Развитие наблюдательности у детей сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Один из лучших уроков Жизни, которому Вы можете научить своего малыша — Умение Наблюдать!

1) Прогулка по городу.

Гуляя вместе с ребенком — просите его запоминать, а потом описывать словами любые интересные ему предметы и объекты.

Если у Вас мальчик: наверняка ему интересны будут автомобили. Предложите ему внимательно посмотреть на проезжающий мимо Вас автомобиль — а через несколько секунд спросите сына — какой был у машины цвет, размер, форма?

2) Развитие наблюдательности у детей на лоне Природы.

Объясните крохе, обобщите, что все это богатство — природный материал, "… его подарила нам природа". Предложите собрать его и унести домой — для всевозможных поделок. Листья — для гербария, шишечки, веточки, кусочки мха и прочее — в коробочку. Будет чем заняться ненастными вечерами.

Кстати, придя домой — полезно будет заняться с малышом рисованием — пусть он нарисует все, что сумел запомнить — это тоже отличное упражнение для развития наблюдательности — умения подмечать малейшие детали.

3) Развитие наблюдательности у детей — Мир Звуков.

Попробуйте выработать у ребенка привычку прислушиваться к звукам окружающего мира — благодаря этому Вы разовьете у него тонкое чутье. И тогда, в будущем, даже по малейшим изменениям в тембре голоса он сможет улавливать, какие эмоции на самом деле ощущают люди, независимо от того, что они говорят. Он сможет не только слУшать, но и слЫшать.

— Шум ветра. Научите ребенка прислушиваться к ветру: и отличать — как шумит ветер в городе (за окном) — и как в парке, в листве деревьев. Пусть он научится чувствовать разницу.

Таким же образом можно предложить прислушаться: к шуму крыльев — голубя и воробья; к гулу больших и маленьких машин, проезжающих по магистрали — и по обычной городской улице; дробь дождя по асфальту и оконному стеклу.

4) Наблюдательность и осязание.

Найди на ощупь: Положите в полотняный мешочек — разные предметы и игрушки: например — чайную металлическую ложку, клубочек шерстяных ниток, шишку из леса, маленькую куколку и пр… Постройте свою игру с ребенком: но смысл ее пусть будет таким — Вы называете предмет, а кроха (не подглядывая!) на ощупь ищет его в мешочке и достает.

И напоследок: Не останавливайтесь на достигнутом — ищите новые способы развития наблюдательности у своего малыша! Ведь научившись наблюдать, он сможет лучше концентрироваться, анализировать, мыслить, тоньше чувствовать, видеть внутреннюю красоту, любить и осознавать как устроен окружающий его мир.

Анатация: в статье идет речь о развитии у ребенка наблюдательности. Основной задачей авторы выделяют привлечение внимания детей к объекту, с использованием различных сюрпризных моментов. Наглядно демонстрируется, как организовать процесс наблюдательности на прогулке и в помещении группы дошкольников.

ВложениеРазмер
Особенности развития наблюдательности в дошкольном детстве 19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Болотова О.И., Гурьева О.А. Особенности развития наблюдательности в дошкольном детстве

Гурьева Ольга Анатольевна воспитатель

ГБОУ г.Москва Школа 1503

Анатация: в статье идет речь о развитии у ребенка наблюдательности. Основной задачей авторы выделяют привлечение внимания детей к объекту, с использованием различных сюрпризных моментов. Наглядно демонстрируется, как организовать процесс наблюдательности на прогулке и в помещении группы дошкольников.

Ключевые слова: воспитательная работа, природные явления, сюрпризные моменты, эксперименты, наблюдательность, исследования объектов.

От умения ребенка наблюдать зависит в будущем успех его обучения в школе. Зарождаясь еще в раннем детстве, наблюдение на протяжении дошкольного возраста проходит большой путь развития и постепенно становится самостоятельной деятельностью, направленной на познание окружающего. И чем раньше развивать умение наблюдать, тем более положительное влияние оно окажет на общее развитие ребенка.

Особенностью наблюдения является то, что оно базируется на широкой сенсорной основе. Сочетание сенсорных и мыслительных процессов в наблюдательности позволяет постепенно переводить детей от познания конкретных предметов к познанию предметов и явления в их объективных существенных связях и отношениях.

Родная природа представляет собой широкий простор для обогащения знаний и опыта детей. Сознание детей обогащается запасом конкретных представлений о предметах и явлениях, сложившихся в процессе различной деятельности в природе, и развивается благодаря непосредственному общению с ней.

Природа покажет яснейшее влияние на развитие ребенка только тогда, когда у него получится ее наблюдать. Наблюдение окружающей природы ставит перед ребенком простые и сложные умственные задачи, решение которых требует от него выборочного использования знаний, напряжение мысли, использование начальных форм абстракции, обобщения и умозаключения. Сравнивая реальные объекты, явления, ребенок способен под руководством взрослого подводить итоги, выводы, умозаключения, то есть постепенно овладевает логическим мышлением. Именно поэтому для правильной организации наблюдения необходимо знать и учитывать возрастные особенности.

В первые месяцы жизни ребенок реагирует только на внешние раздражители. Интерес к окружающим его предметам проявляется в три месяца, а в 5-7 месяцев ребенок способен подробно исследовать предмет (осязание, вкус, обоняние, зрение).

К концу первого года жизни проявляются зачатки произвольного внимания. Он начинает наблюдать за предметами, причем способен самостоятельно найти объект для осмотра. В целом восприятие в раннем возрасте во многом несовершенно, нецеленаправленно и мало организовано.

К младшей группе детского сада у ребенка формируются первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы. В этом возрасте ребёнок способен отличить животного по внешнему виду, обратить внимание на некоторые части тела, удержать внимание на ослепительных цветущих растениях.

Продумывая организацию и помощь в формировании наблюдательного процесса у детей, воспитателю необходимо учитывать особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности малышей. Известно, что внимание маленьких детей привлекают яркие, подвижные объекты. Лучше всего первые наблюдения проводить за животными, а не за растениями. В этом возрасте дети еще не умеют держать поставленную перед ними цель, точно следовать предложенному им плану, подводить итог наблюдению. Объем формируемых представлений довольно ограничен.

Прежде всего в наблюдении основной задачей для воспитателя является привлечение внимания детей к объекту. Использовать можно разные сюрпризные моменты: например, сказать детям, что их в гости позвала морская черепашка, или можно заинтересовать малышей с помощью сказочных героев перчаточной куклы, игрушек, наблюдение за птицами во время прогулок, а также за мелкими насекомыми.

Что важного в исследовательском процессе? Благодаря чувственному опыту, исследованию многочисленного количества предметов, манипулированию с игрушками и другими объектами развивается непроизвольное внимание. В дошкольном возрасте ребенок способен уже концентрировать внимание на изучаемом объекте в течение длительного времен.

В средней группе дети знакомятся с новыми предметами, их свойствами и качествами, с окружающей природой и явлениями повседневной жизни. Детское внимание в эти годы становится более устойчивым. Уже понимают простейшие связи в наблюдаемых явлениях.

Помощь в формировании наблюдательного процесса: исходя из целей наблюдения воспитатель учит ребят видеть в предметах характерные отличительные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями.

Весь объем представлений, которые формируются в ходе наблюдения в средней группе, также значительно расширяется. Детей продолжают знакомить с особенностями внешнего вида некоторых растений и животных, выделяют составные части, характерные признаки каждого из них. На данном этапе воспитатель формирует не только наблюдения за животными, как они передвигаются, чем питаются, где обитают, но обобщает представления о временах года. Постепенно дошкольники начинают понимать некоторые связи и отношения между объектами природы. На этой основе становится возможным формирование знаний о некоторых приспособлениях животных и растений к окружающему миру.

Развитие наблюдательности достигается в процессе наблюдений и ухода за растениями и животными. На экскурсиях воспитатель обращает внимание детей на изменения в природе, на качества тех или иных объектов. Для закрепления и уточнения знаний используются картины, фотографии и видеоматериалы с изображением природы.

Так, в процессе ухода за растениями и животными:

- дети получают понятие о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как же развиваются и растут растения и животные, какие условия для них нужно создавать.

- учатся сравнительному анализу: сравнивая животных, они учатся находить сходство и различие между ними; общее и различное у растений помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения.

Полученные умения и знания дети используют на практике: ребята мочат водой песок, поливают водой снег, чтоб постройка не сломалась, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе деятельности у детей происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

На формирование личности ребенка проявляется положительное влияние на труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат.

В процессе систематического ухода за растениями и животными у детей формируются определенные трудовые навыки, они учатся внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие, настойчивость в достижении цели, ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней, делать добрые дела и совершать приятные поступки, когда это необходимо, а этому знания детей способствуют тому, как ухаживать за животным и растительным миром, как создать им благоприятные условия для роста и развития. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы.

У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы.

В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Формирование личности и деятельности характеризуется возникновением новых нужд: знания о явлениях и предметах, которые ребенок не наблюдал напрямую, расширяются. Детей интересуют конкретные связи, существующие между предметами и явлениями. Старший дошкольник в состоянии самостоятельно организовывать свое внимание и искать объекты для наблюдения. Но концентрированность внимания в данном возрасте недостаточно большая, так как любой другой предмет может его отвлечь от изучаемого объекта. Именно поэтому основой внимания становятся чётко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования.

Непосредственное понимания окружающего мира проходит в процессе наблюдения; виртуальных экскурсий, презентаций, изучения объектов, рассматривание иллюстраций и другие наглядные методы продолжают занимать ведущее место. Затруднение происходит в расширении окружающих предметов, с которыми знакомят ребят, в увеличении набора предметов и материалов, их признаков. Наблюдение становится все более планомерными. Дети могут сами наметить несложный план наблюдения ("Сначала рассмотрим, какой кот, потом что и как он ест, как передвигается") и действовать в соответствии с ним. Восприятие ребят становится более расчлененным (дифференцированным). Под руководством воспитателя дошкольники находят в объектах характерные и существенные признаки. На этой основе возможно формирование обобщения. Для наблюдения свойственно и то, что дети смогут рассмотреть объект не отдельно, а в системе его связей с окружающим миром: место и среда обитания, приспособление к окружающей среде. Таким образом, усложняются у детей знания, навыки и умения.

Детям старшей группы позволяется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, определении его плана и подведении итогов. Воспитатель помогает детям в случае сложности вопросами, использует схемы, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам. Результаты наблюдения дети передают в своих высказываниях, а также используют в различной деятельности.

Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребёнка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Новые ситуации, с которыми сталкивается дошкольник, заставляют ребенка непроизвольно сосредотачивать внимание на важных и нужных вещах. Таким образом, новые жизненные условия, специально организуемые родителями и воспитателями, приводят к формированию произвольного внимания. Обращать внимание на красоту окружающего мира. Прослушивание музыки способствует описанию целостной картины мира.

1.Газина О. М., Фокина В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Издательство: МПГУ: Прометей. 2013.

2.Кайдаш Е.Г. Развитие наблюдательных интересов в учебном процессе // Начальная школа. — 1993. — №12.

3.Лабутина Е. Развитие наблюдательности у детей среднего дошкольного возраста в процессе наблюдения сезонных изменений в природе.

У маленького ребенка восприятие, конечно, еще очень несовершенно. Воспринимая целое, ребенок часто плохо схватывает детали. Восприятие детей младшего и дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет — это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним. Наблюдательность у детей воспитывается в процессе игры. Полезны специальные игры, в которых создается установка обращать внимание на детали, сравнивать, находить черты сходства и различия.

Однако лишь в процессе школьного обучения ребенок систематически приучается к наблюдению как целенаправленной, планомерной и организованной деятельности.

У учащихся I —II классов в характере восприятия очень много общего с восприятием старших дошкольников. Так же как и дошкольники, учащиеся I — II классов воспринимают окружающее большей частью на основе схватывания каких-то отдельных, бросающихся в глаза, случайных признаков, несущественных свойств предметов и явлений. Так, рассматривая наглядное пособие — наблюдая жука, ученики I класса обратили внимание на то, что жук находится на пробочке, приклеен, что у него на спине булавочка, что вокруг пробочки желтое пятно от клея и т. п., но не заметили существенных особенностей самого жука. У первоклассников самостоятельный анализ наблюдаемого проводится беспорядочно, отсутствуют плановость, системность наблюдения, нет попыток отделить существенное от несущественного. Начав рассматривать одно и не рассмотрев его, ребенок переходит к рассматриванию другого.

Восприятие отдельной детали может заслонять собой целое, о целом ребенок может даже вовсе забыть. Особенно ярко это видно иногда в процессе рисования: увлекшись изображением какой-то детали, ребенок забывает о предмете,, и в результате рисунок не помещается на листе бумаги или резко нарушается пропорциональность частей изображаемого.

Наблюдение учащихся 1 — II классов может быть значительно улучшено, если оно будет совершаться под руководством и с помощью взрослых. Если дать детям расчлененную задачу — наблюдать не весь объект в целом, а по частям, дети успешно справляются с такой задачей.

Надо учить детей при рассматривании наглядных пособий осматривать их в определенном порядке, определенной последовательности, учить отделять главное, существенное от второстепенного. При этом учитель, конечно, должен знать, какой запас представлений имеется у учащихся. В случае неправильного восприятия учащимися учебного материала учителю необходимо выяснить, что именно из прежнего опыта школьника мешает правильному восприятию.

Развитию наблюдательности школьников чрезвычайно способствует правильная организация их наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных. При проведении экскурсий, туристских походов, посещении музеев и выставок, просмотре кинофильмов и театральных постановок следует побуждать школьников обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать их различие и сходство, замечать их связи и отношения.

Для развития умения воспринимать и наблюдать большую роль играет труд в школьных мастерских, внешкольное техническое и изобразительное творчество детей.

Развитие наблюдения у школьников связано с их общим развитием, совершенствованием их мыслительной деятельности. При правильном руководстве учителя у детей развивается умение подмечать существенные детали, улучшается взаимосвязь анализа и синтеза в самом процессе восприятия. Школьника все больше и больше начинает интересовать в восприятии существо самого предмета, сложность его внешней формы, внутреннего строения и содержания, принцип его действия.

Следует иметь в виду, что при повторном, да еще поверхностном восприятий чувство новизны притупляется, возникающее чувство знакомости может ориентировать детей на то, что дальнейшее детальное восприятие объекта уже не нужно. Наблюдения показывают, что, ежедневно просматривая подряд многие телевизионные передачи, учащиеся привыкают смотреть на окружающее более поверхностно, процесс восприятия как бы притупляется. Так же отрицательно действует на детей слишком частое посещение кино.

И наконец, последнее. Важно пробудить в детях любознательность к окружающим явлениям природы и общества, создать у учащихся привычку смотреть на окружающее глазами не равнодушного и поверхностного зрителя, а пытливого и прозорливого наблюдателя и испытателя.

Вопросы для повторения

1. Дайте характеристику процесса восприятия.

2. Каковы физиологические основы этого процесса?

3. В чем состоит связь процесса восприятия с личностью человека? 4.' Расскажите о развитии процесса восприятия у школьников.

5. Что должен делать учитель, чтобы развивать у школьников способность к наблюдению?

Практические задания

1. Предложите учащимся младших классов классифицировать однообразный (похожий) материал и постарайтесь точно описать ошибки восприятия, которые могут быть допущены детьми. Материалом для классификации могут служить листья различных деревьев: учащиеся должны отобрать сходные, а разные (непохожие) выделить и затем объяснить, чем первые похожи друг на друга, а вторые не похожи на первые.

2. Возьмите тетради учеников I класса за первую четверть, проанализируйте ошибки графического изображения букв и подумайте, как предупредить подобные ошибки.

3. Выясните разницу процесса наблюдения учащимися живых и тех же неживых объектов, например в наблюдении майского жука из коллекции и наблюдении живого майского жука, и т. п.

Глава IX.ПАМЯТЬ

Память и ее значение

Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не .исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти. Представления памяти — это образы тех предметов или явлений, которые мы воспринимали раньше, а сейчас воспроизводим мысленно. Представления могут быть зрительные и слуховые (представление человеческого голоса, мелодии, чириканья воробья и т. д.), обонятельные (мы можем представить себе, т. е. вспомнить, запах свежего сена, кофе, ландыша), вкусовые (представить вкусовое ощущение от сахара, лимона). Представления могут быть и осязательные (мы можем припомнить ощущение от прикосновения к холодному мрамору или мягкому, ворсистому меху). Представления памяти в отличие от образов восприятия, конечно, бледнее, менее устойчивы и не так богаты деталями (сравните, например, образ человека, когда вы смотрите на него, и мысленное представление его образа), но они составляют важный элемент нашего закрепленного прошлого опыта.

Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал.

Память и личность. Память, как и все другие психические процессы, есть деятельность. Запоминает ли человек, вспоминает ли, припоминает что-либо, воспроизводит либо узнает — всегда он осуществляет определенную психическую деятельность.

Человек запоминает наиболее точно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека маловажно, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связало.

На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след в надолго.

Продуктивность памяти во мдамчш зависит и от волевых качеств человека. Люди слабовольные, ленивые и не способные к длительным волевым усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо. Таким образом, намять связана с особенностями .лживости. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти я управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставят в своей деятельности.

Ассоциации. Запоминание— это, как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Запомнить учебный материал — это значит связать его с прежними знаниям, запомнить иностранное слово — это значит связать его с соответствующим понятием.

понятие «стол. Ассоциативные процессы обеспечивают запоминание и воспроизведение различных явлений действительности в определенной связи и последовательности.

Ассоциации, или связи, бывают разного рода. Прежде всего следует различать простые и сложные ассоциации. Простые ассоциации — это классические три вида ассоциаций (понятие о них сложилось еще со времен Аристотеля): ассоциации по смежности, ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту.

В основе ассоциаций но смежности лежат пространственные и временные отношения между предметами и явлениями. Если какие-то предметы человек воспринимал расположенными близко друг к другу в пространстве или следующими непосредственно друг за другом во времени, то между ними возникает ассоциация. Ассоциации по смежности возникают, например, при заучивании иностранных слов, алфавита, таблицы умножения (временная ассоциация), расположения фигур на шахматной доске (пространственная ассоциация).

По контрасту ассоциируются резко отличающиеся, противоположные факты и явления. Получив плохую отметку, ученик вспоминает, как он раньше получал по этому предмету хорошие отметки. Читая в книге о, смелом поступке человека, можно вспомнить о трусости, проявленной другим человеком в подобной ситуации.

Мы живем – значит наблюдаем. Осознанно присматриваясь и спонтанно замечая, естественно и сознательно. Без наших наблюдений невозможно вспомнить прошлое и подумать о будущем. Только взрослые наблюдают чаще всего осознанно, преследуя какую-то конкретную цель. Они могут сознательно тренировать навыки наблюдения. А дети так могут? Ведь дети просто живут, здесь и сейчас. И чаще детские наблюдения спонтанны и выборочны. Но если мы хотим развить у детей способность подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные особенности – этим можно и нужно специально заниматься. Не тренируя наблюдательность в детстве, мы лишаем наших детей в будущем увидеть множество интересных вещей – в путешествиях, в общении, да и просто в повседневной жизни. Для того, кто умеет подмечать, сопоставлять, делать выводы, мир становится объемнее, полнее, красочнее.

Наблюдение в действии

1. Какая музыка звучит в начале мультфильма? (веселая или грустная?)
2. Что слышно кроме музыки? (Лай собак, смех, хруст снега, дыхание, скрип двери, скрежет?)
3. Когда ускоряется и когда замедляется музыка?
4. В какие моменты становится тихо (не звучит музыка)?
5. Когда звучит барабанная дробь?
6. Как девочка стучится в дверь?
7. Как собаки узнают, что им нужно бежать? (выстрел?)
8. Как мама понимает, что девочка привела щенка в дом?
9. Как мама сердится? (рвет на себе волосы?)
10. Как девочка журит собаку?
11. Когда варежка превратилась в щенка? Когда щенок обратно превратился в варежку?
12. Сколько собак участвовало в соревнованиях?
13. Какой был приз?
14. Чем были похожи хозяева и собаки?
15. Кто главный на соревнованиях?
16. Кто первым нашёл палочку?
17. Какого цвета пальто на девочке? А ботинки? А шапка? И чем шапка девочки отличается от шапки мамы?
18. Какой дом у девочки? В нём есть игрушки?

Что такое наблюдательность?


Немного о терминах. Наблюдение – это процесс восприятия и запоминания, наблюдательность - активная форма чувственного познания человеком окружающей его действительности. То есть чем наблюдательнее человек, тем он лучше чувствует окружающую действительность. Разве не всем родителям хочется, чтобы их ребёнок лучше понимал всё, что его окружает?

Если у вас есть цель – развитие наблюдательности - что делать? И что нужно? Уши, нос, глаза, тело, время… Да только вот со временем всегда возникает проблема. А наблюдать с детьми нужно неторопливо, размеренно, без мыслей о работе и остывшем ужине.

Развивая наблюдательность – мы развиваем в детях и другие качества. Внимательность и усидчивость, умение сосредотачиваться и доводить дела до конца. Польза огромная.

А ещё нужен интерес. Это такой моторчик для движения вперёд. Бывает так, что интерес растворяется в житейских проблемах, и мы перестаём удивляться и замечать какие-то детали, небольшие события и изменения в окружающем мире. Тогда интерес надо возрождать. Но на это опять требуется время…

Наблюдая с детьми, вы поймёте, что смотря на один и тот же объект, часто видите совершенно разное. Это открытие позволит вам лучше узнать своего ребёнка и насладиться совместным процессом наблюдения.

Игры и идеи для наблюдения с детьми

1. По дороге в детский сад или просто на прогулке можно наблюдать, отсчитывая заданные предметы. Например, по дороге будем считать всех людей, у которых большой нос (или есть сумка, головной убор и т.д.). Можно считать машины одного цвета или деревья со скрученными стволами. Проявите фантазию! Дома можно листать книги, отмечая на страницах всех животных или улыбающихся персонажей. (В этом случае удобны книги с картинками, на которых много деталей). Ещё один вариант этой игры – посмотреть вокруг и найти предметы, в которых есть круг, (квадрат, треугольник и т.д.).

2. Времена года – отличная тема для наблюдений. Можно выходить на улицу с фотоаппаратом и фотографировать, к примеру, признаки весны. Ищите необычные, - даже треснувший асфальт после зимних морозов может стать признаком весны. А ещё используйте народные приметы: птицы в лужах начали купаться – значит, холодов больше не будет.

Можно фотографировать одно и то же дерево в течение года. А потом из этого сделать слайд-шоу или презентацию. И получится… фильм. И дети будут вспоминать каждый кадр своих наблюдений.

3. В большинстве случаев все ходят одними и теми же маршрутами – в садик, на детскую площадку, в магазин. А значит, есть возможность сравнивать – что было вчера, а что сегодня. Постарайтесь вместе в ребенком вглядеться в знакомый пейзаж. Хорошее упражнение – в обыденных вещах увидеть что-то новое, необычное. Каждый день отмечайте что-то такое, что ещё вчера ускользало от вашего внимания.

Придумайте сами другие игры и упражнения. Наблюдайте вместе с детьми. Это позволит получить максимальную информацию об окружающем мире, сделать познание ребенка многосторонним, насыщенным, увлекательным и привлекательным.

Читайте также: