Различные сферы употребления устной публичной речи 6 класс сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Речь – это конкретное говорение, имеющее определенные временные рамки и звуковую или письменную форму. Под речью понимают как речевую деятельность (процесс говорения), так и речевые произведения (результат говорения).

Виды речевой деятельности:

По форме выражения делятся на:

устные (говорение – порождение речи, аудирование – восприятие речи);
письменные (письмо – создание письменного текста и чтение – восприятие письменного текста).
Виды речевой деятельности делятся на:

продуктивные виды (говорение и письмо);
рецептивные (аудирование и чтение).
По количеству участников виды речевой деятельности делятся на:

монолог (речь одного человека, обращенная к слушателям или к самому себе);
диалог (непосредственный обмен высказываний между двумя или несколькими личностями).

Сферы употребления устной публичной речи и ее основные типы

Устная публичная речь используется для выступления перед большим количеством людей:

в научной сфере,
в судебной деятельности;
в социально-политической сфере;
в социально-бытовой сфере;
в духовной сфере.

Языковые особенности публичного высказывания

Во время публичного высказывания оратор должен соблюдать такие качества речи, как правильность, доступность. Он должен соблюдать нормы современного русского языка. Безошибочно образовывать грамматические формы, ставить ударение, соблюдать причинно-следственные связи, избегать повторов, точно выбирать слова для избежания недопонимания. Все слова должны относиться к одному стилю, нельзя допускать разговорные слова или формы просторечия, если только они не являются выразительным средством для облегчения восприятия информации.

Речевой этикет – это правила речевого поведения, специфическое для определенной нации, которые реализуются в системе устойчивых формул и выражений, принятых обществом для вежливого общения с собеседником. Он позволяет установить контакт с другим человеком в определенной благоприятной ситуации.

Ошибка в тексте? Выдели её мышкой и нажми

Остались рефераты, курсовые, презентации? Поделись с нами - загрузи их здесь!


Публичной называют такую речь, которая рассчитана на аудиторию, на восприятие значительным количеством слушателей. Именно публичному стилю речи посвящена наша статья.

Устная или письменная

По большей части публичная речь – это речь устного выступления. Ей присущи многие черты устной речи:

  • ориентированность на слушателя;
  • эмоциональность, непосредственность;
  • использование невербальных средств общения (то есть не словесных: мимики, жестов, интонации).

Но в тоже время публичная речь имеет и ряд особенностей письменной речи:

  • она далеко не всегда спонтанна – напротив, в большинстве случаев публичная речь заранее подготовлена;
  • она не содержит просторечных выражений и не основывается на разговорном стиле – напротив, публичной речи свойственно использование книжных лексических и синтаксических средств и полной палитры стилистических приемов.

Качество публичной речи

На результативность, качество публичной речи влияют многие факторы.

Например, психологические:

  • заинтересованность говорящего в предмете речи;
  • желание аудитории слушать выступление;
  • доступность и занимательность тематики и т.д.

Отсюда следует правило выбирать тему, которая интересна и докладчику, и аудитории.

Другая большая группа факторов связана с умением докладчика находить и подбирать информацию.

И, наконец, третья группа носит собственно лингвистический характер. Это умение докладчика пользоваться стилистическими и лексическими богатствами русского языка и подбирать их в соответствии со своей коммуникативной целью. Сюда можно отнести:

  • владение нормами русского литературного языка;
  • умение строить речь в соответствии с коммуникативным замыслом;
  • умение говорить интонационно выразительно и внятно, с достаточной громкостью;
  • умение правильно и доступно строить высказывания.

Жанры публичной речи

Различные выступления нам приходится слушать достаточно часто. В зависимости от того, кто, кому и по какому поводу говорит, мы можем разделить публичную речь на несколько жанров.

Первый из них – это общественно политические речи. Примерами могут служить

  • выступление кандидата в депутаты;
  • политический обзор;
  • доклад на партийном собрании и тому подобное.

Выступление на научную тему:

  • доклад;
  • лекция в институте;
  • выступление на научной конференции и т.п.

Торжественные речи – это речи, которые произносят на различных праздниках, юбилеях. Сюда можно отнести поздравительные высказывания, тосты и вообще все речи, связанные с какими-то особенными датами и посвящённые им.

Жанр определяется в соответствии с коммуникативной целью. Если цель докладчика – сообщить научную информацию, то он выбирает один из научных жанров. Если он хочет убедить в чём-то аудиторию, то ему стоит выбрать общественно-политическую речь. И, наконец, если его цель всего лишь создать праздничную, торжественную обстановку, докладчик выбирает жанр торжественной речи.

Принципы построения публичной речи

Как правило, публичное выступление имеет классическую трехчастную структуру: вступление, основная часть, включающая аргументацию, и вывод или заключение.

Вступительная часть очень важна: она мотивирует слушателей обратить внимание на высказывание докладчика. И, если вводная часть построена занимательно, с привлечением доказательств актуальности темы, то слушатели с большим интересом относятся к дальнейшему выступлению. В этой части высказывания докладчик должен стремиться заинтриговать слушателей, внушить им доверие к тому, о чём он будет рассказывать. В этой же части обычно высказывается тезис, который в дальнейшем будет доказывается.

В основной части содержится изложение аргументов и собственно доказательство или разбор какого-либо вопроса. В этой части важно четко разделить аргументы и конкретно пояснить, каким образом они подтверждают тезис.

Психологи утверждают, что в основной части не должно быть более 7 каких-либо утверждений или аргументов, потому что перенасыщенный информацией доклад с трудом воспринимается слушателями и не достигает цели.

Вывод, или итог, является обязательным условием грамотно построенной публичной речи. Если вывод не сделан или итог не подведен, у слушателей остаётся впечатление, что высказывание было бессмысленным и бесцельным.

Что мы узнали?

Публичная речь имеет черты как устной речи, так и письменной. Но бытует она обычно в устной форме. Существует несколько жанров публичной речи. Необходимый жанр выбирают в соответствии с коммуникативной целью, которую ставит перед собой докладчик. Результативность высказывания зависит от ситуации, психологических особенностей докладчика и слушателей, от умения подобрать и интерпретировать информацию, а также от собственно лингвистических факторов, то есть от того, насколько грамотно и выразительно построено выступление. Публичная речь строится по классической трехчастной схеме.

Понятие и особенности устной публичной речи как основы ораторского искусства. Основные виды аргументов: логические и эмоциональные, их характеристика. Формы воздействия на слушателя: внушение, убеждение и принуждение. Сущность оратора и его аудитории.

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 17.12.2016
Размер файла 19,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Реферат

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику, и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и т.д.

Главным понятием риторики является оратор, взаимодействующий с аудиторией в процессе публичного выступления. Сутью ораторского искусства является грамотное сочетание рационального (поделиться определенной информацией) и эмоционального (передать свои чувства) элементов. Дело в том, что человек мыслит в двух формах, каждой из которых соответствует своя разновидность познания: логической форме соответствует научное познание, а образной - искусство, и эти формы дополняют друг друга. В этой связи ораторская речь - это некий вид эмоционально-интеллектуального творчества, воздействующий одновременно и на сознание, и на чувства человека. Главное для оратора - грамотно использовать обе формы мышления человека.

Целью реферата является исследование устной публичной речи, ораторского искусства.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

1. Дать понятие устной публичной речи, выделить ее особенности

2. Рассмотреть основные виды аргументов

3. Рассмотреть понятие оратора и его аудитории

1. ПОНЯТИЕ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

Для публичной речи характерно преимущественно одностороннее воздействие выступающего на аудиторию. Также важны: степень информированности слушателя, численность аудитории, взаимоотношения между ней и оратором. Речь может быть подготовлена заранее (продумано содержание и композиция), но в момент речи она носит спонтанный характер (высказывание достраивается в момент речи).

2. ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ

Публичная речь - основа ораторского искусства. Для того, чтобы речь правильно воздействовала на слушателя, нужно соблюдать некоторые правила, а именно:

1) выступающий должен сам хорошо разбираться в выбранной теме, четко формулировать задачи и понимать суть вопроса;

2) он должен быть иметь устоявшуюся позицию и быть уверенным в своей;

3) нужно самому быть заинтересованным в раскрытии темы, быть внимательным к аудитории;

4) уметь воздействовать на публику психологически;

5) обязательно составить план будущего выступления в виде конспекта или тезисов, чтобы речь была логичной и интересной. Главное, чтобы аудитория не ощущала того, что вы все читаете по бумажке. Лучше, если план будет у вас в памяти;

6) достойно вести себя во время выступления: быть аккуратно одетым, говорить грамотно и уважительно и быть готовым к возможным спорам.

Немаловажным является хорошее знание и умелое пользование языком (соблюдение правил произношения, логические ударения, живая интонация). Речь не должна быть слишком быстрой, сложной для понимания на слух (со множеством сложных или иностранных слов). Не стоит забывать о работе с аудиторией. Хороший прием - делать во время выступления небольшие перерывы и обсуждения, чтобы получить представление, насколько информация дошла до людей и как они ее поняли.

Между аудиторией и выступающим должен установиться психологический контакт. Одним из эффективных средств повышения заинтересованности являются паузы, которые характеризуют эмоциональную речь - они передают чувства говорящего Но не следует делать эти паузы слишком длинными, иначе люди подумают, что вы просто плохо разбираетесь в предмете.

Публичная речь - сложный вид работы, с множеством тонкостей и особенностей. Самый главный совет для выступающих - продумывать свою речь заранее, учитывая особенности публичного выступления.

3. ВИДЫ АРГУМЕНТОВ

Для того, чтобы максимально эффективно воздействовать на аудиторию, нужно грамотно применять аргументы - как логические, так и эмоциональные. Далее мы рассмотрим основные виды аргументов.

1. индуктивные (привести несколько фактов и обобщить их);

2. аналогические (применяется только если сопоставление уместно);

3. установление причинно-следственных связей (заключение от причины к следствию и заключение от следствия к причине);

4. дедуктивные (умозаключение из общего положения).

Публичные речи обычно состоят из трех частей:

1. Вступление, которое включает в себя зачин (с целью привлечь внимание) и завязку (с целью заинтересовать публику)

2. Основная часть - формулировка и пояснение тезиса, главных положений выступления, его аргументирование

3. Заключение, цель которого - усиление значения сказанного и создание соответствующей установки и настроения у аудитории. В нем может быть упомянут основной тезис, содержаться обобщение всего вышесказанного и призыв.

Выразительность речи достигается при помощи так называемых тропов (выразительных средств, например, метафор, эпитетов, сравнений) и фигур речи (особых приемов, повышающих убедительность речи, например, аллюзии, риторические вопросы и восклицания).

Кроме аргументов и средств выразительности, важно знать основные формы воздействия на слушателя:

1. Убеждение - это изменение точки зрения собеседника путем приведения как логических, так и эмоциональных агрументов.

2. Внушение - это форма речевого воздействия без аргументов, за счет эмоционального давления на слушателя (особенно на женщин и детей). Внушаемый воспринимает чужое мнение некритически, заимствует его.

3. Принуждение - это способ заставить человека поступить вопреки его желанию под угрозой неблагоприятных для него последствий. Механизм принуждения может быть чисто речевым (угрозы, запугивания), а может включать неречевые элементы.

Принуждение должно отсутствовать в публичном выступлении.

4. ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ

Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть ораторское искусство .

Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.

Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой - лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор - это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.

Чтобы рассчитывать на внимание и уважение слушающей аудитории, оратор должен обладать определенными навыками и умениями. Перечислим некоторые из них:

1) уверенное высказывание во время любого общения;

2) умение говорить на любую тему;

3) умение точно выражать свои мысли;

4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами;

5) умение аргументировать и убеждать.

Ораторское искусство - это диалогическая связь, с одной стороны которой выступает непосредственно оратор, а с другой - слушатель, или аудитория .

Аудитория представляет собой общность людей, которая выступает в роли единой социально-психологической группы.

Для слушательской аудитории характерны следующие признаки:

1) однородность (неоднородность) , т. е. разница по полу, возрасту, уровню образованности, интересам слушателей;

2) количественный состав присутствующих;

3) чувство общности (признак, проявляющийся при определенном эмоциональном настрое аудитории, когда зал аплодирует или же, наоборот, выражает недовольство);

4) мотив действия слушателей . Люди посещают лекции по различным причинам. По мнению психологов, можно выделить 3 группы моментов:

а) интеллектуально-познавательного плана (когда люди приходят, потому что сама тема вызывает интерес);

б) морального плана (требуется присутствие человека);

в) эмоционально-эстетического плана (когда люди приходят, потому что им интересны оратор, его выступления, его манера держаться и т. д.).

Именно поэтому у слушательской аудитории можно отметить различный настрой на восприятие выступления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение подчеркнем, что ораторская практика настолько сложна, разнообразна, многогранна, что невозможно все предусмотреть заранее и дать советы и рекомендации на все случаи жизни.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные риторические навыки и умения.

Можно сформулировать общее положение, которое имеет силу определенного закона в ораторском искусстве. Если лектор или докладчик увлечен предметом своего нового выступления, глубоко продумал и прочувствовал тему речи, если он естествен и искренен, если он с удовольствием вышел на трибуну, то обязательно будет говорить правдиво и вдохновенно.

Творческое волнение непременно обнаружится во всем поведении говорящего, скажется в тембре его голоса, в звучащей речи, в интонациях и вообще в том, как он говорит. Такое волнение - важный импульс к тому, чтобы самый ответственный этап ораторского труда - публичное исполнение - был пройден успешно.

Необходимо уметь подавить неизбежно возникающее всякий раз желание сказать слушателям как можно больше. Во-первых, само время ораторского выступления не позволяет объять необъятное. Во-вторых, приходится считаться с механизмом слушательского восприятия, в частности, с возможностью восприятия и усвоения определенного объема информации и знания.

Вот почему опытный лектор, пропагандист, докладчик или обозреватель никогда не стремится, если можно сказать, "выговориться" по данной теме до конца. Он всегда оставляет кое-что "про запас", и хорошо, когда слушатели чувствуют или догадываются, что говорящий мог бы выступать по освещенной теме вновь и вновь, каждый раз обнаруживая новый подход к ней, раскрывая новые ее грани.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гируцкий А.А. Общее языкознание. - М.: Гетра-Сист, 2001

2. Данцев Д.Д., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. - М.: Феникс, 2002 г.

3. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М.: Наука, 2001

4. Корнилова Е. Н. Риторика -- искусство убеждать. М.: УРАО, 1998 г.

5. Сопер П. Основы искусства речи. - М.: Прогресс, 2002

6. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. - М.: Наука, 2000

7. Федосюк М.Ю. Русский язык. - М.: Наука, 2001

Подобные документы

Задача культуры речи. Типы речевой культуры, устная и письменная разновидность русского языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, устная публичная речь. Совершенствование навыков грамотного письма и говорения.

реферат [18,3 K], добавлен 13.11.2010

Понятие и сущность ораторства. Определение ораторского искусства, его история возникновения. "Секреты" ораторского выступления перед аудиторией. Особенности, роды и виды ораторской речи. Анализ функциональных стилей литературного языка в речи оратора.

реферат [75,0 K], добавлен 20.12.2009

Современное информационное общество и различный контекст применения искусства риторики. Понятие устной публичной речи и ее родовидовая классификация. Массовая коммуникация и политическая задача риторики. Коллективное авторство и технологичность текста.

курсовая работа [27,8 K], добавлен 23.12.2014

Соотношение книжно-письменных стилей с устной речью, текстовая организация деловой диалогической, монологической и публичной речи. Интонация и смысловая дискретность; фонетические, грамматические, лексические и лингвистические нормы устной деловой речи.

реферат [78,2 K], добавлен 15.10.2009

Определение современной риторики и ее предмета. Общая и частная риторика. Особенности античного риторического идеала. Расцвет древнерусского красноречия. Особенностb публичной речи. Роды и виды ораторского искусства. Деловое общение и коммуникации.

шпаргалка [361,5 K], добавлен 22.12.2009

Общая характеристика форм речи. Устная форма речи. Письменная форма речи. Специфика норм письменного кодифицированного языка. Сходства и различия между устной и письменной формами речи.

контрольная работа [22,5 K], добавлен 24.07.2007

Логические и эмоциональные аргументы, используемые для воздействия на аудиторию. Основные требования к ораторской речи во время публичного выступления. Особенности установления контакта с аудиторией, "фактор адресата". Понятие "нравственный долг оратора".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. ФИО: Павлова Галина Николаевна

3. Должность - учитель русского языка и литературы

4. Предмет – Русский язык,

6. Тема и номер урока в теме: Развитие речи. Публичное выступление. 2-й урок.

Предметные: Развить исследовательские навыки , научить отыскивать и отбирать материал для убедительного выступления, обучить умению перерабатывать и оформлять подобранный материал, активировать познавательную деятельность учащихся, вовлекая их в творческую поисковую работу.

Деятельностные: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Личностные : высказывать свое мнение, отражая его в собственном тексте публичного выступления; стремиться к речевому самосовершенствованию; способность к взаимооценке и самооценке.

Познавательные : знать особенности построения устного публичного выступления; различные сферы употребления устной публичной речи; осмысленно создавать речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные : извлекать информацию из различных источников, уметь организовать свою деятельность в процессе индивидуальной и коллективной работы.

9. Тип урока - урок реализации домашнего знания.

10.Формы работы учащихся – публичные выступления, сопровождаемые презентациями, беседа, анализ, участие в учебном диалоге.

11.Необходимое техническое оборудование – компьютер, проектор

13. Оборудование : мультимедийная установка (проектор, ноутбук), оценочные и рабочие листы.

Слово -
полководец
человечьей силы.

hello_html_m78531154.jpg

hello_html_m63c6e159.jpg

hello_html_6c62abca.jpg

15. Структура и ход урока

Мотивация учебной деятельности

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный — речь.

Это стихотворение написал замечательный поэт и прозаик Иван Бунин. Способность говорить делает человека человеком. Ни одно живое существо в мире не обладает этим даром. Слово несет информацию, является средством общения, отражает общую культуру человека. Искусство слова, как и любое другое искусство, имеет свои, очень специфические, законы, свой язык. Особенно публичная речь. Публичные выступления, представления и презентации - это важная часть в любом бизнесе, включая МЛМ (сетевой маркетинг) и инфобизнес.

Искусство подачи информации заключается в освоении основных этапов и правил публичного выступления.

Вы должны были дома приготовить публичные выступления на общественно-значимые темы. Сейчас мы посмотрим, какие типы публичных выступлений вы выбрали и реализовали ли их структуру. Приступим к проверке домашнего задания.

Учащиеся высказывают свои мнения формулируют и записывают тему урока в тетрадь

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и пробного учебного действия

Типы публичных выступлений по цели высказывания:

убеждающие,

развлекательные,

информационные.

Однако, цели могут сочетаться и тогда публичное выступление будет смешанного жанра.

Вспомним Памятку оратора

1. Определи цель выступления.

2. Тщательно подготовься: продумай содержание. Речь должна быть интересной.

3. Говори просто и понятно.

4. Не говори быстро, не бойся пауз.

5. Не маши без надобности руками.

6. Помни, что главное для оратора – внимание слушателей.

7. Чтобы быть интересным оратором, надо быть интересным всесторонне развитым человеком.

Защита (Задают вопросы друг другу)

В конце каждого выступления каждая группа записывает вывод на доске и прикрепляет эмблему выступления.

Изучение нового материала, защита домашнего задания.

II. Работа по теме. Спонтанное рассуждение.

1. Каждая группа написала на доске вывод своего выступления. Его мы превращаем в утверждение, и вы сейчас должны представить устное спонтанное рассуждение по темам. Давайте вспомним, как строится рассуждение. (Утверждение – Аргументы – Вывод)

Аргумент один можно использовать из прослушанных выступлений, второй необходимо подобрать из прочитанных произведений.

2. Спонтанные рассуждения.

Высказывают свои суждения, участвуют в беседе по предложеннымутверждениям.

Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока

Итак, сегодня я на уроке…

Давайте сделаем вывод…

Самооценка своей деятельности.

По одной из цитат оформления написать сочинение-рассуждение.

Запись д/з в дневник

Использованные интернет источники:

1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 1990. - С. 354.) (сл.4)

Памятка к подготовке публичного выступления

Способы привлечения внимания аудитории.

Механические

2. Изменение высоты громкости голоса, темпа речи, усиление артикуляции, паузы.

Интеллектуальные

2. Чтение стихотворения.

Составные

Вставание в начале урока.

Совместное пение или чтение.

Вопросы к залу или голосование.

О чем же и как говорить? Какова структура основной части выступления. Здесь главный принцип – структурируй! То есть дели весь текст на пункты, пункты на подпункты, подпункты на пунктики, а пунктики…. (вот вы и улыбнулись).

5 основных правил публичного выступления:

1. Готовься и репетируй!

3. Не показывай волнения и не извиняйся!

4. Следи за временем!

5. Будь самим собой!

Читайте также: