Пути развития современного оперного искусства сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

Что такое медиаопера?

Если попытаться дать совсем простое определение, то медиаопера — это современная модификация оперного жанра, в котором визуально-постановочная составляющая перекочевала в мультимедийный формат. Есть несколько важных признаков этого жанра: сочетание акустической музыки и электроники, видеоряда и живого перформанса, записанного саундтрека и реального исполнения, — которые варьируются от произведения к произведению, от композитора к композитору. При этом, в отличие от кинооперы или киномузыки, видеосоставляющая и музыкальная драматургия не иллюстрируют друг друга, а являются полноправными и зачастую параллельно развивающимися участниками процесса.

В России этот жанр известен уже около 30 лет. И хотя под это определение подходят и некоторые произведения, написанные до 1990-х, официальный нейминг принадлежит композитору Ираиде Юсуповой. Как появился этот жанр, каково его генеалогическое древо, как происходило сближение оперы и кино, какова история медиаоперы в России и с какими ключевыми произведениями этого жанра стоит познакомиться — можно узнать в самом полном гайде по жанру.

От Монтеверди к Вагнеру


Сцены открытия знаменитого детища Рихарда Вагнера — фестиваля в Байройте в 1876 году. Источник

В аду немого кино

Кинематографом Мельес был очарован с первого взгляда, когда в 1895 году увидел кинопоказ братьев Люмьер. Мельес приобрел съемочную камеру в Англии и начал снимать всё подряд, используя в своих лентах трюки и пиротехнику, став первооткрывателем двойной экспозиции, монтажа и даже подводных съемок.


Гуго фон Гофмансталь и Рихард Штраус на прогулке. Источник

Эйзенштейн


Источник


Сергей Эйзенштейн любуется на своих валькирий (Большой театр, 1940). Источник

Феллини, Херцог и Висконти: опера в классическом арт-хаусе

С развитием звукового кино режиссеры со всех ног поспешили навстречу опере. Ее волшебный мир, персонажи, цитаты и аллюзии — все эти темы расцветают в мировом кинематографе пышным цветом. Оперные арии звучат в фильмах Феллини и Годара, Висконти и Риветта, очаровывая зрителей чудесным флером оперных условностей. Страстной, всепоглощающей оперомании посвящены сразу несколько культовых фильмов.


Съемка первой телеоперы (NBC, 1951). Источник

Медиум есть медиум: опера и видео-арт


Обложка книги эссе Дика Хиггинса. Источник

Шарлотта Мурман, 1971. Источник Нам Джун Пайк и его муза и соавтор Шарлотта Мурман. Источник

Действие всех опер Эшли происходит в американской глубинке, вместо арий он использует длинные монологи-речитативы (оригинальная смесь между шенберговским Sprechgesang и американским хип-хопом), а вместо оркестра — электроакустический саунд.

Фрагмент медиаоперы Роберта Эшли Perfect Lives (1983)

Три истории Стива Райха

Важным шагом на пути к становлению жанра стали работы семейного тандема композитора Стива Райха и видеохудожницы Берил Корот.


Источник

Практически параллельно с Райхом к жанру видеооперы пришел и нью-йоркский композитор Майкл Гордон, который в сотрудничестве с видеохудожником Эллиотом Капланом создал несколько произведений в этом формате. Их первым проектом стала видеоопера для трех голосов и камерного ансамбля, посвященная Ван Гогу (1991), а несколько лет спустя состоялась премьера видеооперы Weather (1997) — для 16 струнных, многоэтажной конструкции видеомониторов и вертикальной сцены. Это мультимедийное сочинение представляет собой визуальное и музыкальное путешествие по карте погоды — в партитуре лихо соединяются самые разнообразные стили: ритмический пульс классического минимализма, диссонансы в духе Лигети, модальность и цитаты из поп-музыки. Свою партитуру композитор снабдил исчерпывающей аннотацией:

Фрагмент аудиозаписи медиаоперы Майкла Гордона Weather (1997)

Красавица на пути в никуда: опера как саундтрек


Источник

Может быть интересно

Как русское кино стало домом для академического авангарда?

Если говорить об использовании видеотехнологий в российском оперном театре, то в столичных театрах они становятся всё более привычными. Не исключено, что скоро без них не сможет обойтись ни один оперный спектакль — кажется, именно к этой амбициозной цели стремится фестиваль современного оперного искусства Digital OPERA 2.0, который с 2019 года проходит в Санкт Петербурге.

Психоделические металлы Фаусто Ромителли

Итак, в основе любой медиаоперы лежит саундтрек, который обретает новую жизнь в новом жанре. Над произведением работают авторы самого разного толка — композитор, либреттист, режиссер, оператор, медиахудожник, музыканты-исполнители, певцы и перформеры. Как правило, видеоряд создается непосредственно в процессе работы над оперой, но в любом случае бал правит музыкальная драматургия (как и положено в настоящей опере). В этом жанре органично соединяются классическая и авангардная музыка, кинематограф и видео-арт, перформанс и анимация, а традиционные оперные формы (ария, дуэт, хор) естественно соседствуют с электронной музыкой и элементами импровизации.

Авторы видеоряда — художники Паоло Пакини и Леонардо Ромоли, создавшие на экране психоделические видения разных состояний металлов — от обжигающего расплава до индустриальных обломков и всевозможных вариантов повреждения металлической поверхности.


Источник

Феминизм и марсоходы: современная электроакустическая опера в России

Особый путь: мистерии московского концептуализма


Источник

Важную роль в становлении жанра сыграла многолетняя дружба Ираиды Юсуповой с поэтом-концептуалистом Дмитрием Приговым — он снялся в нескольких фильмах Юсуповой и Долгина. По словам композитора,


Альберт Эйнштейн, Сергей Коненков и портрет Эйнштейна работы советского скульптора. Источник

Может быть интересно

Сказочная основа этой космической истории оживает в аллюзиях на русские сказочные оперы, а ее итальянская родословная — в инструментальных танцах, шествиях и страстных вокальных дуэтах.

Признавая важность обоих вариантов, в качестве авторского комментария хочется особенно выделить второй — родовую связь с оперой. Это прежде всего заложенный в ней баланс между элитарностью и доступностью, который проявляется и в слиянии совершенно разных музыкальных стилей и языков, и в самой идее приближения громоздкого сценического жанра оперы к восприятию современного зрителя.

Что такое опера, история оперы

разновидности оперы

Что мы знаем об опере? Любой музыковед скажет, что это синтетический жанр, который объединил в себе разные виды искусств. Простой слушатель ответит на этот вопрос иначе, вероятно, упомянув, что обязательный атрибут любой оперы – пение и драматургическое действие, разворачивающееся на сцене. Ценитель классической музыки с важным видом отметит про особую пользу оперной музыки как для взрослых, так и для детей, потому что мы можем наслаждаться не только прослушиванием музыкальных инструментов, но и голоса, прекрасного и чарующего.

Об истории оперы и значении этого жанра в культурном обогащении человека читайте на нашей странице.

История оперы


Развитие оперного жанра

С момента зарождения, опера совершенствовалась и подвергалась всевозможным изменениям буквально каждое столетие. Так, венецианская школа, в лице Ф. Кавалли, М. Чести, Дж. Легренци начинает усиливать роль мелодического начала в этом жанре, а также установливает вокальные формы. Эту тенденцию успешно продолжают композиторы неаполитанской школы начала XVIII века (А. Скарлатти, Н. Порпора, Л. Лео, Ф. Провенцале). Именно в это время устанавливается форма арии, а также происходит разделение вокальных номеров и речитатива.

С приходом эпохи романтизма в XIX веке опера выходит на первый план. Одной из главных идей того периода была тесная взаимосвязь различных видов искусств, которая как раз и проявляется в этом жанре. Среди композиторов романтиков, оказавших свой вклад в развитие оперы можно выделить: Дж. Россини, Дж. Верди , Р. Вагнер . Среди композиторов русской школы большой вклад в развитии оперы внесли М. Глинка , А. Бородин, М. Мусоргский , Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский и др.

Что в опере важнее

Конечно, в этом вопросе не должно возникнуть сомнений. Первенство принадлежит музыке. Именно она точно и чутко передает эмоции, характер и чувства героев. Однако, так было не всегда, некоторое время автором оперы считался либреттист, а не композитор. Было даже такое, что оперные певцы требовали у композитора выигрышных партий, он подчинялся и либреттисту и артистам. В России в XVIII веке даже не обозначали его имя в комических операх.

В чем сила оперного искусства

Оперное искусство очень популярно в наши дни. Ведь это необычный жанр, в котором объединяются и тесно переплетаются драматическое искусство, танцы, литература, пантомима, изобразительное искусство и, конечно, главенствует над всем этим музыка. Она способна точно передать человеческие переживания во всех тончайших оттенках. Именно поэтому столь широко влияние музыки на эмоциональное и эстетическое развитие человека. Каждый шедевр оперного искусства – это разнообразный и впечатляющий мир интереснейших сюжетов, полных ярких персонажей, со своими чувствами и переживаниями, мир богатейшего мелодического звучания, гармонии и оркестровых красок.

Щеголихина Елена Петровна

В реферативно-исследовательской работе рассматривается становление оперного жанра от зарождения, истоков до XXвека. Основные направления жанра оперы.

ВложениеРазмер
Становление оперного жанра 78.5 КБ
презентация к исследовательской работе "Становление оперного жанра" 1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Руководитель: Щеголихина Е.П.

Развитие жанра на протяжение веков……………………………………. 8

Список использованной литературы………………………………………12

"Опера и именно только опера сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных кружков, но при благоприятных условиях — всего народа". Эти слова принадлежат Петру Ильичу Чайковскому — великому русскому композитору. Вся его оперная деятельность — живое подтверждение справедливости этих слов: опера была самым любимым музыкальным жанром гениального композитора, и лучшие его оперные произведения действительно стали достоянием всего народа.

Опера, тесный союз двух искусств — музыки и театра, взаимно друг друга обогащающих, является одним из самых популярных жанров. Воздействие драматического произведения и игры актеров в опере бесконечно возрастает благодаря выразительной силе музыки. И наоборот: музыка приобретает в опере необычайную конкретность, образность.

Стремление усилить при помощи музыки воздействие театрального произведения возникло уже в очень далекие времена, на заре существования драматического искусства.

На открытом воздухе, у подножия горы, склоны которой, обработанные в виде ступеней, служили местами для зрителей, в Древней Греции происходили праздничные театральные представления. Актеры в масках, в особой обуви, увеличивавшей их рост, декламируя нараспев, исполняли трагедии, прославлявшие силу человеческого духа. Созданные в эти далекие времена трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и в наши дни не утратили своего художественного значения.

Значительное место в греческой трагедии занимала музыка, точнее хоровое пение в сопровождении музыкальных инструментов. Именно хор выражал основную идею произведения, отношение его автора к изображаемым событиям.

Театральные произведения с музыкой были известны и в средние века. Но все эти "предки" современной оперы отличались от нее тем, что в них пение чередовалось с обычной разговорной речью, в то время как отличительным признаком оперы является то, что текст в ней с начала до конца поется.

Датой рождения оперного искусства, по одной из распространенных версий, считается 1600 год. Флорентийский композитор Джакопо Пери сочинил оперу "Эвридика" для свадебных торжеств французского короля Генриха IV и Марии Медичи. Расцвет и самостоятельное развитие этого вида искусства началось при Людовике XIV.

Развитие оперы во Франции — стране, где танец традиционно преобладал над пением, пошло по несколько иному пути. Французская опера раннего барокко, представленная прежде всего так называемыми лирическими трагедиями любимого композитора Людовика XIV Ж. Б. Люлли, — это относительно короткий спектакль на героический или мифологический сюжет. В такой опере пять актов, и она непременно включает торжественные сцены с хорами и балетом, не имеющие прямого отношения к сюжету и призванные отразить величие короля.

Опера в нашем современном понимании этого слова возникла на рубеже XVI и XVII веков в Италии.

Опера - Опера (лат. opera — труды, изделия, произведения) — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки.

Создателями этого нового жанра были поэты и музыканты, преклонявшиеся перед античным искусством и стремившиеся возродить древнегреческую трагедию. Но хотя в своих музыкально-сценических операх они использовали сюжеты из древнегреческой мифологии, они не возродили трагедию, а создали совсем новый вид искусства — оперу.

Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

Опера быстро завоевала популярность и распространилась по всем странам. В каждой стране она приобрела особый национальный характер — это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из ее сказаний и легенд), и в характере музыки.

С развитием оперы сложилось классическое строение жанра .

3.Строение жанра оперы

Какими же средствами располагает музыка в опере, чтобы усиливать художественное воздействие драмы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с основными элементами, из которых состоит опера.

1 .Одной из основных частей оперы является ария . Значение этого слова близко к значению слова "песня", "напев". И действительно, арии из первых опер по своей форме (большей частью — куплетной), по характеру мелодии были близки песням, да и в классической опере мы найдем немало арий-песен.

Оперная ария обычно имеет ясную законченную форму: куплетную, трех частную, рондо. Нередко ария состоит из двух контрастных по характеру музыки частей. Благодаря этой законченности арию можно исполнить отдельно, например в концерте, в радиопередаче. Слушая оперную арию в концерте, вы можете составить ясное представление о герое, которого она характеризует. Арии и речитативы являются основными средствами индивидуальной характеристики героев оперы. Очень ярким средством характеристики героев (при этом не имеющим аналогий в драме) является ансамбль.

2 .Второй частью оперы являются оперные ансамбли могут быть очень разными по количественному составу: от двух голосов (дуэт) до десяти (децимет). При этом обычно в ансамбль соединяются голоса различного диапазона и тембра. Мы часто слышим в опере, например, дуэт сопрано и контральто (например, Лизы и Полины в "Пиковой даме" Чайковского) Часто ансамбль передает одно чувство, охватывающее нескольких героев, в таком случае отдельные партии ансамбля не противопоставляются, а как бы дополняют друг друга и часто имеют сходный мелодический рисунок. К ансамблям такого рода принадлежит, например, дуэт Онегина и Ленского перед дуэлью в опере Чайковского "Евгений Онегин". Композитор не противопоставляет партии врагов — вчерашних друзей, а передает в музыке общее для обоих чувство раздумья, нерешительности перед роковой встречей. Но ансамбль объединяет музыкальные характеристики героев, чувства которых различны и даже противоположны.

3 .Большое место в опере занимают хоровые эпизоды. На примере все той же оперы "Евгений Онегин" мы можем видеть, как разнообразна бывает трактовка оперных хоров. В первой картине оперы мы слышим исполняемую хором песню крестьян, возвращающихся с полевых работ: "Болят мои скоры ноженьки со походушки". В ней хор выступает как единое целое, песня эта — обобщенная характеристика крестьян. Такой же хор-песню мы слышим и в третьей картине первого действия (хор девушек "Девицы, красавицы"). Обобщенность, суммарность характеристики крестьян здесь вполне уместна: крестьянские сцены не связаны с развитием основного сюжета, они только фон, обстановка действия.

Пример максимальной индивидуализации хора мы находим в музыкальной драме Мусоргского "Борис Годунов", где из хора народа, упрашивающего Бориса принять царский венец, выделены не только отдельные группы, но даже отдельные персонажи, получающие лаконичную, но меткую музыкальную характеристику.

Нам осталось рассказать о значении инструментальных эпизодов в опере. К ним относятся танцевальные эпизоды и увертюра. Танцы в опере являются не только зрелищем, но и одним из средств музыкально-драматургического развития. Хорошим примером здесь могут служить танцы из второго действия оперы Глинки "Иван Сусанин".

4. Основная ее тема, с которой и начинается увертюра , — это тема народного ликования. Она прозвучит в финале оперы, в хоре, славящем Руслана, освободившего невесту, похищенную злым волшебником. За этой стремительной, летящей вперед музыкальной темой следует широкая распевная мелодия, которая прозвучит в опере в арии Руслана. Это тема любви Руслана к Людмиле, его надежды на счастье. И наконец, в увертюре есть и еще очень важная тема, противопоставленная двум упомянутым выше, — странная, причудливая и грозная тема волшебника Черномора.

Следовательно, увертюра как бы излагает основную идею оперы в обобщенном, лаконичном и законченном виде. Поэтому она может исполняться отдельно от оперы, в концерте, становясь тогда как бы самостоятельным симфоническим произведением на тему оперы.

В спектакле же увертюра как бы вводит слушателя в мир музыкальных образов оперы. А затем, когда занавес поднимается, эти образы становятся не только слышимыми, но и зримыми, приобретают конкретность, определенность.

4.Развитие жанра на протяжении веков

Стиль возник в Италии и был связан с развитием в конце XVI века национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка и традиций народного исполнительства.

В Италии начала 18 в. возникла реакция на схематизм, преувеличения и нелепые условности, характерные для оперных либретто второй половины 17 в. Новый импульс развитию жанра дало творчество либреттиста А. Дзено. После 1720 начатую им реформу оперы-сериа завершил П. Метастазио. Его либретто — выразительная иллюстрация рационализма 18 в. Конфликты и недоразумения, напряженные внутренние противоречия в них непременно разрешаются торжеством разума, а добродетель вознаграждается, причем часто благодаря акту великодушного самоотречения со стороны монарха или бога. Музыка опер-сериа организована согласно устойчивому набору правил: драматическое действие разворачивается в речитативах, тогда как эмоции персонажей выражаются посредством арий. На протяжении большей части 18 в. композитор в опере не был ведущей фигурой.

( Сюзанны и Керубино в опере Моцарта "Свадьба Фигаро").

Создателем первой классической оперы в России явился гениальный композитор Глинка. В своей первой опере "Иван Сусанин" он прославил нравственную силу русского человека, его беззаветную любовь к родине. Музыка этой оперы глубоко, органически связана с русской народной песенностью.

С народным песенным искусством родной страны связаны и лучшие оперные произведения зарубежных композиторов — австрийца Моцарта, итальянцев Джоаккино Россини и Джузеппе Верди, француза Жоржа Бизе .

Все они с равным правом могут претендовать на роль предтеч романтизма и завершителей эпохи классицизма: одни в большей степени, другие - в меньшей. Но благодаря целой плеяде гениев, творивших в русле нового направления века – в романтизме - этот стиль в скором времени стал в музыкальном искусстве уже 2-й четверти века основополагающим. Его представляли Роберт Шуман и Карл-Мариа Вебер, Джоаккино Россини и Джузеппе Верди, Гектор Берлиоз и Фредерик Шопен, Александр Верстовский, Михаил Глинка, молодой Александр Даргомыжский. Поздний романтизм (3-я четверть века) наступил с осмыслением действительности без прекрасных, но эфемерных иллюзий. Это время "романтических битв" и формирования стилистики т.н. реализма.

Вы знаете теперь, как широк круг выразительных средств, которыми располагает композитор в опере. И недаром опера — союз музыки и драмы — это один из самых популярных музыкальных жанров. Понимание оперной музыки доступно каждому, этому помогают слова и сценическое действие, а музыка усиливает впечатление от драмы, выражая с присущей ей лаконичностью то, что иногда трудно передать словами. Поэтому так часто обращались к опере композиторы, стремившиеся к общению с народом, к труду для народа.

Оперный жанр развивался, изменялся на протяжении веков, но и в наши дни остается востребованным. Многие люди с удовольствием посещают оперные театры, восхищаясь как классическими произведениями, так и произведениями современных композиторов.

 Время для оперы. Роль оперного искусства в современном обществе

 Время для оперы. Роль оперного искусства в современном обществе

Дмитрий Хворостовский

 Время для оперы. Роль оперного искусства в современном обществе

Как уже упоминалось выше, в каждом уважающем себя театре есть оперная студия или молодежная программа, благодаря которой ежегодно выпускается от пяти до десяти молодых талантов. Так например, существует Молодежная оперная программа Большого театра, Академия молодых певцов Мариинского театра. Только самые талантливые из выпускников трудоустраиваются, остальные остаются невостребованными.

 Время для оперы. Роль оперного искусства в современном обществе

При работе над данной статьей, был проанализирован средний возраст певцов и певиц ведущих оперных театров нашей страны - Мариинского и Большого. Он оказался почти одинаков — 41 и 44 года. Количественно преобладают исполнители тридцати и сорока лет. Хотя, разброс достаточно велик: от 22 (участники Молодежных программ) до 70 лет. Все это говорит о том, что труппы театров если и омолаживаются, то постепенно. Таким образом, несмотря на наличие многих проблем, оперу несомненно необходимо популяризировать. Необходимо с самого детства доносить до людей понимание того, что существует такой вид искусства, как опера - музыка высшего качества.

Читайте также: