Развитие промышленности торговли путей сообщения при александре i кратко

Обновлено: 30.06.2024

Во второй половине XIX в. положение экономики России было плачевным. Крымская война расстроила финансовую систему страны. Расходы государства значительно превышали доходы, деньги катастрофически обесценивались, казна была пуста, промышленность землетленность и торговля не имели надежного кредита, а лесная бодные капиталы стремительно уплывали за границу.

Надо было предпринимать серьезные меры. Император Александр II стал выдвигать на руководящие посты новых людей, способных предложить смелые решения назревших экономических проблем.

В 1862 г. управляющим Министерством финансов был назначен М.Х. Рейтеры (1820—1890). Это был самый молодой министр в правительстве. Он оставался на своем посту 16 лет.

Рейтерн составил обширную программу оздоровления экономики: государство должно активно способствовать развитию народного хозяйства. Особое значение министр придавал поощрению частной инициативы предпринимателей.

В былые времена главное финансовое ведомство являлось в первую очередь Министерством бюджета. Его ососновные функции сводились к собиранию податей и распределению получаемых средств на различные надобности. Новый министр финансов решил изменить устоявшуюся практику. Если до того бюджетные показатели составляли государственную тайну, то Рейтерн сразу же добился согласия царя на превращение бюджета государства в открытый и доступный для ознакомления документ. Были разработаны правила составления финансовых смет, ведения учета государственных финансовых ресурсов. С 1862 г. роспись государственных расходов и доходов начали публиковать.

Важнейшая задача состояла в том, чтобы добиться формирования государственного бюджета до наступления нового года и неукоснительно соблюдать его параметры. Министр финансов стремился сбалансировать расходно-приходные статьи и сократить огромный дефицит, грозивший банкротством всему финансовому хозяйству. Это требовало значительного сокращения расходов страны.

В 1860—1870-е гг. под руководством Рейтерна и по его инициативе сформировалась экономическая политика страны, Министерство финансов стало ее регулятором. Министр прекрасно понимал, что для укрепления финансов, стабилизации рубля, создания сильного и сбалансированного бюджета требовались оздоровление всей хозяйственной жизни страны, раскрепощение частной инициативы, привлечение капиталов из-за границы. Отечественным м. X. Рейтерн капиталам необходимо предоставить свободу действий.

Постепенная реализация этой программы открывала широкие экономические перспективы и принесла заметные плоды. Именно при Рейтерне Россия начала трансформироваться из страны сугубо аграрной в аграрно-индустриальную.

Первые наиболее крупные современные предприятия тяжелой промышленности, первые частные коммерческие банки возникли в тот период, когда М. X. Рейтерн занимал министерский пост. При нем были осуществлены значительные железнодорожные проекты. Была проведена реформа налогового обложения, сняты многие административные ограничения для занятий предпринимательством, введены облегченные правила деятельности частных компаний, число которых постоянно увеличивалось.

В этот период сформировалась государственная банковская политика, возникли крупнейшие учреждения частного коммерческого кредита, были упорядочены правила проведения операций с ценными бумагами. Новый таможенный тариф сократил до минимума экспортные пошлины. В то же время были снижены ставки обложения импорта, особенно в части, касавшейся поставок машин и сырья для промышленности.

Под патронажем Министерства финансов в России начался железно­дорожный бум, С 1865 по 1875 г. протяженность железнодорожной сети увеличилась почти в пять раз — с 3842 до 19 029 верст. Невиданные темпы требовали крупных инвестиций. На эти цели Министерство финансов использовало государственные средства и иностранные займы. Для обеспечения транспортных артерий оборудованием и подвижным составом создавались большие машиностроительные и металлургические заводы. Началось быстрое освоение районов Донбасса и Баку, превратившихся впоследствии в крупнейшие промышленно-сырьевые зоны отечественной промышленности.

Удешевлялась и упрощалась транспортировка грузов, в том числе и экспортных. Последнее обстоятельство было особенно важным, т. к. главной статьей вывоза являлась сельскохозяйственная продукция, в первую очередь зерно. Если в 1863 г. общий доход от экспорта составил 154,5 млн руб., то в 1867 г. — 244,8 млн руб.

Постепенно взгляды министра финансов на пути и методы промышленного развития страны претерпели су­щественные изменения. В 1870-е гг. министр финансов выступал уже, с одной стороны, за жесткий государствен­ный контроль над предпринимательством, как это имело место, например, в Германии, а с другой — за твердую протекционистскую таможенную политику.

Министерство начало сдерживать акционерное учредительство, стремясь в первую очередь к тому, чтобы крепко встали на ноги уже созданные акционерные общества. Рейтерна отличало еще одно важное качество: он не боялся отстаивать непопулярные меры. Так, в середине 1860-х гг. он твердо высказался за продажу США Аляски. Защищать эти удаленные территории Россия не в силах, способствовать их хозяйственному освоению не имеет никакой возможности. Империи не нужна эта обуза, считал Рейтерн. Она требует лишь финансовых расходов и чревата военным столкновением с другими державами.

Мудрость государственного деятеля, как ее понимал Рейтерн, состоит в том, чтобы во имя большего уметь поступаться малым. Аляска была продана в 1867 г. за небольшую плату — 7,2 млн. долларов (по нынешнему курсу сумма составляет около 1 млрд долларов). Эти средства были вложены в железнодорожное строительство.

Во время своего правления Александр I держал курс на укрепление государства через реформы. Он создал Негласный комитет, в который входили его друзья юности: Строганов, Кочубей, Чарторыйский и Новосильцев.

Александр I упразднил установленную Петром I коллегиальную систему управления. На смену ей пришла министерская система, которая состояла из 8 министерств: морского, военного, коммерции, финансов, иностранных дел, внутренних дел, министерства просвещения, министерства юстиции. Такой ход помог Александру I укрепить государство.

Экономика Александра Первого: реформы и последствия

В 1809 году начал свою политическую деятельность М.М. Сперанский. Им был предложен проект первой Конституции, в основе которой лежал принцип разделения властей при абсолютном самодержавии. Сперанский предлагал разделить все население на три слоя: дворянство, среднее сословие и рабочий народ. Причем представители более низкого класса после приобретения какого-либо имущества становились на ступень выше. Сперанским был утвержден Государственный совет как законодательный орган.

Политика Александра I дала толчок для торговли. Был разрешен свободный выезд за границу, беспошлинная торговля через Одессу, ввоз сельскохозяйственной техники и оборудования для промышленности.

После Войны 1812 года Александр I продолжил работать над изменением государственного строя. В 1815 году была обнародована Польская Конституция. В 1818 году была дарована автономия Бессарабии.

Под руководством Новосильцева была создана Государственная Уставная Грамота Российской Империи, которая предусматривала разделение властей на Верховный Суд и исполнительную власть в лице монарха. Империя делилась на 12 наместничеств, которые имели свое самоуправление. В Грамоте закреплялись основные права и свободы человека: право частной собственности, свободы слова и печати.

Под конец своего правления Александр I подписал военную реформу, предложенную министром военных дел П. Аракчеевым. В результате были образованы военные поселения, в которых солдаты, помимо военных обязанностей, в свободное время выполняли крестьянскую работу. Армия переходила на самообеспечение.

Автор поста: Alex Hodinar
Частный инвестор с 2006 года (акции, недвижимость). Владелец бизнеса, специалист по интернет маркетингу.


Либеральный. Стремление провести либеральные преобразования.

Негласный комитет ( 1801-1803)- неофициальный орган власти, входили друзья: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский. Они разрабатывали реформы. Полностью Негласный комитет распущен в 1805 году из-за несогласий с императором по ряду вопросов.

Преобразования

Реформа органов центрального управления

1802 г. - расширение прав Сената, верховного органа в империи (административная, судебная и контролирующая власть);

Из всего проекта осуществлён один пункт: в 1810 г. создан Государственный Совет – законосовещательный орган при императоре, за Сенатом сохранены функции высшего судебного органа.

Указом 12 декабря 1801 г. лишение дворян монопольного права на частную собственность. Купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне получали право покупать землю.

Запрещение публикаций объявлений о продаже крестьян без земли;

Реформа системы образования:
• Создание 4-ступенчатой единой системы бесплатного образования для всех сословий (одноклассное приходское училище при церковном приходе, уездное трехклассное училище, шестиклассная гимназия в губернском городе, университет во главе учебного округа); Было создано 6 учебных округов - Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский.

ВЫВОД:

Главными особенностями данных реформ были их половинчатый характер и незавершенность. Данные реформы привели к незначительным изменениям в системе государственного управления, но не решили главных проблем — крестьянского вопроса и демократизации страны.

В этом же 1811 г. реформы Сперанского были прекращены. В марте 1812 г. М. Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири — фактически отправлен в почетную ссылку.

2 период: 1815-1825. Консервативный

Период характеризовался постепенным отказом от реформ.

А.А.Аракчеев предложил освободить крестьян посредством выкупа их у помещика с последующим наделением землей за счет средств казны. Д.А.Гурьева, министр финансов: отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно.

Е.Ф.Канкрин,министр финансов: медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 г

Н.Н. Новосильцев, министр юстиции – Государственная уставная грамота

Ни один из проектов них так и не был реализован.

ВЫВОД: был сделан первый шаг к ликвидации крепостного права. Но само оно не было ликвидировано, так как большинство помещиков выступало против этого, а повторять судьбу отца Александр 1 не хотел.

Читайте также: