Размножение и развитие растений 3 класс сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Однажды учёные поставили опыт: на груше­вом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой.

На той ветке, где на цветки прилетали пчёлы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей — ни одной!

Выскажи предположение, почему это произошло.

Пчёлы питаются нектаром, но одновременно являются насекомыми-опылителями. Они переносят пыльцу с одного цветка на другой. Если опыления нет, то на растении не появляются плоды.

1. Рассмотрите плоды (клёна, липы, репейника и др.). Подумайте, как они распространяются. В чём видна их приспособленность к этому?

Мы видим, что плоды клёна, берёзы или липы напоминают маленькие самолётики, они очень лёгкие и разлетаются на большие расстояния. Так эти деревья приспособились для распространения семян.

Плоды череды и репейника распространяются иначе. Они имеют колючки-крючочки, которыми цепляются за шерсть животных и одежду человека. И животные или человек, переносит эти плоды.

Плоды одуванчика тоже очень лёгкие, похожие на парашютики. Их разносит ветер, но по форме они отличаются от плодов деревьев. Ведь одуванчик трава и растёт у самой земли. Поэтому чтобы его семена могли путешествовать, они должны взлетать. Вот у них и выработалось такое приспособление к полёту.

2. Попробуй объяснить, почему плоды должны путешествовать.

Плоды должны путешествовать потому, что растениям нужно расселяться на новых территориях. Там, где они растут, уже мало места для молодой поросли, ведь ей нужно открытое пространство. Чтобы добраться до него, плодам приходится путешествовать.

Как развивается растение из семени?

Покажи на модели процесс развития растения из семени. Проверь себя по тексту и рисунку учебника.

Изготовим модель, показывающую процесс развития из семени растения. Это можно сделать с помощью рисунка.

Модель, показывающая развитие растения для 3 класса

Сперва покажем простое семя, помещённое в землю. Над землёй можно нарисовать солнечные лучи и струи воды, имитирующие полив.

На следующей картинке покажем, как у семени появляется корешок.

Затем над поверхностью почвы появится росток, маленький, зелёный, с ещё не сформировавшимися листьями

Затем у ростка появляются листья.

И на последнем рисунке можно показать взрослое растение.

Обсудим!

1. Семя — это живое или неживое тело?

Семя — это живое тело, прежде всего потому что является одним из этапов развития растения, живого объекта. Семя дышит, ему нужно тепло и вода. И мы должны помнить, что в природе никогда не происходит превращения неживого в живое, а из семени появляется живое растение.

2. Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?

Для прорастания семян требуется несколько условий: тепло, вода, воздух. В пакетике есть только тепло, но одного тепла недостаточно для того, чтобы семя начало прорастать.

3. Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

Пчёлы являются насекомыми-опылителями, они помогают образоваться плодам. Чем больше пчёл в саду, тем лучше будет урожай.

Проверь себя

1. Как происходит опыление у растений?

Опыление происходит при переносе пыльцы с одного цветка на другой.

2. Что образуется на месте цветков после опыления?

На месте цветков после проведения опыления образуется плод.

3. Как распространяются плоды растений?

Плоды распространяются с помощью ветра, с помощью животных или человека.

4. Какие условия нужны для прорастания семян?

Для прорастания семян нужны тепло, почва, свет, вода, воздух.

5. Как развивается растение из семени?

Сперва образуется корешок, потом появляется росток, распускаются листья. А потом росток превращается во взрослое растение.

Задания для домашней работы

1. Запиши в словарик: опыление.

  • Опыление — процесс переноса пыльцы, в результате которого завязывается плод.

2. Понаблюдай, как распространяются зимой плоды клёна, липы, берёзы и других растений.

Зимой плоды многих деревьев и кустарников можно увидеть на снегу. Они покрывают снег под деревьями. Эти плоды могут пролежать на снегу всю зиму, но их часто растаскивают грызуны и птицы.

Весной снег тает, и ручьи подхватывают плоды и разносят на большие расстояния.

А также семена распространяются животными и птицами, которые съедают плоды.

3. Приготовь рассказ о том, как животные по­могают растениям размножаться (опыляют цвет­ки, распространяют плоды).

Многие животные помогают распространяться растениям.

Происходит это по-разному.

Например, насекомые опыляют цветки и помогают образовываться плодам. Таких насекомых называют опылителями. К ним относятся пчёлы, шмели, бабочки и многие другие летающие насекомые.

Многие плоды имеют крючки, колючки, с помощью которых цепляются к шерсти животных. Животное разносит эти плоды далеко от растения. Например, собака, к шерсти которой прицепился плод репейника, может унести его на несколько километров.

А также помогают распространяться семенам птицы. Они питаются плодами, а семена попадают в землю вместе с отходами жизнедеятельности. Птицы могут разносить семена на многие километры.

А также птицы могут прятать плоды, делая запасы на зиму. А потом забывать про них. Так часто случается с птицей сойкой, которая теряет спрятанные жёлуди.

Участвуют в распространении семян и животные, которые питаются плодами. Например, белка может утаскивать кедровые орешки в дупла и часть из них терять. Попадая в землю, орешки могут прорасти и дать жизнь новому дереву.

Смотри также:

На следующем уроке

Вспомни, какое значение для животных и человека имеют растения. Какие ты знаешь растения, внесённые в Красную книгу России? Какие растения вашего края нуждаются в охране?

Без растений невозможна жизнь, потому что они выделяют кислород, который нужен для дыхания. Также они образуют органические вещества из воды и углекислого газа, служащие пищей всем животным.

В Красную книгу внесены многие виды растительного мира, например, ландышей, тюльпанов, маков, безвременник. Многие деревья также внесены в Красную книгу.

В Московской области нуждаются в охране: ветреница лесная и дубравная, княженика, клюква, морошка, адонис весенний, медвежье ушко, толокнянка и многие другие.


Растения густо заселили всю планету, но как же им это удалось? Такое распространение стало возможным благодаря тому, что растения научились быстро приспосабливаться к окружающим условиям и размножаться разными способами. Рассмотрим особенности размножения и развития растений.


Способы размножения растений

Во время цветения на растениях появляются цветки – большие или совсем крошечные, невероятно красивые или вовсе не приметные. В центре каждого цветка находится пыльца, которая выглядит как множество мельчайших желтоватых крупинок.

Пыльца необходима для размножения растений, которое происходит за счет опыления – переноса пыльцы с одних цветков на другие. Без опыления из цветка не вырастет плод с семенами и, значит, растение окажется бесплодным.

Процесс опыления происходит двумя основными способами:

  • Опыление насекомыми. Когда пчела или другое насекомое садится на цветок, к его лапкам прилипает пыльца. Перелетая на другой цветок такого же вида растений, насекомое невольно становится переносчиком пыльцы и опылителем. Насекомые-опылители имеют большое значение, ведь с их помощью растения могут размножаться (шиповник, яблоня, груша и другие).

Растения, которые опыляются насекомыми, делают все возможное, чтобы привлечь к себе как можно больше самых разных насекомых. Их цветки окрашены в яркие, привлекательные цвета. Они источают приятный аромат и содержат сладкий нектар, который является настоящим лакомством для многих насекомых.

  • Опыление ветром. Есть растения, которые опыляются с помощью ветра. Их цветки маленького размера, совсем невзрачные и расположены в группах. У таких цветков совсем нет нектара, ведь им нет нужды привлекать насекомых. Пыльца образуется очень рано, когда на деревьях еще нет листвы, и в большом количестве – это нужно для того, чтобы ветер смог свободно разнести ее по свету.

Цветки березы опыляются ветром

Рис. 2. Цветки березы опыляются ветром.

В природе существует немало растений, которые размножаются не семенами, а своими частями:

которые читают вместе с этой





  • корневыми отростками;
  • луковицами;
  • частями стеблей;
  • клубнями.

К примеру, садоводы размножают клубнику с помощью стеблей-усиков, которые зарывают в землю, чтобы те проросли и дали жизнь новому растению. Картофель высаживают мелкими клубнями, а чеснок, лук, тюльпаны и нарциссы – луковицами.

Природа – большая затейница, которая, порой, выдумывает весьма оригинальные способы размножения растений. Так, если тронуть пальцем бешеный огурец, то он с громким свистом сорвется с плодоножки и, пролетая в воздухе, словно ракета, повсюду разбросает свои семена.

Как развиваются растения

После процесса опыления растения образуют плоды, в которых хранятся семена. Попадая в землю, они прорастают и таким образом дают жизнь новым растениям.

Чтобы это произошло, должны быть подходящие условия:

  • Вода. Проникая внутрь семени, вода вызывает его набухание. Под давлением кожица семени лопается и появляется маленький корешок, который быстро закрепляется в почве и начинает поглощать из нее питательные вещества. Спустя время пускается в рост стебель с листиком, и вскоре над землей появляется новое молодое растение.
  • Кислород. Прорастающие семена нуждаются не только в воде, но и в кислороде. Если они окажутся под толстым слоем воды, куда будет проникать совсем мало ценного газа, они не смогут прорасти.
  • Тепло. Даже если будут соблюдаться два важных условия – наличие воды и кислорода, но не будет тепла, семя не сможет прорасти. Именно поэтому размножение растений происходит весной, когда сходит снег и почва успевает как следует прогреться.

Что мы узнали?

При изучении темы по программе 3 класса окружающего мира мы выяснили, каким образом происходит процесс размножения и развития цветковых растений. Основной способ размножения – семенной, но существуют растения, которые размножаются при помощи своих частей. Для успешного развития всем растениям нужна вода, тепло и кислород.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Окружающий мир 3 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Окружающий мир 3 класс

Окружающий мир 3 класс

Вспомним, что растения, как части живой природы: Дышат Питаются Развиваются Р.

Вспомним, что растения, как части живой природы: Дышат Питаются Развиваются Размножаются Умирают

под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются ____________.

под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются __________________ сахар и крахмал растение дышит и __________ питается вода в листья поступает через ________ корень для дыхания живых существ растения выделяют ____________ кислород Вспомним, что:

Над цветами растений всегда летают пчёлы, шмели, бабочки. Почему?

Над цветами растений всегда летают пчёлы, шмели, бабочки. Почему?

Пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком – нектаром и при этом.

Пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком – нектаром и при этом опыляют растения.

Пыльца – это мельчайшие желтые зёрнышки

Пыльца – это мельчайшие желтые зёрнышки

Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители Они помогают размножаться рас.

Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители Они помогают размножаться растениям.

Как насекомые помогают растениям размножаться? Насекомые не просто кормятся н.

Как насекомые помогают растениям размножаться? Насекомые не просто кормятся на цветках. Они выполняют работу, без которой не могут образоваться плоды и семена, они опыляют цветы. В цветках, кроме нектара, есть пыльца – мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на её мохнатом тельце. Опыление – это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где и происходит оплодотворение.

Как насекомые помогают растениям размножаться? Перелетая на другой цветок тог.

Как насекомые помогают растениям размножаться? Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу – опыляет этот цветок. Из опылённого цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыление не произойдет, плодов и семян у растения не будет. Так пчёлы, шмели, бабочки помогают растениям размножаться.

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички колибри. Чтобы добр.

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клювики вглубь цветка. Длина колибри всего 5,5 см, а масса – около 2 г.

Размножение семенами

Развитие растений из семени

Развитие растений из семени

Размножение спорами

Размножение клубнями

Размножение черенками

Рассаживание побегов

животные человек ветер Плоды - путешественники

животные человек ветер Плоды - путешественники

Типы плодов

Корзиночки с семенами репейника путешествуют на чужих ногах, цепляясь за одеж.

Корзиночки с семенами репейника путешествуют на чужих ногах, цепляясь за одежду людей и шерсть животных. У одуванчика семена-парашютики уносятся ветром. Берёзе, клёну и сосне их летучие семена помогает переносить тоже ветер.

Некоторые семена разносят птицы, склёвывая ягоды.

Некоторые семена разносят птицы, склёвывая ягоды.

Птицы-помощники

Существуют растения, которые своими семенами стреляют! Например, бешеный огур.

Существуют растения, которые своими семенами стреляют! Например, бешеный огурец. Плоды этого заморского растения похожи на маленькие огурчики. Созреет такой огурчик, и стоит его чуть задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые, клейкие, в кого угодят, тот их с собой и унесёт. Потом семена подсыхают и отваливаются. Стреляющие растения есть и у нас: недотрога, анютины глазки, кислица, душистый горошек.

Развитие растения из семени Корень Росток Взрослое растение Проращивание Что.

Развитие растения из семени Корень Росток Взрослое растение Проращивание Что нужно для прорастания семян? Тепло, вода, воздух и свет.

Жизнь растения начинается с прорастания семени

Жизнь растения начинается с прорастания семени

Раньше этот процесс люди считали чудом: Как из, казалось бы, неживого семени.

Раньше этот процесс люди считали чудом: Как из, казалось бы, неживого семени появляется живое растение?

Наверное, именно процесс прорастания семян рождал легенды о воскрешении из ме.

Наверное, именно процесс прорастания семян рождал легенды о воскрешении из мертвых.

Сейчас прорастание семян чудом не считается 10Х Его можно понять, изучив стро.

Сейчас прорастание семян чудом не считается 10Х Его можно понять, изучив строение семени

Строение семян Семя состоит из: Семенной кожуры Зародыша

Строение семян Семя состоит из: Семенной кожуры Зародыша

Семенная кожура Защищает зародыш от: механических повреждений перегрева высых.

Семенная кожура Защищает зародыш от: механических повреждений перегрева высыхания. Не пропускает: воду газы.

сухие набухшие Каким образом в семена попала вода? Семена гороха

сухие набухшие Каким образом в семена попала вода? Семена гороха

Питательные вещества Зародышевые листья (семядоли) Зародышевый корешок Зароды.

Питательные вещества Зародышевые листья (семядоли) Зародышевый корешок Зародышевый побег Зародыш семени фасоли 10Х

ЗародышевыЙ лист (семядоля) Зародышевый корешок Зародышевый побег Зародыш сем.

ЗародышевыЙ лист (семядоля) Зародышевый корешок Зародышевый побег Зародыш семени пшеницы 10Х

Зародыш семядоли одна растения однодольные двудольные две

Зародыш семядоли одна растения однодольные двудольные две

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 200 человек из 52 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 353 человека из 70 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 356 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.11.2015 42067
  • PPTX 7.7 мбайт
  • 5793 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Штейнберг Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Ленобласть распределит в школы прибывающих из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Размножение и развитие растений 3 класс видеоурок

Окружающий мир

Земля густо заселена всевозможными растениями, при этом актуальным остается вопрос, каким образом они приспособились к разным условиям существования. Повсеместное распространение представителей флоры стало возможным из-за быстрой адаптации к ближайшему пространству. Изучение размножения и развития растений по окружающему миру в 3 классе помогает школьникам понять принципы их существования и увидеть отличия от других объектов природы и при необходимости отразить их в докладе по теме.

Способы распространения

Размножение и развитие растений (окружающий мир 3 класс)

В период цветения на представителях флоры образуются цветки. Они отличаются по размерам, бывают гигантскими или практически незаметными, красивыми и приятно пахнущими или, наоборот, совершенно неприметными. В центральной части каждого обозначенного образования созревает пыльца. Внешне она напоминает желтоватые мелкие крупинки.

Такое вещество нужно для осуществления размножения, которое происходит посредством опыления. Суть заключается в переносе желтого вещества из одних цветков на другие. Если такой процесс не произойдет, то не появится плод с созревающими семенами. В результате растение останется бесплодным. Известно два основных типа опылительного процесса.

Участие насекомых

Пчела, иное ей подобное существо садится внутрь цветка и захватывает скопившуюся пыльцу лапками. После этого насекомое перемещается на другое растение аналогичного вида в поисках пищи, становясь одновременно с тем переносчиком вещества из мелких крупинок. Особи-опылители нужны для существования природы, ведь они обеспечивают размножение отдельным видам плодовых растений, например:

Размножение и развитие растений

  • яблоня;
  • шиповник;
  • груша и др.

Представители флоры, у которых перенос пыльцы осуществляется с помощью насекомых, привлекают их к себе всеми возможными способами. Природой предусмотрено, что они выкидывают внешне привлекательные цветки, издающие приятные ароматы с целью привлечения опылителей.

Насекомые также слетаются полакомиться нектаром, который содержится внутри распустившихся бутонов. При изучении в 3 классе, как животные помогают растениям размножаться, выясняется, что многие насекомые являются основными переносчиками важного компонента для размножения.

Опыление с помощью ветра

Существуют отдельные виды представителей флоры, которые не нуждаются в помощи насекомых. Этот процесс обеспечивается ветром. Цветки у подобных растений сгруппированы по несколько штук, они не отличаются большими размерами, привлекательным внешним видом. Но главная отличительная черта заключается в отсутствии нектара, поскольку нет необходимости в привлечении опылителей.

Опыление это 3 класс

  • луковицы;
  • отростки корневого типа;
  • клубни;
  • отдельные участки стеблей.

В качестве примера можно привести клубнику — распространенную у садоводов культуру. Для ее размножения используются специальные стеблевые отростки, называющиеся усиками. Они зарываются в грунт, прорастают и превращаются в новое растение. Нарциссы, тюльпаны, лук или чеснок высаживаются луковицами. А картофель размножается мелкими клубнями.

Природа по определению удивительна и многогранна. В ней встречаются уникальные растения, которые распространяются самыми разными способами. Взять хотя бы бешеный огурец. Стоит только к нему легко прикоснуться, как он с громким звуком отрывается от плодоножки и взлетает в воздух, разбрасывая вокруг свои семена.

Жизнь представителей флоры

Подробно начинают изучать тему размножения и развития растений в 3 классе. Видеоурок наглядно демонстрирует, каким образом после опыления появляются плоды. Именно в них и образуются семена с последующим хранением и созреванием. При попадании в грунт плоды прорастают, так и зарождается новая жизнь. Но для этого нужны определенные благоприятные условия, которые можно увидеть в таблице:

Вода При попадании внутрь семени она способствует его набуханию. Когда на кожицу оказывается давление, она лопается и помогает проклюнуться небольшому корешку. Попадая в почву, он быстро закрепляется и поглощает из нее необходимые для роста вещества. По истечению некоторого времени из ростка появляется стебель, выбрасывающий листик. В результате над почвой образуется новое растение
Кислород Проросшим семенам необходим кислород. Если они покрываются толстым пластом воды, куда практически не поступает ценный газ, рост прекратится
Тепло На любом этапе при наличии первых двух условий необходимое третье — тепло. Без него представители флоры не могут развиваться. Этим и объясняется факт, что побеги появляются в весеннее время, когда тает снежный покров, а почва прогревается солнечными лучами

Исходя из объяснений учебников, например Плешакова, для 3 класса, опыление — это перенесение насекомыми или ветром специального вещества, что является началом размножения с последующим развитием цветковых растений. Чаще всего представители флоры распространяются семенами, реже — отдельными частями. Для нормального роста должны обеспечиваться определенные условия. Она станет полезной при подготовке школьного проекта или презентации.

Читайте также: