получил название гипотетико-дедуктивного метода . Халл опирался в основном на учение И.П. Павлова об условных рефлексах, считая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необходимы определенные физиологические потребности.

Чем чаще она удовлетворяется, тем сила навыка больше. Что касается величины редукции потребности, то она определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того, сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также от интервала между условным раздражителем и реакцией.

В своей теории Халл выделил понятия первичного и вторичного подкрепления. Первичным подкреплением является, например, пища для голодного организма или удар электрическим током, вызывающий прыжок у крысы.

Соединение первичного раздражителя с первоначально нейтральным придает и ему мотивирующую функцию. Например, определенное положение младенца на руках у матери, связанное с последующим кормлением (первичное подкрепление), становится вторичным подкреплением.

Халл полагал, что можно строго научно объяснить поведение организма без обращения к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его мнению, для различения объектов достаточно такого образования, как потребность.

Если в одном из коридоров лабиринта животное может найти пищу, а в другом – воду, то характер его движений однозначно определяется потребностью, и больше ничем.

Хотя в концепции Халла потребность можно рассматривать в качестве промежуточной переменной, опосредующей связь между стимулом и реакцией, сама схема поведения в его теории напоминала скорее уотсоновскую, чем толменовскую, так как изучался не целостный организм, а отдельные, атомарные поведенческие акты.

Тем самым предвосхищались будущие кибернетические модели саморегуляции поведения.

Халл создал большую школу, стимулировавшую разработку применительно к теории поведения физико-математических методов, использование аппарата математической логики и построение моделей, на которых проверялись гипотезы о различных способах приобретения навыков.

В 40-50-х годах XX в., когда в США доминировали теории научения, Халл был главным авторитетом в этой области. Но грандиозные надежды на создание комплексной теории поведения не оправдались. Механицизм Халла и отсутствие целостного подхода к поведению мешали ввести его в социальный контекст, разработать комплексную теорию обучения.

Джон Бродес Уотсон

Бихевиоризм появился практически одновременно с современной психологией в начале XX века и сегодня является одним из главных её направлений. Изначально он был чисто теоретической наукой, изучавшей поведенческие особенности человека и животных, однако впоследствии стало очевидно, что он полезен и как прикладная наука. Его наработки применяются практически во всех сферах человеческой деятельности – от воспитания детей до политики и экономики. Сегодня мы поговорим об основных идеях бихевиоризма, истории его развития и его месте в современной психологии.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм – это научное направление в психологии, изучающее поведение людей и животных. В его основе лежит предположение, что наше поведение обусловлено прежде всего реакцией на внешние события, как текущие, так и отложившиеся в наших воспоминаниях. На первых этапах своего становления бихевиоризм ориентировался на постулаты Ивана Павлова, известного своими работами по изучению рефлексов у животных и человека.

Данный термин напрямую позаимствован из английского языка, в котором слово behaviorism произошло от слова behavior (поведение).

Ранние идеи бихевиоризма озвучивались ещё в конце XIX века, но впервые его концепцию сформулировал в 1913 году американский психолог Джон Бродес Уотсон (1878 — 1958), который и считается основателем данного направления.

Джон Бродес Уотсон

Важно понимать, что на тот момент психология была молодой наукой, которую не все принимали, считая её постулаты слишком сомнительными как для научной дисциплины. Уотсон стремился найти принципы, которые превратили бы психологию в более точную науку, основывающуюся на объективных исследованиях.

Ключевые принципы бихевиоризма

Чтобы лучше понять, что такое бихевиоризм, сформулируем основные тезисы, которые однозначно определяют его и обозначают его место в современной психологии:

  1. Основной объект исследования бихевиоризма – поведение и реакции на внешние раздражители (как у человека, так и у животных).
  2. Основной инструмент сбора информации – наблюдение.
  3. Поведение определяет всю жизнедеятельность живого существа.
  4. Поведение в бихевиоризме всегда рассматривается как реакция на некие внешние мотивирующие факторы.
  5. Зная, какие раздражители присутствуют, можно достаточно точно предсказывать ответную реакцию.
  6. Фундаментальная цель бихевиоризма – предсказание реакции особи на обстоятельства и события.
  7. Все виды реакция являются либо унаследованными (безусловные рефлексы), либо приобретенными (условные рефлексы).

История развития

Как мы уже говорили, основателем бихевиоризма считается американский психолог Джон Уотсон. Он стремился сделать психологию более точной и объективной наукой, изучающей свойства психики строгими научными методами. При этом он ориентировался на работы Ивана Павлова, которого можно считать предшественником теории бихевиоризма. Именно его исследования условных и безусловных рефлексов были положены в основу данного направления.

Уотсон озвучил основополагающую идею бихевиоризма: стимул провоцирует ответную реакцию. Таким образом, поведение каждого человека всегда зависит от внешних стимулов и того, как он их воспринимает. Он был уверен, что его учение в будущем позволит сделать каждого человека полезным для общества и востребованным, независимо от врожденных талантов и базовых предпосылок.

Впоследствии эстафету подхватил американский психолог Беррес Скиннер, ставший главным популяризатором бихевиористической теории XX века. Он разработал большое количество исследовательских методик, позволяющих анализировать поведение, выявлять в нём закономерности и сопоставлять с определенными внешними факторами. Скиннер внёс огромный вклад не только в развитие бихевиоризма, но и в его популяризацию. Он позиционировал данное направление психологии как инструмент, который позволит преобразить социум, повысить качество жизни и культурный уровень.

Немалый вклад в развитие научного направления внёс также американский психолог Эдвард Торндайк. Впоследствии его наработки позволили значительно дополнить и усовершенствовать общую теорию бихевиоризма, однако в классическую концепцию они не попали, поскольку принимали в расчёт субъективные и физиологические характеристики человека. В частности, Торндайк считал, что исходной точкой формирования реакции становится не просто стимул, а некая ситуация, вызывающая у человека отклик – положительный или отрицательный. В таком случае человек реагирует, а если стимул ему безразличен, то и реакции не последует.

Бихевиоризм в психологии

Ключевая идея данного направления психологии заключается в том, что всё поведение человека является следствием не мыслей и чувств, а реакции на внешние стимулы. Таким образом, всегда должна присутствовать связка из двух элементов:

  • Стимул. Некое воздействие внешнего мира, произошедшее в данный момент или оказавшее влияние на человека ранее.
  • Реакция. Действия, предпринимаемые для того, чтобы приспособиться к воздействию.

Часто присутствует также третий элемент – подкрепление. Это дополнительный фактор, который может повлиять на решение человека. Возможны две формы подкрепления:

  • положительное (побуждает отреагировать и запомнить эту реакцию как правильную);
  • отрицательное (заставляет воздержаться от реакции и воздерживаться от неё впредь).

В качестве положительного подкрепления может выступать похвала или поощрение. В качестве отрицательного – критика или наказание.

Внутренние мотивы бихевиористы не рассматривают в качестве факторов, обуславливающих поведение. При этом они их не отрицают, но считают, что они крайне сложны для объективного изучения, поэтому будут негативно влиять на точность научной модели. В самом определении того, что такое бихевиоризм, заложено утверждение, что в нём рассматриваются только внешние стимулы и следующие за ними реакции.

Исследования бихевиоризма имеют две основных цели:

  1. Предугадать реакцию, зная стимул (или набор стимулов).
  2. Определить стимул по реакции (или для вызова реакции).

Изначально психологи считали, что поведение человека является непредсказуемым и зависит от множества внутренних факторов, которые невозможно учесть. Но после того, как бихевиоризм стал одним из ключевых направлений в психологии, концепция несколько поменялась. Понимание того, какие стимулы могут провоцировать определенные поступки, позволяет не только предсказывать поведение человека, но и влиять на него, достигая желаемого результата.

Направления бихевиоризма

В рамках современного бихевиоризма существует довольно много самостоятельных направлений, при этом нет достаточно точной классификации, которая объединяла бы их все. Рассмотрим наиболее важные направления:

  1. Методологический. Это классический бихевиоризм, в основе которого лежит утверждение, что лишь внешние стимулы оказывают влияние на поведение человека. Он не принимает во внимание мысли и чувства ни качестве причины, ни в качестве следствия.
  2. Радикальный. В основе данного направления лежит подход Скиннера, считавшего внутренние события не менее важными. Он считал, что они также зависят от внешних стимулов и могут оказывать влияние на то, как человек воспринимает различные обстоятельства.
  3. Теоретический. В рамках данного течения также принимаются в расчёт мысли и чувства, которые можно наблюдать, анализировать и даже измерять количественно благодаря современным технологиям.
  4. Психологический. Данное направление основал американский психолог Артур Стаатс как прикладную науку, рассчитанную на практическое применение. В частности, психологический бихевиоризм активно применяется в детском воспитании, а также при разработке современных подходов к образованию.

Плюсы и минусы бихевиоризма

Бихевиоризм – это хорошо проработанное направление в современной психологии, обладающее прочным научным фундаментом. При этом существуют определенные ограничения в его применении, поскольку у него есть как преимущества, так и недостатки. Практикующие психологи обычно учитывают их, выбирая, какой инструмент использовать для достижения наилучшего эффекта.

Основные плюсы бихевиоризма заключаются в том, что он:

  • стал одним из важнейших направлений в психологии, расширил её, позволил сделать её не только прикладной, но и более объективной наукой;
  • показал себя как эффективный инструмент для изучения, объяснения и предсказания поведения, а также влияния на него;
  • достаточно достоверно установил поведенческие закономерности.

Противники бихевиоризма критикуют его за следующие минусы:

  • игнорируются сознание, воля, мотивация, рефлексия и прочие мыслительные процессы человека;
  • человек рассматривается как животное, а все формы его поведения – как система инстинктов и рефлексов;
  • все поведенческие навыки сводятся к базовым реакциям на раздражители;
  • бихевиоризм не объясняет, почему человек стремится к удовлетворению потребностей, находящихся на вершине пирамиды Маслоу.

Заключение

Бихевиоризм – это важнейшее направление современной психологии с мощным теоретическим фундаментом и обширными возможностями практического применения. Он недостаточно универсален, и всё же в некоторых сферах он показал себя очень эффективным инструментом. Его основная задача заключается в том, чтобы объяснить особенности нашего поведения. В некоторых случаях это получается блестяще, но безупречной точности он не обеспечивает. Впрочем, психология – это наука, в которой точных методов существовать просто не может из-за бесконечной сложности предмета изучения.

Бихевиористское течение предполагало, что психологии следует отойти от изучения психологических процессов, поскольку они, по мнению бихевиористов, не могут наблюдаться научными методами, быть строго фиксируемыми и экспериментально подтверждаемыми. Вместо этого предлагалось сосредоточиться на объективных причинах поведения человека, на том, как влияют на него внешние стимулы — явления и предметы.

Именно на стыке XIX—XX вв.еков психологи начали проводить эксперименты, многие из которых впоследствии стали классическими. Психология становилась эмпирической, а не чисто умозрительной наукой, что и послужило подспорьем в развитии бихевиористского течения.

Необходимо признать, что в развитии психологии бихевиоризм сыграл очень большую роль, заложив основы будущих когнитивной психологии, рационально-эмоционально-поведенческой терапии и собственно необихевиоризма, используемого сегодня, например в области педагогики и коррекции поведения.

Стимул здесь — наблюдаемый извне раздражитель, действующий на человека, а реакция — это его движение при совершении действия, вызываемое стимулом. Стимулами могут быть зрительные раздражители, звуки, изменения среды — влажности или температуры, — но не чувства человека или его желания.

Поскольку стимул и реакция объективно связаны, предполагалось, что, выявив их связи, станет возможным моделировать человеческое поведение, не вдаваясь в подробности психологических процессов.

Именно им он обязан определением поведения как объективно наблюдаемой системы реакций организма на различные стимулы.

Во второй половине ХХ века Беррес Фредерик Скиннер открыл принцип оперантного обусловливания, согласно которому условные рефлексы могут образовываться не только путем подкрепления стимула, но и подкреплением возникающей на него реакции. Скиннер был последовательным бихевиористом и отвергал роль мыслительных механизмов в психологии, но при этом его влияние на современников было настолько велико, что в 1972 году Американская психологическая ассоциация признала его наиболее выдающимся психологом ХХ века, поставив впереди Зигмунда Фрейда.

Незадолго до этого, в 1969 году, Альберт Бандура предложил свою теорию социального научения, включающей в список мотивов, формирующих человека, наравне с внешними влияниями среды также и когнитивные и внутренние факторы. Именно тогда начался закат классического бихевиоризма и переход его методов в разряд не более чем одного из инструментов практикующего психолога.

Читайте также: