Сделайте сообщение о символизме в русском искусстве серебряного века

Обновлено: 02.07.2024

Начало XX века. — переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушая традиции и идеи народа. Агрессивный натиск производства привел к нарушению гармонии между природой и человеком, уплощению человеческой индивидуальности, торжеству стандартизации во всех сферах жизни. Это привело к путанице, к тревожному чувству надвигающейся катастрофы. Все завоеванные предыдущими поколениями взгляды на добро и зло, истину и фальшь, красоту и уродство теперь казались недействительными и требовали срочного и радикального пересмотра.

Процессы переосмысления фундаментальных проблем человечества в большей или меньшей степени коснулись философии, науки, литературы и искусства. И хотя такая ситуация была характерна не только для нашей страны, в России духовный поиск был более мучительным, более проникновенным, чем в западной цивилизации. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Она включала все виды творческой деятельности, породила выдающиеся произведения искусства и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыла плеяду блистательных имен, ставших гордостью не только российской, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен вошел в историю как Серебряный век русской культуры.

Серебряный век. Так называли рубеж XIX-XX веков. — Это было время интеллектуальных инноваций, большой скачок в развитии национальной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась плеяда выдающихся просветителей, ученых, писателей, поэтов и художников.

Многие народы, населявшие Российскую империю, в это время получили свой алфавит, у них была своя литература, своя национальная интеллигенция.

Символизм в русской культуре серебряного века - Система образования в России

Система образования в России

Конец XIX — начало XX века — переломный момент не только в общественно-политической, но и в духовной жизни России. Великие потрясения, через которые прошла страна за относительно короткий период своей истории, не могли не отразиться на ее культурном развитии.

Система образования в России сделала шаг вперед. Она осталась трехъярусной, но была дополнена новыми структурами. Процесс модернизации включал в себя не только радикальные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и значительное повышение уровня грамотности и образования населения. Заслуга правительства в том, что эта потребность была удовлетворена. Государственные расходы на государственное образование увеличились более чем в пять раз с 1900 по 1915 год.

Основной упор был сделан на начальную школу. Правительство намеревалось ввести в стране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводилась непоследовательно. Сохранилось несколько типов начальных школ, наиболее распространенными из которых были церковно-приходские школы (в 1905 году их насчитывалось около 43 тысяч). Увеличилось количество земских начальных школ. В 1904 году их было 20,7 тысяч, а в 1914 году — 28,2 тысяч. — Увеличилось количество начальных школ Министерства народного образования. В 1900 году насчитывалось около 2,5 миллионов учеников, а в 1914 году — около 6 миллионов. — В 1900 году в начальных школах Министерства народного просвещения насчитывалось около 2,5 миллионов, а в 1914 году — около 6 миллионов.

Началась реструктуризация среднего образования. Росло число гимназий и школ-интернатов. В гимназиях увеличилось количество часов, отведенных на изучение предметов математического цикла. Выпускникам предметных школ разрешалось поступать в высшие технические училища, а после сдачи экзамена по латыни — на физико-математические факультеты университетов.

В 1896 году по инициативе и на средства торгово-промышленной буржуазии была создана сеть коммерческих училищ семи- и восьмилетнего образования. В них, в отличие от гимназий и средних школ, было введено совместное обучение мальчиков и девочек. В 1913 году в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тысяч человек, в том числе 10 тысяч девочек. Количество средних специальных учебных заведений: Увеличилось количество промышленных, технических, железнодорожных, горных, землемерных, сельскохозяйственных школ и т.д.

В 1912 году были открыты высшие начальные школы, предназначенные для учащихся, окончивших начальную школу и поступивших затем в средние учебные заведения без экзаменов. В средней школе произошли большие изменения. С революционным подъемом царского правительства вновь появилась автономия колледжей, были разрешены студенческие организации и выборы деканов и директоров. В 1909 году в Саратове был основан еще один (девятый) университет. Новые технические училища были созданы в Санкт-Петербурге, Новочеркасске, Томске.

Для реформирования начальной школы в Москве и Санкт-Петербурге были открыты педагогические институты, а также более 30 женских высших учебных заведений, что положило начало массовому доступу женщин к высшему образованию. Право женщин на высшее образование было признано законом в 1911 году. К 1912 году насчитывалось 16 технических колледжей.

Культура русского символизма

Русский символизм как литературное направление возник на рубеже XIX и XX веков.

Культура русского символизма, как и менталитет поэтов и писателей, сформировавших это движение, возникли и развивались на пересечении взаимно противоречивых, но эффективно взаимосвязанных и взаимообъясняющих линий философско-эстетического подхода к действительности. Ощущение небывалой новизны всего, что принесла с собой эпоха рубежа веков, сопровождалось чувством беспокойства и нестабильности.

Теоретические, философские и эстетические корни и источники писателей-символистов были очень разнообразны. В. Брюсов считал символизм чисто художественным направлением, Мережковский опирался на христианскую доктрину, Вячеслав Иванов искал теоретическую опору в философии и эстетике античного мира, преломленной через философию Ницше, А. Белого интересовали В. Соловьев, Шопенгауэр, Кант, Ницше.

«Сам символизм никогда не был художественной школой, — писал Белый, — но тенденцией к новому восприятию мира, которая сломала искусство в его собственном пути….. И мы рассматривали новые формы искусства не просто как смену форм, а как явный признак изменения внутреннего восприятия мира.

Эти установки определили борьбу символистов против демократической литературы и искусства, выразившуюся в систематической клевете на Горького, в стремлении доказать, что, вступив в ряды пролетарских писателей, он оказался художником, в попытках дискредитировать революционно-демократическую критику и эстетику и их великих творцов — Белинского, Добролюбова, Чернышевского.

Брюсов (1873-1924) вступил на сложный и трудный путь идейных исканий. Революция 1905 года взволновала поэта и заставила его отвернуться от символизма. Однако Брюсов не сразу пришел к новому пониманию искусства. Отношение Брюсова к революции сложное и противоречивое. Он приветствовал очищающие силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но считал, что они несут в себе лишь элемент разрушения.

Традиции критического реализма

Для поэзии В. Брюсова того времени характерно стремление к научному осмыслению жизни, пробужденный интерес к истории. А.М. Горький высоко ценил энциклопедические знания В. Брюсова и называл его самым культурным писателем России. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры.

Идеологические противоречия эпохи влияли (в той или иной мере) на отдельных писателей-реалистов. В творческой судьбе Л. Н. Андреева (1871 — 1919) они отразились в определенном отходе от реалистического метода. Однако реализм как направление в художественной культуре сохранил свои позиции. Русских писателей продолжала интересовать жизнь во всех ее проявлениях, судьбы простых людей, важные проблемы общественной жизни.

1912 год стал началом нового революционного энтузиазма в общественно-политической жизни России.

Исходя из идеалистической предпосылки о примате сознания, символисты утверждают, что реальность, действительность — это творение художника.

Моя мечта и все пространства,

Весь мир — это единое украшение,

И я подумал: «О, гениально! Например, этот рог,

Вы должны петь песню земли

И из-за гор раздался голос в ответ:

«Природа — это символ, как этот рог. Она

…звуки перекликаются. А эхо — это Бог.

Символистская поэзия — это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ — это эхо, предложение, намек; он передает скрытый смысл.

Акмеизм

Все явления имеют печать.

Один с другим, как будто слитые воедино.

Я беру одну и пытаюсь угадать.

За ним скрывается другое, — то, что скрыто.

Тональная выразительность стиха стала очень важной в поэзии символистов, например, в поэзии Ф. Сологуба:

И два глубоких бокала

Сделан из тонкого, звонкого стекла.

Вы ставите на яркую чашку

А ты налила сладкую пену,

Наливали, наливали, наливали, наливали, наливали

Два темно-красных стекла.

Белый, лилия, лилия, лилия, лилия, лилия, лилия

Ты был белым и алым….

Революция 1905 года нашла своеобразное преломление в творчестве символистов.

После революционных событий 1905 года в рядах символистов еще больше усилились противоречия, которые в итоге привели это направление к кризису.

Однако нельзя не отметить, что русские символисты внесли значительный вклад в национальную культуру. Самые талантливые из них по-своему отразили трагическую ситуацию человека, который не может найти свое место в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, и пытается найти новые пути художественного понимания мира. Им принадлежат значительные открытия в области поэтики, ритмической перестройки стиха, усиления в нем музыкального начала.

Последнее десятилетие перед Октябрем было отмечено исследованиями в области модернистского искусства. Полемика о символизме в среде художественной интеллигенции в 1910 году выявила ее кризис. Как выразился в одной из своих статей Н. С. Гумилев, «символизм завершил свой круг развития и теперь падает.

N. Основателями акмеизма считаются С. Н. Гумилев (1886-1921) и С. М. Городецкий (1884). М. Городецкий (1884 — 1967.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Гост

ГОСТ

На рубеже веков

На рубеже $XIX—XX$ веков культура России представляет собой интереснейший период в культурном развитии Российского государства. Обычно рубеж веков – это переломный момент в любом государстве. В России в это время переломная эпоха и в социально-политической сфере, и в духовной жизни страны. Страна испытала великие потрясения за сравнительно короткий исторический период. Все эти потрясения повлияли глобально на ее культурное развитие в целом. Прежде всего, был найден масштабный интерес к личности, к её духовному миру. Но тем самым были потеряны интерес и внимание к проблеме социальности в творческом искусстве.

Данный период обновления различных жанров и видов художественного творческого начала, переосмысления, жизненной переоценки ценностей в человеке и в обществе. Культура тогда развивалась отличительно с определённой насыщенностью, продолжала прекрасные художественные традиции, стремления обновить конъюнктуру поэтического языка.

Культура

Серебряный век

В России прослеживается интенсивный культурный подъем, который получил название Серебряный век. Выразительное название Серебряный век представляет собой поэтическое и метафорическое начало, не строгое и не определенное. Это название было придумано самими представителями Серебряного века. Само название предполагает собой некое противостояние предшествующему Золотому веку. В это время было широко распространено такое течение и направление в культуре и искусстве, как символизм.

Символизм

Пережившая столько потрясений, страна искала всё новые и новые выходы выражения философской мысли. И все данные искания выливаются в модернистские направления. Одним из таких направлений в России становится символизм. И символизм часто приурочивают к эпохе Серебряного века. С зарождением символизма Россия переживает серебряный рассвет в русской культуре.

Готовые работы на аналогичную тему

На данном этапе развития эпохи все новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе распределяются по структуре символизма, даже внешне враждебные направления во многом пользуются символистским материалом. С этого времени зародилось такое понятие, как русский символизм. Но русский символизм страдал от недостатка единства концепций, не было ни единого стиля, ни единой школы.

Впервые символизм появился во Франции. Французский символизм богат оригиналами, но в российском символизме оригинальность дошла до такого разнообразия, что можно не отыскать похожие друг на друга примеры. Русские символисты были в поиске новой литературной перспективы, как в форме, так и тематике. Во всём было различие у символистов России. Единственный факт, который объединял русских символистов, было недоверие к обыденному слову. Это было стремление выражать всё через аллегории и символы.

Символисты

Самыми обсуждаемыми темами в кругу символистов серебряного века были: любовь, смерть, страдание и ожидание удивительных событий. Основателями нового течения считаются: О. Уайльд, Г. Ибсен, Р. Рильке, А. Рембо, С. Малларме, П. Верлен, К. Гамсун, М. Метерлинк, Э. Верхарн. Практически в каждом сюжете были сцены из интересных и запомнившихся событий средних веков, мифология античности и истории из евангелия.

Течение символизма распространилось среди многих стран, находящихся в Западной Европе. Символизм, как и эстетика, были одним целым. Их сущностью, было обращение к сфере духа и внутреннего видения каждого. В основе течения считалось, что за миром есть большое количество вещей, которые не каждый способен увидеть, а вот современный мир только частью отражает многие вещи. Считалось, что может придти прозрение на все происходящее вокруг, во время того, как исполняется акт творчества.

Символизм на территории России зародился практически в конце 19века. Он пошел от местного мыслителя – философа, который был и поэтом – Соловьева. В его философии утверждалось, что в вечной женственности и красоте можно найти спасение мира. Символист подчеркивал, что он верит в мудрость, красоту, добро и использует их для связи с Богом. Его каждое произведение освещало главные качества символизма и считалось, что это литературно – философское направление.

•Иносказаниями и намеками.
•Наполнением стандартных слов знаками.
•Смерть как начало бытия.
•В каждом миге, даже незаметном, отображена вечность.

Стоит отметить, что первое время после публикаций, все стихи вызывали усмешки, ведь они были совершенно непривычны для публики. Но со временем многие открыли в них свой смысл. Символисты заняли правильное и нужное место во всей эпохе, ведь в те годы социальная действительность была достаточно зыбкой из-за регулярных катастроф и взрывов. В начале была русская революция, позже долгая война, затем еще две революции, которые совершенно опустошили словарный запас и развитие всего общества немного затормозилось.

Сам символизм появился в России не отдельно от Западных государств. На приверженцев течения повлияла поэзия французов, англичан, немцев. В приведенных странах Запада течение проявлялось на несколько лет раньше. Хотя русские символисты упорно отрицали, что они зависят от европейской литературы. Они утверждали, что все корни пошли от книг прежних писателей, таких как: Фет, Тютчев, Фофанов. По их мнению, символизм был уже в литературе долгое время, просто его никто не замечал.

В наши дни, принято считать, что символизм был истинно художественным течением и был очень далек от жизни и борьбы общества. Стихи Бальмонта подтверждение этого. Ведь в каждом слове заключена красота и игра звуков.

ЧЁЛН ТОМЛЕНЬЯ
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
Чуждый чистым чарам счастья,
Чёлн томленья, чёлн тревог
Бросил берег, бьётся с бурей,
Ищет светлых снов чертог.
Мчится взморьем, мчится морем,
Отдаваясь воле волн.
Месяц матовый взирает,
Месяц горькой грусти полн.
Умер ветер. Ночь чернеет.
Ропщет море. Мрак растёт.
Чёлн томленья тьмой охвачен.
Буря воет в бездне вод.


История русского символизма

Новаторский стиль захватил все творческие сферы в России: музыку, литературу, живопись. Мастерам-символистам были чужды политика и социальные проблемы, они копнули глубже – с помощью метафорических образов постигали тайны мироздания, Бога и смысл человеческого существования.

Художники искали вдохновения в литературе и музыке, мифах и легендах, воплощая на полотнах то, что невозможно увидеть невооруженным глазом. Эпоха символизма в целом получила название Серебряный век.

Стремясь проникнуть в иную реальность – мечту, сон, сказку или легенду, символисты отводили себе роль теурга или могущественного мага, способного подчинить своей воле высшие силы. Они искренне верили, что искусство – божественная мистическая материя, которая поможет человечеству постичь непостижимое, например, душу.

Предвестником символизма в изобразительном искусстве стал Виктор Васнецов – его полотна со сказочными и былинными персонажами. Наиболее яркими представителями символизма среди русских художников считаются: Врубель, Борисов-Мусатов, Сомов, Нестеров, Рерих.

Серебряный век завершился после Октябрьской революции с приходом Советской власти, символизм уступил место авангардизму.

Пути развития

Виктор Васнецов, воплотивший на своих полотнах сказки и былины по всем правилам реализма, дал толчок развитию той ветви символизма, следовавшей православным и славянофильским канонам.

Жанры в символизме

Символизм раздвинул границы натурализма и реализма. В работах мастеров этого стиля не стоит заострять внимание на достоверности изображения объектов. Художники старались передать то, чего нельзя увидеть глазом.

Изображение природы на полотнах пейзажистов-символистов осложнено стремлением достичь достоверности в передаче реальности и настроения автора, вызванного раздумьями о вечном, в равной степени.

Портретистов, по-прежнему добивавшихся точного сходства черт лица на изображении с оригиналом, мало интересовала одежда человека, его социальное положение и достаток. Большее внимание уделялось внутреннему состоянию – духовной сущности личности, запечатленной на портрете. Мастеров интересовала судьба человека, как результат жизненного пути.

Значение в живописи

Символизм в живописи стал ступенькой, ведущей к развитию авангардного искусства, зародившегося в конце 19-го века. Принципы данного направления в России стали той средой, в которой смог развиваться авангардизм. Символизм в живописи позволил пренебрегать натуральной передачей формы и цвета на полотне. Это подготовило почву для произрастания авангардного стиля.

Символизм привел к развитию новых актуальных для того времени идей:

  1. заострил внимание на проблемах духовности и религии;
  2. наполнил произведения художественного искусства неомифологическими образами;
  3. превратил живопись в метод познания сути явлений, чувств и предметов.

Работы мастеров этого направления волновали и восхищали современников Серебряного века, потрясают своей глубиной наше поколение.


мент прозрения, возникающий во время творческого акта — вот то единственное, что может приподнять завесу над иллюзорным миром обыденных вещей.

Михаил Врубель. Примавера. 1897.

Владимир Соловьёв

Бескрылый дух, землёю полонённый,
Себя забывший и забытый бог…
Один лишь сон – и снова, окрылённый,
Ты мчишься ввысь от суетных тревог.

Неясный луч знакомого блистанья,
Чуть слышный отзвук песни неземной, –
И прежний мир в немеркнущем сияньи
Встаёт опять пред чуткою душой.

Один лишь сон – и в тяжком пробужденьи
Ты будешь ждать с томительной тоской
Вновь отблеска нездешнего виденья,
Вновь отзвука гармонии святой.

Символисты серебряного века:

Особенности и предшественники русского символизма

Старшие русские символисты (1890-е годы) поначалу встречали у критики и читающей публики в основном неприятие и насмешки. Как наиболее убедительное и оригинальное явление, русский символизм заявил о себе в начале двадцатого века, с приходом нового поколения, с их интересом к народности и русской песне, с их более чутким и органичным обращением к русским литературным традициям.

О поэтическом течении:

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.

Читайте также: