Развитие нефтедобычи на кавказе сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Кавказ — исторический центр отечественной нефтедобычи: в 1806 году, на момент присоединения региона к Российской Империи, на его территории извлекали уже почти 4 тысячи т нефти в год, что по меркам того времени считалось очень высоким показателем.

Именно там простирается старейший нефтегазоносный бассейн России — Северо-Кавказский. Отчасти залежи провинции расположились на территории нынешней Чеченской Республики. Как развивалась нефтяная промышленность кавказской республики, и сколько нефти добывает Чечня сегодня?

Немного истории

Нефть, залегающая на территории республики, преимущественно представляет собой лёгкое малосернистое сырьё с низкой стоимостью. Большую часть сырья чеченские добывающие компании получали из верхних пластов фонтанным способом.

В 1922 году объёмы добычи нефти в Чечне превышали 2 млн т, к 1938 году — достигли 6 млн т.

Опережающими темпами развивалась перерабатывающая промышленность. В советские времена на территории республики действовали Чеченский газоперерабатывающий завод и 3 нефтеперерабатывающих завода:

В отдельные периоды предприятия суммарно производили 19 млн т нефти в год — такая мощность превышала объёмы добычи в регионе, поэтому часть сырья доставлялась с других центров нефтедобычи.

В годы Великой Отечественной войны отрасль пошла на спад: в 1941 году было получено чуть более 3 млн т нефти. После разрушительной войны в регионе вновь нарастили добычу. Так, в 1965 году нефтяные компании извлекли 8,8 млн т.

Пика добычи на тот момент Чечено-Ингушетия достигла в 1971 году, добыв 21,2 млн т нефти — это около 7% от общего объёма добычи в СССР. Переработка нефти тоже достигла рекордного уровня — 24 млн т.

В 1980 году объём добычи нефти на территории Чечни составлял 7,4 млн т, в 1985 году — 5,3 млн т, в 1990 году — 4,2 млн т, в 1991 году — 4,1 млн т. Последовавший распад Советского союза и череда военных действий привели стабильную нефтяную промышленность в бедственное положение.

Кризис отрасли после распада СССР

В результате распада Советского союза начался процесс приватизации нефтяных предприятий. Автономным республикам передавали объекты ТЭК, однако в Чечне принцип раздела ресурсов пошёл по совершенно иному сценарию. Наряду с частными организациями часть нефтяных ресурсов попала под контроль преступных группировок и военных формирований.

На фоне нестабильной ситуации всё ещё относительно высокая производительность нефтяных предприятий сошла на нет. Уже во времена независимости республики, в 1992 году объёмы добычи сократились ещё до 3,6 млн т, 1993 год Чечня завершила с максимальным за последние 27 лет результатом в 2,5 млн т.

В дальнейшем объёмы добычи сокращались огромными темпами — во многом в связи с военными действиями в 1994-1996 и 1999-2009 гг. В 1995 году нефтедобыча упала до 629 тысяч т, однако ключевые объекты ТЭК продолжали работать. Во время второй чеченской войны на стыке веков были разрушены многие добывающие активы.

В целом за период 1991-2000 гг. Чеченская Республика потеряла свыше 10 млн т нефти.

В нефтяной отрасли Чеченской Республики вновь произошёл скачок: если в 2000 году объёмы добычи составляли всего 73 тысяч т, то в 2002 году — уже 1,5 млн т.

В следующие годы показатели также демонстрировали рост. В 2003 году на территории Чечни было извлечено 1,7 млн т нефти, в 2004 году — 1,9 млн т.

Сколько сейчас добывает Чечня?

Восстановительный период чеченской нефтяной отрасли дошёл до наивысшей точки в 2009-2010 годах: в это время добыча держалась на уровне 2,1 млн т в год.

Однако затем объёмы нефтедобычи снова снизились, и на этот раз до весьма критической отметки. В 2012 году в Чечне извлекли 639 тысяч т нефти, в 2013 году — 492 тысячи т, в 2014 году — 447 тысяч т.

В последующие годы добыча нефти продолжила стремительное падение: в 2015 году получено 370 тысяч т, в 2016 году — 171 тысяча т, в 2017 году — 117 тысяч т. В 2018 году добыли 94 тысячи т нефти, а в 2019 году — всего 74 тысячи т.

Сейчас доля разведанных запасов и добычи в Чеченской Республике составляет около 50 млн т — менее 1% от общероссийских показателей.

Поэтому сейчас нефтяникам Чечни приходится наряду с добычей нефти выкачивать огромное количество технологической воды. В среднем в Республике ежесуточно получают чуть более 200 тонн нефти.

Баку и Северный Кавказ были основным источником нефти для всей экономики СССР. После потери Украины резко выросло значение Кавказа и Кубани как источника зерна. Здесь же находились запасы стратегического сырья. Грозненские, майкопские и бакинские нефтеносные районы обеспечивали порядка 90% добычи нефти в СССР. Также регион располагал стратегически важными для военной промышленности месторождениями вольфрамомолибденовых руд, а с потерей украинских черноземов возросло значение Кубани и Кавказа в обеспечении страны продовольствием, особенно зерном.

. В июле 1942 года СССР вновь оказался на грани катастрофы — Красная армия снова вынуждена была отступать далеко на восток. Москва хотя и была спасена в боях минувшей зимы, но фронт все еще стоял в 150 км от нее. Ленинград находился в блокаде, а на юге был потерян Севастополь. Враг захватил Северный Кавказ и рвался к Волге. Вновь, как и в начале войны, среди отступающих войск появились признаки падения дисциплины, паникерства и пораженческих настроений.

К июлю 1942 года из-за отступления армии СССР потерял половину своего потенциала. За линией фронта, на оккупированной немцами территории, до войны проживало 80 млн людей, производилось около 70% угля, чугуна и стали, пролегало 40% всех железных дорог СССР, находилась половина поголовья скота и посевных площадей, ранее дававших половину урожая.

7. Вершинин К.А. - советский военачальник, Главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР, Главный маршал авиации (1959), Герой Советского Союза (1944).

В сентябре 1941 г. назначен командующим ВВС Южного фронта. Руководил боевыми действиями ВВС фронта в Донбасской оборонительной операции в сентябре — ноябре 1941 г., в Ростовской оборонительной (ноябрь 1941) и Ростовской наступательной операции в ноябре — декабре 1941 г. В первой половине 1942 г. участвовал в Барвенковско-Лозовской и Харьковской оборонительной операциях. Генерал-майор авиации (22.10.1941).

С мая 1942 г. — командующий 4-й воздушной армией (действовала в полосе Южного, Северо-Кавказского и Закавказского фронтов), участвовал в оборонительных боях на южном фланге советско-германского фронта летом и осенью 1942 г. В сентябре 1942 — апреле 1943 гг. — командующий ВВС Закавказского фронта, в которые входили 4-я и 5-я воздушные армии, а также ВВС Черноморского флота. Хорошо проявил себя в период оборонительного и наступательного этапа Битвы за Кавказ.

Вершинин сумел добиться сосредоточения своей немногочисленной авиации на решающем направлении и обеспечил пусть и временное, но превосходство в воздухе на направлении главного удара войск фронта.

В мае 1943 г. генерал-майор авиации К. А. Вершинин вновь назначен командующим 4-й воздушной армией, теперь входившей в состав Северо-Кавказского фронта. Во главе армии участвовал в невиданном к тому времени по размаху и ожесточённости воздушном сражении на Кубани в апреле-июне 1943 г. Там Вершинин широко применял постоянное дежурство авиа наводчиков на переднем крае, массированное применение сил в ходе воздушных боёв.

Затем 4-я воздушная армия успешно действовала в Новороссийско-Таманской (сентябрь-октябрь 1943), Керченско-Эльтигенской десантной (ноябрь-декабрь 1943),Крымской стратегической (апрель-май 1944) наступательных операциях.

Флаг над Эльбрусом.

Советское командование перевалы должным образом к обороне не подготовило, посчитав их и без того непреодолимыми для противника. С 17 августа по 9 сентября 1942 года почти все они оказались под контролем немецких егерей, сумевших кое-где продвинуться на 10-15 километров. К 18 августа подразделения дивизии "Эдельвейс" вышли на южные склоны Эльбруса, захватили перевалы Хотю-Тау, Чипер-Азау, а также турбазы "Кругозор" и "Приют одиннадцати". Было отобрано 150 наиболее подготовленных альпинистов и горнолыжников. И 21 августа 1942 года группа горнострелковых егерей подняла на вершине (на западной и на восточной) Эльбруса флаг со свастикой.

К концу сентября врага на Северном Кавказе удалось остановить. Понеся большие потери, гитлеровцы перешли к обороне. Бои приняли затяжной характер.

В начале ноября 1942г. создается "Группа 80" с целью выбить немцев из "Приюта одиннадцати", подняться на Эльбрус и водрузить там советские флаги. Отбирали в группу наиболее крепких и выносливых бойцов. Они не имели альпинистской подготовки (для их обучения отвели два дня), специальной одежды, обуви, снаряжения. Из-за погодных условий задачу выполнить не удалось.

В феврале 1943 года был сформирован отряд из опытных воинов-альпинистов, прошедших школу боев в горах, имеющих 10-15-летний стаж альпинистской практики и знакомых друг с другом по совместным довоенным тренировкам и восхождениям. На задание выступили тремя группами. Все необходимое - палатки, спальные мешки, альпинистское снаряжение, продукты питания, а также оружие - несли на себе. 9 февраля 1943 года группы встретились в "Приюте одиннадцати" и объединились в один отряд. На Эльбрусе бушевала непогода. Пока ее пережидали, начало заканчиваться продовольствие. Отряд разделили на две группы и начали штурм. Первая группа отправилась на западную вершину 13 февраля задолго до рассвета. Поднялись за девять часов. 17 февраля, когда метель несколько выдохлась, в дело вступила вторая группа, которая водрузила советский флаг на восточной вершине.

В. Сапрыков-Саминскимй. Флаги над Эльбрусом. Московский журналN 9 -2006 г

9. Ленд-лиз. В Красную армию поступили: “Geral Stuart”, “Valentine”, “A20 Boston”.

Ленд-лиз (от англ. lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём) — это государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.

Три маршрута доставки в СССР —а) тихоокеанский, б) трансиранский в)арктические конвои. Ни один из этих маршрутов не являлся полностью безопасным.

§ Самый быстрый (и самый опасный) арктический конвой. Морская часть пути от восточного побережья США до Мурманска занимала около 2 недель. Груз с северными конвоями шёл также через Архангельск и Молотовск (ныне Северодвинск), откуда по спешно достроенной ветке железной дороги грузы шли на фронт. Моста через Северную Двину ещё не существовало, и для переброски техники зимой намораживали метровый слой льда из речной воды, так как естественная толщина льда (65 см зимой 1941 года) не позволяла выдержать рельсы с вагонами.

§ По Трансиранскому маршруту морская часть пути от восточного побережья США до берегов Ирана занимала около 75 дней. Далее доставка грузов осуществлялась судами Каспийской военной флотилии.

Дуглас А-20 Бостон – бомбардировщики, Белл Р-39 Аэрокобра и Хоукер Харрикейн – истребители.

Город Гизель.

Бой в селе Гизель, район г. Владикавказ (в то время — Орджоникидзе), где было остановлено наступление немецких войск на Северном Кавказе. 7 ноября 1942 г.

Приют 11 (Эльбрус).

Приют одиннадцати в течение многих лет имел статус самой высокогорной гостиницы Европы.

17 августа 1942 года немецкие горные стрелки, проникнувшие в Приэльбрусье через перевал Хотютау, без единого выстрела заняли Приют 11. В этот день на приюте 11 находились начальник метеорологической станции А. Ковалев, его жена — метеоролог и радист, а также группа разведчиков в составе трёх человек, посланная командованием советских подразделений, находившихся в то время в Баксанском ущелье. Около 10 часов зимовщики и разведчики заметили, что с перевала Хотю-Тау движется колонна немецких егерей. Учитывая неравенство сил, они решили спуститься в Баксанское ущелье, захватив с собой наиболее ценное оборудование. Под покровом облаков они незамеченными спустились в Азау.

Заняв гостиницу немецкие егеря совершили восхождения на Эльбрус и установили там нацистские флаги. Советские войска предпринимали неоднократные попытки выбить немцев с Приюта Одиннадцати. Однако, благоприятные для оборонявшихся условия местности и хорошо укреплённые позиции немецких войск не позволили это сделать. После поражения немецких войск под Сталинградом обстановка на Кавказском фронте сильно изменилась. Немецкие войска были вынуждены оставить Кавказ из-за угрозы окружения. 10-11 января 1943 года немецкие горно-стрелковые части покинули верховья Баксанского ущелья и ушли с Приюта Одиннадцати.

Ставропольский край: курс на миллион тонн

Пик добычи нефти на Ставрополье был пройден еще в 1970 году, когда из недр было извлечено почти 6,4 млн тонн. Однако уже к 1990 году добыча упала до 1,8 млн тонн, а к 2000 году – до 1 млн тонн. Тем не менее самая низкая точка была пройдена в 2014 году, а в последние пару лет уровень добычи заметно вырос, составив в 2016 году 881,5 тыс. тонн. Иными словами,

сейчас главная задача ставропольских нефтяников вновь преодолеть уровень в миллион тонн в год.

Дагестан: на суше и на море

Тем не менее, отмечают в ДНЦ РАН, по прогнозным ресурсам углеводородов Дагестан занимает лидирующее положение среди республик Северного Кавказа, а степень изученности территории республики бурением и сейсмикой по-прежнему находится на низком уровне.

Чернышов приводил этот комментарий в конце 2014 года, когда о планах добывать 6-7 млн тонн нефти в год заявила созданная в Дагестане государственная нефтегазовая компания, но дальше деклараций дело предсказуемо не пошло.

Промышленная добыча нефти в Ингушетии началась в 1933 году, и к настоящему времени, как и в других регионах Северного Кавказа, месторождения углеводородов в республике характеризуются высокой степенью выработанности.

В 2016 году степень выработанности ингушских месторождений нефти оценивалась более чем в 93%, а объем прогнозных ресурсов – всего в 8,5 млн тонн.

Соответственно, объемы добычи в Ингушетии очень невелики: за последнее время максимальный уровень был достигнут в 2015 году – 65 тыс. тонн нефти.

Северная Осетия: частный прецедент

Общие запасы нефти в Северной Осетии оценивались как минимум в 10 млн тонн, однако, как обычно на Кавказе, звучали и более смелые прогнозы – до 65 млн тонн.

Сокровища нации

В прошлом веке Дагестан считался нефтеносным краем. Нефть и газ считались сокровищами республики. В лучшие времена "Дагнефть" ежегодно выкачивала из 220 скважин до 560 тысяч тонн нефти и 780 млн кубометров газа, а в 70-е годы – даже больше. Правда, уже к концу 90-х этот показатель упал до 360 тысяч тонн, а в 2009-м и вовсе составил 164 тысячи тонн. При этом, по статистике, республика потребляет свыше 500 тысяч тонн нефтепродуктов, что в пересчете на сырую нефть составляет примерно 4 млн тонн.

В чем же секрет такой "нефтяной деградации"? По мнению ряда экспертов, по дагестанской нефти больно ударили перестройка и постперестроечный период. Дело в том, что в республике не было собственных перерабатывающих мощностей. Добытое сырье перекачивали по трубопроводу до Нефтекумска (Ставропольский край), а оттуда по железной дороге – в Чечню, на грозненский нефтеперерабатывающий завод. Но с приходом к власти чеченских сепаратистов во главе с Джохаром Дудаевым положение резко изменилось. Чеченцы за полученную нефть платить перестали, а когда через мятежную республику Дагестан попытался гнать составы на Тихорецк, чеченские боевики их попросту грабили. В результате железнодорожное движение по территории Чечни было перекрыто, а обходных путей не существовало (объездную дорогу через Калмыкию и селение Баба-Юрт открыли только в 1997 году). Добытую нефть Дагестану девать было некуда, и только за 1993 год ее добыча упала наполовину, многие скважины были закрыты. И до сих пор республика не может нарастить объемы добычи нефти.

Однако, есть и другая точка зрения на сложившуюся ситуацию. Как считают некоторые историки, впервые своеобразное вето на дагестанские запасы нефти наложил еще Иосиф Сталин. Сталинское руководство якобы намеренно замораживало объемы нефтедобычи в Дагестане. Последний раз нефть здесь качали максимально возможными объемами в 1942 году, когда немцы рвались к Волге, и решалась судьба страны. Но к концу войны генералиссимус вновь приказал сократить добычу. Хотя и позже в республике велись геологоразведочные работы, строились новые вышки.

Все это не случайно. Отец народов, вникнув в ситуацию, принял решение сделать Дагестан стратегическим нефтяным арсеналом СССР на случай чрезвычайных ситуаций. Почему? Да потому, что секрет местной нефти в ее особом качестве. Она сформирована в подземных пластах периода мезозоя и отличается пониженным содержанием сероводорода. Такого качества нефть добывают у нас разве что в Чечне. Из нее можно получать самые лучшие сорта горючего, масел и других нефтепродуктов, необходимых для авиации и космической техники, современных вооружений и гражданской техники. Ничего подобного нельзя производить из нефти большинства месторождений мира. Нефть Сибири и Севера хуже дагестанской и чеченской на порядок. Легкая, малосернистая нефть Дагестана с высоким содержанием метановых углеводородов практически полностью (98%) экспортируется через порт в Новороссийске. Взамен в республику ввозятся нефтепродукты.

Некоторые специалисты сетуют на недальновидную политику времен СССР, когда интересы нефтяной отрасли были сосредоточены на Западной Сибири в ущерб поисковым работам в новых потенциально нефтегазоносных районах. Развитию работ мешал также жесткий экологический режим, установленный в отношении каспийского водоема. Однако есть и другое мнение: Советский Союз планировал использовать кавказскую нефть исключительно для прорыва в высоких технологиях, полетов в космос, развития авиации новых поколений. Ее берегли как особый энергетический резерв на будущее, ведь ключевое значение в этом будущем отводилось авиации, ракетам, спутникам.

Сегодня это время настало. Как считают многие аналитики, Россия "проспала" нужный момент, когда в Дагестане необходимо было широко развернуть разведочные работы и открывать новые месторождения. Виною всему опять же "смутное время" социально-политических перемен. Наше Отечество тогда упустило возможность реального доминирования в нефтеносном Каспийском регионе. А вот Азербайджан с первых дней независимости заявил о желании привлечь международных инвесторов и в первую очередь обратился к России. В ноябре 1993 года Россия и Азербайджан подписали соглашение о сотрудничестве в разработке шельфа "азербайджанского сектора" Каспийского моря, но Москва денег не нашла. И в 1994 году Государственная нефтяная компания Азербайджана подписала Гюлистанский контракт с 12 иностранными нефтяными компаниями по разработке месторождений Азери, Гюнеши, Чираг. Западные бизнесмены не побоялись даже кровавого конфликта в Нагорном Карабахе и политической нестабильности. С 1994 года в нефтедобычу в Азербайджане они вложили более 38 млрд долларов. Эти деньги позволили Азербайджану активно начать разработку шельфа. Теперь эта страна добывает в год 11 млн тонн нефти.

Наконец, есть третий фактор, который сдерживал развитие нефтяной отрасли в Дагестане. До последнего времени активный поиск и разработка месторождений, по мнению дагестанского аналитика Сергея Исрапилова, не устраивал определенные круги республиканской элиты: "В начале 1990-х годов решением руководства страны Дагестану были выделены квоты на продажу нефти за валюту. В то время в Дагестане добывалось более 570 тысяч тонн нефти в год. Мотивировалось это решение поразвившим республику глубоким экономическим кризисом. Доходы от продажи нефти должны были аккумулироваться на счетах республики в одном из парижских банков, чтобы затем расходоваться на приобретение современного оборудования, на техническое перевооружение промышленности Дагестана. За эти годы на зарубежных счетах "осели" сотни миллионов долларов. С тех пор на доходах от нефти были созданы многие крупные состояния, и все равно нефть остается одним из наиболее привлекательных источников обогащения для республиканских политиков, и допускать в эту сферу "чужих", конечно, не хочется. Однако и не допускать уже невозможно: пока Азербайджан превращается в "новый Кувейт", добыча нефти в соседнем Дагестане продолжает непрерывно падать".

А между тем нефтяных инвесторов, желающих вложиться в перспективную республику, более чем достаточно. В последние годы Дагестан с его еще не разведанными нефтяными месторождениями становится сферой интересов крупных нефтедобывающих компаний.

"Дагестан после Персидского залива считается самым важным нефтяным регионом на евроазиатском континенте, - утверждает итальянский журналист Франческо Бигацци. - Нет никаких сомнений: кто контролирует Дагестан, тот контролирует каспийскую нефть". Итальянец не преувеличивает: потенциальные месторождения нефти в республике поистине гигантские. Хотя вроде бы за всю историю нефтедобычи здесь открыто 52 месторождения, и все они в основном мелкие. За время эксплуатации из них извлечено около 40 млн тонн нефти. Пиковый уровень добычи - 2,2 млн тонн был в 1970 году. Четверть месторождений к настоящему времени полностью истощена, текущие извлекаемые запасы составляют около 14 млн тонн. Основная их часть расположена на суше. Казалось бы, как можно это сравнивать с Персидским заливом?

Однако, если говорить о перспективах, то официальные оценки ресурсов республики по скромным официальным данным достигают 273 млн тонн нефти и конденсата. По мнению российских ученых, они оцениваются не менее чем в 200 млрд долларов. На сегодняшний день здесь разведано лишь 30% суши и всего 1% акватории дагестанского шельфа Каспия, где, по прогнозам, находится 450-500 млн тонн условного топлива.

В последние годы в Дагестане произошли существенные перемены, которые позитивно сказались на нефтегазовой отрасли. Прежде всего, в результате смены формы собственности и вхождения "Дагнефти" в состав государственного оператора НК "Роснефть" компания смогла провести частичную модернизацию и стабилизировать добычу углеводородов в Терско-Кумском нефтегазовом районе (35 нефтяных и 2 газовых месторождения) и предгорном Дагестане дочерней компанией ОАО "Дагнефтегаз" (4 нефтяных и 3 газовых месторождения). Ежегодно Озрное, Равнинное, Таловское, Русский хутор, Кумухское, Тионетское и другие месторождения дают в среднем 340-360 тысяч тонн нефти.

Но есть и серьезные проблемы. Многие скважины давно истощились, а новые вводятся в эксплуатацию крайне редко: по словам заместителя министра экономики Дагестана Патимат Абдуллаевой, инвесторы (особенно в период кризиса) экономят средства, предпочитая не вкладывать их в геологоразведочные работы и разведочное бурение.

Но это касается именно суши. Зато Каспий становится для нефтяников все более привлекательным. Гендиректор ОАО "НК "Роснефть" - "Дагнефть" Абдулхалик Гиндиев убежден: основные перспективы нефте- и газодобычи связаны ныне прежде всего с освоением шельфа Каспийского моря.

Перспективы нефтеносности дагестанской части каспийской акватории доказаны наличием целого ряда месторождений, среди которых одним из первых привлекло к себе внимание Инчхе-море. Нефтегазоконденсатное месторождение Инчхе-море на шельфе Каспия в районе города Избербаш было открыто еще в 1974 году. Извлекаемые запасы месторождения составляют 3 млн тонн нефти, предполагаемые - 9 млн тонн. Однако "Дагнефть" - единственное нефтегазодобывающее предприятие, работавшее в республике, не имело ни технических, ни финансовых средств для разведки и разработки месторождения.

Впрочем, и позднее, уже после того, как "Дагнефть" влилась в "Роснефть", с исследованиями моря ей не очень везло. Компания попыталась заняться исследованиями перспективных месторождений Инчхе-море, Арабляр-море, Дербентское, Димитровское, Восточное, Избербаш и других, где предполагаемые запасы углеводородов могут достигать 150 млн тонн нефти и 100 млрд кубометров газа. Даже зафрахтовали в Мурманске научно-исследовательское судно "Профессор Рябинкин". Однако с кораблем, специально построенном в Финляндии по заказу СССР в 1988 году и предназначенном в том числе для геофизических работ на шельфе, случился дикий казус: едва выйдя в море, "Рябинкин" запутался в браконьерских сетях и потерял часть дорогостоящего оборудования. Работы пришлось свернуть.

Следующая неудача постигла "Дагнефть" после того, как здесь на скважине №1 Арабляр-море, расположенной на суше в 350-400 м от воды, решили начать добычу нефти шельфового месторождения с берега и для этого первыми в России применили наклонно-направленное бурение со сверхдальним отклонением от вертикали. Инвестиции в проект составили около 10 млн долларов, но результат оказался неудовлетворительным: слишком мало углеводородов рентабельной добычи. Для повторения попыток необходимы были значительные средства и время. Ни того, ни другого у "Дагнефти" не оказалось.

Пусть кому-то повезет

Более удачливыми оказались конкуренты "Роснефти" - "ЛУКОЙЛ". Надо заметить, что эта нефтяная компания уже давно действует на севере Каспийского моря, где располагаются шесть ее месторождений - Хвалынское, им. Ю.Корчагина, Ракушечное, Сарматское и им. В.Филановского. Кроме того, компания работает в казахстанской части Каспия (блок Аташский) и азербайджанском секторе (блок "Ялама"). А вот на дагестанский шельф Каспия "ЛУКОЙЛ" не мог выйти более 15 лет.

Переломным оказался 2008 год, когда в мае тогдашний президент Дагестана Муху Алиев предложил Вагиту Алекперову взяться за освоение дагестанского шельфа Каспийского моря и месторождений на территории республики. Инфраструктура Дагестана практически создана: Махачкалинский морской торговый порт, Махачкалинское отделение железной дороги, нефтебазы, которые полностью не догружены и могут осуществлять хранение и транспортировку нефти.

В конце мая в Махачкале Дагестан и ОАО "ЛУКОЙЛ" достигли договоренности о сотрудничестве при освоении недр дагестанского сектора шельфа Каспийского моря: блок N1 ("Дербентский"), блок N3 ("Димитровский") и Инчхе-море. В том же месяце совместными усилиями компаний ЛУКОЙЛ и "Газпром" первой же поисковой скважиной обнаружено крупное нефтегазоконденсатное месторождение в российском секторе Каспийского моря на структуре "Центральная" в 150 км восточнее Махачкалы. При испытании из скважины был получен фонтанный приток малосернистой нефти. Запасы месторождения, по некоторым оценкам, составляют 521 млн тонн нефти и около 92 млрд кубометров газа.

Воодушевленный первыми успехами, нефтехолдинг в 2010 году объявил о начале полномасштабной реализации соглашения, достигнутого в прошлом году. Как заявляют многие эксперты, для Дагестана это может стать тем мощным локомотивом, который вытянет республику из затянувшегося социально-экономического кризиса. Ведь речь идет не только о добыче нефти и газа, но и о развитии связанных с этим отраслей и производств.

Так, для разработки месторождений дагестанского сектора шельфа Каспия компании необходимо смонтировать семь нефтедобывающих буровых платформ. Часть заказов размещена на судостроительном заводе "Астраханский корабел". Однако строительство каждой ледостойкой платформы занимает от двух до трех лет, к тому же на Каспийском море не такие условия, чтобы требовалась мощная ледовая защита. Поэтому, скорее всего, заказ ряд платформ облегченного типа ЛУКОЙЛ разместит на Махачкалинском судоремонтном заводе. А это солидные инвестиции в предприятие. Кроме того, предполагается тянуть трубопровод через территорию Дагестана, что опять-таки даст работы значительному количеству жителей республики.

У компании есть также планы строительства в Дагестане собственного нефтеперерабатывающего завода. Если же те 2 млн тонн нефти, о которых говорилось в соглашении 2008 года, будут перерабатываться непосредственно в республике, речь идет об огромных деньгах, способных превратить Дагестан в один из богатейших регионов Северного Кавказа.

Впрочем, пока вопрос о новом заводе окончательно не решен. Однако не стоит забывать о том, что в Махачкале уже существует НПЗ "Каспий-1". Завод проектировался с развитием мощностей до 1 млн тонн, однако пока задействовано лишь 10% его мощностей. Даже переработка 1 млн тонн нефти в Дагестане – это более чем значительные вливания в экономику, а заодно и в "социалку". Не забудем также, что значительная часть сырья, добытого компанией, будет перекачиваться с танкеров через Махачкалинский порт.

Разумеется, все это дело не одного года. Но начало реализации соглашения начнется, скорее всего, уже весной этого года. В целом же освоение нефтяных месторождений шельфа Каспийского моря, прилегающего к территории Дагестана, может дать республике помимо материальных выгод от 20 до 25 тысяч рабочих мест. Это при населении приблизительно 2 млн человек и тревожной ситуации с безработицей могло бы реально снизить напряженность в республике, в том числе и нанести существенный удар по экстремистскому подполью.

Читайте также: