Рассказ сообщение о деревенской усадьбе 19 века

Обновлено: 07.07.2024

Изучение усадебного быта позволяет не только выявить истоки литературного произведения, но и многое объясняет в характере, мировоззрении автора, его образе жизни и привычках. С русской провинцией, в частности, Подмосковьем неразрывны судьбы поэтов и писателей: А.Д. Кантемира, П.А. Вяземского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, М.Ю. Лермонтова, С.Т. Аксакова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.И. Герцена, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.Г. Короленко и др.

К жизни и деятельности Н.В. Гоголя, например, непосредственное отношение имеют Абрамцево, Большие Вяземы, Волынское, Константиново, Можайск, Мураново, Никольское, Остафьево, Перхушково, Серпухов, Спасское, Подольск, Троице-Сергиева лавра, Троицкое-Кайнарджи, Химки, Черная Грязь и многие другие места.

Большинство бывших усадеб теперь являются государственными музеями-заповедниками, в которых воссозданы интерьеры и атмосфера прежних лет. Они ведут активную культурную жизнь, постоянно развиваются и пополняют свои коллекции. Всем известны музеи в Абрамцеве, Муранове, Мелихове, Середникове, Захарове, Даровом, Спас-Углу и т.д. Мемориальные места отличаются высокой степенью духовной гармонии. Такова усадьба Абрамцево, где в 80-е годы XIX столетия в художественном кружке Саввы Мамонтова собирались и творили художники Васнецов, Поленов, Головин, Коровин, Врубель, Левитан, Серов, Крамской.

В первой половине XIX столетия для дома среднепоместного дворянства, купечества и мещан был необходим установившийся набор помещений: парадные (зал, гостиная, комната хозяйки, одновременно — парадная спальня), располагавшиеся обычно одно за другим, и жилые комнаты, предназначенные для семьи владельца дома и расположенные как правило на другом этаже (чаще верхнем) или позади парадных интерьеров. Жилые комнаты старались делать меньшими по размеру — они должны были быть теплыми зимой и удобными для жизни.

Дом Аксаковых в Абрамцеве был одноэтажный, с мезонином (антресоли и мезонины получили широкое распространение в первой половине XIX века). Сергею Тимофеевичу он понравился расположением и удобством, однако некоторые изменения в планировке были произведены. Парадную спальню разделили на две половины и превратили в жилые покои, а двери вывели в проходную комнату. Гостиная и зала стали использоваться для повседневных занятий семьи. Помещения внутри дома располагались таким образом: на западной стороне — сени, передняя, затем столовая, куда открывалось окно буфетной; следом шли кабинет С.Т. Аксакова, две комнаты неопределенного назначения, небольшим коридором отделенные от следующей, в которой жили дочери Надя и Люба. Вдоль восточного фасада — комната дочерей Веры и Ольги, спальня, гостиная и зала. Коридор в центре дома связывал нижнюю его часть с мезонином, разделенным на две большие комнаты. Одна из этих комнат была кабинетом Константина Аксакова, а в помещении напротив останавливались гости. Здесь жил в свои приезды в Абрамцево Н.В. Гоголь. Позднее эта комната стала кабинетом Ивана Аксакова.

Помимо званых обедов и ужинов, гостей часто приглашали на званый чай, который устраивался чаще всего в малой гостиной или малой столовой. Чай разливала хозяйка или старшая дочь. Первая чашка подавалась гостям лакеями, а потом они уходили и опустевшие чашки передавались хозяйке для споласкивания. Новую порцию чая наливали дети или молодые люди.

Из особенностей усадебного интерьера интересны личные библиотеки хозяев. Иногда это были огромные, со вкусом подобранные коллекции, составлением которых занимались специально нанятые образованные люди или букинисты. На такие библиотеки профессионалами заводились книжные каталоги, в отдельных случаях даже отпечатанные в типографии. У князя М.А. Голицына была обширная коллекция редких старопечатных книг, соседствующая с размещенными в особняке 132 живописными полотнами. В барских домах существовали также оригинальные библиотеки-обманки, где шкафы закрывались дверцами с вырезанными на них и раскрашенными корешками книг, а за ними хранились сапожные колодки, бутылки из-под вина и прочий мусор. Иногда обманки служили украшением настоящих библиотек, в которых, помимо книг, могли содержаться научные приборы (глобус, телескоп), папки с гравюрами, географические карты и пр.

Украшениями парадных комнат служила скульптура — мраморные подлинники и хорошие гипсовые копии, бронзовая и фарфоровая миниатюра. Во второй четверти XIX века в домах среднего достатка появилась гипсовая скульптура под фарфор и бронзу, которая заменяла дорогой севрский, саксонский или гарднеровский фарфор. Прежние античные сюжеты в оформлении интерьера уступили место патриотической тематике. В 40-е годы распространились дагерротипы, их вместе с фотографиями развешивали по стенам и расставляли на специальных полочках письменных столов. В то же время начали входить в моду и бумажные обои, которые расписывались вручную акварелью. Комнаты украшались бронзовыми золочеными канделябрами, бра, люстрами — елизаветинскими, екатерининскими, павловскими, александровскими, николаевскими, а также каминными часами в бронзовых или золоченых деревянных футлярах, нередко стоявшими на специальных тумбах под стеклянными колпаками. На высоких окнах висели пышные ламбрекены. Паркеты были наборные и своим орнаментом соответствовали росписи потолков.

В отдельном личном кабинете помещик предавался умственным занятиям и принимал близких друзей-мужчин. Кабинет мог служить хозяину одновременно и спальней. Непременная принадлежность этой комнаты — большой письменный стол с бронзовым письменным прибором и светильником. Прибор состоял из песочницы (жестяной коробочки с песком для промокания чернил), перочинного ножика, ножа для разрезания книг (он мог быть серебряный, бронзовый, стальной, костяной или деревянный), палочки сургуча для печатей и печатки для конвертов. Светильник представлял собой высокую штангу с двумя симметрично расположенными свечами и скользящим по штанге прозрачным бумажным экраном, чтобы огонь не слепил глаза. Со временем место тусклых свечей стали занимать масляные лампы кенкеты и карсели. Привычными составляющими кабинетного интерьера были книжный шкаф и стойка для курительных трубок. Кстати, курили тогда и некоторые дамы. Примерно после 1815 года в обиход вошли сигары, привозимые русской армией из заграничных походов, а к середине XIX века появились дамские пахитоски — тонкие длинные сигарки из резаного табака, завернутые в маисовый лист. Дома курили преимущественно трубки с длинными вишневыми чубуками и большими чашечками. Раскуривали их, как правило, комнатные слуги — к примеру, казачок. Гостей, помимо трубок, угощали гаванскими или манильскими сигарами.

Таким образом, общим свойством интерьера писательского кабинета является его функциональность, строгость, даже аскетизм: ничего лишнего, все только для работы и сосредоточенных размышлений.

Мурановский дом по своей архитектуре отличается от традиционных усадебных построек той эпохи с неизбежными портиком и мезонином. Со времен Боратынского он не подвергался существенным переделкам. Здание состоит из трех частей: двухэтажного основного здания, одноэтажной пристройки и примыкающей к ней двухэтажной башни. Все строение деревянное, сооруженное из вертикально поставленных бревен, но его основная часть и башня обложены кирпичом.

Боратынские поселились в новом мурановском доме осенью 1842 года. Распорядок жизни был неизменен: по-прежнему шли занятия детей с учителями, вечера были посвящены чтению новинок русской и иностранной литературы, творческие замыслы зрели в голове поэта, однако до наступления холодов хозяйственные заботы отвлекали Боратынского от писательства.

В комнате, некогда бывшей кабинетом Е.А. Боратынского, размещена удобная мягкая мебель, располагающая к отдыху и раздумьям. Хотя часть первоначальной обстановки сохранилась, преобладают здесь вещи Ф.И. Тютчева. Письменный стол, чернильница, гусиное перо со следами чернил, бювар из потертой кожи, зеленый абажур — все это тютчевское. В бюваре лежит конверт от письма к Тютчеву его зятя И.С. Аксакова.

Главная ценность Муранова в том, что оно является единственным в своем роде образцом среднепоместной усадьбы, знакомящей нас с бытом культурных представителей русского дворянства.

Говоря о жизни и нравах провинциальной усадьбы, нельзя забывать о слугах, так как именно они обеспечивали своим хозяевам повседневный комфорт.

Интерес к человеку всегда выше интереса к мертвым вещам, поэтому из литературных усадеб для наших современников наиболее привлекательны те, которые, не всегда блистая особыми архитектурными достоинствами, сохраняют для нас образы классиков и неповторимую духовную атмосферу эпохи первой половины XIX столетия. Это не только Абрамцево, Мураново, Остафьево, Середниково, но и Михайловское, Тарханы, Ясная Поляна, многие другие памятные места российской глубинки. Все они нуждаются в нашем особенном, бережном отношении.

5158259_vid_pomeshichego_doma_s_sadom (700x510, 127Kb)

Усадьба по словарю Даля - это "господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом и прочим". Понятие это утвердилось в русском языке и в жизни только в XVIII столетии. А до этого говорили: поместье. Впрочем, термин этот продолжал свою жизнь вплоть до ХХ века. Он означал пожизненное владение землей с крестьянами, которыми царь награждал бояр и дворян за воинскую и государственную службу.


5158259_vid_ysadbi_v_okrestn_moskvi (458x700, 322Kb)

Отправляясь в деревню по собственной воле или по велению государя, человек хотел там жить точно так же, как существовал в большом свете. Чтобы обязательно был театр. Если не хватало крепостных для создания труппы, то играли сами, приглашая молодых барчуков из соседних поместий. Чтобы была собственная типография, где можно печатать свои ученые и поэтические труды. (Впрочем, для обустройства типографии требовались немалые деньги). Чтобы были балы и приемы. Может, не столь пышные, как в столице, но тем не менее обязательные.


5158259_vid_zagodnogo_yveselit_doma (700x424, 87Kb)

Для исполнения подобных желаний в усадьбе всегда были люди тех профессий, что окружали владельца прежде: собственные архитекторы, живописцы, резчики по дереву, артисты, музыканты, даже создатели музыкальных инструментов. Все они набирались среди крепостных и обучались в городах у профессионалов. Самые талантливые навсегда вошли в историю русской культуры: архитекторы Федор и Павел Аргуновы, художники Иван и Николай Аргуновы, Василий Садовников; создатель великолепных скрипок, виолончелей и гитар Иван Батов и многие, многие другие.


5158259_Interer_domashnego_teatra (700x477, 165Kb)

Небывалый расцвет усадебной жизни со всеми ее особенностями совпадает со второй половиной XVIII - первой четвертью XIX века. Он начинается с Указа о вольности дворянской и завершается через несколько лет после казни декабристов. Екатерина II всячески поощряла развитие усадеб. В них она совершенно справедливо видела опору империи на местах и своеобразные центры просвещения.

5158259_Dvorec_v_Marine (700x525, 328Kb)

Переезд в усадьбу - переселение в мир природы, который неизбежно навевает думы об, увы, быстротечности человеческой жизни, погружение в чудный мир воспоминаний о проведенном здесь детстве или предыдущих посещениях уютного дома, располагающего к лени и раздумьям.

5158259_v_komnatah (700x530, 105Kb)


5158259_kabinet_neizv_hyd (700x433, 65Kb)

Как считают историки, на протяжении XVIII и начала XIX века кабинет был обязательным элементом усадьбы, но принадлежал еще и к непарадным, приватным комнатам. И обстановка его была достаточно строгой.


В кабинете хозяина хранились и прославленные усадебные библиотеки. Сначала это были книги необходимые, "рабочие": календари, где всегда были полезные для хозяйства советы, журнал "Экономический магазин" по многочисленным вопросам ведения хозяйства усадьбы.


5158259_interer_gostinoi (700x482, 136Kb)

На одном этаже с кабинетом размещались спальни. По европейской моде - отдельно хозяина, хозяйки и детей. А позже в некоторых усадьбах появились и "парадные спальни", которыми не пользовались, но их пышное убранство свидетельствовало о знатности и благосостоянии владельцев усадьбы.


5158259_v_komnatah_gostinaya_s_kolonnami (700x416, 86Kb)

О вкусах хозяев, их культуре и воспитании судили по убранству анфилады парадных залов, главным из которых была большая гостиная. В начале XIX века меняется само предназначение гостиных. Если раньше они служили для официальных приемов или торжественных церемоний, то теперь они все больше обретают романтический характер. В гостиной появляется рояль, здесь устраивают семейное чтение новых французских романов, обмениваются новостями и сплетнями.

Второй по значению после парадной гостиной была парадная столовая. Без дружеского застолья не мыслили ни одного праздника, ни приема гостей. Веселые и шумные трапезы длились долго. На Руси любили вкусно и обильно поесть. И чем изысканнее и многообразнее по числу блюд был обед, тем большую славу обретал хозяин.


5158259_Stolovaya_v_ysadbe_OsipovihVylf_ (700x520, 121Kb)

В жаркие летние дни столы обычно накрывали в павильоне усадебного парка, рядом с которым играл оркестр из крепостных. Собственные оркестры были почти столь же обязательны, как наличие в усадьбе библиотеки, портретной галереи и красивого пейзажного парка с галереями из деревьев разного рода, беседками, гротами.


5158259_Chaepitie_v_sady (700x664, 77Kb)

К середине XIX века усадебная жизнь начала хиреть. Нарождающиеся будущие финансисты и промышленники скупали старые поместья и безжалостно вырубали сады и парки. И лишь в отдельных случаях старые барские усадьбы попадали в руки просвещенных, талантливых предпринимателей и обретали новую жизнь.


Русская усадьба — удивительное явление, один из символов национальной культуры. Зародившись в XVIII веке, она достигла своего расцвета после Манифеста о вольности русского дворянства. Уклад усадебной жизни, его очарование нашли отражение во всех видах искусства — в первую очередь в художественной литературе.

1. 1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид центрального дома

1. 1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид центрального дома

2. 1860-е. Никольское-Прозоровское. Вид павильона Летний домик и пруда

3. 1860-е. Абрамцево, вид со стороны нижнего пруда

4. 1860-е. Усадьба Уты, Орловской губернии. Парк усадьбы и дети А.М. Гулевича с воспитателями

5. 1860-е. Усадьба Уты. Вид усадебного дома

6. 1860-е. Усадьба Уты. Вид хозяйственных построек

7. 1865-1868 На террасе усадебного дома

8. 1865-1868 Усадебный дом в Кусково.

9. 1867. Депутация от крестьян и сельских учителей приносят благодарность графини Муравьевой в имении Юрбург

10. 1870-е. Архангельское. Итальянский павильон

11. 1870-е. Архангельское. Картинная галерея

12. 1870-е. Архангельское. Салон Тьеполо

13. 1870-е. Архангельское. Столовая

14. 1870-е. Петровско-Разумовское, Павильон в парке

15. 1870-е. Петровско-Разумовское, парковая аллея. ведущая к оранжире

16. 1872. Семья Жемчужниковых в усадьбе А.М. Сухотина Кочеты

17. 1878. Интерьер в Покровском

18. 1880-е. Вид графского дома и памятника Александру I в Грузине

19. 1880-е. Общий вид Грузина от паромной пристани

20. 1880-е. Вид дома и пруда в Остафьеве

22. 1880-е. Вид регулярного парка и оранжереи в Кускове

23. 1880-е. Панорама Кускова из-за пруда

24. 1880-е. Передняя в Остафьево

25. 1880-е. Портрет княгини П.Б. Щербатовой с внуками в Итальянском дворике в Поречье

26. 1880-е. Семья графа С.Д. Шереметева в неизвестной усадьбе

27. 1882. Групповой портрет семьи Фон Мекк на террасе в Плещееве

28. 1882. Игра в крокет в Плещееве.

29. 1882. Катание на лодке в Плещееве

30. 1882. Надежда Филаретовна Фон Мекк на террасе в Плещееве.

31. 1882. Усадьба в Плещеево

32. 1884. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с приближёнными на балконе в Ильинском

33. 1884-1887. Великий князь Сергей Александрович и великая княгиня Елизавета Фёдоровна с приближёнными и гостями в Ильинском

34. 1895. Суханово. Светлейшая княгиня Ольга Петровна Волконская (1845-1919), урожденная Клейнмихель, с родственницами

35. 1895. Суханово. Светлейший князь Петр Дмитриевич Волконский (1845-1919) с дочерью Софьей Петровной Давыдовой

Материалы по теме

15 апреля 2019 в Париже произошел пожар. Весь мир наблюдал за тем, как горит Собор Парижской Богоматери. Здание лишилось шпиля, часов и крыши. Благодаря стараниям пожарных внутреннее убранство собора удалось сохранить. Даже стулья не обгорели. И пока правительство Франции рассуждает, как лучше восстановить культурное наследие, а известный французский миллионер уже пожертвовал на это 100 миллионов евро, мы же решили вспомнить, как выглядел Нотр-Дам де Пари в 19 веке и какие события видели его стены.

В начале ХХ века в России начали реализовываться несколько проектов "идеальных городов" - под Москвой, Ригой и Варшавой. В своей основе они опирались на идеи английского урбаниста Говарда, его "города-сада". Население такого города, выросшего в чистом поле, не должно превышать 32 тыс. человек.

Стамбул имеет богатую историю, и это обусловлено его более чем удачным расположением. По этой причине на протяжении многих столетий он был важной столицей двух великих империй – Византии и Османской империи. Историческое наследие различных культур и движений все еще можно увидеть по всему городу и сегодня.

А вот ещё:

Как в России появилось книгопечатание


Первый русский книгопечатник был дьяконом и печатал церковные книги. Но не все одобряли просвещение, и его типографию сожгли.

Некоторые печатные русские книги существовали – их изготавливали в иностранных (в частности, немецких и польских) типографиях еще с начала XVI века и продавали русским.

БОльшую часть книг составляли священные тексты для богослужений. Однако в рукописных списках было много искажений – чаще всего по вине как раз писцов. В это время царь Иван Грозный инициирует строительство большого количества новых церквей и монастырей – всем необходимы были свои богослужебные книги, причем единообразные и правильные версии.

Первая типография в Москве

Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом

Первопечатник Иван Федоров в мастерской. Репродукция. Государственный Исторический музей, альбом "Москва и москвичи" - Валентин Черединцев/Sputnik

По приглашению русского царя в Москву прибыл датчанин Ганс Мессингейм. Ему в ученики направили дьякона одной из кремлевских церквей, ныне утраченных, Ивана Федорова, и его помощников - Петра Мстиславца и резчика Васюка Никифорова (возможно, он вырезал буквы и гравюры). Печатный станок выписали из Польши, где уже издавали русские книги ранее.

Апостол 1563/1564 гг. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук

Апостол 1563/1564 гг. Экземпляр из Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук

Библиографы восхищались качеством первой печатной книги, в частности, тонким штрихам, одинаковым размером букв и тем, что они расположены по ровным линиям, расстояния между буквами и строками везде одинаковые и равномерные. Причем шрифт имитирует рукописный и наклонен немного вправо.

В книге есть также послесловие от Ивана Федорова, где он рассказывает, как царь Иван Васильевич с благословения митрополита Макария велел изыскать мастеров и построить дом для печатного дела, и что царь не жалел для него никаких сокровищ из своей казны.

Однако против печатников резко выступили переписчики книг, посчитав, что те отнимают у них средство заработка. Неизвестные даже устроили поджог в печатном дворе.

Московский печатный двор

Московский печатный двор - Fine Art Images/Heritage Images via Getty Images

В 1568 году царь велел восстановить книгопечатание в Москве - в новом печатном дворе стал работать ученик Ивана Федорова Андроник Невежа. В своей вотчине Александровской слободе Грозный открыл еще одну типографию. Со временем печатное дело только расширялось, но вплоть до начала XVIII века и правления Петра I печатали лишь церковные книги.

Изгнанный книгопечатник

Почтовая марка по случаю 500 лет со дня рождения первопечатника Ивана Фёдорова

Почтовая марка по случаю 500 лет со дня рождения первопечатника Ивана Фёдорова

Сам же Федоров после поджога вынужден был спешно бежать в Великое княжество Литовское. Ему удалось захватить типографские принадлежности, шрифты и доски для гравюр. Некоторые историки выдвигают версии, что Федоров уехал по велению Ивана Грозного, который хотел наладить отношения с богатыми литовскими православными, послав к ним печатника.

Русская усадьба 19 века: забытое очарование

Резные фасады, легкие, классические формы, нежные башенки, уютные окна – деревянные русские усадьбы поражают нас своей красотой и вызывают нечто вроде архетипной тоски по чему-то очень родному и близкому, но потерянному задолго до нашей эпохи.

Усадебный мир создавался очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе всё должно быть продумано до мелочей. К примеру, жёлтый цвет усадебного дома подобно золоту являл богатство хозяина. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей - это удаленность от деятельной жизни. А красный в неоштукатуренных хозяйственных постройках - наоборот, цвет жизни, деятельности. Всё это тонуло в зелени садов и парков - символе здоровья и радости. Этот идеальный мир, становясь значимым в усадебной символике, отгораживался от окружающего мира стенами, решетками, башнями, искусственными рвами-оврагами и прудами.

После Отечественной войны 1812 года большинство зданий было выполнено в традициях ампира -- последнего, яркого периода классицизма. В провинциальных усадьбах знатных владельцев господские дома представляли собой каменные сооружения дворцового типа. Парадная архитектура классицизма с портиками стала олицетворением социального и экономического престижа.

В архитектуре русских усадеб, их внутреннем убранстве, а также в декоративно-прикладном решении усадебной мебели в XIX веке все чаще начинают проявляться черты национального романтизма. Чем же отличалось это новое направление? В усадебных постройках, начиная с господского дома, хозяйственных служб и особенно решения церковных зданий, зодчие умудрялись искусно и органично соединять декор готической архитектуры с древнерусской. И результат оказался ошеломляющим — слились воедино допетровское искусство и искусство второй половины XVIII — начала XIX века. Речь идет не только о загородных резиденциях самых богатых дворян – которые сейчас превращены в музеи.


Строить дома в русском архитектурном стиле было принято и у весьма скромно жившей интеллигенции. Тем не менее, даже проекты простых загородных дач поражают нас сегодня своей продуманностью и утонченной оригинальностью. Этот стиль был полностью утрачен за советскую эпоху. Сейчас загородные дома в России строятся по западным канонам, и свой собственный облик загородного дома у нас вряд ли появится в ближайшее время.

Читайте также: