Радиобюллетень рб или навигационное сообщение нс это

Обновлено: 02.07.2024

Будущее российских объектов в Беларуси

Я не буду останавливаться на юридических деталях этих документов – их можно посмотреть здесь и здесь. Отмечу лишь, что соглашения, которые, согласно их условиям, могут продлеваться по письменной договоренности сторон, были заключены на 25 лет с момента вступления в силу (31 мая 1996 г. для российской стороны и 7 июня 1996 г. для белорусской стороны). При этом в случае нежелания одной из сторон продлить срок действия соглашений она должна письменно уведомить другую о принятом решении за 12 мес. до окончания срока их действия. Времени остается совсем немного, и в связи с этим в ряде негосударственных белорусских СМИ появились достаточно многочисленные публикации, посвященные дальнейшей судьбе российских военных объектов в Беларуси [1].

Еще раз уточню, что речь не идет об официальной позиции Минска[2]. Тем не менее, этот информационный шум, на мой взгляд, нельзя игнорировать. Он является достаточным поводом для того, чтобы еще раз разобраться в том, что представляют собой российские военные объекты в Беларуси, какова их стратегическая значимость и есть ли у России им замена, если события все же начнут развиваться по наихудшему сценарию.

Первая цифровая РЛС

Проблемы строительства и обслуживания

Глашатай для подлодок

Что касается радиостанции Вилейка (43-го узла связи ВМФ РФ), то своим появлением она обязана особенностям проникновения радиоволн в толщу морской воды и необходимостью поддерживать радиосвязь с подводными лодками в подводном положении.

Дело в том, что для приема передач на длинных, коротких или ультракоротких волнах, которые сильно ослабляются при прохождении через толстый слой соленой морской воды, подводная лодка должна всплыть на поверхность или, по меньшей мере, подвсплыть на перископную глубину, чтобы выдвинуть над поверхностью моря антенну, что делает ее уязвимой для сил и средств противолодочной обороны (ПЛО) противника. К тому же, с подлодкой нельзя связаться в любой момент, если возникнет такая необходимость – связь привязана к заранее утвержденному графику. А вот сверхдлинные волны (СДВ) (более 10 км) очень низких частот (ОНЧ) (3 – 30 кГц), отражаясь от ионосферы, распространяются на тысячи километров за горизонт, и проникают в воду на глубину до 20 и более метров.

Конечно, такая связь односторонняя (принимать передачи можно, но передавать что-то в ответ – нет), скорость связи крайне мала (порядка нескольких знаков в минуту), а для приема подлодка должна использовать выпускаемую буксируемую антенну длиной от сотен метров. Но, как говорится, лучше уж так, чем никак. Можно, по крайней мере, передать распоряжение использовать другие каналы связи или кодовые сигналы на выполнение тех или иных действий.

Строительство станции именно в БССР определялось не только близостью к Атлантике, но и удельным сопротивлением Земли конкретно в месте строительства – для заземления СДВ-антенн чем оно меньше, тем лучше.

Означает ли это, что Россия должна отказаться от своих военных объектов в Беларуси? Нет, не означает. Да, они могут быть заменены на другие в случае острой необходимости, но у каждого из них есть своя роль в системе обеспечения безопасности России и Союзного государства. И рушить эту налаженную систему не стоит. У России и у Беларуси осталось еще немного времени на раздумья и обмен мнениями. Хочется верить, что соглашения будут продлены на условиях, устраивающих оба союзных государства для обеспечения нашей общей безопасности.

Юрий Зверев, директор Центра исследований стран Балтийского региона Института региональных исследований Балтийского федерального университета им. И. Канта

[1] Например [1]; [2]; [3]; [4]; [5]; [6]; [7] и др.

[5] Из-за чрезмерной сложности (десятки тысяч передающих модулей) и дороговизны (разработка серии РЛС различных диапазонов).

[6] Россия хотела сохранить за собой объект в Скрунде на правах аренды на 10 лет.

[11] Модульность позволяет быстро заменить устаревшие узлы или добавить новые.

[15] Самый мощный радиопередатчик в мире в то время.

ДЕПАРТАМЕНТ РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 мая 1995 года N 32

О введении "Положения об обеспечении информацией
судовладельцев и судоводителей о путевых условиях
плавания на внутренних судоходных путях
Российской Федерации"

В целях информационного обеспечения судовладельцев и судоводителей и повышения безопасности судоходства приказываю:

- утвердить и ввести в действие "Положение об обеспечении информацией судовладельцев и судоводителей о путевых условиях плавания на внутренних судоходных путях Российской Федерации" /приложение к приказу/;

- считать утратившим силу действие "Положения о порядке обеспечения диспетчерского аппарата пароходств и судоводителей путевой и гидрометеорологической информацией на внутренних водных путях, эксплуатируемых Минречфлотом РСФСР", утвержденного 28.03.83.

Приложение
к приказу Минтранса РФ
от 30 мая 1995 года N 32

Положение
об обеспечении информацией судовладельцев
и судоводителей о путевых условиях плавания
на внутренних судоходных путях
Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение распространяется на внутренние судоходные пути общего пользования и обязательно для выполнения ГБУВП и С, ГП "Канал им. Москвы", подразделениями связи речного транспорта, владельцами участков водных путей и акваторий, а также всеми судоводителями и судовладельцами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

1.2. Положение определяет состав, объем, порядок и сроки составления и передачи информации о путевых условиях плавания за исключением информации постоянного или долговременного характера, которая должна помещаться в картах и пособиях для плавания, издаваемых в соответствии с действующим "Руководством по составлению и изданию карт и пособий для плавания по внутренним водным путям".

1.3. Изменения (корректура) информации постоянного и долговременного характера даются в соответствии с требованиями настоящего Положения, а также с учетом соблюдения требований указанного выше Руководства.

2. Термины, определения и сокращения

В Положении под используемыми терминами и определениями понимается:

2.1. Внутренний водный путь (ВВП) - реки, озера, водохранилища и каналы, пригодные для судоходства и лесосплава (по ГОСТ 23903-79).

2.2. Внутренний судоходный путь (ВСП) - внутренний водный путь, используемый для движения судов.

Внутренний судоходный путь может использоваться для лесосплава (по ГОСТ 23903-79).

2.3. Внутренний судоходный путь общего пользования - водный путь или акватория, используемые на общих основаниях любыми судами независимо от их принадлежности.

2.4. Оперативная путевая информация (ОПИ) - оперативная информация о состоянии и изменении путевых условий плавания, включающая в себя необходимую гидрологическую информацию.

2.5. Информационный бюллетень (ИБ) -оперативная гидрологическая и путевая информация для судовладельцев в границах речного бассейна, выпускаемая на бланке установленной формы.

2.7. Путевой лист (ПЛ) - ежедневная ОПИ, предназначенная для судоводителей и судовладельцев, выпускаемая на бланке установленной формы для отдельных участков водных путей взамен радиобюллетеней.

2.8. Извещения судоводителям (ИС) - периодическая информация для судоводителей и судовладельцев об изменениях в составе навигационного оборудования ВСП, изменениях условий плавания, предназначенная для внесения соответствующей корректуры в карты и пособия для плавания, а также объявления и предупреждения навигационного характера.

3. Порядок сбора и составления информации

3.1. Оперативная путевая информация (РБ, НС, или ПЛ) составляется районами водных путей (гидросооружений) на основании натурных наблюдений, измерений и получаемой оперативной гидрологической информации, а также информации предприятий и организаций, в ведении которых находятся акватории причалов, подходов и рейдов. Объемы, способы сбора и передачи информации определяются требованиями настоящего Положения с учетом потребностей судоходства, местных условий и имеющихся реальных возможностей.

3.2. Информационные бюллетени (ИБ) выпускаются ГБУВП и С и ГП "Канал им. Москвы" на основании обработки ОПИ в целом по бассейну. Содержание, объемы и сроки выпуска ИБ определяются требованиями настоящего Положения, условиями договоров с получателями ИБ и имеющимися реальными возможностями.

3.3. Извещения судоводителям (ИС) составляются ГБУВП и С и ГП "Канал им. Москвы" на основании материалов, представляемых районами водных путей (гидросооружений) в соответствии с требованиями "Руководства по составлению и изданию карт и пособий для плавания по внутренним водным путям".

3.4. Оперативная гидрологическая информация, входящая в состав путевой, составляется и выпускается территориальными центрами по гидрометеорологии (ЦГМС) по договорам с ГБУВП и С, ГП "Канал им. Москвы" или их подразделениями. Сроки и объемы ее выпуска определяются условиями договоров с учетом требований настоящего Положения и местных особенностей.

4. Порядок передачи информации

4.1. Информация о путевых условиях плавания может передаваться потребителям с использованием проводных линий и радиосвязи: по телефону, телефаксу, телеграфу, КВ и УКВ радиостанциям, а также нарочным. Конкретные, с учетом реальных возможностей, схемы передачи информации для каждого бассейна определяются ГБУВП и С, ГП "Канал им. Москвы" совместно с подразделениями связи речного транспорта и Государственными речными судоходными инспекциями.

4.2. В бассейновых схемах передачи информации указываются границы участков водных путей, пункты приема и передачи, а также сроки и способы передачи с учетом имеющихся реальных возможностей. Схемы должны систематически совершенствоваться по мере необходимости и при появлении новых технических средств.

4.3. Перечень береговых радиостанций, передающих ОПИ с указанием пунктов передачи, позывных, частот (каналов) и времени передачи, публикуется в Указаниях по организации судовой радиосвязи.

4.4. Схемы передачи информации доводятся посредством публикации их основных положений в разделе "Навигационная информация" карт ВВП в соответствии с требованиями п. 75 "Руководства по составлению карт и пособий для плавания по ВВП".

4.5. В схемах передачи ОПИ непосредственно судоводителям должно предусматриваться:

4.5.1. Возможность получения информации в пути следования и на стоянках по радио - через береговые КВ и УКВ радиостанции по расписанию или запросу.

4.5.2. Возможность получения информации в конечных пунктах и пунктах стоянок через диспетчерский аппарат судовладельца.

5. Состав и объем путевой информации

Состав и объем информации о путевых условиях плавания определяется ГБУВП и С, ГП "Канал им. Москвы" с учетом местных условий по согласованию с ГРСИ бассейна.

1. Радиусы закругления даются только в случаях их несоответствия объявленным в карте. Допускается не указывать ширину судового хода на искусственных водных путях, морских устьях крупных рек и водохранилищах, где она не изменяется в течение навигации.

2. Минимальные высотные габариты надводных переходов даются только при их несоответствии объявленным в карте.

5.2. Состав и объем информации, содержащейся в Путевых листках, должны соответствовать требованиям пункта 5.1. Дополнительно могут помещаться прогнозы уровней, глубин и погоды, а также минимальные габариты пути на наиболее важных дополнительных судовых ходах и подходах.

5.3. Информационный бюллетень должен иметь дату, порядковый номер и состав путевой информации по бассейну, указанный в п. 5.2 за исключением временных изменений в составе навигационного оборудования и прогноза погоды.

5.4. Оформление информации об изменении путевых условий плавания должно соответствовать требованиям п.п. 243 - 250 "Руководства по составлению и изданию карт и пособий для плавания по внутренним водным путям".

6. Особенности информации о путевых условиях
в границах единой глубоководной системы
европейской части Российской Федерации

6.2. Извещения судоводителям по водным путям, входящим в состав ЕГС, выпускаются централизованно указанным выше центром на основании материалов, представляемых ГБУВП и С, ГП "Канал им. Москвы". Извещения выпускаются по мере накопления материалов и рассылаются заинтересованным предприятиям и организациям по предварительной подписке.

7. Особенности информации о судоходных условиях
на акваториях рейдов, на подходах к причалам
и у причалов необщего пользования

Владельцы участков водных путей необщего пользования (акваторий причалов, рейдов, карьеров, затонов и т.п.) обязаны предоставлять судоводителям и районам водных путей (гидросооружений) информацию о порядке и условиях движения и стоянки судов на указанных акваториях и подходах к ним, а также о габаритах акваторий, ветроволновом режиме, опасностях, имеющемся навигационном оборудовании и его действии, дополнительных мерах безопасности и т.п.

8. Плата за информацию

8.1. Информация о путевых и гидрометеорологических условиях плавания на ВСП общего пользования предоставляется судовладельцам за плату по договорам с ГБУВП и С, ГП "Канал им. Москвы". Независимо от района плавания судов договор заключается только с одним ГБУВП и С по месту получения лицензий на перевозку грузов и пассажиров и буксировку плотов.

8.2. Стоимость путевой информации включает в себя прямые расходы: за гидрометеорологическую информацию (по калькуляции ЦГМС), за услуги связи (по тарифам предприятий связи).

8.3. Ставка платы за информацию в расчете на одно судно, выполняющее перевозки, определяется как частное от деления суммарных затрат по информации на общее количество судов в бассейне, которым выданы копии лицензий на перевозки грузов и пассажиров, буксировку плотов.

Выделяют четыре вида (или источника) водного питания рек: дождевое, снеговое, ледниковое и подземное.

Для рек в условиях тёплого климата главный вид питания – дождевое. Сток таких крупнейших рек, как Амазонка, Ганг и Брахмапутра, Меконг, формируется в основном дождевыми водами.

Этот вид питания рек в глобальном масштабе – главнейший: на его долю приходится более трети всего водного стока рек.

Вторым по важности служит снеговое питание. Его роль весьма велика в питании рек в условиях умеренного климата (не менее 1/3 водного стока).

Третье место по объёму поступающих в реки вод занимает подземное питание (на его долю в среднем приходится около 30% объёма речного водного стока).

Именно подземное питание обусловливает постоянство или большую продолжительность стока реки в течение года, что и создает в конечном итоге реку.

Последнее место по значимости в водном питании рек занимает ледниковое питание (около 1% стока рек мира).

Как называется разность между высотными отметками рабочего и проектного уровней воды?

Срезка уровня воды. (См.: ГОСТ 23903-79 Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения).

Проектный уровень воды (ПУ) устанавливают на основании многолетних наблюдений так, чтобы время меньшего уровня составляло не более 10% от продолжительности навигации на реках с неразвитым судоходством и до 3% – на реках с развитым. То есть проектный уровень – условный низкий уровень воды с заданной обеспеченностью (97% и 90%). От проектного уровня показываются значения глубин на навигационных картах рек, сообщается высота ферм в пролетах мостов, устанавливается гарантированная глубина. Превышение переменного рабочего уровня над постоянным проектным называют срезкой. Значение срезки, обозначаемой , характеризует высоту слоя воды, находящегося над (под) проектным уровнем.

При положительном значении срезки (она выше проектного уровня) условия для судоходства благоприятны. Отрицательное значение срезки указывает на то, что рабочий уровень снизился настолько, что находится ниже проектного. Такое явление может наблюдаться в маловодные годы, в отдельные периоды навигации и часто приводит к большим затруднениям для судоходства из-за значительного уменьшения глубин.

Какое неправильное течение образуется при изгибе русла?

Прижимное течение к вогнутому берегу.

Судоходная характеристика участка Кошкинский фарватер

Информация о судоходных условиях на ВВП

Приложение к приказу Минтранса РФ от 30 мая 1995 г. N 32

Положение

Об обеспечении информацией судовладельцев и судоводителей о путевых условиях плавания на внутренних судоходных путях Российской Федерации

Общие положения

1.1. Настоящее Положение распространяется на внутренние судоходные пути общего пользования и обязательно для выполнения ГБУВПиС (государственное бассейновое управление водных путей и судоходства), ГП "Канал им. Москвы", подразделениями связи речного транспорта, владельцами участков водных путей и акваторий, а также всеми судоводителями и судовладельцами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

1.2. Положение определяет состав, объем, порядок и сроки составления и передачи информации о путевых условиях плавания за исключением информации постоянного или долговременного характера, которая должна помещаться в картах и пособиях для плавания, издаваемых в соответствии с действующим "Руководством по составлению и изданию карт и пособий для плавания по внутренним водным путям".

1.3. Изменения (корректура) информации постоянного и долговременного характера даются в соответствии с требованиями настоящего Положения, а также с учетом соблюдения требований указанного выше Руководства.

2. Термины, определения и сокращения

В Положении под используемыми терминами и определениями понимается:

2.1. Внутренний водный путь (ВВП) – реки, озера, водохранилища и каналы, пригодные для судоходства и лесосплава (по ГОСТ 23903-79).

2.2. Внутренний судоходный путь (ВСП) – внутренний водный путь, используемый для движения судов.

Примечание:

Внутренний судоходный путь может использоваться для лесосплава (по ГОСТ 23903-79).

2.3. Внутренний судоходный путь общего пользования – водный путь или акватория, используемые на общих основаниях любыми судами независимо от их принадлежности.

2.4. Оперативная путевая информация (ОПИ) – оперативная информация о состоянии и изменении путевых условий плавания, включающая в себя необходимую гидрологическую информацию.

2.5. Информационный бюллетень (ИБ) – оперативная гидрологическая и путевая информация для судовладельцев в границах речного бассейна, выпускаемая на бланке установленной формы.

2.7. Путевой лист (ПЛ) – ежедневная ОПИ, предназначенная для судоводителей и судовладельцев, выпускаемая на бланке установленной формы для отдельных участков водных путей взамен радиобюллетеней.

2.8. Извещения судоводителям (ИС) – периодическая информация для судоводителей и судовладельцев об изменениях в составе навигационного оборудования ВСП, изменениях условий плавания, предназначенная для внесения соответствующей корректуры в карты и пособия для плавания, а также объявления и предупреждения навигационного характера.

Извещения судоводителям — содержат подробные сведения об изменениях, происшедших в составе действующей обста­новки и условиях плавания. По бассейнам, входящим в Единую глу­боководную систему европейской части РСФСР, извещения составля­ют информационно-диспетчерский пункт Волжского бассейнового уп­равления пути. Эти извещения выходят один раз в месяц. В других бассейнах управления пути составляют извещения один раз в два месяца.

Ежедневная информация состоит из информацион­ных бюллетеней, выпускаемых бассейновыми управлениями пути, пу­тевых листов и радиобюллетеней, выпускаемых техническими участ­ками пути (районами гидросооружений), вывесок глубин на сигналь­ных мачтах.

Сведения о судоходных условиях, содержащиеся в информацион­ных бюллетенях, путевых листах и радиобюллетенях, примерно оди­наковы (за небольшим исключением). Все они содержат данные об уров­нях воды, сведения о наименьших глубине и ширине судовых ходов (с указанием лимитирующих участков пути), данные об изменениях в рас­становке судоходной обстановки, об открытии или закрытии судовых ходов, ограничениях и особых условиях движения судов (включая места производства различных работ на реках), гидрометеорологичес­кую информацию (в осенний период навигации включает данные о тем­пературе воды и воздуха).

ся глубина в сантиметрах, а в знаменателе — ширина судового хода в метрах (например, 130/140, 140/59 и т. д.).

Установлен такой порядок сбора и передачи ежедневной информа­ции. Схему передачи информации разрабатывают заблаговременно до открытия навигации. Первичные сведения о габаритах пути и измене­ниях в составе обстановки передают по радио, телефону, телеграфу с 6 до 9 ч утра вахтенные мастера пути (при бригадном методе) и брига­диры постов или старшие постовые рабочие в диспетчерские техничес­ких участков пути. Технические участки пути до 10 ч местного времени должны передать полученную информацию о состоянии пути в бассейновые управления пути, которые готовят информационные бюл­летени и рассылают их в пароходства, главные управления Минречфлота и другие заинтересованные организации по списку.

Сигнальные знаки глубины и ширины судового хода вывешивают на сигнальных мачтах в течение всего периода навигации, когда транзитные глубины превышают мак­симальную осадку судов, плавающих по нему, не более чем в 1,25 раза. На перекатах, где глубина больше указанной, вывешивают фигуру в виде креста, которая показывает, что судовой ход на перекате прове­рен и имеет достаточные габариты.

Информацию об изменениях в гидроме­теорологической о бстановке и прогнозы погоды и волнения дают органы Государственного коми­тета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды в соот­ветствии с Генеральным соглашением с Минречфлотом и отдельными соглашениями с пароходствами и БУП (У К).

Устная информация о судоходных условиях дается судо­водителям по их запросам вахтенными мастерам пути или постовыми рабочими, а также диспетчерами (начальниками вахт) шлюзов.b coot-ветствии с правилами пропуска судов через шлюзы диспетчер (началь­ник вахты) шлюза обязан информировать вахтенных начальников шлю­зуемых судов об идущих"и отстаивающихся в подходных каналах судах, составах и плотах. а также о неисправностях изменениях в обстанов­ке пути, о временно выставленных знаках и т. п. в подходных каналах.

Извещения судоводителям — содержат подробные сведения об изменениях, происшедших в составе действующей обста­новки и условиях плавания. По бассейнам, входящим в Единую глу­боководную систему европейской части РСФСР, извещения составля­ют информационно-диспетчерский пункт Волжского бассейнового уп­равления пути. Эти извещения выходят один раз в месяц. В других бассейнах управления пути составляют извещения один раз в два месяца.

Ежедневная информация состоит из информацион­ных бюллетеней, выпускаемых бассейновыми управлениями пути, пу­тевых листов и радиобюллетеней, выпускаемых техническими участ­ками пути (районами гидросооружений), вывесок глубин на сигналь­ных мачтах.

Сведения о судоходных условиях, содержащиеся в информацион­ных бюллетенях, путевых листах и радиобюллетенях, примерно оди­наковы (за небольшим исключением). Все они содержат данные об уров­нях воды, сведения о наименьших глубине и ширине судовых ходов (с указанием лимитирующих участков пути), данные об изменениях в рас­становке судоходной обстановки, об открытии или закрытии судовых ходов, ограничениях и особых условиях движения судов (включая места производства различных работ на реках), гидрометеорологичес­кую информацию (в осенний период навигации включает данные о тем­пературе воды и воздуха).

ся глубина в сантиметрах, а в знаменателе — ширина судового хода в метрах (например, 130/140, 140/59 и т. д.).

Установлен такой порядок сбора и передачи ежедневной информа­ции. Схему передачи информации разрабатывают заблаговременно до открытия навигации. Первичные сведения о габаритах пути и измене­ниях в составе обстановки передают по радио, телефону, телеграфу с 6 до 9 ч утра вахтенные мастера пути (при бригадном методе) и брига­диры постов или старшие постовые рабочие в диспетчерские техничес­ких участков пути. Технические участки пути до 10 ч местного времени должны передать полученную информацию о состоянии пути в бассейновые управления пути, которые готовят информационные бюл­летени и рассылают их в пароходства, главные управления Минречфлота и другие заинтересованные организации по списку.

Сигнальные знаки глубины и ширины судового хода вывешивают на сигнальных мачтах в течение всего периода навигации, когда транзитные глубины превышают мак­симальную осадку судов, плавающих по нему, не более чем в 1,25 раза. На перекатах, где глубина больше указанной, вывешивают фигуру в виде креста, которая показывает, что судовой ход на перекате прове­рен и имеет достаточные габариты.

Информацию об изменениях в гидроме­теорологической о бстановке и прогнозы погоды и волнения дают органы Государственного коми­тета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды в соот­ветствии с Генеральным соглашением с Минречфлотом и отдельными соглашениями с пароходствами и БУП (У К).

Устная информация о судоходных условиях дается судо­водителям по их запросам вахтенными мастерам пути или постовыми рабочими, а также диспетчерами (начальниками вахт) шлюзов.b coot-ветствии с правилами пропуска судов через шлюзы диспетчер (началь­ник вахты) шлюза обязан информировать вахтенных начальников шлю­зуемых судов об идущих"и отстаивающихся в подходных каналах судах, составах и плотах. а также о неисправностях изменениях в обстанов­ке пути, о временно выставленных знаках и т. п. в подходных каналах.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: