Пути развития современной скульптуры сообщение

Обновлено: 18.05.2024

Скульптура, как искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов объемные формы прошло огромный путь от древнейших времен к современности. Попробуем коротко просмотреть как менялась скульптура.

Скульптура Древнего мира

В первобытные времена и древнейшие цивилизации развитие скульптуры представляется нам через разнообразное множество различных идолов и древних статуй. Но особенно интересно обратить внимание на эти примеры, так как мы увидим много общего со скульптурой модерна, авангарда и современности. С той лишь разницей, что древние мастера ваяли свои творения таким зачастую грубым необтесанным, примитивным образом, потому что не обладали достаточными навыками ремесла, а скульпторы ХХ века предумышленно. Но им удавалось создать органичный и цельный художественный образ. Скульптурный объем состоит в очень близком родстве с тем материалом, из которого он создан.

Палеолетические Венеры.

Палеолитические Венеры.

Античная скульптура

Статуя – главная форма греческого искусства. Статуи располагались в храмах, на открытом воздухе, на площадях, на берегу моря, и словно живые участвовали в жизни греческого полюса, в празднованиях, спортивных состязаниях, шествиях. Античные статуи всегда были подчинены человеческим масштабам и пропорциям. Тем самым подчеркивалась антропоморфность греческой мифологии – античные боги были лишь чуть совершеннее людей, и им не было чуждо ничто человеческое. В тоже время, отличительная черта греческого искусства – это идеализация. Греки не отделяли дух от тела, которые, по их мнению, находились в гармонии и представляли собой единое целое. Гармонично развитое тело подразумевало для них и развитое мышление, активную гражданскую позицию. Человеческий облик, возведенный к прекрасной форме, был почти единственной темой греческого искусства. Греки, преклоняясь перед его красотой, создали огромное количество статуй, в которых постигали гармонию телодвижений, пропорций, равновесия человеческого тела.

Мирон. Дискобол.

Скульптура Древнего Рима

Скульптура Древнего Рима многое переняла из греческой, но в свою очередь выдвинула на первый план – индивидуализацию, которая как способ художественного обобщения постепенно вытесняет идеализацию. Греческое идеальное и совершенное изображение сначала дополняется, а затем и сменяется индивидуальным. На смену совершенным формам греческого изобразительного искусства приходит реализм натуры. Скульптура в Риме использовалась в основном для поддержания престижа военной власти. В результате обычно включала божественные атрибуты – поза, идеализированный торс, венок, но довольно часто неприятное лицо старого человека.

Портрет Люция Цецилия Юконда. I в.

Скульптура Средневековья

Главная особенность средневековой скульптуры, что она стала частью архитектуры (в основном соборов, как главных и единственных общественных пространств для искусства). Свободностоящая скульптура встречалась редко, потому что отражала чуждые христианству ценности, напоминая об языческих идолах, идолопоклонстве. Зато в архитектуре скульптура имела практически полную свободу. Тот факт, что соборы строились не одно десятилетие, а феодальная раздробленность ослабевала тенденции к появлению единых канонов за исключением церковно-христианских, развязывал самостоятельность в искусстве. Хотя все задуманное осуществлялось в лоне христианства, варварские традиции нашли свое отражение в многих скульптурных образах.

Средневековая скульптура

Скульптура Ренессанса

Микеланджело говорил о том, что если скатить хорошую статую с горы на ней не останется никаких повреждений. Данная мысль символзирует главную особенность скульптуры эпохи возрождения – компактность композиции.И, конечно, статуи ренессансных мастеров, которые после почти тысячелетней эпохи средневековой схоластики, обратились к античным традициям, имели с ними много общего, воспевая гимн человеческому разуму и духу.

Скорчившийся мальчик. Микеланджело Буонарроти. XV век. Эрмитаж.

Скорчившийся мальчик. Микеланджело Буонарроти. XV век. Эрмитаж.

Скульптура Барокко

Отличительными особенностями скульптуры эпохи барокко являются – контрастная проработка объема с обилием глубоких впадин и подчеркнутых выпуклостей. Лучшим примером здесь являются работы Лоренцо Бернини. Обратите внимание на то, как вырезаны, проработаны, узорчаты детали. А объем словно бы стремится ворваться в окружающее пространство.

Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна.

Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна.

Скульптура Классицизма

Классицизм возвращает искусство скульптуры в строго очерченные пространственные и канонические рамки, заключая ее в тщательно отполированной поверхности пластических форм и самодостаточности, предельной предметности образов.

Антонио Канова. Три Грации.

Антонио Канова. Три Грации

Импрессионизм в скульптуре

Главной фигурой в скульптуре XIX века является Огюст Роден. Роден совершил революцию в академической скульптуре, привнеся в нее несглаженную лепку формы и световоздушные эффекты фактуры. В результате, скульптура начинала активно взаимодействовать с окружающей средой и пространством. С этого момента, скульпторы стали активно использовать само пространство в качестве составного материала своих скульптур, а границы объема стали достаточно размыты.

Огюст Роден. Поцелуй.

Огюст Роден. Поцелуй.

Медардо Россо.

Медардо Россо.

Скульптура ХХ века

Альберто Джакометти. Александр Архипенко

Генри Мур.

Генри Мур.

Конструктивистские скульптуры Наума Габо

Конструктивистские скульптуры Наума Габо

Примерно ту же плотность и предметность можно наблюдать в работах Ханса Арпа:

 Ханс Арп

Ханс Арп

Артистид Майоль. Река.

Артистид Майоль. Река.

Ассоциации с средневековым романским стилем вызывают экспрессионистические скульптуры Эрнста Барлаха.

Эрнст Барлах

Эрнст Барлах.

Умберто Боччони.

Умберто Боччони.

Вера Мухина. Рабочий и Колхозница.

Вера Мухина. Рабочий и Колхозница.

Кинетическая же скульптура, то есть сменяющая статический принцип скульптуры динамическим начинается с конструктивистов. Например, В. Татлина или Н. Габо, который создает скульптуру с вибрирующей пружиной.

Ласло Мохой-Надь. Кинетические скульптуры.

Ласло Мохой-Надь. Кинетические скульптуры.

Велосипедное колесо. Марсель Дюшан.

Велосипедное колесо. Марсель Дюшан.

Во второй половине ХХ столетия развитие скульптуры происходит под влиянием всех направлений искусства.

Особое значение в скульптуре второй половины ХХ века заняли идеи минимализма, подразумевающие повторяемость, геометричность, отсутствие всякого символизма, использование промышленных материалов:

Дональд Джадд Сол Ле Витт

Хотя скульптура, во многом схожая с архитектурой, с давних времен использовалась для демонстрации в открытом пространстве, в конце ХХ столетия она вступает с окружающим пространством в диалог, став его полноправной частью. Если скульптуры прошлого могли также органично смотреться и в закрытом пространстве, то развитие скульптуры в ХХ веке приводит к тому, что она имеет смысл, лишь в взаимодействии с той средой, где она расположена.

Аниш Капур Дональд Джадд Дэвид Нэш Николай Полисский Франциско Инфанте Энтони Гормли Класс Олденбург

Класс Ольденбург

Класс Олденбург

В дальнейшем из поп-арта родился стиль китч, среди наиболее известных последователей которого можно назвать Джеффа Кунса:

Джефф Кунс Джефф Кунс

В рамках культуры пост-модернизма скульптура аккумулирует в себе множество различных направлений. Творчество большинства из них, нельзя однозначно отнести к какому-то одному направлению. Луиза Буржуа к примеру работала в сюрреализме, конструктивизме, кубизме и т.д.

Луиза Буржуа

Луиза Буржуа

Тем не менее, общей тенденцией в скульптуре ХХ столетия является ее активное взаимодействие с пространством вокруг.

Работы современной российской художницы Ани Жёлудь вовсе представляют из себя объемную графику, рисунок в пространстве:

jelud

Аня Желудь


Скульптура является воспроизведением в трехмерном пространстве образного или абстрактного изображения. Для создания современной скульптуры используемые материалы, как твердые, так и пластичные — глина, стекло, воск, камень, металл, дерево, гипс, смола, стеклопластик и др., могут ваяться, моделироваться, отливаться, выковываться, перемешиваться и комбинироваться для придания изображению определенной формы / малой архитектурной формы – барельефа, свободно стоящего объекта либо элемента природного ландшафта.

скульптура в Нью Йорке expansion

На протяжении XX века современная скульптура, ранее воспринимавшаяся только как древнейший вид изобразительного искусства, часто служащего дополнением к другому искусству — архитектуре, пережила настоящую революцию и приобрела новое, не изобразительное и не функциональное значение.

Первоначально ускоренное развития скульптуре придала все та же современная архитектура, принципами которой стало управление свободным пространством и светом с помощью новейших технических средств и материалов. Пространственная скульптура на сегодня является самым динамично развивающимся видом искусства.

Также современная скульптура постепенно приобретала новое свойство – динамичность ( кинетическая скульптура ), а с приходом современных технологий и новых материалов, перестала ассоциироваться с какими-либо специальными техническими навыками скульптора.


Исторически любую скульптуру определяли два ее основных элемента — масса и пространство. В скульптуре современного стиля, эти элементы утрачивают свое былое значение. Монолитные формы уступают место легким и прозрачным конструкциям из всевозможных материалов, которые позволяют скульптору запечатлеть эффект движения в пространстве.

садовая скульптура на выставке в Челси

Такие элементы как объем (в том числе негативный), фактура поверхности, игра светотени и цвет становятся ключевыми в изобразительной палитре современного скульптора.

Структура и выразительность поверхности современной скульптуры особенно важна, поскольку она дает представление о внутренней структуре самой скульптуры, а также определяет ее взаимодействие с окружающим пространством, приобретая тем самым метафизический смысл. Изогнутая выпуклая поверхность демонстрирует целостность, полноту и наличие внутренней силы.

Вогнутая поверхность, наоборот, отображает вторжение пространства в скульптурную массу, ее распад и разрушение. Плоские поверхности дают представление о жесткости материала, его невосприимчивости к давлению изнутри и извне.

Также скульптор может использовать в одном объекте сразу несколько видов поверхностей, чтобы продемонстрировать нестабильность и борьбу внутренних и внешних сил, часто сопровождающих процессы роста, расширения в пространстве.

В отличие от художника, создающего световые эффекты красками своей картины, скульптор должен оперировать исключительно внешним светом, направленным на скульптуру, распределяя поступающий свет и создавая тени по поверхности своей работы.

Поэтому для скульптора всегда важно заранее понимать, где будет располагаться его работа. Так, индийские скульптуры наиболее выгодно смотрятся при ярком естественном освещении, а работы готических скульпторов – в полумраке и тусклом свете средневековых соборов.

В цветовом решении скульптур есть две противоположные тенденции. Скульптура наших дней чаще всего предполагает раскрытие натурального цвета используемых материалов. В то же время некоторые скульпторы покрывают свои произведения яркими цветами, иногда далеко не неприродных оттенков, что, на самом деле, является продолжением исторических традиций. Еще с древних времен скульпторы часто раскрашивали свои произведения, причем чаще в декоративной, чем в натуралистичной манере. Нам трудно представить, однако, греческие статуи были раскрашены цветом слоновой кости или покрыты золотой краской.

В период Барокко величайший скульптор своего времени Джованни Лоренцо Бернини начал восстанавливать древнюю традицию, широко используя в своих произведениях сочетание белого и раскрашенного мрамора, а также позолоченную бронзу.

Похищение Прозерпины_Дж.Бенини.jpg

Сегодня стало сложно определить границы между современной скульптурой и керамикой или работой по металлу. Роли скульптора и индустриального дизайнера часто неразличимы – порой скульптурные техники используются в дизайне, например, при разработке корпуса нового автомобиля.

Но и это не является новой тенденцией: Микеланджело, Бернини, Пизанелло, Дега, Пикассо – все эти мастера стирали границы между разными направлениями в искусстве, в равной степени являясь и успешными скульпторами и гениальными художниками.

городская скульптура деревянные шары_Jaehyo Lee.jpg

Мы обязательно продолжим наш разговор о современной скульптуре, используемых материалах и техниках, читайте последующие части.

арт обьеккты

Современное искусство для многих — это совершенно неизведанная отрасль, непонятная и загадочная, самая настоящая терра инкогнита. Можно ли выделить основные стили и направления в современной скульптуре или это можно совершить лишь спустя некоторое время, на волнах рефлексии? Попробуем поразмышлять на эту тему и попытаемся выделить основные тенденции, заметные уже сегодня.

Современная скульптура и современное искусство — направления

Современное искусство старается шокировать, старается вернуть искусству его эмоциональную функцию. Едва ли можно выйти равнодушным из практически любой галереи современного искусства. Все арт-объекты изготавливаются с тем или иным посылом, в противном случае получается “пустышка”. Часто художники создают арт-объекты на волне тех или иных событий, происходящих в мире, пытаются донести до зрителя или слушателя определенную мысль. Можно с уверенностью говорить о том, что всё это также касается и скульптуры — в абсолютно полной мере. Выделить можно также следующие тенденции.

  • Рефлексивное направление. Представители такого направления в скульптуре вдохновляются классической скульптурой, признанными мастерами этого вида искусства и их работами, создавая арт-объекты по классическим “схемам” и наиболее очевидным мотивам. Однако, совершенно нельзя, да и не нужно, называть этот подход банальным: ведь скульптура была и остается чрезвычайно сложным направлением искусства. Например, в живописи, художник создает двумерное изображение, плоское, тогда как скульптор должен соблюсти множество пропорций, буквально, в натуральном формате.
  • Постмодерн. Здесь можно объединить всё то, что было сказано выше: здесь скульптор старается шокировать, а если не шокировать — то донести до зрителя некоторую мысль и совершенно определенный посыл. Такие произведения нельзя назвать однозначными, практически всегда они вызывают ощутимый резонанс. В данном случае используются самые необычные материалы. Нет, конечно же, могут использоваться и привычные, однако на фоне эксплуатации интересных форм и сюжетов, используются и интересные материалы, иногда даже совершенно непригодные, на первый взгляд, на этом поприще. Чрезвычайно популярны разного рода не столько скульптуры, сколько инсталляции.
  • Технологическое направление. Наука шагает вперед и все более популярными становятся, например, 3D-принтеры, способные с помощью специального механизма создавать настоящие, заранее спроектированные шедевры. Данное направление, естественно, существенно критикуется разного рода ретроградами, но несмотря на это, оно чрезвычайно перспективно.

Современная скульптура от Мастерской XIX

Если вам хотелось бы приобщиться к искусству и иметь в своем интерьере или саду интересный арт-объект, то специалисты Мастерской XIX из Санкт-Петербурга, помогут вам в реализации этой задумки. Здесь скульпторы-профессионалы помогут вам разработать и реализовать проект практически любой скульптуры: любой сложности и из любых материалов. С нами вы можете рассчитывать на наиболее эстетичный, качественный и долговечный результат!

Появление первых скульптур

Согласно исследованиям ученых, первые Венеры палеолита были созданы 30-35 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита и относятся к расцвету ориньякской культуры. Большинство найденных статуэток имеют небольшой размер — от 4 до 25 см в высоту.

Венера из Холе-Фельс, 35 тыс. лет до н. э.

Венера из Холе-Фельс

Венера Виллендорфская, 25-28 тыс. лет до н. э.

Венера Виллендорфская

Скульптура в Древнем Египте

Древние египтяне, старейший из культурных народов древнего мира, первыми начали ваять скульптуры. Развитие скульптуры Древнего Египта сопутствовало развитию архитектуры, произведения служили украшениями храмам, изображали богов, царей и мифических созданий.

египет1

Рельеф из гробницы генерала Сехетепибра, ок. 1800 лет до н. э.

египет2

К скульптуре Древнего мира относятся также произведения ассирийской, персидской, индийской и китайской цивилизаций.

Так, исследователи Месопотамии обнаружили произведения халдейско-ассирийского ваяния, датируемые 1000-600 гг. до н. э. Отличительными чертами скульптуры древней Месопотамии является значительная выпуклость рельефа и общая суровость концепции произведений, преувеличенная демонстрация физической силы. Религиозная скульптура Месопотамии содержит изображения мощных и мускулистых фигур крылатых львов и быков с человеческими головами, которые венчают царские тиары. Такие фигуры изображали шеду — духов-хранителей шумеро-аккадской мифологии.

Древнеперсидская скульптура во многом схожа с произведениями Месопотамии; персы тоже ваяли скульптуры для декорирования дворцов царей и знати, создавали рельефы и изображения, отражающие сюжеты придворной жизни, воплощали в камне крылатых животных с человеческими головами.

Скульптурное искусство Древней Индии напрямую относит нас к религиозным воззрениям народа того времени. Индийцы изображали в камне богов и их подвиги, придавали фигурам символические, таинственные и местами утрированные позы. Особой чувственностью и страстностью отличались женские фигуры богинь и духов природы.

В Древнем Китае широкое распространение получила резьба по камню. Каменные скульптуры, украшающие дома и гробницы, свидетельствовали о высоком статусе древнекитайской знати. Китайцы изображали в камне не только образы божеств и священных животных, но и сцены из жизни военных генералов и императорских служащих. Мировую известность китайская скульптура обрела после открытия учеными в XX веке гробницы императора Цинь Шихуанди. В гробнице были обнаружены по меньшей мере 8000 уникальных терракотовых статуй в человеческий рост, изображающих императорскую армию. По оценкам ученых, произведения датируются II веком до н.э.

Крылатый человекобык из Дур-Шаррукина

человекобык

Крылатый человеколев из дворца Тукульти-Нинурты I

человеколев

Античная скульптура

Античную скульптуру, в целом, можно разделить на два обширных направления: скульптура Древней Греции и скульптура Древнего Рима.

Статуя, изображающая человека или бога – это главная форма древнегреческого искусства. Античные древнегреческие статуи располагались повсюду: в храмах, на площадях древних полисов, в садах, на берегу моря… Греки всегда пытались подчинить камень и изобразить в нем человеческие пропорции. Поэтому скульптуры древнегреческих богов были антропоморфными, изображая их фигуры лишь немного более совершенными, чем фигуры обычных людей. В античной культуре ценилась идеализация художественных образов, поэтому образы героев и богов до сих пор поражают зрителя гармонией пропорций, легкостью и поразительной точностью изображения человеческого тела.

Греческая скульптура утратила восточное влияние и начала развиваться самостоятельно к V веку до н. э. Веком наивысшего расцвета древнегреческой скульптуры принято считать Век Перикла. Известными скульпторами того времени считаются Каламид, Мирон и Фидий. Каламид сочетал в каменных изваяниях грациозность и тонкое художественное чутье натуры; Мирон привнес в скульптуру совершенно новый для тех веков элемент – движение; Фидий ваял преимущественно статуи богов, наделяя их небывалым величием и благородством. В большинстве своем произведения этих авторов не сохранились до наших дней, но в последствии множество скульпторов, придерживаясь их школы, продолжали и развивали дело великих мастеров.

дискобол

Колосс Родосский, III век до н. э.

колосс

Скульптуры Древнего Рима многое позаимствовали у греков. Однако римляне выдвинули на первый план индивидуализацию, которая в последствии вытеснила художественную идеализацию, характерную искусству Древней Греции. В Древнем Риме на смену совершенным формам пришел реализм натуры; кроме того, скульптура римлян носила идеологический и пропагандистский характер: скульпторы создавали произведения, направленные на поддержание военной власти того времени. Так, древнеримские правители способствовали распространению собственных портретных бюстов по всем уголкам империи: каждый житель Рима должен был поклоняться авторитету величественного вождя. Древнеримская скульптура отличалась от древнегреческой сухостью и грубостью форм; произведения того времени – это в основном копии знаменитых греческих скульптур. Римляне использовали для изготовления скульптур в основном мрамор, иногда – бронзу.

Император Коммод в образе Геркулеса, 191 г. н. э.

Коммод

Император Калигула, I век н. э.

Калигула

Эпохи Средневековья, Готики и Возрождения

В эпоху средневековья искусство скульптуры потеряло былое величие. Это связано с приходом христианства; согласно идеологии этой религии, пластические образы и формы фигур, их чувственность и материальность могли вернуть верующих к пережиткам идолопоклонства и языческих культов. На смену сюжетам мифологии пришли библейские сюжеты, которые изображались преимущественно в мозаике и живописи. В эпоху раннего средневековья скульптура находилась в упадке, создавались в основном атрибуты религии: кресты, рамы священных икон, внешний и внутренний декор храмов.

Эпохе Возрождения предшествовала Готическая эпоха. В это время средневековые скульпторы работали над украшением величественных готических соборов, ваяли статуи христианских святых и мучеников. Поэтому готическая скульптура неотделима от архитектуры того времени и представляет собой часть средневековых религиозных сооружений.

XV век стал периодом глобальных изменений не только в живописи и скульптуре, но и в искусстве в целом. Художники эпохи Возрождения снова обратили взгляд к античности, стали предпринимать попытки возродить традиции прошлого после многовекового забвения и темных времен Средневековья. Скульпторам и живописцам пришлось заново открывать перспективу и пропорции. В эпоху Возрождения скульптура античности стала восприниматься не как шаблон для подражания, а как историческое осознание связи прошлых веков с настоящими. Мастера Ренессанса стремились отбросить готические и византийские традиции и вернуться к классике эллинизма и древнеримской доблести.

Прародиной Ренессанса принято считать Флоренцию. Этот регион Италии подарил истории таких великих скульпторов как Донателло, Лоренцо Гиберти и всемирно известного Микеланджело Буонарроти.

Великий мастер Донателло в своей работе также обращался к искусству античности. В понимании Донателло классическая скульптура была не вновь обретенным благом, а достоянием флорентийского народа. Скульптор также работал с круглой скульптурой, выдвигая на первый план задачи пластики и формы. Линии скульптур Донателло искусствоведы называют дугообразными и полными внутренней нравственной силы. Эта сила передается зрителю через прочность посадки головы скульптур, сдержанность жестов и господство фигуры над окружающим пространством.

Читайте также: